Купить билет

Собиратели

Васильев Борис Александрович

Васильев Борис Александрович

Васильев Борис Александрович.
Фотография в свободном доступе в интернете.

Автор: Т.Ю. Сем, научный сотрудник ведущей категории отдела этнографии Сибири и Дальнего Востока, кандидат исторических наук

Васильев Борис Александрович – известный советский литературовед, религиозный деятель, член общины и священник Катакомбной церкви, а также этнограф-сибиревед, антрополог, один из наиболее глубоких знатоков медвежьего праздника, собравший значительные коллекции по народам Амура, Приморья и Сахалина для Румянцевского музея (коллекции этнографического отдела Румянцевского музея позднее легли в основу открытого в 1924 г. Центрального музея народоведения в Москве).

Родился в Москве 17 февраля 1899 г. в семье врача. Учился в частной гимназии Адольфа на Арбате. В 1919 г. поступил в Московский университет на биологическое отделение физико-математического факультета. Б.А. Васильев был учеником Б.А. Куфтина и являлся представителем культурно-исторической школы в этнографии.

С 1925 г. работал в Москве в Этнографическом отделе Румянцевского музея  под руководством профессора Б.А. Куфтина в должности старшего помощника хранителя Сибирского отдела. В том же году участвовал в Восточно-Финской экспедиции. В 1927–1928 гг.во время работы в Тунгусской экспедиции посетил нанайцев Амура, нивхов Амура и Сахалина, орочей и удэгейцев Приморского края и ороков (уильта) Сахалина, собрал 836 предметов. Б.А. Васильев был единственным приглашённым к участию в ритуалах медвежьего праздника у орочей.

Борис Александрович собрал для Музея народоведения ценную коллекцию по этнографии орочей: 207 предметов, относящихся к охоте, рыболовству, жилищу, одежде, средствам передвижения, утвари, верованиям (в том числе медвежьему празднику) и шаманству. Этнографию нанайцев отражают 158 предметов. Они связаны с охотой, рыболовством, собирательством, табакокурением, воспитанием детей, шаманством; есть инструменты для обработки рыбьей кожи, выделки шкур; утварь, одежда, предметы культа, идолы. 138 вещей иллюстрируют быт, основные и подсобные занятия ороков: одежда, украшения, игрушки, утварь, предметы охоты и рыболовства, оленеводства, обработки дерева, части интерьера жилища ( покрышки на чум, спальные принадлежности), лечебные и промысловые амулеты и идолы, предметы медвежьего праздника. Нивхам принадлежат 285 предметов коллекции, относящихся к рыболовству и морскому промыслу, охоте, обработке дерева, жилищу, воспитанию детей, погребальному обряду, шаманскому и медвежьему культу, а также утварь, одежда, предметы шитья, украшение, образцы вышивок и орнаментов. По удэгейцам было собрано48 номеров коллекции, куда вошли предметы рыболовства, обработки кожи, утварь, одежда, украшение, шитье, игрушки, вещи, связанные с воспитанием детей, переносным жилищем и шаманизмом.

Этнографические коллекции Музея народоведения в 1948 г. вместе с архивом были переданы в ряд музеев Ленинграда: Музей истории религии, Музей антропологии и этнографии (МАЭ) РАН и Государственный музей этнографии (ныне Российский этнографический музей, РЭМ). Вещевые коллекции Б.А. Васильева в РЭМ составляют 836 номеров около 1000 предметов; фотоколлекция содержит 52 фотоотпечатка и 52 негатива по орочам, а в архиве содержатся тексты, посвящённые разным разделам материальной (охота, одежда, жилище) и духовной культуры (медвежий праздник, шаманство, календарный обряд унди) орочей. Эти коллекции Васильева представляют собой один из важнейших источников сведений о региональной этнографии пяти народов Дальнего Востока.

Б.А. Васильев был многогранной личностью. Наряду с научными штудиями он занимался духовными поисками. Еще в университетские годы Васильев вступил в общину Катакомбной церкви, возглавляемой о. Алексием и о. Сергием Мечевыми, прихожанином маросейской церкви Св. Николая; пел на клиросе. В 1929 г. вместе с другими членами общины Васильев был арестован и выслан в г. Шенкурск Архангельской обл. В 1938 г. он был рукоположен в священный сан, но жизненные обстоятельства не позволили открыто продолжать пастырское служение. В начале Великой отечественной войны был выслан в Кировскую обл. и в дальнейшем работал преподавателем в педагогических институтах гг. Калинин и Рязань, преподавал историю Древнего мира. С 1946 г. Борис Александрович Васильев возглавлял в Москве домашний религиозно-философский кружок и религиозную школу для детей. Одним из его учеников был Александр Мень. В эти годы Б.А. Васильев работал в Музее антропологии МГУ.

В 1946 г. защитил кандидатскую диссертацию, посвящённую проблеме медвежьего праздника у орочей, позже в журнале «Советская этнография» опубликовал очень ценную работу на ту же тему, расширив объект исследования до народов Амура. В это время Васильев работал в Москве в Институте этнографии АН СССР и одновременно сотрудничал с издательством «Советская энциклопедия», готовил к печати сибирский том издания «Народы мира».

Окончательно Васильев вернулся в Москву, когда был реабилитирован после смерти Сталина в 1953 г. С этого времени он заведовал Антропологическим музеем МГУ.

Протоирей о. Александр Мень вспоминал о нем: «Он был человеком не только глубокой веры, но и подлинным ученым, все интересующие его проблемы он исследовал обстоятельно, неторопливо, придерживаясь строго выверенных методов и фактов… Он считал, что религия и наука взаимодополняют друг друга».

В конце жизни Васильев увлекся литературным творчеством А.С.Пушкина и написал книгу «Духовный путь Пушкина», высоко оцененную пушкинистами и неоднократно переиздававшуюся.

Борис Александрович Васильев умер 17 ноября 1976 г. в Москве, где и похоронен на немецком кладбище «Введенские горы».

       

Архивные материалы

АРЭМ. Ф. 5. Оп. 1. Д. 63. 30 л. – Описание Б.А.Васильева по теме «Одежда орочей». 1927.
АРЭМ. Ф. 5. Оп. 1. Д. 64. 23 л .– Описание Б.А.Васильева по теме «Рыболовство и средства передвижения орочей». 1927.
АРЭМ. Ф 5. Оп. 1.Д. 65. 7 л. – Описание Б.А.Васильева по теме «Жилище орочей». 1927.
АРЭМ. Ф. 5. Оп. 1.Д. 66. 3 л.– Описание Б.А.Васильева по теме «Воспитание детей у орочей». 1927.
АРЭМ. Ф. 5. Оп. 1.Д. 67. 14 л. – Описание Б.А.Васильева по теме «Охота у орочей». 1927.
АРЭМ. Ф. 5. Оп. 1.Д. 68. 21 л. – Описание Б.А.Васильева по теме «Обрядовые праздники орочей». 1927.
АРЭМ. Ф. 5. Оп. 1.Д. 69. 33 л. – Описание Б.А.Васильева по теме «Шаманство орочей». 1927.
АРЭМ. Ф. 5. Оп. 4. Д. 293, 296–299. – Список коллекций Б.А. Васильева по гольдам (293 номера, р. Амур, 1927 г., 11 карточек, 11 л.); гилякам (296 номеров, о. Сахалин, 1928 г., 34 карточек, 34 л; 297 номеров, р. Амур, 115 карточек, 351 л.); орочам (298 номеров, г. Советская Гавань, 1927 г. 221 карточка, 24 л,), орокам (299 номеров, 1928 г. о. Сахалин, 87 карточек, 13 л).

            

Публикации

Научные издания

  1. Васильев Б.А. Основные черты этнографии ороков: Предварительный очерк по материалам экспедиции 1928 г. // Этнография. – 1929. – № 1. – С. 3–22.
  2. Васильев Б.А. Старинные способы охоты у приморских орочей // СЭ. – 1940.– № 3. – С. 161–171.
  3. Васильев Б.А. Медвежий праздник // СЭ. – 1948.– № 4. – С. 78–104.
  4. Левин М.Г., Васильев Б.А. Эвены // Народы Сибири / Под ред. М.Г.Левина, Л.П.Потапова. М.;Л.: АН СССР, 1956. – С. 772–775.

Литературные произведения

Васильев Б.А. Духовный путь А.С.Пушкина. – М.: Sam and Sam:1995. – 360 с.

             

Библиография

  1. Бычков С., Семенникова М. Мечевская община // Московский комсомолец. 1991. – 27 нояб.
  2. Бычков С.С. Российская церковная интеллигенция: противостояние тоталитаризму // Русское подвижничество. – М.: Наука, 1996. – С. 297–300.
  3. Сирина А.А., Давыдов В.Н. Этнограф Борис Александрович Васильев и его очерк «Пять дней среди орочей»: стратегии письма в советской этнографии // ЭО. – 2020.– № 5. – 5–22.

           

Коллекции

Нанайцы (гольды)

8761-9121-9136, 9140-9236, 9243-9244, 9248-9256, 9260-9359, 11266, 11285-11286, 11294, 11296. – Предметы и орудия охоты, рыболовства, собирательства, обработки кожи; предметы детского воспитания, музыкальный инструмент; предметы культа (идолы), шаманизма, медвежьего праздника; утварь и орнамент. Включает 127 предметов. Приморский край, р. Амур. Сбор 1927 г.

8762-17907–17909, 17946–17947, 17950–17951, 17953–17956, 17971, 17983, 18110, 18112, 18114, 18119–18120, 18138, 18171–18172, 18176, 18183–18192. – Одежда, вышивка, атрибуты табакокурения; утварь; предметы детского воспитания; культа, шаманизма. Включает 31 предмет. Приморский край, р. Амур. Сбор 1927 г.

Нивхи (гиляки)

8761-10501–10681, 10683, 10694, 10780. – Предметы и орудия рыболовства, морского промысла, охоты, обработки дерева; утварь, шитье; табакокурение, одежда, предметы детского воспитания, шаманского и медвежьего культа. Включает 183 предмета. О-в Сахалин и Амурский лиман. Сбор 1928 г.

8762-16544, 16547–16627, 16637, 16638, 16640, 16643–16661, 17235. – Одежда, украшение, предметы детского воспитания, вышивки, образцы орнамента; части жилище, утварь, предметы рыболовства; предметы и атрибуты шаманизма, медвежьего праздника, погребального культа. Включает 102 предмета. О-в Сахалин и Амурский лиман. Сбор 1928 г.

Орочи

8761-9753, 9755–9803, 9833, 9842. – Предметы детского воспитания, атрибуты культа, шаманизма, медвежьего праздника; идолы. Приморский край, г. Советская Гавань, р. Тумнин, сс. Хуту Дата, Уська. Сбор 1927 г.

8761-15833–15835, 15871–15875. – Части жилища, предметы культа. Включает 59 предметов. Приморский край, г. Советская Гавань, р. Тумнин, сс. Хуту Дата, Уська. Сбор 1927 г.

8762-1862–18318, 18321, 18448–18468, 18478–18491. – Предметы и атрибуты шаманизма, предметы погребального обряда. Включает 23 предмета. Приморский край, г. Советская Гавань, р. Тумнин, сс. Хуту Дата, Уська. Сбор 1927 г.

8762-18287, 18290–18292,18294, 18298–18299, 18301, 18304, 18307–18310, 18312–18315, 18319–18322, 18325–18326, 18330, 18332, 18334–18340, 18342–18343, 18345/1-2, 18347/1,2- 18348/1,2, 18350 /1,2, 18354 /1-2,18356 /1,2–18360 /1,2, 18368 /1,2 –18369/1,2, 18373 /1-2, 18375/1-2 – 18376 /1-2, 18378 /1-2, 18384 /1-2–18386, 18389, 18393–18402, 18404–18405, 18407–18412, 18417, 18420 а,б, 18424, 18426, 18428–18432, 18435–18438, 18440–18441, 18443, 18446–18454, 18456–18460, 18462–18464, 18467, 18472–18482, 18486–18489, 18493–18495. – Одежда, куклы, атрибуты погребального обряда. Включает 143 предмета. Приморский край, г. СоветскаяГавань, р. Тумнин, сс. Хуту Дата, Уська. Сбор 1927 г.

Уильта (ороки)

8761-7991–8050. – Предметы рыболовства, морского промысла, оленеводства, обработки кожи, дерева; предметы культа; утварь. Включает 59 предметов. О-в Сахалин. Сбор 1928 г.

8762-18194–18223, 18254–18285,18617–18619. – Одежда, украшение, игрушки, утварь, предметы оленеводства, охоты, лечебные и промысловые амулеты, атрибуты медвежьего праздника; части  жилища. Включает 73 предмета. О-в Сахалин. Сбор 1928 г.

8761-11430,11431, 11443, 11451,11452, 11461.– Предметы охоты, рыболовства, оленеводства, утварь. Включает 6 предметов. О-в Сахалин. Сбор 1928 г.

Удэгейцы

8761–9851, 9854-9866, 11440, 11464, 15831, 15862. – Предметы рыболовства, обработки кожи, утварь, предметы детского воспитания; предметы и атрибуты культа, шаманизма, части жилища.

8762-18564, 18566, 18568, 18570, 18573-18600.– Одежда, орнамент, украшение, шитье, предметы культа, игрушки, утварь, жилище, шаманство. Включает 48 предметов. Приморский край. Сбор 1927 г.

Фотоколлекция

8764-18542–18627. – Типажи, одежда, жилище, кузнечество, свадебный обряд, средства передвижения, рыболовство, охота, шаманство, медвежий праздник, погребальный обряд. Включает 52 фотоотпечатка, 52негатива. Фотосъемка 1927–1928 гг. Приморский край, г. Советская Гавань, с. Хуту Дата. Орочи.

Режим работы Музея в праздничные дни:

01 и 08 мая, 11 и 12 июня с 10.00 до 18.00, касса  до 17.00;
29 апреля, 09 мая Музей закрыт.

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.