Купить билет

Собиратели

Колобаев Александр Лукич

Колобаев Александр Лукич

Колобаев Александр Лукич
ЦГАЛИ СПб. Ф. 341. Оп. 3. Д. 192. Л. 1. Публикация согласована

Автор: Л.В. Королькова, научный сотрудник ведущей категории отдела этнографии Северо-Запада России и Прибалтики, кандидат исторических наук

Колобаев Александр Лукич – архитектор, исследователь народной архитектуры, участник многих этнологических экспедиций, которые проходили под руководством Д.А. Золотарева. А.Л. Колобаев оставил богатое иллюстративное наследие. Собранные им материалы – зарисовки, рисунки, акварели жилых и хозяйственных построек, их конструктивных деталей, декора, а также изображения старинных кладбищ, портреты местных жителей и пр. – поступили в разные научные учреждения: Этнографический отдел Русского музея (ЭО), Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), Этнографический разряд Государственной академии истории материальной культуры (ГАИМК), Краеведческий музей г. Петрозаводска.

А.Л. Колобаев происходил из крестьянской семьи. Он родился 28 августа 1893 г. в с. Чернава Скопинского у. Рязанской губ. Родители его были народными учителями; после рождения детей отец перешел на работу в Акцизное ведомство, мать стала домохозяйкой. В 1911 г. после окончания реального училища в г. Мелитополе, Александр поступил в Институт гражданских инженеров (Петроград), где прослушал весь курс архитектурного факультета (1914–1916 гг.), однако не защитил дипломный проект. В 1914–1915 гг. в должности помощника архитектора руководил строительством санатория и больницы с церковью в Ливадии. С 1917 г. по 1921 г. работал на разных стройках: в Бахчисарае, на строительстве Бешуйской железной дороги в Крыму. Принимал активное участие в политической жизни страны. С 1918 по 1919 г. являлся секретарем исполкома Совета рабочих и солдатских депутатов Бахчисарая (избран от союза строительных рабочих).

С 1923 по 1928 гг. обучался в Академии художеств в Ленинграде. В 1922 г. был приглашён Д.А. Золотарёвым в Верхневолжскую этнологическую экспедицию. В период с 1922 по 1923 г. по поручению ЭО выезжал в Тверскую и Рыбинскую губ., где в Весьегонском и Бежецком у. изучал русские и карельские жилые и хозяйственные постройки, делал многочисленные зарисовки. Позднее, с 1923 по 1928 г. Александр Лукич являлся штатным научным сотрудником 2 разряда в Академии истории материальной культуры (АИМК); занимался изучением крестьянского строительства. Также был зачислен в штат ЭО, где он описывал, приводил в порядок и перерисовывал коллекции, собранные в экспедициях. В 1923 г. Александр Лукич собирал материалы для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Осенью того же года он работал в качестве художника научной экспедиции в Кемском у. Архангельской губ. (карелы, русские). В 1924 г. состоялась его поездка также в составе Верхневолжской экспедиции в Ярославскую губ., а с 1 сентября по 1 октября 1925 г. предпринял по заданию ЭО экспедицию на Кольский п-ов в так называемую Русскую Лапландию. За время экспедиции А.Л. Колобаев сделал 50 рисунков, в том числе построек по р. Туломе. В 1926–1927 гг. он работал в Карельской экспедиции ГАИМК и ЭО в Ухтинском р-не Карелии; в 1927 г. – в Олонецком и Кемском у., изучая карелов и русских.

В 1928 г. в составе сотрудников Ленинградской реставрационной мастерской Главнауки А.Л. Колобаев принимал участие в исследовании и реставрации церкви св. Георгия (XII в.) в Старой Ладоге.

С 1929 по 1933 г. А.Л. Колобаев служил в «Промстройпроекте» в должности архитектора, затем перешел на работу в «Центромет», где руководил бригадой по строительству заводоуправления этой организации. Также Александр Лукич разрабатывал генеральный план рабочего поселка (первый вариант) при Пикалевском цементном заводе. С 1936 по 1938 г. исполнял обязанности архитектора в Городском комитете ИЗО. По заказу Государственного музея этнографии создал макет Центрального дома культуры, который экспонировался на Всемирной выставке в Париже (1937). В 1939 г. А.Л. Колобаев был приглашен в Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта (ЛИИЖТ) в качестве заведующего кабинетом черчения и графики.

В 1939 г. по заданию организации, занимающейся охраной памятников архитектуры Ленинградской обл., начал разрабатывать проект реставрации обелиска Коннетабль, расположенного в Гатчине на пересечении главной улицы города (пр. 25 Октября) и Красноармейского пр. Реставрационные работы были запланированы на весну 1941 г., и уже поставлены леса, но из-за начала Великой Отечественной войны работы были свёрнуты. Война и блокада застали А.Л. Колобаева в Ленинграде. В начале июля он был направлен на рытье окопов под Кингисепп, попал под обстрел немецких самолетов. Находясь в рядах Противовоздушной обороны ЛИИЖТа, тушил на крыше «зажигалки». В декабре 1941 г. вместе с женой Н.П. Гринковой и сыном Александр Лукич был эвакуирован из блокадного Ленинграда в Кировскую обл. В г. Молотов (совр. Пермь) он был принят на работу в Межобластную строительную контору «Сельэлектро» на должность старшего архитектора. Он проектировал здание для швейной фабрики, эвакуированной из Москвы, создал проект мукомольной мельницы и руководил ее строительством, разрабатывал план постройки кожевенного завода в г. Молотове.

Во время эвакуации, он был приглашен в качестве старшего преподавателя графики в Педагогический институт им. А.И. Герцена, который в то время был эвакуирован в г. Кытым Челябинской обл. В этом институте Александр Лукич проработал ещё год после возвращения в Ленинград в 1944 г. Во время пребывания в Кытыме А.Л. Колобаев возобновил исследования в области народной архитектуры. Он произвел обмеры и сделал зарисовки более сотни старинных наличников. С 1945–1947 гг. Александр Лукич находился на службе в должности старшего архитектора в «Ленпроекте» (мастерская профессора А.А. Оль); производил обмеры разрушенного здания «Монплезир» в Петергофе, принимал участие в реставрации фонтанов и ограды Верхнего парка.

В 1948–1952 гг. в той же должности А.Л. Колобаев работал архитектором в ЦНИИ № 45, а затем перешел в «Гипропроект», где и работал до выхода на пенсию. За свою длительную профессиональную жизнь А.Л. Колобаев был автором многих проектов зданий и промышленных сооружений, участвовал в послевоенных реставрационных работах, проводимых в Петергофе.

Александр Лукич Колобаев скончался в 1960 г.

За годы сотрудничества с ГАИМК и ЭО он создал обширный иллюстративный материал: около сотни рисунков старинных и современных построек, кладбищ Олонецкой и Архангельской губ. (экспедиции 1924–1928 гг.), более 200 рисунков крестьянских построек Тверской и Ярославской губ. (экспедиции 1922–1925 гг.), около сотни рисунков одежды крестьян Тверской и Ярославской губ. Согласно архивным сведениям (запись сделана А.Л. Колобаевым), перечисленные выше материалы экспедиций в конце 1940-х гг. хранились в библиотеке Русского музея. Позже они были зарегистрированы в основной фонд музея (иллюстративный фонд архива). Наличие рисунков А.Л. Колобаева в разных музеях позволяет сделать вывод о том, что его богатое наследие оказалось рассредоточенным по разным учреждениям. Так, к примеру, по пометам на листах, подписям А.Л. Колобаева, месту и дате исполнения рисунков удалось определить, что в Кунсткамере хранятся рисунки, выполненные А.Л. Колобаевым в 1922, 1923 и 1925 гг. (кол. И 218). Значительная их часть происходит из тех же альбомов (папок), сформированных А.Л. Колобаевым после экспедиций. Практически каждый объект, зарисованный во время экспедиции, помимо основного рисунка имел изображения в нескольких ракурсах, а также предварительные наброски. К примеру, в Кунсткамере оказались рисунки с нумерацией, выполненной красными чернилами № 14, 14б, 18а, 25б, 33б, 33ж, 40в, 40г. и т.д. Но другие номера есть на некоторых рисунках и в коллекциях РЭМ. 

Рисунки А.Л. Колобаева неоднократно использовались при создании выставок «Калевала» (г. Выборг, Выборгский краеведческий музей, 1995); «Калевальская деревня», фотовыставка ко Дню «Калевалы» (Санкт-Петербург, Институт Финляндии, 2004; г. Хельсинки, Российский центр науки и культуры, 2006); общемузейных выставок, посвящённых истории и культуре старообрядчества и др.

Архивные материалы

1. АРЭМ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 57. 73 л. – Планы. Наличники и картины. Материалы Верхне-Волжской экспедиции. 1920–1922 гг.
2. АРЭМ. Ф. 2. Оп.1. Д. 108. 55 л. – Переписка И.А. Иванова и А.Л. Колобаева с жителями Тверской губернии о собирании этнографических вещей по народности великорусов; описи вещей. 4 июля 1922 г. 3 февр. 1928 г.
3. ПФА РАН. Ф.135. Оп.1. Д. 20. Л. 20. – По деятельности Русско-Финской секции КИПС. 1928. 
4. РНБ, Отдел рукописей. Ф. 1159. Оп. 1063. 66 л. – Бломквист Евгения Эдуардовна.
5. ЦГАЛИ СПб. Ф. Р-341. Оп. 3. Д. 192. 10 л. – Колобаев Александр Лукич.
6. ЦГАЛИ СПб. Ф. Р-524. Оп. 1. Д. 223. 7 л. – Выдержки из писем Н.П. Гринковой к ее приятельнице. Тетрадь. Рукопись. 1941 г.

Библиография

Королькова Л.В. Сподвижники Давида Алексеевича Золотарева: люди и судьбы // Традиционное хозяйство в системе культуры этноса: Материалы Девятых Санкт-Петербургских этнографических чтений. – СПб.: Издательство ИПЦ СПГУТД, 2010. – С. 17–18.

Коллекции

АРЭМ, Иллюстративный фонд

Карелы

№ 13305. – Рисунки карандашом, тушью акварелью: виды поселений, жилые и хозяйственные постройки, кладбища, намогильные сооружения. Включает 60 изображений. Карельская ССР. Ухтинская вол.: поселения Вок-Наволок, Канда-Наволок, Суднозеро, Чикша, Ухта. Рисунки выполнены в июле, августе 1926 г.

№ 13322. – Рисунки карандашом, тушью, акварелью: жилые и хозяйственные постройки. Включает 30 изображений. Тверская губ., Весьегонский у. – дд. Батиха, Гузеево, Дедково; Бежецкий у. – дд. Райда, Ремчино. Рисунки выполнены в июле, августе 1923 г.

Русские

№ 11461. – Рисунки карандашом, тушью, акварелью: жилые и хозяйственные постройки, часовни, детали жилых и хозяйственных построек, средства передвижения, изгороди. Включает 103 изображения. Тверская губ., Бежецкий у., с. Дымцево. Рисунки выполнены в 1922, 1923 гг.

№ 11765. – Рисунки карандашом, тушью: орудия обработки волокнистых культур, прядения и ткачества, рыболовные снасти, токарные станки, знаки двора. Включает 85 изображений. Тверская губ., Весьегонский, д. Нивицы; Бежецкий у., с. Дымцево, д. Лебедево). Рисунки выполнены в 1922, 1923 гг.

№ 11768. – Рисунки карандашом, тушью, акварелью: жилые и хозяйственные постройки, наличники, рыболовные снасти, средства передвижения, типы населения. Включает 36 изображений. Ярославская губ., дд. Железово, Зиново, Кинтаново, Кощеево, Ново-Павловское, Пальцево, Тимино, Тютиково, Хомутово, Ченсово. Рисунки выполнены в 1925 г. Русские

№ 13321. – Рисунки карандашом, тушью, акварелью: планы домов, жилые и хозяйственные постройки, наличники, токарный станок. Включает 67 изображений. Тверская губ., Бежецкий у. Рисунки выполнены в 1922 г.

№ 13405. – Рисунки карандашом, тушью, акварелью: жилые и хозяйственные постройки, декор построек, средства передвижения, церкви, кладбища, намогильные памятники, ветряк. Включает 84 изображения. Архангельская губ., Кемский у., гг. Кандалакша, Кемь, с. Кестеньга, Спас-Вараки. Рисунки выполнены в сентябре, октябре 1923 г.

Саамы

№ 4716. – Рисунки тушью: жилые и хозяйственные постройки, печи, церковь, кладбище, намогильные сооружения, знахарка. Включает 34 изображени. Карельская АССР. Кольско-Лопарский р-н, Нотозеро, с. Юркино (р. Тулома). Рисунки выполнены в сентябре 1925 г.

Фонд Истории музея

14/1. – Альбом с рисунками, выполненными простым карандашом и акварельными красками. На рисунках изображены сотрудники этнологической экспедиции под руководством Д.А. Золотарева. Включает 23 изображения. Тверская и Рыбинская губ. Рисунки выполнены в 1922 г.

14/2. – Альбом рисунков, выполненными простым карандашом и акварельными красками. На рисунках изображены сотрудники этнологической экспедиции под руководством Д.А. Золотарева. Включает 12 изображений. Тверская и Рыбинская губ. Рисунки выполнены в 1922 г.

Альбом онлайн «Верхневолжская этнологическая экспедиция 1921–1925 гг. Этнографические рисунки». Авторы: И.И. Шангина, подбор иллюстраций: О.П. Игнатьева.


Альбом онлайн
«Верхневолжская этнологическая экспедиция.1921–1925 гг. Этнографические рисунки: транспорт». Авторы: И.И. Шангина, подбор иллюстраций: О.П. Игнатьева.


Альбом онлайн
«Старообрядческие кладбища Карелии в рисунках А.Л. Колобаева». Авторы: Н.И. Ивановская, А.А. Чувьюров, О.П. Игнатьева.


Коллекции собирателя в «Коллекциях онлайн»

Режим работы Музея в праздничные дни:

01 и 08 мая, 11 и 12 июня с 10.00 до 18.00, касса  до 17.00;
29 апреля, 09 мая Музей закрыт.

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.