Купить билет

Собиратели

Тер-Аветисян Смбат Варданович

Тер-Аветисян Смбат Варданович

Тер-Аветисян Смбат Варданович. 1890-е гг.
Фото с сайта Фонда исследования армянской архитектуры 

Автор: Л.С. Гущян, ведущий научный сотрудник отдела этнографии Кавказа, Средней Азии и Казахстана, кандидат культурологии

Тер-Аветисян Смбат Варданович (арм. Սմբատ Վարդանի Տեր-Ավետիսյան) – востоковед, арменовед, филолог-источниковед, археолог, этнограф, внештатный сотрудник Этнографического отдела Русского музея (ЭО; в настоящее время Российский этнографический музей, РЭМ), главный хранитель археологического отдела Кавказского музея (г. Тифлис, ныне Тбилиси), экспедиционер, собиратель.

Смбат Тер-Аветисян родился в 1875 г. в с. Барана Казахского у. Елисаветпольской губ. В 1886–1894 гг. учился в армянской духовной семинарии Нерсесян, где получил среднее образование, после чего продолжил обучение в Эчмиадзинской духовной семинарии Геворгян. По её окончании в 1897 г. был принят студентом в Императорский Санкт-Петербургский университет, где под руководством Н.Я. Марра занимался на армяно-грузинско-персидском разряде факультета восточных языков. Являясь студентом университета, Тер-Аветисян получил направление от акад. Н.Я. Марра в экспедиционную поездку, целью которой, прежде всего, было пополнение сведений о рукописях, созданных в старой Джульфе Нахичеванского у. Эриванской губ. и в Новой Джульфе, недалеко от г. Исфахана (Иран). В 1904 г., окончив университет, получил диплом 1-й степени специалиста по армянской, грузинской и персидской филологии и был включен в состав экспедиции Н.Я. Марра, занимавшейся раскопками в столице армянских Багратидов – городе Ани, где описал 200 рукописей из монастыря Сурб Карапет (Св. Предтечи). С.В. Тер-Аветисян являлся действительным членом Императорского Русского географического общества, преподавал армянский язык и словесность в Эчмиадзинской духовной академии.

Сотрудничество С.В. Тер-Аветисяна с ЭО началось еще в студенческие годы, когда, прибыв в Иран в 1902 г., он не только изучал и описывал армянские рукописи, но и по заданию хранителя отдела крупного востоковеда К.А. Иностранцева, собирал этнографические экспонаты по традиционной культуре народов, населявших страну. В ходе экспедиции были собраны 4 вещевых коллекции (РЭМ 291–294) и одна фотоколлекция (РЭМ 818). Первая из вещевых коллекций представляет традиционную культуру персов и армян (103 предмета), вторая – только армян (22 предмета), третья – только иранцев (35 предметов), четвертая включает памятники материальной культуры иранцев и гебров (8 предметов). Коллекции хорошо аннотированы собирателем: в архивных материалах, хранящихся в РЭМ, имеется первичная опись, включающая место приобретения и изготовления предмета, его название на местном языке (АРЭМ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 625. Л. 1–6об). Летом следующего, 1903 г. С.В. Тер-Аветисян совершил поездку в Казахский у. Елисавтепольской губ., результатом которой стали 9 вещевых коллекций (РЭМ 428,–435,690), включающих 165 предметов, относящихся к традиционной культуре армян и татар, как назывались тогда азербайджанцы. Смбат Варданович пользовался благосклонностью и исключительным доверием хранителя ЭО К.А. Иностранцева, который в своем письме заведующему Кавказской шелководческой станцией Н.Н. Шаврову ходатайствовал за молодого учёного о посещении им станции (АРЭМ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 709. Л. 13).

С ноября 1915 г. по январь 1916 г., занимая должность главного хранителя археологического отдела Музея Кавказа, в Тифлисе (1914–1919), руководил экспедицией на оз. Ван, в г. Эрзрум и в др. районы Западной Армении. Маршрут исследовательской поездки С.В. Тер-Аветисяна был использован для экспедиции петербургских востоковедов с участием И. Орбели и А. Миллера – хранителя ЭО. В результате поездки Тер-Аветисяна удалось вывезти и сохранить армянские средневековые рукописи, урартские клинописи, а также двери церкви Аракелоц (Апостолов) из г. Муша. Экспонаты были переданы в книгохранилище Эчмиадзинского католикосата, Петербургский Азиатский музей и Кавказский музей. В тот же период С.В. Тер-Аветисян занимался археологическими раскопками на территории Елисаветпольской губ., собирал материалы по истории армянских колоний в Крыму и Южной Осетии. Коллекция рукописей, собранных С.В. Тер-Аветисяном и переданных по ходатайству Н.Я. Марра в Азиатский музей в 1916–1917 гг., известна как «Ванская коллекция». В 1934 г. учёный занимался описанием армянских рукописей ИВ АН СССР (бывш. Азиатский музей) и составил их карточный каталог.

В советские годы С.В. Тер-Аветисян продолжал заниматься научной и музейной деятельностью сначала в Тифлисе в должности заместителя директора Кавказского историко-археологического института (1922–1931), ученого секретаря Закавказского филиала АН СССР (1933–1935), а затем в Ереване. После переезда в Армянскую ССР он становится сотрудником Армянского филиала АН СССР (с 1936 г.), руководит археологическими раскопками в средневековом г. Двин (с 1937 г.) и урартском городе-крепости Тейшебаини (на холме Кармир-Блур близ Еревана, с 1939 г.). В 1936 г. ему присуждена учёная степень доктор исторических наук. С 1938 г. С.В. Тер-Аветисян получает должность преподавателя, а затем и заведующего кафедрой общей археологии и источниковедения Ереванского университета. Являлся основателем Армянского общества истории и этнографии. Внес весомый вклад в формирование армянской археологической науки и сохранение памятников материальной культуры. Автор ценных трудов по источниковедению.

Смбат Варданович Аветисян скончался в 1943 г. в Ереване. 

Архивные материалы

АРЭМ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 625. 15 л. – Переписка с С.В. Тер-Аветисяном о собирании материалов по армянской и татарской этнографии в Елизаветпольской губернии. Описи материалов: сентябрь 1903 г. – 17 марта 1905 г.
АРЭМ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 709. Л. 13. – Переписка с заведующим Кавказской шелководческой станцией Н.Н. Шавровым о собирании материалов по шелководству на Кавказе. Описи материалов: ноябрь 1902 г. – 26 апреля 1907 г.


Основные публикации

  1. Тер-Аветисян С.В. Походы Тамас-Кули-хана (Надиршаха) и избрание его шахом в описании Акопа Шамахеци. – Тифлис: НИИ кавказоведения АН СССР, 1932. – 17 с.
  2. Тер-Аветисян С.В. Город Джуга. Материалы по истории торговых сношений джульфинских купцов XV–XVII вв. – Тбилиси: Изд. Грузфан, 1937. – 241 с.
  3. Тер-Аветисян С. Заметки о Воскепаре и Киранце // Материалы по истории Грузии и Кавказа. Тифлис, 1937. – Вып. 7. – C. 505–517.
  4. История войн Абраама Ереванци (1721–1736) // отв. ред. С.В. Тер-Аветисян. – Ереван: АН СССР, Арм. филиал. Ин-та истории и мат. Культуры, 1939. На арм. яз. – 94 с.
  5. Katalog der armenischen Handschriften in der Bibliothek des Klosters in New-Djoulfa. – Vienna: Mkhit‘arean Tparan, 1970–1972. На арм. яз. – Bd. 1. – 293 p.
  6. Арменоведческие исследования / Ред. А. Калантарян – Ереван: Гитутюн, 2010. На арм. яз. – 396 с.


Библиография

  1. Орбели Р. Р. Собрание армянских рукописей института востоковедения Академии наук СССР // УЗИВАН. Т. VI. М.; Л.: Изд. АН СССР, 1953. – С. 105–130.
  2. Карапетян С. Армянская коллекция Кавказского музея – Ереван: Гитутюн, 2004. На арм. яз. – 94 с.
  3. Дмитриев С.В. Лорис-Калантар Ашхар-бек Андреевич // Фонд Этнографического отдела Русского музея по культуре народов Востока: история формирования и судьба (1901–1930-е гг.) – СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2012 – С. 258, 744–747.
  4. Видные выпускники и преподаватели Эчмиадзинской духовной семинарии в Санкт-Петербурге: Биогр. справ. / Сост. А. Меружанян. — СПб.: Роза ветров, 2013 – 243 с.
  5. Длужневская Г.В. Археологические исследования в Европейской части России и на Кавказе в 1859–1919 гг. (по документам научного архива Института истории материальной культуры РАН) – СПб.: Лема, 2014. –С. 28, 29.
  6. Гущян Л.С. Из истории формирования иранских коллекций в собрании Российского этнографического музея // Вестник СПбГИК. 2020. – № 3 (44). – С. 18–21.


Коллекции

Армяне

№ 292. – Предметы женского костюма. Включает 4 предмета. Иран. Сбор 1902 г.

№ 430. – Предметы женского костюма. Включает 5 предметов. Елизаветпольская губ. Сбор 1903 г.

№ 433. – Орудия земледелия. Включает 10 предметов. Елизаветпольская губ. Сбор 1903 г.

Армяне, татары

№ 428. – Музыкальные инструменты. Включает 5 предметов. Елизаветпольская губ.Сбор 1903 г.

№ 429. – Оружие. Включает 4 предмета. Елизаветпольская губ. Сбор 1903 г.

№ 431. – Предметы мужского костюма. Включает 5 предметов. Елизаветпольская губ. Сбор 1903 г.

№ 434. – Амулеты, мужской пояс, седло, колыбель с постельными принадлежностями. Включает 8 предметов. Елизаветпольская губ. Сбор 1903 г.

№ 435. – Инструменты для ткачества. Включает 21 предмет. Елизаветпольская губ. Сбор 1903 г.

№ 690. – Медная утварь, предметы одежды, части кибитки. Включает 22 предмета. Елисаветпольская губ. Сбор 1903 г.

Армяне, иранцы

№ 291. – Образцы шелковой и хлопчатобумажной ткани, медная, деревянная утварь, набойные доски, оружие, игральные карты, письменные приборы, акварельный портрет, куклы, предметы костюма. Включает 103 предмета. Иран. Сбор 1902 г.

Гебры

№ 294. – Предметы мужского костюма. Включает 8 предметов. Иран. Сбор 1902 г.

Иранцы

№ 293. – Предметы мужского, женского и детского костюмов. Включала 35 предметов. Иран. Сбор 1902 г.

Фотоколлекция

Армяне, иранцы, татары

№ 818. – Портреты местных жителей, ландшафт, населенные пункты, религия, костюм. Включает 86 фотоотпечатков. Тифлисская, Эриванская, Елисаветпольская губ., Карсская обл,, г. Исфаган (Иран). Съемка 1902–1905 гг.

Обращаем ваш внимание, что в последнее время участились случаи мошенничества, совершаемые с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

Обращаем ваше внимание, что билеты в Российский этнографический музей в сети Интернет можно приобрести только через официальный сайт музея www.ethnomuseum.ru . Просим вас быть очень внимательными, чтобы не стать жертвами мошенников.

Режим работы Музея в праздничные дни:
01 и 08 мая, 11 и 12 июня с 10.00 до 18.00, касса  до 17.00;
29 апреля, 09 мая Музей закрыт.


Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.