Отдел этнографии русского народа

Заведующий: Баранов Дмитрий Александрович, кандидат исторических наук
контактные телефоны : (812) 570-58-01

Научная проблематика ↓
История отдела ↓
Фонды отдела ↓
Публикации отдела ↓

 

Научная проблематика

Отдел занимается изучением традиционной культуры русского народа в период с ХУIII по ХХ в. включительно. Более ранний, чем ХУIII в., этап ее развития в исследовательской деятельности отдела специально не затрагивается, но материалы, характеризующие культуру Х - ХУII включаются в отдельные работы, где необходим диахронный анализ культурного явления. Изучение традиционной культуры идет в плане исследования специфических и универсальных ее черт как в материальной, так и духовной сфере. Основное внимание направлено на изучение отдельных компонентов системы жизнеобеспечения русского народа, прежде всего одежды и связанных с ней видов деятельности: ткачества, вышивания, кружевоплетения, работ с бисером и жемчугом, а также на исследование компонентов соционормативной культуры, в первую очередь праздников и обрядов.

Важным направлением исследовательской работы отдела является постановка и решение гендерных проблем и проблем социовозрастных групп. 
Это направление, новое для российской этнографии и музейной науки, в плане работы с русским материалом очень перспективно. Русская традиционная культура, мало изученная с позиций женское-мужское, старое-молодое дает большие возможности для изучений такого рода.

Одним из интересных и также сравнительно новых направлений работы отдела является изучение традиционных для русских форм религий: православия и дохристианских верований. Религия изучается как часть культуры русского народа, как важнейший фактор его духовной жизни. В отделе изучается вклад православия в духовные основы русской культуры, исследуются способы принятия и усвоения идей православия в русской народной среде, исследуется простонародная форма православия так называемое народное православие, влияние православия на народную космологию, обряды жизненного цикла, народный календарь. Кроме того изучается межконфессиональное взаимодействие в среде русского народа: православные и старообрядцы.

Важным направлением исследовательской деятельности отдела является изучение собрания вещевых памятников культуры. Оно происходит в нескольких аспектах: 1) источниковедческом, при котором изучается все вещевое собрание или отдельные его коллекции с целью выявления научной и экспозиционно-выставочной ценности; 2) вещеведческом, при котором каждая отдельно взятая вещь исследуется как предмет материального мира, т.е. изучается вещество, материал, форма, покрой, техника, технология; 3) этносемиотическом, т.е. в плане рассмотрения ее семантики и функций в конкретном этнокультурном пространстве.

в начало страницы ↑

История отдела 

Изучение этнографии русского народа в музее началось с первого дня работы Этнографического отдела Русского музея имп. Александра 111 в января 1902 года. Исследования велись по всей стране и возглавлялись хранителями -кураторами всех территорий, на которые было разделено пространство Российской империи для более удобного изучения этнографии ее народов. Основная работа музея в области этнографии русского народа с момента открытия его штатов и до начала 20-ыхг годов ХХ в. состояла в формировании вещевого и фотоиллюстративного собрания памятников русской культуры. Она осуществлялась хранителями музея Е.А. Ляцким, Н.М. Могилянским, Д.А .Клеменцем, а с 1910 и Б.Ф.Адлером, через руководимую ими сеть корреспондентов, а также путем покупки у коллекционеров и на выставках. В 1921 в связи с реорганизацией музея этнографическое изучение русского народа было сосредоточено в рамках отделения русско-финской этнографии, возглавлявшегося вплоть до декабря 1930 года Д.А. Золотаревым, одним из известных в России этнографов и антропологов. В 20-ые годы в отделении шла большая экспедиционная и экспозиционная работа. В 1921г. открылась выставка: " Быт современной русской и карельской деревни", а в 1923 году постоянная экспозиция по русской культуре. Наряду с этим на протяжении всего десятилетия русская традиционная культура находила свое отражение во временных выставках, среди которых особенно интересными считались выставки по итогам экспедиционных работ. Большой популярностью среди посетителей пользовалась также выставка "Сельскохозяйственные культы восточных славян" 1927 - 1929 гг.

Полевая работа проводилась на территории Русского Севера, Верхней Волги, и в южных губерниях Европейской России. Одной из наиболее ярких и интересных экспедиций этого времени была комплексная экспедиция по изучению русского и финноязычного населения Верхней Волги - "Верхневолжская этнологическая экспедиция",\ 1921 - 1925 \ , руководимая Д.А. Золотаревым. В 30ые годы ХХ в. в музее неоднократно проводилась административная реорганизация, в результате которой научные сотрудники, занимавшиеся изучением русского народа, работали в структурном подразделении, постоянно менявшим свое название: Первое отделение, Отдел Русские, Отдел РСФСР, Отдел восточных славян. Возглавляла работу по этнографии русского народа в этот период времени Н.П. Гринкова. Экспозиционная работа в эти годы шла довольно сложно. В 1933 году была закрыта экспозиция 20ых годов, как не отвечавшая новым задачам музея и этнографической науки. В 1936 году вместо нее была создана экспозиция " "Русское население черноземных областей". Памятники русской культуры были включены также в выставку " Карелия и Кольский полуостров", открытую в 1935 году и в экспозицию 1938 года " История СССР ХУIII в." Экспедиционная работа в эти годы шла очень вяло и была полностью подчинена задачам экспозиционной работы.

Исследовательская работа состояла в разработке тематико-экспозиционных планов, изучении пережитков первобытно- общинного строя в традиционной культуре русского народа, а также в исследований тех изменений, которые произошли в быту народа за годы Советской власти. 
Перед Великой Отечественной войной русский отдел как самостоятельное подразделение перестал существовать, слившись в один отдел восточных славян с отделом Украины. В рамках этого отдела изучение этнографии русского народа продолжалось до 1952 года. Затем русская этнография была выделена для изучения в самостоятельный русский отдел, который просуществовал до 1985 года, пока опять не превратился в отдел этнографии восточных славян. 1997 году из состава отдела восточных славян был выделен отдел этнографии русского народа.

В послевоенный период работа по изучению русского народа шла под руководством сначала Н.П. Гринковой, затем В.И. Герасимовой, И.И. Барановой, а с 1977 года возглавляется И.И. Шангиной. За эти годы были созданы две экспозиции, посвященные русскому народу. Строительство первой экспозиции " Русские. КонецХ1Х -нач. ХХ вв." было начато в 1956году, закончено в 1960. Вторая экспозиция строилась в 80ые годы ХХ вв. Кроме того русские экспонаты использовались на многих постоянных экспозициях обобщенного типа, таких как "Искусство РСФСР", "Современная народная одежда и жилище" и др. Полевая работа шла довольно активно. В 50-70-ые годы она была ориентирована на сбор вещевых и фотоиллюстративных памятников для строящихся экспозиций . С конца 70ых по начало 90ых годов основной целью экспедиций был сбор памятников традиционной культуры для пополнения коллекционного собрания музея. Параллельно с этим собиралась информация о современном состоянии русской традиционной культуры. Экспедиции проводились сначала в южнорусских областях, а затем в Пермской и Кировской области. В 90ые годы основной целью экспедиций стал сбор информации по традиционной культуре русского народа. На территории центральных и северо-западных областей Европейской России.

Исследовательская работа в области этнографии особенно активно стала развиваться в отделе с середины 80ых годов ХХ в.

в начало страницы ↑

Фонды отдела

обрание вещевых памятников культуры русского народа насчитывает 100000 экспонатов, фотоколлекции 10000 негативов и отпечатков, иллюстративный фонд - около1000.

Все экспонаты, хранящиеся в русском фонде музея, представляют собой памятники традиционной культуры русского народа, датируемые Х1Х - первой трети ХХ в. 
Среди них основную массу составляют предметы крестьянского быта, так как в этот период времени именно крестьянство было основным носителем традиции. Однако русском собрании музея есть также и предметы традиционного бытового уклада купечества и городских ремесленников. Вещевой фонд музея содержит также памятники русской культуры ХУII - ХУIII вв. Многие из них представлены уникальными образцами. Кроме того в собрании музея имеются и вещи, изготовленные во второй половине ХХ в Собрание музея скомплектовано таким образом, что дает достаточно полное представление о всех сторонах традиционного быта русского народа.

В него включены экспонаты, характеризующие земледелие - основное занятие русского народа, скотоводство, все характерные для русских промыслы и ремесла, одежду, жилище, праздничную и обрядовую стороны жизни людей Собрание негативов по русской культуре составлялась на протяжении более ста лет. В музее имеется большое количество фотографий второй половины ХIХ в, а также множество снимков, сделанных в наши дни. Большая часть негативов была выполнена сотрудниками музея во время экспедиций, но имеются и работы профессиональных фотографов. Собрание фотонегативов и отпечатков, как и вещевое собрание отражает особенности традиционного бытового уклада русского народа достаточно полно, во всех его проявлениях.

Иллюстративный фонд музея включает в себя, в основном этнографические рисунки, сделанные во время экспедиций художниками и сотрудниками музея. Наиболее интересными среди них являются рисунки, выполненные во время Верхневолжской этнологической экспедиции 1921 -1925 гг.

в начало страницы ↑

Публикации отдела

Шангина И.И.   

  • Шангина И.И.Еврейские коллекции в собрании ГМЭ народов СССР. Печатн. Советише геймлан. 1970, N 1. 0,5/1 п.л. Зязева Л.К.
  • Шангина И.И. Роль полотенца в погребальной и поминальной обрядности русских крестьян XIX в. Печатн. Тезисы докладов Всесоюзной научной сессии, посвященной итогам полевых работ. Тбилиси, 1971. 0,2 п.л.
  • Шангина И.И. Изображение коня и птицы в русской крестьянской вышивке XIX - нач. XX в. Печатн. СЭ, 1972, N 3. 0,5 п.л.
  • Шангина И.И. Русская народная вышивка. Буклет. Печатн. Л., 1972. 0,2 п.л.
  • Шангина И.И. Геометрический орнамент вышивки русского населения Калининской области. Печатн. Тезисы докладов научной конференции "Проблемы изучения народного искусства". Л., 1972. 0,2 п.л.
  • Шангина И.И. Полотенца в обрядовой жизни русского народа. Печатн. Этнография. Будапешт, 1975. 1 п.л. На венг.языке
  • Шангина И.И. Образы русской народной вышивки на обрядовых полотенцах русских крестьян. Печатн. Л., 1975. 1,5 п.л.
  • Шангина И.И. Этнокультурные связи русского и финно-угорских народов по данным народной вышивки. Печатн. Материалы финно-угорского конгресса в Турку. Турку, 1975. 0,4 п.л.
  • Шангина И.И. Геометрический орнамент вышивки на полотенцах русского крестьянского населения Тверской области. Печатн. СГРМ. 1976, Вып.XI. 0,5 п.л.
  • Шангина И.И. К вопросу о пережитках древних верований в быту русских крестьян XIX в. Печатн. Этнография народов Восточной Европы. Сб. ГО СССР. Л., 1977. 0,5 п.л.
  • Шангина И.И. Коротко об экспедициях. Экспедиция ГМЭ на Алтай. Печатн. СЭ. 1977, N 4. 0,3 п.л.
  • Шангина И.И. Отражение культурно-исторических связей русского и финноязычного населения Севера в русской народной вышивке. Печатн. Вопросы     угроведения. Тезисы докладов. Сыктывкар, 1979. Вып.2.
  • Шангина И.И. К вопросу о научном описании образцов русской крестьянской вышивки XVIII-XIX в. Печатн. Тр.НИИК, 1980. Вып.90. 0,5 п.л.
  • Шангина И.И. Русские сельскохозяйственные орудия: Каталог коллекций ГМЭ. Печатн. Л., 1981. 2 п.л.
  • Шангина И.И. Народные промыслы Ленинградской области: Каталог коллекций ГМЭ. Печатн. Л., 1984. 1,5/3 п.л. Горб Д.А.
  • Шангина И.И. Обрядовая одежда восточнославянских народов в собрании ГМЭ народов СССР. Печатн. Приложение к: Маслова Г.С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обрядах XIX в. М., 1984. 5 п.л.
  • Шангина И.И. Д.А.Золотарев. К 100-летию со дня рождения. Печатн. СЭ, 1985, N 6. 1 п.л.
  • Шангина И.И. Д.А.Золотарев и его деятельность в этнографическом музее. Печатн. Промыслы и ремесла народов СССР. Сб. Л., 1986. 0,5 п.л.
  • Шангина И.И. Традиционные орудия прядения и ткачества русской деревни в собрании РЭМ. Печатн. Промыслы и ремесла народов СССР. Сб. Л., 1986. 0,2/0,5 п.л. Плужникова Г.А.
  • Шангина И.И. Женская и девичья одежда Холмогорского края. Печатн. Холомогоры -центр художественной культуры Русского Севера. Архангельск, 19870,5 п.л.
  • Шангина И.И. Комплектование коллекций по традиционной культуре локальных групп русского народа в 1920-е годы. Печатн. Субэтносы в СССР. Л., 1987. 0,5 п.л.
  • Шангина И.И. Концепция комплектования музейных этнографических собраний первых лет Советской власти. Печатн. Проблемы общей этнографии м музее-фикации. Тезисы докладов. Л., 1987. 0,2 п.л.
  • Шангина И.И. Этнографические музеи Ленинграда в первые годы Советской власти. Печатн. СЭ. 1987, N 5. 1 п.л.
  • Шангина И.И. Полевая работа музейного этнографа. К вопросу о задачах и методах работы музейного этнографа. Печатн. Тезисы докладов Всесоюзной     научной конференции "Этнографическая наука и пропаганда этногра- фических знаний". Омск, 1987. 0,2 п.л.
  • Шангина И.И .Атрибуция русских парчовых платков из собрания РЭМ. Печатн. Проблемы комплектования, научного описания и атрибуции этнографи ческих памятников. Л., 1987. 0,5 п.л.
  • Шангина И.И. Этнографические музеи Ленинграда на рубеже 20-30-х годов XX в. Печатн. СЭ. 1991, N 2. 1 п.л.
  • Шангина И.И. Этнографические музеи Ленинграда и Москвы на рубеже 20-30-х годов XX в. Печатн. Музей и власть. М., 1991. Ч.2. 1 п.л.
  • Шангина И.И. Верхневолжская этнологическая экспедиция. 1921-1925. Печатн. Памятники истории и культуры Верхнего Поволжья: Материалы конференции. Нижний Новгород, 1991. 0,5 п.л.
  • Шангина И.И. Русские. Печатн. Мы живем на одной земле: Население Петербурга и Ленинградской обл. СПб., 1992. 1,5 п.л.
  • Шангина И.И. Концепции комплектования музейных этнографических собраний. Печатн. Из истории формирования этнографических коллекций в музеях России. СПб., 1992. 0,5 п.л.
  • Шангина И.И.  Программа для этнографических экспедиций школьных кружков. Печатн. М., 1992. 2 п.л.
  • Шангина И.И. 90 лет Российскому этнографическому музею. Печатн. ЭО, 1993, N 1. 1 п.л.
  • Шангина И.И. Дашковский этнографический музей: начало жизни фонда русских этнографических памятников. Печатн. Музей в современной культуре. СПб., 1993. 0,2 п.л.
  • Шангина И.И. Русский фонд этнографических музеев Москвы и Санкт-Петербурга. История и проблемы комплектования. Печатн. СПб., 1994. 12 п.л.
  • Шангина И.И. Программа курса "Русская традиционная культура". Печатн. Программа курсов по истории, философии и педагогике. СПб., 1994.1 п.л.
  • Шангина И.И. Традиционная культура русского населения Ярославского края в 30-е годы XX в. Печатн. Памятники истории, природы и культуры Европейской России. Тезисы докладов V Всероссийской научной конференции. Нижний Новгород, 1994. 0,4 п.л.
  •  Шангина И.И. Женский свадебный костюм из Сольвычегодска. Печатн. Славяно- русские древности. СПб., 1995. Вып.3. 1 п.л.
  •  Шангина И.И. Некоторые аспекты этнографического образования музейными средствами. Печатн. Международный музейно-педагогический семинар "Здравствуй, музей". СПб., 1995. 0,2 п.л.
  •  Шангина И.И. Коллекция русских святочных масок в РЭМ. Печатн. ЖС, 1995, N 2. 0,5 п.л.
  •  Шангина И.И.  Н.И.Лебедева и полевая этнография 1920-х гг. Печатн. Этнография и фольклор Рязанского края. Первые Лебедевские чтения. Рязань, 1996. 0,5 п.л.
  • Шангина И.И. Традиционная культура русского народа. Определение понятия. Печатн. Русская культура и образование. Материалы и разработки по философии и педагогике. СПб., Вып. VII. 0,2 п.л.
  • Шангина И.И. Полевая работа РЭМ в Кировской области. Печатн. Традиционная народная культура населения Урала: Материалы международной научно-практической конференции. Пермь, 1997. 0,4 п.л.
  • Шангина И.И. Русские традиционные праздники. Печатн. СПб., 1997. 10 п.л.
  • Шангина И.И.Праздничная и обрядовая жизнь русского народа. Новая экспозиция РЭМ. Печатн. ЖС, 1997, N 1. 0,5 п.л.
  • Шангина И.И. А.Чесняков - святой человек кологривских крестьян. Печатн.ЖС, 1997, N 3. 0,5 п.л.
  • Шангина И.И.  Этнографические музеи России. Печатн. Этнология Франции. Россия. Париж, 1997. 1,5 п.л. На франц.языке.
  • Шангина И.И. Ф.К.Волков и антропологическая школа в этнографии. Печатн. Традиции отечественной палеоэтнологии. СПб., 1997. 0,2 п.л.
  • Шангина И.И. Русский традиционный костюм. Энциклопедия. Печатн. СПб., 1998.30/40 п.л. Соснина Н.Н.
  • Шангина И.И. Д.А.Клеменц - первый директор Российского этнографического музея.Печатн. Пигмалион музейного дела. К юбилею Д.А.Клеменца. 1 п.л.
  • Шангина И.И. М.И.Артамонов. Первый шаг в науку. Печатн. Сб. памяти М.И.Артамонова. СПб., 1998. 0,5 п.л.
  • Шангина И.И. Русская изба. Энциклопедический справочник. Печатн. СПб., 1999.10/40 п.л. Авторский коллектив.
  • Шангина И.И. Понедельник. Печатн. Время и календарь. 1999. 0,5 п.л.
  • Шангина И.И. Русские дети и их игры. Печатн. СПб., 2000. 19 п.л.

Баранова О.Г.

  • Баранова О.Г. Рождественско-святочная обрядность русского населения Вятского края (XIX-XX вв.) // Малые города России. Культура. Традиции. Материалы научно-практической конференции "Да возвеличится Россия!" Статья.  М., СПб. 1994. С. 127-130
  • Баранова О.Г.  Календарные праздники и обряды русского населения Вятского края (20-30е и 80-90е годы XX в.) // Историческая этнография. Русский Север и Ингерманландия. Вып. 5. Статья.  СПб, 1997. С. 143-152.
  • Баранова О.Г.  Святой источник близ д. Сорокопенко // София. №3. Статья.  1998. С. 22.
  • Баранова О.Г.  Христианская символика праздничных дат на русских деревянных календарях - святцах // Церковная археология. Вып. 4. Материалы II Всероссийской церковно-археологической конференции, посвящённой 150-летию со дня рождения Н.В. Покровского (1848-1917). Статья.  СПб, 1998. С. 25-27.
  • Баранова О.Г.  Русские деревянные календари в собрании РЭМ // ЖС. №3. Статья.  1998. С. 25-28.
  • Баранова О.Г. Святые ключики Пестовского района // София. №1. Статья.  1999. С. 24-26.
  • Баранова О.Г.  Визуально-знаковый праздничный ряд на русских деревянных календарях - святцах // III Конгресс этнографов и антропологов России. Тезисы докладов.  М., 1999. С. 326-327.
  • Баранова О.Г.  Русская изба. Иллюстрированная энциклопедия. В соавторстве с Барановым Д.А., Мадлевской Е.Л., Сосниной Н.Н., Фишман О.М., Шангиной И.И.  СПб, 1999.
  • Баранова О.Г.  Отрицательное качество времени в образах потустороннего мира у русского народа // Время и календарь в традиционной культуре. Тезисы докладов Всероссийской научной конференции.  СПб, 1999. С. 103-106.
  • Баранова О.Г.  Параскева Пятница в народном почитании // София. СПб, №4. Статья.  1999. С. 29-32.

Баранов Д.А.

  • Баранов Д.А. Детская колыбель в обрядах и мифологических представлениях крестьян Русского Севера // Из истории С.-Петербургской губернии. Сборник научных трудов. Статья. СПб, 1997. С. 47-52.
  • Баранов Д.А.  Пренатальные знания и этнография детства // Искусство и наука. Статья.   СПб, 1998. С.69-74.
  • Баранов Д.А.  "Стоит город не на земле, не на воде". К мифологии колыбели // ЖС. №2. Статья.  1998. С. 21-23.
  • Баранов Д.А.  "Незнакомые" дети (К характеристике образа новорождённого в русской традиционной культуре) // ЭО. №4. Статья.  1998 С. 110-122.
  • Баранов Д.А.  Детское знание (Об одном фрагменте народной эмбриологии) // Канун. Вып.5. Пограничное сознание. Статья.   СПб, 1999. С. 147-175.
  • Баранов Д.А.  Образ ребёнка в представлениях русских о зачатии и рождении (по этнографическим, фольклорным и лингвистическим материалам). Автореферат дисс. канд. ист. наук: 07.00.07 / РАН, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера).  СПб, 2000.
  • Баранов Д.А. Новая выставка в РЭМ: "Космогонические представления русского народа" (20 июня 15 июля 1994г.) // ЭО. №4. Статья.   1996. С.142-145.
  • Баранов Д.А.  "Льняной круг" (Выставка в РЭМ. Июнь -август 1997) // ЖС. №3. Статья.   1998. С.51-52.(В соавторстве с Комаровой С.В. и Мадлевской Е.Л.).
  • Баранов Д.А. Символика и ритуальные функции пива // ЖС. №3. Статья.  1996. С. 15-17.
  • Баранов Д.А.  Образ лягушки в вышивке и мифопоэтических представлениях восточных славян. (Семантический комментарий) // Сборник МАЭ. Т. ХLVII. Статья. 1999. СПб, С. 111-131. (В соавторстве с Мадлевской Е.Л.).
  • Баранов Д.А.  Лев в русской культуре // ЖС. №3. Статья. 1996. С. 17-19. (В соавторстве с Островским А.Б.).
  • Баранов Д.А.  Этническое самосознание: автостереотипы и символы // Изучение национального самосознания в этнографических музеях. Материалы семинара. Статья.  СПб, 1998. С. 61-68.
  • Баранов Д.А. Русская изба. Иллюстрированная энциклопедия. СПб, 1999 (В соавторстве с Барановой О.Г., Мадлевской Е.Л., Сосниной Н.Н., Шангиной И.И., Фишман О.М.).

Зимина Т.А.

  • Зимина Т.А. Этнографические экспедиции СПбГУ // ЯЛИК. Статья. СПб, 1996. № 9. С. 8-9.
  • Зимина Т.А.  Редьяне, ловатчане и др. группы населения Новгородской обл. // ЖС. № 3. Статья. 1998.
  • Зимина Т.А. Святые места Порховского и Гдовского районов Псковской области // Этнографическое изучение Северо-запада России. Итоги полевых исследований 1996 и1997 гг. в Ленинградскую, Псковскую и Новгородскую области. Статья.  СПб, 1998. С. 19-20.
  • Зимина Т.А.  Святые места: Леохново //. Этнографическое изучение Северо-запада России. Итоги полевых исследований 1996 и1997 гг. в Ленинградскую, Псковскую и Новгородскую области. Статья. СПб, 1998. С. 61-62.
  • Зимина Т.А.  Локальные группы населения Пестовского р-на Новгородской области (по материалам экспедиции 1998 г.) // Этнографическое изучение Северо-Запада России. Итоги полевых исследований 1999 г. в Ленинградской, Псковской, Новгородской областях. Статья.  СПб, 1999. С. 19-21
  • Зимина Т.А.  Общественный быт. Календарные традиции и обряды // Историко-этнографические очерки Псковского края. Статья.  Псков, 1999. С. 218-234.
  • Зимина Т.А. Троица в Псковской области (по материалам экспедиций 1995-96 гг. // Етнiчна iсторiя народiв Европы. Традицiона етнiчна культура словян. Статья. Киiв. 1999. С. 45-48.

Мадлевская Е.Л. (Демиденко - дев.)

  • Демиденко Е.Л.  Значение и функции общефольклорного образа камня // Русский фольклор. Т. XXIV, Статья.  Л., 1987, С. 85-98.
  • Демиденко Е.Л. Календарные обряды и праздники населения Белозерского р-на Вологодской обл. 1920-80-х гг. ХХ в. // Полевые исследования ГМЭ народов СССР 1985-1987 гг. Статья. Л., 1989. С. 59-61.
  • Демиденко Е.Л. Царь-девица: женский образ в русской сказке // Пётр Петрович Ершов - писатель и педагог. Тезисы докладов и сообщений Всероссийской научно-практической конференции 22-24 ноября 1989г. Ишим, 1989. С. 19-21.
  • Демиденко Е.Л. Былинная богатырша Златогорка // Язычество восточных славян: Сб. научных трудов. Статья.  Л., 1990. С. 120-129.
  • Мадлевская Е.Л.  "Халява у каждого одна на всю жизнь" // ЖС. № 2. Статья.  1998. С. 33-34.
  • Мадлевская Е.Л.  Льняной круг" (Выставка в РЭМ. Июнь -август 1997) // ЖС. №3. Статья. 1998. С.51-52. (В соавторстве с Барановым Д.А. и Комаровой С.В.).
  • Мадлевская Е.Л.  Образ лягушки в вышивке и мифопоэтических представлениях восточных славян. (Семантический комментарий) // Сборник МАЭ. Т. ХLVII. Статья. 1999. СПб, С. 111-131. (В соавторстве с Барановым Д.А.).
  • Мадлевская Е.Л. Русская изба. Иллюстрированная энциклопедия.   СПб, 1999 (В соавторстве с Барановым Д.А., Барановой О.Г., Сосниной Н.Н., Шангиной И.И., Фишман О.М.).

Соснина Н.Н.

  • Соснина Н.Н.  Русский народный костюм (Из собрания Музея этнографии народов СССР). Альбом.   Л., 1984.
  • Соснина Н.Н. Русский традиционный костюм. Иллюстрированная энциклопедия.СПб, 1998. (В соавторстве с Шангиной И.И.).
  • Соснина Н.Н  Русская изба. Иллюстрированная энциклопедия.   СПб, 1999. (В соавторстве с Барановым Д.А., Барановой О.Г., Мадлевской Е.Л., Фишман О.М., Шангиной И.И.).
  • Соснина Н.Н.  Народное искусство Русского Севера. Буклет.   СПб, 1991.

Холодная В.Г.

  • Холодная В.Г. Гуцульские топорцы // ЖС. №3. Статья.  1998. С. 12-14.
  • Холодная В.Г.  Драки во время праздничных весенне-летних гуляний как элемент молодёжной культуры // Этнографическое изучение Северо-Запада. Статья.  СПб, 1998. С. 48-50.
  • Холодная В.Г.  Функции мужской молодёжи в зимней календарной обрядности украинцев Карпат конца XIX-начала ХХ вв. // III Конгресс этнографов и антропологов России (Москва). Тезисы.  М., 1999. С. 216.
  • Холодная В.Г.   Пространственно-временной аспект в ритуальном "формировании" мужского статуса на первом этапе социализации в традиции украинцев Карпат в конце XIX-начале ХХ в. // Етнiчна iсторiя народiв Европы. Традицiона етнiчна культура словян. Статья.  Киiв. 1999. С. 141-147.
  • Холодная В.Г. Роль Петровского поста в раграничении "женского"и "мужского" времени в западно-украинской весенне-летней обрядности // Время и календарь в традиционной культуре. Статья. СПб, 1999. С. 32-38.

в начало страницы ↑

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.

Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.