Купить билет

Собиратели

Высоцкий Александр Михайлович

Высоцкий Александр Михайлович

Высоцкий Александр Михайлович. 1909 г.
РГИА Ф. 789. Оп. 1. Д. 201. Л. 6.

Автор: Холодная В.Г., научный сотрудник высшей категории, кандидат исторических наук

Высоцкий Александр Михайлович – художник, преподаватель рисования – сотрудничал с Этнографическим отделом Русского музея в 1907 и 1908 гг. По поручению музея в ходе поездок в Подольскую, Киевскую и Воронежскую губ. им было приобретено 598 предметов (сохранилось 535, включая фото и негативы), зарегистрированных в 7 коллекций.

А.М. Высоцкий родился 13 августа 1880 г. в слободе Ровеньки Острогожского у. Воронежской губ. в семье наставника Ровенского земского училища (в дальнейшем священника церкви с. Воронежской Лозовки Задонского у.) Михаила Павловича Высоцкого, происходившего из потомственных священнослужителей. При крещении в местной Николаевской церкви, произошедшем 15 августа, восприемниками его были проводивший обряд священник Митрофан Никифорович Тодорский и бабушка со стороны отца, жена священника Павла Александровича Высоцкого, Александра Прокопьевна. Как и полагалось выходцу из церковного круга, Александр закончил духовное училище в уездном городе Задонске и в 1898 г. поступил в Воронежскую духовную семинарию. Учился он в целом неплохо, отличался примерным поведением, наибольшие успехи показывал в математических науках, богословии и церковном пении, но самые высокие оценки получал по предмету «иконописание». Это, видимо, повлияло на выбор им дальнейшего жизненного пути. Не окончив полный курс семинарии, за два года до выпуска, уже будучи переведенным в пятый класс, в июне 1902 г. А.М. Высоцкий отчислился по личному прошению.

В 1907 г. он уже проживал в Санкт-Петербурге. В письмах Н.М. Могилянскому, направленных из Подольской губ., где он находился по поручению Этнографического отдела (ЭО), А.М. Высоцкий называет себя художником, отмечая в этой связи важность летних месяцев как времени для написания обязательных этюдов. В этот период он готовился к поступлению в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств, в которое так и не поступил, не набрав надлежащего бала на экзаменах. В сентябре 1909 г. на педагогических курсах при Академии, где готовили преподавателей рисования для учебных заведений империи, проходили двухнедельные экзаменационные испытания, которые А.М. Высоцкий успешно выдержал и удостоился права преподавания в низших учебных заведениях. Свидетельство об этом было выдано ему 28.10.1909 г. На протяжении полугода А.М. Высоцкий пытался найти место преподавателя в Санкт-Петербурге. С этой целью он подал прошение в Канцелярию Комиссии по народному образованию при Санкт-Петербургской городской думе. Однако по непонятным причинам выдача свидетельства задержалась, его смогли переправить из Канцелярии Академии художеств в Комиссию по народному образованию только в марте 1910 г. К этому времени А.М. Высоцкий уже уехал из столицы. В очередном его прошении о пересылке свидетельства от 22 февраля 1910 г. в качестве обратного адреса указано с. Воскресенск Сычевского у. Смоленской губ. Как сложилась его дальнейшая судьба неизвестно, но с 1913 до 1915 г. имя «А.М. Высоцкий» встречается в справочниках «Весь С-Петербург» (после 1914 – «Весь Петроград»).

Деятельность на поприще этнографии началась для А.В. Высоцкого в 1907 г., когда он был утвержден Советом Этнографического отдела Русского музея в качестве собирателя коллекций у украинского населения Уманского у. Киевской губ. и молдавского – Ольгопольского у. Подольской губ. На эти цели в мае того же года ему было ассигновано 400 руб. При получении удостоверения 8 мая собиратель выехал на юг. Пробыв в разъездах почти полтора месяца и остановившись по личным делам в Смоленске, 27 июня он отправил оттуда сначала два ящика с 117 предметами из с. Подоймица Ольгопольского у., а на следующий день – ящик с 34 предметами, собранными в с. Ропотуха Уманского у. В начале августа им был послан в ЭО краткий финансовый отчет, а также письмо, адресованное хранителю Н.М. Могилянскому, с описанием прохождения командировки и характеристикой отдельных собранных им предметов. Он писал: «Вы смотрели уже мои материалы? Как вы их находите? Мне кажется, что я все-таки кое в чем успел? У меня есть документы из очень интимной жизни крестьянского быта: например, свадебные венчики, что зашивают сейчас же после венца в подушку, где они и лежат потом всю жизнь, оберегая счастье супружеского ложа». Собиратель также упоминал об удививших его архаических моментах молдавских похорон, обычаях, свидетелем которых ему довелось быть, а также существующих приметах. Всю эту информацию он обещал представить в полном отчете осенью, но, к сожалению, в Архиве РЭМ отчет отсутствует и, возможно, так и не был написан.

Вещи, приобретенные в Уманском у., впоследствии составили кол. № 886. Изначально в ней было зарегистрировано 56 ед. хр. – ковры, головные уборы, одежда, образцы вышивки и пр. Среди них особый интерес представляет старинный украинский килим, на котором имеется дата создания – 1821 г.

Эстетика предметов ковроткачества и важность их в представлениях о достатке и благополучии (в частности у молдаван) была особо отмечена собирателем. О своей покупке станка, на котором изготавливались килимы, он писал: «… Уж очень интересно мне показалось, как на такой ужасной машине выделывают такие красивые ковры». При этом им было замечено, что в его сборе ковры – самые дорогие вещи.

Вещевую коллекцию сопровождали фотографии (34 снимка), зарегистрированные под коллекционным № 1289. Они фиксировали способы ношения одежды, жилища, орудия труда. В письме к хранителю А.М. Высоцкий отмечал, что в виду сложностей транспортировки и ограниченности в средствах вынужден собирать только текстиль, хотя ему встречались интересные и, с его точки зрения, «архаические» орудия труда, например, ручные жернова и ножная ступа, которые он сфотографировал, отметив, что сможет приобрести их и выслать, если музей даст на это согласие.

В Ольгопольском у. у молдаван была приобретена коллекция, зарегистрированная в дальнейшем под № 1204. Изначально в ней было 198 ед.хр. Ее также, в основном, составляют предметы костюма (головные уборы, украшения, мужская и женская поясная и плечевая одежда) и декорированный текстиль (ковры, полотенца, покрывала, скатерти, салфетки), подобранные с большим вкусом. Небольшую, но интересную группу предметов представляют атрибуты свадебной обрядности (венок, свадебное знамя). Некоторые моменты молдавской свадьбы были зафиксированы собирателем и вошли в состав фотоколлекции № 1290, включающей 15 снимков. Здесь же, в с. Подоймица, был приобретен станок для ковроткачества.

В том же письме А.М. Высоцкий сообщал, что в первой половине августа выезжает из Смоленска на родину – в Острогожский у. Воронежской губ., который не менее богат материалом и при этом хорошо ему известен, что позволило бы собрать хорошую коллекцию предметов, если музей готов выделить на это дополнительные средства. Согласие Совета этнографического отдела было получено, но поездку запланировали на следующий год.

Весной 1908 г. собирателю было ассигновано 300 руб. В конце мая – начале июня в музей из Воронежа поступили предметы по русской и украинской этнографии, собранные в Задонском, Землянском и Острогожском у. Основная масса русских вещей (150) была приобретена в богатом торговом с.Воробьевка Воронежско-Лозовской вол. Задонского у., меньшая часть – в с. Конь-Колодезь Хлевенской вол. того же уезда. Коллекция (№ 1365) насчитывала изначально 165 предметов. Это головные уборы, шейные украшения, мужская и женская одежда (душегрейки, юбки, поневы, шушпаны, рубахи и т.д.), текстиль (скатерти, полотенца, покрывала, образцы набойки), предметы, связанные с пчеловодством, и резная деревянная утварь. Последняя являлась результатом существовавшего в данной местности самобытного кустарного производства, в рамках которого изготавливались также средства передвижения, в частности тарантасы. Примером его могут служить и привезенные собирателем украшенные резьбой салазки. Там же было сделано 36 фотоснимков (Кол. 3159).

В уездах Землянском (с. Ендовище) и Острогожском (слобода Нагольное Ровеньской вол.) было собрано 67 украинских предметов (кол. № 1366): элементы костюма, текстиль, украшения. В числе последних дукач, относящийся к самобытному воронежскому типу «панагiек», получившему распространение среди украинского населения Воронежской губ. не ранее 30-х годов ХIХ в. Он состоит из латунного медальона с просечной накладкой, воспроизводящей сюжет Тайной Вечери, встречающийся на немецких медалях XVI в. Литой подвес медальона с многочисленными кастами со вставками разноцветных стекол выполнен в свойственной дукачам Слобожанщины барочной стилистике в виде двойного банта из тонкой ленты, концы которой стилизованы под листья аканта с соцветиями. На обратной стороне «банта» припаяна плоская широкая петля для крепления дукача к «монисту» – длинной низке крупных стеклянных граненых бус зеленого и темно-красного цвета, которая должна была несколько раз обвивать шею. Подобные дукачи изготавливались в нескольких ремесленных центрах Воронежской губ. из золоченой меди или латуни и отличались сравнительно большим размером медальона. Наиболее ранние из бытовавших на них сюжетов – Благовещение, Тайная Вечеря и Воскресение Господне – восходят к старинным «панским» дукачам, воспроизводившим западноевропейские медали. Название «панагiйка» носило исключительно местный характер и, по-видимому, произошло от панагии (образа, носимого архиереями на груди).

Точная дата смерти А.М. Высоцкого не установлена.

Все вещи, приобретенные А.М. Высоцким для музея, интересные, яркие и демонстрируют хороший вкус. Они не только несут информацию о материальной культуре народа, но и очень интерактивны. Взгляд художника заметен и в сопровождающих вещевые коллекции фотографических снимках. Любознательность собирателя, внимание к нюансам традиционной культуры способствовали также приобретению семантически наполненных предметов, игравших важную роль в ритуале. К сожалению, нехватка средств и времени не дали ему возможности реализовать некоторые первоначальные задумки (например, собирать костюм в его развитии, в поступательности его изменений), ограничив круг приобретения случайными или казавшимися необходимыми вещами. Отсутствие полного отчета, развернутых аннотаций к предметам также вызывает сожаление.

Архивные материалы

АРЭМ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 89. – Переписка с А.М. Высоцким о собирании этнографических материалов для музея в Воронежской, Киевской и Подольской губ.; описи этнографических материалов.
РГИА. Ф. 789. Оп. 1. 1909 г. Д. 201. – Личное дело Высоцкого Александра Михайловича.
РГИА. Ф. 789. Оп. 13. 1908 г. Д. 45. С. 47-51. - Дело Академии художеств по ходатайствам частных лиц об удостоении их права преподавать рисование, черчение и чистописание в учебных заведениях.

Коллекции

Молдаване

№ 1204. – Головные уборы, украшения, мужская и женская поясная и плечевая одежда, ковры, полотенца, покрывала, скатерти, салфетки, образцы ткани, атрибуты свадебной обрядности, части ткацкого стана. Включает 153 предметов. Подольская губ., Ольгопольский у. с. Подоймица. Сбор 1907 г. Молдаване

Русские

№ 1365. – Головные уборы, шейные украшения, мужская и женская одежда (душегрейки, юбки, поневы, шушпаны, рубахи и т.д.), скатерти, полотенца, покрывала, образцы набойки, предметы, связанные с пчеловодством, резная деревянная утварь и предметы быта (солонки, ковши, миски, ложки, рубеля, доски для прялок, божнички, наличник). Включает 159 предметов. Воронежская губ., Задонский у., Воронежско-Лозовская вол., с. Воробьевка; Хлевенская вол., с. Конь-Колодезь. Сбор 1908 г. Русские

Украинцы

№ 886. – Ковры, головные уборы, одежда, образцы вышивки, полотенца, образцы ниток, пряжи, веретено и пр. Включает 49 предметов. Киевская губ., Уманский у., с. Ропотуха. Сбор 1907 г. Украинцы

№ 1366. – Головные уборы, украшения, одежда мужская и женская, пояса обувь, скатерти, полотенца, музыкальный инструмент. Включает 57 предметов. Воронежская губ., Землянский у. (с. Ендовище), Острогожский у. (с. Нагольное). Сбор 1908 г. Украинцы

Фотоколлекции

Молдаване

№ 1290. – Типы населения, свадьба (гости и музыканты на свадьбе, свахи со свадебными калачами); виды поселения; интерьер дома (колыбель, печь); кузница. 

Русские

№ 3159. – Типы населения в летней праздничной, повседневной и рабочей одежде; семья за обедом; обед в поле; трудовые процессы (женщина за ткацким станом, резчики по дереву, пилка бревен, пахота, молотьба, дойка, пастьба); печь; похороны, святое место (пещера отшельника). Включает 36 фотоотпечатков, 20 негативов. Воронежская губ., Задонский и Землянский у. Фотосъемка 1908 г. Русские

Украинцы

№ 1289. – Вид села; типы населения; способы ношения одежды; свадьба; жилище, орудия труда (плуг, ручные жернова, ножная ступа), трудовые процессы (рыхление земли, обработка конопли, прядение, сматывание ниток, снование основы, ткачество, строительство хаты, церкви); ярмарка, нищие. Включает 34 фотоотпечатка, 2 негатива. Киевская губ., Уманский у., с. Ропотуха. Фотосъемка 1907 г. Украинцы

Режим работы Музея в праздничные дни:

01 и 08 мая, 11 и 12 июня с 10.00 до 18.00, касса  до 17.00;
29 апреля, 09 мая Музей закрыт.

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.