Гальнбек Иван Андреевич

Автор: О.В. Калинина, научный сотрудник первой категории отдела этнографии народов Северо-Запада России и Прибалтики

Гальнбек Иван Андреевич (Иоганнес Леопольд) (нем. Gahlnbäck (Gahlnbeck) Johannes Leopold).

Фотография из семейного архива А.П. Гальнбека, любезно предоставленная Российскому этнографическому музею.

Гальнбек Иван Андреевич (Иоганнес Леопольд) (нем. Gahlnbäck (Gahlnbeck) Johannes Leopold– петербургский архитектор и художник-дизайнер, ученый-реставратор, коллекционер, знаток эстонской этнографии и искусства. Он родился в 1855 г. в семье пастора прихода Пюха (эст. Püha) на о-ве Эзель (Сааремаа) Лифляндской губ., окончил Аренсбургскую (г. Куресааре) гимназию, поступил на архитектурное отделение Балтийского Политехникума в Риге. В 1875–1879 гг. продолжил образование на архитектурном отделении Академии художеств в Санкт-Петербурге. С 1876 г. служил в лейб-гвардии Финляндского полка, принимал участие в русско-турецкой войне (1877–1878), был ранен, награжден знаком отличия военного ордена Св. Георгия IV степени. Впоследствии также орденом Владимира IV степени.

По завершении образования И.А. Гальнбек получил звание классного художника III степени по архитектуре и в 1879–1881 гг. предпринял путешествие по Европе (Германия, Голландия, Италия) для изучения архитектуры и искусства. По возвращении в Петербург в (1881) был назначен старшим библиотекарем Училища технического рисования барона А.Л. фон Штиглица, а в 1882 г. начал преподавать рисование, читал лекции, готовил учебные материалы. Благодаря его деятельности по комплектованию библиотечного фонда библиотека Училища стала одним из богатейших в России хранилищем книг по декоративно-прикладному искусству. И.А. Гальнбек проделал огромную работу по систематизации и каталогизации библиотечных фондов. В 1904 г. по инициативе выпускников и преподавателей Училища было создано Русское художественно-промышленное общество, председателем которого Гальнбек являлся с 1904 по 1908 г.

В 1906–1907 гг. И.А. Гальнбек в качестве корреспондента Этнографического отдела Русского музея (ЭО, в дальнейшем – Российский этнографический музей, РЭМ) проводил этнографические исследования на территории Западной Эстонии и на островах Эзель (Сааремаа), Даго (Хийума) и Мон (Муху).

                            

Женский праздничный костюм из коллекции И.А. Гальнбека на экспозиции «Народы Северо-Запада России и Прибалтики. XVIII–XX вв.». РЭМ. 885-16 (головной убор),  885-9 (рубаха), 6797-2 (жилет), 885 -2 (юбка), 885-107 (перчатки).  Лифляндская губ., Эзельский у. (о-в Сааремаа), приход Мустель (Мустьяла). ХIХ в. Эстонцы

               

                

В собранных им более чем в 10 приходах Лифляндской губ. коллекциях насчитывается 725 предметов, в них представлены одежда, утварь, женские серебряные украшения, музыкальные инструменты (РЭМ 880–885, 887–893, 1055, 1254, 1257). Уникальны комплексы праздничной и ритуальной (в т.ч. траурной) женской одежды; украшенные росписью и резьбой свадебные пивные кружки и короба, многие из которых датированы второй половиной XVIII в.; некоторые имеют знаки собственности владельца.

                        

882-16. «Leinatanu» (эст.) – женский траурный головной убор. Лифляндская губ., Эзельский у. (о-в Сааремаа), приход Пюха. Втор. пол. ХIХ в. Эстонцы

              

Комплектованию столь редкостного, тематически разностороннего и полноценного с источниковедческой позиции собрания способствовало глубокое знание И.Л. Гальнбеком местной жизни и традиционной культуры, наполнявших его детство. В 1924 г. исследователь пожертвовал музею коллекцию образцов эстонских кружев с о-ва Кихну (РЭМ 4365, 21 предмет). В процессе этнографических изысканий он делал зарисовки предметов и орнаментов, снабжал их подробными комментариями на эстонском и немецком языках о способах бытования семантических свойствах, позволяющими в совокупности с орудиями крестьянского труда получить наглядное представление об отличительных чертах т.н. островной культуры эстонцев втор. пол. XIX в. В настоящее время эти обширные материалы (2038 листов записей, рисунков, фотографий – 82 архивных дела) хранятся в архиве РЭМ.

                

АРЭМ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 175. Л. 9. – Рисунок И.А. Гальнбека. Женщины в национальных костюмах о-ва Сааремаа: праздничном (слева) – приход Ямма (Ямая); траурном (справа) – приход Анзекюль (Ансекюля). Нач. ХХ в. Эстонцы

Многолетнее увлечение историей оловянного производства в России (с 1905 г.) сделало И.А. Гальнбека крупным специалистом по истории оловянного дела и реставрации изделий из этого металла. Его методика борьбы с «оловянной чумой» – разрушением металла в результате изменения его свойств под воздействием окружающей среды – не утратила актуальности и сегодня. С 1918 г. он являлся хранителем оловянных художественных изделий в Эрмитаже и экспертом Комитета по охране памятников старины и искусства. С 1921 г. И.А. Гальнбек работал заведующим отдела металла в Институте археологической технологии при Академии истории материальной культуры, преподавал рисование в Топографическом училище. С 1923 по 1929 г. являлся сотрудником Отделения рисунков и гравюр Государственного Русского музея. Он был привлечен к работе как крупный специалист по составлению предметно-систематических карточных указателей, а также как консультант историко-бытового отдела Русского музея по вопросам эстонской и финской этнографии. И.А. Гальнбек был востребован как художник-дизайнер и архитектор; по его проектам построен ряд зданий в Санкт-Петербурге и его окрестностях.

Научные интересы И.А. Гальнбека были разнообразны: история архитектуры, материаловедение, история эстонского и финского народов. Изучение прикладного искусства, он совмещал с коллекционированием изделий из дерева, металла, кружева, фарфора. Большая часть этой коллекции ныне находится в собрании отдела истории русской культуры Эрмитажа. В 1917 г., находясь в сложном экономическом положении, И.А. Гальнбек продал более 1700 предметов эстонского народного быта из своего личного собрания Эстонскому национальному музею (Тарту). Таким образом, благодаря его экспедиционно-собирательской деятельности, уникальная культура островных эстонцев ХVIII– нач. ХХ в. представлена в настоящее время в этнографических музеях Санкт-Петербурга и Тарту.

В 1930 г. И.А. Гальнбек был арестован по обвинению в контрреволюционной буржуазно-националистической деятельности. В 1931 г. сроком на 3 года он был лишен права проживания в Ленинградской и Московской обл., а также в Республике немцев Поволжья. В 1934 г. Гальнбек вернулся в Ленинград, где скончался 11 октября того же года. Похоронен на Смоленском лютеранском кладбище в Санкт-Петербурге.

                  
Архивные материалы

АРЭМ. Ф.1. Оп. 2. Д. 98 – 180. Научные материалы музея до 1917 г. Фонд И.А Гальнбека.

Публикации

  1. Гальнбек И.А. Краткое руководство к систематическому классному преподаванию рисования со стенными таблицами и объяснительным текстом для употребления в общеобразовательных мужских и женских заведениях и в специальных школах. – СПб.: Тип. Э. Гоппе, 1887. – 16 с.
  2. Гальнбек И.А. Роспись главным изданиям по гончарному производству в Библиотеке при Центральном Училище технического рисования барона Штиглица в Санкт-Петербурге. – СПб.: Типо-лит. Р. Голике, 1898. – 15 с.
  3. Гальнбек И.А. Изделия из олова и оловянная чума // Очистка и сохранение металлических предметов древности. Ч. 4. Материалы по методологии археологической технологий, издаваемые Институтом Археологической технологии.– Л.: Гос. академия истории материальной культуры, 1927. – Вып. 9. – 32 с.
  4. Гальнбек И. А. О технике золоченых изображений на Лихачевских вратах в Государственном русском музее // Материалы по русскому искусству.– Л.,1928. – Т. 1. – С. 22–31.
  5. Gahlnbäck J. Zinn und Zinngiesser in Finnland // Suomen Muinaismuistoyhdistys. – Helsingfors, 1925. – 136 lk.
  6. Gahlnbäck J. Zinn und Zinngiesser in Liv-, Est- und Kurland. Hansischer Geschichtsverein, 1929. // Quellen und Darstellungen zur hansischen Geschichte. Neue Volge. – Lübeck, 1929.– Bd. VII. –295 s.
  7. Gahlnbäck J. Zinnpest // Antiquitaten-Zeitung. Stuttgard, 1924. 32. S. 139–140.
  8. Gahlnbäck J.L. Russisches Zinn. Zinn und Zinngiesser in Moskau. – Leipzig: Karl W. Hiersemann, 1928. –216 s.

                    

Библиография

  1. Гусева Н.И. А. Гальнбек – Stilkunst в России // Пинакотека. 1991. – № 10–11. – С. 110 – 114
  2. Засецкая М.Л. Временная выставка: И.А. Гальнбек – исследователь эстонской этнографии» // Музей. Традиции. Этничность. 2013. – № 1 (3). – С. 106–118.
  3. Засецкая М.Л. И.А. Гальнбек – остзейский немец и русский просветитель конца XIX–XX века // Историко-культурный ландшафт Северо-Запада: Шестые междунар. Шёгреновские чтения: Сб. ст. / Сост. и науч. ред. С.Б. Коренева, О.М. Фишман. – СПб.: Европейский Дом, 2014. – С. 355–367.
  4. Кудрявцева Т. Иван Гальнбек и русский стиль в корниловском фарфоре // Пинакотека. 1991. – № 10–11. – С. 115–121
  5. Косарева М.Н. И.А. Гальнбек – коллекционер, ученый, архитектор // Судьбы музейных коллекций: Мат-лы VII Царскосельской науч. конф. – СПб., 2001. – С. 318–324.
  6. Усова О. В. Служение красоте: история уникальной библиотеки // Библиотечное дело. 2004. – № 11 (23). – С. 36–39. URL: http://www.bibliograf.ru/issues/2004/11/36/22/

                                 

Коллекции РЭМ

В описании коллекций приведены германизированные названия приходов, которые бытовали в начале ХХ в. В скобках даны эстонские варианты.

 

№ 880. – Одежда, украшения, пивные кружки, короба. Включала 129 предметов, сохранилось 124. Лифляндская губ., Эзельский у. (о-в Сааремаа), приход Анзекюль (Ансекюля). Сбор 1906 г. Эстонцы

№ 881. – Одежда, украшения, пивные кружки, короба. Включала 138 предметов, сохранилось 128. Лифляндская губ., Эзельский у. (о-в Сааремаа), приход Ямма (Ямая). Сбор 1906 г. Эстонцы

№ 882. – Одежда, украшения, пивные кружки. Включала 73 предмета, сохранилось 67. Лифляндская губ., Эзельский у. (о-в Сааремаа), приход Пюха. Сбор 1906 г. Эстонцы

№ 883. – Одежда, украшения. Включала 44 предмета, сохранилось 36. Лифляндская губ., Эзельский у. (о-в Сааремаа), приход Кергель (Кярла). Сбор 1906 г. Эстонцы.

№ 884. – Головные уборы, украшения, утварь. Включала 9 предметов, сохранилось 8. Лифляндская губ., Эзельский у. (о-в Сааремаа), приход Кильконд (Кихелконна). Сбор 1906 г. Эстонцы

№ 885. – Одежда, украшения, светильники. Включала 141 предмет, сохранился 132. Лифляндская губ., Эзельский у. (о-в Сааремаа), приход Мустель (Мустьяла). Сбор 1906 г. Эстонцы

№ 887. – Одежда. Включала 9 предметов, сохранилось 7. Лифляндская губ., Эзельский у. (о-в Сааремаа), приход Каррис (Карья). Сбор 1906 г. Эстонцы

№ 888. – Одежда. Включала 49 предметов, сохранилось 47. Лифляндская губ. Эзельский у. (о-в Сааремаа), приход Пёйде. Сбор 1906 г. Эстонцы

№ 889. – Одежда. Включала 6 предметов, сохранилось 3. Лифляндская губ., Эзельский у. (о-в Сааремаа), приход Иоаннис. (Яани) Сбор 1906 г. Эстонцы

№ 890. – Одежда; образцы кружева. Включала 52 предмета, сохранился 31 ед. Лифляндская губ., Эзельский у. (о-в Сааремаа), приход Вольде (Вальяла). Сбор 1906 г. Эстонцы

№ 891. – Одежда. Включала 80 предметов, сохранилось 64. Лифляндская губ., о-ва Муху и Кейнаст. Сбор 1906 г. Эстонцы

№ 892. – Одежда. Включает 41 предмет. Лифляндская губ., Феллинский у., приход Каркус (Каркси). Сбор 1906 г. Эстонцы

№ 893. – Одежда. Включала 20 предметов, сохранилось 13. Эстляндская губ., Гапсальский у. (о-в Хийумаа), приходы Эммаст (Эммасте) , Кайнис (Кяйна).  Сбор 1906 г. Эстонцы

№ 1055. – Одежда, утварь. Включала 4 предмета, сохранилось 3. Лифляндская губ., Эзельский у. (о-в Сааремаа). Сбор 1906 г. Эстонцы

№ 1254. – Одежда, короба, подсвечники, клещи. Включала 53 предмета, сохранилось 42. Лифляндская губ., Эзельский у., (о-в Сааремаа), приходы Анзекюль (Ансекюля), Кильконд ( Кихелконна), Мустель (Мустьяла), Моон (Муху), Пюха, Ямма (Ямая). Сбор 1907 г. Эстонцы

№ 1257. – Предметы домашнего обихода, музыкальные инструменты. Включает 6 предметов, сохранилось 2. Эстляндская губ., Гапсальский у. (о-в Хийумаа),  приходы Эммаст (Эммасте) , Кайнис (Кяйна).  Сбор 1907 г. Эстонцы

№ 4365. – Образцы кружева. Включает 21 предмет. Эстонская Республика. (о-в Кихну). Дар. 1924 г. Эстонцы

                     

Выставка онлайн  «И.А. Гальнбек – исследователь эстонской этнографии»

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.

Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.