Отделы

Отдел этнографии русского народа
Отдел этнографии народов Белоруссии, Украины, Молдавии
Отдел этнографии народов Северо-Запада и Прибалтики
Отдел Этнографии народов Поволжья и Приуралья
Отдел этнографии народов Сибири и Дальнего Востока

Заведующий: Баранов Дмитрий Александрович, кандидат исторических наук
контактные телефоны : (812) 570-58-01

Научная проблематика ↓
История отдела ↓
Фонды отдела ↓
Публикации отдела ↓

 

Научная проблематика

Отдел занимается изучением традиционной культуры русского народа в период с ХУIII по ХХ в. включительно. Более ранний, чем ХУIII в., этап ее развития в исследовательской деятельности отдела специально не затрагивается, но материалы, характеризующие культуру Х - ХУII включаются в отдельные работы, где необходим диахронный анализ культурного явления. Изучение традиционной культуры идет в плане исследования специфических и универсальных ее черт как в материальной, так и духовной сфере. Основное внимание направлено на изучение отдельных компонентов системы жизнеобеспечения русского народа, прежде всего одежды и связанных с ней видов деятельности: ткачества, вышивания, кружевоплетения, работ с бисером и жемчугом, а также на исследование компонентов соционормативной культуры, в первую очередь праздников и обрядов.

Важным направлением исследовательской работы отдела является постановка и решение гендерных проблем и проблем социовозрастных групп. 
Это направление, новое для российской этнографии и музейной науки, в плане работы с русским материалом очень перспективно. Русская традиционная культура, мало изученная с позиций женское-мужское, старое-молодое дает большие возможности для изучений такого рода.

Одним из интересных и также сравнительно новых направлений работы отдела является изучение традиционных для русских форм религий: православия и дохристианских верований. Религия изучается как часть культуры русского народа, как важнейший фактор его духовной жизни. В отделе изучается вклад православия в духовные основы русской культуры, исследуются способы принятия и усвоения идей православия в русской народной среде, исследуется простонародная форма православия так называемое народное православие, влияние православия на народную космологию, обряды жизненного цикла, народный календарь. Кроме того изучается межконфессиональное взаимодействие в среде русского народа: православные и старообрядцы.

Важным направлением исследовательской деятельности отдела является изучение собрания вещевых памятников культуры. Оно происходит в нескольких аспектах: 1) источниковедческом, при котором изучается все вещевое собрание или отдельные его коллекции с целью выявления научной и экспозиционно-выставочной ценности; 2) вещеведческом, при котором каждая отдельно взятая вещь исследуется как предмет материального мира, т.е. изучается вещество, материал, форма, покрой, техника, технология; 3) этносемиотическом, т.е. в плане рассмотрения ее семантики и функций в конкретном этнокультурном пространстве.

в начало страницы ↑

История отдела 

Изучение этнографии русского народа в музее началось с первого дня работы Этнографического отдела Русского музея имп. Александра 111 в января 1902 года. Исследования велись по всей стране и возглавлялись хранителями -кураторами всех территорий, на которые было разделено пространство Российской империи для более удобного изучения этнографии ее народов. Основная работа музея в области этнографии русского народа с момента открытия его штатов и до начала 20-ыхг годов ХХ в. состояла в формировании вещевого и фотоиллюстративного собрания памятников русской культуры. Она осуществлялась хранителями музея Е.А. Ляцким, Н.М. Могилянским, Д.А .Клеменцем, а с 1910 и Б.Ф.Адлером, через руководимую ими сеть корреспондентов, а также путем покупки у коллекционеров и на выставках. В 1921 в связи с реорганизацией музея этнографическое изучение русского народа было сосредоточено в рамках отделения русско-финской этнографии, возглавлявшегося вплоть до декабря 1930 года Д.А. Золотаревым, одним из известных в России этнографов и антропологов. В 20-ые годы в отделении шла большая экспедиционная и экспозиционная работа. В 1921г. открылась выставка: " Быт современной русской и карельской деревни", а в 1923 году постоянная экспозиция по русской культуре. Наряду с этим на протяжении всего десятилетия русская традиционная культура находила свое отражение во временных выставках, среди которых особенно интересными считались выставки по итогам экспедиционных работ. Большой популярностью среди посетителей пользовалась также выставка "Сельскохозяйственные культы восточных славян" 1927 - 1929 гг.

Полевая работа проводилась на территории Русского Севера, Верхней Волги, и в южных губерниях Европейской России. Одной из наиболее ярких и интересных экспедиций этого времени была комплексная экспедиция по изучению русского и финноязычного населения Верхней Волги - "Верхневолжская этнологическая экспедиция",\ 1921 - 1925 \ , руководимая Д.А. Золотаревым. В 30ые годы ХХ в. в музее неоднократно проводилась административная реорганизация, в результате которой научные сотрудники, занимавшиеся изучением русского народа, работали в структурном подразделении, постоянно менявшим свое название: Первое отделение, Отдел Русские, Отдел РСФСР, Отдел восточных славян. Возглавляла работу по этнографии русского народа в этот период времени Н.П. Гринкова. Экспозиционная работа в эти годы шла довольно сложно. В 1933 году была закрыта экспозиция 20ых годов, как не отвечавшая новым задачам музея и этнографической науки. В 1936 году вместо нее была создана экспозиция " "Русское население черноземных областей". Памятники русской культуры были включены также в выставку " Карелия и Кольский полуостров", открытую в 1935 году и в экспозицию 1938 года " История СССР ХУIII в." Экспедиционная работа в эти годы шла очень вяло и была полностью подчинена задачам экспозиционной работы.

Исследовательская работа состояла в разработке тематико-экспозиционных планов, изучении пережитков первобытно- общинного строя в традиционной культуре русского народа, а также в исследований тех изменений, которые произошли в быту народа за годы Советской власти. 
Перед Великой Отечественной войной русский отдел как самостоятельное подразделение перестал существовать, слившись в один отдел восточных славян с отделом Украины. В рамках этого отдела изучение этнографии русского народа продолжалось до 1952 года. Затем русская этнография была выделена для изучения в самостоятельный русский отдел, который просуществовал до 1985 года, пока опять не превратился в отдел этнографии восточных славян. 1997 году из состава отдела восточных славян был выделен отдел этнографии русского народа.

В послевоенный период работа по изучению русского народа шла под руководством сначала Н.П. Гринковой, затем В.И. Герасимовой, И.И. Барановой, а с 1977 года возглавляется И.И. Шангиной. За эти годы были созданы две экспозиции, посвященные русскому народу. Строительство первой экспозиции " Русские. КонецХ1Х -нач. ХХ вв." было начато в 1956году, закончено в 1960. Вторая экспозиция строилась в 80ые годы ХХ вв. Кроме того русские экспонаты использовались на многих постоянных экспозициях обобщенного типа, таких как "Искусство РСФСР", "Современная народная одежда и жилище" и др. Полевая работа шла довольно активно. В 50-70-ые годы она была ориентирована на сбор вещевых и фотоиллюстративных памятников для строящихся экспозиций . С конца 70ых по начало 90ых годов основной целью экспедиций был сбор памятников традиционной культуры для пополнения коллекционного собрания музея. Параллельно с этим собиралась информация о современном состоянии русской традиционной культуры. Экспедиции проводились сначала в южнорусских областях, а затем в Пермской и Кировской области. В 90ые годы основной целью экспедиций стал сбор информации по традиционной культуре русского народа. На территории центральных и северо-западных областей Европейской России.

Исследовательская работа в области этнографии особенно активно стала развиваться в отделе с середины 80ых годов ХХ в.

в начало страницы ↑

Фонды отдела

обрание вещевых памятников культуры русского народа насчитывает 100000 экспонатов, фотоколлекции 10000 негативов и отпечатков, иллюстративный фонд - около1000.

Все экспонаты, хранящиеся в русском фонде музея, представляют собой памятники традиционной культуры русского народа, датируемые Х1Х - первой трети ХХ в. 
Среди них основную массу составляют предметы крестьянского быта, так как в этот период времени именно крестьянство было основным носителем традиции. Однако русском собрании музея есть также и предметы традиционного бытового уклада купечества и городских ремесленников. Вещевой фонд музея содержит также памятники русской культуры ХУII - ХУIII вв. Многие из них представлены уникальными образцами. Кроме того в собрании музея имеются и вещи, изготовленные во второй половине ХХ в Собрание музея скомплектовано таким образом, что дает достаточно полное представление о всех сторонах традиционного быта русского народа.

В него включены экспонаты, характеризующие земледелие - основное занятие русского народа, скотоводство, все характерные для русских промыслы и ремесла, одежду, жилище, праздничную и обрядовую стороны жизни людей Собрание негативов по русской культуре составлялась на протяжении более ста лет. В музее имеется большое количество фотографий второй половины ХIХ в, а также множество снимков, сделанных в наши дни. Большая часть негативов была выполнена сотрудниками музея во время экспедиций, но имеются и работы профессиональных фотографов. Собрание фотонегативов и отпечатков, как и вещевое собрание отражает особенности традиционного бытового уклада русского народа достаточно полно, во всех его проявлениях.

Иллюстративный фонд музея включает в себя, в основном этнографические рисунки, сделанные во время экспедиций художниками и сотрудниками музея. Наиболее интересными среди них являются рисунки, выполненные во время Верхневолжской этнологической экспедиции 1921 -1925 гг.

в начало страницы ↑

Публикации отдела

Шангина И.И.   

  • Шангина И.И.Еврейские коллекции в собрании ГМЭ народов СССР. Печатн. Советише геймлан. 1970, N 1. 0,5/1 п.л. Зязева Л.К.
  • Шангина И.И. Роль полотенца в погребальной и поминальной обрядности русских крестьян XIX в. Печатн. Тезисы докладов Всесоюзной научной сессии, посвященной итогам полевых работ. Тбилиси, 1971. 0,2 п.л.
  • Шангина И.И. Изображение коня и птицы в русской крестьянской вышивке XIX - нач. XX в. Печатн. СЭ, 1972, N 3. 0,5 п.л.
  • Шангина И.И. Русская народная вышивка. Буклет. Печатн. Л., 1972. 0,2 п.л.
  • Шангина И.И. Геометрический орнамент вышивки русского населения Калининской области. Печатн. Тезисы докладов научной конференции "Проблемы изучения народного искусства". Л., 1972. 0,2 п.л.
  • Шангина И.И. Полотенца в обрядовой жизни русского народа. Печатн. Этнография. Будапешт, 1975. 1 п.л. На венг.языке
  • Шангина И.И. Образы русской народной вышивки на обрядовых полотенцах русских крестьян. Печатн. Л., 1975. 1,5 п.л.
  • Шангина И.И. Этнокультурные связи русского и финно-угорских народов по данным народной вышивки. Печатн. Материалы финно-угорского конгресса в Турку. Турку, 1975. 0,4 п.л.
  • Шангина И.И. Геометрический орнамент вышивки на полотенцах русского крестьянского населения Тверской области. Печатн. СГРМ. 1976, Вып.XI. 0,5 п.л.
  • Шангина И.И. К вопросу о пережитках древних верований в быту русских крестьян XIX в. Печатн. Этнография народов Восточной Европы. Сб. ГО СССР. Л., 1977. 0,5 п.л.
  • Шангина И.И. Коротко об экспедициях. Экспедиция ГМЭ на Алтай. Печатн. СЭ. 1977, N 4. 0,3 п.л.
  • Шангина И.И. Отражение культурно-исторических связей русского и финноязычного населения Севера в русской народной вышивке. Печатн. Вопросы     угроведения. Тезисы докладов. Сыктывкар, 1979. Вып.2.
  • Шангина И.И. К вопросу о научном описании образцов русской крестьянской вышивки XVIII-XIX в. Печатн. Тр.НИИК, 1980. Вып.90. 0,5 п.л.
  • Шангина И.И. Русские сельскохозяйственные орудия: Каталог коллекций ГМЭ. Печатн. Л., 1981. 2 п.л.
  • Шангина И.И. Народные промыслы Ленинградской области: Каталог коллекций ГМЭ. Печатн. Л., 1984. 1,5/3 п.л. Горб Д.А.
  • Шангина И.И. Обрядовая одежда восточнославянских народов в собрании ГМЭ народов СССР. Печатн. Приложение к: Маслова Г.С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обрядах XIX в. М., 1984. 5 п.л.
  • Шангина И.И. Д.А.Золотарев. К 100-летию со дня рождения. Печатн. СЭ, 1985, N 6. 1 п.л.
  • Шангина И.И. Д.А.Золотарев и его деятельность в этнографическом музее. Печатн. Промыслы и ремесла народов СССР. Сб. Л., 1986. 0,5 п.л.
  • Шангина И.И. Традиционные орудия прядения и ткачества русской деревни в собрании РЭМ. Печатн. Промыслы и ремесла народов СССР. Сб. Л., 1986. 0,2/0,5 п.л. Плужникова Г.А.
  • Шангина И.И. Женская и девичья одежда Холмогорского края. Печатн. Холомогоры -центр художественной культуры Русского Севера. Архангельск, 19870,5 п.л.
  • Шангина И.И. Комплектование коллекций по традиционной культуре локальных групп русского народа в 1920-е годы. Печатн. Субэтносы в СССР. Л., 1987. 0,5 п.л.
  • Шангина И.И. Концепция комплектования музейных этнографических собраний первых лет Советской власти. Печатн. Проблемы общей этнографии м музее-фикации. Тезисы докладов. Л., 1987. 0,2 п.л.
  • Шангина И.И. Этнографические музеи Ленинграда в первые годы Советской власти. Печатн. СЭ. 1987, N 5. 1 п.л.
  • Шангина И.И. Полевая работа музейного этнографа. К вопросу о задачах и методах работы музейного этнографа. Печатн. Тезисы докладов Всесоюзной     научной конференции "Этнографическая наука и пропаганда этногра- фических знаний". Омск, 1987. 0,2 п.л.
  • Шангина И.И .Атрибуция русских парчовых платков из собрания РЭМ. Печатн. Проблемы комплектования, научного описания и атрибуции этнографи ческих памятников. Л., 1987. 0,5 п.л.
  • Шангина И.И. Этнографические музеи Ленинграда на рубеже 20-30-х годов XX в. Печатн. СЭ. 1991, N 2. 1 п.л.
  • Шангина И.И. Этнографические музеи Ленинграда и Москвы на рубеже 20-30-х годов XX в. Печатн. Музей и власть. М., 1991. Ч.2. 1 п.л.
  • Шангина И.И. Верхневолжская этнологическая экспедиция. 1921-1925. Печатн. Памятники истории и культуры Верхнего Поволжья: Материалы конференции. Нижний Новгород, 1991. 0,5 п.л.
  • Шангина И.И. Русские. Печатн. Мы живем на одной земле: Население Петербурга и Ленинградской обл. СПб., 1992. 1,5 п.л.
  • Шангина И.И. Концепции комплектования музейных этнографических собраний. Печатн. Из истории формирования этнографических коллекций в музеях России. СПб., 1992. 0,5 п.л.
  • Шангина И.И.  Программа для этнографических экспедиций школьных кружков. Печатн. М., 1992. 2 п.л.
  • Шангина И.И. 90 лет Российскому этнографическому музею. Печатн. ЭО, 1993, N 1. 1 п.л.
  • Шангина И.И. Дашковский этнографический музей: начало жизни фонда русских этнографических памятников. Печатн. Музей в современной культуре. СПб., 1993. 0,2 п.л.
  • Шангина И.И. Русский фонд этнографических музеев Москвы и Санкт-Петербурга. История и проблемы комплектования. Печатн. СПб., 1994. 12 п.л.
  • Шангина И.И. Программа курса "Русская традиционная культура". Печатн. Программа курсов по истории, философии и педагогике. СПб., 1994.1 п.л.
  • Шангина И.И. Традиционная культура русского населения Ярославского края в 30-е годы XX в. Печатн. Памятники истории, природы и культуры Европейской России. Тезисы докладов V Всероссийской научной конференции. Нижний Новгород, 1994. 0,4 п.л.
  •  Шангина И.И. Женский свадебный костюм из Сольвычегодска. Печатн. Славяно- русские древности. СПб., 1995. Вып.3. 1 п.л.
  •  Шангина И.И. Некоторые аспекты этнографического образования музейными средствами. Печатн. Международный музейно-педагогический семинар "Здравствуй, музей". СПб., 1995. 0,2 п.л.
  •  Шангина И.И. Коллекция русских святочных масок в РЭМ. Печатн. ЖС, 1995, N 2. 0,5 п.л.
  •  Шангина И.И.  Н.И.Лебедева и полевая этнография 1920-х гг. Печатн. Этнография и фольклор Рязанского края. Первые Лебедевские чтения. Рязань, 1996. 0,5 п.л.
  • Шангина И.И. Традиционная культура русского народа. Определение понятия. Печатн. Русская культура и образование. Материалы и разработки по философии и педагогике. СПб., Вып. VII. 0,2 п.л.
  • Шангина И.И. Полевая работа РЭМ в Кировской области. Печатн. Традиционная народная культура населения Урала: Материалы международной научно-практической конференции. Пермь, 1997. 0,4 п.л.
  • Шангина И.И. Русские традиционные праздники. Печатн. СПб., 1997. 10 п.л.
  • Шангина И.И.Праздничная и обрядовая жизнь русского народа. Новая экспозиция РЭМ. Печатн. ЖС, 1997, N 1. 0,5 п.л.
  • Шангина И.И. А.Чесняков - святой человек кологривских крестьян. Печатн.ЖС, 1997, N 3. 0,5 п.л.
  • Шангина И.И.  Этнографические музеи России. Печатн. Этнология Франции. Россия. Париж, 1997. 1,5 п.л. На франц.языке.
  • Шангина И.И. Ф.К.Волков и антропологическая школа в этнографии. Печатн. Традиции отечественной палеоэтнологии. СПб., 1997. 0,2 п.л.
  • Шангина И.И. Русский традиционный костюм. Энциклопедия. Печатн. СПб., 1998.30/40 п.л. Соснина Н.Н.
  • Шангина И.И. Д.А.Клеменц - первый директор Российского этнографического музея.Печатн. Пигмалион музейного дела. К юбилею Д.А.Клеменца. 1 п.л.
  • Шангина И.И. М.И.Артамонов. Первый шаг в науку. Печатн. Сб. памяти М.И.Артамонова. СПб., 1998. 0,5 п.л.
  • Шангина И.И. Русская изба. Энциклопедический справочник. Печатн. СПб., 1999.10/40 п.л. Авторский коллектив.
  • Шангина И.И. Понедельник. Печатн. Время и календарь. 1999. 0,5 п.л.
  • Шангина И.И. Русские дети и их игры. Печатн. СПб., 2000. 19 п.л.

Баранова О.Г.

  • Баранова О.Г. Рождественско-святочная обрядность русского населения Вятского края (XIX-XX вв.) // Малые города России. Культура. Традиции. Материалы научно-практической конференции "Да возвеличится Россия!" Статья.  М., СПб. 1994. С. 127-130
  • Баранова О.Г.  Календарные праздники и обряды русского населения Вятского края (20-30е и 80-90е годы XX в.) // Историческая этнография. Русский Север и Ингерманландия. Вып. 5. Статья.  СПб, 1997. С. 143-152.
  • Баранова О.Г.  Святой источник близ д. Сорокопенко // София. №3. Статья.  1998. С. 22.
  • Баранова О.Г.  Христианская символика праздничных дат на русских деревянных календарях - святцах // Церковная археология. Вып. 4. Материалы II Всероссийской церковно-археологической конференции, посвящённой 150-летию со дня рождения Н.В. Покровского (1848-1917). Статья.  СПб, 1998. С. 25-27.
  • Баранова О.Г.  Русские деревянные календари в собрании РЭМ // ЖС. №3. Статья.  1998. С. 25-28.
  • Баранова О.Г. Святые ключики Пестовского района // София. №1. Статья.  1999. С. 24-26.
  • Баранова О.Г.  Визуально-знаковый праздничный ряд на русских деревянных календарях - святцах // III Конгресс этнографов и антропологов России. Тезисы докладов.  М., 1999. С. 326-327.
  • Баранова О.Г.  Русская изба. Иллюстрированная энциклопедия. В соавторстве с Барановым Д.А., Мадлевской Е.Л., Сосниной Н.Н., Фишман О.М., Шангиной И.И.  СПб, 1999.
  • Баранова О.Г.  Отрицательное качество времени в образах потустороннего мира у русского народа // Время и календарь в традиционной культуре. Тезисы докладов Всероссийской научной конференции.  СПб, 1999. С. 103-106.
  • Баранова О.Г.  Параскева Пятница в народном почитании // София. СПб, №4. Статья.  1999. С. 29-32.

Баранов Д.А.

  • Баранов Д.А. Детская колыбель в обрядах и мифологических представлениях крестьян Русского Севера // Из истории С.-Петербургской губернии. Сборник научных трудов. Статья. СПб, 1997. С. 47-52.
  • Баранов Д.А.  Пренатальные знания и этнография детства // Искусство и наука. Статья.   СПб, 1998. С.69-74.
  • Баранов Д.А.  "Стоит город не на земле, не на воде". К мифологии колыбели // ЖС. №2. Статья.  1998. С. 21-23.
  • Баранов Д.А.  "Незнакомые" дети (К характеристике образа новорождённого в русской традиционной культуре) // ЭО. №4. Статья.  1998 С. 110-122.
  • Баранов Д.А.  Детское знание (Об одном фрагменте народной эмбриологии) // Канун. Вып.5. Пограничное сознание. Статья.   СПб, 1999. С. 147-175.
  • Баранов Д.А.  Образ ребёнка в представлениях русских о зачатии и рождении (по этнографическим, фольклорным и лингвистическим материалам). Автореферат дисс. канд. ист. наук: 07.00.07 / РАН, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера).  СПб, 2000.
  • Баранов Д.А. Новая выставка в РЭМ: "Космогонические представления русского народа" (20 июня 15 июля 1994г.) // ЭО. №4. Статья.   1996. С.142-145.
  • Баранов Д.А.  "Льняной круг" (Выставка в РЭМ. Июнь -август 1997) // ЖС. №3. Статья.   1998. С.51-52.(В соавторстве с Комаровой С.В. и Мадлевской Е.Л.).
  • Баранов Д.А. Символика и ритуальные функции пива // ЖС. №3. Статья.  1996. С. 15-17.
  • Баранов Д.А.  Образ лягушки в вышивке и мифопоэтических представлениях восточных славян. (Семантический комментарий) // Сборник МАЭ. Т. ХLVII. Статья. 1999. СПб, С. 111-131. (В соавторстве с Мадлевской Е.Л.).
  • Баранов Д.А.  Лев в русской культуре // ЖС. №3. Статья. 1996. С. 17-19. (В соавторстве с Островским А.Б.).
  • Баранов Д.А.  Этническое самосознание: автостереотипы и символы // Изучение национального самосознания в этнографических музеях. Материалы семинара. Статья.  СПб, 1998. С. 61-68.
  • Баранов Д.А. Русская изба. Иллюстрированная энциклопедия. СПб, 1999 (В соавторстве с Барановой О.Г., Мадлевской Е.Л., Сосниной Н.Н., Шангиной И.И., Фишман О.М.).

Зимина Т.А.

  • Зимина Т.А. Этнографические экспедиции СПбГУ // ЯЛИК. Статья. СПб, 1996. № 9. С. 8-9.
  • Зимина Т.А.  Редьяне, ловатчане и др. группы населения Новгородской обл. // ЖС. № 3. Статья. 1998.
  • Зимина Т.А. Святые места Порховского и Гдовского районов Псковской области // Этнографическое изучение Северо-запада России. Итоги полевых исследований 1996 и1997 гг. в Ленинградскую, Псковскую и Новгородскую области. Статья.  СПб, 1998. С. 19-20.
  • Зимина Т.А.  Святые места: Леохново //. Этнографическое изучение Северо-запада России. Итоги полевых исследований 1996 и1997 гг. в Ленинградскую, Псковскую и Новгородскую области. Статья. СПб, 1998. С. 61-62.
  • Зимина Т.А.  Локальные группы населения Пестовского р-на Новгородской области (по материалам экспедиции 1998 г.) // Этнографическое изучение Северо-Запада России. Итоги полевых исследований 1999 г. в Ленинградской, Псковской, Новгородской областях. Статья.  СПб, 1999. С. 19-21
  • Зимина Т.А.  Общественный быт. Календарные традиции и обряды // Историко-этнографические очерки Псковского края. Статья.  Псков, 1999. С. 218-234.
  • Зимина Т.А. Троица в Псковской области (по материалам экспедиций 1995-96 гг. // Етнiчна iсторiя народiв Европы. Традицiона етнiчна культура словян. Статья. Киiв. 1999. С. 45-48.

Мадлевская Е.Л. (Демиденко - дев.)

  • Демиденко Е.Л.  Значение и функции общефольклорного образа камня // Русский фольклор. Т. XXIV, Статья.  Л., 1987, С. 85-98.
  • Демиденко Е.Л. Календарные обряды и праздники населения Белозерского р-на Вологодской обл. 1920-80-х гг. ХХ в. // Полевые исследования ГМЭ народов СССР 1985-1987 гг. Статья. Л., 1989. С. 59-61.
  • Демиденко Е.Л. Царь-девица: женский образ в русской сказке // Пётр Петрович Ершов - писатель и педагог. Тезисы докладов и сообщений Всероссийской научно-практической конференции 22-24 ноября 1989г. Ишим, 1989. С. 19-21.
  • Демиденко Е.Л. Былинная богатырша Златогорка // Язычество восточных славян: Сб. научных трудов. Статья.  Л., 1990. С. 120-129.
  • Мадлевская Е.Л.  "Халява у каждого одна на всю жизнь" // ЖС. № 2. Статья.  1998. С. 33-34.
  • Мадлевская Е.Л.  Льняной круг" (Выставка в РЭМ. Июнь -август 1997) // ЖС. №3. Статья. 1998. С.51-52. (В соавторстве с Барановым Д.А. и Комаровой С.В.).
  • Мадлевская Е.Л.  Образ лягушки в вышивке и мифопоэтических представлениях восточных славян. (Семантический комментарий) // Сборник МАЭ. Т. ХLVII. Статья. 1999. СПб, С. 111-131. (В соавторстве с Барановым Д.А.).
  • Мадлевская Е.Л. Русская изба. Иллюстрированная энциклопедия.   СПб, 1999 (В соавторстве с Барановым Д.А., Барановой О.Г., Сосниной Н.Н., Шангиной И.И., Фишман О.М.).

Соснина Н.Н.

  • Соснина Н.Н.  Русский народный костюм (Из собрания Музея этнографии народов СССР). Альбом.   Л., 1984.
  • Соснина Н.Н. Русский традиционный костюм. Иллюстрированная энциклопедия.СПб, 1998. (В соавторстве с Шангиной И.И.).
  • Соснина Н.Н  Русская изба. Иллюстрированная энциклопедия.   СПб, 1999. (В соавторстве с Барановым Д.А., Барановой О.Г., Мадлевской Е.Л., Фишман О.М., Шангиной И.И.).
  • Соснина Н.Н.  Народное искусство Русского Севера. Буклет.   СПб, 1991.

Холодная В.Г.

  • Холодная В.Г. Гуцульские топорцы // ЖС. №3. Статья.  1998. С. 12-14.
  • Холодная В.Г.  Драки во время праздничных весенне-летних гуляний как элемент молодёжной культуры // Этнографическое изучение Северо-Запада. Статья.  СПб, 1998. С. 48-50.
  • Холодная В.Г.  Функции мужской молодёжи в зимней календарной обрядности украинцев Карпат конца XIX-начала ХХ вв. // III Конгресс этнографов и антропологов России (Москва). Тезисы.  М., 1999. С. 216.
  • Холодная В.Г.   Пространственно-временной аспект в ритуальном "формировании" мужского статуса на первом этапе социализации в традиции украинцев Карпат в конце XIX-начале ХХ в. // Етнiчна iсторiя народiв Европы. Традицiона етнiчна культура словян. Статья.  Киiв. 1999. С. 141-147.
  • Холодная В.Г. Роль Петровского поста в раграничении "женского"и "мужского" времени в западно-украинской весенне-летней обрядности // Время и календарь в традиционной культуре. Статья. СПб, 1999. С. 32-38.

в начало страницы ↑

Заведующая: Калашникова Наталья Моисеевна, доктор культурологии
контактные телефоны : (812) 570-58-97


Научная проблематика

Отдел ведет научную работу по всем направлениям музейной деятельности:

  • монографическое изучение славянских и других народов Восточной Европы;
  • атрибуция коллекций хранящихся в фондах отдела;
  • создание тематических и концептуальных выставок;
  • публикация монографий, статей и каталогов.

Основными темами является изучение этнографии белорусов, украинцев, молдаван и зарубежных славян.

Сотрудники отдела:

  • Калашникова Наталья Моисеевна – заведующая отделом, доктор культурологии, профессор, заслуженный деятель науки РФ, ethnonataly@mail.ru
  • Лысенко Олег Викторович – научный сотрудник ведущей категории, кандидат исторических наук, n_lysenko@mail.ru
  • Михайлова Алена Алексеевна – научный сотрудник ведущей категории, хранитель фонда текстиля, кандидат исторических наук, alena-muzej@yandex.ru
  • Ганина (Городнёва) Любовь Геннадьевна – научный сотрудник, хранитель фонда текстиля
  • Гавришина Валентина Владимировна – научный сотрудник, хранитель жесткого фонда, vgavrishina@yandex.ru
  • Дьякова Елена Васильевна – научный сотрудник, dyiakova.elena@gmail.com
  • Баранова Валерия Александровна – научный сотрудник, baranovavaleron@gmail.com
  • Смурова Кристина Рустамовна – научный сотрудник, krismurova7509@gmail.com
  • Христенко Алексей Владимирович – научный сотрудник, lexa.hristenko@yandex.ru

История отдела

Изучение украинцев, белорусов и молдаван в ЭО ГРМ было начато после утверждения штатного расписания так называемого "Этнографического и художественно-промышленного отдела" в 1902 г.
Заведующий отделом Н.М. Могилянский в 1902-1903 гг. Выезжал для сбора экспонатов на Украину и в Молдавию.
Основная задача первого периода существования отдела заключалась в комплектовании фондов, осуществляли которое специалисты в области славянской и романской этнографии: Ф.К. Волков, И.А. Зарецкий, А.А. Миллер, Н.М. Могилянский, К.К. Романов, А.К. Сержпутовский и др. Весьма плодотворным было и привлечение к сбору материалов местных краеведов-любителей (учителя, студенты). С 1902 по 1913 гг. фонды отдела пополнялись постоянно, а в последующие годы ( в связи со строительством экспозиций музея, нестабильной политической обстановкой) - небольшими приобретениями от частных лиц, учреждений и с выставок.
Основным направлением деятельности музея, а вместе с ним и отдела в 1920-30 гг. стала экспозиционно-выставочная и просветительная работа.

3 июня 1923 г. следует считать официальным открытитем самостоятельного отдела Украины, Белоруссии и зарубежных славян (руководитель Б.Г. Крыжановский), еще в 1921 г. в нижних залах правого крыла музея были размещены материалы по украинцам, белорусам и зарубежным славянам. С сентября 1921 г. для посетителей проводили экскурсии, в том числе по теме "Белорусы".
Для экспозиционной деятельности музея 1930-х гг. характерен поиск новых форм показа не только дореволюционного, но и современного периода жизни. Так, в 1931 г. была открыта экспозиция "Украинское село до и после Октября" (зав. отделом - Б.Г. Крыжановский, н.с. - М.А. Фриде, А.И. Зарембский, А.Я. Дуйсбург, А.М. Колаковская). В 1932 г. построена экспозиция "Белоруссия и БССР" (зав. Отделом - А.К. Супинский, н.с. - А.Я. Дуйсбург, И.Ф. Фрейберг). 10 марта 1939 г. открылась экспозиция "Евреи в царской России и в СССР" ( зав. Секцией - И.М. Пульнер, н.с. - М.О. Шахнович, Е.И. Бриль; художники - Г.Н. Траугот и И.А. Коротков).

В предвоенный период в связи с политической обстановкой были созданы такие выставки как "Народы Западной Украины и Западной Белоруссии" (1939 г.), "Молдавская ССР" (1940 г.)
С окончанием Великой Отечественной Войны (1941-1945 гг.) начался восстановительный период музея, в котором деятельное участие принимал и отдел Украины, Белоруссии, Молдавии.
Пока шла реставрация здания, устраивались выставки на площадках города, так, в 1945 г. в Летнем саду были представлены "Образцы народного искусства славян" с кратким путеводителем по выставке.
В июле 1946 г. в Центральном парке культуры и отдыха была открыта выставка "Одежда и народное искусство славян".
В 1948 г. в шести залах музея экспонировалась тематическая выставка "Народное искусство и национальная одежда слаявнских народов", авторы: зав. Отделом - А.Я. Дуйсбург, н.с. - С.А. Авижанская, Л.Ф. Виноградова, Т.С. Вязовская, Т.А. Крюкова, К.Ф. Кирилловская, С.М. Лейкина, Н.А. Федорова; художники - К.С. Козьмин, Е.И. Кршижановский, Е.Г. Шейр.
При этом в трех залах размещались материалы по русскому этносу, по одному залу занимали белорусские и украинские экспонаты, самостоятельный зал был отведен теме: "Общность в одежде и искусстве славянских народов СССР с зарубежными славянскими народами".

В 1949 г. состоялась выставка " Подарки женских демократических организаций зарубежных стран женщинам СССР".
Одной из важных временных экспозиций музея послевоенного периода 1950-х гг. была выставка "300 летие воссоединения Украины с Россией" (1954 г.), размещавшаяся на галерее в центральном зале правого крыла здания ( авторы: В.И. Герасимова - руководитель, А.С. Бежкович, А.С. Дуйсбург, С.А. Наволоцкая, Т.А. Крюкова, Н.А. Федорова, Е.Н. Студенецкая, З.Б. Предтеченская, С.А. Авижанская, Л.Ф. Виноградова, С.М. Лейкина, Е.А. Обновленская и др.; художники: П.Онанян, О. Торосян).
В соответствии с генеральным планом развития музея (1956 г.) в ряду других постоянных экспозиций, в 1960-м году открылась экспозиция "Украинцы. Конец XIX - начало ХХ вв." (начало строительства - зав. Отделом А.С. Бежкович, далее - А.С. Морозова; н.с. - Н.М. Хазова, З.Б. Предтеченская, И.И. Максимова, И.И. Стук; II зал - руководитель - Н.М. Хазова; художники: С.В. Львов, К.К. Лейтон, Г.Ф. Никифоров, И.И. Корышев).
Работа по подготовке выставок и экспозиций отдела была теснейшим образом связана с собирательской, фондовой и научно-исследовательской работой сотрудников отдела.

В послевоенный период возобновились экспедиции на Украину, в Белоруссию и Молдавию (сборы: А.С. Бежкович, Л.К. Зязевой, З.Б. Предтеченской, Л.А. Фотий, Н.М. Хазовой). С 1970-го года началась работа над созданием новых тематико-экспозиционных планов отдела, выезды в экспедиции, где сбор материалов велся по специальным программам, учитывавшим приобретение конкретных экспонатов (сборы: Н.М. Калашниковой, Л.А. Мышастой, Е.Я. Тимофеевой, Л.Б. Урицкой, И.И. Шангиной). В 1972 г. одновременно открылись новые экспозиции отдела: "Белорусы. Конец XIX - началоХХ вв." (автор - И.И. Шангина, художники - В.В. Боровиков, Б.А. Робенко) и "Молдаване. Конец XIX - начало ХХ вв." (автор - Н.М. Калашникова, художник - В. Бесчастный). Была осуществлена реэкспозиция "Украинцы. Конец XIX - начало ХХ вв." (авторы: Н.М. Хазова, н.с. - Е.Я. Тимофеева, Л.Б. Урицкая; художники: С.В. Львов, В. Чернявский).

Следующий период жизни отдела характеризуется разносторонними интересами сотрудников как в области собирательской (сборы: О.В. Карповой, Е.Ф. Коновой, О.В. Лысенко и др.) деятельности, так и ведения научно-исследовательской работы (каталоги-указатели этнографических коллекций - "Украинцы. XIX - XX вв." - Н.М. Хазова, О.В. Карпова, 1983 г.;"Белорусы" - О.В. Лысенко, 1993; "Молдавские коллекции в собрании ГМЭ народов СССР" - Н.М. Калашникова, 1990; разделы в каталогах выставок музея, научные статьи, тезисы докладов). Значитетелен вклад сотрудников отдела и в выставочной работе музея, как по созданию региональных тематических выставок в стенах музея.

Был создан ряд выставок, отражающих общеславянскую проблематику:

  • "Полесье" 1991 г.(автор - О.В. Лысенко, н. с. - Н.Н. Прокопьева; художник - Д.К. Маевский);
  • "Орнамент: миф и структура" 1997 г.(автор - О.В. Лысенко, при участии этноклуба "Параскева" - С.В. Комарова; художник - Д.К. Маевский);
  • "Народное православие. Этнографические реалии XIX - начала XX в. 1997 г." (авторы - О.В. Карпова, А.Б. Островский; художник - Маевский);
  • "Удаль молодецкая, девья красота" 1998 г. (авторы - Е.Л. Мадлевская, В. Г. Холодная, Н.Н. Прокопьева, Т.А. Зимина; художник - Д.К. Маевский).

Эти выставки явились результатом работы сотрудников единого отдела этнографии Восточных славян, который был создан путем слияния в 1987 г. отделов этнографии русского народа и Украины, Белоруссии, Молдавии (расформирован в 1998 г.).
В 1992 г. открылась временная экспозиция "Славяне восточной Европы" (автор - О.В. Лысенко, н.с. - Н.Н. Прокопьева, О.В. Карпова, Н.К. Черунова, Д.А. Баранов, О.Г. Баранова; художник - Д.К. Маевский). В экспозиции аккумулирован опыт работы сотрудников в рамках восточнославянской проблематики.

Научная проблематика

Региональная этнография - изучение финно-угорских, балтских и германских народов Северо-Запада и Балто-Скандии. сточниковедение и историография. Научная атрибуция вещественных этнографических памятников.

История отдела

Современный отдел этнографии Северо-Запада и Прибалтики стал самостоятельным в 2006 г. после реорганизации прежнего отдела этнографии Северо-Запада и Поволжья.. Специализацией отдела является изучение финно-угорских и балтских народов Северо-Запада и Балто-Скандии.

Фонды отдела

Коллекция, посвящённая этнографии прибалтийско-финских народов Северо-Запада России, Финляндии и Скандинавии насчитывает около 12 тыс. предметов и 5 тыс. фото- и иллюстративных памятников. Среди собирателей отметим знаменитого основоположника "старой школы" финской этнографии, проф. У.Т. Сирелиуса, первых отечественных этнографов Н.Н. Харузина, Н.А. Янчука; талантливого полевого собирателя, в последствии проф. Московского университета Д.Т. Яновича; известного архитектора, преподавателя училища А. Штиглица; уроженца о-ва Сааремаа И.А. Гальнбека.

Публикации отдела

Публикации сотрудников отдела.

Выставки

Выставки в Российской Федерации и за рубежом.  

Издания

Публикации и совместные издательские проекты РЭМ Финно-угроведение, балтистика и скандинавистика

Экспедиции

Экспедиции сотрудников отдела. 

Издания

Публикации и совместные издательские проекты РЭМ Финно-угроведение, балтистика и скандинавистика

Конференции

Конференции подготовленные отделом этнографии 

Заведующая: Фишман Ольга Михайловна, доктор исторических наук

Контактные телефоны: 
(812) 570-58-07 
(812) 570- 58-08 
факс (812) 315-85-02 
fishman_o_m@ethnomuseum.ru       

Сотрудники отдела:

  • Фишман Ольга Михайловна, заведующая, доктор исторических наук, fishman_o_m@ethnomuseum.ru       
  • Королькова Людмила Валентиновна, ведущий научный сотрудник, кандидат исторических наук, korolkoval@list.ru
  • Ивановская Наталья Ивановна, старший научный сотрудник, кандидат исторических наук, n_iva@mail.ru
  • Засецкая Марина Львовна, ведущий научный сотрудник, merjamz@mail.ru
  • Калинина Ольга Владимировна, научный сотрудник, kalinina_ol@mail.ru
  • Заньковская Анастасия Анатольевна, научный сотрудник, anastasiaethnomuseum@yandex.ru
  • Докучаева Мария Анатольевна, научный сотрудник, mariafoxer@mail.ru
  • Самсонова Екатерина Генриховна, научный сотрудник, rinla@yandex.ru
     

Заведующая: Колчина Елена Викторовна
контактные телефоны: (812) 570-58-08

PovoljeREM@yandex.ru

Сотрудники:

  • Колчина Елена Викторовна, заведующая отделом, povoljeREM@yandex.ru
  • Лойко Лидия Михайловна, ведущий научный сотрудник, povoljeREM@yandex.ru
  • Чувьюров Александр Алексеевич, к.и.н., научный сотрудник, povoljeREM@yandex.ru
  • Мишуринская Любовь Игоревна, научный сотрудник, REM-Volga@mail.ru
  • Мишуринская Ольга Владиславовна, научный сотрудник, olmisch@bk.ru
  • Песецкая Александра Александровна, научный сотрудник, sanny314@yandex.ru
  • Кашпар Наталья Юрьевна, научный сотрудник, kashpar@yandex.ru

Научная проблематика и история одела

Основными направлениями деятельности отдела являются: научно-исследовательская, экспедиционно-собирательская, учетно-хранительская, выставочная и лекционная. Исследовательские задачи реализуются в рамках следующих направлений:

  • Финно-угорская регионалистика
  • Тюркская регионалистика
  • Территории контактного проживания финно-угорского и тюркского населения
  • Этноконфессинальные группы (старообрядцы)

Исследовательская, а также взаимосвязанная с ней экспедиционно-собирательская деятельность сотрудников отдела определяется утвержденными индивидуальными научными темами:

Колчина Елена Викторовна (зав. отделом) – «Особенности социализации детей у финно-угров Поволжья и Приуралья», «Традиционная система питания»;
Лойко Лидия Михайловна – «Ислам как образ жизни», «Финно-угорские и тюркские этнокультурные связи»;
Чувьюров Александр Александрович – «Христианство и народная культура»;
Мишуринская Любовь Игоревна – «Текстиль в традиционной культуре татарского народа»;
Мишуринская Ольга Владиславовна – «Дерево в традиционной культуре мордвы», «Финно-угорские и тюркские этнокультурные связи»;
Кирсанова Александра Александровна – «Обряды жизненного цикла марийцев»;
Кашпар Наталья Юрьевна – «Традиционные игры и игрушки народов Поволжья и Приуралья».


ИСТОРИЯ ОТДЕЛА

Современный отдел этнографии Поволжья и Приуралья стал самостоятельным с 1 декабря 2006 г., после реорганизации отдела этнографии Северо-Запада и Поволжья. Новый отдел возглавила Е.В. Колчина.
Первым структурным подразделением Этнографического отдела Русского музея императора Александра III, осуществлявшим c 1920-х гг. целенаправленные исследования финно-угорских народов, стало отделение этнографии великорусов и финнов под руководством известного этнографа и антрополога Д.А. Золотарева (1885-1935).
В задачи подотдела финской этнографии входило комплексное изучение как поволжских финнов - мордвы, мари, так и «западных»- карел, вепсов, ижоры, води, а также коми-зырян и саамов. 1920-е гг. в истории отдела характеризовались временем активной экспедиционной деятельности, инициатором и организатором которой являлся Д.А. Золотарев. В этот период сотрудники отдела принимали участие в ряде важных для отечественной науки экспедиций, проводившихся совместно с Академией наук и другими учреждениями: Верхне-Волжская этнологическая экспедиция (1921-1925), Северо-Западная этнологическая экспедиция (1925-1928), Средне-Волжская (1927), Карельская этнографическая экспедиция (1926-1928), Лопарская экспедиция (1928-1930).
Собственными силами сотрудников отдела этнографии великорусов и финнов осуществлялись такие крупные экспедиции, как Восточно-финская (1925-1926) под руководством Б.М. Соколова и Вотская (1930) во главе с М.М. Маркеловым. В результате широкомасштабной полевой работы были собраны ценные памятники традиционно-бытовой культуры, сделаны рисунки, отсняты тысячи фотографий, которые на сегодняшний день составляют часть собрания музея.
В 1934 г. Этнографический отдел Русского музея получил самостоятельный статус и наименование Государственного музея этнографии, а в 1938 г. в его составе была создана секция народов Поволжья, реорганизованная в 1940 г. в отдел Поволжья и Приуралья (заведующий Г.А. Никитин). Впервые коллекции по этнографии народов Поволжья, ранее рассредоточенные (отдел этнографии - волжские финно-угры; отдел Средней Азии и Кавказа - татары и башкиры) собрали воедино.
Начиная с 1944 г. отдел возглавляла Т.А. Крюкова, бессменно руководившая им на протяжении трёх десятилетий. Она внесла значительный вклад в развитие отечественного финно-угроведения и музееведения. Под её началом отдел Поволжья и Приуралья стал одним из крупнейших научных центров изучения традиционной культуры финно-угорских и тюркских народов. Объектом планомерных полевых этнографических исследований в этот период стали все народы региона.
До войны и в первые послевоенные годы на основе финно-угорских коллекций в музее были созданы постоянные экспозиции: «Искусство народов Поволжья» (1937), «Народы Поволжья XIX-XIX вв. (марийцы и чуваши)»(1950).
В 1956 г. музей принял генеральный план, согласно которому создавались экспозиции двух типов: посвященные традиционному образу жизни народов с конца XIX в. до Октябрьской революции 1917 г. и демонстрирующие современный образ их жизни. В этот период сотрудниками отдела были созданы экспозиции «Удмурты, мордва, татары» (1966) и «Народы Поволжья и Приуралья (вторая половина XIX– начало XX в.)»(1976), а также разделы, посвященные народам Поволжья и Приуралья, включенные в состав экспозиций «Современное декоративно-прикладное искусство народов СССР» (1958-1960) и «Современное народное жилище и одежда (вторая половина 1960-х - начало 1970-х гг.)».
Заметный вклад в изучение финно-угорских и тюркских народов Поволжья, начиная с 1970-х гг. внесли М.А. Браун (коми), Е.Н. Котова (мордва, удмурты; зав. отд. Поволжья с 1974 по 1987 г.) и Л.М. Лойко (чуваши, татары), изучавшие под руководством Т.А. Крюковой межэтнические контактные зоны; Л.Л. Добрачева (мордва), А.Ю. Заднепровская (марийцы).
В 1987 г. в результате слияния двух структурных единиц - отдела этнографии народов Поволжья и Приуралья и отдела этнографии народов Прибалтики - был создан объединенный отдел этнографии Северо-Запада и Поволжья под руководством О.М. Фишман. Начиная с 1989 г. в отделе проводятся исследования по нескольким региональным программам, разработанным совместно с рядом гуманитарных учреждений и вузов Санкт-Петербурга: «Северо-Запад», «Население Ленинградской области», «Финно-угры и соседи». Одним из научных направлений, получивших развитие в 1990-х гг., стало изучение роли христианства в формировании культуры и самосознания народов России. Сотрудниками отдела внесен определенный вклад в проблематику нерусского старообрядчества. Для исследования этого феномена велся целенаправленный сбор полевых материалов у коми старообрядцев на Верхней и Средней Печоре (А.А. Чувьюров), у карельских староверов Ленинградской и Тверской областей (О.М. Фишман), опубликовано несколько десятков статей, монография О.М. Фишман, защищена диссертация А.А. Чувьюрова.
На протяжении многих лет сотрудниками отдела А.Ю. Заднепровской и Л.М. Лойко проводилась активная работа по разработке методики описания, классификации и атрибуции отдельных категорий, типов памятников и отдельных коллекций. Итогом этой деятельности стал раздел «Ювелирные украшения» в справочном издании «Система научного описания музейного предмета: классификация, методика, терминология».
Большое место в научных исследованиях отдела занимало изучение истории РЭМ, а также личностей наиболее крупных учёных, сотрудников музея, собирателей коллекций, которые внесли значительный вклад в этнографическую науку, в становление и развитие музея и отечественного музееведения, формирование музейных этнографических коллекций. Сотрудники отдела принимали активное участие в создании альбома, выпущенного к 100-летнему юбилею музея: «Российский Этнографический музей. 1902-2000». Конкретизация этого направления обозначена и другими многолетними коллективными темами, такими как: «Этническая история, источники, историография» и «Исследователи Волго-Камья - сотрудники ЭО/ГМЭ/РЭМ». Одним из результатов стала «Биобиблиографическая база данных собирателей этнографических коллекций».
С 2000 г. сотрудники отдела участвовали в создании многочисленных выставок, среди которых общемузейные проекты:
«Христианство в быту и культуре народов России. XIX-XX вв.», «Народы царской России», «Собиратели Российского этнографического музея: 1902-2002», «Кость, рог, янтарь в традиционной культуре народов Евразии XVIII-XX вв.», «Вокруг стола», «На пороге»; серия ежегодных выставок проекта «Антропология вещи»» – «Головные уборы», «Всем богам по сапогам», «Шубы, шубки, казакины...», «Финно-угры сегодня»; «Хранители древлего благочестия», «Крест – святыня драгоценная», «Граница»,
авторские выставки сотрудников отдела: «Т.А. Крюкова – личность и творчество» (Л.М. Лойко), «Традиционные ремесла и промыслы» (Е.В. Колчина), «Брюки. Штаны. Порты» (Е.В. Колчина, при участии Л.И. Мишуринской, О.В. Мишуринской), «С.И. Руденко. К 125-летию со дня рождения» (Л.М. Лойко, при участии Е.В. Колчиной, Л.И. Мишуринской, О.В. Мишуринской ), «Лоскутный узор» (Е.В. Колчина, при участии Л.И. Мишуринской), «Этноджинс: все оттенки индиго» (Е.В. Колчина, при участии Л.М. Лойко, Л.И. Мишуринской, О.В. Мишуринской) и др.
В 2008 г. создана выставка «Народы Поволжья и Приуралья в составе России» (рук. Е.В. Колчина, Л.М. Лойко при участии Л.И. Мишуринской, О.В. Мишуринской, А.А. Кирсановой), приуроченная к 400-летию добровольного вхождения Удмуртии в состав России. Выставка демонстрировалась в г. Ижевске (Удмуртия).

Научная проблематика

В последнее десятилетие основным направлением научной деятельности сотрудников отдела является работа по теме "Системы жизнеобеспечения в традиционной и современной культуре народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока".

История отдела

Отдел этнографии народов Сибири и Дальнего Востока единственный отдел в музее, который сохранил свою структуру и отчасти название с момента его создания. После официальной даты создания музея курирование над регионом Сибири и сопредельных с ним стран взял на себя заведующй Этнографическим Отделом Д.А.Клеменц.

Публикации отдела

Публикации научных сотрудников отдела 

Заведующая: Горбачева Валентина Владимировна
контактные телефоны : (812) 570-58-15

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.

Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.