Купить билет

Собиратели

Ухтомский Дий Эсперович

Ухтомский Дий Эсперович

РЭМ 3041-5. Фрагмент фотографии. Д.Э. Ухтомский рядом с группой лам и послушников в Гусиноозерском дацане. Восточная Сибирь, Забайкальская обл., Селенгинский у. Буряты. Экспедиция Д.Э. Ухтомского. 1908 г.

Авторы: К.Ю. Соловьева, заведующая отделом фотографии; М.В. Федорова, научный сотрудник ведущей категории отдела этнографии Сибири и Дальнего Востока

Ухтомский Дий Эсперович – этнограф, путешественник, с 1908 по 1918 г. – сотрудник Этнографического отдела Русского музея. Д.Э. Ухтомский внес значительный вклад в историю российских исследований по традиционной культуре и религии монголов и сопредельных народов Евразии начала ХХ в. Его историко-культурное и научное наследие – это значительные этнографические коллекции (вещевые и фотографии), собранные во время экспедиций в Забайкалье (1908) и Северную Монголию (1910, 1913).

Д.Э. Ухтомский родился в Петербурге 20 августа 1886 г. в семье известного ученого-востоковеда князя Эспера Эсперовича Ухтомского, игравшего заметную роль в культурной, научной и общественной жизни России кон. ХIХ – нач. ХХ в.

Князья Ухтомские имели древнюю родословную. По отцовской линии они происходили от Рюрика, ветви Мономаховичей, Ростовско-Белозерского удельного рода. В числе предков князей Ухтомских были хан Батый – внук Чингисхана и великий князь киевский Юрий Долгорукий – шестой сын Владимира Всеволодовича Мономаха. Бабушкой Д.Э. Ухтомского по отцовской линии была Дженни Алексеевна (урожд. Грейг), происходящая из известного шотландского рода, внучка знаменитого адмирала эпохи Екатерины II, героя Чесменского сражения С.К. Грейга.

Дий Эсперович Ухтомский получил прекрасное разностороннее образование, владел тремя иностранными языками; до 8-го класса был на домашнем обучении, после чего поступил в I Гимназию, а затем в Александровский лицей. В детстве он много ездил по миру, побывал в Западной Европе и в Крыму, в 14–15-летнем возрасте совершил с родителями кругосветное путешествие, посетив Америку, Китай, Сингапур, Цейлон и Египет.

Значительное влияние на формирование личности Д.Э. Ухтомского оказали научные интересы его отца, связанные с культурой и религией народов Востока, и собранная им уникальная по своей научной и художественной ценности коллекция буддийских предметов, рядом с которыми прошло все детство Дия. Обстановка, в которой воспитывался Д.Э. Ухтомский, и его окружение пробудили в нем интерес к буддизму, этнографии и археологии Востока, что и определило его дальнейшую судьбу.

В 1908 г. по ходатайству своего отца юный Дий Эсперович после окончания лицея был принят на работу в Этнографический отдел Русского музея (ЭО). Желание заниматься любимым делом было абсолютно бескорыстным: он не получал жалования, «чтобы никому не становиться поперек дороги», а все командировки совершал на собственные средства. Приняв во внимание интерес Дия Ухтомского к буддизму, его знания и подготовку, заведующий ЭО Д.А. Клеменц сразу направил его в командировку в Забайкальскую обл. с поручением вывезти из Тамчинского дацана изготовленную для музея модель «диваджина» (Рая Сукхавати – Чистой земли будды Амитабхи). Эта скульптурная композиция была заказана забайкальским мастерам Агваном Доржиевым по поручению и на деньги (4 тыс. руб.) Э.Э. Ухтомского. С мая 1905 г.  готовый «диваджин» хранился в Тамчинском дацане в специально построенном для него Деважин дугане. Все права на его получение Эспер Эсперович передал ЭО. Осенью 1908 . Д.Э. Ухтомский доставил модель Рая Сукхавати в ЭО (в настоящее время она хранится в Государственном музее истории религии, СПб.). 

Успешно справившись с заданием, Дий Эсперович впоследствии написал статью «Рай Сукавати» с описанием этого ценнейшего образца буддийского культового искусства, которая была опубликована в 1-м томе музейного сборника «Материалы по этнографии России». Выдающийся российский востоковед-индолог, буддолог Сергей Фёдорович Ольденбург, близкий друг семьи Ухтомских, который знал Дия еще ребенком, так охарактеризовал эту статью: «Это небольшая заметка юного, начинающего этнографа, чрезвычайно скромная, без всякого притязания на «ученость», она тем не менее составлена с полной тщательностью, приведена известная специальная литература, дан план, с объяснительным к нему текстом, очень удачно выбрана иллюстрирующая таблица. Д.Э. сумел внести в эту краткую заметку и определенные субъективные элементы, поместив в статье две характерные легенды: для него всегда вещи жили, он чувствовал, что, помещая в свою статью легенды, он наглядно показывал отношение предмета, который он описывал, к религиозной жизни народа» (Ольденбург С.Ф. Памяти Дия Эсперовича Ухтомского 1918 г. УА РГО, p. 110, оп. 1, № 42, л. 1-4. Цит. по: Дмитриев, 2012, с. 330).

Из командировки в Забайкальскую обл. Д.Э. Ухтомский также привез коллекцию этнографических предметов (в настоящее время в собрании Российского этнографического музея выявлен только 1 экспонат из этой коллекции) и фотоколлекцию по культуре и религии бурят. Большинство снимков было сделано на территории Тамчинского дацана. Это панорамный вид монастыря, фасад Цогчен-дугана, ворота к главному храму, общий вид сумэ Майдари и фрагмент его стены с молитвенными барабанами хурдэ (кол № 3041–3, 10, 11, 13, 14, 21). Большую историческую ценность представляет фотография располагавшегося на территории монастыря дома Пандито Хамбо-ламы Чойнзон-Доржи Иролтуева (3041–12). На фотографиях запечатлены также общий вид, часть фасада, интерьер сумэ, где размещалась школа хувараков цаннит (Чойра) (3041–6–8), хувараки, стоящие у ограды школы (3041–9); значительный интерес представляет групповой портрет, на котором запечатлены ламы и хувараки Тамчинского дацана вместе с Д.Э. Ухтомским (3041–5). Во время поездки Дий Эсперович посетил расположенный в 130 километрах к юго-западу от Тамчинского дацана Гэгэтуйский монастырь, где также проводил фотосъемку. Фотоколлекция, привезенная Д.Э. Ухтомским из поездки в Забайкальскую обл., содержит 27 фотографий; она была зарегистрирована В.Н. Васильевым в 1914 г.

В 1910 и 1913 гг. по заданию ЭО Д.Э. Ухтомский совершил две экспедиции в Северную Монголию, во время которых им были собраны многочисленные этнографические вещевые и фотоколлекции.

Первая поездка Д.Э. Ухтомского в Монголию состоялась в 1910 г., когда страна еще входила в состав империи Цин. Он объехал северную и восточную части Тушетуханского и юго-восточную часть Цэцэнхановского аймаков и посетил г. Ургу. Здесь им были собраны коллекции среди халха-монголов и живущих в Урге тибетцев (амдова и панака), в том числе по буддийскому культу (234 предмета).

Собранные в экспедиции князем Д.Э. Ухтомским коллекции демонстрировались на отчетной выставке ЭО за 1910 г., а в 1920-х гг. многие предметы из его собрания были представлены на экспозиции буддийской секции.

По материалам экспедиции Д.Э. Ухтомский  выступил с несколькими докладами в различных научных обществах. Два доклада, озаглавленных «К некоторым вопросам антропологии и истории тибетцев» и «Принадлежности буддийских нищенствующих монахов», были зачитаны в 1911 г. на заседании Русского антропологического общества. В ходе выступления, посвященного принадлежностям буддийских нищенствующих монахов, Д.Э. Ухтомский «продемонстрировал разные предметы, относящиеся к снаряжению монгольских и тибетских бродячих лам: посох со звенящими кольцами, двойной барабанчик, чашу для еды из человеческого черепа, маленькую походную аптечку, а также принадлежности колдовства: нож из светлой бронзы, трубу из человеческой кости, четки из человеческих черепных костей». Все эти вещи в дальнейшем поступили в собрание ЭО.

Основная часть привезенных Д.Э. Ухтомским из экспедиции экспонатов по традиционной культуре монголов и тибетцев составила две коллекции (1898 и 1899; 114 номеров), которые были зарегистрированы самим собирателем сразу после возвращения в 1910 г. Не вошедшие в них экспонаты (главным образом буддийские атрибуты, тханка и скульптуры) в последующие годы были включены в буддийские сборные коллекции и в 1930-х гг. переданы в Государственный Эрмитаж (2933, 3813, 3840), а в 1940 г. – в Музей антропологии и этнографии (МАЭ). Некоторые собранные Ухтомским предметы погибли во время наводнения 1924 г. и бомбежки в 1941 г. Однако сохранившаяся часть коллекции Д в настоящее время хранящаяся в фондах музея насчитывает более 100 предметов, многие из которых являются уникальными и составляют значимую часть музейного собрания по культуре и религии народов Центральной Азии ХIХ – нач. ХХ в.

В 1913 г., уже будучи камер-юнкером высочайшего двора, Д.Э. Ухтомский совершает вторую экспедицию в Монголию, выщедшую к тому времени  из состава империи Цин и основавшую своё независимое государство. В экспедиции также принимали участие антрополог А.З. Носов и археолог П.А. Смелов. Д.Э. Ухтомскийна свои средства оснастил экспедицию моторной лодкой – новейшим средством передвижения, вероятно, впервые использовавшимся для путешествия по Монголии. «Ценя родовые предания, он назвал свою лодку «Сартак», в память того Чингизида, от дочери которого ведут свой род Белозерские князья (Мономаховичи)».

Маршрут экспедиции пролегал из Верхнеудинска на моторной лодке вверх по рекам Селенге и Орхону и далее на лошадях в аймаки Тушету-хана и Цэцэн-хана, а также г. Ургу.

Экспедиция носила разведочный характер. Кроме основной цели – сбора этнографических, археологических и антропологических материалов, в задачу ее участников входило исследование возможных путей сообщения для развития торгово-экономических, культурных и, вероятно, дипломатических связей России и Монголии. Одной из важных задач экспедиции Д.Э. Ухтомского была фотосъемка этнографических и археологических объектов, ландшафтов, дорог, способов переправы через реки, архитектурных памятников, а также разнообразных типов местных жителей.

Фотографии, сделанные во время экспедиции, представлены снимками (кол. № 263), являющимися жемчужиной фотографического собрания музея, в которых отражены современные на тот момент быт и культура халха-монголов, а также проживавших в Урге тибетцев и китайцев. На снимках запечатлены пейзажи, селения, традиционные жилые и хозяйственные постройки, средства и способы передвижения, бытовые сцены, виды Ургы, монастыри и культовые сооружения. Большую историческую и этнографическую ценность представляют фотографии сцен мистерии Цам, проводившейся в монгольском монастыре Амарбаясгалант.

Участники экспедиции под руководством А.З. Носова проводили исследование и фиксацию антропологических типов местного населения. На снимках запечатлены представители разных социальных слоев и групп: князья, чиновники, зажиточные монголы, простолюдины в повседневных и праздничных костюмах, буддийские священнослужители различных рангов в ритуальных и повседневных костюмах.

Отдельный комплекс составляют фотографии петроглифов, обо и могильных сооружений, которые были обнаружены участниками экспедиции на левом берегу р. Орхон, тщательно изучены и зафиксированы. Из этого ценнейшего материала в настоящее время сохранилось 25 фотографий, которые ныне составляют «археологическую» часть фотоколлекции экспедиции Д.Э. Ухтомского, хранящейся в Российском этнографическом музее (РЭМ).

По материалам экспедиции А.З. Носов опубликовал две статьи: «К антропологии монголов-халхасцев» (1915) и «Петроглiфи з долини р.Орхон (Монголiя)» (1928).

Новым явлением в музейной практике стал комплексный характер экспедиции: каждый ее участник курировал определенное направление исследования. Впервые в истории музея в экспедиции были задействованы разные специалисты, что, безусловно, являлось заслугой Д.Э Ухтомскогои, сумевшего в столь непростых условиях реализовать научный потенциал всех ее участников. Впоследствии, в 1920-х гг., практика комплексных экспедиций получила широкое распространение.

В перерывах между поездками Д.Э. Ухтомский работал в музее, изучая и описывая буддийские коллекции под руководством академика С.Ф. Ольденбурга и других сотрудников ЭО. В 1914 г. он стал хранителем коллекции своего отца, которая насчитывала в то время 2061 предмет, и составил ее опись.

С началом Первой мировой войны Дий Эсперович пошел работать в Управление Общества Красного Креста в Петрограде, в 1916 г. был назначен начальником передового отряда Красного Креста на Юго-Западном фронте. «Когда он выносил раненых из огня в передовом отряде, рядом с ним разорвался снаряд с ядовитыми газами, и туберкулез, давно подкрадывавшийся к нему, принял угрожающий характер». Несмотря на это, Ухтомский не хотел эвакуироваться, и лишь в 1918 г., уже тяжело больной, вернулся в Москву, где проживала его семья – жена Н. Д. Цертелева и трое детей: Дмитрий, Алексей и Марианна. В это время в городе наступил голод. Болезнь Д.Э. Ухтомского прогрессировала, и в октябре 1918 г. он умер. За заслуги перед Отечеством он был награжден орденами Святого Станислава III степени и Святой Анны III степени.

В некрологе «Памяти Дия Эсперовича Ухтомского» С.Ф. Ольденбург, говоря о его поездках в Монголию, писал, как «он всецело подпал неотразимым чарам пустыни и увлекся кочевою жизнью путешественника, которая так овладевает человеком, что кто хоть раз был в дальней экспедиции, того будет всегда тянуть опять к этой привольной жизни». Вспоминая, «с каким увлечением молодой Ухтомский рассказывал о своих странствованиях, о виденном и пережитом», С.Ф. Ольденбург выражает надежду: «Хотелось бы, чтобы не пропали его дневники и бумаги, как почти обыкновенно они у нас пропадают со смертью путешественников: мы удивительно плохо умеем беречь свои культурные сокровища. По-видимому, он сделал немало любопытных находок и наблюдений, и надо надеяться, что они не пропадут для науки».  

К сожалению, планировавшееся издание собранных в экспедиции 1913 г. богатейших научных материалов по этнографии, археологии и антропологии монголов и других народов Северной Монголии не удалось осуществить из-за военных и революционных событий, а также безвременной смерти Д.Э. Ухтомского. 

В настоящее время популяризация уникальных фотоколлекций нач. ХХ в., хранящихся в фотоархиве РЭМ, становится одним из важных направлений музейной деятельности. В 2020 г. вышел в свет альбом «Северная Монголия в объективе экспедиции Д.Э. Ухтомского. Каталог коллекций Российского этнографического музея», являющийся совместным проектом Института истории и этнологии Монгольской академии наук (г. Улан-Батор) и Российского этнографического музея (г. Санкт-Петербург). При подготовке материалов экспедиции к публикации авторами альбома (М.В. Федоровой и К.Ю. Соловьевой) была проделана всесторонняя работа по атрибуции фотографий, включавшая также изучение архивных и опубликованных научных источников. Имеются сведения, что во время поездки Д.Э. Ухтомский вел дневник, который до сих пор не найден. Однако сохранились документы служебной и частной переписок, краткий отчет ЭО, журналы заседаний Совета ЭО и две публикации А.З. Носова по материалам экспедиции. Эти уникальные материалы, а также опись зарегистрированной в 1929–1930 гг. Е.П. Орловой фотоколлекции № 4976 позволили реконструировать маршрут экспедиции, проследить ход ее проведения и историю. Известно, что все участники экспедиции (Д.Э. Ухтомский, А.З. Носов, П.А. Смелов) имели опыт экспедиционной съемки. В результате проведенных исследований оригинальных негативов и фотоотпечатков было установлено, что фотографирование во время экспедиции осуществлялось с трех фотоаппаратов, а сохранившиеся сведения о негативах (стекло, пленка, формат) позволили достоверно определить, кем конкретно был сделан снимок. Опубликованные в альбоме 220 фотографий расположены в хронологическом порядке, в соответствии с маршрутом экспедиции. Они сопровождаются расширенными аннотациями, описаниями сюжетов и указанием авторства каждого снимка.


Архивные материалы

АРЭМ. Ф.1. Оп.1. Д. 63. – Журнал № 254 заседания Совета ЭО РМ, 6 февраля 1910 г.
АРЭМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 72. – Журнал № 282 заседания Совета ЭО РМ, 15 января 1911 г.
АРЭМ. Ф. 1. Оп. 1, Д. 72. – Журнал № 289 заседания Совета ЭО РМ, 30 апреля 1911 г.
АРЭМ.Ф. 1. Оп. 1. Д. 72. – Журнал № 291 заседания Совета ЭО РМ, 10 июня 1911 г.
АРЭМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 72. – Журнал № 293 заседания Совета ЭО РМ, 8 октября 1911 г.
АРЭМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 80. – Отчет Этнографического отдела Русского музея императора Александра III за 1913 г. Из общего отчета Русского Музея Императора Александра III. Петроград: Типо-литография «Энергия», 1914.
АРЭМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 89. – Журнал № 333 заседания Совета ЭО РМ, 25 января 1914 г.
АРЭМ. Ф. 2. Оп. 3. Д. 163. – Выписка из письма Ан[атолия] З[иновьевича] Носова.
АРЭМ. Ф. 2. Оп. 3. Д. 304. – Переписка с Бандидо-Хамба Ламой Ш. И. Иролтуевым о передаче музею коллекции «диважан»; описание коллекции.
АРЭМ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 641. – Переписка с научным сотрудником музея Д.Э. Ухтомским о собирании материалов по этнографии монголов и тибетцев в Монголии.
АРЭМ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 642. – Переписка с кн. Ухтомским Э.Э. о коллекции «диваджина», заказанной у забайкальских мастеров.
АРЭМ. Ф. 1.Оп. 2. Д. 182. – Переписка с аптекарем Н.К. Гапанюком из Урги, пожертвовавшим этнографические материалы из Монголии.
АРЭМ. Ф. 2. Оп. 3.Д. 304. – Переписка с Бандидо-Хамба Ламой Ш. И. Иролтуевым о передаче музею коллекции «диважан», описание коллекции.
РГИА. Ф. 696. Оп. 1. Ед.х р. 616. Л.2-3об. – Письмо Д.Э. Ухтомского графу Д.И. Толстому от 20 августа 1910 г.
УА РГО. Р. 110. Оп. 1. № 42. Л. 1-4. – Ольденбург С.Ф. Памяти Дия Эсперовича Ухтомского 1918 г.


Основные публикации

  1. Кн. Д.Э. Ухтомский. Рай Сукавати // Материалы по этнографии России / Под ред. Ф.К. Волкова. – СПб.: Изд-во ЭО Русского музея императора Александра III, 1910. – Т. I. – С. 89–92.
  2. Кн. Д.Э. Ухтомский. Чукотские стрелы: [Описание коллекции Этногр. отд. Рус. музея]. Отдельный оттиск. // Ежегодник Русского Антропологического Общества при С.-Петербургском Университете. – СПб.: тип.А. Розена, 1912. –20 с. – Т.4. – С.103–122.
  3. Кн. Д.Э. Ухтомский. Жировыелампочкиу приполярных народов. Отдельный оттиск // Ежегодник Русского Антропологического Общества. – СПб.: тип. А. Розена, 1913. – Т. 4. – С.15–158.


Библиография

  1. Отчетная выставка за 1910 г. собранных Этнографическим отделом Русского музея Императора Александра III этнографических коллекций. [Б. м.], [Б. г.].
  2. Протоколы заседаний и отчеты Русского антропологического общества за 1909/10–1911/12 гг. – СПб., 1912.
  3. Носов А. К антропологии монголов-халхасцев (contribution à l'anthropologie des Mongols-khalkhas). (Предварительное сообщение). Отдельный оттиск из V т. Ежегодника Русского антропологического общества при Императорском Петроградском университете / Под ред. С. И. Руденко. – Петроград: Типография «К. Биркенфельд», 1915. – С. 109–116.
  4. Носов А. Петроглiфи з долини р.Орхон (Монголiя) // Антропологiя. Рiчник кабiнету. – Киев: Україньска Академiя наук. Кабiнет Антропологiї iм. Ф. Вовка, 1928. – С. 135–142.
  5. Дмитриев С.В. Князь Д.Э. Ухтомский и его деятельность в Этнографическом отделе Русского музея императора Александра III // Кюнеровский сборник: Материалы Восточноазиатских и Юго-Восточноазиатских исследований. Этнография, фольклор, искусство, история, археология, музееведение. 2008–2010. – 2010. – Вып. 6. – С. 89–92.
  6. Дмитриев С.В. Фонд Этнографического отдела Русского музея по культуре народов зарубежного Востока: история формирования и судьба (1901–1930 гг.). – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2012. – 832 с.
  7. Северная Монголия в объективе экспедиции Д.Э. Ухтомского: каталог коллекций Российского этнографического музея. Сер. «Монголия и монголы» / Гл. ред. С. Чулуун; авт.: М.В. Федорова, К.Ю. Соловьева. – Улан-Батор: «Soyombo printing» LLС, 2020. – 296 с.
  8. Федорова М.В. Монгольские фотоколлекции конца ХIХ – начала ХХ в. в собрании Российского этнографического музея как источник для изучения традиционной культуры монголов // Культурное наследие монголов: коллекции рукописей и архивных документов: Сборник докладов IV Международной научной конференции. 18–19 апреля 2019 г. – Улан-Батор; СПб.,. 2021. – 186–203.
  9. Федорова М.В. Этнографическая коллекция Д. Э. Ухтомского из экспедиции в Северную Монголию в 1910 г. // Культурное наследие монголов: коллекции рукописей и архивных документов: V Международная научная конференция. 19–21 апреля 2021 г. – Улан-Батор;СПб., 2021. – С. 60–62.
  10. Соловьева К.Ю., Федорова М.В. Экспедиция Д.Э. Ухтомского в Северную Монголию: от атрибуции до публикации//Шестые Петербургские монголоведные чтения 24–25 ноября, 2022.  – СПб.; Улан-Батор, 2022. – С.64–
  11. Федорова М.В. Визуальное наследие дацанов Бурятии (по материалам Российского этнографического музея) // Кунсткамера. – В печати.


Коллекции

Буряты

№ 6827. – Предметы земледелия, животноводства, упряжь, части жилища, утварь, холодное оружие, предметы табакокурения, детские игрушки, одежда, украшения, тибетские лекарства, онгоны, шаманские атрибуты, шаманская одежда, буддийские статуэтки атрибуты, музыкальные инструменты, одежда ламы. Включает 301 предмет, из них 1 предмет собран Д.Э. Ухтомским (Забайкальская обл., 1908 г.) и 4 предмета предположительно собраны Д.Э. Ухтомским. (Китайская империя, Монголия; 1910 г.). Сборная коллекция. Регистрация 1954 г.

Монголы

№ 1899. – Одежда мужская и женская, украшения, принадлежности табакокурения, предметы быта, игры, образцы традиционных художественных промыслов (деревянная резная скульптура), снаряжение воина и охотника, конская упряжь, одежда лам, предметы буддийского культа: предметы для производства живописных, скульптурных изображений и книгопечатания, алтарные принадлежности, атрибуты лам, нищенствующих монахов, буддийские музыкальные инструменты, ритуальный колчан для жертвенных стрел, отпечатки рук Далай-ламы, Панчен-ламы и др. Включала 114 предметов, сохранился 101. Китайская империя, Монголия. Экспедиция Д.Э. Ухтомского. Сбор и поступление 1910 г.

№ 3837. – Буддийские скульптуры и алтарные атрибуты (чаша и курильница). Включала 24 предмета, сохранилось 23в том числе собранные Д.Э. Ухтомским (не идентифицированы). Китайская империя, Монголия. Сбор 1910 г. Регистрация А.П. Баранникова, 1923 г.

№ 3838. – Буддийские статуэтки и штампы из красной глины. Включала 87 предметов, сохранилось 84, в том числе собранные Д.Э. Ухтомским (не идентифицированы). Китайская империя, Монголия. Сбор 1910 г. Регистрация А.П. Баранникова, 1923 г.

№ 3840. – Буддийские иконы тханка. Включала 60 предметов, в том числе собранные Д.Э. Ухтомским (не идентифицированы). Передана в ГЭ в 1936 г., сохранился 1 предмет – тханка «Авалокитешвара». Китайская империя, Монголия. Сбор 1910 г. 

№ 4569. – Буддийские иконы тханка и рисунки. Включала 10 предметов, в том числе собранные Д.Э. Ухтомским (не идентифицированы). Передана в ГЭ в 1936 г., сохранились 2 предмета – картины на холсте «Игра дракона с солнцем» и «Козел и горный баран». Китайская империя, Монголия. 1910 г.

№ 6831. – Сборная коллекция. Народы Азии и Африки (китайцы, японцы, монголы и др.). Включает 509 предметов, из них 4 предмета (четки, части скульптуры «Белый старец») собраны Д.Э. Ухтомским. Китайская империя, Монголия. Сбор 1910 г. Регистрация 1954 г.

№ 6834. – Сборная коллекция. Монголы, калмыки и др. Включает 30 предметов, из них 1 предмет – медальон гуу «Будда под деревом Бодхи» собран Д.Э. Ухтомским. Китайская империя, Монголия. Сбор 1910 г. Регистрация 1954 г.

Тибетцы (панака и амдова)

№ 1898. – Одежда и украшение мужские, одежда лам, оружие (кинжалы, меч, ружье, праща), утварь, буддийские музыкальные инструменты, буддийские атрибуты, палатка монаха-отшельника. Включала 37 предметов, сохранился 31. Китайская империя; Монголия, г. Урга. Сбор и поступление 1910 г.

Фотоколлекции

Буряты

№ 3041. – Дацаны (Гусиноозерский и Гегетуевский), монастырские постройки, типы лам и послушников, «обо», изображение на картине Пекинского рая. Включает 27 фотоотпечатков. Забайкальская обл., Селенгинский у. Фотосьемка 1908 г.

№ 4977. – Жилище и постройки, типы населения. Включает 8 фотоотпечатков. Восточная Сибирь, Забайкальская обл., г. Троицкосавск. Фотосьемка 1913 г.

Китайцы

№ 4981. – Постройки, занятия, типы населения. Монголия, гг. Урга и Маймачен. Включает 7 фотоотпечатков. Фотосьемка 1913 г.

Монголы

№ 4976. – Виды местности; жилища и постройки; средства и способы передвижения; занятия;  верования; мистерия Цам; петроглифы.Включает  237 фотоотпечатков и 111 негативов..  Восточная Сибирь, Забайкальская обл., район г. Троицкосавска; Монголия, г. Урга, Тушетухановский и Цэцэнхановский аймаки. Фотосьемка 1913 г. Монголы-халхасы

№ 5059. – Антропологические типы, виды местности, транспорт, одежда, постройки, общественная жизнь. Монголия, низовья рр. Орхон, и Ибен-Гол, г. Урга. Включает 15 фотоотпечатков. Фотосьемка 1913 г.

Персы

№ 3377. – Группа персидских революционеров. Включает 1 фотоотпечаток. Персия, г. Решт. Фотосьемка 1909 г.

Тибетцы

№ 4980. – Типы населения. Включает 5 фотоотпечатков. Монголия. Фотосьемка 1913 г.

Коллекции собирателя в «Коллекциях онлайн»

Режим работы Музея в праздничные дни:

01 и 08 мая, 11 и 12 июня с 10.00 до 18.00, касса  до 17.00;
29 апреля, 09 мая Музей закрыт.

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.