Купить билет

Собиратели

Эйснер Алексей Петрович

Авторы: Л.С. Гущян, научный сотрудник ведущей категории отдела этнографии Кавказа, Средней Азии и Казахстана, кандидат культурологии; Р.Ш. Зельницкая, научный сотрудник первой категории, отдела этнографии Кавказа, Средней Азии и Казахстана, кандидат исторических наук

Эйснер Алексей Петрович – художник, график, дизайнер, педагог, экспедиционер, собиратель, корреспондент ЭО, открывший для российского научного мира христианские средневековые фрески Южного Кавказа.

Алексей Петрович Эйснер родился в 1872 г. в Санкт-Петербурге в дворянской семье Петра Ивановича Эйснера – губернского секретаря, сотрудника МИДа и его супруги Ольги Андреевны, в девичестве Штакеншнейдер, дочери академика Петербургской академии художеств, действительного советника Андрея Ивановича Штакеншнейдера. В 1887 г. поступил в Александровский лицей, затем окончил ряд курсов при училище барона Штиглица, а также Академию художеств (зачислен вольнослушателем в 1895 г.) и Императорский археологический институт. Как отмечает в своей работе исследователь творчества А.П. Эйснера Е.Я. Селиненкова, в формировании интересов художника сыграл важную роль интеллектуальный круг семьи, в которой он рос: «Родители Алексея Петровича принадлежали к семьям, занимавшим почетные места в сословной иерархии. Род Эйснеров был причислен к третьей части Дворянской родословной книги, а Штакеншнейдеры происходили из немецких переселенцев, находившихся в тесных отношениях с семейством императора Павла, что имело свою историю. Еще до восхождения на престол Павел выписал из Германии Ивана Федоровича Штакеншнейдера – прадеда матери А.П. Эйснера – для учреждения под Гатчиной кожевенного завода. Жена Ивана Федоровича была уроженкой города Витенберг – родины принцессы Софьи Доротеи Августы и супруги Павла, в крещении Марии Федоровны. В истории рода Штакеншнейдеров запечатлены факты тесного общения семьи с императорским домом: их российское родовое гнездо – мыза Iohanisrue, по-русски Ивановка, – находилось в 5 верстах от Гатчины, и будущая августейшая чета с детьми часто посещали их по вечерам; Мария Федоровна страдала ревматизмом, и ноги  ей лечила хозяйка гостеприимной мызы. Сын Ивана Федоровича, Александр Иванович Штакеншнейдер, вошел в историю культуры России как один из крупнейших зодчих, получивший чин придворного архитектора и создавший ряд дворцов, величественных служебных и жилых зданий в Петербурге. В должности профессора императорской Академии художеств он пользовался любовью учеников. «В обширном доме собиралось до 200 человек, весь цвет петербургской  художественной и литературной элиты 40–60-х гг. ХIХ в.: писатели и поэты – И.С. Тургенев, Ф.И. Соллогуб, Д.В. Григорович, И.А. Гончаров, Ф.М. Достоевский, А.Н. Майков, Я.П. Полонский, Т.Г. Шевченко, А.И. Герцен, художники – Ф.А. Бруни, Ф.П. Толстой, П. Клодт, Айвазовский, актеры – В.В. Самойлов, Л.П. Шелгунова, и многие другие <…> В своих воспоминаниях о деде, приуроченных к его 100-летнему юбилею, А.П. Эйснер пишет: «Живописцы писали, музыканты играли, актеры декламировали <...>. Кружок этот долго собирался по смерти А.И. Штакеншнейдера в доме его вдовы» [Селиненкова: 2008, с. 382–383] .

В 1890–1900-х гг. А.П. Эйснер принимал участие в ряде исследовательских поездок по Южному Кавказу. По итогам своих путешествий он подготовил заметки под названием «Забытые сокровища Заказказья» («Les tresors oublies du Caucase») с описаниями христианских средневековых памятников региона, датированные октябрем 1899 г., которые были опубликованы в журнале «Искусство и художественная промышленность» в 1901 г. На основании собранных материалов он также выступил с докладами на Всероссийском съезде художников (декабрь 1911 – январь 1912 г.), тексты которых, к сожалению, не сохранились.

А.П. Эйснер являлся членом Общества художников, в 1910-х гг. преподавал рисунок на Политехнических курсах Петроградского общества народных университетов и на женских курсах в Школе рукоделья императрицы Марии Александровны, а также сотрудничал с фирмой К. Фаберже. Он был участником выставок картин петроградских художников всех направлений (1923, 1926 1928) Общины художников, юбилейной выставки изобразительных искусств (1927), 1-й общегородской выставки изобразительных искусств (1930) в Петрограде–Ленинграде. В конце 1920-х – начале 1930-х был близок к литературно-художественной группе Объединения реального искусства (ОБЭРИУ). Художник занимался также книжной графикой, став автором иллюстраций к книгам «Песни бабушки Татьяны» П.А. Восковатова (1903), составителем и иллюстратором «Малюткиной азбуки» (1903), иллюстратором третьего издания «Кавказских рассказов» В.П. Желиховской (совместно с А.И. Шарлеманом; 1910 г.). Он также являлся автором-составителем и иллюстратором альбома «Народы России» (1915), а позже, уже после революции, вышел в свет его учебник по живописи и рисованию «Школа рисования и живописи» (1929).

Сотрудничество А.П. Эйснера с Этнографическим отделом Русского музея (ЭО) началось с предложения художника заведующему отделом Д.А. Клеменцу приобрести альбом его рисунков, которое, однако, было отвергнуто в мае 1901 г. с заключением, что рисунки не представляют этнографической ценности, К сожалению, в дальнейщем следы этого альбома теряются. Между тем другой альбом художника заинтересовал руководство Русского музея, и благодаря ходатайству и рекомендации Д.И. Толстова и вел. кн. Георгия Михайловича вторая папка с зарисовками, акварельными рисунками, фотографиями, включающая 152 листа (РЭМ 12229), работа над которыми была проведена в 1898–1900 гг., поступила в ЭО. Долгое время она не находила своего исследователя, однако усилиями сотрудников РЭМ Е.Я. Селиненковой и О.П. Игнатьевой была описана и введена в научный оборот. Кроме рисунков, в коллекцию входят также зафиксированные художником эпиграфические памятники средневековых царств Картли-Кахетинского, абхазов и картвелов.

Рассматривая корпус памятников, скопированных А.П. Эйснером, Е.Я. Селиненкова констатирует следующее: «Алексей Петрович Эйснер заложил основы фиксации церковной атрибутики и ее использования в православном ритуале <…>. Благодаря его работам, имевшим задачу сохранения подлинников, появилась перспектива показа исключительных богатств монументальных искусств, редчайших образцов  рукописей,  миниатюр,  церковной  атрибутики,  призванных к жизни и сопутствовавших ранним периодам распространения Православия» [Селиненкова: 2014, с. 55-56]. Очевидна недостаточная источниковедческая оценка этой редкостной иллюстративной коллекции.

В дальнейшем А.П. Эйснер стал одним из ключевых фондообразователей музея, пополнив его собрание исключительными по своей ценности материалами. 

Так, в ходе экспедиционных поездок 1910–1912 гг. А.П. Эйснером были собраны 15 вещевых коллекции (РЭМ 1818–1829, 1822, 1832, 1841, 2202, 2597–2599, 3242, 3257–3260), представляющих традиционную культуру народов Южного Кавказа (156 предметов). Вещевые коллекции включают предметы бытовой культуры грузин (4 предмета), сванов (4 предмета), аджарцев (25 предметов). Наиболее крупными являются коллекции, собранные в армянской историко-этнографической области Тайк (Батумская обл. Российской империи) (75 предметов), оттуда же происходят памятники материальной культуры курдов (48 предметов) и турок (10 предметов).

В 1920–19З0-х гг. А. П. Эйснер, уже будучи профессором, продолжает преподавание в Академии художеств и других образовательных учреждениях Ленинграда, сближается с писателями, поэтами и художниками, работавшими в области детской литературы и образования. К сожалению, имена большинства учеников, обучавшихся на курсах А.П. Эйснера, в настоящее время неизвестны. Однако благодаря новейшим изысканиям стало известно, что в 1930-х гг. он являлся наставником молодого художника с Кубани А.Р. Мазина, обучавшегося  в Институте пролетарского изобразительного  искусства. В 1926 г. в Ленинграде проходила персональная выставка художника. Работы А. П. Эйснера выставлялись в формате коллективных выставок вплоть до 1935 г.

Скончался А. П. Эйснер в 1943 г. в Ленинграде.


Архивные материалы

АРЭМ Ф. 1. Оп. 1. Д. 54. Л. 19об. – Журнал заседаний № 243. 1909 г.


Основные публикации

1. Эйснер А.П. Забытые сокровища Закавказья // Искусство и художественная

промышленность. – 1901. – № 7. – С. 211–220.

2. Восковатов П.А. Песни бабушки Татьяны: Вторая Люшина книжка / [Иллюстрации Алексея Эйснера]. СПб.: Изд-во А.Ф.Девриена, 1903. –  36 с, илл.

3. Эйснер А. П. Малюткина азбука. СПб.: Т-во М. О. Вольф, 1903. — 28 с.

4. Желиховская В.П. Кавказские рассказы / С илл. проф. А. Шарлеманя и худож. А.П. Эйснера. – 3-е изд. – СПб.: Изд-во А.Ф. Девриена, 1910.– 396 с.

5. Народы России / Сост., опис. и рис. А. Эйсснера. – Пг.: Изд-во П.П. Сойкина, 1915. – 32 стб., 12 л., цв. илл.

6. Эйснер, А. Школа рисования и живописи. Л.: Наука и школа, 1929. – 169, VIII, 16 л., илл.


Библиография

1.      Селиненкова Е.Я. Принципы креативности в исследовании древностей // «Мужское»

в культурном контексте города: Материалы научной конференции. – М.; СПб., 2004. – С. 42.

2.      Селиненкова Е.Я. Собиратель кавказских коллекций РЭМ А.П. Эйснер // Этнографический источник: Материалы Третьих Санкт-Петербургских этнографических чтений. – СПб., 2004. – С. 159–165.

3.      Селиненкова Е.Я. Иллюстративный материал как источник сведений по средневековой грузинской одежде // Мода и дизайн: Исторический опыт. Новые технологии: Материалы международной научной конференции. – СПб., 2005. – С. 66–72.

4.      Селиненкова Е.Я. Художник А. П. Эйснер и его коллекция акварельных копий // Христианство в регионах мира. СПб.: Наука, 2008. – Вып. 2. – С. 381–406.

5.      Селиненкова Е.Я. Фактография и антропология ранней коллекции  православных  артефактов А.П. Эйснера из Российского этнографического музея // Universum: Вестник Герценовского  университета. – СПб., 2014. – № 2. – С. 36–57.

6.      Дмитриев С.В. Эйснер Алексей Петрович // Фонд Этнографического отдела Русского музея по культуре народов Востока: история формирования и судьба (1901–1930-е гг.) – СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2012 – С. 794–797.

7.      Решмет Д. А. Забытый ученик неизвестного учителя: жизнь и творчество кубанского художника-графика Александра Романовича Мазина // Наследие веков. – 2020. – № 2 – С. 73–84.


Коллекции

Аджарцы

№ 1820. – Предметы мужского и женского костюмов, оружие, амулеты. Включает 19 предметов. Батумская обл. Сбор 1910 г.

№ 2599. – Амулет, женские кольца и перстни. Включает 4 предметов. Батумская обл. Сбор 1911 г.

№ 3259. – Женский браслет, коробка. Включает 2 предмета. Батумская обл. Сбор 1911 г.

Армяне

№ 1819. – Украшения к женскому костюму. Включает 8 предметов. Батумская обл. Сбор 1910 г.

№ 1841. – Образцы вышивки. Включает 4 предмета. Южный Кавказ. Сбор 1911 г.

№ 2202. – Образцы вышивки. Включает 4 предметов. Южный Кавказ. Сбор 1912 г.

№ 2597. – Женские серьги. Включает 2 предмета. Батумская обл. Сбор 1911 г.

№ 3242. – Предметы женского костюма, набойные доски. Включает 35 предметов. Батумская обл. Сбор 1911 г.

Грузины

№ 1818. – Штаны борца. Включает 1 предмет. Тифлисская губ. Сбор 1910 г.

№ 2598. – Пестик для румян, пасхальное яйцо. Включает 2 предмета. Тифлисская губ. Сбор 1911 г.

№ 3260. – Чашка. Включает 1 предмет. Тифлисская губ. Сбор 1911 г.

Курды

№ 1822. – Женские кольца и перстни. Включает 9 предметов. Батумская обл. Сбор 1910 г.

№ 3257. – Украшения к женскому костюму. Включает 39 предметов. Батумская обл. Сбор 1911 г.

Сваны

№ 1832. – Посох, солонки, кукла, игрушки. Включает 5 предметов. Батумская обл. Сбор 1910 г.

Турки

№ 3258. – Украшения к женскому костюму. Включает 10 предметов. Батумская обл. Сбор 1911 г.

Коллекции из иллюстративного фонда

№ 12229. – Фотографии, зарисовки и акварельные рисунки архитектурных памятников, фрагментов фресок, грузинского алфавита. Включает 152 листа. Тифлисская и Кутаисская губ. Формирование альбома – 1898–1900 гг.

Коллекции собирателя в «Коллекциях онлайн»

Режим работы Музея в праздничные дни:

01 и 08 мая, 11 и 12 июня с 10.00 до 18.00, касса  до 17.00;
29 апреля, 09 мая Музей закрыт.

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.