Купить билет

Собиратели

Кульджин Аргымай

Кульджин Аргымай

Автор: Романова С.В., ведущий научный сотрудник отдела этнографии Сибири и Дальнего Востока

Кульджин Аргымай (1865 – ?) – представитель политической и финансовой элиты Алтая кон. XIX – нач. ХХ в. Сегодня этот неординарный человек вызывает огромный интерес в Республике Алтай. Аргымая Кульджина называют духовным лидером алтайского народа, его имя входит в перечень самых значимых для алтайцев имен, таких как художники Н.К. Рерих и Г.И. Чорос-Гуркин, народный сказитель А.Г. Калкин и другие. Биография Аргымая во многом мифологизирована, в ней еще много пробелов, которые только предстоит восполнить современным ученым. Будучи одним из богатейших баев, он занимался предпринимательством, владел табунами в несколько десятков тысяч голов, торговал лошадьми в России и Монголии, поставлял лучших скакунов для императорского двора и армии. В силу коммерческих интересов неоднократно бывал в столице России, Германии и Великобритании. В качестве депутата от алтайского народа входил в число приглашенных на коронацию Николая II. Долгое время Аргымай Кульджин являлся зайсаном (главным управителем) рода майман, а позднее исполнял должность волостного старосты. После Гражданской войны и разгрома Белого движения он вместе с семьей эмигрировал в Монголию, однако в 1920-е гг. вернулся на родину, в период НЭПа пытался возобновить коммерческую деятельность, но безуспешно. В 1930 г. как крестьянин-единоличник был осужден на 10 лет, после возвращения погиб при неизвестных обстоятельствах. Имя Аргымая Кульджина было реабилитировано только в 1995 г.

Аргымай Кульджин, знавший монгольскую и русскую письменность, а также буддийскую литературу, известен своей просветительской и меценатской деятельностью. Он поддерживал связи с учеными, занимавшимися изучением культуры коренного населения Алтая: В.В. Радловым, Г.Н. Потаниным, Н.М. Ядринцевым и Д.А. Клеменцем, которому он всячески способствовал в сборе коллекций. Полученные от коммерции средства он использовал также на просвещение коренного населения. По его инициативе были открыты несколько сельских школ для алтайцев (одна из них действует до сих пор), в некоторых случаях передававшиеся православным миссионерам.

В нач. ХХ в. Аргымай Кульджин являлся одним из организаторов и идеологов религиозного движения алтай jан (алт. – белая вера), получившего название бурханизм (синкретическая религия, основанная на сочетании элементов традиционного алтайского шаманизма и буддизма северного толка; сейчас некоторые исследователи видят истоки этого направления в тенгрианстве древних тюрков). Д.А. Клеменц, летом 1904 г. специально приехавший на Алтай для ознакомления с событиями в долине Теренг, связанными с разгоном бурханистов царскими властями, самую первую информацию получил именно от Аргымая. Впоследствии Клеменц участвовал в судебном процессе над бурханистами в г. Бийске в качестве эксперта по традиционной культуре коренных народов региона, о чем его просил весь состав защиты подсудимых, представленный высококвалифицированными адвокатами Москвы и Петербурга. Во многом благодаря позиции Клеменца, т.е. его аргументированному подходу к изложению сути нового религиозного направления, бурханизм был признан на суде религиозным, а не политическим движением, в связи с чем обвиняемые были оправданы.

Можно предположить не случайность дара «почетным алтайским инородцем» Аргымаем Кульджином двух коллекций по культуре алтай-кижи Этнографическому отделу Русского музея (РЭМ 722 и 1262). Они были зарегистрированы первым заведующим Этнографическим отделом Русского музея императора Александра III Д.А. Клеменцем в 1905 и 1907 гг.

Первая коллекция включает компоненты костюмов замужней женщины и мужчины: верхнюю и нижнюю праздничную и повседневную одежду, обувь, украшения и аксессуары. Из второй коллекции сохранился лишь пояс «киргизского», точнее, казахского образца и детали снаряжения охотника. Предметы этих коллекций относятся к золотому фонду собрания Российского этнографического музея по традиционной культуре алтайцев. Из 33 предметов сохранилось 27. Самыми яркими из них являются мужская и женская праздничные шубы, крытые китайским шелком с вытканным орнаментом. В Архиве РЭМ в переписке Д.А. Клеменца с его алтайскими корреспондентами, в том числе и с А. Кульджином, содержатся описи предметов с указанием их стоимости. Первая коллекция оценена в 514 руб. При этом стоимость серег составляет 20 руб., золотых колец (впоследствии исключенных) – 4 руб. 75 коп. и в 4 руб. 25 коп., мужского накосного украшения в виде шелковых кистей –  3 руб. Возможно, в будущем при привлечении дополнительных источников удастся выяснить обстоятельства приобретения коллекций и найти объяснение этому противоречию, но для этнографии само по себе представляет интерес то, что накосник сопоставим по цене с золотыми кольцами. Это говорит о том, насколько высоко подобные вещи ценились самими алтайцами.

Ценность этих коллекций заключается и в том, что история их поступления связана со столь интересной и значительной личностью как А. Кульджин.

Эти и другие памятники экспонировались как в РЭМ (например, на выставке, посвященной собирателям, 2014 г.), так и за его пределами: на выставках в Москве – «Древний Алтай», приуроченной к 250-летию добровольного вхождения алтайского народа в состав Российского государства, проходившей в Государственном Историческом музее, и «Путешествие Цесаревича Николая II на Восток» – в Государственном музее-заповеднике «Царицыно», а также на выставках «Дмитрий Клеменц. Рождение музея» и «Тюркский мир в коллекциях Российского этнографического музея», состоявшихся в Национальном музее Республики Алтай им. А.В. Анохина в Горно-Алтайске, которые вызывали неизменный интерес у посетителей и прессы.


Архивные материалы

АРЭМ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 21. Л. 12–13 об., 19–19 об. – Алтайские корреспонденты Д.А. Клеменца. Переписка с Н.И. Ассановым, А. Кульджином, П.П. Лавровым, И.А. Щетининым, работающими по заданию Д.А. Клеменца, о собирании этнографических материалов в Томской губернии; описи этнографических предметов. Начато 21 февраля 1905 г. Окончено 5 марта 1907 г.

Коллекции

Ряд предметов из перечисленных коллекций был исключен по акту № 634 от 1955 г.: № 722-5 а, b – серебряные серьги с эмалью китайской работы; № 722-7 – женское золотое кольцо; № 722-17 – мужской шелковый пояс из муара; № 722-22 а, b – курительная трубка с чубуком; № 722-23 –мужское золотое кольцо; № 1262-1/ 1, 2 – лыжи.

 

№ 722. – Компоненты костюма замужней женщины и мужского костюма: верхняя и нижняя праздничная и повседневная одежда, обувь, украшения и аксессуары: нож, принадлежности табакокурения. Включала 30 предметов, сохранилось 25.

Томская губ., Бийский у. Поступление 1905 г. Алтайцы (алтай-кижи)

№ 1262. – Лыжи, пояс «киргизского», точнее, казахского образца, детали снаряжения охотника: два рога – один для пороха, другой для табака, а также мешочек для мелочей. Включала 3(?) предмета, сохранилось 2. Томская губ., Бийский у. Поступление 1907 г. Алтайцы (алтай-кижи)

Режим работы Музея в праздничные дни:

01 и 08 мая, 11 и 12 июня с 10.00 до 18.00, касса  до 17.00;
29 апреля, 09 мая Музей закрыт.

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.