Купить билет

Собиратели

Кон Феликс Яковлевич

Кон Феликс Яковлевич

Кон Феликс Яковлевич

Фото из публикации: Кон Ф.Я. На поселении. // За пятьдесят лет. Собрание сочинений. – Т. II. – М.: Изд-во всесоюзного общества политкаторжан и ссыльно-поселенцев, 1933. – С. 3.

Автор: И.Д. Ткаченко, научный сотрудник высшей категории отдела специализированного хранения, кандидат исторических наук

Кон Феликс Яковлевич – польский революционер еврейского происхождения, известен как активный участник международного революционного движения (в кон. XIX – нач. ХХ в.) и государственный деятель Советского государства (1930-е гг.), а также как антрополог и этнограф, внесший значительный вклад в изучение народов Якутии и Южной Сибири.

 Ф.Я. Кон родился 18 (30) мая 1864 г. в Варшаве в буржуазной семье с богатыми революционными традициями. Его мать была участницей Январского (Польского) восстания 1863–1864 гг. против власти Российской империи на территории Царства Польского и Западного края. Уже в гимназические годы Кон активно включился в общественно-политическую деятельность. Студентом юридического факультета Варшавского университета в 1882 г. он вступил в партию «Пролетариат», а 1885 г. был арестован и приговорен к каторжным работам с последующим поселением в Сибири.

До 1891 г. Ф.Я. Кон пробыл в Карийской каторжной тюрьме, расположенной на р. Каре в Нерчинском окр. (Забайкалье). Как и для многих других «политиков» (политических заключенных), тюрьма стала для Кона «университетом».

В Карийской тюрьме была библиотека, состоящая из книг, которые получали политические каторжане в посылках. Литература была самая разнообразная, в том числе марксисткая. Однако титульные листы таких книг были заменены страницами из других, не вызывавших опасения властей книг (Вайнштейн, 1965а. С. 196).

«Кара, как и сотни тюрем, разбросанных по всему лицу земли русской, – писал Ф.Я. Кон впоследствии, –  была университетом, в котором недоучившиеся студенты и гимназисты запасались знаниями, а многие рабочие проходили здесь курсы и начального образования, и гимназии, и университета» (Кон, 1933. II. С. 99). Эта тенденция в целом приветствовалась властями, т.к. «эти воспитанники тюрем, – сообщает Ф.Я. Кон далее, – по выходе на волю, не имея возможности продолжать свою революционную деятельность, брались за научную работу, за всё, что так или иначе связывало их с жизнью. Весьма многим со стороны могло показаться, что эти доморощенные учёные и публицисты окончательно потеряны для революции…» (Там же). Он пишет об этом с определённой иронией, замечая, что таких были единицы. К нему самому, как показали дальнейшие события, это не относилось. Тем не менее сибирская этнография очень многим обязана просветительской и научной деятельности политических ссыльных.

По окончании срока каторги в 1891 г. Ф.Я. Кон был отправлен на поселение в с. Чурапча в 170 км от Якутска. В 1892 г. он вступил в брак с русской революционеркой, членом партии «Народная воля» Христиной Григорьевной Гринберг (1857–1942). В том же году он был переведён на поселение в Намский улус (с. Намцы расположено примерно в 80 км от Якутска). Здесь он провёл свое первое исследование быта и хозяйства скопцов, сосланных из Калужской и Тульской губ., статья по материалам которого была опубликована в 1896 г. в Известиях Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества (ВСОРГО).

В статье Ф.Я. Кон с сочувствием описывает скитания ссыльных скопцов до того момента, как они попали в Хатын-Аринское селение, описывает их невзгоды и постепенное социальное расслоение. Он считает посёлок обречённым из-за отсутствия естественного прироста населения. Также автор касается вопроса взаимоотношений пришельцев с местным населением. С одной стороны, скопцы эксплуатировали якутов, но с другой – происходил культурный взаимообмен. Якуты заимствовали новые для них методы земледелия, что повышало урожайность их хозяйств.

В 1894 г. Ф.Я. Кон получил приглашение участвовать в Якутской (Сибиряковской) историко-этнографическая экспедиции (1894–1896 гг.) Восточно-сибирского отдела Русского географического общества. Руководил экспедицией Д.А. Клеменц, а финансировал ленский золотопромышленник и меценат Александр Михайлович Сибиряков, являвшийся ее инициатором. Целью экспедиции были антропологические исследования, изучение экономики, общественного строя, обычного права, материальной и духовной культуры населения Якутского округа. Часть участников экспедиции (15 человек из 26) были политическими ссыльными: Ф.Я. Кон, В.Г. Тан-Богораз, В.И. Иохельсон, Н.А. Виташевский, Э.К. Пекарский, Л.Г. Левенталь, С.В. Ястремский и др. Все они находились под надзором полиции.

Основной задачей Ф.Я. Кона были антропометрические исследования как якутского, так и русского населения Намского улуса Якутии. Также он собирал и этнографические сведения. Эти материалы стали основой его монографии «Физиологические и биологические данные об якутах (антропологический очерк)», опубликованной позднее, в 1899 г., в Минусинске. Как революционер Кон много внимания уделял проблеме социального расслоения, особенностям эксплуатации местными тойонами рядовых якутов. Значительное место в его работе занимали наблюдения за семейно-брачными отношениями, беременностью, родами, уходом за детьми Исследователя также интересовали болезни якутов, обусловленные условиями жизни, которые способствовали их распространению. Одним из первых Кон заговорил об особом, в значительной степени болезненном состоянии нервной системы шаманов и шаманок и о воздействии их на окружающих, в частности, с помощью гипноза.

В 1885 г. Ф.Я. Кон переехал сначала в Иркутск, а затем в небольшой городок Балаганск в Иркутской губ., где продолжил работу над якутскими материалами.

Летом 1897 г. Ф.Я. Кон добился разрешения переехать в Минусинск – один из культурных центров Южной Сибири того времени. Для поддержания материального благополучия семьи он выполнял обязанности секретаря у мирового судьи, а с 1 января 1898 г. должен был заниматься ведением торговых книг и отчетности у торговавшего скотом в Усинском окр. Енисейской губ. купца Н.Д. Садовского. Тогда же он впервые обратился к властям с просьбой разрешить ему разъезды по Усинскому округу (юг Красноярского края) и Урянхайскому краю (Туве) для проведения антропологических и этнографических исследований (Иванов, 1985, 34–38). Однако Усинский округ был пограничным, а Урянхайский край вообще не входил в состав России. Учитывая статус Ф.Я. Кона как политического ссыльного власти не спешили с ответом.

В целом годы жизни в Минусинске (1897–1904) были для Ф.Я. Кона временем наиболее интенсивной этнографической деятельности. Основатель Минусинского музея, провизор и ботаник Николай Михайлович Мартьянов (1844–1904) был большим другом ссыльных революционеров, в том числе и Ф.Я. Кона. Работа в библиотеке и архиве музея вдохновила исследователя на написание работы «Исторический очерк Минусинского местного музея за 25 лет (1877–1902)», опубликованный в 1902 г. в Казани. Ф.Я. Кон задумывает и частично реализует большой труд «Эволюция брака у якутов», ведет полевые этнографические исследования среди русских старожилов, а также у сагайцев и качинецев (этнографические группы хакасов). В 1903 г. в Этнографический отдел Русского музея императора Александра III (ЭО, ныне – РЭМ) поступила большая коллекция (РЭМ 664, сохранилось 200 единиц хранения), собранная у хакасов. В 1900 г. в Русском антропологическом журнале (№ 4) была опубликована его статья «Беременность, роды и уход за ребёнком у качинок».

Первостепенное значение для этнографической науки в целом и для собрания Российского этнографического музея в частности имеет экспедиция Ф.Я. Кона в Сойотию, или Урянхайский край (ныне – Республика Тыва (Тува)).

В апреле 1901 г. инициативу Ф.Я. Кона, касающуюся этой экспедиции, поддержал Восточно-Сибирский отдел Русского географического общества. Конец 1901 г. ушел на подготовку к поездке. В частности, Ф.Я. Кон активно хлопотал о приобретении фотоаппарата и большое внимание уделял собственному обучению процессу фотографирования. В результате экспедиции, кроме вещевых коллекций по материальной и духовной культуре, был получен богатый иллюстративный материал (Станевич, 1994. С. 60-62).

В 1902 г. Ф.Я. Кон работал в русском с. Усинском, в заимке на р. Уюк, в местности Салдам (на левом берегу Енисея в 5,5 км от Хем-Бельдира – места слияния рр.Каа-Хема и Бий-Хема), затем по р. Улуг-Хем на плотах отправился до Цакуля (Чаа-Холя), далее по р. Кемчик (Хемчик) на лошадях доехал до местности Джерджарик (ур. Чер-Чарык на правом берегу р. Хемчик), где оставался в течение двух месяцев (с 11 июля до 31 августа), занимаясь стационарным исследованием местного населения. В сентябре Ф.Я, Кон переезжает с места на место по рр. Джергак (Чырак), Ишким, Джердан (Чердан) и др. в бассейне р. Хемчик. Краткий отчет об этом периоде экспедиции Ф.Я. Кон приводит в письме к заведующему ЭО Дмитрию Александровичу Клеменцу, а также публикует небольшую статью в Русском антропологическом журнале (Исследования Кона Ф. в земле урянхов, 1902).

В общей сложности на средства ЭО в 1902–1903 гг. Ф.Я. Кон приобрёл 19 коллекций, включавших 1270 предметов. Общие сведения об этих коллекциях приводит в своих статьях С.И. Вайнштейн (Вайнштейн, 1965а. С. 210, 213–218; 1965б, 142). Экспонаты разделены им по тематической принадлежности:

РЭМ 439 – костюм западных тувинцев (№ 125);

РЭМ 454 – костюм восточных тувинцев-тоджинцев (№ 86);

РЭМ 463 – табакокурение (№ 52);

РЭМ 466 – образцы зерен (№ 34);

РЭМ 469 – посуда и утварь (№ 112);

РЭМ 472 – жилище и его убранство (№ 81);

РЭМ 483 – орудия пытки и наказания (№ 9);

РЭМ 486 – сельскохозяйственные орудия (№ 9);

РЭМ 623 – средства передвижения (№ 77);

РЭМ 624 – предметы ухода за скотом (№ 45);

РЭМ 626 – домашние ремесла (№ 113);

РЭМ 630 – воспитание детей (№ 154);

РЭМ 632 – игры взрослых (№ 17);

РЭМ 633 – искусство (№ 45);

РЭМ 635 – предметы охоты (№ 50);

РЭМ 636 – предметы рыболовства (№ 11;

РЭМ 637 – предметы дарения (№ 37);

РЭМ 638 – предметы буддийского культа и медицина (№ 134);

РЭМ 650 – шаманские принадлежности (№ 79).

Несложно заметить, что собиратель охватил практически все стороны жизни народа. К сожалению, сохранилось не всё. Больше всего утрат среди органических образцов: продуктов питания, крови и желчи животных (лекарства), лекарственных растений; часть вещевых экспонатов была утрачена при эвакуации во время войны и в блокадном Ленинграде.

Помимо сбора вещевых коллекций Ф.Я. Кон много фотографировал. В музее хранится 3 коллекции, насчитывающие 263 фотоотпечатка: РЭМ 687 (№ 74), РЭМ 1134 (№ 151), РЭМ 1136 (№ 38). Часть фотографий продублирована.

В письмах Д.А. Клеменцу Ф.Я. Кон указывал, что сопровождает каждый предмет этикеткой, где указывает сойотское название предмета, место его сбора, а также – у некоторых вещей – их принадлежность к определенному комплексу, а также надеется самостоятельно обработать приобретенные для ЭО коллекции (АРЭМ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 341. Л.18об, 88). Однако ему это не удалось. Коллекции были зарегистрированы в 1904–1905 гг. сотрудником ЭО Ц. Жамцарано без участия Ф.Я. Кона. Значительная часть этикеток, видимо, была утрачена, поэтому для всех коллекций местом сбора указан бассейн верхнего Енисея, лишь для некоторых предметов указана конкретная местность.

Одновременно со сбором экспонатов для ЭО Ф.Я. Кон как член Антропологического отдела Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете собирал коллекции для Музея антропологии Московского университета, в связи с чем вел переписку с Д.Н. Анучиным, занимавшим в то время должность директора музея. Вместе с Ф.Я. Коном в экспедиции по Урянхайскому краю работал Георгий Павлович Сафьянов – образованный человек, купец, живший долгое время в Туве, который считался знатоком тувинских обычаев. Сафьянов собирал экспонаты для Иркутского музея Восточно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества. Совместно Ф.Я. Кон и Г.П. Сафьянов, при содействии Н.М. Мартьянова, собирали недостающие экспонаты для Минусинского музея. Таким образом, экспедиция Ф.Я. Кона собирала экспонаты для четырех музеев: в Москве, в Петербурге, в Иркутске и в Минусинске. Примечательно, что по взаимному согласию лучшие экземпляры из собранных предметов отправлялись в Петербург (АРЭМ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 341. Л. 5, 5об).

Зимой 1903 г. Ф.Я. Кон отправляет несколько ящиков с экспонатами в Петербург для ЭО и в Москву для Музея антропологии. В дороге ящики оказываются частично перепутанными, и Христина Кон (его супруга) в письме просит Д.А. Клеменца проверить, не попали ли в ЭО ящики с черепами, а недостающие ящики ЭО советует искать в Москве (Там же. Л. 52).

В начале 1903 г. от Ф.Я. Кона в московский Музей антропологии поступила коллекция из более чем 220 этнографических предметов, разделенная по тематическому принципу (повторяющему в целом деление коллекций для ЭО) на 22 части. В письме из Минусинска к Д.Н. Анучину от 22.02.1903 г. Ф.Я. Кон обещает дней через десять отправиться в Урянхайский край и пополнить коллекции (АРЭМ. Ф. 5. Оп. 4. Д. 282. Л. без №). В конце 1903 г. в Музей антропологии поступила еще одна небольшая этнографическая коллекция (8 предметов, собранная Ф.Я. Коном, которую Д.Н. Анучин оценивал, как одну из наиболее ценных коллекций музея (Анучин, 1907. С. 242).

В 1907 г. Д.Н. Анучин писал, что этнография в Музее антропологии не может получить развития по многим причинам, необходимо, чтобы этой наукой занимались в специальных учреждениях (Анучин, 1907. С. 243). Лишь в 1932 г., этнографические коллекции Музея антропологии были переданы в Музей народоведения в Москве (с 4 октября 1935 г. – Музей народов СССР). В 1948 г. Музей народов СССР был расформирован, а его коллекции по народам, населяющим территорию СССР, переданы в ГМЭ народов СССР (ныне – РЭМ).

В учётной документации Музея народов СССР имя Ф.Я. Кона не фигурирует, поэтому вычленить экспонаты, приобретённые именно им, из всего массива тувинских коллекций поначалу не представлялось возможным. Однако и в ЭО, и в Музее антропологии при регистрации экспонатов в списках Ф.Я. Кона делались пометки: указывались коллекционные номера по учетной системе соответствующего музея, присвоенные экспонатам. Благодаря этим пометкам и благодаря тому, что на экспонатах практически все номера сохранились и могут быть прочитаны, можно частично идентифицировать вещи из Музея антропологии, приобретённые Ф.Я. Коном в1902–1903 гг. Такая работа важна для атрибуции коллекций бывшего Музея народов СССР с целью объединить в единый блок предметы, приобретённые одним собирателем в одно время в одном месте, но попавшие в разные музеи. Эта работа ведётся, но пока еще не завершена.

Таким образом, благодаря собирательской деятельности Феликса Яковлевича Кона Российский этнографический музей обладает ценными коллекциями подлинных вещей, характеризующих все стороны жизни в большей степени тувинцев, в меньшей – хакасов кон. XIX – нач. XX в. Особенную ценность составляет часть коллекции, представляющая буддийское искусство тувинцев, которую без преувеличения можно назвать уникальной. В 1921–1944 гг., в период существования независимой Тувинской народной республики, буддийские монастыри разрушались, духовенство подвергалось репрессиям, и многие священнослужители уходили «в мир». К моменту вхождения Тувы в состав СССР в 1944 г. буддийская церковь на этой территории перестала существовать. Буддийская коллекция музея включает деревянную и глиняную скульптуру, печатные и рукописные иконы с изображением буддийских божеств, рукописные книги на тибетском и монгольском языках, молитвенные барабаны, четки и др. (Романова, 2011. С. 112–118).

Занимаясь научно-исследовательской работой и собиранием этнографических экспонатов, Ф.Я. Кон собственными глазами наблюдал жизнь людей – богатство одних и ужасающую бедность других, фиксировал все социальные противоречия, оставаясь в своих оценках пламенным революционером. По возвращении в 1906 г. в Варшаву из сибирской ссылки он вступает в Польскую социалистическую партию и продолжает революционную борьбу, что заставляет его уйти в подполье, а затем эмигрировать сначала в Галицию, а потом в Швейцарию. В эмиграции он вынужден зарабатывать деньги, чтобы обеспечить семью. Революция 1917 г., Гражданская война, руководящая работа в Советском государстве – все это не дает ему возможности как следует обработать и опубликовать материал, собранный в экспедициях. Однако до конца своей жизни он сохранял глубокий интерес к этнографической науке и национальным проблемам. Ф.Я. Кон скончался 28 июля 1941 г. во время эвакуации из Москвы.

         

Архивные материалы

АРЭМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 13. – Протокол заседания Совета по ЭОРМ от 26 января 1902 г.

АРЭМ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 341, 131 л. – Переписка с Ф.Я. Коном, командированным для собирания материалов по этнографии саянских народностей. Отчет о собирании материалов среди сойотов Енисейского края. Описи собранных материалов.

АРЭМ. Ф. 5. Оп. 4. Д. 282. – Списки экспонатов, переданных в 1932 г. из Музея антропологии

         

Публикации

  1. Кон Ф. К вопросу о развитии земледелия в Якутской области // Памятная книжка Якутской области на 1896 год. – Якутск, 1895. – С. 147–167.
  2. Кон Ф. Хатын-Арынское скопческое селение // Известия ВСОРГО. – № 4-5. 1896. С. 58–117.
  3. Кон Ф. Физиологические и биологические данные об якутах (антропологический очерк). – Минусинск: типография В.И. Корнакова, 1899. – 89 с.
  4. Кон Ф. Беременность, роды и уход за ребёнком у качинок // Русский антропологический журнал. – № 4. – 1900. С. 58–61.
  5. Кон Ф. Исторический очерк Минусинского местного музея за 25 лет (1877–1902). – Казань, 1902. – 260 с.
  6. Кон Ф. К 25-летию Минусинского местного музея // Русский антропологический журнал. – № 1. – 1902. – С. 58–61.
  7. Исследования Кона Ф. в земле урянхов // Русский антропологический журнал. – № 4. – 1902. – С. 116–120.
  8. Кон Ф. Из песен Западной Сибири // Этнографическое обозрение. – Т. IV. – 1903. – С. 99–114.
  9. Предварительный отчет по экспедиции Ф.Я. Кона // Известия ВСОРГО. – Т. 34, № 1. –1904. С. 19–68.
  10. Программа экспедиции в Урянхайскую землю Ф.Я. Кона и Г.П. Сафьянова // Известия ВСОРГО. – Т. 35, № 1. – 1904. – С. 72–91.
  11. Кон Ф. На поселении в Якутской области: воспоминания старого большевика. – М.: Молодая гвардия, 1931. – 126 с.
  12. Кон Ф.Я. В рядах «Пролетариата» // За пятьдесят лет. Собрание сочинений. Т. I. – М.: изд-во Всесоюзного общества политкаторжан и ссыльно-поселенцев, 1932. – 360 с.
  13. Кон Ф.Я. На поселении // За пятьдесят лет. Собрание сочинений. Т. II. – М.: изд-во Всесоюзного общества политкаторжан и ссыльно-поселенцев, 1933. – 320 с.
  14. Кон Ф.Я. Экспедиция в Сойотию // За пятьдесят лет. Собрание сочинений. Т. III. – М.: изд-во Всесоюзного общества политкаторжан и ссыльно-поселенцев, 1934. – 293 с.

        

Библиография

  1. Анучин Д.Н. Антропологический музей Московского университета // Русский антропологический журнал. – 1907. – № 1-2. – С. 236–247.
  2. Сейфулин Х.М. Ф.Я. Кон (к 100-летию со дня рождения) // Ученые записки Тувинского НИИЯЛИ. – Т. XI. – Кызыл, 1964. – С. 350–358.
  3. Вайнштейн С.И. Феликс Яковлевич Кон как этнограф // Очерки истории русской этнографии, фольклористики и антропологии. Вып. III. (Труды Института этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. Т. 91). – М., 1965а. – С. 196–220.
  4. Вайнштейн С.И. Антропологические и этнографические исследования Феликса Яковлевича Кона. // Советская этнография. – № 4. – 1965б. – С. 116–128.
  5. Иванов Вас. Н. Народы Сибири в трудах Ф.Я. Кона. – Новосибирск: Наука, СО РАН, 1985. – 172 с.
  6. Станевич В. Путешествие в страну Сойотию // Земля Иркутская, – № 2. – 1994. – С. 59–62.
  7. Ткаченко И.Д. Тувинские коллекции Ф.Я. Кона в собрании Российского этнографического музея // Культурное наследие народов Сибири и Севера: Материалы V Сибирских чтений. – СПб: Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, 2004. – С. 19–23.
  8. Романова С.В. Коллекции по буддизму у тувинцев в собрании РЭМ// Память мира: историко-документальное наследие буддизма: Материалы международной научно-практической конференции (Москва, 25-26 ноября 2010 г.). – М.: Издательский центр РГГУ, 2011. – С. 112–118.

           

Коллекции

Тувинцы (сойоты енисейские)

Во всех коллекциях местом сбора указана Китайская империя, Северная Монголия, бассейн верхнего Енисея. Дата поступления 1903 г.

№ 439. – Костюм западных тувинцев (скотоводов). Одежда, головные уборы, обувь. Аксессуары костюма: пуговицы, пряжки, пояса, огнива. Включала 125 предметов, сохранилось 114.

№ 454. – Костюм тувинцев-тоджинцев (охотников и оленеводов). Одежда, головные уборы, обувь. Украшения: кольца, браслеты, серьги. Аксессуары костюма: кисеты, огнива, игольники, ножи в ножнах. Включала 86 предметов, сохранилось 63.

№ 463. – Табакокурение: трубки, табакерки, мундштуки, огнива, кисеты, мерки для табака. Включала 52 предмета, сохранилось 37.

№ 466. – Образцы зёрен, сыра, чая, форма для оттиска рисунка на выпечке. Включала 34 предмета, сохранилось 8.

№ 469. Посуда: металлическая, деревянная, берестяная, из агальматолита; керамика, кожаные фляги, мутовки, сита для просеивания зерна, ступки, щипцы для углей, металлические таганы, столики, жернова. Включала 112 предметов, сохранилось 104.

№ 472. – Жилище и его убранство в скотоводческом и охотничьем регионе. Решётки юрт, обруч юрты, двери, покрышки юрт, столик для бурханов, ящики для вещей, шкатулки, постельные кошмы, подушки, сумы для хранения вещей, замки. Включала 81 предмет, сохранился 61.

№ 483. – Орудия пытки и наказания: колотушки, кандалы, дыбы, колодки для рук и ног. Включала 9 предметов, сохранилось 8.

№ 486. – Сельскохозяйственные орудия: соха, лопатки для веяния зерна, для прочистки оросительных каналов, серпы, заступы. Включала 9 предметов, сохранилось 8.

№ 623. –Средства передвижения: модели лодок и плотов, седла на коня, быка, оленя, стремена, уздечки, подфеи, подпруги, путы. Включала 77 предметов, сохранилось 72.

№ 624. – Уход за скотом и молочное хозяйство: подойники, намордники для телят, недоуздки на оленей, щипцы для кастрации, тавра. Включала 45 предметов, сохранилось 43.

№ 626. – Домашнее ремесло. Кузнечные мехи, инструменты кузнеца, ящики для их хранения. Столярные инструменты: ножи, свёрла, тёсла, пилы, долота. Скребки для обработки шкур, веретёна, ножницы, напёрстки, рога для развязывания узлов, игольники, доски для тиснения по коже. Включала 113 предметов, сохранилось 89.

№ 630. – Воспитание детей и игрушки. Фигурки из бересты и агальматолита. Колыбели – для детей и игрушечные, крюки для подвешивания колыбелей. Куклы из ткани. Включала 154 предмета, сохранилось 128.

№ 632. – Игры взрослых. Шахматы, домино, бараньи лодыжки. Включала 17 предметов, сохранилось 7.

№ 633. – Предметы для письма, рисования, крашения, ваяния, резьба по дереву, музыкальные инструменты, образцы орнаментов. Включала 45 предметов, сохранилось 32.

№ 635. – Охота. Садаки (сумки охотника), образцы пороха, серы, селитры, луки и стрелы, колчаны, шипы на обувь, капканы. Включала 50 предметов, сохранилось 39.

№ 636. – Рыболовство. Неводы, остроги, удочка. Включала 11 предметов, сохранилось 8.

№ 637. – Предметы дарения: хадаки, коврики, мешочки для хранения. Включала 37 предметов, сохранилось 30.

№ 638. – Буддизм, медицина, гигиена. Буддийская скульптура, танки (иконы), молитвенные барабаны, чётки, ложки для кропления, одежда и головные уборы лам, мешочки для хранения лекарств. Включала 134 предмета, сохранилось 104.

№ 650. – Шаманизм. Модели бубнов, бубны, колотушки, одежда, головные уборы и обувь шаманов, изображения духов-помощников. Включала 79 предметов, сохранилось 75.

Хакасы

№ 664. – Мужская и женская одежда, обувь, головные уборы, кисеты, нагрудники пого, накосные украшения, огнива, пояса, подушки, занавеси, для кроватей, ящики для вещей, посуда, утварь, одежда шаманов, изображения духов-помощников, бубны, колотушки, музыкальные инструменты, колыбель, игрушки, верховые сёдла на коня, предметы конского снаряжения. Включала 220 предметов, сохранилось 200. Енисейская губ., Минусинский у. Поступление 1904 г. Инородцы минусинские: качинцы и сагайцы

                    

Фотоколлекции

№ 687. – Пейзажи, каменные изваяния, обработка шерсти и зерна, средства передвижения, коневодство, оленеводство, праздники, борьба, антропологические типы, буддийские церемонии, танки (иконы). Включает 74 фотоотпечатка. Северная Монголия. Фотосъемка 1902–1903 г. Буряты, тувинцы

№ 1134. – Камлание шамана, антропологические типы, тоджинское (тувинцы-оленеводы) духовенство, культовые объекты, бурханы (буддийская скульптура), танки (иконы), борец, охотничий стан, рыболовство, средства передвижения: верховая езда на лошади, вьючное использование животных. Включает 151 фотоотпечаток. Северная Монголия. Енисейская губ., Минусинский у. Фотосъемка 1902–1903 г. Западные тувицы, тувинцы-тоджинцы (восточные), инородцы минусинские (хакасы-качинцы)

№ 1136. – Общий вид улуса, одежда, утварь, шаманское жертвоприношение, антропологические типы. Включает 38 фотоотпечатков. Енисейская губ., Минусинский у. Фотосъемка 1902–1903 г. Инородцы минусинские (хакасы-качинцы)

Коллекции собирателя в «Коллекциях онлайн»

 

Режим работы Музея в праздничные дни:

01 и 08 мая, 11 и 12 июня с 10.00 до 18.00, касса  до 17.00;
29 апреля, 09 мая Музей закрыт.

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.