Купить билет

Собиратели

Головацкий Яков Федорович

Головацкий Яков Федорович

Портрет с гравюры Карела Майснера. Опубл.: 200 лет назад родился Яков Федорович Головацкий // EA Culture

Автор: Е.В. Дьякова, научный сотрудник ведущей категории отдела этнографии Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европы

Головацкий Яков Федорович – один из выдающихся деятелей галицко-русского возрождения (1814–1888), общественный деятель, фольклорист, ученый-славист, представитель романтизма в украинской литературе. Внёс значительный вклад в развитие украинского языка и образования, изучал фольклор и этнографию русинов. Профессор, декан кафедры русского языка и русской словесности Львовского университета; автор четырехтомника «Народные песни Галицкой и Угорской Руси», а также многих трудов, написанных в разных жанрах: стихотворений, беллетристических произведений на темы народной жизни (под псевдонимом Яцек Балагур); исторических, археологических, библиографических, этнографических, филологических статей. В 50-х гг. XIX в. перешёл на позиции русофильства.

Яков Фёдорович Головацкий (укр. Якiв Федорович Головацький) родился 17 октября 1814 г. в с. Чепели Золочевского у. Королевства Галиции и Лодомерии Австро-Венгерской империи (ныне Бродовский р-н Львовской обл., Украина). Его дед был бургомистром г. Николаева Стрыйского у. По семейному преданию, Головацкие – дворяне из шляхты герба Прус. Отец – униатский священник, мать – дочь священника прихода с. Чепели. Члены семьи общались между собой на польском и русском языках.

С 1825 по 1832 г. Яков учился во второй львовской гимназии. Затем поступил на философский факультет Львовского университета, где изучал русский и славянские языки, одновременно увлекаясь фольклором. В это время Головацкий начинает собирать свою библиотеку. Первыми в ней стали книги И. Котляревского, Ф. Державина, Г. Квитки-Основьяненко, а также польско-русская грамматика И. Гродзицкого, «История Малой России» Д. Бантыш-Каменского, «Малороссийская деревня» И. Кулжинского, издания А. Пушкина и др. В университете он познакомился с Маркианом Шашкевичем и Иваном Вагилевичем и с ними основал кружок «Русская троица». В 1836 г. члены кружка в Будапеште выпустили альманах «Русалка Днестровая» на русском языке, который включал песни, написанные по фольклорным мотивам. Тираж альманаха был арестован по причине конфликтов с австрийскими властями из-за борьбы за укрепление русского языка и кириллицы в Галиции. В 1832 г. граф Ян Тарновский пригласил Головацкого и Вагилевича в м-ко Диков близ Судомержа (Польша) для изучения его архива старославянских рукописей и старорусских памятников письменности. Позже документы были опубликованы в сборнике Галицко-русской матицы. Вернувшись из поездки, Я.Ф. Головацкий оставил Львовский университет, и в 1834 г. поступил в Кошицкую королевскую академию, прошел первый курс, а затем перевёлся в Будапештский университет, где познакомился со словацким философом Яном Колларом. В 1835 г. Яков Фёдорович возвратился во Львов и продолжил обучение в университете на втором курсе философского факультета.

Студенческое время было плодотворным периодом для сбора фольклора. Записи, сделанные Я.Ф. Головацким во время путешествия по карпатским горам, вошли в его главный труд «Народные песни Галицкой и Угорской Руси», вышедший в свет уже на закате дней учёного-слависта. В 1841 г. Головацкий женился на дочери священника из с. Криворивня (ныне Верховинский р-н Ивано-Франковской обл., Украина) и уехал во Львов для рукоположения. Однако, получив отказ, был направлен в коопературу (приход) в с. Никитинцы (ныне Косовский р-н Ивано-Франсковской обл., Украина) под надзор пистынского священника Левицкого. В это время он познакомился с Кириллом Блонским из с. Шешоры, разделявшим его взгляды. В 1846 г. Головацкий получил самостоятельный приход в г. Хмелев Чертковского у. Там он работал учителем в сельской школе и продолжал научную деятельность. В 1846 г. в свет вышло литературное произведение «Венком русинам на обжинки», изданное в Вене Иваном Головацким, братом Якова, В 1847 г. в Вене вышла статья «Zustände der Russinen in Galizien» и очерк «Великая Хорватия, или или Галицко-Карпатская Русь», написанные по результатам изучения древних памятников и путешествия по Карпатам.

В 1848 г. Я.Ф. Головацкий начал работать во Львовском университете в должности профессора украинского языка и словесности. В общей сложности он проработал там 19 лет. Будучи профессором этого учебного заведения, Яков Федорович неоднократно в период 1857–1858 гг. избирался на должность декана, а в 1869 г. занял должность ректора.

В 1866 г. Я.Ф. Головацкий получил приглашение от священника русского посольства в Вене М.Ф. Раевского принять участие в подготовке Всероссийской этнографической выставки 1867 г., которую организовывало Общество естествознания, антропологии и этнографии при Императорском Московским университете.

Куратором славянского отдела выставки был профессор Нил Александрович Попов, предложивший представить славянские этносы Центральной и Юго-Восточной Европы и тем самым показать родство и близость всех славян.

Я.Ф. Головацкий с большим воодушевлением включился в работу. «Получив посредством г-на Михаила Федоровича Раевского призвание распорядительного Комитета по устройству русской этнографический выставки, я узнал важность этого предприятия для науки, для сознания однородства славян и для скрепления взаимности между разрозненными племенами того многочисленного колена», – пишет он в Комитет по устройству русской этнографической выставки 5 ноября 1866 г.

В 1866 г. он договорился о содействии Русского народного дома и Общества Галицко-русской матицы в Львове в сборе экспонатов и фотографий. Об этом он пишет М.В. Раевскому: «Дело этнографической выставки принято у нас с большим сочувствием, чем я надеяться мог. Письма и инструкции Комитета сообщил я на заседании комиссий Дома народного. Все члены комиссии не только согласились на то, что надлежит нам участвовать в выставке, но порешили даже определить известную сумму 150–200 гульденов на сооружение фотографий и закупление народных одеяний для манекенов. Взяв в соображение, что в смежных России округах Галиции употребляет народ почти тот же самый костюм или похож на убранство жителей Волыни и Подольи, которые области без всякого сомнения будут заступлены на выставке, на комиссии решено у нас постараться о народных костюмах галицийских горцев или погорян из двух или трех пунктов Карпатского хребта, т.е. гуцулов, лемков и бойков – ибо в этих костюмах более различия – они знаменательнее и покрасивее. И эти костюмы мы похлопочемся получить и послать. Вслед за тем было заседание Общества Галицко-Русской Матицы. И тут поднес я речевой вопрос, а общество одобрило предложение и избрало особую комиссию, которая занялась бы в поразумении с Домом народным приспособлением фотографий и вещей, принадлежащих в костюмах». Для приобретения вещей был создан комитет, куда, помимо Я.Ф. Головацкого, вошли о. Иоанн Лавровский и Богдан Андреевич Дедицкий.

При помощи Русского народного дома и Общества Галицко-русской матицы были найдены «ревнители» собирательского дела – учитель Дрогобычской гимназии и г-н Алексей Иванович Псоронский, собравший костюмы лемков, а также священник из с. Доры Тит Кириллович Блонский, выполнивший фотографии гуцулов и также собравший полные их костюмы.

Таким образом, Я.Ф. Головацкий собрал семь комплексов, шесть из которых сейчас находятся в Российском этнографическом музее (РЭМ). Это мужской и женский костюмы разных этнических групп и мест их расселения: лемков из с. Завадки Дуклянского у. Саноцкого окр., бойков из с. Перегонска Стрыйского окр., гуцулов из с. Доры Станиславовского окр., а также костюм девушки из с. Старый Гвоздец Коломыйского окр. Комплексы датируются кон. XVIII – перв. пол. XIX в. и являются типичными праздничными костюмами населения Карпат. Я.Ф. Головацкий обращал особое внимание на полноту состава костюмов, поэтому некоторые из них были скомплектованы «с запасом». Исключение составил костюм коломыйки, в котором не было верхней одежды, поэтому предполагалось демонстрировать летний вариант.

Собранные вещи перед отправкой группировались по костюмным комплексам. Помимо подробного описания и информации об их назначении, бытовании и локальных особенностях Я.Ф. Головацкий давал рекомендации о том, как правильно одевать в эти костюмы манекены.

Кроме костюмов, Я.Ф. Головацкий передал на выставку 56 фотографий, 47 из которых были представлены к обозрению. Большой удачей для пополнения этнографической выставки фотографиями стало знакомство Я.Ф. Головацкого со священником Илларионом Нижанковским, который был, по его описанию, «фотограф не наемник, не ремесленник, а любитель и ревнитель по народности и знаток дела, таки из нашей русской во Христе братии». И. Нижанковский сделал фотографии жителей в костюмах из с. Завадка Дуклянского у. Саноцкого окр. (мужчина и женщина в фас и в профиль, группы мужчин и женщин, жилище лемков), а также в горах Станиславовского окр., «ориентируясь на рекомендации фотографической комиссии выставки и выбирая в первую очередь “занимательное, характеристическое и типическое”». Помимо коллекции Нижанковского, на выставку, а впоследствии в РЭМ поступили еще четыре фотографии: три с изображениями групп гуцулов из с. Доры над Верхним Прутом Станиславовского окр.; ещё одна запечатлелабойков – девушку и парня из с. Перегонск Стрыйского окр. Последняя фотография сделана в Станиславове, в качестве иллюстрации для одевания бойковского костюма на манекен.

Фотографии, поступившие в РЭМ от Я.Ф. Головацкого и И. Нижанковского, были выполнены в с. Синеводске (женские и мужские; одиночные и групповые портреты; виды села и жилища), с. Завадка (портрет лемчанки в фас и в профиль; мужской портрет; группы женщин и мужчин; хижина и церковь) и с. Мальчицы Стрыйского окр. (групповые и одиночные женские и мужские портреты; жилища; две фотографии интерьеров хаты; церковь; свадебная и похоронная процессии; мятье льна; сцены из жизни помещика барона Мальтица из с. Ступницы Самборского окр.; пастушеский и жатвенный праздники). Эти снимки являются одними их самых ранних фотографий, фиксирующих изображения лемков, гуцулов и бойков, а также их быт и жилища.

После закрытия выставки коллекция в составе экспонатов Дашковского этнографического музея поступила в собрание Московского публичного и Румянцевского музеев, преобразованных в 1924 г. в Центральный музей народоведения, а в 1948 г. – в Музей народов СССР(ныне Российский этнографический музей).

Таким образом, Я.Ф. Головацкий провел системную и комплексную работу по подбору костюмов и сбору фотографий жителей горных районов Восточной Галиции. Благодаря ему была составлена и подробно описана самая ранняя коллекция костюмов и фотографий лемков, бойков и гуцулов, хранящаяся в РЭМ.

В 1867 г. одновременнос открытием выставки прошел Второй Славянский съезд, куда также был приглашен и Я.Ф. Головацкий. Его участие в съезде, направленном на укрепление связей между славянскими народами, стало причиной негативной реакции со стороны властей, в частности, польского графа Агенора Голуховского, наместника Галиции. В результате преследований Головацкий был вынужден уехать в Россию и обосновался в Вильно.

4 октября 1868 г. он узнаёт от профессора Новороссийского университета В.Н. Григоровича о присвоении ему статуса доктора русской словесности и избрании его профессором в этой области. 7 октября ученый-славист сложил с себя духовный сан униатского священнослужителя и со своей семьёй принял православие. 22 декабря 1868 г. он был назначен председателем Виленской археографической комиссии для разбора и издания древних актов. В это время Я.Ф. Головацкий получает приглашение попечителя Варшавского учебного окр. возглавить кафедру в главной Варшавской школе. С 1871 г. Я.Ф. Головацкий являлся председателем временной комиссии по устройству Виленской публичной библиотеки и музея, членом распорядительного комитета Западного отдела Императорского Русского географического общества в Вильно и членом Попечительского совета при учебном округе.

В течение всей жизни Я.Ф. Головацкий способствовал развитию русского языка и русской культуры в Восточной Галиции. Был членом комиссии для устройства народных училищ, комиссии для перевода гражданских законов на русский язык, членом-корреспондентом Чешского общества наук в Праге, почетным членом Общества истории и древностей российских при Московском университете, членом Императорского Русского географического общества в Петербурге, действительным членом Московского археологического общества, Общества любителей российской словесности, а также Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Императорском Московском университете. Я.Ф. Головацкий был удостоен степени доктора русской словесности Новороссийского университета, чина действительного статского советника, награждён орденами Св. Станислава I степени и Св. Анны I степени, золотой медалью Императорского Русского географического общества, большой серебряной медалью Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии в Москве, золотой Уваровской медалью и премией в 500 рублей, а также был отмечен Высочайшей благодарностью и получил золотой перстень с рубином и бриллиантами от императора Николая II.

Скончался Я.Ф. Головацкий 1 (13) мая 1888 г.; похоронен на православном Евфросиниевском кладбище в г. Вильно.

Учёный оставил после себя обширное письменное наследие: стихотворения, беллетристические произведения, (под псевдонимом Яцек Балагур), исторические, археологические, библиографические, этнографические, филологические статьи. Главным его трудом является собрание и издание «Народных песен Галицкой и Угорской Руси», которые были выпущеныв 1878 г. отдельным изданием в четырёх томах. Исключительно важен собирательский вклад Я.Ф. Головацкого в собрание РЭМ по этнографии гуцулов, бойков и лемков – коллекция костюмов, фотографий и литографий XIX в.

Архивные материалы

АРЭМ. Ф. 5. Оп. 2. Д. 10. – Описание фотографий и акварелей славянских народных костюмов присланных проф. А.Ф. Головацким в Распорядительный Комитет, а также письма Я.Ф. Головацкому последнему.


Публикации

  1. Грамматика русского языка / Сост. Яковом Головацким ц. к. проф. рус. яз. и словесности русской при всеучилище Львовском. – Львов: Институт Ставропигиянского, 1849. – 219 с.
  2. Исторический очерк основания галицко-русской матице и справозданье первого собору ученых русских и любителей народного просвещения / Сост. Яковом Головацким. – Львов: Институт Ставропигиянского, 1850. – 21 с.
  3. Хрестоматия церковно-словенская и древно-русская в пользу учеников вышшой гимназии в цес. кор. Австрийской державе / Сост. Яков Головацкий. – Вена: [Б. и.], 1854. – 580 с.
  4. Головацкий Я.Ф. Границы между русским (русинским) народонаселением и др. народностями в Галиции и Буковине // Вестник Юго-Западной и Западной России. – Киев, 1863. – Т. 1. – Кн. 3. – Сент. – Отд. 1. – С. 196– 202.
  5. Головацкий Я.Ф. О костюмах или народном убранстве русинов или русских в Галичине и Северо-Восточной Венгрии / Соч. Я.Ф. Головацкого. – СПб.: Тип. А.А. Краевского, 1868. – 67 с.
  6. Головацкий Я.Ф. Об исследовании памятников русской старины, сохранившихся в Галичине и Буковине / [Соч.] Я. Головацкого. – М.: Синодальная типография, 1871. – 24 с.
  7. Головацкий Я.Ф. Червонорусская литература // Поэзия славян. – СПб., 1871. – С. 197–204.
  8. Головацкий Я.Ф. Записка о необходимости снабжения публичных и других библиотек в России книгами на славянских языках и сочинениями о славянстве. – М.: Моск. ун-т, 1872. – 24 с.
  9. Головацкий Я.Ф. О народной одежде и убранстве русинов или русских в Галичине и Северо-Восточной Венгрии – СПб.: Тип. В. Киршбаума, 1877. – 85 с.
  10. Головацкий Я.Ф. Народные песни Галицкой и Угорской Руси, собранные Я.Ф. Головацким. В 4 т. – Москва: Имп. О-во истории и древностей российских при Императорском Московском университетете, 1878.– Ч. 1-3.
  11. Географический словарь западнославянских и югославянских земель и прилежащих стран / Сост. Яковом Головацким. – Вильна: Тип. А.Г. Сыркина, 1884. – 372 с.
  12. Головацкий Я.Ф. Пережитое и перестраданное // Письменники Захiдноi Украiни 30–50-х рокiв XIX ст. Киïв, 1965. – С. 229–285.


Библиография

  1. Сумцов Н.Ф. Головацкий, Яков Федорович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). – СПб.: Изд. Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон,1890–1907. – C. 67–68.
  2. Головацкий Я.Ф.: [Некролог] // Православное обозрение. – 1888. – № 5/6. – С. 493–496.
  3. Кореспонденція Якова Головацького в літах 1835–1849. – Львів: Наукове товариство імени T. Шевченка, 1909 – 463 с.
  4. Аристов Ф.Ф. Карпато-русские писатели. Исследование по неизданным источникам: В 3 т. / Ф.Ф. Аристов. – Москва : Галиц.-рус. о-во в Петрограде, – 1916. – Т. 1. – 304 с.
  5. Ваврик В.Р. Я.Ф. Головацкий: Его деятельность и значение в галицко-русской словесности. – Львов: Галицко-русская Матица, 1925. – 168 с.
  6. Пашаева Н.М. К вопросу о деятельности Я.Ф. Головацкого в 50-х – начале 60-х годов XIX в. // Вопросы первоначального накопления капитала и национальные движения в славянских Странах / АН СССР. Ин-т славяноведения и балканистики. – М.: Наука, 1972. – С. 151–157.
  7. Полянина Т.В. Я.Ф. Головацкий (1814–1888) – пропагандист славянской культуры // Культура и общество в эпоху становления наций. – М.: Наука, 1974. – С. 195–201.
  8. Письма Я. Ф. Головацкого (1814–1888) чешскому ученому А. Патере // Белоруссия и Украина: история и культура: Ежегодник 2004. – М.: Наука, 2005. – С. 353–378.
  9. Циганик М. Яків Головацький в оцінці Івана Франка // Вісник Львівського університету. Серія філологічна. – 2011 – Вип. 55. – С. 209–215.
  10. Циганик М. Яків Головацький та його участь у «Русалці Дністровій» (крізь призму наукового бачення Івана Франка) // Вісник Львівського університету. Серія філологічна. – 2013 – Вип. 58. – С. 205–211.
  11. Дьякова Е.В. Вклад Я.Ф. Головацкого в формирование коллекций по этнографии лемков, бойков и гуцулов Российского этнографического музея // Этнографический музей как феномен культуры: Мат-лы Двадцатых Санкт-Петербургских этнографических чтений. – СПб., 2021. – С. 127–132.
  12. Slovanská korespondence Karla Jaromira Erbena / Bechyňová, J. Jirásek.Praha: Academia, 1971. Vyd. V. 497 s.


    Коллекции

    Гуцулы
    № 8762-11367, 11369, 11378, 11383, 11387-1,2, 11388-1,2, 11392, 11530, 11533, 11534, 11536. – Предметы мужского костюма; 11403, 11410–11412, 11414-1, 2, 11415-1, 2, 11419, 11437–11439, 11530. – Предметы женского костюма. Включает 26 предметов. Австро-Венгерская империя, Станиславовский окр., с. Доры. Сбор 1866–1867 г.

    Бойки
    № 8762-11601–11604, 11606-1,2, 11607-1,2, 11608. – Предметы мужского костюма; 11609, 11610, 11611, 11612, 11616, 11617, 11618, 11619, 11620 – Предметы женского костюма. Включает 18 предметов. Австро-Венгерская империя, Стрыйский окр., Саноцкий у., с. Перегонск. Сбор 1866–1867 г.

    Лемки
    № 8762-11545, 11548, 11549-1,2, 11580. – Предметы мужского костюма; 11550, 11557, 11564, 11569, 11571–11573, 11583. – Предметы женского костюма. Включает 13 предметов. Австро-Венгерская империя, Саноцкий окр., с. Завадки. Сбор 1866–1867 г.

    Фотоколлекции
    № 8764-2750-2797. – Пейзажи, жилища, групповые и индивидуальные портреты мужчин и женщин в традиционной одежде, семья священника, церкви¸ праздники. Включает 48 фотоотпечатков. Австро-Венгерская империя, Восточная Галиция. Фотосъемка 1860-х гг. Лемки, бойки, гуцулы

    № 8764-2693–2695. – групповые портреты мужчин и женщин в традиционной одежде. Включает 3 фотоотпечатка. Фотосъемка 1860-х гг. Австро-Венгерская империя, Восточная Галиция. Фотосъемка 1860-х гг. Гуцулы

    Иллюстративный фонд
    № 8764-3888–3896. – Литографии, изображающие группы крестьян в традиционной одежде, музыкантов, праздники. Включает 9 листов. Австро-Венгерская империя, Восточная Галиция: Львовский, Тернопольский, Станиславовский у. Фотосъемка 1860-х гг. Русины

    Режим работы Музея в праздничные дни:

    01 и 08 мая, 11 и 12 июня с 10.00 до 18.00, касса  до 17.00;
    29 апреля, 09 мая Музей закрыт.

    Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
    Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.