Купить билет

Собиратели

Иванов Алексей Алексеевич

Иванов Алексей Алексеевич

Иванов Алексей Алексеевич 
Фотография опубликована в газете «Правда Севера», 27 июля 1994.

Автор: А.А. Заньковская, научный сотрудник второй категории отдела этнографии Северо-Запада России и Прибалтики

Алексей Алексеевич Иванов, общественно-политический деятель, глава партии социалистов-революционеров в Архангельске, министр земледелия, министр без портфеля Верховного управления Северной области и последнего состава Временного правительства Северной области, корреспондент Этнографического отдела Русского музея (ЭО; 1913–1916).

Родился в семье учителя в д. Великое Архангельского у. Архангельской губ. 25 февраля 1891 г. Осиротел в 4 года. Окончил Онежское городское училище, учился на общеобразовательных курсах для взрослых, возглавляемых ученым-педагогом А.С. Черняевым (с 1909 г.) в Петербургском университете; был исключен, так как с 1905 г. принимал участие в революционной деятельности; вступил в партию социал-революционеров (эсеров). Не завершив образования, он, тем не менее, учительствовал в Холмогорском у. Архангельской губ. В 1911 г. был арестован и приговорен к смертной казни; бежал. В 1912–1917 гг. – организатор Беломорского студенческого межпартийного землячества в Петербурге/Петрограде. С 1913 г. по заданию библиотеки Академии наук проводил этнографическое обследование Архангельской губ., работал в потребительском кооперативе. В 1917 г. как лидер петербургского студенчества был избран в Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов. С марта того же года возглавил губернскую организацию партии социалистов-революционеров в Архангельске, был редактором газеты «Возрождение Севера»; избран председателем губернского Совета крестьянских депутатов, губернской земской управы, член Исполкома всероссийского совета крестьянских депутатов. Участник заседания учредительного собрания 5 января. После антибольшевистского переворота 2 августа 1918 г. в Архангельске – министр земледелия; министр без портфеля Верховного управления Северной области и последнего состава Временного правительства Северной области. Автор книг по краеведению, редактировал журнал «Волостное земство». В 1921–1924 гг. нелегально жил в Ленинграде под фамилией Баранов, был арестован и выслан в Казань. В 1930 г. вернулся в Ленинград, работал в издательствах. Арестован в феврале 1933 г., осужден на 5 лет; находился в заключении на Соловецких о-вах, в суздальской, ярославской тюрьмах. «Тройкой» НКВД 9 сентября 1937 г. приговорен к расстрелу. Посмертно реабилитирован в 1989 г.

А.А. Иванов, будучи корреспондентом ЭО, совершил в 1913–1916 гг. ряд экспедиций в Кемский у. Архангельской губ. По заданию ЭО А.А. Иванов должен был собрать коллекцию этнографических предметов, а по поручению библиотеки Академии наук – старообрядческие книги и записать карельские песни, для чего ему был выдан фонограф. Из отчета собирателя становятся известными интереснейшие наблюдения о самобытной традиционной культуре карел в Западной и Восточной, собственно, в Беломорской Карелии.

При собирании коллекции А.А. Иванов, по его признанию, сумел сориентироваться благодаря тщательным расспросам местных жителей и обширному кругу знакомых среди карельского учительства. Коллекции, собранные им у этой локальной группы карел – т.н. беломорских карел, являются самыми ранними в ЭО. Состав тематических комплексов отражает основные стороны севернокарельской культуры – хозяйственные занятия, костюм, музыкальные инструменты, народные знания. Были приобретены образцы рыболовных сетей для разных видов рыб и досочки для плетения соответствующих сетей, так как чтобы ловить определенные виды рыб нужны были сети с подходящим размером ячеи, который и отмерялся досочками калавэхет.

В числе уникальных предметов имеются единственные в этом собрании кантеле, резной деревянный календарь, архаичный головной убор лакки и серьги-голубцы. Еще одну редкую находку представляет ложа арбалета, датируемая XVI–XVIII вв. и, вероятно, приобретенная когда-то у саамов Улеаборгской губ. Великого княжества Финляндского.

А.А. Иванову удалось заметить явное воздействие старообрядчества на культуру карел в окрестностях Топоозера, так как еще в кон. XIX в. здесь находились мужской и женский староверческие скиты. В отчете об экспедиции А.А. Иванов отмечает: «С этими скитами, олицетворявшими все самобытное в карельской раскольничьей культуре, соединено много интересных преданий. Утварь же скитская и иконы частью сохранились в местной приходской церкви, частью пошли в население». А.А. Ивановым было приобретено несколько старообрядческих рукописных и печатных книг, с помощью фонографа сделаны записи свадебных песен (судьба этих записей неизвестна). В больших карельских селах Ушково, Кестеньга, Панозеро, Ухта и др. собраны старинные XIX в., и современные праздничные и будничные женские и мужские костюмные комплексы (кол. № 2954, 2973, 3627, 3628, 3711 – всего 89 номеров). Фотоколлекция 3595 (42 номера) включает виды деревень, церквей, часовен и кладбищ, жилые и хозяйственные постройки, интерьеры изб, праздничные, повседневные и промысловые костюмы. Особо выделяется серия фотоотпечатков, отображающих редко встречающийся сюжет проводов новобранцев на войну в 1914 г. Собирателю удалось зафиксировать сельдяной промысел поморов в Сорокской губе (фотоколл. № 3597, 5 №№) и приобрести поморскую прялку с набором веретен в с. Сумский посад (колл. № 2955, 6 №№).

Будучи начинающим, по его собственной аттестации, этнографом, А.А. Иванов, тем не менее, зафиксировал крайне важные сведения об архаичных сторонах духовной культуры северных карел. Приведем несколько примеров. Первый – об использовании во время свадьбы карельским колдуном падьвашкой особой плетки – руошка. «А волос в плетке должен быть обязательно из хвоста девятилетнего жеребца <…> перед отправлением к венцу падьвашка три раза ударяет невесту этой плеткой по голове, произнося заклинание». Другой пример – «древесная высушенная губка, употребляемая при заклинании, пáккула, при помощи которой достается живой огонь, <…> паккула употребляется при отпуске скота. Трение сухой лучины о паккулу дает живой огонь». А.А. Иванов приводит данные Архангельского губернского статистического комитета с количественными показателями поголовья оленей в Ухтинском и Кемском у., показывая, что «оленеводство исключительно сосредоточено на Севере Карелии». Также молодой исследователь при приобретении предметов старался выделить те, которые отражали «чистую карельскую культуру», и считал, что именно центральные и северные районы Беломорской Карелии отвечают этим требованиям, так как «здесь ассимилирующее влияние великоруссов и финнов наталкивается на бездорожье и значительную отдаленность». Материалы А.А. Иванова четко фиксируют своеобразие севернокарельской культуры, в которой сочетались архаика и современность, финское влияние на западе и русское на востоке. Экспонаты и фотоотпечатки из собрания А.А. Иванова постоянно используются в экспозиционно-выставочной и издательской деятельности Российского этнографического музея.


Архивные материалы

АРЭМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 286. Л. 1–14. – Переписка и отчёты А.А. Иванова о собирании материалов по карельской этнографии в Архангельской губ.: Описи материалов. 1914–1916 гг.


Публикации

  1. Иванов A. A. Север и земство. – Архангельск: Губернская типография,1913. – 36 с.
  2. Иванов A. A. О земстве в Архангельской губернии: Письма к северянам. – Архангельск: Северное утро, 1913. – 84 с.
  3. Иванов А. А., Попов А.Н. «Северный календарь-ежегодник на 1919 год»/ Под ред. А.А. Иванова, А.Н. Попова. – Архангельск: Архангельский союз кооператоров, 1919.– 94 с.
  4. Иванов А. Архивные богатства нашего Севера // Карело-Мурманский край. – 1927. – № 3. – С. 25–26.
  5. Иванов А.А. Карелия. – М.;Л: Гос. изд-во, 1928. – 116 с.


Библиография

  1. Славин П.А. А. Иванов. (Биографический очерк) // Крестьянские кандидаты в Учредительное собрание / Изд. Арх. Губ Сов. Кр. Деп. – Архангельск, 1917. – С. 3–
  2. Поморская энциклопедия: История Архангельского Севера. – Архангельск: Поморский международный педагогический университет имени М.В. Ломоносова. – Т. 1. – С. 168.
  3. Дойков Ю. Архангельские тени (По архивам ФСБ). (1908–1942). – Архангельск: – Т. 1. 2008. – 480 С.
  4. Протасов Л.Г. Люди Учредительного собрания: портрет в интерьере эпохи. М.: РОССПЭН, 2008.– 460 С.
  5. Дойков Ю. Он сделал много для нашего края. URL: // http: kk.convdocs.org/docs/index-43843.html


Коллекции

Карелы

№ 2954. – Деревянный календарь, прялка, вальки. Включает 4 предмета. Архангельская губ., Кемский у.

№ 2973. – Мужская и женская праздничная и повседневная одежда. Архангельская губ., Кемский у., сс. Панозеро, Ухта, Ювалакша, д. Лусалма. Включает 25 предметов. 1914 г.

№ 3627. – Предметы утвари и домашнего обихода: светец, ситечко, безмен, солонка, лопасть прялки, часть календаря, образцы сетей и инструменты для их плетения, музыкальные инструменты: кантеле и пастушеский рог. Уникальный предмет – ложа старинного арбалета (XVI-XVII в.) с крюками для натягивания тетивы (не сохранились). Включала 32 предмета, сохранилось 28. Архангельская губ., Кемский у, с. Логоварака, сс. Панозеро, с. Ушково, Кестеньга, дд. Регозеро, Пебозеро, Сатусалма. 1914 г.

№ 3628. – Женские головные уборы – сороки, чепцы, платки, капор; одежда – рубахи, сарафан, чулки, рукавицы; лапти. Включала 28 предметов, сохранилось 24. Архангельская губ., Кемский у., с. Логоварака, с. Панозеро, с. Ушково, с. Кестеньга. 1914 г.

№ 3711. – Кисет и плетка для свадебных обрядов, сплетённая из хвоста девятилетнего жеребца. Включала 2 предмета, сохранился 1 кисет. Архангельская губ., Кемский у., Кестенгская вол., с. Панозеро. 1916 г.

Русские

№ 2955. – Прялка и веретена. Включала 6 номеров, сохранилось 4. Архангельская губ., Кемский у., с. Сумский Посад. 1914 г.

Фотоколлекции

№ 3595. – Виды деревень, типы жилых и хозяйственных построек, интерьеры, часовни, кладбища, типажи, бытовые сцены. Включала 75 фотоотпечатков, сохранилось 74. Архангельская губ, Кемский у., сс. Ухта, Вокнаволок, Панозеро, Логоварака, Лусалма, Бабья Губа, Ювалакша. 1914 г. Карелы

№ 3597. – Сельдяной промысел поморов в Сорокской губе Белого моря. Включает 9 фотоотпечатков. Архангельская губ., Кемский у. 1914 г. Русские

Обращаем ваш внимание, что в последнее время участились случаи мошенничества, совершаемые с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

Обращаем ваше внимание, что билеты в Российский этнографический музей в сети Интернет можно приобрести только через официальный сайт музея www.ethnomuseum.ru . Просим вас быть очень внимательными, чтобы не стать жертвами мошенников.

Режим работы Музея в праздничные дни:
01 и 08 мая, 11 и 12 июня с 10.00 до 18.00, касса  до 17.00;
29 апреля, 09 мая Музей закрыт.


Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.