Купить билет

Собиратели

Дмитриев-Кавказский Лев Евграфович

Дмитриев-Кавказский Лев Евграфович

Дмитриев-Кавказский Лев Евграфович.
Фотография в свободном доступе в Интернете

Авторы: В.А. Дмитриев, научный сотрудник главной категории отдела этнографии Кавказа, Средней Азии и Казахстана, доктор исторических наук; Л.Ф. Попова, заведующая отделом Кавказа, Средней Азии и Казахстана

Лев Евграфович Дмитриев-Кавказский – российский художник, академик Императорской Академии художеств. Во время обучения в Академии стал добавлять к своей фамилии слово «Кавказский». Ряд своих произведений он подписывал псевдонимом Арслан.

Родился 18 февраля (2 марта по н. ст.) 1849 г. в сел. Прочный Окоп Кубанской обл. в семье гарнизонного медика. С детства был знаком с жизнью казаков и кавказских горцев и впоследствии тема Кавказа и его жителей стала одной из главных в его творчестве. Получил общее образование в Ставропольской мужской гимназии, лучшем учебном заведении на Северном Кавказе в 1860-е гг. В 1869 г. стал учеником Императорской Академии художеств по разряду гравирования, его наставником был Ф.И. Иордан. В 1873 г. за офорт с картины Т. Горшельта «Лезгины» награжден большой серебряной медалью. В 1878 г. получил звание классного художника I степени, а в 1882-м – звание академика за портрет-офорт великой княгини Марии Павловны, а также за офорты с картин Рубенса, Рембрандта, Репина и Горшельта. В ряде публикаций особо отмечается профессия Л.Е. Дмитриева-Кавказского – гравер по меди.

Его работы постоянно экспонировались в Обществе выставок художественных произведений, существовавшем при Академии художеств. Он участвовал также в выставках Общества русских акварелистов, Всемирной выставке в Париже (1878), Всероссийской выставке в Москве (1882), выставке Первого дамского художественного кружка (1894) и др. В последний год жизни входил в оргкомитет выставки «Война и наши трофеи» (1916).

В 1885 г. художник открыл «Мастерскую живописи и рисования для учащихся академика Л.Е. Дмитриева-Кавказского», которая в разные годы находилась по разным адресам в Санкт-Петербурге. Среди посещавших занятия в этом училище были П.Н. Филонов, М.В. Добужинский, А.И. Куприн, М.И. Авилов, И.А. Елатонцев; в мастерской совершенствовали свое умение художники, приехавшие из дальних регионов России – И. Чирков, Л. Туржанский, Я. Тильберг, Д. Окраянц, Ф. Терлемезян, М. Тоидзе, Д. Какабадзе и др. В работе мастерской до конца жизни художника многое оплачивалось из его личных средств, и так как плата за обучение была низкой, а финансирование со стороны Академии художеств поступало только с 1887 по 1903 г., он часто нуждался в финансовой поддержке.

В 1883–1884 гг. Л.Е. Дмитриев-Кавказский был редактором иллюстрированного журнала «Ласточка», где публиковались фотографии работ художников, преимущественно русских. С 1887 по 1890 г. он заведовал художественным отделом журнала «Всемирная иллюстрация», а с 1891 г. являлся членом и секретарем Товарищества русских художников-иллюстраторов. Позднее Лев Евграфович вошел в состав учредителей Общества изящных искусств им. В.В. Верещагина в г. Николаеве, а в 1913 г. стал членом этого Общества.

В 1880-х гг. Л.Е. Дмитриев-Кавказский выпустил альбомы офортов «Кавказ» и «Кавказ. Художественный альбом типов Кавказа». В 1894 г. в петербургском издательстве А.Ф. Девриена была издана книга «По Средней Азии (записки художника Л.Е. Дмитриева-Кавказского)». Он также участвовал в подготовке издания «Война русского народа с Наполеоном 1812 г.» (1910), книги П.Г. Васенко «Бояре Романовы и воцарение Михаила Федоровича» (1913).

Публикациям этнографического характера предшествовали поездки Льва Евграфовича на Кавказ (1870–1879) и в Среднюю Азию (1887).

При жизни наибольшую известность ему принесли работы по кавказской тематике, в том числе «Портреты славных туземцев Кавказа», «Чтение Корана», «Горцы», «Чеченец», «Чеченская девушка», «Ингуши», «Кавказец», «Молодая осетинка», «Молодая гурианка», несколько пейзажей. Также высоко были оценены офорты с картин Теодора Горшельта: «Лезгины», «Разоренный аул», «Горец с лошадью», «Пластуны» и пр. В настоящее время эти произведения рассматриваются как ценный этнографический источник. Сегодня работы Л.Е. Дмитриева-Кавказского хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Российской национальной библиотеке, в музеях Вены, Алма-Аты, Бишкека, в частных собраниях.

В сентябре 1905 г. Л.Е. Дмитриев-Кавказский обратился в Этнографический отдел Русского музея императора Александра III (ЭО) c предложением продажи крупной коллекции костюмов разных народов. Костюмы музей оплатил владельцу сразу, и в октябре 1905 г. они вошли в собрание ЭО.

Наиболее многочисленную группу составили костюмы народов Южного Кавказа, приобретенные, согласно документам, в Батумской обл. Это мужские костюмы курдов, лазов, турков, а также женский турецкий костюм, предметы мужской гурийской одежды, несколько пар носков иранцев и пара туркменской мужской обуви. Названные костюмные комплексы отличаются редкой полнотой. Они были приобретены за 1125 р.

О других костюмах в протоколах заседаний ЭО сказано, что они происходят «из Южной России» и оценены в 63 р. По всей видимости, речь шла о какой-то части остальной коллекции, поскольку эта сумма слишком мала для 10 костюмов разных народов и русских предметов (полотенца, одежда – всего 28 вещей). К сожалению, подробной информации о происхождении костюмов не сохранилось.

Два казахских костюмных комплекса – мужской и женский – характеризуют, согласно музейной описи, быт «бухарских киргизов», то есть группы казахов, кочевавших в пределах Бухарского эмирата. С этим населением художник предположительно познакомился во время поездки в Среднюю Азию в кон. 1880-х гг. Его путешествие пролегало по Закаспийской железной дороге, а затем вдоль нижнего течения Амударьи – территориям, которые Российская империя активно осваивала после включения Средней Азии в свой состав. Задача художника состояла в создании альбома рисунков, характеризующих население Амударьинского бассейна – туркмен, казахов, каракалпаков, узбеков, таджиков. Как художник и коллекционер Л.Е. Дмитриев-Кавказский питал неподдельный интерес к предметному миру Востока. При малейшей возможности он старался приобрести вещи, которые, возможно, планировал использовать для рисунков с натуры. «Сегодня базарный день в городе, – пишет он в своих «Записках», – и я бродил по большому съехавшемуся базару. Большие толпы туземцев и бойкая торговля русскими и хивинскими продуктами. Купил несколько ковров и костюмов.» (Дмитриев-Кавказский 1894, С. 61). Костюмы амударьинских казахов, привезённые Дмитриевым-Кавказским, по сей день являются в собрании Российского этнографического музея (РЭМ) единственными.

Интересен костюм австрийского серба, также оставшийся уникальным в собрании музея (РЭМ 739). На шапке из костюмного комплекса имеется монограмма: «Франц Иосиф, Австрия», что указывает на причастность первого владельца костюма к военной службе – он мог быть приписан к пограничному австро-венгерскому гарнизону. Такие костюмы заказывали в специализированных городских мастерских. Поскольку сохранность этих вещей хорошая, вероятно, они были куплены у мастера новыми (авторы благодарят А.А. Михайлову, научного сотрудника РЭМ, хранителя костюма, за предоставленную консультацию)

Большой редкостью является мордовский костюм Саратовской губ. – больше с этой территории мордовских поступлений не было (РЭМ 779). Русская одежда также представляет собой ценные раритеты втор. пол. XIX в. (РЭМ 777).

Большой разброс географии коллекции Л.Е. Дмитриева-Кавказского можно предположительно объяснить и тем, что часть костюмов была привезена учащимися Мастерской из своих родных мест для выполнения рисунков и полотен.

Как бы то ни было, эти ценные поступления вкупе с реноме известного художника, знакомого с этнографией Кавказа и имеющего опыт коллекционирования, определили намерение руководства ЭО и хранителя К.А. Иностранцева предложить Л.Е. Дмитриеву-Кавказскому стать корреспондентом отдела. В апреле 1906 г. ему были выделены 1200 р. для сбора этнографических коллекций на Кавказе, однако Л.Е. Дмитриев-Кавказский задания не выполнил и деньги не возвратил, сославшись в ходе переписки с ЭО на сложные жизненные обстоятельства. Возможно, они были связаны с прекращением финансирования Мастерской в 1903 г. Переписка длилась с 1906 по март 1908 г., когда дело было передано юрист-консульту Министерства двора его императорского величества.

В настоящее время все поступления от Л.Е. Дмитриева-Кавказского признаны предметами высокой исторической ценности, костюмы рассматриваются как редкие эталонные образцы одежды, уникальные в собрании РЭМ. Многие вещи периодически используются в выставочных проектах музея. Костюм курда демонстрируется на постоянной экспозиции «Народы Южного Кавказа. Конец XIX – начало XX в.», открытой в 2012 г.

Л.Е. Дмитриев-Кавказский скончался 21 января (3 февраля) 1916 г. в Санкт-Петербурге в возрасте 66 лет.

Архивные материалы

АРЭМ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 23а. – Переписка о взыскании долга с Дмитриева-Кавказского.


Основные публикации

  1. Дмитриев-Кавказский Л.Е. По Средней Азии: записки художника Л.Е. Дмитриева-Кавказского / Ил. Л.Е. Дмитриева-Кавказского. – СПб.: О-во попечения о бесприют. детях, 1910. – [4], IV(Т. IV. ?), – 132 с.: ил., карт.
  2. Божерянов И.Н. Война русского народа с Наполеоном 1812 г. / Рис. буквиц и концовок Л.Е. Дмитриева-Кавказского. – СПб.: О-во попечения о бесприют. детях, 1910. – IV, – 132 с.: ил., карт.
  3. Божерянов И.Н. Триста лет царствования дома Романовых 1613-1913 / Рис. Л.Е. Дмитриева-Кавказского, Г.М. Манизера, Н.И. Ткаченко. – СПб.: О-во попечения о бесприют. детях, 1912. – [2], – 172 с.: ил.
  4. Война и наши трофеи: Выставка / [Ред. коммент.: М. Соколовский, И. Божерянов, Л. Дмитриев-Кавказский др.; текст: М.К. Соколовского, И.Н. Божерянова; рис. акад. Л.Е. Дмитриева-Кавказского; портр. в красках акад. М.В. Рундальцева. – Пг.: О-во попечения о бесприют. детях, [1915]. – [4], – 73 с.: ил.


Библиография

  1. Булгаков Ф.И. Наши художники. – СПб.: Тип. А.С. Суворина, 1889. – Т. 1. – С. 134–139.
  2. Малашевская Л. Л.Е. Дмитриев-Кавказский и его «Мастерская для учащихся» // Журнал любителей искусства. – 1997. – № 1. – С. 48–54.
  3. Рейтерн Е.Е. Список гравюр Дмитриева-Кавказского // Вестник изящных искусств. – 1883.– № 4. – С. 648–


Коллекции

Башкиры

№ 751. – Мужской костюм. Включает 5 предметов. Уфимская губ. Поступление 1905 г.

Грузины-гурийцы

№ 754. – Патронташи и шапочка. Включает 3 предмета. Батумская обл. Поступление 1905 г.

Грузины-лазы

№ 752. – Мужской костюм. Включает 5 предметов. Батумская обл., г. Артвин. Поступление 1905 г.

Иранцы (в документации персы)

№ 756. – Носки. Включает 10 предметов. Персия. Поступление 1905 г.

№ 870. – Носки. Включает 2 предмета. Персия. Поступление 1905 г.

Казахи (в документации киргизы)

№ – 749. Мужской костюм. Включает 8 предметов. Бухарский эмират, Чарджоуское бекство. Поступление 1905 г.

№ 750. – Женский костюм. Включает 5 предметов. Бухарский эмират, Чарджоуское бекство. Поступление 1905 г.

Калмыки

№ 741. – Части женского костюма: шапочка, накосное украшение, пояс. Включает 4 предмета. Астраханская губ. Поступление 1905 г.

Китайцы

№ 740. – Принадлежности костюма. Включала 10 предметов, коллекция утрачена Китайская империя. Поступление 1905 г.

Курды

№ 748. – Мужской костюм. Включает 10 предметов. Южный Кавказ. Поступление 1905 г.

Мордва

№ 779. – Женская одежда, украшения. Включает 12 предметов. Саратовская губ., Кузнецкий у. Поступление 1905 г.

Ненцы, эвенки (в документации самоеды, тунгусы)

№ 727. Мужской и женский костюмы, перевязь с огнивом. Принадлежности костюма. Включает 7 предметов. Архангельская губ.; Енисейский край. Поступление 1905 г.

Русские

№ 777. – Женская одежда, головные уборы, вышитые полотенца. Включает 27 предметов. Европейская Россия. Поступление 1905 г.

№ 778. – Шушпан – женская одежда. Включает 1 предмет. Рязанская губ., Данковский у. Поступление 1905 г.

Сербы

№ 739. – Принадлежности мужского костюма. Включает 8 предметов. Австро-Венгерская империя, Австрия. Поступление 1905 г.

Турки

№ 752. – Мужской и женский костюмы. Включала 11 предметов, сохранилось 10 предметов. Батумская обл. Поступление 1905 г.

Туркмены

№ 755. – Сандалии. Включала 2 предмета. Балканский п-ов. Поступление 1905 г.

Эстонцы

№ 1054. – Принадлежности женского костюма. Включает 12 предметов. Эстляндская губ. Поступление 1905 г.

Режим работы Музея в праздничные дни:

01 и 08 мая, 11 и 12 июня с 10.00 до 18.00, касса  до 17.00;
29 апреля, 09 мая Музей закрыт.

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.