Купить билет

Собиратели

Раевская Анна Михайловна

Раевская Анна Михайловна

В.И. Гау. Портрет А. М. Раевской. Акварель. 1830-е гг.
Опубликован в книге «Архив Раевских» Т. 2: [Письма 1830-1838 гг.], с. 272.

Автор: М.А. Докучаева, научный сотрудник второй категории отдела этнографии Северо-Запада России и Прибалтики

Раевская Анна Михайловна (в дев. Бороздина) – яркая и неординарная дама из высшего общества, фрейлина императрицы, член-корреспондент Московского археологического общества, член-корреспондент Московского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Она финансировала знаменитую научную экспедицию Н.Н. Миклухо-Маклая на острова Новой Гвинеи, организовывала и самостоятельно руководила археологическими раскопками и была проницательным коллекционером.

Анна Михайловна родилась 29 декабря 1819 г. в родовом имении в с. Красном Новохопёрского у. Воронежской губ. Её отец – генерал-лейтенант Михаил Михайлович Бороздин происходил из древнего русского рода тверских бояр, внесённого в «Бархатную книгу» в 1687 г. Мать – Екатерина Александровна Шемякина.

По свидетельствам современников молодая девушка обладала «пытливым и серьёзным» умом. Она получила блестящее и разностороннее домашнее образование. Знаменитый математик академик М.В. Остроградский восхищался её математическими способностями, она также свободно говорила на нескольких иностранных языках.

В восемнадцать лет, осиротев, Анна Михайловна стала фрейлиной императрицы Александры Фёдоровны. В 1839 г. девушка вышла замуж за Николая Николаевича Раевского – младшего сына героя Отечественной войны 1812 г. генерала от кавалерии Н.Н. Раевского. В этом браке родилось двое сыновей: Николай (1839–1876) и Михаил (1841–1893).

После свадьбы генерал Н. Н. Раевский-младший был назначен начальником Черноморской береговой линии, молодая семья поселилась в Керчи. Анна Михайловна и ранее бывала в Крыму, так как её семья владела имением на южном берегу недалеко от Гурзуфа. Именно здесь она впервые познакомилась с античными памятниками юга России и увлеклась археологией. В 1830– 1840-х гг. в Восточном Крыму в районе г. Керчь и на Таманском полуострове раскопки вели известный петербургский археолог Д.В. Карейша и директор Керченского музея истории и древностей А.Б. Ашик. Им удалось раскопать знаменитый скифский царский курган Куль-оба. Анна Михайловна принимала в раскопе участие. Её занятия археологией вышли за рамки модного в те годы увлечения и стали подлинным призванием.

24 июля 1843 г. супруг Анны Михайловны Николай Николаевич Раевский скончался. В память о муже, правнуке М.В Ломоносова, к столетнему юбилею со дня смерти великого учёного женщина выделила 2000 рублей для учреждения в 1865 году «Ломоносовской стипендии Раевского», благодаря которой четыре молодых крестьянина из Архангельской губернии смогли обучиться в Московском университете. Замуж Анна Михайловна больше уже не вышла и всецело посвятила себя детям, путешествиям и своим научным интересам: коллекционированию предметов старины и нумизматике. Вместе с детьми она отправилась в Италию, где продолжила изучение археологии и вела активную переписку с известнейшими европейскими учёными того времени (Г. Мортилье, Э. Ларте, Ш.А. Морло, Ф. Келлер).

Спустя пять лет, Анна Михайловна вернулась в России. Накопив достаточно знаний в области археологии, она занялась самостоятельным проведением раскопок в своих многочисленных имениях в Петербургской, Воронежской губ. и в Крыму. Так, в сер. 1860-х гг. А.М. Раевская организовала раскопки средневекового кладбища в Урочище Черное близ Усть-Рудицы в Петергофском у. Приобретённые и найденные ею раритеты легли в основу созданного частного археологического музея. Его собрание, насчитывающее около 25 тысяч экспонатов, и систематизация коллекции были столь безупречны, что председатель Московского археологического общества граф А.С. Уваров, познакомившись с ним, 14 февраля 1872 г. принял А.М. Раевскую в члены-корреспонденты. В наши дни археологические коллекции Раевской хранятся в Государственном историческом музее Москвы.

В этот период Анна Михайловна также увлеклась этнографией и этнической историей славян и их соседей. Под руководством петербургского академика К. Э. фон Бэра она начала изучать антропологию и этнографию. Он руководил её экспедицией в Прибалтийский край. В течение многих лет А.М. Раевская была активным сотрудником Московского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, председатель Д.Н. Анучин относился к ней с большим уважением.

23 апреля 1867 г. в московском Манеже открылась Первая этнографическая выставка, на которую А.М. Раевская предоставила два костюмы крымских татар – мурзы с южного берега Крыма и мальчика. До наших дней в Российском Этнографическом музее частично сохранился только костюм мурзы, состоящий из: чекмена – кафтана из темного сукна, суконной куртки, украшенной золотным шнуром и басонными пуговицами из золотой нити, шерстяного пояса и шапки из хлопчатобумажной ткани, шерсти и бархата.  

В период с 1869 по 1875 гг. в фонды Дашковского музея неоднократно поступали предметы от А.М. Раевской. География поступлений обширна. В 1869 г. она подарила музею деревянную посуду крестьян Псковской губ., всего 28 предметов. В 1871 г. – 29 экспонатов по этнографии Кавказа: три музыкальных инструмента: «…волынка имеретинская, балалайка лезгинская, барабан дагестантский…»; и домашнюю утварь (кувшины, солонки, блюдца, чашки) бытовавшую у народов Дагестана, Грузии и Армении.

Качества подлинного ценителя А.М. Раевская проявила, обратив внимание на живую культуру коренного населения, проживающего в окрестностях её имения в Петербургской губ. – «ингров» – ижор. В близлежащих деревнях Малое Шишкино, Большое Шишкино, Гурово (Ломоносово), Косково она приобрела большую этнографическую коллекцию, основу которой составили предметы быта и одежда.

В 1870 г. Анна Михайловна передала свою ижорскую коллекцию в дар Дашковскому музею. Согласно перечню экспонатов, записанному главным хранителем Н.Г. Керцелли в «Книге приношений в пользу Дашковского музея», собрание насчитывало более 50 предметов. Оно включало полный комплекс ижорского праздничного костюма замужней женщины: рубаху – пайда, нижнюю клетчатую юбку – хурсту, верхнюю юбку – аннуа синего цвета, спинной пояс –сельга-вё, полосатый передник с бахромой, холщовую кофту, белый летний кафтан – костоле, и суконный зимний кафтан – вита, чулки, кожаные башмаки, головной платок – рееву, головной убор сапано и украшения: фибулы – солги и ожерелье из раковин каури. Так же в коллекции Раевской был женский траурный головной убор с чёрной шелковой лентой. Мужская одежда была представлена рубахой, штанами, поясом, сапогами, летним и зимним кафтанами, кушаком и шляпой. Значительную часть коллекции составляли посуда и домашняя утварь имеющая как повседневное так и празднично-обрядовое значение (воронка, ложки, ковш, тарелка, чашка, пивная кружка, нож); орудия прядения и ткачества (веретено, прялка, дощечки для тканья тесьмы); приспособления для курения (маленькая трубка и кожаный кисет – калита для кремня, трута и огнива). В коллекцию также входили 22 счётные бирки – узкие дощечки, на которых неграмотные старосты ножом отмечали уплаченный крестьянином оброк. Интерес представяли сани – камелка, на которых дети катались на масленицу с горок. Особого внимания заслуживает меднострунный музыкальный инструмент – канте или кантела – гусли, напротив которых Н.Г. Керцелли приписал: «этот инструмент выходит из употребления». Свои этнографические изыскания Анна Михайловна Раевская сопроводила четырьмя акварельными рисунками (автор не известен). На трёх из них изображены ижорцы Петергофского у. в традиционных костюмах с предметами быта (посуда, прялка), некоторые из которых вошли в состав коллекции. На четвёртом рисунке – траурный головной убор ижорской женщины из д. Усть-Рудицы Петергофского у., также вошедший в коллекцию.

В 1875 г. ижорская коллекция Дашковского музей пополнилась еще одиннадцатью предметами «…домашнего быта Ингеров С. Петербургской губ., Петергофского уезда…», так же поступившими от А.М. Раевской: модели граблей, косы, сохи и бараны; транспортных средств – телеги и лодки; рыболовных снастей – мерёжи и багра; две корзинки из берёзовой коры для ягод (мест. название – pónna) и музыкальный инструмент – кáнтела – к которому прилагался моток льняных нитей.

К сожалению, судьба этнографических коллекций Дашковского музея оказалась сложной. В 1924 г. они легли в основу фонда Центрального музея народоведения (ЦМН) в Москве. С 1931 г. в ЦМН началась реорганизация, которая привела к созданию Музея народов СССР при ЦИК СССР. В 1948 г. Музей народов СССР в Москве был закрыт, а его коллекции переданы Государственному музею этнографии в Ленинграде (ГМЭ, ныне Российский Этнографический музей, РЭМ), Государственному историческому музею и Музею религии. В ГМЭ сначала сформировали самостоятельный фонд бывшего МН СССР, но затем эти коллекции влились в общемузейное собрание, получив соответствующие тематическим категориям памятников номера. В результате целостность многих коллекций Дашковского музея была утрачена.

Ижорское собрание А.М. Раевской было разрознено, экспонаты перемешаны с другими и не всегда правильно аннотированы. Вследствие этого, длительное время данная коллекция оставалась вне поля зрения исследователей. В литературе последнее упоминание о ней встречается в статье А.Ф. Прытковой 1930 г. Однако, судя по упоминанию в тексте статьи, весь костюм в целом автору был не известен, так как речь в ней идет лишь о рубахе, ее покрое и орнаментации.

В начале 1990-х гг. научному сотруднику РЭМ А.Ю. Заднепровской в ходе подготовки каталога-указателя ижорских коллекции, хранящихся в собрании музея, в значительной степени удалось восстановить ижорскую коллекцию Анны Михайловны. Проведённая ею атрибуция позволила восстановить 37 экспонатов. Главным образом это посуда, предметы утвари и два «кантеле» - музыкальные инструменты. На некоторых экспонатах сохранились собирательские этикетки или их фрагменты. Например, на деревянную долблёно-резную чашку (№8761-15273) наклеен прямоугольный листок бумаги с надписью: «№ 37. Пувады (чашка деревянная для кушаний…). Из принадлежностей домашнего быта Ингеров (Ижор) деревень Усть- Рудицы, Большое Шишкино, Малое Шишкино, Ломоносово Петергофского уезда Санкт- Петербургской губернии».

Сегодня с уверенностью можно констатировать сохранность поистине бесценного празднично-обрядового костюмного комплекса замужней женщины из д. Ижоры Петергофского уезда. Он включает в себя: вышитую рубаху; кафтан из домотканого сукна, украшенный вышивкой; кафтан летний  из холста, украшенный нашитой шерстяной тесьмой коричневого цвета; плечевую одежду типа «аануа» – распашная юбка с одной лямкой из синего сукна, украшенная по подолу вышивкой; фрагмент нижней юбки типа «хурсту» на подкладке; полосатый передник, украшенный по подолу кружевом и бахромой из разноцветной шерсти; пару белых шерстяных чулок; пару кожаной обуви; головной убор «саппано», украшенный вышивкой. Кроме того, сохранился траурный головной убор с черной повязкой из шелковой ленты.

Из компонентов мужского костюма сохранились: холщовая рубаха, понизу и на манжетах украшенная вышивкой красными нитями, орнамент стилизованный растительный (№31000); тканые пояс и кушак (№31005 и 31006).

В фототеке РЭМ сохранились четыре акварельных рисунка из собрания А.М. Раевской. Они введены в научный оборот. В цвете впервые были опубликованы в «Этноконфессиональном иллюстрированном атласе Ленинградской области» (Этноконфессиональный иллюстрированный атлас Ленинградской области / Науч. ред. О.М. Фишман.– СПб.: Изд. Дом « Инкери», 2017. С. 271).

Особая историко-культурная и научная ценность ижорской этнографической коллекции А.М. Раевской состоит в том, что она датируется перв. пол. – сер. XIX в. и тем самым входит в наиболее ранний, достоверный круг памятников ижоры-хэвасской этнографической группы, хранящихся в музеях России. Уникальный комплекс праздничного женского костюма, близкий к костюму XVIII в., описанному Ф. Туманским, не находит аналогов в других отечественных собраниях. Будучи опытным коллекционером, Анна Михайловна понимала большую научную ценность местных названий собираемых ею предметов и скрупулёзно записывала их рядом с каждым экспонатом.

Помимо ижорской коллекции А.М. Раевской в фонде Российского этнографического музея сохранились переданные ею кавказские музыкальные инструменты датируемые втор. пол. XIX в.: имертинская волынка – гуда-ствири и дагестантский барабан с палочкой – доли. К сожалению, лезгинский струнный инструмент сохранился фрагментарно. Безусловную источниковедческую значимость представляет комплекс крымско-татарского мужского костюма сер. XIX в.

Скончалась Анна Михайловна Раевская 10 декабря 1883 года в возрасте 64 лет, похоронена в своём родовом имении Красненькое, рядом с могилой мужа Н.Н. Раевского-младшего. В некрологе, отдавая признание ее личности и научным заслугам, один из крупнейших светил отечественной науки Д.Н. Анучин среди других качеств особо отметил у А.М. Раевской (урожденной Бороздиной) «так редко встречаемый у женщин, выдающийся, аналитического склада, ум».




 


Архивные материалы

АРЭМ. Ф. 5. Оп. 4. Д. 36. Л. 10-11. – Книга приношений Дашковского музея. 1867–1914 гг.
ИРЛИ (Пушкинский дом). Рукописный отдел. Картотека Б.Л. Модзалевского. – Карточка № 2474-2483.

Публикация

Раевская А.М. О раскопах в Урочище Черное Петербургской губернии // Известия общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. – 1876. – Т. 20. – С. 31–32.

Библиография

  1. Лерх П.И. Каталог древностей, собранных во Франции, Швейцарии, Германии и принесенных в дар Московскому публичному музею А.М. Раевской. – СПб.: Тип. К. Вульфа, 1865.
  2. Миллер В.Ф. Систематическое описание коллекции Дашковского этнографического музея. – М.: Тип. Е.Г. Потапова, 1887. Вып. I. – С. 21–24.
  3. Анучин Д.Н. Некролог Анне Михайловне Раевской // Труды общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. – СПб.: Изд. Импер. Общ-ва любителей естествознания, антропологии и этнографии, при Московском ун-те, 1897. – Т.90. – С. 513–514.
  4. Модзалевский Б.Л. П.М. Раевский. Архив Раевских. – СПб.: Тип. М. А. Александрова, 1908–1915. – Т. 2. – С. 270–274.
  5. Императорское Московское археологическое общество в первое 50-летие его существования (1864–1915). –: Синодальная тип., 1915. – С. 487–488.
  6. Волконский С. О декабристах. По семейным воспоминаниям. – СПб.: Начала, 1922. – С. 101–109.
  7. Прыткова Н.Ф. Одежда ижор и води // Западно-финский сборник. – Л.: Изд. АН СССР, 1930. – Вып.16. – С. 306–340
  8. Заднепровская А.Ю. Ижорская коллекция Анны Михайловны Раевской // Шёгрен-академик Императорской Санкт-Петербургской Академии наук. – СПб.: Фонд им. М. В. Ломоносова, 1993. – С. 37–38.
  9. Заднепровская А.Ю. Ижорская коллекция Анны Михайловны Раевской // Кунсткамера: Этнографические тетради. – СПб.: Центр «Петербургское востоковедение», 1995. – Вып. 7. – С. 213–216.
  10. Заднепровская А.Ю. Культура ижоры в коллекциях музея // Материалы по этнографии. Народы Прибалтики, Северо-Запада, Среднего Поволжья и Приуралья. – СПб.: Деловая полиграфия, 2004. – Т. 2. – С. 74–85.
  11. Никитенко А.В. Записки и дневник: В 3 т. – Т. 3. – М.: Захаров, 2005. – С. 265–289. 
  12. Белова С.Л. Раевские и Крым. – М.: Бизнес Информ, 2006. – С. 95–99.
  13. Писаренко Н. Царского рода и племени. // Коммуна. – 2011. – № 8. 
  14. Этноконфессиональный иллюстрированный атлас Ленинградской области / Науч. ред. О.М. Фишман.– СПб.: Изд. Дом « Инкери», 2017. – С. 271.
  15. Волкова О.А. Штурмуя цитадель науки. Женщины-учёные Российской империи. – М: Новое литературное обозрений, 2019. – С. 173–177.
  16. Королькова Л.В. Водь. Ижора. Фотографии и материалы из собрания Российского этнографического музея. – СПб.: Изд. дом «Инкери», 2020. – С. 190–191.
  17. Öpik E. Vadjalastestjaisuritest XVIII saj. lōpul. EtnograafilisijalingvestilisimaterjaleFjodorJumanskiPeterburikubermangukirjelduses. – Tallinn, 1970. – Lk. 70–76.


Коллекции

8761-15251, 15255, 15256, 15261, 15263, 15264, 15266, 15268-15279, 15281, 15282, 15283 – предметы хозяйственной утвари из дерева и глины, меднострунный музыкальный инструмент – «кантеле». Сохранился 21 предмет. Петербургская губ., Петергофский у., дд. Б. Шишкино, Ижоры, М. Шишкино, Усть-Рудица. Сбор 1868 г. Ижоры.

8761-5134 – духовой музыкальный инструмент – волынка. Материал: дерево; кость: рог; кожа: натуральная; металл; стекло; ткань. Кавказ. Сбор втор. пол. XIX в. Грузины: имеретины.

8761-6215 – барабан цилиндрический двухсторонний, с ударной палочкой «доли». Материал: Дерево; кожа; металл; нити: растительные (веревка). Кавказ. Сбор втор. пол. XIX в. Народы Дагестана.

8761-7008 – Струнный шейковый щипковый музыкальный инструмент. Сохранился частично. Кавказ. Сбор втор. пол. XIX в. Лезгины.

8762-31000, 31005, 31006. – Компоненты мужского костюма: холщёвая рубашка, шерстяные пояс и кушак. Сохранилось 3 предмета. Петербургская губ., Петергофский у., д. Б. Шишкино, Усть-Рудица. Сбор 1868 г. Ижоры

8762-31018 /1,2, 31022, 31031, 31032, 31035, 31042, 31047, 31049/1,2, 31060, 31061, 31062, 33592, 33593. – Комплекс женского праздничного костюма. Сохранилось 13 предметов. Петербургская губ., Петергофский у., дд. Б. Шишкино, Ижоры, М. Шишкино, Усть-Рудица. Сбор 1868 г. Ижоры.

8762 – 23993, 24020, 24035. Комплекс мужского костюма. Таврическая губ. Сбор сер. XIX в. Крымские татары.

Обращаем ваш внимание, что в последнее время участились случаи мошенничества, совершаемые с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

Обращаем ваше внимание, что билеты в Российский этнографический музей в сети Интернет можно приобрести только через официальный сайт музея www.ethnomuseum.ru . Просим вас быть очень внимательными, чтобы не стать жертвами мошенников.

Режим работы Музея в праздничные дни:
01 и 08 мая, 11 и 12 июня с 10.00 до 18.00, касса  до 17.00;
29 апреля, 09 мая Музей закрыт.


Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.