Купить билет

Собиратели

Капица Леонид Леонидович

Капица Леонид Леонидович

Капица Леонид Леонидович. Нач. 1910-х гг.

ЦГИА СПб. Ф.14. Оп.3. Д. 57799. Публикация согласована.

Авторы: Н.И. Ивановская, научный сотрудник высшей категории отдела этнографии Северо-Запада России и Прибалтики; А.А. Чувьюров, научный сотрудник высшей категории отдела этнографии Поволжья и Приуралья (коми), И.И. Шангина, научный сотрудник главной категории отдела этнографии русского народа (аннотации на русские коллекции); А.А. Заньковская, научный сотрудник отдела этнографии Северо-Запада России и Прибалтики (отбор экспонатов по саамам, подписи); О.М. Фишман, зав. отделом этнографии Северо-Запада России и Прибалтики (отбор экспонатов по карелам, подписи)

Капица Леонид Леонидович, сотрудник Этнографического отдела Русского музея (ЭО) занимает значительное место в ряду представителей поколения ученых и краеведов, принимавших участие в активном развитии отечественной этнографической науки и формировании музейного собрания в 1910–1920 гг. Однако наряду с его вкладом в изучение этнографии финно-угорских народов, его плодотворной экспедиционно-собирательской деятельностью важно отметить и основополагающую роль Л.Л. Капицы в становлении отечественного документального кино, у истоков которого он стоял в 1920-е гг. Научное наследие Л.Л. Капицы включает оригинальные этнографические вещевые и фотоколлекции, собранные им в 1910–1920-е гг. у финно-угорских народов Европейского Севера — саамов, карел и коми (зырян) на территории Кольского п-ова, Карелии и Республики Коми, а также у русского поморского населения Русского Севера. Ценнейшие в научном отношении коллекции, отражающие всё многообразие традиционно-бытовой культуры этих народов, насчитывают 272 предмета и более 600 фотографий.

Л.Л. Капица родился в 1892 г. в интеллигентной петербургской семье. Его отец — Леонид Петрович Капица, военный инженер и строитель фортов Кронштадтской крепости. Мать, Ольга Иеронимовна (урожд. Стебницкая) – филолог, специалист в области детского фольклора и литературы, в советское время преподавала в Ленинградском педагогическом институте им. А.И. Герцена, стояла у истоков первого государственного издательства детской литературы «Детгиз».

В 1911 г. после окончания гимназии Леонид Капица поступил в Санкт-Петербургский Императорский университет на естественное отделение физико-математического факультета, где занимался углубленным изучением антропологии и этнографии в семинаре выдающегося ученого Ф.К. Волкова. Будущие этнографы участвовали в экспедициях, отправляясь в разные уголки многонациональной Российской империи. Так, в 1913 г. студент Капица был командирован Русским антропологическим обществом, а в 1914 г. Российским географическим обществом в Архангельскую губ. для антропологического и этнографического изучения «великороссов» – поморов и лопарей (саамов). В первой поездке его сопровождал брат Петр Леонидович, будущий выдающийся физик и лауреат Нобелевской премии.

Петр и Леонид Капицы. Кон. 1910-х гг. Архив Мемориального кабинета-музея академика П.Л. Капицы при Институте физических проблем им. П.Л. Капицы РАН (Москва). Публикация согласована.

В 1914 г. его экспедиционный маршрут к кольским саамам пролегал от Кандалакши до Колы, а оттуда – на территорию норвежско-российского пограничья. Капица посетил следующие погосты: Ягельный Мох, Пульозеро, Кильдинский, Воронинский, Пазрецкийй (летний). Коллекция, собранная им, в основном в летних погостах, характеризует хозяйственные занятия и быт саамов в дисперсный период функционирования общины (сыйта). В коллекции (РЭМ 3176) содержатся предметы домашнего обихода, рыболовные принадлежности, рабочие инструменты, украшения, амулеты, кожаный мяч для игры в лапту, момент которой запечатлен на одной из фотографий его саамской фотоколлекции (РЭМ 3126).

Обе коллекции фотоотпечатков, хотя и невелики по объему, являются уникальным научным источником, отражающим традиционно-бытовую культуру кольских саамов российско-норвежского пограничья. Зафиксированы многие архаичные стороны бытовой культуры коренного населения Кольского п-ова: традиционные хозяйственные занятия, игры, антропологические типы насельников российского Заполярья. Значительное место в фотоколлекциях занимают сюжеты, свидетельствующие и документально подтверждающие наличие в нач. ХХ в. у кольских саамов нескольких типов жилищ (традиционное зимнее саамское жилище вежа, вытесняемая с XIX в. срубной постройкой тупа (пырт), и переносное жилище кувакса.

Первая мировая война прервала учебу в университете. Три года Л. Капица служил в студенческой санитарной организации, занимаясь эвакуацией раненых. Он смог восстановиться в университете и окончить его только в 1923 г., а до этого, в 1921 г., вновь становится сотрудником ЭО (в 1916–1917 гг. он работал в музее регистратором).

В 1922 г. Л. Капица начинает заниматься научным кино – съемкой этнографических фильмов. Как профессиональный этнограф он прекрасно понимал значение киносъемки для фиксации различных сторон культуры этноса. Продолжая работать в музее, он занимает должность заведующего секцией научной кинематографии в отделе естествознания, географии, этнографии фабрики «Севзапкино». Его познания в области кино были значительно расширены во время заграничной командировки 1924 г. в европейские страны – Англию, Швецию, Данию, Францию. Целью поездки было не только изучение новейших достижений в области музейной техники, но и знакомство с научной кинематографией и применением ее в области этнографии. В Париже (Франция в то время находилась в авангарде научной кинодокументалистики) он познакомился с современной техникой постановки научных фильмов, с применением новых приемов киносъемки – замедленной, стереоскопической и т. д.

Несмотря на увлечение кинематографом, Л.Л. Капица до конца своей работы в ЭО вплоть до 1931, активно занимался этнографическими исследованиями Северо-Западного региона под руководством профессора Д. А. Золотарёва. В составе организованных им крупнейших этнологических экспедиций, Л.Л. Капица начинал свой путь в этнографической науке, как и многие молодые исследователи; спустя годы он стал профессиональным финно-угроведом.

В 1921 г. он Л.Л. Капица совершает экспедицию в Кестеньгскую и Керетскую вол. Кемского у., за год до этого перешедший из состава Архангельской губ. в административное образование под названием Карельская трудовая коммуна. Итогом этой поездки стали собранные и переданные в музей карельские коллекции этнографических предметов и фотографий. Вещевая коллекция включает охотничьи принадлежности, домашнюю утварь, несколько комплектов женской и мужской одежды, а также отдельные её компоненты; предметы, связанные с воспитанием детей (РЭМ 2923).

Дальнейшие исследования Л.Л. Капицы на территории Карелии осуществлялись в составе Карельской экспедиции 1926–1928 гг. Первостепенной задачей было изучение карельского народного творчества, поэтому основные исследования проводились в Ухтинском р-не, где в перв. пол. XIX в. трудами Элиаса Лённрота были собраны уникальные произведения карельского эпоса. Кроме того, этот пограничный с Финляндией район интересовал этнографов как контактная зона – место сильного финского влияния на традиционную культуру карелов.

За все время научных исследований в Карелии Капицей было создано крупное фотособрание (РЭМ 4082, 4903, 5033), включающее 357 фотографий. В нем зафиксированы различные аспекты хозяйственной деятельности и повседневной жизни местного населения: планировка деревень, жилые и хозяйственные постройки, традиционные занятия, средства передвижения, бытовые сцены, а также совершенно новые явления в культуре сельского населения Карелии, возникшие под влиянием изменений в общественно-политической жизни страны (спортивные состязания, спектакли драматических кружков и т.п.) и процессов модернизации. В настоящее время этот уникальный визуальный источник постоянно используется специалистами при изучении карельской культуры 1920-х гг., при создании выставок и подготовке различных публикаций РЭМ.

Период этнографических исследований Капицы в Карелии совпадает с его уже профессиональными занятиями по съемке этнографических фильмов. Возможно, это повлияло на методику фотофиксации различных элементов народной культуры. Наглядный пример — съемка инсценировки традиционной карельской свадьбы. Фотокадры последовательно снятых старинных свадебных ритуалов практически представляют собой такой кинематографический прием, как раскадровка, позволяющий эскизно видеть весь фильм еще до его создания.

В 1928 г. в Кестеньгском р-не Капицей была собрана небольшая коллекция, состоящая из предметов рыболовства и детских игрушек (РЭМ 4682), а из карельских деревень Ухтинского р-на в собрание музея поступили предметы жемчужного промысла (РЭМ 4656).

Летом 1925 г. он едет в экспедицию, организованную Госкино, на р. Печору, после чего ему предлагают войти в сценически-художественное бюро при кинофабрике, которое занималось обсуждением сценариев. Он всё больше углубляется в кинодеятельность, однако продолжает работать в музее, проводя исследования в области финно-угроведения; учёный также возвращается к научным интересам студенческого периода – изучению поморов. В 1925 г. он вновь совершил поездку в Архангельскую обл., собрав коллекции по «великороссам»-поморам (РЭМ 4337 – Рыболовство, предметы домашнего обихода. 11 предметов).

В начале лета 1926 г. Л.Л. Капица отправляется в трёхмесячную экспедицию на территорию Автономной области Коми. Задачей поездки было экономически-этнографическое обследование коми селений в бассейне Верхней Печоры. Итогом этой экспедиции явилась разнообразная по составу коллекция предметов быта и материальной культуры коми-зырян: снаряжение и приспособления для охоты, рыболовства, скотоводства, промыслов, средства народной медицины (РЭМ 4466, 47 предметов). В числе уникальных артефатов, собранных Л.Л. Капицей, предметы, связанные с культурой и бытом коми старообрядцев-беспоповцев.

Фотографии, выполненные им во время экспедиции (РЭМ 4860), представляют собой яркие документальные свидетельства жизни и быта местного населения в 1920-е гг. В них отражены следующие темы: «Жилище», «Средства передвижения», «Земледелие и скотоводство», «Охота и рыболовство», «Народные ремёсла и промыслы», «Повседневная жизнь», «Верования», «Антропологические типы».

Между тем, увлечённость Л.Л. Капицы кинодеятельностью требует всё больше и больше времени. Жизнь его в это время идет в двух параллельных плоскостях: музей, где он занимается этнографией, и кино. В 1926 г. в экспедиции в Коми он снимает этнографические сюжеты; в 1927 г. в Северной Карелии работает над фильмом «На Родине Калевалы». В том же году в Петрозаводском музее проводилась этнографическая выставка, где были представлены все материалы экспедиций в Карелии за 10 лет. Выставка имела большой успех. В это же время он исполняет обязанности секретаря Русско-финской секции Комиссии по изучению племенного состава населения, созданной при Академии наук.

В 1928 г. он совершает определенный прорыв на кинопоприще. Летом этого года по заданию Наркомпроса Карелии и Академии наук Л.Л. Капица отправляется в Карелию на съемку фильма о современной жизни этого края. Показ этого фильма с триумфом прошел на VIII съезде Советов Карелии. «Успех больше, чем я ожидал», – сообщает он в письме к брату. Хорошо фильм был принят и на демонстрации его в Академии наук. К этому времени Л.Л. Капица становится уникальным специалистом, соединив в себе профессионального этнографа, режиссера и сценариста научного документального кино.

В 1929 г. он получает заказ на написание сценария «Северный край» и едет на Новую Землю руководителем съемки. Киноэкспедиция была очень трудной, её участники провели 45 дней в полярном плавании, 7 дней жили в самоедском (ненецком) стойбище, отсняли 1300 м пленки. Фильм получил название «По берегам и островам Баренцева моря», и на сегодняшний день это единственная сохранившаяся киноработа Л.Л. Капицы.

В конце 1930 г. Л.Л. Капица совершает важный жизненный выбор — он увольняется из музея и становится штатным режиссером киностудии «Леннаучфильм». За несколько лет он достиг немалых успехов в создании научных и учебных фильмов. Первым в стране, а может, как он пишет, и в мире, применил микросъемку по разрыву металла, снял первый в стране цветной  учебный фильм «Строение материи» и много других, но тематика их уже никак не соотносится с этнографией.

Л.Л. Капица умер в 1938 г. от тяжелой болезни. Он похоронен в Петербурге на Смоленском лютеранском кладбище. В памяти научного и музейного сообщества он остается как этнограф-исследователь, внесший значительный вклад в формирование уникального собрания РЭМ по этнографии Северо-Запада, автор, написавший интересные статьи по итогам экспедиционных наблюдений, и в то же время как деятель российской кинематографии, стоявший у истоков отечественного научного кинематографа.

Архивные материалы

Архив ГРМ. Оп. 10. Д. 187. 68 л. – Личное дело. Капица Леонид Леонидович. 1916–1931 гг.

Архив Мемориального кабинета-музея академика П.Л. Капицы при Институте физических проблем им. П.Л. Капицы РАН (Москва) – Переписка Л.Л. Капицы с братом П.Л. Капицей и матерью О.И. Капица. 1921–1938 гг.

АРЭМ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 312. 29 л. – Переписка с Л.Л. Капицей о собирании этнографических материалов у поморов, лопарей и карел Архангельской губернии: описи материалов. 1906–1916 гг.

АРЭМ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 313. 44 л. – Переписка с Л.Л. Капицей о собирании этнографических материалов по карелам, зырянам и другим народам Севера; описи материалов и отчеты о заграничной командировке. 1917–1929 гг.

ЦГАЛИ. Ф. 243. Оп. 2. Д. 17. 120 л. – Приказы по киностудии «Союзтехфильм». 1935 г.

ЦГИА СПб. Ф. 14. Оп. 3. Д. 57799. 71 л. – Дело Императорского Санкт-Петербургского университета, Леонида Леонидовича Капица. 1911–1912 гг.

Публикации

  1. Капица Л.Л. Антропологическiя данныя о поморах Кемскаго и Онежскаго уездов Архангельской губ. Оттиск Изв. АО и РС", 1914. № 7. – С. 131–151.
  2. Капица Л.Л. Зимняя одежда русских лопарей. Л.: –Изд. Русского музея. Этнографический отдел, 1923. – С. 1–4.
  3. Капица Л.Л. Снаряжение зырянского охотника. – Л.: Изд. Русского музея. Этнографический отдел, 1926. – С. 1–4.
  4. Капица Л.Л. Материалы для этнографической характеристики Кондокского и Вокнаволокского районов Северо-Западной Карелии // Западнофинский сборник: Тр. КИПС. – Л.: Изд-во АН СССР, 1930. – Вып. 16. – С. 22–35.

Библиография

  1. Ивановская Н.И. Этнограф Л.Л. Капица: экзистенция личной судьбы // Историко-культурный ландшафт Северо-Запада 3: Шестые Междунар. Шёгреновские чтения: Сб. ст. и тез. докл. / Сост. и науч. ред. С.Б. Коренева, О.М. Фишман. – СПб.: Европейский Дом, 2014. – С. 368–376.
  2. Ивановская Н.И. Письма как источник изучения персональной истории (по переписке Л.Л. Капицы с П.Л. Капицей. 1921–1938 гг.) // Право на имя. Биографика 20 века: Двенадцатые чтения памяти Вениамина Иофе / Науч. ред. Т.Б. Притыкина. – СПб.: ЗАО «Норма», 2015. – С. 54–63.
  3. Ивановская Н.И., Чувьюров А.А. Финно-угорский мир в фотографиях Л.Л. Капицы // Рябининские чтения – 2015. Мат-лы VII науч. конф. По изучению и актуализации культурного наследия Русского Севера / Отв. ред. Т.Г. Иванова / Гос. Ист-архитектур. и этногр. Музей-заповедник «Кижи». – Петрозаводск. 2015. – С. 47–49.
  4. Ивановская Н.И., Чувьюров А.А. Финно-угорский мир в фотографиях и документах. Научное наследие Л.Л. Капицы / Науч. ред. О.М. Фишман. – СПб.: Информ.-издат. агентство «ЛИК», 2017. – 122 с.
  5. Ивановская Н.И., Чувьюров А.А. Этнографическая экспедиция Л.Л. Капицы в Коми автономную область // Арт, 2017. – № 3. (80). – С. 122–135.

Коллекции

Карелы

№ 2923. – Одежда, концы от полотенец, детские игрушки и принадлежности грудного ребенка, предметы домашнего обихода и рыбных промыслов, сделанные из бересты и соснового корня, принадлежности охоты. Включала 76 предметов, сохранилось 60. Архангельская губ., Кемский у., Кестенгская и Керетская вол. Сбор 1921 г. Карелы

№ 4656. – Предметы жемчужного промысла, народная техника, народные знания, верования. Включала 18 предметов, сохранилось 14. Карельская АССР, Кондокский и Ухтинский р-ны. Сбор 1927 г. Карелы

№ 4882. –Рыболовство, игры и забавы детей. Включала 8 предметов, сохранилось 5. Карельская АССР, Кестенгкий р-н. Сбор 1928 г. Карелы

Саамы

№ 3176. – Рыболовство, домашняя утварь, амулет. Включает 6 предметов. Архангельская губ., Александровский уезд, Погосты: Ягельный бор, Кильдинский, Пульозерский, Вороний, Пазрецкий (летний). Сбор 1914 г. Саамы

Коми-зыряне

№ 4466 – Предметы охоты, рыболовства, скотоводства, промыслов и народной медицины Включает 47 предметов. АО Коми, Усть-Куломский, Усть-Вымский уезды. Сбор 1926 г. Коми-зыряне

Русские

№ 3177. – Колодка для шитья сапог, форма для литья мелких изделий, коловорот, сверло, верхняя мужская одежда, мужской головной убор и обувь, солонка, блюдо, деревянная кукла. Включает 12 предметов.

Архангельская губ., Архангельский у., посад Луда и с. Кег-остров. Сбор 1914 г. Русские – поморы

№ 3178. – Рыболовные снасти,  компасы, домашняя утварь, короба, промысловая мужская одежда и обувь, детские игрушки. Включала 38 предметов, сохранилось 37.

Архангельская губ., Александровский у,. Мурман, становища Териберка и Гаврилово. Сбор 1914 г. Русские – поморы 

 № 3559. – Женский головной убор. Включает 1 предмет.

Архангельская губ., Кемский у., с. Шуя Сбор 1914 г. Русские – поморы

 № 3732. – Костюм промысловый « зуйка» - подростка, домашняя утварь,  формы для приготовления сырной пасхи, полка для посуды рыболовные снасти и приспособления, компас. песочные часы, ,детская колыбель, станок для наматывания пряжи. Включала 43 предметов, сохранилось 41.

Архангельская губ., Кемский у., с. Шуя , г. Кемь. Сбор 1916 г. Русские – поморы

 № 3745. – Карбас с веслами и принадлежностями семужного промысла. Включала 11 предметов, сохранилось 7.

Архангельская губ., Кемский у., г. Кемь . Сбор 1916 г. Русские – поморы

№ 4337. – Рыболовные снасти, печенье, изготавливаемое на Рождество Христово, Крещение Господне, в день рождения ребенка, пожарный знак. Включает 11 предметов.

Архангельская губ., Печорский у., ст. Юшино, д. Тельвисочное, с. Оксино. Сбор 1925 г. Русские –поморы 

 № 4348. – Рыболовные снасти, образцы шерстяной ткани. рыбья кожа, шерстяная пряжа, женский головной убор, детские игрушки, выкройки для шитья обуви. Включала 41 предмет, сохранилось 38.

Мурманский округ., Терский берег, с. Умба, д. Оленица. Сбор 1925 г. Русские – поморы

                         

Фотоколекции

Карелы

№ 4082. – Жилище, постройки, земледелие, скотоводство, типы, средства передвижения и пути сообщения, рыболовство; праздник Спаса в д. Елитозеро. Включает 55 фотоотпечатков. Негативы погибли. Архангельская губ., Кемский у., Керетская вол., д. Новая, Кестеньгская вол., д. Елитозеро, Сеннозеро, Окунёва губа. Фотосъемка 1921 г. Карелы

№ 4903. – Антропологические типы разного возраста; общие виды; избы, хозяйственные постройки (амбары, мельницы водяные); рыбные, лесные промыслы и сплав; животноводство; традиционное земледелие; пути сообщения; уникально – свадьба: падьвашка и плачея, все моменты свадьбы в д. Каменное озеро (инсценировка); певцы, сказители, сосна Ленрота; семейная жизнь; кладбище; ландшафты. «Новый быт» - полеводство, электрофикация, пути сообщения; воспитание детей: детский сад, пионеры; общественная жизнь: заседание Ухтинского исполкома; праздник в с. Ухта 1927 г. Включает 167 фотоотпечатков. Негативы погибли. Ухтинский, Ругозерский, Кемизерский, Сегозерский р-ны, сс. Ухта, Вокнаволок. Фотосъемка 1927 и 1928 гг. Карелы

№ 5033. – Типы; виды деревень, улиц, хозяйственных построек, интерьеры; лесозаготовки, в том числе лесопромышленники; оленеводство; домашний быт, детский быт, игры и развлечения. «Новый быт» – женское собрание в Кестеньге; лыжный пробег молодёжи; изба-читальня; ландшафты. Включала 94 отпечатка и негатива, сохранилось 82 отпечатка. Негативы погибли. Кестенгский р-н, сс. Кестеньга, Оланга, Руг-озеро, дд. Варта-Ламбина, Хирви-Наволок, Лохи-Вара, Лайда-Салма, Софьянка. Фотосъемка 1928 г. Карелы

Саамы

№ 3226. – Оленеводство, жилища, праздничные игры, пейзажи. Включает 23 фотоотпечатка. Негативы погибли. Архангельская губ., Александровский у. Погосты: Пазрецкий, Белогубский, Пулозерский, р. Териберка, оз. Имандра. Фотосъемка 1914 г. Саамы

№ 3621. – Оленеводство, жилища, пейзажи. Включает 14 фотоотпечатка. Негативы погибли. Архангельская губ., Александровский у., устье р. Вороньей. Фотосъемка 1913 г. Саамы

Коми-зыряне

№ 4860. – Жилище, средства передвижения, земледелие, скотоводство, охота, рыболовство, верования, семейная жизнь. Включает 54 фотоотпечатка и негатива. Негативы погибли. АО Коми, Усть-Куломский р-н, сс.: Троицко-Печерское, Пожча, Усть-Коусва, Усть-Щугор, Помоздино. Фотосъемка 1928 г. Коми-зыряне

Русские

№ 3227. – Костюм, поселение, постройки, бытовые зарисовки. Включает 22 фотоотпечатка. Негативы погибли. Архангельская губ., Архангельский, Онежский, Кемский у. Фотосъемка 1914 г. Русские – поморы

№ 3228. – Виды, промысловые суда, постройки, сцены рыбной ловли, типажи, одежда. Включает 31 фотоотпечаток. Негативы погибли. Архангельская губ., Александровский у., ст. Териберка. Фотосъемка 1914 г. Русские – поморы

№ 3620. – Виды становищ, монастырей, промысловые суда, рыбная ловля, типажи. Включает 90 фотоотпечатков. Негативы погибли. Архангельская губ., Кемский, Онежский у., Соловецкий и Печенгский монастыри. Фотосъемка 1913 г. Русские – поморы

№ 3677. – Виды построек, типажи. Включает 10 фотоотпечатков. Негативы погибли. Архангельская губ., Кемский у. Фотосъемка 1913 г. Русские – поморы

№ 4081. – Постройки и жилища, рыбная ловля, типажи. Включает 9 фотоотпечатков. Негативы погибли. Карельская респ., быв. Архангельская губ., Кемский у. Фотосъемка 1921 г. Русские – поморы

№ 4450. – Рыболовство, жилища, кладбище, женский праздничный костюм. Включает 15 фотоотпечатков. Негативы погибли. Быв. Архангельская губ., Печерский у. Фотосъемка 1925 г. Русские – поморы

Кино-экскурсия «По берегам и островам Баренцева моря». 1929 год. Автор – Леонид Капица

ФКУ «Российский государственный архив кинофотодокументов». Публикация согласована.


Коллекции собирателя в «Коллекциях онлайн»

Обращаем ваш внимание, что в последнее время участились случаи мошенничества, совершаемые с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

Обращаем ваше внимание, что билеты в Российский этнографический музей в сети Интернет можно приобрести только через официальный сайт музея www.ethnomuseum.ru . Просим вас быть очень внимательными, чтобы не стать жертвами мошенников.

Режим работы Музея в праздничные дни:
01 и 08 мая, 11 и 12 июня с 10.00 до 18.00, касса  до 17.00;
29 апреля, 09 мая Музей закрыт.


Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.