Арсеньев Владимир Клавдиевич

Автор: Т.Ю. Сем, научный сотрудник ведущей категории отдела этнографии народов Сибири и Дальнего Востока, кандидат исторических наук

Арсеньев Владимир Клавдиевич. Владивосток. 1928 г.

Музей истории Дальнего Востока. НВ 5309-1. Публикация согласована.

 

Арсеньев Владимир Клавдиевичизвестный путешественник, исследователь Дальнего Востока, краевед, собиратель этнографических коллекций, писатель. Он внес огромный вклад в различные естественные и исторические науки – географию, метеорологию, климатологию, естествознание, изучение флоры и фауны. Следует отметить его особые заслуги в изучении археологии и этнографии Дальнего Востока. Как учёный В.К. Арсеньев совершенствовался в процессе экспедиционных работ и взаимодействия с видными российскими и зарубежными учеными. Он был знаком с М.Е. Грум-Гржимайло, Н.А. Пальчевским, Л.Я. Штернбергом, Д.Н. Анучиным, Б.М. Житковым; переписка с ними была позднее опубликована. Среди зарубежных ученых Арсеньев сотрудничал с польским учёным С. Понятовским, венгерским этнографом Б.Б. Баратоши, японскими исследователями Р. Тории и А. Мацимура, шведским археологом Д. Андерсоном, французским антропологом Ж. Монтадоном. Арсеньев был избран членом вашингтонского Национального географического общества, Королевского географического общества Великобритании.

Владимир Клавдиевич Арсеньев родился 10 сентября 1872 г. в Санкт-Петербурге в семье мещан, отец его работал на Николаевской железной дороге. Закончил двухгодичное юнкерское училище, занимался самообразованием в области естественных и исторических наук и стал разносторонним исследователем. После училища Арсеньев поступил на военную службу, которой отдал 20 лет – сначала в Новочеркасском, позднее в Олонецком полку; в 1900 г. в звании поручика добился перевода в 1-й Владивостокский крепостной пехотный полк. Любовь к Дальнему Востоку привил ему один из преподавателей юнкерского училища известный путешественник М.Е. Грум-Гржимайло. С этого времени начались экскурсии по Уссурийскому краю – оз. Ханко, р. Суйфун, залив Посьет, – где он занимается археологическими раскопками. В 1903 г. Арсеньев стал членом Общества изучения Амурского края, сотрудничал с Хабаровским краеведческим музеем им. Н.И. Гродекова, был членом Императорским Русским географическим обществом (ИРГО), а с 1909 г. был избран его действительным членом. Как участник Русско-японской войны 1904–1905 гг., Арсеньев, был удостоен нескольких военных наград.

Исследователь предпринял множество экспедиций с целью изучения территории и населения Дальнего Востока. Так, в 1906–1910 гг. состоялись знаменитые географическими и этнографическими исследованиями Сихотэ-Алиньские экспедиции. К этому времени относится встреча Арсеньева с гольдом-проводником Дэрсу Узала, которому он посвятил одно из своих литературных произведений.

   

В.К. Арсеньев в костюме удэгейского охотника на экспозиции краеведческого музея им. Н.И. Гродекова. Хабаровск. 1910 г.

Музей истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева. МПК 11938-2. Публикация согласована.

     

Деятельность исследователя-краеведа во время этих и последующих экспедиций была разносторонней: метеорологические наблюдения, топографическая съемка местности, составление карт, сбор этнографических материалов, сведений о фауне, флоре, горных породах, а также в области орнитологии, гидрологии, геологии, ведение статистики; не оставалось без внимания и музейное дело. Он побывал на реках Тадуши, Иман, в бухте Тернея, на побережье Татарского пролива. За экспедицию 1906 г. В.К. Арсеньев был награжден орденом Святого Владимира 4-й степени и чином подполковника, а за поездку на Сихотэ-Алинь 1907 г. – орденом Святого Станислава 2-й степени.

Экспедиция 1908–1910 гг. в Уссурийский край (по р. Анюю до Императорской Гавани, р. Самаргу, Амур, хребет Сихотэ-Алиня) проходила при поддержке Приамурского отделения ИРГО. В 1910 г. Арсеньев за выдающуюся собирательскую деятельность в области археологии и этнографии Уссурийского края был избран директором Хабаровского краеведческого музея им. Н.И. Гродекова и назначен штабс-капитаном, а позднее подполковником. В 1910 г. состоялась его экспедиция по Амуру и Сахалину. За этнографические коллекции, подаренные Этнографическому отделу Русского музея (ЭО, ныне Российский этнографический музей, РЭМ), исследователя наградили серебряной медалью.

В 1910–1916 гг. Арсеньев находился на службе в администрации генерал-губернатора Н.Л. Гондатти при Главном управлении землеустройства и переселения в звании штабс-офицера и в 1911–1913 гг. провел секретные экспедиции против китайских хунъхузов и браконьеров в Уссурийском крае.

     

Полковник В.К.Арсеньев. Хабаровск. 1913 г.

Музей истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева. МПК 12371-1. Публикация согласована.

      

При Временном правительстве Арсеньев был назначен комиссаром по делам туземных народностей Приамурского края. В мае 1917 г. за заслуги в области собирательской деятельности, этнографии и археологии на Дальнем Востоке Арсеньев стал Первым лауреатом премии РГО им. М.Н. Венюкова.

Целью экспедиции 1917–1918 гг. по притокам Амура – рекам Тунгуске, Горину, Кур был сбор статистического материала по этническому составу населения. В 1918 г. состоялась Камчатская экспедиция.

В том же году Арсеньев переехал во Владивосток и получил должность младшего инспектора рыболовства Управления рыболовными промыслами; одновременно преподавал в Педагогическом институте на кафедре географии и этнографии. Здесь он получил звание профессора. В 1919–1922 гг. Владимир Клавдиевич работал во Владивостокском народном университете; в 1921–1924 гг. занимал должность заведующего этнографическим отделом музея при Обществе изучения Амурского края. В 1922 г Арсеньев принял участие в Охотско-Камчатской экспедиции; в 1923 г. побывал на Командорских о-вах; в 1926 г. был членом Анюйской экспедиции.

   

В.К. Арсеньев в должности директора Хабаровского краеведческого музея им Н.И. Гродекова. 1928 г.

Музей истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева. Публикация согласована.

   

В 1930 г Арсеньев был назначен начальником бюро экономических изысканий новой железнодорожной магистрали при Уссурийской железной дороге.

4 сентября того же года он умер от паралича сердца в результате воспаления легких. Был похоронен на военном кладбище Владивостока на п-ове Эгершельда. Позже в связи с его ликвидацией (1954) перезахоронен на Морском кладбище.

Более 30 лет Арсеньев изучал быт и культуру коренного населения Уссурийского края – нанайцев, орочей и удэгейцев. Он сотрудничал с ЭО, Обществом изучения Амурского Края (ОИАК) ИРГО, Приморским краеведческим музеем, Хабаровским краевым музеем им. Н.И. Гродекова, директором которого он стал. Он пополнил этнографические и археологические коллекции многих музеев Дальнего Востока России.

В РЭМ находятся две большие коллекции, собранные Арсеньевым во время экспедиций и переданные им в 1911 г. музею. Одна посвящена орочам и удэгейцам (РЭМ 1870 – 110 номеров, 149 предметов); вторая – нанайцам (РЭМ 1871 – 62 номера, 73 предмета). Коллекции содержат уникальный материал по основным занятиям (охоте и рыболовству), утвари, одежде, верованиям (в основном по шаманизму) – всего 173 №, 222 предмета.

Коллекция по орочам и удэгейцам была собрана в Приморском крае в районе Сов. Гавани, на реках Тумнин, Уи, Коппи, Хоюль, Анюй, в Бухте Бриз (орочи – 36 номеров) и на реках Бикин, Амагу, Кусун, Клппи, Самарга, Анюй, Нахтоху (удэгейцы – 75 номеров) в 1911 г.

В коллекцию по орочам вошли уникальные шаманские лечебные и промысловые идолы, а также набор берестяной орнаментированной утвари – коробок для хранения табака и мелочи, ягод, сыпучих материалов, рыбы и кожи; предметы связанные с рыболовством и охотой (железный рыболовный крюк, гарпун, грузило, рукоять тесла для долбления лодок, приспособление для плетения рыболовных сетей, инструмент для скобления рыбьих кож, а также самострелы, наконечник стрелы для него, камусные лыжи и предметы одежды (нарукавники, охотничий пояс).

Коллекция В.К. Арсеньева по удэгейцам, переданная в РЭМ, содержит: одежду и атрибуты шаманства, идолов (бубен, колотушку, шаманскую деревянную маску, нагрудники, деревянное изображение кукушки и идола севохи с шестов у дома шамана, а также идолов, которых шаман делал для себя в образе человечков, лечебных идолов в образе тигра и антропоморфных фигур, промысловых идолов, две игрушки, орнаментированные берестяные коробки, язычковый музыкальный инструмент, женские украшения (бусы и серьги), а также разнообразную одежду (две мужские рубахи, наколенники, охотничью шапку и покрывало на голову, наушники, берестяную летнюю шляпу, унты, охотничий пояс), два кисета и предметы охоты и рыболовства (манок в виде берестяной трубы для подманивания оленей, самострел, иглу для плетения невода, наконечник остроги, камусные лыжи).

Значительная часть удэгейских экспонатов, находящихся в Хабаровском краевом музее им Н.И. Гродекова поступила из экспедиций В.К. Арсеньева 1906–1913 гг. в Уссурийский край. Это были предметы охоты, берестяные сосуды, одежда, предметы верований, главным образом идолы и предметы шаманизма.

Коллекция 1871 РЭМ по нанайцам была собрана в Уссурийском крае на реках Анюй, Амур, Уссури, Бикин, Иман, Улахэ в 1911 г. Она включала предметы, относящиеся к шаманству: идолы лечебные, промысловые – для удачи в охоте и рыболовстве, – собственно шаманские, например, Дзулен на шесте возле дома шамана, изображение тигра, всадника на медведе; берестяную утварь для воды, табака, вышивок и других предметов женского рукоделия, разных мелочей; предметы игр (коленные суставы кабарги и козы); одежду (несколько женских халатов из рыбьей кожи, мужскую рубау с вышивкой медвежьих голов, наколенники, несколько пар обуви, рукавицы из рыбьей кожи, мужской пояс с вышивкой); утварь (охотничью сумочку, мужской кошель для денег, охотничий мешочек из рыбьей кожи для провизии, берестяные коробки для хранения разной мелочи, плетеные корзинки, деревянные ложки), различные инструменты (веретено для пряжи, палочку для глажки стеблей циновки, инструмент для плетения рыболовной сети, инструмент для выделки рыбьей кожи). В.К. Арсеньевым в экспедициях 1894 г, 1906–1913 гг. были приобретены для Хабаровского краеведческого музея отдельные предметы утвари, одежды и верований нанайцев Уссурийского края.

В Кунсткамеру МАЭ РАН от В.К. Арсеньева поступило несколько коллекций по нанайцам (№ 2252), удэгейцам (№ 2336), тазам (№ 1917), в которых содержатся предметы одежды, украшений, берестяной утвари и шаманства.

В Музее истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева хранится 76 вещей, собранных В.К. Арсеньевым по этнографии нанайцев, удэгейцев и орочей и включающих предметы охоты, рыболовства, утвари, предметы быта, одежды и верований, а также фотографии и фотоальбом.

Неоспоримо велик вклад В.К. Арсеньева в формирование этнографических коллекций, посвящённых народам Уссурийского края и хранящихся в различных музеях Российской Федерации. Коллекции РЭМ по нанайцам, удэгейцам и орочам отличаются тематической полнотой и наличием большого числа раритетов.

 

1870-38 – Хамбаба – маска большого шамана. Уссурийскй край. Нач. ХХ в. Удэгейцы

1870-55 – Сэвэн – шаманский идол, изображение духа-помощника. Уссурийский край. Нач. ХХ в. Удэгейцы

1871-22 – Амири – халат из рыбьей кожи с магическим орнаментом на спинке. Амурский край. Нач. ХХ в. Нанайцы

Как писатель В.К. Арсеньев известен многими своими книгами. Наиболее известны «По Уссурийскому краю» и «Дэрсу Узала», повествующие об экспедициях в горах Сихоте Алиня, о встречах с местным населением – нанайцами, орочами и удэгейцами. В этих книгах содержится много этнографического материала, описаний быта охотников, шаманских мольбищ и шаманских камланий, изображений идолов, которым поклонялись местные жители. По книге «Дэрсу Узала», снискавшей большую популярность, поставлено два фильма: российский (1965) и японский режиссера Акиры Куросавы с Юрием Соломиным, сыгравшим главную роль – В.К. Арсеньева (1975). В Архиве ОИАК РГО хранятся дневники экспедиций В.К. Арсеньева с богатым этнографическим и естественнонаучным материалом, которые ждут своей публикации. Кроме литературных произведений, Арсеньев писал научные труды, посвященные археологии, китайским отходникам, культуре удэгейцев, шаманству. После смерти учёного-путешественника было издано шеститомное собрание его сочинений. На Дальнем Востоке именем В.К. Арсеньева назван город в Приморье.

                            

Архивные материалы

Архив ОИАК (ПФ РГО). Ф. 1. Оп. 1. Д. 5. – Путевой дневник по р. Кусун. Орочи и р. Бикин удэге. 1907 г. В.К. Арсеньев.

Архив ОИАК (ПФ РГО). Ф. 1. Оп. 1. Д. 10, 11. Л. 287–577. – Путевой дневник. Орочи, удэге. 1908–1909 гг. В.К. Арсеньев.

Архив ОИАК (ПФ РГО). Ф. 1. Оп. 1. Д. 27 – Путевой дневник. 1914–1925 гг. В.К. Арсеньев.

Архив ОИАК (ПФ РГО). Ф. 1. Оп.1. Д. 28. Л. 190–1206. – Путевой дневник 1914–1927 гг. В.К. Арсеньев

АРЭМ. Ф. 5. Оп. 2. Д. 37. – Описание коллекций В.К. Арсеньева по этнографии народов Дальнего Востока. Уссурийский край. Орочи. Удэ. 1913 г.

АРЭМ. Ф. 5. Оп .4. Д. 282 – Коллекция № 16. Регистрационный список коллекции № 16 ЭО Антропологического музея 1 МГУ. Коллекция орочских вещей, 1914 г. Поступила от В.К. Арсеньева.

     

Публикации

Научные издания

  1. Арсеньев В.К. Китайцы в Уссурийском крае. Очерки историко-этнографические // Записки Приамурского ИРГО. – Хабаровск, 1914. Т. Вып. 1. – 203 с.
  2. Арсеньев В.К., Титов Е.И. Быт и характер народностей Дальневосточного края. –Владивосток: Книжное изд-тво, 1928, – 83 с.
  3. Арсеньев В.К. Краткий географический очерк Уссурийского края. // Сочинения. Т. 5. –Владивосток: Примиздат, 1948. – С. 113–
  4. Арсеньев В.К. Лесные люди - удэхейцы // Сочинения. Т. 5. –Владивосток: Примиздат, 1948. – С. 139–
  5. Арсеньев В.К. Шаманство у сибирских инородцев и их анимистические воззрения на природу. // Сочинения. Т. 5. –Владивосток: Примиздат, 1948. – С. 203–

 

Литературные произведения

  1. Арсеньев В.К. По Уссурийской тайге // Сочинения. Т. 1. – Владивосток: Примиздат, 1947. – 386 с.
  2. Арсеньев В.К. Дэрсу Узала // Сочинения. Т. 2. – Владивосток: Примиздат, 1947. – 299 с.
  3. Арсеньев В.К. В горах Сихотэ-Алиня // Сочинения Т. 3. – Владивосток: Примиздат, 1947. –279 с.
  4. Арсеньев В.К. Сквозь тайгу // Сочинения. Т. 4. – Владивосток: Примиздат, 1947. –143 с.  

    

Библиография

  1. Азадовский М.К. В.К. Арсеньев – путешественник и писатель. Опыт характеристики. –Чита: Читинское книжное изд-во, 1955. –88 с.
  2. Аргудяева Ю.В. В.К. Арсеньев – путешественник и этнограф: Русские Приамурья и Приморья в исследовании В.К. Арсеньева. Материалы, комментарии. – Владивосток: ДВО РАН, 2007. – 272 с.
  3. Егорчев И.Н. Неизвестный Арсеньев. – Владивосток: Изд-во ДВУ, 2016. – 164 с.
  4. Егорчев И.Н. Загадки Дэрсу Узала. – Владивосток: Изд-во ДВУ, – 177 с.
  5. Кабанов Н.Е. Владимир Клавдиевич Арсеньев. Путешественник и натуралист. 1872– – М.: Изд-во московское общество испытателей природы. 1947. – 95 с.
  6. Кузьмичев И.Е. Писатель Арсеньев: личность и книги. – Л.: Сов. Писатель. 1977. – 236 с.
  7. Старцев А.Ф. Становление и деятельность удэгейского шамана ( по материалам В.К.Арсеньева). // Краеведческие вести. Владивотсок, 1994, Вып.3, с. 172-175.
  8. Тарасова А.И. Владимир Клавдиевич Арсеньев. – М.: Наука, 1985. – 344 с. (Русские путешественники и востоковеды).
  9. Хисамутдинов А.А. Владимир Клавдиевич Арсеньев. 1872– – М.: Наука, 2005. – 224 с.
  10. Хисамутдинов А.А. Мне сопутствовала счастливая звезда. Владимир Клавдиевич Арсеньев. (1872-1930). – Владивосток: Дальнаука, 2005. – 256 с.

   

Коллекции

Орочи

№ 1870 – Шаманские идолы, берестяная утварь, предметы рыболовства и охоты, одежда. Включает 37 предмета (№№ 1-36, 111). Приморский край, Сов. Гавань, реки Тумнин, Уи, Коппи, Хоюль, Анюй, бухта Бриз. Сбор 1911 г.

Удэгейцы

№ 1870 – Идолы, одежда и атриуты шаманства, игрушки, музыкальный губной инструмент, одежда, предметы рыболовства и охоты. Включает 73 предмета (№№ 37-110). Уссурийский край, реки Бикин, Амагу, Кусун, Коппи, Самарга, Анюй, Нахтоху. Сбор 1911 г.

Нанайцы

№ 1871 – Шаманские идолы лечебные, промысловые, инициальные; берестяная утварь, игры, одежда, утварь, инструменты, связанные с плетением и рыболовством. Включает 73 предмета. Уссурийский край, реки Анюй, Амур, Уссури, Бикин, Иман, Улахэ. Сбор 1911 г.

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.

Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.