Купить билет

Собиратели

Валаев Захарий Петрович

Валаев Захарий Петрович

Валаев Захарий Петрович. 1905 г.

Фотография из собрания Национального музея Республики Северная Осетия – Алания. КМСО. 6137/6. Публикация согласована.

Автор: Газданова Анастасия Викторовна, научный сотрудник отдела этнографии Кавказа, Средней Азии и Казахстана

Валаев Захарий Петрович – инженер, почетный блюститель училища в станице Черноярской, корреспондент Этнографического отдела Русского музея (ЭО) в 1906–1907 гг.; из потомственных дворян, осетин-казак.

Родился 18 ноября 1881 г. в станице Черноярской Терской обл. (ныне Моздокский р-н Республики Северная Осетия – Алания). Его отец Петр (Слан) Васильевич Валаев, войсковой старшина, состоял в дружеских отношениях с императором Александром III. Кавалер орденов Св. Владимира 4-й степени; Св. Анны 2-й и 3-й степеней; Св. Станислава 2-й степени. Мать – Дарья (Дарицка) Николаевна Гокинаева, дочь подполковника Николая Степановича Гокинаева. В их семье было семеро детей: четыре сына, включая Захария Петровича, и три дочери. Старший брат З.П. Валаева Георгий (Хамби) был главным инженером нефтяных приисков в городе Грозном, два других – Григорий и Петр – офицерами, участниками Первой мировой войны. Старшая сестра Александра (Саса) была первой осетининской женщиной-собирательницей дигорского фольклора (дигорцы – один из двух основных субэтносов осетин).

З.П. Валаев в 1908 г. окончил Московское Императорское техническое училище (ныне Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана) по специальности «Инженер-механик».

Еще будучи студентом, в ноябре 1905 г. Захарий Петрович предложил свою помощь в комплектовании фондов ЭО по культуре и быту нескольких народов Северного Кавказа. Однако в виду исчерпания бюджета рассмотрение его кандидатуры Совет ЭО отложил на следующий год.

В конце 1906 г. Захарий Петрович вновь напомнил о своем предложении. Судя по собирательской программе, изложенной корреспондентом в последующих письмах, З.П. Валаев собирался в рамках одной экспедиции объехать и осетинские селения, и соседствующие с ними кабардинские и балкарские. Однако К.А. Иностранцев внес свои коррективы в этот план, посоветовав студенту для начала сосредоточиться на одном народе, хорошо ему знакомом – осетинах, а уже после этого продолжить собирать материал по другим. Тем более, что на 1906 г. в ЭО еще не было ни одной осетинской коллекции.

Летом 1906 г. Захарий Петрович отправился в первую экспедицию для сбора предметов быта осетин (РЭМ 996). Его основной целью стал сбор этнографических предметов. Из сохранившейся переписки известно, что корреспондент подошел к формированию своих коллекций основательно. Он продумал маршрут экспедиции, ознакомился с этнографической литературой, посетил музеи для «ознакомления с системой лучших собирателей» и приемов экспонирования.

Во время этой поездки им были приобретены предметы почти по всем из восьми предложенных по «Программе…» тем: «Утварь», «Предметы интерьера», «Земледельческие орудия», «Инструменты для обработки дерева и шерсти», «Мужской и женский костюмы», «Колыбель с сопутствующими принадлежностями», «Оружие», «Музыкальные инструмент». Кроме того, им самим были изготовлены модели плуга, бороны, саней, воловьей и конной арб. Особенно ценными предметами в составе этой коллекции собиратель считал надочажную цепь и подсвечник: «Мне кажется, судя по трудности, с какой мне удалось их достать, что их нет ни в одном музее из существующих в России. Особенная трудность их доставания объясняется тем, что с этими предметами у осетин связано представление о благополучии дома». Эта надочажная цепь, считавшаяся священной и неприкосновенной принадлежностью осетинского дома, действительно оказалась первой и на протяжении 20 лет оставалась единственной в музейном собрании ЭО. Только в 1926 г. другой собиратель вещевых коллекций осетин, Б.А. Куфтин приобрел для собрания Музея народов СССР несколько таких цепей, позже вошедших в собрание Государственного музея этнографии (ГМЭ, ныне РЭМ – Российский этнографический музей).

Во время поездки Захарий Петрович освоил фотографию. Им было сделано три снимка (Фототека РЭМ 3376), на которых запечатлены женщина за работой у ткацкого станка, мужчины во время ритуального пиршества и местные жители на фоне традиционных каменных жилищ.

К.А. Иностранцев положительно оценил проведенную З.П. Валаевым работу и в 1907 г. предложил продолжить сбор осетинских вещевых коллекций. Так, летом 1907 г. Захарий Петрович собрал вторую осетинскую коллекцию (РЭМ 1249), в которую вошли образцы женского рукоделия – тесьмы и шнуры; головные уборы, платки, кисеты и др. В составе этой коллекции имеются башлык и кисет, подаренные собирателю его матерью.

Характеризуя осетинские коллекции, собранные З.П. Валаевым, следует отметить, что основная масса привезенных им вещей отражает традиционный быт осетин рубежа кон. XIX – нач. XX в. Они представляют собой результат целенаправленного отбора предметов, зачастую бывших в употреблении. Это утварь, костюмы, инструменты и приспособления для обработки шерсти. Иначе обстоит дело с образцами женского рукоделия. Кисеты, футляры для часов, плетеные кисти для башлыков, шнуры и т.д. – вещи, наоборот, нередко новые, что объяснимо: они должны показывать технику изготовления и способы украшения. Обе эти коллекции стали фундаментом, на котором строилась дальнейшая собирательская работа ЭО по приобретению предметов культуры и быта осетин.

Летом 1907 г. Захарий Петрович помимо второй осетинской, собрал также коллекции по балкарцам (82 предмета) и кабардинцам (89 предметов). Предпочтение в выборе районов их расселения З.П. Валаев объяснял «хорошим знакомством с этими местностями», а также наличием там «хороших знакомств», что, несомненно, способствовало успешной собирательской работе. ЭО был тоже заинтересован в ведении собирательской работы в Кабарде и Балкарии. Если к 1907 г. в собрании ЭО уже была первая кабардинская коллекция, привезенная самим К.А. Иностранцевым, то культура и быт балкарцев пока еще не были представлены в музее.

Перед самой поездкой К.А. Иностранцев и З.П. Валаев вели речь о коллекции, общей для этих народов. Однако, уже находясь на месте, собиратель убедился, что «эти племена настолько различны по языку, по типу, по происхождению, что-то общее, что у них есть, благодаря их соседству, никак не может служить оправданием для соединения их в одной общей коллекции». Поэтому вместо одной коллекции в августе 1907 г. З.П. Валаев отправил в музей две – балкарскую (РЭМ 1256) и кабардинскую (РЭМ 1260).

Балкарская коллекция, привезенная З.П. Валаевым в 1907 г., является не только первой, но и единственной, собранной до революции. Летом 1907 г. корреспондент посетил все пять балкарских обществ: Балкарское, Безингиевское, Чегемское, Хуламское и Урусбиевское. В состав коллекции вошли предметы, связанные с охотой и скотоводством, столярным делом, земледелием, а также утварь и образцы вышивок. Следует отметить, что ней отсутствуют предметы одежды. В связи с депортацией балкарцев и утратой некоторых памятников в местных музеях, дореволюционные коллекции ЭО, в том числе и З.П. Валаева, приобретают еще большую историко-культурную ценность.

Музейное собрание по кабардинцам З.П. Валаев пополнил, посетив разные селения Большой и Малой Кабарды. В состав коллекции вошли предметы рубежа XIX – нач. XX в.: инструменты обработки шерсти и орудия ткачества, части конской упряжи и седло, домашняя утварь, мебель, предметы мужской и женской одежды, оружие, часть воинского доспеха, а также модели жилого дома, сарая с базом для скотины, котуха – загона для баранов, сапетки – емкости для зерна и др.

Так же, как и при сборе осетинских коллекций, для представления культуры и быта балкарцев и кабардинцев З.П. Валаев стремился показать срез культуры на нач. ХХ в. С одной стороны, он целенаправленно отбирал старые вещи, бывшие в употреблении. Кроме того, он стремился максимально полно отразить направления хозяйственной деятельности (коневодство у кабардинцев) и традиционные ремесла народов (обработка дерева у балкарцев, женское рукоделие у обоих народов), отбирал предметы, участвовавшие в процессе производства (ткацкий станок). С другой стороны, он включал в свои коллекции вещи, только начинавшие входить в быт населения. Например, о приобретенных у балкарцев футлярах для часов и писем он писал: «Некоторые из этих предметов хотя и служат для удовлетворения потребностей, повеянных извне, но в виду того, что туда они внесли способность свою вышивания, вкус и пр., я счел полезным их приобрести».

Осенью 1907 г. переписка ЭО с Захарием Петровичем прекратилась. Последний раз он напомнил о себе в 1908 г., прислав в ЭО из Мингрелии предметы для оценки и последующей закупки. После приобретения музеем кремневого пистолета (РЭМ 1493) связь ЭО с З.П. Валаевым прервалась навсегда. Из воспоминаний его двоюродной сестры, воспитывающейся в доме Валаевых, известно, что он покончил жизнь самоубийством. По имеющимся документам, произошло это не ранее 9 февраля 1917 г.

Захарий Петрович Валаев оставил заметный след в процессе комплектования кавказского музейного собрания. Всего им было собрано четыре вещевые коллекции, насчитывающие 317 предметов, и одна небольшая фотоколлекция. Среди редких экспонатов: костюм паломника в Мекку (кабардинцы), чехол для ружья (кабардинцы), нижняя мужская рубаха (кабардинцы), поясные подвески, входящие в состав женского костюма (осетины). Некоторые из привезенных им этнографических предметов не раз были представлены на выставках музея, вошли в тематические разделы экспозиции ГМЭ/РЭМ «Народы Северного Кавказа. Конец XIX – начало XX века» (1982–2015).
 

Архивные материалы

АРЭМ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 53. – Переписка со студентом З.П. Валаевым о собирании этнографических материалов в Осетии, Кабарде, Балкарии, описи материалов и заметки о народных промыслах и обычаях. 20 ноября 1905 – март 1908 г.
АРЭМ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 53. Л. 72. – Письмо З.П. Валаева К.А. Иностранцеву. [Москва] – Санкт-Петербург. [октябрь 1907].
АСОИГСИ. Ф. 19. Оп. 1. Д. 6. – Валаева-Бегиева Саса-сказительница

Библиография

  1. Студенецкая Е.Н. Осетины в Музее этнографии народов СССР (собирательская и экспозиционная работа 1906–1983 гг.) // Археология и традиционная этнография Северной Осетии. – Орджоникидзе: Институт истории, филологии и экономики при Совете Министров Северо-Осетинской АССР, 1985. – С. 151–175.
  2. Народы Кавказа: Каталог-указатель этнографических коллекций. – Л.: Издательство Государственного музея этнографии народов СССР, 1981. – 198 с.
  3. Дмитриев С.В. Фонд Этнографического отдела Русского музея по культуре народов зарубежного Востока: история формирования и судьба (1901–1930-е гг.). – СПб.: Филологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, 2012. – 828 с.
  4. Список выпускников и преподавателей ИМТУ, МММИ, МВТУ, МГТУ с 1865 года. URL: http://people.bmstu.ru/abcdef/va.htm
  5. Газданова А.В. Захарий Петрович Валаев – корреспондент Этнографического отдела Русского музея императора Александра III: реконструкция семейной истории // Русская старина: Academic Publishing House Researcher s.r.o. 2018. № 9 (2). – С. 228–241.
  6. Газданова А.В. «Я получил довольно интеллигентное представление об этнографии...»: переписка З.П. Валаева с К.А. Иностранцевым о собирании осетинских этнографических коллекций. Часть // Русский архив: Academic Publishing House Researcher s.r.o. 2019. 7(2). – С. 136–155.
  7. Газданова А.В. Переписка З.П. Валаева С К. А. Иностранцевым о собирании этнографических коллекций кабардинцев и балкарцев. Часть 2 // Русский архив: Academic Publishing House Researcher s.r.o. 2020. № 8 (1). – С. 84–103.
  8. Кукиев Р.Г. О семье строителей кладбищенской церкви в ст. Черноярской. URL: https://ok.ru/chernoyarskaya/topic/152089170078669
  9. Кукиев Р.Г. Блюститель станичного училища. URL: https://ok.ru/chernoyarskaya/topic/152970333318093


Коллекции

Балкарцы

№ 1256. – Предметы утвари, орудия и приспособления, связанные с охотой и скотоводством, столярным делом, земледелием; образцы вышивок, оружие, музыкальные инструменты. Включала 82 предмета, сохранилось 67. Терская обл. Нальчикский окр. Поступление 1907 г. Татары [балкарцы]

Грузины-мегрелы

№ 1493 – Кремневый пистолет. Включает 1 предмет. Кутаисская губ. Поступление 1908 г. Грузины-мегрелы

Кабардинцы

№ 1260 – Мужская и женская одежда, костюм муллы, воинское снаряжение, предметы утвари, орудия и приспособления для обработки шерсти, принадлежности пчельника, снаряжение коня и оружие. Включала 89 предметов, сохранилось 69. Терская обл. Нальчикский окр., Большая Кабарда; Сунженский отд., Малая Кабарда. Поступление 1907 г. Кабардинцы

Осетины

№ 996 – Мужская и женская одежда, люлька, предметы утвари, орудия обработки шерсти, образцы сукна, красящие вещества, сельскохозяйственные орудия, седло, музыкальные инструменты, оружие. Включала 95 предметов, сохранилось 73. Терская обл., Владикавказский окр. Поступление 1906 г. Осетины

№ 1249 – Образцы шелковых нитей, рукоделия: вышивки, галуны, шнуры; головные уборы, обувь. Включала 50 предметов, сохранилось 37. Терская обл. Поступление 1907 г. Осетины

Фотоколлекция

№ 3376 – Женщина за работой у ткацкого станка; группа осетин-мужчин за ритуальной трапезой; местные жители на фоне жилых построек. Включает 3 фотоотпечатка.

Тифлисская губ. [Так указано в описи, но З.П. Валаев не был в этой губернии. Скорее всего, фотографии сделаны во время его поездки к осетинам Терской обл. в 1906 г.]. Фотосъемка 1907 г. Осетины

 

Обращаем ваш внимание, что в последнее время участились случаи мошенничества, совершаемые с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

Обращаем ваше внимание, что билеты в Российский этнографический музей в сети Интернет можно приобрести только через официальный сайт музея www.ethnomuseum.ru . Просим вас быть очень внимательными, чтобы не стать жертвами мошенников.

Режим работы Музея в праздничные дни:
01 и 08 мая, 11 и 12 июня с 10.00 до 18.00, касса  до 17.00;
29 апреля, 09 мая Музей закрыт.


Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.