Купить билет

Собиратели

Сахаров Владимир Владимирович

Сахаров Владимир Владимирович

Сахаров Владимир Владимирович. 1907 г.
ЦГИА СПб. Ф. 14. Оп. 3. Д. 41938. Л. 9. Публикация согласована

Автор: В.Г. Холодная, научный сотрудник высшей категории отдела специализированного хранения, кандидат исторических наук

Сахаров Владимир Владимирович – сын священника, действительный член Русского антропологического общества, протоиерей церкви Владимирской иконы Божией Матери с. Алешинка Навлинского р-на Брянской обл., благочинный Навлинского р-на. В период сотрудничества с Этнографическим отделом Русского музея – студент группы географии естественного отделения физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета.

Владимир Владимирович Сахаров родился 16 (29) августа 1886 г. в уездном городе Усть-Каменногорске Семипалатинской обл. (ныне Восточно-Казахстанской обл. Казахстана). Его родители – священник Свято-Троицкого собора Владимир Иванович и Лидия Александровна, (урожд. Приорова) происходили из семей потомственных священнослужителей. Но прежде, чем связать жизнь с духовным званием, отец будущего собирателя попытался найти себя на гражданской службе. По окончании полного курса наук Духовной семинарии и Ярославского Демидовского юридического лицея в 1877 г. он определился в Ярославский окружной суд, а в 1881 г.получил назначение на должность председателя Каинского по крестьянским делам и окружного по воинской повинности присутствия, и перебрался с семьей в Томскую губ. Здесь в 1885 г. он резко изменил свою судьбу и, выйдя за год до этого в отставку, был рукоположен в священники. Карьера его на новом поприще складывалась успешно: он получил Усть-Каменногорский Троицкий приход, был утвержден сотрудником Томского епархиального попечительства, определен законоучителем в женское приходское училище и назначен благочинным, а в 1890 г. после освящения построенного в 1888 г. в Усть-Каменногорске Покровского собора, был перемещен туда. За усердие в службе епархиальное начальство пожаловало его набедренником. В 1891 г. семья переехала в Бессарабскую губ., где ее глава получил священническое место при Свято-Николаевской церкви в г. Болграде.

У Владимира Владимировича было три старших сестры и младший брат. Воспитанный в традициях православия он с раннего детства прислуживал в храме, где служил отец, и прекрасно знал церковные каноны и службы. В 1895 г. Владимир был определен в Болградскую гимназию Императора Александра III, а через год отец скончался и единственным подспорьем оказавшейся в бедственном положении семьи стала помощь проживавшего в Санкт-Петербурге родственника по линии матери Андроника Лукича Павловича, также происходившего из среды духовенства и имевшего чин действительного статского советника. Основным местом его службы был Морской кадетский корпус. В 1904 г. В.В. Сахаров, принятый по окончании гимназии в Санкт-Петербургский университет, с матерью и сестрами перебрался в столицу, где первое время жил у А.Л. Павловича.

Первоначально Владимир Владимирович, подал прошение о зачислении на юридический факультет. Но, отучившись там год, обратился с просьбой об определении его наравне с вновь поступившими в число студентов физико-математического факультета по естественному отделению. За пять лет обучения им были прослушаны все обязательные дисциплины, включавшие разделы физики, химии, биологии, метеорологии, геологии и географии, а также курс психологии. А с 1908 г. к ним добавились анатомическая антропология, доисторическая антропология и этнография – лекционные курсы и практические занятия, доктора Сорбонны, антрополога, археолога и этнографа приват-доцента Ф.К. Волкова. Результатом их посещения стали не только успешно сданные экзамены и письменная работа по этнографии, но и искренняя заинтересованность предметом, не позволившая оставить занятия антропологией и после окончания университета. Выпускное свидетельство В.В. Сахаров получил 30 октября 1910 г., тем не менее, на протяжении еще нескольких лет оставался активным участником заседаний Русского антропологического общества при Санкт-Петербургском университете, действительным членом которого он стал в 1911 г.

Ф.К. Волков имел обыкновение привлекать своих студентов к научно-практической работе. Весной 1909 г. под его началом, а затем под руководством другого студента-географа, будущего академика П.П. Ефименко, В.В. Сахаров принимал участие в раскопках позднепалеолитической стоянки у с. Мезин Черниговской губ. Стоянка, ставшая впоследствии одним из наиболее известных памятников каменного века, была случайно открыта за год до этого. В 1909 г. началось ее планомерное научное изучение, принесшее богатый и чрезвычайно важный археологический материал, включавший как каменные орудия, так и произведения первобытного искусства, в частности скульптурные изображения из бивня мамонта. Летом того же года Владимир Владимирович, командированный Антропологическим обществом, сопровождал Ф.К. Волкова в поездке по северным и центральным уездам Волынской губ. Целью экспедиции был сбор экспонатов для ЭО и антропометрические исследования. Ее продолжением стала самостоятельная поездка В.В. Сахарова по поручению и на средства ЭО в июне – начале июля 1910 г. Она охватывала западные и южные уезды Волынской, а также близкую к ним в культурном отношении северную часть Киевской губ. и завершала инициированное Ф.К. Волковым систематическое обследование украинского Полесья.

На сборы коллекций советом ЭО было выделено 350 руб. По Волынской губ. маршрут собирателя пролегал с юга на северо-запад по почтовым дорогам через Кременецкий, Староконстантиновский, Заславский, Острожский, Ровенский и Луцкий у. к Владимироволынскому у. Затем он перебрался в Киевскую губ., где посетил с. Качалы Киевского у. и с. Обуховичи Радомысльского у. Последней остановкой в путешествии было с. Куковичи и м-ко Мена Сосницкого у. Черниговской губ. Согласно сопроводительной документации, В.В. Сахаровым было приобретено 153 предмета украинской этнографии, позднее сформировавших две коллекции – № 2148 (Волынская губ.) и № 2193 (Киевская губ.). А также сделано 115 фотографий (кол. 2731 и 2732). В счетах, сопровождавших отправляемые им из экспедиции ящики, аккуратно указывалось местное и общепринятое названия предмета, фиксировалось место его покупки и стоимость. Изредка запись сопровождалась кратким примечанием об особенностях бытования, месте производства, составляющих предмет частях и т.п. Например, о купленной за 6 руб. в с. Антонины Заславского у. свите (кол. 2148-1) написано: «выходит из моды, теперешние подобны “чемерки”, без всяких украшений»; или о приобретенном там же за 1 руб. 80 коп. красном кахтане: «почти одни бабы носят, в то время как синий – и бабы, и мужики».

Пояснением к предметам и негативам также может служить небольшое сообщение В.В. Сахарова об итогах экспедиции, опубликованное в годовом отчете ЭО, в котором он со свойственными ему наблюдательностью и аналитическим подходом на нескольких примерах показал, как при движении с юга на север нарастают культурные отличия населения украинского Полесья от жителей центральной Украины.

В.В. Сахаров старался зафиксировать народную традицию в развитии и старинные вещи приобретал в паре с «входящими в моду». Чаще всего это были отдельные предметы мужского и женского костюмов, среди которых в Волынской губ. особенным своеобразием выделялись головные уборы и суконная верхняя одежда разных типов, украшенная вышивкой цветным гарусом.

Чтобы нагляднее продемонстрировать способы ношения составных и сложно повязываемых полотенчатых женских головных уборов (например, намитки с кичкой и чепцом), по его просьбе их собирали на болванках – головах (последние не сохранились). В с. Крымно Владимиро-Волынского у. за 75 коп. собиратель приобрел небольшой комплект женских украшений: ожерелье мендели, составленное из паломнических иконок Почаевской лавры, подвешенных на гарусной тесьме – местный аналог намиста с дукачами, и бусы – пацёры, с которыми его носили.

В ходе поездки также были куплены предметы домашнего обихода: деревянная, соломенная и керамическая утварь; бумажные обои – шпалеры (клеили одной горизонтальной или вертикальной полосой как украшение у икон, над кроватью или комодом); мышеловка – полонка, замок – засовка и т.д., а также инвентарь косаря, инструменты бондаря, принадлежности для курения и нюхания табака, охотничьи принадлежности, музыкальный инструмент (дудка).

Кроме того, в музей была доставлена полученная в дар от уроженца Острогожского у. Л.Д. Марковича коллекция из 35 пасхальных яиц – писанок (почти полностью на данный момент утраченная).

Небольшое собрание экспонатов из Киевской губ. включало предметы женского костюма с плахтой, девичий вiнок, рушники и деревянную утварь.

Десять предметов, привезенных из Сосницкого у. Черниговской губ. – старинные рушники, керамика, среди которой глек XVIII в., служивший для водки и варенухи – зарегистрированы не были (возможно, в 1954 г. они вошли в сборные коллекции № 6766 и № 6769).

Во время поездки исследователь произвел антропометрические измерения более 200 человек (некоторые запечатлены на фотографиях). Результаты этой работы были доложены учёным 27 октября 1911 г. на заседании Антропологического общества, готовились к публикации в его Ежегоднике, но так и не были опубликованы. Позднее они наряду с материалами И.С. Руденко, Н.Н. Лебедева, Л.Б. Чикаленко, А.Н. Алешо, Е.Н. Артюхова и др. – соучеников В.В. Сахарова по кафедре – были использованы Ф.К. Волковым при подготовке раздела «Антропологические особенности украинского народа» в монографии «Украинский народ в его прошлом и настоящем».

В 1913 г. Владимир Владимирович уехал из Санкт-Петербурга и поселился в Полтаве, где получил место штатного преподавателя географии в Петровском Полтавском кадетском корпусе. В 1915 г. он женился на Антонине Ивановне Раздольской (1889–1977). В семье родились трое сыновей и три дочери. В 1919 г. кадетский корпус поэтапно был эвакуирован во Владикавказ, в Крым, а затем в Сербию; В.В. Сахаров от эвакуации отказался. 9 октября 1920 г. в Черниговском кафедральном соборе он был рукоположен в иереи и назначен в Воскресенскую церковь м-ка Носовка Нежинского у. Черниговской губ., где служил до ее закрытия в 1930 г. Владыка предложил Владимиру Владимировичу место настоятеля Георгиевской церкви в с. Холмы Борзянского р-на Черниговской обл., но в 1931 г. она также была закрыта. В ожидании нового места о. Владимир, идя навстречу просьбам прихожан, совершал богослужения на дому, но был оштрафован и получил предупреждение о том, что в случае продолжения подобной практики будет арестован. Вскоре ему предложили службу в церкви Владимирской иконы Божией Матери в с. Алешинка Навлинского (Дубровского) р-на Брянской обл. Здесь в 1936 г. он был возведен в сан протоиерея, в июне 1937 г. награжден палицей, а в июле назначен на должность благочинного Навлинского р-на.

23 августа 1937 г. Владимир Владимирович Сахаров был арестован Навлинским РО НКВД. На допросе он решительно отверг обвинения в «контрреволюционной агитации» среди прихожан, добавив, что несмотря на то, что в душе он имел причины быть недовольным советской властью, свои настроения никогда никому и нигде не высказывал. Также не признал он себя виновным в распространении религиозных листовок, имевших целью срыв «социалистического строительства и колхозного строя», твердо заявив при этом, что от политики стоял очень далеко, и что во время служения Богу заниматься политикой священникам не разрешается. Когда же следователь задал ему вопрос о содержании разговора с приходившей к нему женой сапожника, он открыто пересказал его: «Мы с ней говорили о жизни, она жаловалась на тяжесть жизни. Я крестил ее ребенка и спросил, посещает ли она церковь. Она сказала, что уже 20 лет не ходит. Я сказал: “Поэтому у вас ничего из имущества нет. Если будете ходить в церковь все будет, Бог вам поможет, кроме Бога – никто.”». После трех месяцев заключения в Навлинском КПЗ В.В. Сахаров был осужден по ст. 58-10 за «контрреволюционную агитацию, распространение провокационных слухов, восхваление врагов народа» и приговорен к высшей мере наказания с конфискацией имущества. Приговор был приведен в исполнение 19 ноября 1937 г. в Брянске. Реабилитирован Владимир Владимирович Сахаров был 12 апреля 1989 г.

Архивные материалы

АРЭМ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 514. Л. 1–12. – Переписка со студентом Санкт-Петербургского университета В.В. Сахаровым о собирании этнографических материалов в Волынской и Киевской губ.; описи материалов.
ЦГИА СПб. Ф. 14. Оп. 3. Д. 41938. Л. 1–40. – Сахаров Владимир Владимирович


Библиография

  1. Отчет о состоянии и деятельности Императорского Санкт-Петербургского университета за 1909 г. – СПб., 1910. – С. 90, 142, 235.
  2. Отчет о состоянии и деятельности Императорского Санкт-Петербургского университета за 1910 г. – СПб., 1911. – С. 134–135, 276.
  3. Отчет Русского музея за 1910 г. – СПб., 1912. – С. 32, 61.
  4. Протоколы заседаний и отчеты Русского антропологического общества при Императорском Санкт-Петербургском университете за 1909/10 – 1911/12 г. – СПб., 1912. – С. 6, 27, 43, 47–49.
  5. Ежегодник Русского антропологического общества при Императорском Санкт-Петербургском университете. – СПб., 1913. – Т. IV. – С. 197.
  6. Ромашкевич А.Д. Материалы к истории Петровского Полтавского кадетского корпуса с 1-го октября 1912 г. по 1-е октября 1913 г. Год десятый. – Полтава, 1913. – С. 6, 8.


Интернет-ресурсы

Сахаров Владимир Владимирович // Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. (база данных): Сайт Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

 

Коллекции

Украинцы

№ 2148 – Мужская и женская одежда, головные уборы, обувь; украшения; полотенца, предметы домашнего обихода; предметы курения и нюхания табака; охотничьи принадлежности; музыкальный инструмент; пасхальные яйца. Волынская губ, Заславский, Острожский, Ровенский, Луцкий, Владимироволынский у. Включала 207 предметов, сохранилось 177. Сбор 1910 г.

№ 2193 – Женская одежда, головные уборы, полотенца, предметы домашнего обихода. Киевская губ., Киевский, Радомысльский у. Включала 20 предметов, сохранилось 19. Сбор 1910 г.

Фотоколлекции

Украинцы

№ 2731 – Группы и типы населения; жилища, хозяйственные постройки, внутреннее убранство хат; церковь, кладбище. Включает 108 фотоотпечатков, 55 негативов. Волынская губ. 1910 г.

№ 2732 – Группы и типы населения. Включает 7 фотоотпечатков. Киевская

Режим работы Музея в праздничные дни:

01 и 08 мая, 11 и 12 июня с 10.00 до 18.00, касса  до 17.00;
29 апреля, 09 мая Музей закрыт.

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.