Купить билет

Собиратели

Финдейзен Николай Фёдорович

Финдейзен Николай Фёдорович

Финдейзен Николай Федорович. 1911 г.
ОР РНБ. Ф. 816. Ед. хр. 2194. – 1 л. Публикация согласована

Автор: А.А. Гаджиева, научный сотрудник высшей категории отдела специализированного хранения

Финдейзен Николай Фёдорович – музыковед, музыкальный критик, историограф русской музыки; учредитель и бессменный редактор-издатель (1894–1918) «Русской музыкальной газеты» (РМГ); создатель музея РМГ и уникального архива; коллекционер музыкальных инструментов и материалов по истории музыки; член Международного музыкального общества (с 1899 г.); один из основателей Общества музыкальных педагогов (с 1899 г.); член-корреспондент Парижской секции Международного музыкального общества (с 1906 г.); член правления Императорского русского музыкального общества (с 1909 г.); один из основателей «Общества друзей музыки» в Петербурге (1909–1921 гг.) и его председатель (с 1911 г.); заведующий Центральной государственной нотной библиотекой и библиотечным подотделом музыкального отдела Наркомпроса (с 1919 г.); заведующий Государственным музыкальным музеем при Петроградском государственном симфоническом оркестре (с 1920), преобразованным в 1921 г. в Музыкально-исторический музей Петроградской (Ленинградской) государственной филармонии, создатель отдела старопечатных нот и рукописей в данном музее (с 1920); создатель и бессменный председатель Общества друзей Музыкально-исторического музея (с 1925); учредитель и председатель Комиссии по изучению народной музыки при отделении этнографии Русского географического общества (РГО; с 1925 г.); действительный член Ленинградского общества изучения культуры финно-угорских народов (ЛОИКФУН) (с 1926 г.); лектор, преподаватель курса слушания музыки в Единой трудовой школе № 25 (1918–1925); профессор кафедры музыкальной археологии и музыкальной палеографии Петроградского института археологии (1919–1922); преподаватель факультета общественных наук Петроградского (Ленинградского) государственного университета (1922–1925); организатор Кабинета музыкальной археологии (с 1922 г.); автор двадцати восьми книг и более шестисот музыкальных критических статей; создатель обширной Глинкианы (7 книг, более 20 статей, специальная рубрика в РМГ); инициатор многих изданий по истории русской музыки с древнейших времен до начала ХХ в.; составитель биобиблиографического словаря лиц, писавших о музыке в России.

Н.Ф. Финдейзен родился в Санкт-Петербурге 23 июля 1868 г. в купеческой семье, арендовавшей в то время усадьбу в районе Измайловского полка. Провинциальный уклад жизни тех мест воссоздан Николаем Федоровичем в воспоминаниях; особое внимание уделено в них бытовой музыке – с детства полюбившимся пастушьим наигрышам на рожке, русским народным песням, игре уличных музыкантов, театру Петрушки. Репертуар домашнего музицирования включал танцевальную музыку 1860–1870-х гг. и несложные переложения классических произведений. Для обучения Николая и его братьев игре на рояле домой приходил преподаватель.

Начальное образование Н.Ф. Финдейзен получил в пансионате Е.Ф. Шрекника, после чего окончил курс в Санкт-Петербургском коммерческом училище. Николай Фёдорович писал о своих убеждениях: «Больше дало мне детство не в школьной жизни, а дома. Здесь именно пристрастился я к чтению, к работе, и, постепенно, к коллекционированию». Отчим Н.Ф. Финдейзена, Карл Данилович Виркау – меломан, ценитель классической музыки – способствовал музыкальному развитию юноши, пробудил у него интерес к оперному театру, познакомил с лучшими постановками Большого театра, пристрастил к музыке М.И. Глинки, а также передал Николаю Фёдоровичу свою нотную библиотеку, содержавшую немало редких изданий.

В годы учебы Финдейзен приобщился к чтению на немецком, французском, английском языках художественной, а затем исторической и научно-популярной литературы, увлекся собиранием собственной библиотеки. К началу 1880-х гг. относятся первые опыты его литературно-художественных сочинений и любительского издания школьных журналов, формируется интерес к типографскому делу. В последних двух классах училища Финдейзен становится заядлым театралом, регулярно посещает спектакли немецкой, французской трупп и русской оперы. Любовь к музыкально-театральным представлениям вылилась в опыт самостоятельной постановки трех одноактных водевилей. В зале коммерческого училища состоялись первые выступления Финдейзена-пианиста.

По окончании коммерческого училища Финдейзен «стал искать способы стать музыкантом», готовился поступать в консерваторию. Однако консультация консерваторского инспектора разочаровала начинающего музыканта, и Николай Фёдорович «решил добиться своего иным путем, изучая музыку практически, самостоятельно и в тишине, без консерваторского декорума».

Чтобы обрести финансовую независимость, Финдейзен устроился на службу в правление Брянского рельсопрокатного завода, где проработал 3 года. Параллельно он продолжил музыкальное самообразование, брал уроки у Н.А. Соколова и В.О. Филиппа, под руководством которых прошел курс теории, гармонии, полифонии, композиции. Уже в эти годы Финдейзен активно собирает материалы по истории русской музыки и музыкальной критики, пишет и издает свои первые музыкально-исторические очерки, попутно осваивая тонкости издательского дела и типографской техники. Он знакомится с В.В. Стасовым, оказавшим на него заметное влияние и настойчиво рекомендовавшим молодому человеку заняться углубленной разработкой ряда тем, в особенности, музыкального словаря.

В 22 года Финдейзен отказывается от предназначенной ему коммерческой карьеры и полностью посвящает себя музыкально-просветительной деятельности; в 1890–1894 гг. сотрудничает с журналом «Живописное обозрение» С. Добродеева, печатается в «Русской старине», «Нашем времени», «Артисте».

В 1894 г. он основал частное ежемесячное (с 1898 г. – еженедельное) издание «Русская музыкальная газета» (РМГ), на страницах которого стремился отобразить широкий круг явлений – от музыкальной культуры прошлого до современной концертной практики. За неполные 25 лет своего существования издание объединило под своей эгидой более 200 музыковедов, критиков, историков музыки. В первые годы утверждаются основные параметры РМГ, формируются постоянные рубрики. В журнале печатаются статьи и материалы по истории и теории светской и церковной музыки, традиционной музыке народов Российской империи, музыкальной критике и педагогике, хроника (с подрубрикой «Музыка в провинции»); библиография, информация о нотных и книжных новинках, а также публикуются биографии и характеристики творчества музыкальных деятелей.

В эти же годы Николай Федорович при помощи сотрудников и корреспондентов РМГ, начинает собирать коллекцию музыкальных инструментов.

В 1897 и 1899 гг. Финдейзен посещает ряд европейских городов с целью изучения музейных коллекций и библиотечных собраний, посещает концерты и музыкальные спектакли. Во время первой поездки задумывает создание музея, во время второй составляет план музыкальной выставки, вступает в Международное музыкальное общество.

В 1901 г. Николай Федорович создает частный музей «Русской музыкальной газеты», объединивший библиотеку, архив, коллекцию музыкальных инструментов, мемориальные вещи музыкальных деятелей. В 1902 г. он составляет проект создания государственного музыкального музея.

В 1902–1916 гг. Финдейзен осуществляет поездки с популярными лекциями по городам России, в которых были открыты музыкальные школы и училища Императорского русского музыкального общества (Астрахань, Ставрополь, Орел, Ростов-на-Дону, Казань, Самара, Витебск, Новороссийск, Полтава, Харьков, Херсон и др.). В этих лекциях по истории музыки он выступал одновременно в качестве лектора и концертмейстера.

В 1903–1911 гг. Финдейзен издает первый в России источниковедческий сборник, посвященный светской музыке, – «Музыкальная старина. Сборник статей и материалов для истории музыки в России» (в 6 выпусках). Первые два выпуска составлялись из собственных материалов, в последующих приняли участие другие авторы.

В 1906 г. Николай Фёдорович избран в члены-корреспонденты Парижской секции Международного музыкального общества.

В 1906–1907 гг. он принимает деятельное участие в организации первой всероссийской выставки «Музыкальный мир», представляет на ней «Русскую музыкальную газету», за которую комиссией была присуждена большая золотая медаль.

В 1908–1914 гг. Финдейзен занимается систематизацией и описанием архивов музыкантов, которых к тому времени уже не было в живых, – Н.А. Римского-Корсакова, С.В. Смоленского, М.А. Балакирева, А.К. Лядова, заботится о сохранении их наследия.

В 1909 г. Финдейзен – один из основателей Общества друзей музыки, а с 1911 – его председатель.

Первая мировая война, последовавшие за этим революционные события, нестабильность и разруха побуждают Финдейзена к поиску способов предотвращения краха своего детища. Он устраивается на службу в правление Тульско-Черкасского товарищества свеклосахарных и рафинадных заводов (1917–1919). Но в итоге «удорожание набора и печати (почти в 10 раз), бумаги и клише», сокращение числа подписчиков вынуждают Николая Фёдоровича в 1918 г. прекратить издание РМГ. В том же году он пишет докладную записку «О введении в программу учебного плана Народной школы курса всеобщей истории музыки»; в 1918–1925 гг. ведет курс слушания музыки в Единой трудовой школе; с 1919 г. – курс музыкальной археологии и палеографии в Петроградском археологическом институте.

В 1919 г. Николай Фёдорович назначен заведующим Центральной государственной нотной библиотекой и библиотечным подотделом Музыкального отдела Наркомпроса.

В 1919–1920 гг. Н.Ф. Финдейзен передает свой личный архив, «портфель редакции» РМГ и дневники в отдел рукописей Публичной библиотеки с завещательным распоряжением «Предоставить в общее пользование через 10 лет после моей смерти».

В 1920-е гг. Николай Фёдорович регулярно выступает как пианист. В 1920–1928 гг. Финдейзен – заведующий Государственным музыкальным музеем при Петроградском государственном симфоническом оркестре (бывш. Музей придворного оркестра), в 1921 г. преобразованным в Музыкально-исторический музей Петроградской (Ленинградской) государственной филармонии (ныне Музей музыки в Шереметевском дворце, филиал Музея театрального и музыкального искусства). Н.Ф. Финдейзену удается существенно пополнить фонды за счет кавказских и среднеазиатских образцов из реквизированных собраний, а также части своей коллекции музыкальных инструментов. Будучи убежденным, что музей должен быть «звучащим», Финдейзен организовывает «музыкальные демонстрации» – концерты с использованием музейных предметов-подлинников. Николай Фёдорович передает Музею собрание древних рукописей и старопечатных нот из своей библиотеки, послужившее основой соответствующего отдела.

В 1921–1922 гг. Н.Ф. Финдейзен участвует в работе Петербургского общества пропаганды современной русской музыки, в 1922-м – читает лекции в хозяйственной академии Рабоче-крестьянской Красной армии, в 1922–1928 – в Обществе любителей древней письменности.

В 1925 г. музыковед учреждает при РГО Комиссию по изучению народной музыки; в 1925–1926 гг. ведет специальные курсы по ликвидации музыкальной безграмотности при музее Филармонии.

В 1926 г. он удостоен малой золотой медали РГО за труды по изучению народной музыки. В том же году избран действительным членом ЛОИКФУН. На одном из заседаний общества выступил с докладом «О финской народной песне».

В 1928 г. Николай Фёдорович завершил работу над «Очерками по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII века» – первым фундаментальным исследованием светской древнерусской музыки и музыки XVIII в., основанным исключительно на изучении первоисточников. Будучи тяжело больным, перед сложной операцией, Финдейзен писал: «Теперь он [исход операции – М.Л. Космовская] меня не страшит, ибо книга закончена...» (Цит. по: Финдейзен Н.Ф. Из моих воспоминаний, С. 11).

Скончался Н.Ф. Финдейзен 20 сентября 1928 г. в Ленинграде.

Многое из созданного учёным-музыковедом и в наше время остается фундаментальной источниковой базой музыковедческих исследований: годовые подшивки РМГ, два тома (семь выпусков) «Очерков по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII века», монографии, посвященные русским и зарубежным композиторам, труды по библиографии, лексикографии, иконографии. Собранный исследователем богатейший архив содержит подлинные исторические документы: книги, ноты, рукописи, автографы, картотеки, сведения об учреждении и деятельности многочисленных музыкальных обществ, программы концертов и театральные афиши, черновики работ и корректуры статей, лекции, переписку.

Значительный интерес представляет коллекция музыкальных инструментов, часть которой была передана в Историко-музыкальный музей самим собирателем. В коллекции, охватывающей территорию от Китая и Японии на востоке до Италии и Франции на западе, лучше всего представлены инструменты, бытовавшие у народов Российской империи. В 1929 г. вдова профессора Эмилия Францевна Финдензейн передала Музею антропологии и этнографии АН СССР коллекцию Н.Ф. Финдензейна из 69 музыкальных инструментов, 44 из которых относятся к европейской этнографии (№ 3942). 26 апреля того же года Эмилия Францевна принесла в дар ЛОИКФУН финское кантеле из собрания мужа (см. Бюллетень ЛОИКФУН. 1929. Вып. 2. С. 22). Оно хранилось в собрании ЛОИКФУН до закрытия общества. 19 мая 1931 г. это кантеле вместе с другим музыкальным инструментом было передано на постоянное хранение (в числе других вещей из коллекций ЛОИКФУН) в Этнографического отдела Русского музея Д.В. Бубрихом и председателем Общества В.А. Егоровым. Принимала их Е.Э. Бломквист.

26 мая 1942 г. 33 инструмента из коллекции Н.Ф. Финзейзена были проданы его наследниками Музею истории музыкальной культуры (ныне Музей музыки в Шереметевском дворце, филиал Музея театрального и музыкального искусства) за 450 руб.

Таким образом, архив и коллекция музыкальных инструментов Н.Ф. Финдейзена оказались разрозненными.

            

Архивные материалы

Архив Государственного мемориального музыкального музея-заповедника П.И. Чайковского. Ф. 33. 180 ед. хр. – Финдейзен Николай Фёдорович. 1849–1938.

РНММ. Ф. 87. 1060 ед. хр. – Финдейзен Николай Фёдорович. 1836–1929.

РО РНБ. Ф. 816. 3981 ед. хр. – Архив Финдейзена Николая Фёдоровича. 1830–1926. гг.

 

Основные публикации

  1. Финдейзен Н.Ф. Краткий словарь русских музыкальных критиков и лиц, писавших о музыке в России // Музыкальный календарь-альманах (с иллюстрациями) на 1895 г. / Бесплатное приложение к РМГ. – СПб.:Русская музыкальная газета, 1895. – С. 61–76.
  2. Финдейзен Н.Ф. Краткий словарь народных музыкальных инструментов в России // Музыкальный календарь-альманах на 1896 г. / Бесплатное приложение к РМГ. – СПб.: Русская музыкальная газета, 1896. – С. 53–60.
  3. Финдейзен Н.Ф. Очерки русской музыкальной критики // РМГ. – СПб.: Русская музыкальная газета, 1902, № 50. – Стб. 1250–1258; № 51/52. – Стб.1283–1290. 1903, № 16. – Стб. 433–437; № 17/18. – Стб.466–469.
  4. Финдейзен Н.Ф. Михаил Иванович Глинка: очерк его жизни и музыкальной деятельности. – М.; Лейпциг: П. Юргенсон, 1903. – 48 с.
  5. Финдейзен Н.Ф. Русская художественная песня (романс): исторический очерк ее развития. – М.; Лейпциг: П. Юргенсон, 1905. –77 с.
  6. Финдейзен Н.Ф. Музыка в Норвегии // РМГ, 1909. – № 2. – Стб.45–48; № 3. – Стб. 65–69; № 4. – Стб. 97–107; № 6/7. – Стб. 168–170; № 8. – Стб. 198–203; № 9. – Стб. 225–229; № 15. – Стб. 385–389; № 16. – Стб. 423–425; № 39. – Стб. 817–823; №50. – Стб. 1187–1191; №51/52. – Стб. 1234–1238.
  7. Финдейзен Н.Ф. Очерк деятельности Санкт-Петербургского отделения Императорского русского музыкального общества (1859–1909). – СПб.: Тип. Гл. упр. уделов, 1909. – 119 с.
  8. Финдейзен Н.Ф. Очерк развития русской музыки (светской) в XIX веке. – СПб.: П.К. Селивестров, 1909. – 68 с.
  9. Финдейзен Н.Ф. Материалы для русского музыкально-энциклопедического словаря: Предварительное разъяснение // РМГ, 1913. – № 1. – Стб. 13–16.
  10. Финдейзен Н.Ф. Очерк деятельности Полтавского отделения Императорского русского музыкального общества (1899–1915). – Полтава: Товарищество печатного дела (типография Б.и.А. Дохмана), 1916. – 56 с.
  11. Финдейзен Н.Ф. Краткая программа для собирания материалов по музыкальной этнографии // Музыкальная этнография: Сб.ст. – Л.: Комиссия по изучению народной музыки при Этнографическом отд. РГО., 1926. – С. 50–51.
  12. Финдейзен Н.Ф. Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII века. – М.; Л.: Гос. изд-во. Музсектор, 1928. – Т. 1. – Вып. 1–3. – 364 с.; Т. 2. – Вып. 4. – М.; Л., 1928–1929. –376 с.
  13. Финдейзен Н.Ф. О финской народной музыке // Сборник ЛОИКФУН. – Л.: ЛОИКФУН, 1929. – Вып. 1. – С. 3–18.

            

Библиография

  1. Космовская М.Л. Н.Ф. Финдейзен. Культурно-историческое значение наследия: дисс. докт. искусствоведения. – СПб.: [б. и.], 1998. – 540 c.
  2. Космовская М.Л. «Моя жизнь – в работе»: Автобиография Н.Ф. Финдейзена // Рукописные памятники. Вып. 5: Из истории музыкальной культуры / Расшифровка рукописи, вступ. статья, коммент. М.Л. Космовская. – СПб.: Российская национальная библиотека, 1999. – С. 138–152.
  3. Финдейзен Н.Ф. Из моих воспоминаний // Российская национальная библиотека Вып. 8: Рукописные памятники / Подгот. текста, вст. ст. и прим. М.Л. Космовская. – СПб.: Российская национальная библиотека, 2004. – 352 с.
  4. Финдейзен Н.Ф. Дневники. 1892–1901 / Вступ. статья, расшифровка рукописи, исслед., коммент., подгот. к публ. М.Л. Космовской. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. – 430 с.
  5. Космовская М.Л. История музыкальной культуры в наследии Н. Ф. Финдейзена. – Курск: Изд-во Курского гос. ун-та, 2006. – 308 с.
  6. Финдейзен Н.Ф. Дневники. 1902–1909 / Вступ. статья, расшифровка рукописи, исслед., коммент., подгот. к публ. М.Л. Космовской. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2010. – 392 с.
  7. Финдейзен Н.Ф. Дневники. 1909–1914 / Вступ. статья, расшифровка рукописи, исслед., коммент., подгот. к публ. М.Л. Космовской. СПб.: Дмитрий Буланин, 2010. – 376 с.
  8. Финдейзен Н.Ф. Дневники. 1915–1920 / Вступ. статья, расшифровка рукописи, исслед., коммент., подгот. к публ. М.Л. Космовской. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2016. – 575 с.

Коллекция

Один предмет из сборной коллекции, полученной в дар от ЛОИКФУН в 1931 г.

5276-56. – «Канитель» – струнный музыкальный инструмент тип цитры. Надпись на инструменте: «[нрзб.] Сердоболь 1908 год [августа ...] Каптенармус 2-го эскадрона Финляндского полка [нрзб.]». Выборгская губ., г. Сердоболь. Кон. XIX в. Финны

Режим работы Музея в праздничные дни:

01 и 08 мая, 11 и 12 июня с 10.00 до 18.00, касса  до 17.00;
29 апреля, 09 мая Музей закрыт.

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.