Купить билет

Собиратели

Евсевьев Макар Евсевьевич

Евсевьев Макар Евсевьевич

Евсевьев Макар Евсевьевич

Фото из публикации: М.Е. Евсевьев: жизнь мордвы в фотографиях. Конец XIX – начало XX в. / Сост. А.С. Лузгин, Н.Ф. Мокшин, Т.А. Шигурова.- Изд. 2-е, доп. и перераб. – Саранск, Мордовское книжное издательство, 2017. – 248 с.

Автор: О.В. Мишуринская, научный сотрудник первой категории отдела этнографии Поволжья и Приуралья РЭМ

Евсевьев Макар Евсевьевич – выдающийся мордовский ученый, прогрессивный общественный деятель науки и культуры своего времени. Он внес уникальный вклад в развитие этнографии, фольклористики, языкознания и музееведения. Большое значение для становления мордовского народного самосознания и просвещения народа имели написанные им первые буквари для мордвы-эрзи и мордвы-мокши, выпущенные в 1890-х гг. Его перу принадлежат и «Образцы мордовской словесности. Мокшанские песни», «Основы мордовской грамматики», «Эрзянско-русский словарь», в основу которых положен разговорный язык. М.Е. Евсевьев занимался переводами религиозной и учебной литературы на мордовские языки. В период своей активной деятельности сотрудничал с учеными Н.И. Ильминским, А.А. Шахматовым, Н.М. Могилянским, К.К. Романовым, Ф.Е. Коршем, Э.К. Пекарским, В.Л. Альбрехтом, И.Н. Смирновым, М.П. Веске, А. Гейкелем, Х. Паасоненом и многими др.

Макар Евсевьевич Евсевьев (Кобаев) родился 18 (31) января 1864 г. в с. Малые Кармалы Буинского у. Симбирской губ. (совр. Ибресинский р-н Чувашской Республики) в мордовской (эрзянской) крестьянской семье. Семья Кобаевых имела 14 детей, но в живых осталось только пятеро – три брата и две сестры. Отец Евсевий Тихонович Кобаев и мать Ирина Петровна Кобаева были неграмотными, но хорошо знали народный фольклор – песни, сказки, пословицы и поговорки. Многие материалы, записанные со слов матери, были переработаны и использованы М.Е. Евсевьевым для издания этнографического труда «Мордовская свадьба», вышедшего в свет в 1931 г. Текст предваряла надпись: «Памяти дорогой и незабвенной матери Ирины Петровны Кобаевой посвящает признательный и почтенный сын Макар Евсевьев (Кобаев)».

В 1872 г. М.Е. Евсевьев был принят в Шераутское начальное училище недалеко от родного села. Окончив его (1878), отправляется пешком в Казань и поступает в учительскую инородческую семинарию – закрытое учебное заведение, готовившее педагогов для сельских народных начальных училищ. В 1883 г., завершив обучение, остается работать преподавателем марийского образцового подготовительного начального училища при семинарии, директором которой в то время был выдающийся ученый, член-корреспондент Российской академии наук педагог и миссионер Н.И. Ильминский. В должности преподавателя училища Евсевьев остается вплоть до конца 1920 г., когда семинария была закрыта. В 1892–1893 гг. является вольнослушателем на историко-филологическом факультете Казанского университета. С 1898 по 1905 г. состоит в должности секретаря совета Казанского Родионовского института благородных девиц.

В кон. 1880-х гг. начинается научная деятельность М.Е. Евсевьева. Он принимает участие в первых экспедиционных выездах к мордве – в 1886 г. с финским этнографом А. Гейкелем; в 1889 г. – с филологом, профессором Казанского университета М.П. Веске. В 1895 и 1896 гг. Евсевьев работает над составлением этнографических альбомов к Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. Для сбора материалов он посещает места проживания мордвы, марийцев, коми-пермяков, коми-зырян, татар, чувашей и калмыков, ведет фотосъемку и подготавливает 250 снимков. Его альбомы были удостоены золотой медали на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде (1896) и позже на Всемирной выставке в Париже (1900). В 1914 г. М.Е. Евсевьев награжден Малой золотой медалью от Русского географического общества за статью «Братчины и другие религиозные обряды мордвы Пензенской губернии» в журнале «Живая старина», в которой описал сохранившиеся дохристианские верования и обряды мордвы, свидетелем которых был сам.

В течение многих лет Макар Евсевьевич Евсевьев вел масштабную работу, собирая с энциклопедической точностью материалы, затрагивающие все сферы жизни мордвы, включая историю, этнографию, фольклор и языкознание. Для этого на протяжении нескольких десятилетий он совершал экспедиционные выезды в сотни населенных пунктов Нижегородской, Оренбургской, Самарской, Саратовской, Симбирской, Пензенской и др. губ. Благодаря этим поездкам ученым были собраны фонотека, фототека и этнографические экспонаты. В настоящее время эти бесценные материалы хранятся в музеях Гамбурга, Берлина, Казани, Санкт-Петербурга, Саранска, Тарту, Хельсинки и др. городов. За научные труды в 1889 г. М.Е. Евсевьева избирают членом-сотрудником, а в 1910 г. действительным членом Финно- угорского общества; в 1912 г. – членом Русского географического общества; в 1914 г. – действительным членом Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете. В 1904 г. учёный был награжден Орденом Святого Станислава III степени, в 1914 г. – Орденом Святой Анны III степени.

С 1908 по 1914 г. М.Е. Евсевьев сотрудничает с Этнографическим отделом Русского музея императора Александра III (ЭО). По поручению ЭО он собирает коллекции в Саратовской, Симбирской, Пензенской и Тамбовской губ. Коллекции состоят в основном из предметов одежды, составляющие полноценные костюмные комплексы. Среди раритетов встречаются, например, старинные мордовские рубахи покай, описанные П.С. Палласом в кон. XVIII в. Всего для ЭО Евсевьевым собрано 28 коллекций общей численностью более 500 предметов.

В 1918 г. М.Е. Евсевьев был арестован, но через несколько месяцев освобожден благодаря просьбам и поручительству руководителей Народного комиссариата просвещения А.В. Луначарского, М.Н. Покровского, Н.К. Крупской и др. С 1919 по 1929 г. он работает в этнографическом отделе Государственного музея Татарской АССР под руководством директора Н.И. Воробьева. В эти годы продолжается преподавательская деятельность Евсевьева: в Казанской восточной академии (1921), в Казанском восточном педагогическом институте (1922–1925), в Татарском коммунистическом университете (1925–1930). В эти же годы Евсевьев руководит Мордовским отделением Центральных курсов работников просвещения в Ульяновске (до 1924 г. Симбирск) и Нижнем Новгороде, курсами по подготовке и переподготовке мордовских учителей в Москве.

М.Е Евсевьев – инициатор и организатор первой национальной мордовской общественной организации – Мордовского культурно-просветительского общества. Она начала свою деятельность в 1917 г. с «Воззвания к мордовскому народу», в создании которого принимали участие М.Е. Евсевьев и Ф.Ф. Советкин. В «Воззвании» говорилось, что «Цель Общества – объединение интеллигентных и народных сил мордвы для подготовки народа к жизни при новом государственном строе и поднятия культурного состояния мордвы». Культурно-просветительское общество рекомендовало начать преподавание с первого класса на мордовском языке или уделять родному языку больше внимания. Ф.Ф. Советкин значительно позже даст такую характеристику «Воззванию»: «Это – важнейший документ из истории мордовского народа. В нем впервые в истории мордвы организованная группа людей призывает каждого мордвина осознать себя не только как отдельного индивидуума, а как часть определенного народа, единой нации и зовет к общим усилиям вместе с другими народами России в построении новой жизни». (Советкин Ф.Ф. Избранные труды. В 3 т. – Саранск, 1981. – Т.3. – С. 146).

С 1921 г. М.Е. Евсевьев работает внештатным инструктором Мордовского отдела Народного комиссариата по делам национальностей. В этой должности он посещает многие мордовские районы, выступает с докладами на совещаниях, курсах, конференциях, читает лекции по истории, этнографии и языкознанию, устраивает этнографические выставки, на которых демонстрирует свои коллекции. В 1923 г. Главный выставочный комитет Всесоюзной сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве вручил М.Е. Евсевьеву диплом 1-й степени за собрание предметов быта мордвы. В 1930 г. отмечали 50-летие общественной и научно-просветительской деятельности М.Е. Евсевьева. Президиум исполнительного комитета Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Мордовской автономной области принял постановление, по итогам которого предполагалось отметить заслуги М.Е. Евсевьева перед мордовским народом, организовать чествование, установить ему пожизненную пенсию в 225 рублей и издать все его труды. Однако этому не суждено было сбыться. 10 мая 1931 г. М.Е. Евсевьев умер. Похоронен в Казани. В 2004 г. перезахоронен в Саранске.

Архивные материалы

АРЭМ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 254. Л.6. – Письмо Н.М. Могилянского М.Е. Евсевьеву. 10 марта 1908 г.

АРЭМ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 254. Л.124. – Письмо Н.М. Могилянского М.Е. Евсевьеву.1908 г.

АРЭМ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 254. Л.136. – Отчет М.Е. Евсевьева о приобретенных коллекциях во время поездки в Самарскую, Саратовскую и Симбирскую губ.  1912 г.

ЦГА РМ. Ф. Р-267. Оп. 1. – Фонд М.Е. Евсевьева.

         

Публикации

  1. Евсевьев М.Е. Крещение Руси при святом князе Владимире. В память 900-летия крещения Руси (на эрзянском наречии мордовского. – Казань: Изд. ПМО, 1888. –20 с.
  2. Евсевьев М.Е. Букварь для мордвы-мокши с присоединением молитв и русской азбуки. – Казань: Типолитография Казанского Императорского ун-та, 1892. – 53 с.
  3. Евсевьев М.Е. Букварь для мордвы-эрзи с присоединением молитв и русской азбуки. – Казань: Типолитография Казанского Императорского ун-та, 1892. – 47 с.
  4. Евсевьев М.Е. Мордовская свадьба // Живая старина. – 1892. – Кн. 2. – Вып. 2. – Отд. 2. – С. 98–117.
  5. Евсевьев М.Е. Первоначальный учебник русского языка для мордвы-мокши. – Казань: Типолитография Казанского Императорского ун-та., 1892. – 159 с.
  6. Евсевьев М.Е. Мордовская свадьба // Живая старина. – 1893. – Кн. 3. – Вып. 2. – Отд. 2. – С. 211–219.
  7. Евсевьев М.Е. Букварь для мордвы-эрзи с присоединением молитв и русской азбуки. – Казань: Типолитография Казанского Императорского ун-та, 1894. – 54 с.
  8. Евсевьев М.Е. Священная история Ветхого Завета на эрзянском наречии мордовского языка. – Казань: Изд. ПМО, 1895. – 75 с.
  9. Евсевьев М.Е. Букварь для мордвы-мокши с присоединением молитв и русской азбуки. 2-е изд. – Казань: Типолитография Казанского Императорского ун-та, 1897. – 56 с.
  10. Евсевьев М.Е. Молитвенник на эрзянском наречии мордовского языка. – Казань: Типолитогафия Казанского Императорского ун-та, 1897. – 16 с.
  11. Евсевьев М.Е. Образы мордовской народной словесности. Мокшанские песни// Изв. ОАИЭ. – Казань: Типолитография Казанского Императорского ун-та, 1897. – Т.14. – Вып. 1.– 32 с.
  12. Евсевьев М.Е. Первоначальный учебник русского языка для мордвы-мокши. 2-е изд. – Казань: Типолитография Казанского Императорского ун-та, 1897. – 149 с.
  13. Евсевьев М.Е. Первоначальный учебник русского языка для мордвы-эрзи. 2-е изд. – Казань: Типолитография Казанского Императорского ун-та , 1897. – 149 с.
  14. Евсевьев М.Е. Священная история Ветхого Завета на мокшанском наречии мордовского языка. – Казань: Типолитография Казанского Императорского ун-та , 1900. – 75 с.
  15. Евсевьев М.Е. Братчины и другие религиозные обряды мордвы Пензенской губернии и // Живая старина. – 1914. – Кн. 23. – Вып. 1–2. – 44 с.
  16. Евсевьев М.Е. Отчет о командировке в Самарскую и Казанскую губернии для изучения говоров мордовского языка. – Казань, 1914. –17 л.
  17. Евсевьев М.Е. Тундонь чи. Эрзянь букварь/Подготовлено к печати Центральным Мордовским бюро Наркомпроса. – М.; Петроград: Гос. изд-во, 1923. – 45 с.
  18. Мордва Татреспублики/ Материалы по изучению Татарстана. Казань, 1925. – Вып.II. – С. 179–196.
  19. Евсевьев М.Е. Эрзянь и мокшень кезэрень эрямодост // Якстере теште.– 1925. – 21 июля.
  20. Евсевьев М.Е. Основы мордовской грамматики. Эрзянь грамматика. – М.: Изд-во и книжная ф-ка Центриздата, 1928. – 446 с.
  21. Евсевьев М.Е. Эрзянские песни. Эрзянь морот. – М.: Изд-во и книжная ф-ка Центриздата, 1928. –184 с.
  22. Евсевьев М.Е. Эрзянские сказки. Эрзянь ёвкст (скаскат). – М.: Изд-во и книжная ф-ка Центриздата, 1928. –137 с.
  23. Евсевьев М.Е. Основы мордовской грамматики: эрзянь грамматика. – М.: Изд-во и книжная ф-ка Центриздата, 1929. – 241 с.
  24. Евсевьев М.Е. Мордовская свадьба. Ульяновская (б. Симбирская) губерния, село Малые Кармалы. – М.: Изд-во и книжная ф-ка Центриздата, 1931. – Вып. 1. – 311 с.
  25. Евсевьев М.Е. Основы мордовской грамматики. Эрзянь грамматика. Изд. 2-е, испр. – М.: Изд-во и книжная ф-ка Центриздата, 1931. – 241 с.
  26. Евсевьев М.Е. Письмо П.В. Шапошникову // Якстере Теште. – 1931. – 9 мая.
  27. Евсевьев М.Е. Эрзянь свадьба. – М.: Изд-во и книжная ф-ка Центриздата, 1931. – Вып. 1. – 311 с.
  28. Евсевьев М.Е. Мордовско-русский словарь. Эрзянь-рузонь валке. М.: Изд-во и книжная ф-ка Центриздата, 1931. – 227 с.
  29. Евсевьев М.Е. Народные песни мордвы // Избр. труды в 5 т. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1961. – Т. 1. – 384 с.
  30. Евсевьев М.Е. Народные песни мордвы // Избр. труды в 5 т. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1963. – Т. 2. −527 с.
  31. Евсевьев М.Е. Основы мордовской грамматики // Избр. труды в 5 т. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1963. – Т .4. – 472 с.
  32. Евсевьев М.Е. Мордовские народные сказки и загадки // Избр. труды в 5 т. – Саранск: Мордов. кн. изд-во. 1964. – Т. 3.– 411 с.
  33. Евсевьев М.Е. Отчет инструктора мордовского подотдела Наркомнаца М. Евсевьева по командировке его в Чувобласть, Татреспублику и Нижегородскую губернию с 17-го декабря 1921 г. // Сов. Мордовия. – 1964, 31 января.
  34. Евсевьев М.Е. Братчины и другие религиозные обряды мордвы Пензенской губернии // Избр. труды в 5 т. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1966. – Т. 5. – С. 342–384.
  35. Евсевьев М.Е. Мордва Татреспублики // Избр. труды в 5 т. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1966. – Т .5. – С. 385–407.
  36. Евсевьев М.Е. Мокшанская свадьба (вариант первый) // Избр. труды в 5 т. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1966. – Т. 5. – С. 408–427.
  37. Евсевьев М.Е. Мокшанская свадьба (вариант второй) // Избр. труды в 5 т. – Саранск: Мордов. кн. изд-ио, 1966. – Т. 5. – С. 428–458.
  38. Евсевьев М.Е. Мордовская свадьба // Избр. труды в 5 т. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1966. – Т. 5. – С. 7–442.
  39. Евсевьев М.Е. Письма // Избр. труды в 5 т. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1966. – Т. 5 – С. 459–499.
  40. Евсевьев М.Е. Мокшанская свадьба селений бывшего Симбирского уезда // Устно-поэтическое творчество мордовского народа: В 8 т. – Саранск, 1975. – Т. 6 – Ч. 2. – С. 343–377.
  41. Level A.A. Sahmatovhoz // Medveenek a Keleti Finnugor Nepek Irodaalmanak Kistukrc Europa Konyvkiado. – Budapest, 1975. – C. 817–822.
  42. Евсевьев М.Е. Как начинался Нижний Новгород // Легенды и предания мордвы. – Саранск, 1982. – С. 61–63.
  43. Евсевьев М.Е. Каменная девушка // Легенды и предания Мордвы. – Саранск, 1982. – С. 35–36.
  44. Евсевьев М.Е. Предания о царе Тюштяне // Легенды и предания мордвы. – Саранск, 1982. – С. 51–56.
  45. Евсевьев М.Е. Мордовская свадьба. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1990. – 384 с.

          

Библиография

  1. Шахматов А.А. О работах М.Е. Евсевьева // Отчет Императорского Русского географического общества за 1915 г. – М., 1916. – С. 72–74.
  2. Воробьев Н.И. Макар Евсевьевич Евсевьев // Советская этнография. – 1931. – № 3/4. – С. 187–189.
  3. Беззубов В.И. Документы о жизни и научной деятельности М.Е. Евсевьева: Первый ученый и просветитель мордовского народа (1864–1931). – Саранск: Морд. гос. изд-во, 1950. – 160 с.
  4. Беззубов В.И. Научно-педагогическая деятельность Макара Евсевьевича Евсевьева (1864–1931). – Саранск: Морд. кн. изд-во, 1960. – 140 с.
  5. Мокшин Н.Ф., Кафтаськин Л.С. Макар Евсевьевич Евсевьев (к 100-летию со дня рождения) // Советская этнография. – 1965. – № 1. – С. 88–94.
  6. .Бибин М.Т., Осовский Е.Г. Макар Евсевьевич Евсевьев // Просветители и педагоги Мордовского края. – Саранск: Мордов. книж. изд-во, 1986. – С. 45–59.
  7. Бибин М.Т., Осовский Е.Г. Макар Евсевьевич Евсевьев – первый мордовский учёный, просветитель и педагог. (В помощь лектору). – Саранск, 1988. – 247 с.
  8. Жиганов М.Ф. М.Е. Евсевьев – историк родного края. – Саранск: Мордов. книж. изд-во, 1990. – 120 с.
  9. Научное наследие М.Е. Евсевьева и современность: Межвуз. сб. науч. трудов. – Саранск, 1992. – 205 с.
  10. Осовский Е.Г., Зеткина И.А. Макар Евсевьевич Евсевьев: просветитель, учёный, педагог / Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2003. – 168 с.
  11. Зеткин С.Н. Традиция изучения научного наследия М.Е. Евсевьева: исторический анализ. – Саранск, 2004. – С. 48–50.
  12. Научное наследие М.Е. Евсевьева в контексте национального просвещения Поволжья. – Саранск, 2004. – 183 с.
  13. Рогачев В.И. М.Е. Евсевьев – выдающийся фольклорист и собиратель свадебной поэзии мордовского народа. – Саранск, 2004. – С. 162–167.
  14. М.Е. Евсевьев: жизнь мордвы в фотографиях: Фотоальбом / Сост. А.С. Лузгин, Н.Ф. Мокшин, Т.А. Шигурова. – Саранск, 2004. – 312 с.
  15. Зеткина И.А. Зрительный образ истории // М.Е. Евсевьев: жизнь мордвы в фотографиях (конец XIX – начало XX в.) – Изд. 2-е, доп. и перераб. – Саранск: Мордов. книж. изд-во, 2017. – С. 32–35.
  16. М.Е. Евсевьев: жизнь мордвы в фотографиях (конец XIX – начало XX в.) / Сост. А.С. Лузгин, Н.Ф. Мокшин, Т.А. Шигурнова. – Изд. 2-е, доп. и перераб. – Саранск: Мордов. книж. изд-во, 2017. – 248 с.
  17. Мокшин Н.Ф. Национальная гордость мордовского народа // М.Е. Евсевьев: жизнь мордвы в фотографиях (конец XIX – начало XX в.) – Изд. 2-е, доп. и перераб. – Саранск: Мордов. книж. изд-во, 2017. С. 3–31.
  18. Шигурова Т.А. Фотографии М.Е. Евсевьева – запечатленная история мордвы//М.Е.Евсевьев: жизнь мордвы в фотографиях (конец XIX – начало XX в.) – Изд. 2-е, доп. и перераб. – Саранск: Мордов. книж. изд-во, 2017. – С. 36–47.

     

Коллекции

Татары -мишари

№ 1520.– Женский костюм. Тамбовская губ., Спасский у., с. Салтыковы Буты. Включает 5 предметов. Сбор 1908 г. Татары-мишари

Чуваши

№ 1619. – Женские головные уборы, одежда, обувь, украшения. Включает 14 предметов. Симбирская губ., Буинский у., д. Кубня. Сбор 1909 г. Чуваши анатри

№ 3323. – Женская одежда. Включает 3 предмета. Симбирская губ., Буинский у., д. Кубня. Сбор 1909 г. Чуваши анатри

Мордва-эрзя

№ 1522. – Женские головные уборы, женская одежда, украшения. Включает 15 предметов. Симбирская губ., Буинский у. и Ардатовский у., с. Малые Кармалы, с. Низовка. Сбор 1908 г. Мордва-эрзя

№ 1523. – Женские головные уборы, женская одежда, украшения. Включает 15 предметов. Пензенская губ., Саранский у., с. Семилей. Сбор 1908 г. Мордва-эрзя

№ 1541. – Женские головные уборы и украшения. Включает 4 предмета. Тамбовская губ., Спасский у., д. Дракино. Сбор 1908 г. Мордва-эрзя

№ 1542. – Женские головные уборы и украшения. Включает 4 предмета. Саратовская губ., Кузнецкий у., с. Старый Мачим. Сбор 1908 г. Мордва-эрзя

№ 1638. – Женский костюм. Включает 10 предметов. Нижегородская губ., Арзамасский у., с. Алямаево. Сбор 1909 г. Мордва-эрзя

№ 1639. – Женские головные уборы и украшения. Включает 3 предмета. Пензенская губ., Городищенский у., д. Кардафлей. Сбор 1909 г. Мордва-эрзя

№ 1640. – Женский головной убор. Включает 1 предмет. Симбирская губ., Ардатовский у., с. Маресево. Сбор 1909 г. Мордва-эрзя

№ 1641. – Женские головные уборы и украшения. Включает 3 предмета. Самарская губ., Бугурусланский у., с. Алексеевка. Сбор 1909 г. Мордва-эрзя

№ 3187. – Женский костюм, украшения, детали костюма, образец ткани. Включает 19 предметов. Симбирская губ., Ардатовский у., с. Чукалы. Сбор 1914 г. Мордва-эрзя

№ 3324. – Женская одежда, головные уборы, обувь и украшения. Включает 13 предметов. Пензенская губ., Саранский у., с. Семилей. Сбор 1914 г. Мордва-эрзя

№ 3438. – Войлок. Включает 3 предмета. Симбирская губ., Буинский у., с. Большое Батырево. Сбор 1914 г. Мордва-эрзя

№ 3439. – Два женских костюма. Включает 20 предметов. Пензенская губ., Городищенский у., д. Верхний Мывал, с. Шкудим. Сбор 1910 г. Мордва-эрзя

№ 3454. – Мужская, женская и детская одежда, украшения, полотенца, колыбель с постельными принадлежностями. Включает 96 предметов. Тамбовская губ., Темниковский у., с. Стандрово. Сбор 1910 г. Мордва-эрзя

№ 3455. – Женская одежда. Включает 11 предметов. Саратовская губ., Хвалынский у., с. Баевка. Сбор 1912 г. Мордва-эрзя

№ 3457. – Кадка-сундук. Включает 1 предмет. Пензенская губ., Саранский у., с. Семилей. Сбор 1914 г. Мордва-эрзя

№ 3458. – Кадка и короба. Включает 3 предмета. Тамбовская губ., Темниковский у., с. Стандрово. Сбор 1910 г. Мордва-эрзя

№ 3459. – Ложки. Включает 3 предмета. Симбирская губ., Саранский у., с. Сабаево. Сбор 1912 г. Мордва-эрзя

№ 3460. – Женское украшение. Включает 1 предмет Симбирская губ., Алатырский у., с. Тарасово. Сбор 1910 г. Мордва-эрзя

Мордва-мокша

№ 2089. – Женские головные уборы, одежда и украшения. Включает 23 предмета. Пензенская губ., Краснослободский у., с. Поникедовка, с. Пичингуши. Сбор 1908 г. Мордва-мокша

№ 2090. – Женские голвные убор; модель избы. Включает 7 предметов. Тамбовская губ., Спасский у., с. Анаево, с. Каргашино. Сбор 1908 г. Мордва-мокша

№ 3322 – Женская одежда и обувь. Включает 3 предмета. Тамбовская губ., Спасский у., с. Анаево. Сбор 1914 г. Мордва-мокша

№ 3436. – Детали мужских и женских костюмных комплексов, женские украшения. Включает 13 предметов. Пензенская губ., Краснослободский у., сс. Волгапино, Рыбкино. Сбор 1910 и 1914 гг. Мордва-мокша

№ 3437. – Женская одежда, украшения, мужская одежда. Включает 26 предметов. Пензенская губ., Наровчатский у., с. Вечкенино. Сбор 1910 г. Мордва-мокша

№ 3456. – Женская рубаха и украшения. Включает 11 предметов. Самарская губ., Ставропольский у., с. Табурное. Сбор 1912 г. Мордва-мокша

 

Фотоколлекции

№ 3728. –Типы людей, одежда. Включает 5 фотоотпечатков. Тамбовская губ. Сбор 1914 г. Мордва-мокша и мордва-эрзя

№ 8998. – Типы людей, одежда, виды селений и жилищ, свадьба, обряды, верования, этапы земледелия, занятия и промыслы. Включает 38 фотоотпечатков. Нижегородская и Пензенская губ. Сбор 1909–1910 гг. Мордва-мокша и мордва-эрзя

Обращаем ваш внимание, что в последнее время участились случаи мошенничества, совершаемые с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

Обращаем ваше внимание, что билеты в Российский этнографический музей в сети Интернет можно приобрести только через официальный сайт музея www.ethnomuseum.ru . Просим вас быть очень внимательными, чтобы не стать жертвами мошенников.

Режим работы Музея в праздничные дни:
01 и 08 мая, 11 и 12 июня с 10.00 до 18.00, касса  до 17.00;
29 апреля, 09 мая Музей закрыт.


Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.