Купить билет

Собиратели

Габе Руфин Михайлович

Габе Руфин Михайлович

Габе Руфин Михайлович. 1914 г.

Фото из личного архива внука Р.М. Габе, Б.И. Габе, любезно предоставленное Российскому этнографическому музею

Автор: Н.И. Ивановская, научный сотрудник высшей категории отдела этнографии Северо-Запада и Прибалтики

Габе Руфин (Рувим) Михайлович – известный архитектор, художник, видный исследователь народного деревянного зодчества. Многогранность натуры, разносторонняя одаренность и высокий профессионализм позволили ему успешно проявить себя как в художественной, так и в научной деятельности. Он был прекрасным художником-графиком, тонким акварелистом, являлся членом Общества художников им. А.И. Куинджи и Общества поощрения художеств, объединявшего многих известных русских живописцев; неоднократно устраивал персональные художественные выставки. Как архитектор-практик он проектировал жилые и общественные здания в Санкт-Петербурге и Карелии, следил за их строительством. Научное наследие Р.М. Габе как историка архитектуры включает публикации, отражающие результаты профессиональной деятельности, а также рисунки и чертежи памятников народного зодчества, хранящиеся в архивах и музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Петрозаводска.

Р.М. Габе родился в 1875 г. Петербурге в семье высококвалифицированного художника по металлу, мастера-медальера Санкт-Петербургского монетного двора М.Я. Габе.

                  

Руфин Михайлович Габе – выпускник Института гражданских инженеров с родителями. Санкт-Петербург. 1902 г.

Фото из личного архива Б.И. Габе, любезно предоставленное Российскому этнографическому музею.

   

Руфин Габе, унаследовав художественные способности отца, прошёл подготовку по рисунку в Нормальной рисовальной школе при Академии художеств. Одновременно он учился в классической Введенской гимназии и по окончании поступил на архитектурное отделение Санкт-Петербургского института гражданских инженеров. Со времени окончания института (1902) и вплоть до 1916 г. его карьера архитектора успешно развивалась. По проектам Р.М. Габе в Петербурге было возведено несколько доходных домов, которые сохранились до настоящего времени, а в период его работы на строительстве Мурманской железной дороги выстроены железнодорожные вокзалы в Карелии (быв. Олонецкая губ.) – на станциях в Сороке (ныне – г. Беломорск) и Медвежьегорске (1914).

Знакомство с первозданной могучей природой этого северного края, самобытной культурой населения открыло новые страницы его жизни, расширив рамки профессиональной деятельности. Продолжая заниматься практической архитектурой, с 1908 г. Р.М. Габе обращается к серьезному изучению народного зодчества; для этого в 1908–1909 гг. он прослушал полный учебный курс в Санкт-Петербургском археологическом институте. Темой его научно-исследовательской работы стала народная архитектура Севера России, изучению которой он посвятил почти всю свою жизнь.

После революции Р.М. Габе делает очень важный жизненный выбор – полностью погружается в изучение сельской народной архитектуры. Вместе с тем он продолжает педагогическую деятельность, начавшуюся ещё в дореволюционное время. В течение 30 лет он работал в различных высших и средних учебных заведениях, преподавая архитектурную графику. В 1918 г. ему было присвоено звание профессора.

Результаты исследования народной архитектуры Карелии Р.М. Габе обобщил в книге «Карельское деревянное зодчество», изданной в 1941 г. и в настоящее время ставшей библиографической редкостью. Она содержит структурированное и практически исчерпывающее описание планировки деревень Заонежья, типов жилых домов и интерьеров, хозяйственных построек, включая амбары, бани, риги, мельницы, в разных районах Карелии. Кроме того, тщательно зафиксированы конструктивные детали построек: крыши, кровли, балконы, ворота, крыльца, взвозы, а также отмечены приемы возведения новых построек. В книге 238 иллюстраций, выполненных автором. Р.М. Габе одним из первых обратился к изучению народной жилой архитектуры (внимание историков архитектуры при изучении народного деревянного зодчества в конце XIX – начале ХХ в. было обращено преимущественно на культовые памятники). Этот труд, объединяющий текстовое описание, обмеры, зарисовки, фотографии и глубокий архитектурный анализ памятников народного зодчества, представляет собой ценнейший этнографический источник.

Активная и плодотворная деятельность Габе по изучению народной жилой архитектуры позволила ему занять достойное место не только в ряду историков архитектуры, но и специалистов-этнографов. В 1920-е гг. он являлся членом Русско-финской секции Комиссии по изучению племенного состава населения (КИПС) Академии наук, созданной для работы по углубленному изучению этнического состава населения страны, а также членом Русского географического общества.

В 1926–1927 гг. Р.М. Габе участвовал в работе комплексной Северо-Западной этнологической экспедиции, организованной Этнографическим отделом Русского музея (ЭО) (руководитель – известный антрополог и этнолог профессор Д.А. Золотарев). Р.М. Габе работал на территории Кингисеппского и Котельского у. Ленинградской обл., изучая памятники народной архитектуры прибалтийско-финского населения (ижоры, води, ингерманландских финнов). Так же, как и в Карелии, он производил обмеры, выполнял с натуры рисунки и этюды наиболее типичных жилых и хозяйственных построек.

При изучении народной архитектуры западных финнов он так же, как и ранее, считал, что необходимо полное исследование образцов крестьянского зодчества и с научной (этнографической), и с художественной точкек зрения. Качественный состав собранных им материалов, хранящихся в архиве Российского этнографического музея (РЭМ), вполне отражает данную методику изучения народного зодчества. Две его коллекции графического материала (РЭМ 5230 и 13144) составляют более 100 акварельных и графических рисунков, планов и чертежей по народной архитектуре западных финнов. Чертежи и рисунки фиксируют планировку деревень, различные типы жилищ с ещё сохранявшимися тогда в немалом количестве курными избами. На рисунках, кроме того, запечатлены интерьеры и типы печей; конструктивные детали построек (крыши, кровли, балконы, ворота, крыльца, наличники); отдельно стоящие хозяйственные постройки – амбары, риги, бани; были отмечены и приемы возведения новых построек. Р.М. Габе в своих рисунках отразил главные особенности крестьянского строительства в данном регионе: дома на сплошном каменном фундаменте, каменные скотные дворы, сложенные из крупных валунов на известковом растворе; наличие на домах резных наличников со ставнями, в ряде районов расписанных масляными красками. Научная достоверность и документальность его графических работ дополнялась виртуозной художественной выразительностью и техникой. Сочетая в себе художника, архитектора и этнографа, Р.М. Габе мастерски раскрывает в рисунках не только конструкцию здания, но и отдельные детали, включая украшающий их орнамент. Собранные им материалы характеризуют один из существенных компонентов культуры прибалтийско-финского населения этого региона.

В 1936–1937 гг. по заданию Академии художеств Р.М. Габе исследовал интерьеры и конструкции жилых домов Лужского р-на Ленинградской обл. и Ермаковского и Пошехонского р-нов Ярославской обл. Свою последнюю поездку летом 1938 г. в Вологодскую обл. (Усть-Кубенский, Тарногский и Тотемский р-ны) Р.М. Габе совершил от секции народного творчества Ленинградского отделения Союза советских архитекторов, в работе которого он принимал активное участие. Это были его последние экспедиции.

Жизнь Р.М. Габе завершилась в 1939 г. Он похоронен в Петербурге на Серафимовском кладбище.

Большой заслугой Р.М. Габе явилось то, что он одним из первых исследователей обратился к малоизученной части национального архитектурного наследия – народным жилым и хозяйственным постройкам. Благодаря деятельности Р.М. Габе в области народной архитектуры сегодня мы располагаем уникальным источником для изучения ещё одной важной составляющей традиционной, ныне уходящей в прошлое, культуры финно-угорских этносов Северо-Запада России. То, что он успел сделать, безусловно, обогатило и этнографическую науку, и историю архитектуры.

Публикации

  1. Габе Р. М. Материалы по народному зодчеству западных финнов Ленинградского округа // Труды КИПС СССР. – Л.: Академия наук СССР, 1930. № 16. – С. 107–145.
  2. Габе Р. М. Архитектурные формы в деревенском зодчестве и возможности применения их в колхозном строительстве // Проблемы архитектуры: Сб. материалов / Всесоюз. академ. архитектуры / Ред. Ю.К. Милонов. – М.: Изд-во Всесоюзной академии архитектуры, 1937. Т. 2. Кн. 1. – С. 337–363.
  3. Габе Р. М. Карельское деревянное зодчество. М.: Академия архитектуры СССР. 1941 / Ред. Н.Н. Соболев. – 216 с.: илл.
  4. Габе Р. М. Интерьер крестьянского жилища // Архитектурное наследство. М., 1955. Кн. 5. – С. 81–104.

   

Библиография

  1. Проф. Р.М. Габе: Некролог // Архитектура Ленинграда. 1939. № 1. – С. 90.
  2. Свирский А.Я. Исследователь архитектуры Севера // Архитектура Ленинграда. 1940. № 2. – С. 59–62.
  3. Шмакова В.Т. Новые материалы по народному творчеству (графические работы Р.М. Габе) // Ежегодник ГИМ. 1962. – М.: ГИМ, 1964. – С. 182–184.
  4. Зернов В.Б. Неизвестные портреты известных художников-этнографов // Историко-культурный ландшафт Северо-Запада 3: Шестые междунар. Шёгреновские чтения: Сб. ст. / Ред. С.Б. Коренева, О.М. Фишман. – СПб.: Европейский дом, 2014. – С. 406–411.
  5. Ивановская Н.И. Значение научного наследия Р.М. Габе в формировании историко-культурного бренда Карелии // Мат-лы науч.-практ. конф. «Музеи в северном измерении». Петрозаводск, 2016. URL – Режим доступа: http: // kgkm.karelia/ru/site/section/1099
  6. Ивановская Н.И. Исследователь народной архитектуры Р.М. Габе – представитель творческой интеллигенции многонационального Петербурга // Этноконфессиональная история и историко-культурный ландшафт: Седьмые междунар. Шёгреновские чтения: Сб. ст. / Науч. ред. Н.И. Ивановская, О.М. Фишман (отв. ред.). – СПб.: Европейский дом, 2018. – С. 374–384.
  7. Народная архитектура прибалтийско-финского населения Северо-Запада России в чертежах и рисунках: научное наследие Р.М. Габе / Авт.-сост. Н.И. Ивановская. – СПб.: Издательство «Гйоль», 2019. – 176 с.: илл.

     

Архивные материалы

АРЭМ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 39. Л. 20–25 – Отчёт Р.М. Габе о выполненных им для ЭО рисунках.

Национальный архив Республики Карелии. Ф. 781. Оп. 1. Д. 1. Л. 276 – Проект пассажирского здания для станций III класса гражданского инженера Р. Габе. 1915 г.

     

Коллекции

№ 5230 – Рисунки акварельные и пером. На рисунках изображены типичные для прибалтийско-финского населения Котельского у. Ленинградской обл. жилые и хозяйственные постройки, детали строений. Втор. пол. XIX – перв. треть ХХ в. Включает 25 рисунков; выполнены в 1927 гВодь.

№ 13144 – Рисунки акварельные и пером, чертежи – планы, разрезы и детали памятников народного зодчества. Рисунки и чертежи зафиксировали типичные для прибалтийско-финского населения Кингисеппского у. Ленинградской обл. жилые и хозяйственные постройки, предметы одежды и рыболовства, бытовавшие во втор. пол. XIX – перв. трети ХХ в. Включает 78 рисунков; выполнены в 1926 г. Ижора, финны савакот.

№ 4954 – Образцы ткачества. Включает 10 предметов, АКССР, б. Сямозерский у. Сбор 1928 г. Карелы.

Режим работы Музея в праздничные дни:

01 и 08 мая, 11 и 12 июня с 10.00 до 18.00, касса  до 17.00;
29 апреля, 09 мая Музей закрыт.

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.