Купить билет

Собиратели

Арепьев Николай Федорович

Арепьев Николай Федорович

Арепьев Николай Федорович – дворянин, писатель (лит. псевд. Богородичанин; Н. А.; Репьев, А.; Феодорович, Н.; Шале; Экуте и др.), педагог (воспитатель, учитель истории и географии), член Археологического института и Общества землеведения при Санкт-Петербургском университете может быть назван одним из основоположников отечественного краеведения и теоретиков развития эко-этнотуризма в России.

Автор: М.Л. Засецкая, научный сотрудник ведущей категории отдела этнографии Северо-Запада и Прибалтики

Н.Ф. Арепьев родился 1 мая 1852 г. в Могилевской губ. в семье обедневших дворян. Примечательным фактом его биографии является то, что его отроческие воспоминания связаны с Прибалтийским краем: начальное школьное образование он получил в Александровском уездном училище г. Риги, куда его отец был переведен по службе. Затем мальчик поступил в реальную гимназию в г. Вильно (Вильнюс), которую и закончил в 1871 г. Подобно многим юношам, по завершению среднего образования, Арепьев устремился в Санкт-Петербург на поиски своей судьбы. К сожалению, ему не удалось поступить на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, хотя некоторое время он посещал лекции как вольнослушатель. В 1872 г. Арепьев, который не мог рассчитывать на поддержку родственников и был вынужден содержать себя сам, устроился воспитателем в семью начальника Балтийский броненосной эскадры генерал-адъютанта Г.И. Бутакова. Так началась его педагогическая деятельность, которой он посвятил всю свою жизнь.

Спустя шесть лет, в 1878 г., Николай Федорович получил должность преподавателя в Петербургской земледельческой колонии для малолетних преступников; с 1879 по 1881 г. служил воспитателем в отделении малолетних преступников Петербургского тюремного комитета. Именно в этот период его начинают интересовать вопросы, связанные с методикой преподавания, организацией учебного процесса и народного образования в целом. Свои идеи и размышления он излагает в статьях, которые регулярно публикуются в петербургской периодической печати («Русская жизнь», «Неделя», «Речь», «Голос» и др.), а также в специализированных педагогических изданиях – «Естествознание и география», «Русская школа», «Образование», «Вестник воспитания», «Народная школа».

В ноябре 1881 г. Николая Федоровича пригласили на работу воспитателем в пансион при 3-й Санкт-Петербургской гимназии. В 1884 г. он выдержал экзамен на звание учителя географии и истории и был зачислен в штат гимназии как воспитатель и преподаватель истории и географии в младших классах. За время своей службы в гимназии, которая продолжалась до 1915 г., Арепьев был награжден орденами Святой Анны (1895) и Станислава 2-й степени (1900), а в 1910 г. удостоен звания статского советника. Тогда же ему была назначена государственная пенсия «за 25-летнюю службу по ведомству Министерства народного просвещения». Наиболее полно биография Н.Ф. Арепьева, его научно-просветительская и педагогическая деятельность раскрыты в статье С.В. Степанова «Петербургский педагог, краевед Н.Ф. Арепьев и его “Путеводители по окрестностям Петербурга”».

Многолетнее серьезное изучение локально краеведческой истории привело Арепьева к необходимости освоение начал археологии, этнографии и документальной фотографии. В 1900 г. он прослушал курс лекций Археологического института и в 1902 г. стал его сотрудником. Но еще в 1899 г. им был испрошен Открытый лист на раскопки «шведских могил» в д. Заозерье и остатков монастыря на Черном озере (Яблоницкая вол. Лужского у.). Известно, что в летние сезоны 1900 и 1901 гг. он продолжил свои археологические исследования на территории Лужского у. Характерно, что «поданный в ИАК отчет о работах представляет собой практически законченное историческое исследование с проработанной и снабженной справочным аппаратом вводной частью, содержащее большое количество сведений этнографического характера, местных легенд и преданий, однако описания раскопок были даны весьма кратко и не содержат ни планов исследованных погребальных сооружений, ни зарисовок найденных вещей» (Соболев 2016. С. 241).

В 1910 г Арепьев обращается к заведующему отделом Этнографического отдела Русского музея Н.М. Могилянскому с предложением о сотрудничестве и сборе этнографических материалов по культуре шведского населения о-ва Вормс (от нем. –Worms; швед. Ormsö, Вормси– эст. Vormsi), где он, согласно собственным заверениям, проводил летние сезоны. Трудно точно определить год, когда Арепьев впервые посетил этот остров. Но если судить по дате «1904 г.» – на титульном листе его рукописи «Остров Вормс и его обитатели шведы», то впервые Арепьев прибыл на этот остров не позже 1904 г. Работая на острове в «летние сезоны» (1906–1911) как географ и археолог, Н.Ф. Арепьев успел познакомиться с его историей, природными ресурсами, флорой, фауной, системой земледелия и укладом жизни и хозяйства островитян, со многими из которых у него установились, по-видимому, доверительные отношения. Это становится очевидным не только при чтении вышеуказанной рукописи, но и при знакомстве с его вещевыми и фотоиллюстративными материалами. Детская одежда, в том числе крестильная, свадебные и «смеретяные» (смертные) головные уборы, кукла, рождественские «короны» из соломы для убранства жилища – вещи, которые редко отдают чужому приезжему человеку.

Следует отметить, что особенностью экспедиции 1911 г. была ее тщательная подготовка, о чем свидетельствует тот факт, что Арепьеву были ассигнованы средства не только на приобретение экспонатов, но и на оборудование небольшой экспедиционной фотолаборатории.

В результате благодаря Н.Ф. Арепьеву ЭО (ныне Российский этнографический музей, РЭМ) стал обладателем историко-этнографических памятников по культуре шведов о-ва Вормс, аналогу которому в Российской Федерации нет.

Уникальность собрания Арепьева обусловлена не только этнической принадлежностью («островные шведы Эстонии»), но также своим составом, который демонстрирует комплексный подход к сбору материалов по народной культуре, включающих вещевые коллекции, научно-вспомогательные материалы (утрачены) – модели крестьянской усадьбы (дом, рига, скотный двор, баня, овин, колодец, кладовая), различных типов жилых и хозяйственных построек – курной избы, мельницы, изготовленных местным мастером Г. Яхансеном (АРЭМ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 18, Л. 14–14об); фотографии (РЭМ 2578 – всего 89 номеров), а также первый рукописный вариант краеведческого очерка «Остров Вормс и его обитатели шведы» (1904–1912), который с небольшими стилистическими изменениями был опубликован в 1914 г.

Учитывая особенность регистрации в нач. ХХ в., а именно последовательность расположения экспонатов внутри коллекций по типу предметов: юбки, куртки, штаны, чулки и т.д., огромную роль в атрибуции костюмов сыграли фотографии Арепьева (РЭМ 2578-1–20), где представлены антропологические типы местных шведов разных половозрастных групп в «старинных праздничных» и повседневных одеждах. В процессе работы по сопоставлению вещевых и фотоиллюстративных материалов в 1990-е гг. удалось реконструировать комплексы народных костюмов: мужской старинный празднично-обрядовый, включающий весенне-осенний и зимний варианты (РЭМ 2992-6, 8, 11, 32–34, 42, 69, 70); разновидности женского костюма – повседневный, праздничный, весенне-осенний, зимний, костюм горничной (РЭМ 2992-1, 14, 15, 22, 25, 26, 35, 36, 64, 94); варианты детских комплексов одежды на ребенка от младенчества до 5 лет – платья, передник, нагрудник (РЭМ 2992-19, 20ав, 23, 24, 37), чепчики (РЭМ 2992-56–60), в том числе крестильные (РЭМ 57, 58), рукавицы, носки, чулки (РЭМ 2992-83, 87, 90, 92); костюм мальчика 7–8 лет – безрукавка, пиджак, штаны с лифом (РЭМ 2992-4, 9, 10).

В культурологическом аспекте собрание Н.Ф. Арепьева – единственный пример «русского взгляда» на культуру островных шведов Эстонии. Своеобразие данного «стороннего» видения нашло отражение и в комплектовании предметов, выборе сюжетов для фотосъемки, и, конечно, в текстах рукописи. Более того, благодаря снимкам и текстам, вещи, приобретенные Арепьевым, обретают многомерность, отражая тем самым суть понятия «этнографический предмет», его реальную и символическую функции в этнической культуре. Вместе взятые, материалы экспедиции 1911 г. создают достоверный и одновременно художественно-эмоциональный образ народа, культуры, окружающего его мира.

Сквозной темой в собрании Н.Ф. Арепьева является «этнография детства», волнующая его лично, особенно в аспекте духовно-нравственного воспитания и религиозной социализации молодежи в целом. С этой темой прямо или косвенно связаны многие другие тематические группы памятников в его собрании: семейная и календарная обрядности, народные верования, традиционные домашние ремесла, народный костюм, история местной религиозной и музыкальной культуры.

Деятельность Арепьева как корреспондента ЭО не ограничилась экспедиционно-собирательской работой на о-ве Вормс. По просьбе Н.М. Могилянского в 1911 г. он посетил также о-в Руно (швед. Runö, эст. Ruhnu) и доставил оттуда одну, собранную кем-то неизвестным, небольшую коллекцию предметов одежды местного шведского населения (РЭМ 2991 – всего 21 номер), сделав при этом несколько фотографий мальчика и мужчины в народных костюмах (РЭМ 2579–1, 2).

В 1912 г. по поручению ЭО Арепьев отправился в Уфимскую губ., где им были собраны коллекции (169 экспонатов) по этнографии русских и марийцев (РЭМ 2957, 2960, 2966, 2967; АРЭМ. Ф.1. Оп. 2. Д. 18. Л. 23–34).

Весь огромный и разносторонний опыт в области педагогики и краеведения Н.Ф. Арепьев суммировал в своих трудах, посвященных развитию экскурсионных центров и программ, методических кабинетов, которые можно назвать прообразами современных краеведческих музеев. Впервые он обратился к проблеме общеобразовательных экскурсий для средней школы еще в кон. XIX в., а последняя работа по этой теме была опубликована в 1917 г.

Одной из новаторских идей Арепьева стало предложение устраивать специальные комнаты для экскурсантов при Народных домах, построенных к 300-летию дома Романовых <…> В домах должны были оборудовать залы для заседаний местных обществ, собрать коллекции древностей и справочные материалы о России и местности (краеведческие коллекции).

Предполагалось, что при домах будут оборудованы комнаты для проживания экскурсантов, а в этих комнатах будут работать местные деятели — знатоки края, которые будут составлять экскурсионные маршруты». (Степанов, 2018, С. 67, 68). По мысли Арепьева, необходимо было развивать три основных вида экскурсий: «1) естественноисторические или природно-географические (для младших школьников); 2) гуманитарные, культурно-образовательные (старшие классы); 3) религиозно-нравственные. Каждая экскурсия должна иметь определенную цель, дисциплинированность, обязательность ее как для учащихся, так и педагогов» (Степанов, 2018, С. 66, 67, 68).

После революции 1917 г. Николай Федорович продолжил свою деятельность на педагогическом поприще. Известно, что, начиная с 1921 г. он преподавал на общеобразовательных курсах, организованных при Доме просвещения им. А.И. Герцена (ныне библиотека им. А.И. Герцена межрайонной ЦБС им. М.Ю. Лермонтова). В 1923 г. участвовал в подготовке 100-летнего юбилея 13-й советской трудовой школы (бывшей 3-й гимназии). По мнению его основного биографа, С.В. Степанова, скончался Н.Ф. Арепьев не ранее 1934 г. Обстоятельства и причины его смерти, как и место захоронения в настоящее время, неизвестны.

        Архивные материалы

АРЭМ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 17 – «Остров Вормс и его обитатели шведы». 1904–1912 гг.

АРЭМ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 18 – Переписка с Н.М. Могилянским; списки коллекций 1911–1912 гг.

ИРЛИ РАН (Пушкинский Дом). Ф. 377. Оп. 7. Д. 196 – Письма Венгерову Семену Афанасьевичу с приложением автобиографических сведений, 1889–1905.

НА ИИМК РАН, РО. Ф. 1. Оп. 1. 1899. Д. 150 – По ходатайству Н. Ф. Арепьева о разрешении ему раскопок в Лужском уезде Санкт-Петербургской. губ.

ИИМК РАН, РО. Ф. 1. Оп. 1. 1900. Д. 119 – О раскопках г. Статского сов. Н. Ф. Арепьева в Лужском уезде СПб губернии.

ЦГИА СПб. Ф. 14. Оп. 3. Д. 45686. Л. 16 – Николай Николаевич Арепьев, 1906.

ЦГИА СПб. Ф. 14. Оп.1. Д. 15908. Л. 6об – О назначении пенсии воспитателю при пансионе С.-Петербургской 3-ей гимназии ст. сов. Николаю Арепьеву, 1909–1910.


Публикации

  1. Арепьев Н.Ф. Шотландский Песталоцци: [Уильям Кворрер] – СПб.: Тип. и хромолит. А. Траншель, 1888. – 19 с.
  2. Арепьев Н.Ф. Илья Петрович Деркачев 1861-1896: По поводу тридцатипятилетия его обществ.-пед. и лит. деятельности: Заметки Н.Ф. Арепьева: В прил.: список книг, журнальных и газетных статей И.П. Деркачева. – М.: Тип. О-ва распространения полез. книг, 1896. – 31 с.
  3. Арепьев Н.Ф. Организация общеобразовательных экскурсий в средней школе – М.: Типолитография т-ва И. Н. Кушнерев и К., 1901. – 17 с.
  4. Арепьев Н.Ф. Путеводитель по окрестностям Петербурга: в 6 вып. – СПб.: Тип. «Т-ва худож. печати», 1901.
  5. Арепьев Н.Ф. Первый областной съезд исследователей истории и древностей в России // Вестник археологии и истории, издаваемый Императорским Археологическим институтом. – СПб., 1904. – Вып. XVI. – С. 90–109.
  6. Арепьев Н.Ф. Родительский кружок в Петербурге. – СПб.: Т-во худож. печати, 1906. – 39 с.
  7. Арепьев Н.Ф. География России: Част. обозрение страны: Курс сред. учеб. заведений – СПб.: Т-во М.О. Вольф, 1911. – 126 с.
  8. Арепьев Н.Ф. География в средней школе и школьные экскурсии: с проектом устава О-ва орг. экскурсий. – СПб.: Тип. Андерсона и Лойцянского, 1914. – 16 с.
  9. Арепьев Н.Ф. Остров Вормс и его шведское население – СПб.: Тип. А.Э. Коллинс (бывш. Э.Н. Эрлих), 1914. – [2], – 19 с.: URL: https://www.digar.ee/arhiiv/nlib-digar:256284
  10. Арепьев Н.Ф. Экскурсии в средних школах Петрограда, с планом экскурсий по предметам на весь гимназический курс и с годичным планом для всех классов – Петроград: «Т-во худож. печати», 1917. – 14 с.
  11. Арепьев Н.Ф. За сто лет: воспоминания, статьи и материалы. – Пг.: 13 Сов. труд. шк., 1923. – [2], IV – 252 с.



Библиография

  1. Энциклопедический словарь. Доп. т. I: Аа — Вяхирь / изд.: Ф.А. Брокгауз и И.А. Ефрон; под ред. И.Е. Андреевского. – Санкт-Петербург, 1905. – С. 150.
  2. Личный состав быв. СПб. 3-й гимназии, ныне 13-й советской трудовой школы (служащие и учащиеся) за 1823–1923 гг. // За сто лет: воспоминания, статьи и материалы. – Петроград: 13 Советская трудовая школа, 1923. – С. 241.
  3. Тынурист И. В. Псалмодикон в Эстонии (о скандинавских влияниях в эстонском народном музыкальном инструментарии) // Скандинавский сборник. Вып. XXI. –Таллин: Eesti raamat. 1976. – С. 188–195.
  4. Zassetskaja M. Germaani rahvaste kogud Venemaa etnograafiamuuseumis. // Eesti Rahva Muuseumi Aastaraamat XLII. – Tartu, 1998. – S. 97–113.
  5. Засецкая М.Л. Собрание по этнографии скандинавских народов и немцев-колонистов // Материалы по этнографии. Т. 2: Народы Прибалтики, Северо-Запада и Среднего Поволжья / Ред. кол.: А.Ю. Заднепровская, Н.И. Ивановская, О.М. Фишман (отв. ред.). – Санкт-Петербург: Деловая полиграфия, 2004. – С. 114–135.
  6. Матвеева Н.Л. Из истории благотворительности в России: Романовский комитет в годы Первой мировой войны // Клио. 2005. – № 3. С. 168–172.
  7. Михайлова Е.Р., Селин А.А., Соболев В.Ю. История Чернозерского монастыря и некоторые находки с его территории // Археология и история Пскова и Псковской земли: семинар им. акад. В.В. Седова: Мат-лы 60-го заседания. Вып. 30 / Отв. ред. Н.В. Лопатин – М.;СПб.: ИА РАН; СПб.: Нестор-История, 2015. С. 143–151.
  8. Соболев В.Ю. История изучения археологических памятников Поплюсья во второй половине XIX–начале ХХ в. // Археологические вести, Ин-т истории материальной культуры РАН. Вып. 22 / [Гл. ред. Е.Н. Носов]. – СПб.: ИИМК РАН, 2016. С.238 –241.
  9. Степанов С.В. Петербургский педагог, краевед Н.Ф. Арепьев и его «Путеводители по окрестностям Петербурга» // Фонтанка: Культурно-исторический альманах / ЦГПБ им. В. В. Маяковского. СПб.: Типография «Политехника-принт», 2018. № 23. – С. 62–73.
  10. Степанов С.В. Теоретик экскурсионного дела: Портрет главного краеведа Петербурга начала XX века / Санкт-Петербургские ведомости № 195 (6304).


Коллекции

Шведы, эстонцы

В описи даны германизированные географические названия периода Российской империи, которыми пользовался Н.Ф. Арепьев (о-в Вормс – совр. эст. Вормси; Гапсальский у – Хаапсалуский р-н – с 1991 г. у. Ляэнемаа; Гулло – Хулло, Фелларне – Фелларна, Керслет – Керслети, Норбю – Норрбю, Рельбю – Ряльбю; большая часть шведских названий поселений осталась без изменений); на выставках и в публикациях мы даем общепринятый эстонский вариант.

 

№ 2991 – Предметы мужской и женской одежды, обувь. Включала 23 предмета, сохранилось 20. Лифляндская губ., Эзельский у., о-в Руно. Сбор 1911 г. Шведы.

№ 2992 – Мужская, женская, детская одежда, обувь, головные уборы, кукла, постельные принадлежности, образцы тканей, украшения. Включала 146 предметов, сохранилось 118. Эстляндская губ., Гапсальский у., о-в Вормс, села Гулло, Фелларне, Рельбю, Борбю, Керслет, Дибю, Седербю, Норбю, Олай, Фёрбю, Саксбю. Сбор 1911 г. Шведы, эстонцы (?).

№ 2993 – Музыкальные инструменты. Включала 4 предмета, сохранилось 3. Эстляндская губ., Гапсальский у., о-в Вормс, села: Румпо, Рельбю, Бусбю. 1911 г. Сбор 1911 г. Шведы.

№ 2994 – Предметы, характеризующие основные занятия: земледелие, животноводство, рыболовство, охоту, традиционные ремесла; мебель, утварь, предметы убранства жилища. Включала 82 предмета, сохранилось 70. Эстляндская губ., Гапсальский у., о-в Вормс, села Гулло, Фелларне, Рельбю, Борбю, Бусбю, Дибю, Седербю, Норбю, Олай, Фёрбю. Сбор 1911 г. Шведы, эстонцы (?).

№ 2995 – Сельскохозяйственные орудия, предметы для обработки льна, шерсти; ткацкий стан. Включала 24 предмета, сохранилось 20. Эстляндская губ., Гапсальский у., о-в Вормс, села: Гулло, Фелларне,  Борбю, Седербю, Керслет, Рельбю. Сбор 1911 г. Шведы, эстонцы (?).

 


Русские

№ 2960 – Утварь, мебель, предметы женских и мужских (столярное, плотницкое, сапожное) ремесел, лапти, упряжь. Включала 86, сохранилось 74. Уфимская губ., Уфимский у., г. Уфа, дд. Рязановка, Сергиевская Мамка. Сбор 1912 г. Великороссы / Русские.

№ 2966 – Посуда, утварь, освещение, очажная утварь и приспособления, фрагменты средств передвижения. Включала 32 предмета, сохранилось 22. Уфимская губ., Уфимский у., с. Иглино, Благовещенские заводы. Сбор 1912 г. Великороссы / Русские.

№ 2967 – Мужская, женская одежда, текстиль, украшения. Включала 50 предметов, сохранилось 48. Уфимская губ., Уфимский у., д. Кривуши, Благовещенские заводы. Сбор 1912. г. Великороссы / Русские.

Марийцы

№ 2957 – Утварь, обувь. Включала 7 предметов, сохранилось 5. Уфимская губ., Уфимский у., д. Верхние Изяки. Сбор 1912 г. Черемисы / Марийцы.

Фотоколлекции
Шведы, эстонцы

№ 2578 – Поселение, жилище, антропологические типы, одежда, основные занятия. Включает 89 фототпечатков и 59 негативов.

Эстляндская губ., Гапсальский у., о-в Вормс. Сбор 1911 г. (поступ. 1912 г.). Шведы.

№ 2579 – Мужской и детский комплексы одежды. Включает 4 фотоотпечатка и 2 негатива. Лифляндская губ. Эзельский у., о-в Рюно. Сбор 1911 г. (поступ. 1912 г.). Шведы.

№ 2580 – Женские типажи. Включает 2 фототпечатка. Эстляндская губ., Гапсальский у. Сбор 1911 г. (поступ. 1912 г.). Эстонцы.

Коллекции собирателя в «Коллекциях онлайн»



 



Режим работы Музея в праздничные дни:

01 и 08 мая, 11 и 12 июня с 10.00 до 18.00, касса  до 17.00;
29 апреля, 09 мая Музей закрыт.

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.