Купить билет

Собиратели

Романов Константин Константинович

Романов Константин Константинович

Романов Константин Константинович
Фотография в свободном доступе в интернете

Автор: О.В. Калинина, научный сотрудник первой категории отдела этнографии Северо-Запада России и Прибалтики

Романов Константин Константинович – художник-архитектор, исследователь древнерусского зодчества и живописи, реставратор, этнограф, преподаватель. Имя К.К. Романова связано с архитектурно-археологическими исследованиями памятников Владимиро-Суздальского и Псковского зодчества, а также с этнографическими экспедициями на Север и Северо-Запад России. К.К Романов внес большой вклад в дело охраны памятников искусства и старины в дореволюционный и советский периоды истории России.

Константин Константинович Романов родился 28 сентября 1882 г. в Санкт-Петербурге в семье врача. Он получил домашнее образование, в 1901 г. сдал экстерном экзамены в Царскосельской гимназии и в 1902 г. поступил на архитектурное отделение Высшего художественного училища Императорской академии художеств. Главным предметом интереса К.К. Романова являлось древнерусское зодчество. В годы учебы он участвовал в исследованиях зданий Ферапонтова Белозерского монастыря (1905 г.), Тихвинского монастыря (1907 г.), осуществлял чертежные работы в Ольвии (1907–1909 гг.), производил обмеры мечети Рухабад и медресе Улугбека в Самарканде (1908 г.). Его учителями в поле стали известные историки искусства П.П. Покрышкин и Б.В. Формаковский. В 1905–1906 гг. К.К. Романов посещал лекции в Археологическом институте. Окончив в 1909 г. Училище со званием художника-архитектора, он приступил к самостоятельному исследованию в Юрьеве-Польском Георгиевского собора – жемчужины Владимиро-Суздальского зодчества домонгольского периода. В дальнейшем исследователь посвятил множество полевых сезонов этому собору (1909–1915, 1925–1926 гг., 1929 г.). Работы молодого ученого были высоко оценены научным сообществом. В 1910 г. он был утвержден в звании член-корреспондента Императорской археологической комиссии, а в 1911 г. получил серебряную медаль Русского археологического общества за публикацию «Георгиевский собор в г. Юрьеве-Польском (краткий отчет о разведке)».

К особой странице биографии К.К. Романова относится его научно-исследовательская деятельность на Псковской земле. В Псков и Изборск он начал приезжать с 1910 г., став впоследствии крупнейшим знатоком памятников старины Псковского края. Он обследовал Изборскую крепость (1910–1913 гг.), Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря (1915 г.), Гремячью башню в Пскове (1913 г.). С 1915 г. Романов являлся членом Псковского археологического общества. В 1920 г. он был избран председателем постоянной Псковской комиссии при Академии истории материальной культуры.

Важнейшее место в работе архитектора-исследователя занимал вопрос охраны и реставрации древнерусских памятников. Он исполнял поручения Императорской археологической комиссии по надзору за производившимися ремонтными работами памятников архитектуры, отслеживал состояние икон в храмах и монастырях. Романов входил в Комитет по ремонту и реставрации храма Василия Блаженного в Москве и в Комиссию по реставрации Ферапонтов-Белозерского монастыря (1908–1914 гг.), наблюдал за состоянием Псковской крепостной стены (1911–1917 гг.). С 1910 г. К.К. Романов участвовал в работе Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины. В 1911 г. стал членом Комитета попечительства о русской иконописи. В 1912–1918 гг. состоял управляющим делами этого комитета и впоследствии преобразовал его в Комитет древнерусской живописи, редактором научных трудов которого он являлся. В 1917 г. К.К. Романов руководил работами по исследованию и фотографированию памятников зодчества, предпринятыми Академией художеств и Советом по делам искусства.

Менее известна деятельность К.К. Романова как собирателя музейных этнографических коллекций. Он был причислен к Этнографическому отделу Русского музея (ЭО) в 1911 г., а в 1912 г. стал штатным хранителем «по отделению великороссов и финских племен». В 1919 г.  Константин Константинович писал в Комиссариат труда: «Своей основной деятельностью я считаю должность хранителя Этнографического отдела Русского музея, причем я заведую в отделе районом Северной и Средней России, куда входят задачи изучения и научной обработки этнографического материала на территории Европейской России, занятой великорусскими и финскими племенами» (ИИМК РАН. РА. Ф.29. Д. 884. Л. 11.)

Первая этнографическая экспедиция Романова состоялась в 1911 г. в Сольвычегодский у. Вологодской губ. совместно с фотографом А.Н. Павловичем. Главным районом исследования были выбраны деревни в верхнем течении р. Уфтюги.

Это была малодоступная и отдаленная местность, куда нужно было добираться через пороги в долбленых лодках – стругах (стружках). Одна из таких лодок была приобретена в собрание музея. Во время поездки участники экспедиции обмерили и сфотографировали деревянную шатровую церковь Дмитрия Солунского Верхнее-Уфтюжского погоста, амбар на берегу р. Уфтюги в д. Кваськин Мыс и детали различных построек (около 250 фото). Вторая поездка К.К. Романова в 1911 г. была предпринята совместно с фотографом В.М. Машечкиным в Псковский у. Псковской губ. для сбора этнографических коллекций среди так называемых «полуверцев» (сету). Исследователи работали в Печерской, Паниковичской и частично Изборской вол., однако не обследованными остались сету Слободской вол. (современной территории русско-эстонского пограничья с центром в д. Вярска). В результате собрание музея пополнилось уникальной коллекцией старинной женской одежды сету (включая серебряные украшения) и фотографиями с видами деревень, архитектуры, портретами населения (около 150 фото).

В 1912 г. К.К. Романов выезжал в Петрозаводский у. Олонецкой губ. вместе с фотографом В.М. Машечкиным и мастером по изготовлению моделей А.В. Лебедевым. Целью экспедиции являлось изучение и фотофиксация северно-русских крестьянских жилых построек Заонежья. Классические образцы домов-дворов (с жилыми и хозяйственными помещениями под одной крышей) были выявлены в с. Великая Губа. В 1912 и 1915 гг. были совершены экспедиции в Ярославскую губ. (Пошехонский, Любимский, Ярославский у.). Здесь К.К. Романов приобрел более 150 экспонатов, среди которых орудия обработки льна, предметы утвари, а также женские костюмы, украшения и образцы вышивок.


По дороге из Пошехонья в Вологду
Экспедиция К.К. Романова 1912 г. РЭМ 3301-6/3

  

В 1913 г. К.К. Романов был командирован на десятидневную стажировку в Стокгольм для ознакомления с музейным делом Швеции и изучения этнографических коллекций. Для ЭО он приобрел коллекцию фотоснимков экспонатов Музея северных стран (Nordiska museet). Формируя собрание по этнографии вверенной ему области, К.К. Романов пользовался услугами корреспондентов, а также приобретал предметы на базарах и ярмарках. Будучи специалистом по русскому искусству и церковным древностям, К.К. Романов постоянно привлекался для научной экспертизы и оценки предметов частных антикварных коллекций – собрания нижегородского фотографа А. О. Карелина (1912), псковского коллекционера Ф.М. Плюшкина (1913), художника С.С. Соломко (нач. 1920-х). В ЭО К.К. Романов проработал до 1921 г.

После революции 1917 г., когда началась реорганизация всех существовавших ранее институтов, ученый работал в нескольких научных и образовательных учреждениях одновременно. Оставаясь хранителем ЭО, он являлся директором Училища технического рисования Штиглица (1917–1918 гг.), состоял членом Археологической комиссии и ее наследницы – Российской академии истории материальной культуры (где заведовал секцией древнерусского искусства, затем разрядом древнерусского зодчества), с 1918 г. преподавал в Петроградском университете, был деканом Петроградского археологического института (1920–1921 гг.), являлся  активным сотрудником учрежденного в 1918 г. Отдела по делам музеев и охране памятников.

Исследования крестьянской традиционной культуры были продолжены К.К. Романовым под эгидой Государственного института истории искусств (ИИИ), членом которого он состоял в 1923–1929 гг. Являясь председателем секции изучения крестьянского искусства социологического комитета института, Романов возглавил экспедиции по изучению культуры русской деревни в Заонежье (1926 г), бассейны рр. Пинеги (1927 г.) и Мезени (1928 г.). Ввиду нового комплексного подхода к изучению крестьянского быта, который практиковался в 1920-х гг., в экспедициях приняли участие специалисты различных областей знаний: фольклористы, этнографы, музыковеды, искусствоведы, театроведы. Сам К.К. Романов специализировался на изучении народной архитектуры. Экспедиции ставили перед собой задачу выявления полной картины крестьянского искусства, большое значение уделялось взаимосвязи традиционных и урбанизированных форм быта. Результаты исследований были опубликованы в двух сборниках Института истории искусств в 1927 и 1928 гг.

Архитектурно-археологические исследования К.К. Романова в 1920 – нач. 1930-х  гг. продолжались в рамках экспедиций Академии истории материальной культуры (РАИМК/ГАИМК). Он продолжил обследование церковных и гражданских зданий Пскова и его округи. К.К. Романов описал несколько выдающихся памятников искусства, ранее неизвестных. Прежде всего, это образец  архитектуры сер. XV в. – церковь Успения Богородицы погоста Мелётово, уникальные фрески которой К.К. Романов датировал по надписи 1465 г. Обмеры здания и осмотр фресок производились в Мелётово в 1925–1926 гг. В 1930 г. под руководством К.К. Романова осуществлялись разведочные археологические работы на территории Псковского кремля.  

В новых условиях советского государства вопрос сохранения культурного наследия страны стоял для К.К. Романова как никогда остро. С 1918 г. он являлся членом Коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины при Наркомпросе, организованной при Всероссийском музейном отделе. В 1922 г. Коллегия была преобразована в Реставрационные мастерские, которые возглавил Романов. В стране, где развернулась кампания по изъятию церковных ценностей и переплавке колоколов, а церковные здания без должного ухода превращались в руины, он делал все, что мог для спасения церквей и монастырей Петрограда, Пскова, Новгорода. Если в бытность Императорской археологической комиссии Романов сетовал на то, что церковные деятели распоряжались зданиями и церковным имуществом по своему усмотрению, в обход государственного контроля, то теперь констатировал разгром культурного наследия прошлого. Отсыревали уникальные фрески в храмах, расхищались церковные предметы искусства. К.К. Романов регулярно выезжал на охранно-реставрационные работы в Москву, Новгород, Псков, Владимир. В 1918–1921 гг. под его руководством и при непосредственном участии восстанавливались покрытия на соборе Снетогорского монастыря и ряде церквей Псковщины, производились наблюдения за температурно-влажностным режимом и удалялась цементная штукатурка в церкви Спаса на Нередице близ Новгорода, велись работы по спасению звонницы Софийского собора в Новгороде, производились исследования и ремонт в Кирилло-Белозерском и Ферапонтов-Белозерском монастырях. Сформулированные К.К. Романовым «Принципы реставрации по очистке икон и стенописей» были утверждены в качестве действующей инструкции Отдела по делам музеев и охране памятников. Специалисты-реставраторы Отдела произвели осмотр и закрепление около 300 икон в Новгороде и 150 икон в Пскове. В связи с преобразованием дворцовых комплексов в пригородах Петрограда в музеи он произвел осмотр дворцов в Царском Селе, Павловске и Гатчине. После принятия постановления «О ликвидации церковного имущества» и начала изъятия церковных ценностей в помощь голодающим в 1922 г., К.К. Романов был назначен председателем Особой комиссии для учета всех церквей Петрограда, задача которой состояла в предварительной экспертизе всех церковных памятников и принятии самых ценных из них под охрану государства с целью не допущения  расхищения и нарушения художественной целостности. К.К. Романов стремился рассмотреть как можно больше дел для постановки памятников на музейный учет. Однако местные власти мало считались с рекомендациями Отдела музеев. К.К. Романов и сам принимал участие в изъятии церковных ценностей, так как в сложившейся ситуации это был единственный способ отследить дальнейшую судьбу храмовых предметов искусства и сохранить их как музейные экспонаты.

В конце 1920-х гг. началась кампания по ликвидации ИИИ как «оплота формализма». К.К. Романов прекратил заведование секцией крестьянского искусства в связи с ее уничтожением в 1929 г. После так называемого «академического дела» и репрессий против представителей гуманитарных дисциплин в 1929–1931 гг. публикационная активность К.К. Романова значительно снизилась. Он не избежал упреков в «недостаточной» политической квалификации. Например, за публикацию в 1928 г. в эмигрантском сборнике семинара «Seminarium Kondakovianum», посвященного выдающемуся искусствоведу Н.П. Кондакову, К.К. Романову было объявлено «общественное порицание».

В 1930–1934 гг. исследователь работал в архитектурном бюро Гипрогора (крупнейшей проектной организации страны). В 1934 г. музейный отдел Наркомпроса вновь командировал его на Псковщину, где была произведена расчистка фресковых композиций в Мелётово, удалена плесень с фресок Снетогорского монастыря, произведены обследования некоторых церквей. Особое участие принял К.К. Романов в судьбе пушкинских мест Псковской губ. Он являлся членом Общества друзей Пушкинского заповедника, в 1934–1936 гг. занимаясь здесь реставрационными работами. К.К. Романов ратовал за постановку на музейный учет всех выдающихся памятников Псковского края и усиление пропаганды их охраны. В 1936–1940 гг. он курировал и консультировал работы по реставрации крепостных и гражданских сооружений Пскова.

В течение всей жизни после окончания Училища К.К. Романов занимался преподавательской деятельностью. Он читал лекции в Императорском Археологическом институте (1911–1918 гг.), Центральном училище технического рисования им. Штиглица (1912–1918 гг.), на курсах Высших архитектурных знаний Е.Ф. Багаевой (1914–1915 гг.), в Высшем художественном училище при Академии художеств (1914–1917 гг.), являлся профессором Петроградского/Ленинградского университета (1918–1928 гг.). Во второй половине 1930-х гг. К.К. Романов преподавал основы проектирования, историю архитектуры и искусства в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта, Ленинградском институте инженеров водного транспорта, Ленинградском институте инженеров коммунального строительства. Жизнь исследователя оборвалась 26 января 1942 г. Он умер от дистрофии в блокадном Ленинграде, место погребения неизвестно. К сожалению, многие научные труды ученого так и не были завершены.

К.К. Романов оставил большое количество рукописных и фотографических документов, связанных со своей научной деятельностью. В настоящее время эти материалы хранятся в научном архиве ИИМК РАН (1437 дел), фотоархиве ИИМК РАН (2667 ед. хр.), фотоархиве РЭМ (1312 ед. хр.). Свою обширную библиотеку он завещал Академии художеств. В послевоенные годы значительная часть книжного собрания К.К. Романова (более 2800 изданий) оказалась в Пскове, ныне она хранится в фонде редкой книги Псковской областной научной библиотеки.

В результате экспедиционных выездов К.К. Романова в качестве хранителя ЭО было приобретено более 280 предметов музейного значения. Прежде всего, это образцы крестьянской деревянной резьбы, которая особенно интересовала его как архитектора. Наличники, прялки, вальки, трепала демонстрируют художественное разнообразие форм, бытовавшее на Русском Севере в ХIХ – нач. ХХ в. Коллекция глиняной посуды, приобретенная Романовым на базаре в Пскове в 1914 г. (51 ед. хр.) составляет основу собрания расписной керамики Псковского края в РЭМ. Предметы текстиля, собранные в Сафроновской вол. Пошехонского у., дают представление о локальном варианте женского костюма Ярославской губ. втор. пол. ХIХ в., технике ткачества и искусстве вышивки. Гордостью музейных коллекций являются шейные янтарные украшения («янтари»), а также женские «полевые» рубахи и отдельные подолы к ним. Рубахи, обильно украшенные по подолу вышивкой тамбуром, предназначались для работы в поле и носились без сарафана. На некоторых из них вышиты даты изготовления и имена владелиц. Растительный орнамент вышивки имел обрядовое значение. Особо следует отметить вещевое собрание по этнографии сету. Благодаря К.К. Романову, в собрании РЭМ представлен старинный комплекс женской одежды сету кон. ХVIII – пер. пол. ХIХ в. В его основе – рубаха с длинными рукавами (100–120 см) и белый сарафан с длинными ложными рукавами, спускающимися по спине. Собиратель приобрел также переходные варианты сетуского костюма втор. пол. ХIХ в., когда рубахи-долгорукавки вышли из моды, а на смену белым сарафанам пришли синие. Рубахи разной конструкции и сарафаны «старой» и «новой» моды наглядно демонстрируют эволюцию народного костюма. Нельзя не отметить коллекцию серебряных украшений сету ХIХ в. (фибулы, цепи, перстни), а также детали костюма невесты – шапку с барашковым околышком и платок для утирания слез.

Большую ценность представляют фотоматериалы К.К. Романова (82 коллекции, более 1000 ед. хр.). К сожалению, некоторые коллекции негативов погибли из-за взрыва фугасной бомбы в блокадном Ленинграде 5 декабря 1941 г. Все этнографические экспедиции К.К. Романова проводились совместно с профессиональными фотографами (А.Н. Павловичем или В.М. Машечкиным) и сопровождались фотосъемкой на стеклянные пластины. Небольшая часть фотоматериалов, связанная с непродолжительными командировками исследователя в Казань, Псков, Новгород и др., снята на фотопленку. По всей видимости, в этом случае съемка осуществлялась непосредственно К.К. Романовым. Эти фотопленки являются одними из самых ранних в собрании РЭМ. Сюжеты экспедиционных фотографий в полной мере отражают интересы исследователя: типы селений, церковная архитектура, крестьянские постройки, типажи населения. Отсутствуют бытовые и производственные сцены. Зато самым подробным образом зафиксированы уникальные памятники каменной и деревянной архитектуры, многие из которых ныне утрачены. Фотографии жителей деревень являются ценнейшим источником для изучения традиционного костюма русского населения Сольвычегодского у., Пошехонья, Заонежья, а также сету Псково-Печерского края нач. ХХ в.

Экспонаты и фотографии К,К. Романова неоднократно экспонировались и публиковались.

Архивные материалы

АРЭМ Ф. 1. Оп. 2. Д. 503 – Переписка с К.К. Романовым, хранителем Этнографического отдела
АРЭМ Ф. 2. Оп. 3. Д. 195. – Личное дело К.К. Романова
НА ИИМК РАН. Ф. 29. Д. 1–1434. – Фонд К.К. Романова
НА ИИМК РАН. Ф. 2. ОП. 3. Д. 569. – Личное дело К.К. Романова
НА ИИМК РАН. Ф. 2. Оп. 5. Д. 273. – Трудовой список К.К. Романова

  

Публикации

  1. Покрышкин П.П., Романов К.К. Древние здания в Ферапонтовом монастыре Новгородской губернии // Известия ИАК. – 1908. – Вып. 28. –  1908. – С. 107–155.
  2. Романов К.К. Остатки каменных стен ХVII в. в Тихвинском Богородице-Успенском монастыре Новгородской губернии // Известия ИАК. – 1909. – Вып. 32. – С. 141–162.
  3. Романов К.К. Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (краткий очерк о разведке) // Известия ИАК. – 1910. – Вып. 36. – С. 70–93.
  4. Романов К.К. Звонница Тихвинского Богородице-Успенского монастыря Новгородской губернии. // Известия ИАК – Вып. 36. – СПб., 1910 – С. 93–122.
  5. Романов К.К. Святославов крест в г. Юрьеве-Польском // Сборник археологических статей, поднесенных А.А. Бобринскому. – СПб.: Тип. В. Ф. Киршбаума, 1911. – С. 199–210.
  6. Романов К.К. Антиминсы XV–XVII веков собора Рождества пр. Богородицы в Ферапонтове-Белозерском монастыре // Известия Комитета изучения древнерусской живописи. – 1921. – Вып. I. – С. 21– 46.
  7. Романов К.К. Псков, Новгород и Москва в их культурно-художественных взаимоотношениях // Известия ГАИМК. – 1925. – Т. IV. – С. 210 – 227.
  8. Романов К.К К вопросу о влиянии взаимоотношений между строителями и заказчиками на формы зодчества в Новгороде в ХV–ХVI вв. // Изобразительное искусство. – Л.: «Аcademia», 1927 – С. 29–58.
  9. Романов К.К. Заонежье в историко-бытовом и художественном отношении // Крестьянское искусство СССР: Сборник секции крестьянского искусства комитета социологического изучения искусств: Искусство Севера. Заонежье. – Л.: «Academia», 1927. – Вып. І. – С. 11–20.
  10. Романов К. К.Жилой дом в Заонежье // Крестьянское искусство СССР: Сборник секции крестьянского искусства комитета социологического изучения искусств: Искусство Севера. Заонежье. – Л.: «Academia», 1927. – Вып. І. – С. 21– 49.
  11. Романов К.К. Жилище в районе Пинеги // Крестьянское искусство СССР: Искусство Севера. Пинежско-Мезенская экспедиция. – Л.: «Academia», 1928. – Вып. II. – С. 7–33.
  12. Романов К.К. К вопросу о технике выполнения рельефов собора св. Георгия в г. Юрьев-Польском // Seminarium Kondakovianum. – Prague, 1928. – T. II. – С. 155–160.
  13. Романов К.К. Мелетово как источник истории Псковской земли // Проблемы истории докапиталистических обществ. – 1934. – № 9–10. – С. 143–215.
  14. Романов К.К. Развалины храма Римского типа в Баш-Гарни // Известия ГАИМК. – 1934. – Вып. 100. – С. 635–654.
  15. Романов К.К. О формах Московского Успенского собора в 1326 и 1474 гг. // Материалы и исследования по археологии Москвы. – 1955. – № 44. – С. 7–19.

   

Библиография

  1. Савельев Ю. Р. Историк архитектуры К. К. Романов // Краеведческие записки: Исследования и материалы. (Жизнеописание. Список опубликованных трудов). – СПб.: КГИОП, 1997. – Вып. 5. – С. 193–201.
  2. Мильчик М.И. Заонежье на старых фотографиях. – СПб.: Лики России, 1999. – 176 с.
  3. Длужневская Г.В. Материалы фотоархива ИИМК по Пушкинским Горам и заповеднику «Михайловское» (фонд архитектора К.К. Романова) // Михайловская пушкиниана.– М., 2001. – Вып. 19. – С. 211–215.
  4. Шангина И. И. Российский этнографический музей: коллекции по культуре русского народа // Российский этнографический музей 1902–2002. – СПб.: Славия, 2001. – С. 76.
  5. Кузьменко М.А. К.К. Романов об охране памятников г. Пскова и состоянии Псковского музея в 1934 г. // Псковские хроники: история края в документах и исследованиях. – Псков, 2002. – Вып. 2. – С. 141–143.
  6. Медведева М.И. Научное наследие архитектора К.К. Романова в архиве Института истории материальной культуры // Новгород и Новгородская земля: История и археология: Мат-лы науч. конф. – Новгород, 2005. – Вып. 19. – С. 317–324.
  7. Медведева М.В. Деятельность архитектора К.К. Романова в области изучения и охраны памятников монументального зодчества по документам из собрания научного архива ИИМК РАН // Археологические вести. – 2005.– № 12. – С. 291–301.
  8. Филимонов А.В. Профессор К.К. Романов и Псковская земля // Псков. – 2009. – № 31. – С. 114–127.

   

Коллекции

Русские

№ 2593. – Прялки, вальки, табакерка, светец. Включает 16 предметов. Ярославская губ., Пошехонский у. Сбор 1912 г.

№ 2710. – Женская одежда, образцы пестряди. Включает 12 предметов. Ярославская губ., ?

№ 2760. – Лодка «струг». Включает 1 предмет. Вологодская губ., Сольвычегодский у., д. Квасьский Мыс. Сбор 1911 г.

№ 2824. – Глиняная посуда, свистульки. Включала 22 предмета, сохранилось 17. Новгородская губ., г. Боровичи. Куплена на ярмарке в с. Старая Ладога Санкт-Петербургской губ. Сбор 1913 г.

№ 2826. – Наличники. Включала 3 предмета, сохранилось 2. Олонецкая губ., Петрозаводский у. Сбор 1912 г.

№ 2838. – Металлическая чернильница. Включает 1 предмет. Псковская губ., Опочецкий у. Сбор 1913 г.

№ 2976. – Образцы ткани, глиняная посуда, грузила для сетей, топоры, вилы, дверные петли. Включала 88 предметов, сохранилось 75. Псковская губ., Псковский у. Сбор 1914 г.

№ 3503. – Женская одежда, янтарные бусы, полотенца, концы полотенец, подолы рубах, лапти на покойника. Включала 94 предмета, сохранилось 83. Ярославская губ. Пошехонский у., Сафроновская вол. Сбор 1915 г.

№ 3500. – Прялки, вальки, светцы, трепала. Включает 23 предмета. Ярославская губ., Пошехонский у., Сафроновская вол. Сбор 1915 г.

№ 3552. –  Пряничные доски, вальки. Включала 6 предметов, сохранилось 2. Ярославская губ., Ярославский у. Сбор 1915 г.

№ 3553. – Прялки, светец. Включала 23 предмета, сохранилось 22. Ярославская губ., Любимский у. Сбор 1915 г.

Сету

№ 2045 – Женская одежда, женские ювелирные украшения, мужские чулки, полотенце на икону. Включала 63 предмета, сохранилось 55. Псковской губ., Псковский у., Печерская, Изборская, Паниковичская вол. Сбор 1911 г.

Финны

№ 2841 – Ловушка для миног. Включает 1 предмет. Выборгская губ., д. Меццакюле. Сбор 1913 г.

 

Фотоколлекции

Основной единицей учета фотоколлекций являются негативы. Фотоотпечатки указываются в тех случаях, когда негативы утрачены.

Русские

№ 2209. – Церковь Дмитрия Солунского, церковь Св. Троицы. Включала 87 негативов, сохранилось 53. Вологодская губ., Сольвычегодский у., Верхняя Уфтюга. Фотосъемка 1911 г. Фотограф А.Н. Павлович

№ 2219. – Каменная церковь, бревенчатые амбары. Включает 5 негативов. Владимирская губ., Владимирский уезд, с. Старый Двор. Фотосъемка 1911 г. Фотограф К.К. Романов

№ 2220. – Каменная церковь, деревянные избы, архитектурные детали. Включает 12 негативов. Владимирская губ., Юрьев-Польский у., с. Смердово. Фотосъемка 1911 г. Фотограф К.К. Романов

№ 2224. – Церковь Владимирской иконы Божьей матери, церковь Св. Афанасия Александрийского. Включала 25 негативов, сохранилось 11. Вологодская губ., Сольвычегодский у., погост Белая Слуда. Фотосъемка 1911 г. Фотограф А.Н. Павлович

№ 2225.– Введенский монастырь. Включала 19 негативов, сохранилось 9. Вологодская губ., Сольвычегодский у., г. Сольвычегодск. Фотосъемка 1911 г. Фотограф А.Н. Павлович.

№ 2226 – Благовещенский собор. Включала 8 негативов, сохранилось 3. Вологодская губ., Сольвычегодский у., г. Сольвычегодск. Фотосъемка 1911 г. Фотограф А.Н. Павлович

№ 2228. – Изба И. Заозерского. Включала 21 негатив, сохранилось 9. Вологодская губ., Сольвычегодский у., д. Митинская. Фотосъемка 1911 г. Фотограф А.Н. Павлович

№ 2232. – Изба, колодец, портрет лодочника-подростка. Включает 5 негативов. Вологодская губ., Сольвычегодский у., д. Кочинок. Фотосъемка 1911 г. Фотограф А.Н. Павлович

№ 2244. – Изба. Включала 7 негативов, сохранился 1. Вологодская губ., Сольвычегодский у., д. Чупровская (Колачиха). Фотосъемка 1911 г. Фотограф А.Н. Павлович

№ 2261. – Избы, типажи крестьян. Включала 15 негативов, сохранилось 3. Вологодская губ., Тотемский у., д. Кокшеньга. Фотосъемка 1911 г. Фотограф К.К. Романов

№ 2265. – Избы, хозяйственные постройки, колодцы. Включала 49 негативов, сохранилось 29. Вологодская губ., Сольвычегодский у., деревни по правому берегу р. Уфтюги. Фотосъемка 1911 г. Фотограф А.Н. Павлович

№ 2266. – Предметы одежды, крестьяне в праздничных и повседневных костюмах. Включала 27 негативов, сохранилось 4; 20 отпечатков. Вологодская губ., Сольвычегодский у., д. Митинская. Фотосъемка 1911 г. Фотограф А.Н. Павлович

№ 2271. – Археологические предметы из собрания Ф.М. Плюшкина. Включала 6 негативов, сохранился 1; 6 отпечатков. г. Псков. Фотосъемка 1911 г. Фотограф В.М. Машечкин

№ 2274. – Церковь Вознесения. Включала 11 негативов, сохранилось 3. Вологодская губ., г. Великий Устюг. Фотосъемка 1911 г. Фотограф А.Н. Павлович

№ 2276. – Церкви. Включает 2 фотоотпечатка. Вологодская губ., Сольвычегодский у., с. Котлас. Фотосъемка 1911 г.

№ 2280. – Каменные церкви, деревянные дома, лодки на р. Вычегде. Включала 17 негативов, сохранилось 8.  Вологодская губ., г. Сольвычегодск. Фотосъемка 1911 г. Фотограф А.Н. Павлович

№ 2281. – Каменная церковь, телега. Включает 3 негатива. Вологодская губ., Сольвычегодский у., г. Красноборск. Фотосъемка 1911 г. Фотограф А.Н. Павлович

№ 2282. – Лодки на р. Уфтюге, люди на берегу, переправа на пароме. Включает 7 негативов. Вологодская губ., Сольвычегодский у. Фотосъемка 1911 г. Фотографы А.Н. Павлович, К.К. Романов

№ 2285. – Общий вид деревни, избы, амбары, типажи крестьян. Включала 24 негатива, сохранилось 13; 24 отпечатка. Вологодская губ., Сольвычегодский у., д. Слобода. Фотосъемка 1911 г. Фотограф А.Н. Павлович

№ 2286. – Общие виды сел и города Тотьмы, каменные церкви, деревянные дома, лодки на берегу р. Сухоны. Включала  20 негативов, сохранилось 15; 20 отпечатков. Вологодская губ., Тотемский, Великоустюжский у. Фотосъемка 1911 г. Фотограф А.Н. Павлович

№ 2293. – Крестьянские усадьбы, наличник окна. Включала 4 негатива, сохранилось 2; 4 отпечатка. Псковская губ., Псковский у., Паниковичская вол. Фотосъемка 1911 г.

№ 2302. – Виды селений, постройки. Включала 59 негативов, сохранилось 11. Вологодская губ., Сольвычегодский у., деревни по правому берегу р. Уфтюги. Фотосъемка 1911 г. Фотограф А.Н. Павлович

№ 2303. – Вид Северной Двины близ Великого Устюга. Включает 1 отпечаток. Вологодская губ., Велико-Устюжский у. Фотосъемка 1911 г. Фотограф А.Н. Павлович

№ 2311. – Женщина в праздничном костюме. Включает 1 негатив. Псковская губ., Паниковичская вол., д. Бризделево. Фотосъемка 1911 г. Фотограф В.М. Машечкин

№ 2313. – Переправа через р. Уфтюгу, крестьяне в повседневной, промысловой и праздничной одежде. Включала 32 негатива, сохранилось 24; 29 отпечатков. Вологодская губ., Сольвычегодский у. Фотосъемка 1911 г. Фотограф А.Н. Павлович

№ 2314. – Подъем рыбаков по р. Уфтюге, лодки экспедиции музея. Включает 13 негативов. Вологодская губ., Сольвычегодский у. Фотосъемка 1911 г. Фотограф А.Н. Павлович

№ 2315. – Лесные пейзажи, лодки на р. Уфтюге, крестьяне в праздничной и повседневной одежде. Включала 31 негатив, сохранилось 18; 26 фотоотпечатков. Вологодская губ., Сольвычегодский у. Фотосъемка 1911 г. Фотограф А.Н. Павлович

№ 2318. – Амбар, крестьянские дети на улице. Включала 6 негативов, сохранилось 5. Вологодская губ., Сольвычегодский у., д. Квасьский Мыс. Фотосъемка 1911 г.

№ 2493. – Жилые и хозяйственные постройки, дом земской станции, часовня. Включает 32 негатива. Олонецкая губ., Петрозаводский у., c. Великая Губа. Фотосъемка 1912 г. Фотограф В.М. Машечкин

№ 2494. – Деревянный дом и его архитектурные детали, сруб колодца. Включает 44 негатива. Олонецкая губ., Петрозаводский у., с. Великая Губа. Фотосъемка 1912 г. Фотограф В.М. Машечкин

№ 2495. – Изба А. Севриной. Включает 13 негативов. Ярославская губ., Пошехонский у., д. Овинчища. Фотосъемка 1912 г. Фотограф В.М. Машечкин

№ 2496. – Виды Казанского кремля, торговки Обжорного ряда, пристань на Волге. Включает 9 негативов. г. Казань. Фотосъемка 1912 г. Фотограф К.К. Романов

№ 2497. – Церковь Иоанна Златоуста в Коровниках. Включает 4 фотоотпечатка. Г. Ярославль. Фотосъемка 1912 г. Фотограф К.К. Романов

№ 2518. – Общий вид Макарьевского монастыря. Включает 2 негатива. Новгородская губ., Макарьевский у. Фотосъемка 1912 г. Фотограф К.К. Романов

№ 2520. – Деревянная церковь, намогильные кресты погоста. Включала 18 негативов, сохранилось 14. Олонецкая губ., Повенецкий у., погост Чолмужи. Фотосъемка 1912 г. Фотографы В.М. Машечкин, К.К. Романов

№ 2521. – Деревянные часовни, каменные церкви, рыбный рынок, пароходная пристань в Петрозаводске. Включала 28 негативов, сохранилось 24; 28 отпечатков. Олонецкая губ., Петрозаводский у. Фотосъемка 1912 г. Фотограф В.М. Машечкин

№ 2522. – Часовня, жилые постройки, деревянный крест, изба земской станции. Включала 25 негативов, сохранилось 13; 24 отпечатка. Олонецкая губ., Повенецкий у. Фотосъемка 1912 г. Фотограф В.М. Машечкин

№ 2582. – Жилые и хозяйственные деревянные постройки, ветряная мельница. Включает 37 негативов. Ярославская губ., Пошехонский у. Фотосъемка 1912 г. Фотограф В.М. Машечкин

№ 2591. – Крестьяне в повседневной и праздничной одежде. Включала 9 негативов, сохранилось 7; 9 отпечатков. Ярославская губ., Пошехонский у. Фотосъемка 1912 г. Фотограф В.М. Машечкин

№ 2592. – Типажи крестьян. Включала 23 негатива, сохранилось 7; 21 отпечаток. Олонецкая губ., Петрозаводский уезд, с. Великая Губа. Фотосъемка 1912 г. Фотограф В.М. Машечкин

№ 3161. – архитектура Пскова: кремль, деревянные дома, каменные церкви; крестьянин на улице. Включала 17 негативов, сохранилось 15; 17 отпечатков. Псков. Фотосъемка 1913 г. Фотограф К.К. Романов

№ 3163. – Деревянный дом. Включает 5 негативов. Олонецкая губ., Олонецкий у., д. Мятусово. Фотосъемка 1912 г. Фотограф К.К. Романов

№ 3164. – Каменная церковь. Включает 3 негатива. Олонецкая губ., Лодейнопольский у. Фотосъемка 1912 г. Фотограф К.К. Романов

№ 3165. – Изба. Включает 1 негатив. Олонецкая губ., Петрозаводский у. Фотосъемка 1912 г. Фотограф К.К. Романов

№ 3166. – Деревянная церковь, изба. Включает 4 негатива. Олонецкая губ., г. Повенец. Фотосъемка 1912 г. Фотограф К.К. Романов

№ 3170. – Деревянный дом земской станции, изба. Включает 4 негатива. Олонецкая губ., Петрозаводский у., с. Великая Нива. Фотосъемка 1912 г. Фотограф В.М. Машечкин

№ 3171. – Церковь Иоанна Предтечи. Включает 10 негативов. Олонецкая губ., Петрозаводский у., Шуйский погост. Фотосъемка 1912 г.

№ 3301. – Каменные церкви, избы, овины, экспедиция музея по дороге из Пошехонья в Вологду. Включает 25 негативов. Ярославская губ., Пошехонский у. Фотосъемка 1912 г. Фотограф К.К. Романов

№ 3495. – Городской пейзаж, каменный собор, базарная площадь, торговля горшками, кадками, корзинами и другими товарами. Включает 11 негативов. Ярославская губ., г. Пошехонье. Фотосъемка 1915 г. Фотограф В.М. Машечкин

№ 3496. – Вид реки, набережная, торговля граблями, мебелью и сеном. Включала 5 негативов, сохранилось 3; 5 отпечатков. Ярославская губ., г. Рыбинск. Фотосъемка 1915 г. Фотограф В.М. Машечкин

№ 3497. –Деревянная церковь Дмитрия Солунского. Включала 9 негативов, сохранилось 6; 9 отпечатков. Ярославская губ., Пошехонский у., д. Фроловское Столыпино. Фотосъемка 1915 г.

№ 3498. – Деревенские виды, жилые деревянные постройки, веревочные качели, переправа в лодке через р. Согожу, типажи крестьян. Включала 103 негатива, сохранилось 95; 103 отпечатка. Ярославская губ., Пошехонский у. Фотосъемка 1915 г. Фотограф В.М. Машечкин

№ 3499. – Деревенские виды, деревянные дома, девочка с ребенком в тележке. Включала 8 негативов, сохранилось 4; 8 отпечатков. Ярославская губ., Пошехонский у. Фотосъемка 1915 г. Фотограф В.М. Машечкин

№ 3509. – Соборы Пскова, Спасо-Преображенского и Спасо-Мирожского монастырей. Включает 10 негативов. Псков. Фотосъемка 1915 г. Фотограф К.К. Романов

№ 3604. – Резной шкафчик. Включает 4 негатива. Ярославская губ., Пошехонский у., погост Фроловское Столыпино. Фотосъемка 1915 г. Фотограф К.К. Романов

№ 3624. – Георгиевский собор. Включает 7 негативов. Владимирская губ., г. Юрьев Польский. Фотосъемка 1915 г. Фотограф К.К. Романов

№ 3630. – Шлюз на р. Шексне, Горицкий монастырь, Ферапонтово­-Белозерский монастырь, Кирилло-Белозерский монастырь.  Включает 25 негативов. Новгородская губ., Кирилловский у. Фотосъемка 1916 г. Фотограф К.К. Романов

№ 3631. – Благовещенская церковь. Включает 5 негативов. Череповец. Фотосъемка 1916 г. Фотограф К.К. Романов

№ 3698. – Новгородские церкви, деревенские улицы. Включает 42 негатива. Новгород; Новгородская губ., Новгородский у. Фотосъемка 1914–1916 гг. Фотограф К.К. Романов

Сету, эстонцы

№ 2275. – Крепость Нейгаузен. Включала 11 негативов, сохранилось 6. Лифляндская губ., Верроский у. Фотосъемка 1911 г. Фотограф В.М. Машечкин. Эстонцы

№ 2294. – Праздник в с. Паниковичи. Девушки и женщины в национальных костюмах. Включает 22 негатива. Псковская губ., Паниковичская вол., с. Паниковичи. Фотосъемка 1911 г. Фотограф В.М. Машечкин. Сету

№ 2295. – Виды деревень, постройки, архитектурные детали. Включает 12 негативов. Псковская губ., Псковский у., Паниковичская вол. Фотосъемка 1911 г. Фотограф В.М. Машечкин. Сету

№ 2296.– Постройки, детали построек. Включает 7 негативов. Псковская губ., Псковский у., Изборская вол. Фотосъемка 1911 г.Фотограф В.М. Машечкин. Сету

№ 2297. – Общие виды деревень, постройки, сушка льна. Включала 49 негативов. Псковская губ., Псковский у., Печерская вол. Фотосъемка 1911 г. Фотограф В.М. Машечкин. Сету

№ 2298. – Танцы во дворе усадьбы. Включает 3 негатива. Псковская губ., Псковский у., Изборская вол., д. Игнатово ( Горохово). Фотосъемка 1911 г. Фотограф В.М. Машечкин. Сету

№ 2999. – Общие виды деревень, жители деревень. Включает 37 негативов. Псковская губ, Псковский у., Печерская вол. Фотосъемка 1911 г.Фотограф В.М. Машечкин. Сету

№ 2300. – Жители деревень. Включает 4 негатива.  Псковская губ., Псковский у., Изборская вол. Фотосъемка 1911 г. Фотограф В.М. Машечкин. Сету

Украинцы

№ 3632. – Сельские виды, хата, девушки в праздничных костюмах. Включает 8 негативов. Фотосъемка 1916 г. Херсонская губ., Одесский у. Фотограф К.К. Романов

Финны

№ 3715. – Ловля миног. Включает 4 негатива. Выборгская губ. Фотосъемка 1913 г. Фотограф К.К. Романов. Финны

№ 3726. – Типажи в национальных костюмах. Раскрашенные фотографии из музейного собрания. Включает 5 фотоотпечатков. Дар 1913 г. Швеция, Стокгольм. Финны, шведы, мордва, украинцы

Шведы

№ 3608. – Этнографические предметы из собрания музея «Nordiska museet»: крестьянская мебель, ложки, деревянная посуда, лопасти прялок. Включает 73 фотоотпечатка. Швеция, Стокгольм. Фотосъемка 1913 г.

 

Несохранившиеся фотоколлекции

№ 2227. – Изба А. Пономаревой. Вологодская губ., Сольвычегодский у., д Митинская. Включала 10 негативов. Фотосъемка 1911 г. Фотограф А.Н. Павлович. Русские

№ 2257. – Избы, колодцы, бани, амбары. Включала 18 негативов. Вологодская губ., Сольвычегодский у., д. Митинская. Фотосъемка 1911 г. Фотограф А.Н. Павлович Русские

№ 2267. – Cпасо-Прилуцкий монастырь. Включала 10 негативов. Вологда. Фотосъемка 1911 г. Фотограф К.К. Романов. Русские

№ 2268. –  Серебряные украшения из собрания Ф.М. Плюшкина. Включала 8 негативов. Псков. Фотосъемка 1911 г. Фотограф В.М. Машечкин. Сету

№ 2269. – Образки, крест, панагия из собрания Ф.М. Плюшкина. Включала 8 негативов. Псков. Фотосъемка 1911 г. Фотограф В.М. Машечкин. Русские

№ 2270. – Оборонительные сооружения Пскова, рыбный рынок. Псков. Фотосъемка 1911 г. Включала 14 негативов. Фотосъемка 1911 г. Фотограф В.М. Машечкин. Русские

№ 2272. – Крепость Псково-Печерского монастыря. Включала 15 негативов. Псковская губ., Псковский уезд, пригор. Печоры

№ 2273. – Церкви. Включала 11 негативов. Великий Устюг. Фотосъемка 1911 г. Фотограф А.Н. Павлович. Русские

№ 2292. – Мост через р. Пимжу. Включала 1 негатив. Псковская губ., Печерская вол., д. Рябцево. Фотосъемка 1911 г. Фотограф В.М. Машечкин. Русские

№ 3881. – Антиминсы в епархиальном музее. Включала 5 негативов. Новгород. Фотосъемка 1919 г. Русские

Режим работы Музея в праздничные дни:

01 и 08 мая, 11 и 12 июня с 10.00 до 18.00, касса  до 17.00;
29 апреля, 09 мая Музей закрыт.

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.