Купить билет

На начало 2022 года собрание по этнографии народов Кавказа и Крыма содержит свыше 24 600 предметов, включая предметы, находящиеся в фондах Специального хранения. Собирательская работа осуществлялась в историко-этнографических областях: Дагестанской, Крымской, Северокавказской, Южнокавказской и на некоторых сопредельных территориях Ирана и Турции.

Комплектование музейного собрания предметами, характеризующими культуру народов Кавказа и Крыма, можно разделить на два этапа, которые совпадают с важными периодами истории музея.

В первый период, а это время существования музея в качестве Этнографического отдела Русского музея (1902–1934 гг.), собирательская работа носила востоковедческий характер, что было связано с обязанностями, возлагавшимися на руководителей научных направлений (хранителей, после 1925 г. – заведующих отделами, а также более широким пониманием границ территории, подвергаемой изучению. Хранителями III отдела К.А. Иностранцевым (1902–1908) и А.А. Миллером (1908–1932) были предложены и проведены собственные маршрутные выезды на Кавказ, Юг России в Крым,  где одновременно с собирательской работой в нескольких этнических средах они занимались подбором корреспондентов из числа местного населения.

Благодаря этим экспедициям исследователям удалось получить материалы, собрать которые впоследствии было бы уже невозможно. Это были коллекции по абхазам (А.А. Миллер и А.К. Сержпутовский), ногайцам и карачаевцам (К.А. Иностранцев), балкарцам, кабардинцам и осетинам (З.П. Валаев), черноморским шапсугам (А.К. Сержпутовский), малочисленным народам горного Дагестана (А.К. Сержпутовский, А.Л. Млокосевич), кубачинцам (Саид Магомедов), горским евреям (А.А. Миллер), азербайджанцам (А.А. Миллер, К.З. Кавторадзе), армянам и иранцам (С.В. Тер-Аветисян), горным грузинам (Г.А. Бонч-Осмоловский, Н.Ф. Нижерадзе), этнографическим группам Западной и Восточной Грузии (Н.С. Державин, М.О. Зандукели, Ф.Т. Сахокия, Н.А. Горбунов), народам Крыма (К.А. Иностранцев, А.А. Миллер, П.Н. Бекетов). Знаменательной стала поездка 1915 года в турецкую Армению А.А. Миллера, фактически спасшего от огня Первой мировой войны коллекции по культуре западных армян.

Сборы 1920-х годов отмечены поступлениями элитарных вещей из особняков бывшей петербургской знати, а также предметов, полученных в результате исследований, проводившихся Г.А. Бонч-Осмоловским и Ф.А. Фиельструпом в Крыму, которые осуществлялись в рамках палеоэтнологического подхода и которые позволили сформировать этнографические коллекции, составившие ядро этнографического собрания по культуре народов Крыма. Собрания музейных предметов первой трети XX века по культуре крымских татар, караимов, крымчаков, сконцентрированные в Российском этнографическом музее (РЭМ), в настоящее время являются более представительными по сравнению с другими музеями России.

Поступления предметов бытовой культуры народов Кавказа раннего советского периода явились результатом работы Северо-Кавказской экспедиции, возглавляемой А.А. Миллером, и проводившейся Государственной академии истории материальной культуры. Из них наиболее значительными были коллекции по адыгам-бесленеевцам и особенно осетинское собрание, отражавшее специфику горского земледелия. 

С 1934 года начался следующий этап формирования коллекций РЭМ по кавказской этнографии. В этот период полевые исследования были направлены на изучение культуры отдельного этноса, и подчинялись двум задачам: сбору фактического материала – вещевого и фотографического, и изучению этнокультурной ситуации приемами непосредственного наблюдения и опроса людей. Тематика и маршруты поездок разрабатывались в основном Е.Н. Студенецкой, возглавлявшей с 1938 по 1982 год сформированный в середине 1930-х годов отдел этнографии народов Кавказа.

1930-е годы отмечены полевыми исследованиями  у балкарцев, бесленеевцев, кабардинцев, карачаевцев, осетин, и многочисленными поездками к разным этнографическим группам грузин В.П. Муратхан. Существенное пополнение собрания, в том числе и по этнографии Кавказа и Крыма, состоялось в 1948 году с передачей в Государственный музей этнографии (ГМЭ) собрания бывшего Музея народов СССР в Москве, наследника Центрального музея народоведения. Ценность этого поступления состоит в том, что оно содержало материалы Этнографической выставки 1867 г. и некоторые даже более ранние этнографические предметы.

Полевая работа возобновилась после окончания Великой Отечественной войны, с поездки в 1947 году Е.Н. Студенецкой в Кабарду. С 1950 по 1980 год продолжался сбор коллекций по этническим общностям и национальным территориям с целью получения материалов по всем народам Кавказа. Было активизировано изучение Дагестана (Л.Ф. Виноградова, Н.П. Соболева), Грузии (Н.П. Соболева, Е.Я. Селиненкова), Армении (Е.Н. Студенецкая, Н.П. Соболева, А.Л. Натансон, А.М. Бианки), планомерные ежегодные поездки в Азербайджан (Э.Г. Торчинская). Были проведены экспедиции Н.П. Соболевой к абхазам, Э.Г. Торчинской к удинам, курдам, талышам, татам Азербайджана, А.М. Бианки к армянам Краснодарского края. На Северном Кавказе в 1978, 1982, 1983, 1988 годах работал В.А. Дмитриев. Эти годы по количеству поступивших в собрание предметов можно сравнить с дореволюционным периодом.

1980-е годы также дали значительное количество поступлений от частных лиц. 1970–1980 годы были отмечены  специальными  поездками с целью подготовки материалов для экспозиций и выставок ГМЭ, а также освещения таких тем, как «Современное народное искусство», «Современные обряды и праздники».

В последние 25 лет работа по комплектованию кавказского собрания РЭМ носила «очаговый» характер. С одной стороны, удалось привлечь ряд лиц, ставших фондообразователями музея. От них в музей поступили образцы современной адыгской одежды, кавказское холодной оружие и комплекты традиционной одежды грузин-хевсур, предметы культуры народов Дагестана и талышей, большая коллекция грузинских безворсовых ковров. С другой стороны, состоялись экспедиционные выезды: Л.С. Гущян – в Армению и Приазовье,  И.С. Карпушиной и Е.Ю. Гуляевой – в Азербайджан, Л.А. Сластниковой в Крым, Е.И. Нератовой – в Грузию. В настоящее время среди поступлений обозначилось наличие предметов культуры, утвердившихся в роли региональных символов: ковров, оружия, некоторых категорий утвари.

Характеризуя в целом собрание РЭМ по этнографии народов Кавказа и Крыма, следует отметить его представительность по номенклатуре этнических общностей Кавказа, присутствию комплексных коллекций по всем народам Северного и Южного Кавказа и большинству народов Дагестана. Вещевой материал предоставляет возможность подчеркнуть групповые различия, присущие культуре адыгов, осетин, грузин, азербайджанцев, армян, и, напротив, показать культурное сходство карачаевцев и балкарцев. Уникальность, в силу истории ряда народов региона и развития музейного дела, имеют коллекции по этнографии абхазов, ногайцев, чеченцев, ингушей, народов Западного и Южного Дагестана, западных армян, крымских татар, караимов, крымчаков, греков Крыма.

Наиболее представительным компонентом материальной культуры является народный костюм, репрезентативный по категориям региональности, этничности, этнолокальной принадлежности, разновидностей занятий. Собрание ювелирных изделий дает возможность представить местные школы промысла. Нельзя не отметить ковровые (Южный Кавказ и Дагестан) и оружейные коллекции. В собрании содержится ряд предметов, составляющих ядро ритуально-культовых комплексов, связанных с архаическими верованиями и традиционными праздниками.

Каталоги по коллекциям народов Кавказа. 

  • Народы Кавказа. Каталог-указатель этнографических коллекций. / Студенецкая Е.Н. и др. Л.: б.и. 1981. – 197 с. 
  • Искусство народов Северного Кавказа. Каталог коллекций. / Сост. Студенецкая Е.Н., Е.Б. Кочетова. Л.: ГМЭ, 1990. – 150 с.
  • Торчинская Э.Г. Одежда народов Азербайджана и азербайджанцев Дагестана. Каталог. Л.: б.и., 1990. – 110 с.
  • Kaukasishe Volkeren (The  Caucasian peoples). / Red. Staf Daems, Myariam Wagemans. Antwerpen, 2001.– 327 s.
  • La otra Iberia. Etnografia del cáucaso occidental y central. || La otra Iberia. Etnografia del cáucaso occidental y central. Museu de prehistòria i less cultures de Valencia, 2004. – 42 s.
  • Холодное оружие в собрании Российского этнографического музея. / Сост.  Лютов Е.Н. СПб.: ИП «МАК», 2006. – 247 с.
  • Гущян Л.С. Культурное наследие Западной Армении: Материалы по культуре армян Ванской области в собрании РЭМ (экспедиция А.А. Миллера 1916 г.). – Ереван: Нушикян ассоциация, 2015. – 224 с.
  • Дмитриев В.А., Мастафов С.Б. Предметы культуры адыгов в собрании Российского этнографического музея. СПб.: «Славия»,1916.  – 267 с.
  • Декоративно-прикладное искусство Азербайджана в собрании Российского этнографического музея. / Колл. авторов. Баку – Санкт-Петербург: б/и, 2021.– 246 с.

Обращаем ваш внимание, что в последнее время участились случаи мошенничества, совершаемые с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

Обращаем ваше внимание, что билеты в Российский этнографический музей в сети Интернет можно приобрести только через официальный сайт музея www.ethnomuseum.ru . Просим вас быть очень внимательными, чтобы не стать жертвами мошенников.

Режим работы Музея в праздничные дни:
01 и 08 мая, 11 и 12 июня с 10.00 до 18.00, касса  до 17.00;
29 апреля, 09 мая Музей закрыт.


Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.