Купить билет

Собиратели

Свердлов Мендель Ерухимович

Свердлов Мендель Ерухимович

АРЭМ Ф. 1. Оп. 2. Д. 560. Л. 6. – Счет М. Свердлова за приобретенные для музея предметы. 1904 г.

Автор: О.В. Калинина, научный сотрудник отдела этнографии Северо-Запада России и Прибалтики

Свердлов Мендель Ерухимович – антиквар, коллекционер, мещанин, проживавший в г. Пскове. В течение 1902–1919 гг. предлагал музею предметы одежды, ювелирные украшения, крестьянскую утварь из Псковской и Курляндской губ. В архиве РЭМ сохранилась переписка коллекционера с хранителем Этнографического отдела Русского музея (ЭО) Е.А. Ляцким, курировавшим регион Севера и Северо-Запада европейской части России. Счета, высылаемые М.Е. Свердловым в музей в 1903–1904 гг., содержат перечисление предметов с указанием губерний и уездов. В общей сложности от коллекционера в собрание РЭМ поступило 277 предметов по этнографии русских, сету, латышей. Несмотря на то, что коллекционер кратко характеризовал присылаемые предметы – «цепи серебряные полуверческие» или «сакты курляндские с красными камнями» –  при регистрации их этнической принадлежности в музее произошла изрядная путаница. Например, многие характерные латышские украшения были зарегистрированы в нач. ХХ в. как эстонские. Их переатрибуция осуществлялась в 2000-е гг. сотрудником Российского этнографического музея М.Л. Засецкой.

По всей видимости, все предложенные Свердловым предметы по этнографии русского народа (великороссов) были приобретены в пределах Псковской губ. В ЭО поступили образцы тканей (пестрядь и набойка), мужской костюмный комплекс, предметы женской одежды, серьги, пуговицы. Особо следует отметить коллекцию женских головных уборов – знаменитый, расшитый жемчугом, тип кокошника «торопецкий шишак» и псковские косынки, украшенные золотным шитьем. Последние являлись модным головным убором псковитянок и назывались «золотая головка». Их особенность – расположение вышивки, при котором неукрашенная часть платка, когда его завязывали на голове, оказывалась внутри, а снаружи формировалась своеобразная «золотая» шапочка. Есть сведения, что платки «золотая головка» вышивались монахинями Иоанно-Предтеченского монастыря, располагавшегося в Пскове на Завеличье (за р. Великой).

Отдельную группу предметов из Псковской губ. составляют «полуверческие» серебряные украшения. Полуверцами называли прибалтийско-финскую общность сету (сето), родственную эстонцам и проживавшую на западе Псковской земли у границы с Лифляндией. «Серебряный» наряд женщин сету, отличавшийся обилием шейно-нагрудных украшений, где центральное место занимала большая (диам. 17–20 см) конусовидная фибула «сыльг», всегда привлекал внимание антикваров. Первые коллекции украшений сету были приобретены для ЭО в 1902–1903 гг. стараниями хранителя Е.А. Ляцкого, в том числе благодаря переписке со М.Е. Свердловым. К сожалению, из-за путаницы при регистрации коллекций, многие украшения были записаны за эстонцами-полуверцами ошибочно. Часть их них имеет общеприбалтийский облик. Например, круглые штампованные фибулы с гравированным и чеканным орнаментом были широко распространены как среди латышей, так и эстонцев. К костюму сету можно, без сомнения, отнести две приобретенные Сверловым большие конусовидные фибулы. Сам коллекционер в письмах определял их как полуверческие «сакты», используя латышский термин. В коллекции украшений сету, приобретенной М.Е. Свердловым, преобладают ажурные цепи для нагрудных крестов. Сету исповедуют православие, и наличие крупного креста на цепи в составе женского костюма маркировало их конфессиональную принадлежность. Такие украшения назывались на русский манер «тсяпоска» (tsäposka), т.е. цепочка. Вероятно, они были заимствованы у русского населения в более ранний период (ХVII–ХVIII вв.), когда ношение нагрудных крестов на массивных цепях было широко распространенным явлением среди различных слоев населения России. У сету они сохранялись в нач. ХХ в, и воспринимались местным населением как принадлежность именно «полуверческого» костюма.

Предметы по латышской этнографии были приобретены М.Е. Свердловым во время его поездок в Гольдинген (ныне  Кулдига), Газенпот (ныне Айзпуте), Либаву (ныне Лиепая), о чем свидетельствует одна из фотооткрыток, присланная Е.А. Ляцкому в 1905 г. Эти населенные пункты расположены в историко-этнографической области Курземе, на западе современной Латвии. Курземский комплекс народной одежды втор. пол. ХIХ в. отличался красочной цветовой гаммой, использованием шелка, бархата, обилием стекла и металла. Благодаря М.Е. Свердлову музей приобрел два комплекса женской праздничной одежды Курземе – один из Альшванга (Алсунга), другой из Обер Бартау (Барта). Характерной особенностью женского курземского костюма является наличие большого количества сакт (фибул). Их использовали для застегивания ворота рубахи, скрепления наплечного покрывала, а также для декорирования области груди в разрезе безрукавки. Среди приобретенных М.Е. Свердловым украшений присутствуют высокохудожественные серебряные изделия цеховых мастеров (прибалтийских немцев или шведов), а также работы местных сельских «златокузнецов» из латуни, меди и серебра низкой пробы. Его собрание в полной мере иллюстрирует разнообразие курземских сакт для наплечных покрывал. Здесь представлены т.н. «кучевые» круглые сакты (лат. čupu sakta), которые надевались по несколько штук, одна под другую и скреплялись ленточкой; «лиственные» сакты (lapainā sakta), украшенные коваными лепестками и красными стеклянными вставками; а также т.н. «помолвочные» сакты (derību sakta) с мотивом соединенных рук. Последние являлись атрибутом свадебной обрядности, наиболее ценным подарком жениха во время помолвки. Мотив соединенных рук, украшающий эти изделия, – образ, восходящий к евангельскому сюжету «Обручение Девы Марии со св. Иосифом», связанный с христианством и символикой церковного брака.

В целом собрание М.Е. Свердлова является ценным этнографическим источником ХIХ – нач. ХХ в. Им была приобретена значительная по наличию вариантов и типов ювелирная коллекция, костюмные комплексы западной Латвии, а также отдельные выразительные предметы по этнографии русского населения Псковской губ. Многие из них неоднократно экспонировались на различных выставках в РЭМ и в других музеях,  а также публиковались.


Архивные материалы

АРЭМ Ф. 1. Оп. 2. Д. 560. – Переписка с М.Е. Свердловым о собирании этнографических материалов в Псковской губернии.

 

Публикации

  1. Кондратьева О.А., Фишман О.М. Балтский фонд в собрании Российского этнографического музея // Балто-славянские исследования ХV: Сборник научных трудов. – М.: Индрик, 2002 – С. 550–588.
  2. Засецкая М.Л. Влияние западноевропейских художественных стилей на эволюцию латышской сакты XVIII – начала XX века // Ювелирное искусство и материальная культура: Сб. ст. – СПб: изд-во Гос. Эрмитажа, 2019. – С. 130–139.



Коллекции

Русские

№ 389. – Женские головные уборы (повойники), шелковые косынки, серебряные серьги. Включала 10 предметов, сохранилось 8. Псковская губ. Сбор 1903 г.

№ 412. – Набивные скатерти, образцы ткани, предметы мужского костюма, деревянная утварь. Включала 40 предметов, сохранилось 37. Псковская губ. Сбор 1903 г.

№ 516. – Шелковые и кисейные платки, косынки, жемчужные серьги. Включала 22 предмета, сохранилось 20. Псковская губ. Сбор 1904 г.

№ 1686. – Женская рубаха и платок из кисеи, серебряные позолоченные пуговицы. Включает 12 предметов. Псковская губ., г. Торопец. Сбор 1910 г.

№ 4027. – Деревянный расписной ларец. Включает 1 предмет. Европейская Россия. Сбор 1919 г.

Латыши

№ 373. – Фибулы из цветного металла и серебра со стеклянными красными вставками. Включает 6 предметов. Курляндская губ., Гольдингенский у. Сбор 1903 г.

№ 464. – Комплексы мужской и женской одежды. Включает 13 предметов. Курляндская губ., Гробинский у. Сбор 1904 г.

№ 701 – Фибулы из цветного металла и серебра, мужской латунный пояс. Включала 29 предметов, сохранилось 28. Курляндская губ. Сбор 1905 г.

Сборные коллекции. Русские, латыши, сету, эстонцы

№ 331. – Нагрудные серебряные цепи, фибулы из серебра и цветного металла, жемчужные серьги, шелковые косынки, кокошник, отделанный жемчугом. Включала 30 предметов, сохранилось 29. Псковская губ., Псковский и Торопецкий у. Сбор 1903 г. Русские, сету, эстонцы

№ 390. – Фибулы из серебра и цветного металла, нагрудные серебряные цепи. Включает 10 предметов. Псковская губ., Курляндская губ. Сбор 1903 г. Сету, эстонцы, латыши

№ 422. – Фибулы из серебра и цветного металла, серебряные серьги и нагрудные цепи. Включает 17 предметов. Псковская губ., Псковский у., Курляндская губ. Сбор 1903 г. Сету, латыши, русские

№ 452. – Фибулы из серебра и цветного металла, серебряные нагрудные цепи. Включала 27 номеров, сохранилось 25. Курляндская губ., Гробинский у., Псковская губ. Сбор 1904 г. Латыши, сету

№ 642. – Фибулы из серебра и цветного металла, комплексы женской и мужской одежды. Включает 48 предметов. Курляндская губ., Алсунга, Курдинге, Барта, Ницца, Руцава; Псковская губ. Сбор 1904 г. Латыши, русские

Евреи

№ 1687. – Серебряная табличка для свитка Торы с изображением скрижалей, фланкированных изображениями львов. Включает 1 предмет. Сбор 1910 г. Евреи-ашкеназы

№ 1688. – Предметы женской одежды. Включает 2 предмета. Могилевская губ. Сбор 1910 г. Евреи-ашкеназы

Обращаем ваш внимание, что в последнее время участились случаи мошенничества, совершаемые с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

Обращаем ваше внимание, что билеты в Российский этнографический музей в сети Интернет можно приобрести только через официальный сайт музея www.ethnomuseum.ru . Просим вас быть очень внимательными, чтобы не стать жертвами мошенников.

Режим работы Музея в праздничные дни:
01 и 08 мая, 11 и 12 июня с 10.00 до 18.00, касса  до 17.00;
29 апреля, 09 мая Музей закрыт.


Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.