Купить билет

Собиратели

Лорис-Мелик Калантар Ашхарбек Агалоевич

Лорис-Мелик Калантар Ашхарбек Агалоевич

Лорис-Мелик Калантар Ашхарбек Андреевич. 1912 г.
Фото РЭМ 2680-22

Автор: Л.С. Гущян, ведущий научный сотрудник отдела этнографии Кавказа, Средней Азии и Казахстана, кандидат культурологии

Лорис-Мелик Калантар Ашхарбек Агалоевич (Андреевич) (арм. Աշխարհբեկ Աղալոյի Լոռիս-Մելիք Քալանթար) – признанный востоковед, арменовед, филолог, палеограф, археолог, историк искусства, этнограф, внештатный сотрудник Этнографического отдела Русского музея (ЭО; в настоящее время – Российский этнографический музей), Азиатского музея Императорской академии наук, экспедиционер, собиратель, регистратор коллекций.

Ашхарбек Лорис-Калантар родился в 1884 г. в дворянской семье, в родовом имении Ардви Лорийского уч. Борчалинского у. Тифлисской губ. Среднее образование получил в Армянской духовной семинарии Нерсесян (закончил в 1903 г.), в 1905 г. экстерном сдал выпускные экзамены в Тифлисской мужской гимназии, в 1907 г. поступил в Петербургский университет, где под руководством Н.Я. Марра занимался на армяно-грузинско-персидском разряде факультета восточных языков. В годы учебы в университете был стипендиатом Министерства народного просвещения. По завершении курса в 1911 г. он получил диплом первой степени. Одновременно А. Лорис-Калантар занимался в Археологическом институте и, окончив курс в 1912 г., был избран его действительным членом.

А. Лорис-Калантар провел ряд археологических раскопок и исследований. Так, им были проведены обследования в Имирзеке, на Гегамском хребте (1911–1912), затем в Лори. В 1912 г. (совместно с А. Григоряном) было исследовано армянское кладбище в древней Джульфе. В 1913–1914 гг. А.А. Лорис-Калантар и И.А. Орбели обследовали Ширавакан. Впоследствии по приглашению Н.Я. Марра он возглавил раскопки в средневековой армянской столице Ани (1914). Совместно с Н.Я. Марром участвовал во второй Ванской экспедиции (1917). В 1920 г. им были продолжены обследования средневековых памятников окрестностей багратидской столицы. В 1918 г. при наступлении турецкой армии А. Лорис-Калантар организовал эвакуацию 6000 предметов из анийского музея в Армению.

Деятельность А. Лорис Калантара в ЭО началась в 1912 г., когда по ходатайству акад. Н.Я. Марра, он поступил на должность внештатного сотрудника музея, занимаясь регистрацией коллекций и участвуя в экспедициях.

В мае 1912 г. по заданию отдела А. Лорис-Калантар был направлен в Эриванскую губ. и Карскую обл. для собирания материалов по этнографии езидов, армян, персов и татар. В ходе экспедиции были собраны 8 вещевых (127 предметов) и 3 фотографических (61 фотографий) коллекций. Ее результатом стало обширное и одно из наиболее представительных собраний вещевых памятников и фотоматериалов курдов-немусульман (кол.2859). В состав коллекции, состоящей из 109 экспонатов, вошли предметы мужского, женского и детского костюмов, утварь, ковры и оружие. В музей также были переданы 32 фотографии: снимки представителей различных социовозрастных групп, а также портрет исследователя с предводителем одного из езидских племен – Усуб-беком. Кроме того, во время полевой работы были собраны этнографические материалы, относящиеся к традиционной культуре армян (кол. 2858, 2860; 4 пр.), татар (кол. 2886; 1 пр.), иранцев (кол. 2887; 1 пр.), а также археологические предметы (кол. 2888; 2889, 2890; 16 пр.). Впоследствии, за исключением армянских этнографических коллекций, иные археологические и этнографические артефакты были исключены из музейных фондов. В следующем, 1913 г., А. Лорис-Калантаровым были переданы в музей еще три коллекции фотографий (2678, 2679, 6490; 66 фотографий), на которых представлены природные и архитектурные ландшафты, а также местные жители. За проделанную полевую работу А. Лорис-Калантар был удостоен благодарности от Совета ЭО за подписью заведующего отделом Н. Могилянского и секретаря Совета А.А. Миллера. К своему отчету А. Лорис-Калантар приложил письма в адрес ЭО, в одном из которых он сообщал о помощи, оказанной ему во время этой сложной поездки. Кроме родоначальника всех курдов-езидов Кавказа Усуб-бека, им были отмечены секретарь предводителя Татевос Григорян, управляющий Сурмалинским у. Рашид хан Макинский, а также Хачатур-бек Мелик-Вртанесян, Арташес Пахлавуни. А. Лорис-Калантар подчеркивает: «Без их содействия работы мои значительно затруднились бы, а может быть, и встретили бы очень серьезные препятствия». В письмах исследователь также просит выразить благодарность И.Ф. Марогулову, М.В. Кочаряну и М. Шакаряну – лицам, передавшим в дар музею этнографические и археологические предметы. Просьба А. Лорис-Калантара была выполнена, о чем свидетельствуют архивные документы, содержащие благодарственные письма указанным лицам.

Согласно архивным документам, «А.А. Лорис-Калантар с 20-го Января 1914 г. прекратил занятия в Этнографическом Отделе вследствие своих подготовительных работ перед магистерскими экзаменами». В 1913 г. А. Лорис-Калантар начал работу по каталогизации армянских книг и описанию рукописей в Азиатском музее Академии наук, а в 1914 г. по предложению директора музея К.Г. Залемана был приглашен на выборы для получения должности сверхштатного младшего ученого хранителя, на которую и был избран единогласно. Важной составляющей биографии А. Лорис-Калантара является также его участие в военных действиях на Кавказском фронте с февраля 1915 г. в составе 1-й армянской добровольческой дружины, которая в мае указанного года находилась на позициях близ г. Башкалы. На фронте А. Калантар находился вместе со своим старшим братом и попечителем И.А. Лорис-Мелик-Калантаром. Завершение официальной карьеры А. Лорис-Калантара в должности сверхштатного ученого хранителя Азиатского музея Академии наук пришлось на ноябрь 1917 г., и связанно это было с его отсутствием из-за болезни в Петрограде. В результате этого управляющим делами Академии А. Штакельбергом было решено исключить его из состава сотрудников музея. Тем не менее, он продолжал работать над армянскими рукописями вплоть до 1930 гг., когда наведывался из Еревана в Ленинград.

В 1919 г. А. Лорис-Калантар становится одним из семи преподавателей-основателей Ереванского университета (ЕГУ), в котором в 1922 г. он создал кафедру исторического востоковедения и археологии, опубликовал первый учебник по археологии на армянском языке, исследования по урартстким клинописным текстам, обнаруженным в Армении. В 1929 г. одним из первых получил должность профессора ЕГУ. По приезде в Ереван А. Лорис-Калантар совместно с архитектором А. Таманяном и художником М. Сарьяном основал Комитет по охране памятников, где долгие годы был ученым секретарем, одновременно занимаясь археологическими исследованиями. В результате многолетних исследований на склонах Арагаца и Гегамского xребта – в 1930–1933 гг., Калантар сделал открытие доурартской ирригационной системы. Он первым начал систематическое исследование наскальных рисунков в Армении.

А.А. Лорис-Мелик Калантар был арестован в 1938 г., вероятное время смерти – 1942 г.

Известен как автор более 80 прижизненных статей и записок в области археологии Армении, ее истории, искусства и этнографии, и посмертно изданного в 1994, 1999, 2004 гг. собрания избранных трудов на английском языке в серии «Цивилизации древнего Востока».

В 2005 г. в Ереване на доме по улице Теряна, где ученый проживал в 1935–1938 гг., была открыта мемориальная доска, а в 2015 г. в вестибюле Ереванского государственного университета был открыт бюст Ашхарбека Лорис-Мелик Калантара как одного из основателей университета.


Архивные материалы

АРЭМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 19. Л. 50. – Журналы заседаний Совета Этнографического Отдела Русского музея. 1914 год.
АРЭМ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 380. 24 л. – Переписка с А. Лорис-Калантаром, командированным в Эриванскую губ. и Карскую обл. для собирания этнографических материалов по народностям: курдам-езидам, армянам, персам, татарам; описи предметов. 12 мая 1912 г. – 31 дек. 1915 г.
Архив РАН. Санкт-Петербургский филиал. Ф. 4. Оп. 004. Т. 1. Д. 351. 26 л. – Дело канцелярии правления Императорской Академии Наук о приглашении Ашхар-Бека Андреевича Лорис-Калантара на должность сверхштатного младшего ученого секретаря Азиатского Музея Императорской Академии Наук. 10 декабря 1914 – 8 февраля 1915 г.


Основные публикации

  1. Лорис-Калантар А. Предварительный отчет о поездке в Имирзек летом 1912 г. // Mélanges asiatiques. Tirés du Bulletin de l’Académie Impériale des sciences de St.-Pétersbourg. – Tome XVI (1913–1914). – С. 127–180.
  2. Лорис-Калантар А. Предварительный отчет о поездке в Лори. Летом 1913 г. // Ibid. – С. 775–776.
  3. Лорис-Калантар А. Зорская базилика и развалины древнего Карван-сарая // Христианский Восток. – Т. III. – Вып.1. – С. 101.
  4. Ashkharbek Kalantar. Armenia: From the Stone Age to the Middle Ages// Civilizations du Proche-Orient։ Serie 1. – 2. – Paris: Recherches et Publications, Neuchatel, 1994. – 114 p.
  5. Ashkharbek Kalantar. The Mediaeval Inscriptions of Vanstan, Armenia// Civilizations du Proсhe-Orient։ Series 2. – Vol. 2. – Paris: Recherches et Publications, Neuchatel, 1999. – 94 p., 24 pl.
  6. Ashkharbek Kalantar, Materials on Armenian and Urartian History (with a contribution by Mirjo Salvini)// Civilisations du Proche-Orient։ Series 4. – Paris: Hors Serie, Neuchatel, 2004. – 68 p.
  7. Ашхарбек Калантар. Армения от каменного века к Средневековью// Сборник статей. – Ереван: изд-во «Наука», 2007 (на арм. яз.). – 410 с.


Библиография

  1. Дмитриев С.В. Лорис-Калантар Ашхар-бек Андреевич// Фонд Этнографического отдела Русского музея по культуре народов Востока: история формирования и судьба (1901–1930-е гг.) – СПб: Изд-во СПбГУ, 2012 – С. 609–614.
  2. Длужневская Г.В. Археологические исследования в Европейской части России и на Кавказе в 1859–1919 годах (по документам Научного архива Института истории материальной культуры РАН). – СПб.: Лема, 2014. – С. 27, 150.
  3. Байрамян К. Ашхарбек Калантар и его деятельность археологии и охране памятников // Вишап между легендой и реальностью. – Ереван: Изд-во ИАиЭ НАНРА, 2019 (на арм. яз.). – С. 482–495.
  4. Байрамян К. Неизданные письма Ашхарбека Калантара Николаю Марру// Вестник общественных наук. – 2020. – № 1. – С. 398–413 (на арм. яз.).
  5. Adam T. Smith. Armenia: From the Stone Age to the Middle Ages Edited by Ashkharbek Kalantar and G. Karakhanian // American Journal of Archaeology, 1996 (100.3). – 638–639.


Коллекции

Армяне

№ 2858. – Амулет для скота. Включает 1 предмет. Эриванская губ. Дар А. Лорис-Калантара. 1913 г.

№ 2860. – Агаман – антропоморфные сосуды для хранения соли. Включает 2 предмета. Эриванская губ. Сбор 1912 г.

№ 2888. – Утварь. Включала 9 предметов, не сохранились. Эриванская губ. Сбор 1912 г.

Археологические коллекции. Не сохранились.

№ 2889. – Окаменелости устрицы. Включала 3 предмета. Эриванская губ. Сбор 1912 г.

№ 2890. – Медные монеты. Включала 4 предмета. Эриванская губ. Сбор 1912 г.

Иранцы

№ 2887. – Принадлежности для табакокурения. Включала 2 предмета, не сохранились. Иран, г. Марача. Сбор 1912 г.

Курды-езиды

№ 2859. – Предметы мужского, женского, детского костюма, женские украшения, оружие, амулеты, утварь. Включает 109 предметов. Эриванская губ., Карская обл. Сбор 1912 г.

Татары

№ 2886. – Священное знамя. Включала 1 предмет, не сохранился. Эриванская губ. Сбор 1912 г.

Фотоколлекции

Армяне

№ 2678. – Ландшафт, селение, религия, резьба по камню. Включает 27 фотоотпечатков. Эриванская губ. 1913 г.

№. 2679. – Ландшафт, селение, религия, резьба по камню. Включает 4 фотоотпечатка. Эриванская губ. 1913 г.

№ 6490. – Портреты местных жителей, ландшафт, селение, жилище, очаг, утварь, одежда, земледелие, ткачество, транспорт, религия, резьба по камню. Включает 34 фотоотпечатка. Эриванская губ. 1913 г.

Курды-езиды

№ 2680. – Портреты местных жителей, ландшафт, селения, жилище, транспорт, скотоводство, религия. Включает 32 негатива и отпечатка. Эриванская губ, Карская обл. Съемка 1912 г.

Режим работы Музея в праздничные дни:

01 и 08 мая, 11 и 12 июня с 10.00 до 18.00, касса  до 17.00;
29 апреля, 09 мая Музей закрыт.

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.