Здание Этнографического отдела и Памятный зал

Начиная с 1900 года в течение последующих четырех лет практически ежедневно заседали две комиссии: государственная строительная комиссия во главе с великим князем Георгием Михайловичем и комиссия от Академии художеств, в которую входили известные архитекторы-академики Л.Н. Бенуа, Г.И. Котов, В.В. Суслов. Первая комиссия определяла сроки строительства, занималась финансовыми вопросами и выбором фирм-подрядчиков; вторая – обсуждала и утверждала проекты В.Ф. Свиньина, вносила замечания и предложения по их доработке.

              

Для Этнографического отдела первоначально предполагалось использовать Конюшенный и Прачечный флигели Михайловского дворца, а для Памятного, посвященного Александру III, зала перестроить бывший Манеж. Это был быстрый и относительно недорогой вариант, который предложил в. кн. Георгий Михайлович. Однако В.Ф. Свиньин на первом же заседании строительной комиссии в марте 1900 года высказал свое соображение: «…в архитектурном отношении лучше всего было бы поместить зал, посвященный памяти Императора Александра III, в центре будущего Этнографического отдела». Он полагал, что для такого помещения подобает парадный вход с площади. Не сразу, но архитектору удалось отстоять свое мнение.

Манежный и Конюшенный флигели оказались непригодными для музейных целей, и в конце 1902 года было окончательно решено разобрать их и построить новое здание.

Перед В.Ф. Свиньиным стояла сложная задача: с одной стороны, спроектировать функциональное, стилистически связанное с архитектурой Михайловского дворца здание для этнографических коллекций, с другой – создать величественный Памятный зал. Пытаясь найти компромисс, он выбрал неоклассицизм, однако высота Памятного зала диктовала более крупные пропорции всего здания.

Снос флигелей и проект В.Ф. Свиньина были неоднозначно восприняты в архитектурных кругах. Резкие критические высказывания на страницах журналов и фактически травля со стороны коллег – такова была атмосфера, в которой приходилось работать архитектору.

    

Строительство здания Этнографического отдела и Памятного зала

По проекту В.Ф. Свиньина предполагалось построить замкнутое каре с двумя параллельными корпусами: один с выходом на Инженерную улицу, другой – Садовый – отделил бы внутренние дворы музея от Михайловского сада.

             

В апреле 1904 года проект был одобрен комиссией Академии художеств.

Однако из-за финансовых трудностей, вызванных русско-японской войной, министр финансов предложил «ограничиться временно постройкой Памятного отдела и только лицевым корпусом и корпусом со стороны главного двора Этнографического отдела».

   


Это был тяжелый удар по планам архитектора, и ему в очередной раз пришлось корректировать проект, но тогда он не сомневался, что здание музея все-таки будет достроено. Но, как известно, проект В.Ф. Свиньина так и остался воплощенным лишь наполовину.

16 июня 1905 года состоялась церемония закладки здания. Был отслужен молебен, для рабочих устроили обед и вручили подарки – Библии, новые рубахи и пояса. На время работ по распоряжению в. кн. Георгия Михайловича, который принимал самое деятельное участие в организации строительства, для рабочих были организованы столовая с горячими обедами и медицинский кабинет. Великий князь доверял В.Ф. Свиньину и поддерживал его.

В.Ф. Свиньин считал, что при возведении здания должны применяться самые передовые технологии, использоваться только российские материалы, а заказы следует отдавать только российским фирмам. Для внутренней отделки он использовал розовый карельский мрамор, за добычей которого следил лично, приезжая на карьер. Он сам выбирал глыбы, наблюдал за взрывными работами, причем однажды едва не погиб при одном из самых сильных взрывов.

Мрамор доставляли к месту строительства на баржах по Онежскому и Ладожскому озерам, затем по Неве к пристани у Летнего сада, а оттуда на телегах перевозили в Михайловский сад, где было установлено специальное оборудование для его обработки.

      

Распиловку и обработку мраморных плит производили ещё несколько фирм, а также петербургский гранильный завод К.Ф. Верфеля.
     
      
    
   

      

       

Все отделочные работы в здании Этнографического отдела были закончены в начале 1916 года.

                

                 

                        

               

                  

Декоративное оформление здания

В декоративном убранстве здания Этнографического отдела и Памятного зала В.Ф. Свиньин творчески переосмыслил и развил традиции русского ампира. Символика украшений фасада и интерьеров проникнута идеями возвеличивания государства и императорской власти, науки и искусства. На фасадном фризе можно увидеть изображения венков славы, масок египетских фараонов, книг, свитков, чертежных инструментов, гербов Российской империи, Москвы и Санкт-Петербурга. По обеим сторонам портала расположены два многофигурных барельефа, которые представляют образы античных философов, ученых, представителей искусства.

Орнаментальные и скульптурные композиции снаружи и внутри здания были созданы по рисункам скульптора М.Я. Харламова. В.Ф. Свиньин также принимал участие в разработке декора музея.

На портике здания возвышается трехфигурная скульптурная композиция «Афина – покровительница искусств и ремесел», но ни М.Я. Харламов, ни В.Ф. Свиньин не планировали такое украшение, его предложил в.кн. Георгий Михайлович. Скульптура была установлена в 1910 году и сейчас она воспринимается как гармоничная часть убранства парадной части здания.

Входная дверь музея – огромная, тяжелая, покрытая бронзовыми листами с литыми деталями – вызывает довольно сильные эмоции у посетителей: восхищение, удивление и даже досаду, ведь чтобы ее открыть, надо приложить немало усилий. В.Ф. Свиньин декорировал ее яблоневыми лепестками. Дубовая дверь на железном каркасе была изготовлена в 1910 году на петербургском слесарном заводе Шульца.

            

Мраморный зал

Зал памяти императора Александра III, который сегодня называется Мраморным, не имеет аналогов в петербургской архитектуре, его интерьер уникален. Площадь зала – около 1 000 кв. м, высота – 15,7 м. Композиция зала представляет собой классический перистиль: по периметру идет высокий цоколь с 28 мраморными колоннами весом 24 тонны каждая.

Над колоннами – бронзовая ажурная падуга в виде косой сетки, поддерживающая потолок. Колоннада окаймляет галерею площадью более 300 кв. м. Капители колонн искусно декорированы гербом дома Романовых и монограммой Александра III.

Особую нарядность этому пространству придает отделка розовым карельским мрамором. Потолок, сделанный из хрустальных плиток, даёт много света. Плитки для него были изготовлены московской ювелирной фирмой «И.П. Хлебников, сыновья и К». Базы и капители колонн были отлиты в Петербурге на предприятии «А. Моран и К». Для них Главным артиллерийским управлением было отпущено 6 тысяч пудов пушечной меди.

Барельеф Мраморного зала – оригинальное произведение искусства. Скульптурная полоса длиной 96 м и высотой 1,87 м проходит через три стены зала на удобной для обозрения высоте. Здесь изображены 183 фигуры, представляющие сцены из жизни разных народов Российской империи. Авторы барельефа – скульпторы М.Я. Харламов и В.С. Богатырев, выпускники Академии художеств, были рекомендованы В.Ф. Свиньиным.

        

В центре зала на постаменте из яшмы был установлен бронзовый памятник Александру III высотой 3,55 м. Автором его также был М.Я. Харламов. В 1920-е годы, согласно изданному в 1918 году «Декрету о памятниках Республики», его, как и многие другие бронзовые памятники, расплавили на заводе «Красный выборжец».

Во время Великой Отечественной войны зал сильно пострадал, его реставрация длилась долгие годы. Восстановлением барельефа занималась, среди прочих, дочь скульптора М.Я. Харламова – М.М. Харламова. Разбитые во время бомбежек хрустальные плитки потолка в 1950-е годы были заменены стеклянными. В 2009–2011 годах под руководством П.Г. Щедрина петербургская фирма «Возрождение» провела научную реставрацию потолка Мраморного зала.

     

Временные стеклянные плитки были заменены хрустальными, изготовленными по специальной технологии, разработанной художником А.И. Яковлевым.
     
     
     

      

      

       

               

Сейчас в Мраморном зале устраиваются выставки, конференции, праздники, ежегодно проходят мероприятия деловой программы Санкт-Петербургского Международного культурного форума.
                
                
                   
                
                     

                      

Экспозиционные залы

Внутренняя планировка музея тщательно продумана, она проста и рациональна, здесь все продиктовано удобством размещения экспонатов и передвижения посетителей.

Через высокие арки Аванзала видны боковые залы с мраморными лестницами.

Стены центральных маршей лестниц по предложению художника И.Е. Репина предполагалось украсить гипсовыми барельефами с изображением карт России, но эта идея не была реализована. В конце 1950-х – начале 1960-х годов здесь появились фрески советских художников Л. Полищука и С. Щербининой «Дружба народов СССР».

                 

До настоящего времени сохранилась лишь одна фреска.

 

   

   

   

Дворы музея

       

Через чугунные ворота, расположенные между музейным и административным корпусами, открывается проход в первый двор.

    

     

    

    

   

    

      

Пройдя в глубину двора, можно увидеть строения экспозиционных залов музея, здание Памятного зала и бывший Прачечный флигель (построенный ещё Карлом Росси), выходящий на Садовую улицу, который сегодня является административным корпусом музея.

    

    

***

В 2020 году Российский этнографический музей отмечает 155 лет со дня рождения Василия Федоровича Свиньина. Время все расставило по своим местам и восстановило доброе имя талантливого зодчего. Здание музея оказалось самым значительным сооружением В.Ф. Свинина, оно занимает достойное место среди памятников архитектуры нашего города. Современные историки архитектуры с полным основанием относят его «к выдающимся произведениям петербургского зодчества начала ХХ века». Здание находится под государственной охраной и имеет статус памятника федерального значения.

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.

Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.