Купить билет

Собиратели

Тюменев Илья Федорович

Тюменев Илья Федорович

Тюменев Илья Федорович.
Фотография в свободном доступе в интернете

Автор: Н.И. Ивановская, научный сотрудник высшей категории отдела этнографии Северо-Запада России и Прибалтики, кандидат исторических наук

Тюменев Илья Федорович – литератор, либреттист, библиофил, художник, земский деятель. В Российском этнографическом музее (РЭМ) хранятся привезённые им коллекции – собрание негативов (самые ранние стеклянные негативы в собрании РЭМ, 70 номеров) и иллюстративные материалы (несколько тысяч вырезанных из различных изданий рисунков и фотографий, наклеенных на картонные планшеты). Часть этих изображений при поступлении была зарегистрирована в 26 коллекций основного фонда (кол. 5428–5430; 5441–5443 5495; 5611; 5618–5623; го5652; 5658; 5660–5665; 5691–5694). В последние несколько лет сотрудниками музея осуществляется регистрация остального материала. Поскольку все эти вырезки иллюстраций нельзя рассматривать в силу их вторичности как научный этнографический источник, они включаются в научно-вспомогательный фонд. Сюжеты рисунков и фотографий отражают культуру более ста народов, населявших Российскую империю. На оборотной стороне планшетов – экслибрис сына Ильи Федоровича, академика А.И. Тюменева, известного советского ученого-историка, передавшего отцовскую коллекцию в музей. Изображения снабжены подписями, в большинстве на русском, а также английском, немецком и французском языках.

Иллюстрированные журналы были заметным явлением в культурной жизни России XIX в. Эти научно-популярные издания энциклопедического характера представляли читателям очерки по истории, географии и этнографии России и зарубежных стран. Текст обычно сопровождался иллюстрациями, усиливавшими его информационный потенциал и научно-познавательное значение. Первым из российских журналов такого рода было «Живописное обозрение». Его начали издавать в 1835 г. в Москве, всего лишь несколькими годами позже подобных зарубежных журналов «Penny Magazine» в Англии (1832), «Pfenning Magazin» в Германии (1833), «Magazin pittoresque» во Франции (1832). Именно из этих изданий, скорее всего, были взяты иллюстрации с подписью на иностранных языках. В 1850 г. в Санкт-Петербурге вышел ещё один иллюстрированный журнал «Живописный сборник», окончательно утвердив в издательском деле России подобный тип периодики. Вершиной издательской деятельности  в этом направлении стала «Живописная Россия» – объемное иллюстрированное сочинение энциклопедического характера (издание М.О. Вольфа), посвященное всестороннему научному описанию Российской империи и многочисленных населяющих её народов (развернутое название: «Живописная Россия – Отечество наше в его земельном, историческом, племенном, экономическом и бытовом значении»). К участию в этом уникальном издании были привлечены лучшие научные и литературные силы. С 1881 г. по 1895 г. было издано 12 томов полного описания России. Иллюстрации из этих изданий широко представлены в коллекции И.Ф. Тюменева. Временной интервал коллекции можно определить в рамках сер. XIX – нач. ХХ в.

Коллекция представляет собой вполне информативную тематическую подборку иллюстративных материалов по истории и этнографии и носит справочный характер. Но, пожалуй, этим её научное значение и исчерпывается. Истинная ценность собрания лежит в плоскости истории культуры. Историко-культурное значение коллекции заключается в том, что она раскрывает феномен такого явления, как коллекционирование, преломляющееся через личность конкретного собирателя и отражающего время, в котором он жил.

Пытаясь понять природу именно этого вида коллекционирования, прежде всего необходимо обратиться к личности собирателя.

Илья Федорович Тюменев происходил из семьи богатых рыбинских купцов; он родился 2 ноября 1855 г. в Санкт-Петербурге. Его дед, Федор Ильич, богатый хлеботорговец, неоднократно избирался в Рыбинске городским головой, был известным меценатом и благотворителем. Отец был наследником солидного состояния, проживал с семьей уже в Петербурге, где прошли детство и юность И.Ф. Тюменева. Он относился к нередкому уже во втор. пол. XIX в. типу русских купцов, для которых дело их предков – предпринимательство – не представляло никакого интереса, а наличие капитала было средством реализации истинных склонностей и увлечений. И.Ф. Тюменев был наделен природой немалыми талантами, разнообразие которых, видимо, мешало ему сразу определиться с выбором жизненного пути. Осенью 1866 г. его отправили, как и следовало купеческому отпрыску, в Торговую школу Т. Видемана, а уже зимой перевели в другое учебное заведение, в котором он, видимо, занимался музыкой. С 1875 по 1876 г. он берет уроки музыки, а возможно, и композиции, у Н.А. Римского-Корсакова. В дальнейшем Тюменев не только сохранял дружеские отношения с великим композитором, но и сотрудничал с ним. Он написал несколько либретто для его оперных сочинений, в частности, к одной из самых известных опер «Царская невеста». Сочинял и сам – романсы, церковную музыку, писал оперу «Еретики». Заметная страница его музыкально-литературной деятельности – переводы на русский язык либретто опер зарубежных композиторов («Орфей» К.В. Глюка, «Дон Жуан» В.А. Моцарта, оперы Р. Вагнера).


А.П. Рябушкин. Портрет И.Ф. Тюменева с женой, 1895 г.


В 1880 г., будучи уже отцом семейства, И.Ф. Тюменев поступает в Академию художеств, одновременно продолжая заниматься музыкой. В 1888 г. он ее окончил, получив звание свободного художника.
   

Во время обучения он знакомится с А.П. Рябушкиным (1861–1904), впоследствии известным русским художником, не только историческим живописцем, но и великолепным книжным и журнальным графиком. На протяжении всей жизни их связывала тесная дружба.


И.Ф. Тюменев. А.П. Рябушкин за мольбертом.

В 1887 г. И.Ф. Тюменев построил себе усадьбу недалеко от станции Любань Николаевской железной дороги, назвав ее «Приволье», где и приютил своего друга, продолжая меценатские традиции семьи. Он построил А.П. Рябушкину отдельный дом с мастерской, где художник, человек небогатый и одинокий, всецело поглощенный творчеством, жил практически до самой смерти. Их объединяла не только любовь к отечественной истории, народной культуре, что было очень типично для русской интеллигенции последней трети XIX в., но и профессиональные интересы. А.П. Рябушкин был одним из авторов росписи храма Спаса на Крови (вместе с художниками В.В. Беляевым и В.П. Павловым), им помогал И.Ф. Тюменев. Он, конечно же, по силе художественного таланта значительно уступал А.П. Рябушкину, но так же, как и его знаменитый друг, был увлечен искусством книжной и журнальной графики. А.П. Рябушкин к середине 1890-х гг. был широко известен в качестве блистательного мастера-графика, легко справлявшегося с иллюстрированием самых разнообразных сочинений. Он со времени обучения в Академии художеств сотрудничал с такими изданиями, как «Живописное обозрение», «Живописная Россия», «Исторический вестник» – научно-популярный историко-литературный ежемесячный журнал (1880–1917), в котором печатались материалы по отечественной истории. В нем регулярно появлялись исторические и историко-этнографические публикации И.Ф. Тюменева.

И.Ф. Тюменев много путешествовал по России, в молодости долго жил на Украине, часто бывал и заграницей – в Западной Европе, Сирии, Палестине. Литературная одаренность позволяла И.Ф. Тюменеву облекать свои наблюдения и впечатления в форму художественно-этнографических путевых очерков (49 публикаций), увлекательно и живо написанных в традициях русской краеведческой литературы втор. пол. XIX – нач. XX в.

На протяжении всей жизни И.Ф. Тюменев вёл дневники, ныне хранящиеся в Отделе рукописных источников Российской национальной библиотеки. Эти рукописи состоят из нескольких тысяч страниц и содержат не только жизнеописание автора, но и ценнейшую информацию о многих его современниках – известных художниках, писателях, композиторах, являясь, таким образом, ценнейшим источником для изучения русской культуры XIX в.

И.Ф. Тюменев был страстным библиофилом. Собирание книг, пожалуй, было его главным увлечением. В Привольном, где Тюменев провел лучшие, зрелые годы своей жизни, он построил специальное помещение для своей библиотеки. Там же он разместил и купленную после смерти писателя Н.С. Лескова у его наследников большую часть его огромного книжного собрания. Одно время он держал букинистический магазин, но очень скоро вынужден был его закрыть, т.к. лучшие книги оставлял себе. Одним словом, в сообществе русских библиофилов Тюменев был фигурой заметной. Книги он собирал до самой смерти, даже и в послереволюционные годы, когда жизнь его коренным образом изменилась.

Жизнь И.Ф. Тюменева была насыщена интересными увлечениями, украшена дружескими отношениями со многими известными людьми, и, на поверхностный взгляд, могла показаться легким существованием свободного и небедного художника. Однако он постоянно и упорно занимался не только самосовершенствованием, как это явствует из его дневников, но и, принимая участие в благотворительной деятельности, играл заметную роль в просвещении местного крестьянства. Обратимся к дневниковым записям Тюменева. В 1913 г. он записывает свои текущие дела. Среди них: сочинение оперы «Еретики», разработка музыкальных набросков, выписки из разных материалов по русской и всеобщей истории, составление каталога библиотеки по отделам (библиотека имела отделы русской и всеобщей истории, социально-экономическим наукам, географии, этнографии, фольклору, истории литературы, изобразительному искусству, театру, музыке, художественной литературе и др. отделы), чтение журналов «Отечественные записки», «Исторический вестник», «Живописная Россия», работа с коллекцией «картинного материала».

В России во время царствования Александра III средоточием благотворительной и просветительной деятельности местной интеллигенции были приходские попечительства. И.Ф. Тюменев являлся членом Добросельского церковно-приходского попечительства (в с. Доброе находилась его усадьба). Он принимал участие в росписи Добросельской церкви и также постоянно участвовал в благотворительных акциях. Он организовал женский церковный хор, который исполнял в том числе и его произведения. Кроме того, в Приволье существовало литературно-художественно-музыкальное общество, устраивались концерты, ставились спектакли, для которых афиши и декорации создавал А.П. Рябушкин.

В 1914–1915 гг. И.Ф. Тюменев был слушателем Московского городского университета им. А.Л. Шанявского, посещал курсы по внешкольному образованию и воспитанию. Как просветитель он был востребован и новой властью. Добросельское общество потребителей «Обновление» обратилось к нему с просьбой продолжать руководство просветительным отделом общества – хором, чтениями, театром, библиотекой. Возможно, на этой стезе И.Ф. Тюменев обрел свое истинное призвание. Он и в 1918 г. продолжал организовывать концерты для местной публики в селе Добром – выступал хор, он играл с женой на фортепиано в четыре руки, читал отрывки из литературных произведений.

Когда в 20-е гг. стали выселять из усадеб помещиков, И.Ф. Тюменев уехал в Ленинград к сыну. Некоторое время он руководил одним из ленинградских букинистических магазинов. Скончался Илья Федорович Тюменев в 1927 г. в Ленинграде.

Новгородский краевед С.М. Смирнов, посетивший летом 1926 г. покинутую хозяином усадьбу, писал: «Внутри было пусто и пахло нежилым. И на душе у меня было печально и сиротливо». Не стало былой жизни, имения, библиотеки, всего, что казалось важным и составляло смысл жизни, все растворилось в небытии, но осталась коллекция – материальное воплощение интересов, интеллектуальной и творческой деятельности, эмоциональных переживаний.

Коллекция И.Ф. Тюменева, если рассматривать ее целиком, содержит около 35 тыс. вырезок иллюстраций из печатных изданий. Это были, как указывалось выше, вырезки на историко-этнографические темы, хранящиеся теперь в РЭМ, и портретная часть собрания, которая находится в Отделе эстампов Российской национальной библиотеки. Каким бы странным ни казался современному человеку этот вид коллекционирования, при жизни И.Ф. Тюменева он был весьма распространен.

Вышеупомянутые коллекции представляют собой свод систематизированной познавательной информации, своего рода иллюстрированную энциклопедию-справочник. По сути, это был один из способов компактного хранения информации, полученной в процессе познания.

В коллекции И.Ф. Тюменева отразились все его разнообразные интересы и дарования, в том числе и не вполне реализованные. Интерес к истории и этнографии, любовь к живописи и рисунку, библиофильство – все это было мощным стимулом для собирания данной коллекции. В личности Тюменева сошлось несколько доминирующих качеств – потребность в творчестве, страсть к познанию и желание передать свои знания окружающим. Работа с материалами коллекции способствовала его реализации как творца и просветителя.

Собрание И.Ф. Тюменева можно признать, с одной стороны, типичным, как дань общему увлечению людей одного поколения и круга русской интеллигенции, с другой – уникальным, отразившим индивидуальность коллекционера. Несомненно, его коллекция является историко-культурным памятником, поскольку дает представление о специфике такого явления в истории русской культуры кон. XIX – нач. XX в. как частное коллекционирование.


Архивные материалы

ОР РНБ. Ф. 796. 285 ед. хр. – Тюменев Илья Федорович.


Публикации

  1. Лирницкие песни (о лирниках – певцах Подольской, Полтавской, Харьковской и Киевской губерний) // Вестник археологии и истории, издаваемый Археологическим институтом иждивением почетного члена М.В. Глумова. – СПб., 1885. – Вып. IV. – 80 с.
  2. По пути из «варяг в греки» (путевые впечатления) // Исторический вестник. 1893. – Т. 51. – № 3. – С. 133–156.
  3. Кирилло-Белозерский монастырь // Исторический вестник. 1897. – № 7–9. – С. 118, 443.
  4. Поездка в Нилову-Сорскую пустынь // Исторический вестник. 1898. – № 10–12. – С. 228–244.
  5. Путешествие из Москвы в Петербург по рекам и каналам Русского Севера // Нива. 1898. – № 4. –С. 32.
  6. От Ярославля до Нижнего // Исторический вестник. 1906. – № 10. – С. 278.

Библиография

  1. Ивановская Н.И. И.Ф. Тюменев и его собрание иллюстративных материалов в Российском этнографическом музее (литовская коллекция) // Старая Литва: Каталог. – СПб.; Вильнюс, 2009. – С. 113–123.
  2. Ивановская Н.И., Галиопа В.А. Образ Литвы в собрании иллюстративных материалов И.Ф. Тюменева в архиве Российского этнографического музея // Пятые Шёгреновские чтения 2: Сб. статей / Сост. Коренева С.Б., Фишман О.М. – СПб.: Европейский Дом, 2012. – С. 72–89.
  3. Михайлова Е.А. «Моя автобиография» И.Ф. Тюменева: культурно-историческое значение памятника // Актуальные проблемы источниковедения: материалы VI Международной научно-практической конференции. – Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, – С. 241–243.
  4. Власова Р.И. Андрей Петрович Рябушкин. Жизнь и творчество. 1861–1904. URL: http://www.tphv-history.ru/books/andrey-petrovich-ryabushkin-zhizn-i-tvorchestvo.html

Обращаем ваш внимание, что в последнее время участились случаи мошенничества, совершаемые с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

Обращаем ваше внимание, что билеты в Российский этнографический музей в сети Интернет можно приобрести только через официальный сайт музея www.ethnomuseum.ru . Просим вас быть очень внимательными, чтобы не стать жертвами мошенников.

Режим работы Музея в праздничные дни:
01 и 08 мая, 11 и 12 июня с 10.00 до 18.00, касса  до 17.00;
29 апреля, 09 мая Музей закрыт.


Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.