Купить билет

Собиратели

Котикоски Йохан-Вихтори

Котикоски Йохан-Вихтори

Котикоски Йохан-Вихтори (Kotikoski Johan-Vihtori).
Фото из некролога в журнале «Kotiseutu» – 1948. №7. – S. 122

Автор: М.А. Докучаева, научный сотрудник отдела этнографии Северо-Запада и Прибалтики.

Котикоски Йохан-Вихтори (Kotikoski Johan-Vihtori) – финский краевед, этнограф и собиратель. Родился 14 декабря 1873 г. в приходе Пункалайдун Тавастгусской губ. Великого княжества Финляндии.

Окончив начальную школу, он в течение 8 лет работал продавцом в магазинах приходов Уръяла (Urjala) и Руовеси (Ruovesi), затем владел собственным магазином в приходе Корпилахти (Korpilahti) той же губернии.

Его юность прошла в атмосфере национального пробуждения, роста интереса к своему историческому прошлому, народной культуре и истории финского языка. В это время в Финляндии повсеместно создавались местные краеведческие общества. Членом одного из них и стал Й.-В. Котикоски, который в свободное от основной работы время собирал этнографические и фольклорные материалы: предметы крестьянского быта и устную народную традицию.

На основе собранных материалов Й.-В. Котикоски написал очерк «Рождественские обычаи и игры финнов-хяме» («Hämäläisiä joulutapoja ja leikkejä»), который был издан «Обществом народного просвещения» («Kansanvalistusseura») в 1912 г. Это единственная опубликованная работа собирателя, которая содержит ценный этнографический и фольклорный материал по рождественской обрядности д. Ориниеми прихода Пункалайдун.

В 1911 г. Й.-В. Котикоски вел активную переписку с выдающимся финским этнографом У.Т. Сирелиусом. Две рукописные работы молодого собирателя «О ткацком стане и прочих предметах женского рукоделия в Корпилахти» («Kangaspuista ym. naisten käsityövälineista Korpilahdella») и «Отдельные сведения о постройках в Корпилахти» («Hajatietoja Korpilahden rakennuksista»), хранящиеся в архиве рукописей этнографического отдела Национального музея Финляндии, являются частью их переписки. Некоторые материалы, предоставленные Й-В. Котикоски, были использованы У.Т. Сирелиусом при написании первого основательного труда по финской народной культуре «Suomen kansanomaista kulttuuria». Так, в главе, посвящённой охоте, опубликовано несколько рисунков Й.-В. Котикоски – различные приспособления для охоты на белок, зайцев, лис и птиц.

Возможно, У.Т. Сирелиус, сотрудничающий с Этнографическим отделом Русского музея (ЭО), предложил собирателю передать в музей Санкт-Петербурга свою вещевую коллекцию. Переговоры начались в 1914 г., в результате ЭО приобрёл 230 предметов (РЭМ 3028, 3029, 3031, 3053), собранных Й.-В. Котикоски в Тавастгусской губ. в приходах, которые входили в историческую провинцию Хяме: Пункалайдун, Ямся, Корпилахти, Уръяла, Таммела и Руовеси.

Уникальную часть собрания Й.-В. Котикоски составляют два домотканых длинноворсовых ковра и два одеяла, украшенных стилизованным растительным и геометрическим орнаментами (РЭМ 3028). В ней также присутствуют части свадебного и праздничного мужского и женского костюмов, датируемые XVIII–XIX вв.

Преобладающее большинство предметов в коллекции составляют изделия из дерева, что во многом объясняется увлечением самого собирателя резьбой по дереву. Примечательны своей высокой художественной ценностью резные лопасти прялок и расписные короба, в которых женщины носили одежду для церкви. Эти экспонаты в полной мере раскрывают традицию изготовления бытовых предметов и способы их декорирования в приходах Средней Финляндии (РЭМ 3031 и 3029).

Кроме того, в коллекции представлены части конской упряжи (клешня от хомута, седелка, вожжи, рогатка), предметы рыболовства (крючки, вьюшки для наматывания верёвок и сетей, коловорот) и различные инструменты (лопаты, виллы, кирка, ножи, тесаки, пилы).

Архаичные верования финнов-хяме характеризуются представленными в собрании особо редкими оберегами: наростами берёзы, подковой, когтем, зубом и лапой медведя (РЭМ 3053). Давая описание одной из подков, Й.-В. Котикоски указал на то, что, отправляясь в путь на лошади, подкову обязательно клали в дорожную корзину. Чтобы показать важность защитной функции подковы, он также включил в легенду предмета пословицу: «Älä kapsa karhunruoka ompas viskari vakassa» (досл. «Не топчись, медвежий корм, и на тебя подкова найдётся»), смысл которой заключается в том, что наличие подковы в корзине защищало лошадь от нападения медведя в лесу.

В архиве РЭМ хранится опись, которую Й.-В. Котикоски приложил к собранным им вещам. Она содержат подробную информацию о предметах на финском языке: место приобретения, время изготовления, имя и фамилия владельца и изготовителя, история бытования и локальные названия вещей, многие из которых в настоящее время уже не сохранились (АРЭМ. Ф. 1. Оп.2. Д. 354. Л. 38). К описи так же прилагается сделанный финским переводчиком профессиональный перевод на русский язык. Значение этого документа трудно переоценить, тем более что в музейную опись включено только очень лаконичное описание вещей, значительная же часть сведений была пропущена. Общий объём архивного дела Й.-В. Котикоски составляет 38 листов, кроме авторской описи в него входит переписка собирателя с хранителем ЭО К.К. Романовым, в которой обсуждались условия приобретения коллекции, и общая фотография всех приобретённых экспонатов.

В 20-е гг. XX в. Й.-В. Котикоски продолжил собирать этнографический материал. Он отправил в Фольклорный архив Финского литературного общества 2467 страниц этнографических очерков и фольклорных материалов, собранных на территории Корпилахти, Муураме, Ямся и Пункалайдун. В 1930 г. собиратель выступил на Днях музея Финляндии, которые проводились в Тампере с докладом о финских календарных жезлах. Доклад был опубликован в отчёте в 1931 г., но более обширное исследование, написанное Й.-В. Котикоски позже, так и не было издано.

К сожалению, научное наследие Й.-В. Котикоски не было опубликовано. Тем не менее, в архиве рукописей этнографического отдела Национального музея Финляндии и в архиве Финского исторического общества хранятся этнографические заметки собирателя, которые содержат ценную информацию: по охоте, жилым и бытовым постройкам, свадебной обрядности, о праздновании Юханнуса в приходах Корпилахти, Пункалайдун и Ямся.

Умер учёный 5 октября 1948 года; похоронен на кладбище в Корпилахти.


Архивные материалы

АРЭМ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 354. Л. 38. – Переписка с И.В. Котикоски о покупке коллекции финских предметов, опись и фотография материалов, собранных в 1912–1914 гг. в приходах Ямся и Корпилахти. 5 июля 1911 – 10 июля 1914.

Архив рукописей этнографического отдела Национального музея Финляндии (https://www.kansallismuseo.fi/):

  1. Kotikoski J.W. Hajatietoja Korpilahden rakennuksista (Отдельные сведения о постройках в Корпилахти). – 24 рукописных листа, 1910.
  2. Kotikoski J.W. Jämsän ja Korpilahden vanhoista rakennuksista (О старых постройках Ямся и Корпилахти). – 47 рукописных листа, 1910.
  3. Kotikoski J.W. Talotutkimusaineistoa Punkalaitumen Oriniemen kylästä (Материалы исследования домов дер. Ориниеми прихода Пункалайдун). – 9 рукописных листов, 1910.
  4. Kotikoski J.V. Hää- ja naimatapoja Korpilahdella (Свадебные и брачные обряды в Корпилахти). – 40 рукописных листов, 1910.
  5. Kotikoski J.W. Jämsä, Korpilahti, Punkalaidun. – 80 рукописных листов, 1910.
  6. Kotikoski J.W. "Musta-manu", muistelmia entisajan keskisuomalaisista tietäjistä («Musta-Manu», воспоминания о колдунах Средней Финляндии). – 155 рукописных листов, 1910.
  7. Kotikoski J.W. Lisäselityksiä Oriniemen kylän karttaan (Пояснения к карте дер. Ориниеми) – 8 рукописных листов, 1910.
  8. Kotikoski J.W. Kangaspuista ym. naisten käsityövälineistä Korpilahdella (О ткацком стане и прочих предметах женского рукоделия в Корпилахти) – 8 рукописных листов, 1911.
  9. Kotikoski J.W. Korpilahden ja Punkalaidumen metsästystietoutta (Об охоте в Корпилахти и Пункалайдун) – 63 рукописных листа, 1912.

В Финском историческом обществе (SHS) также имеются этнографические заметки собирателя (http://www.histseura.fi):

  1. Kotikoski J.W. Juhannuksen vietosta Punkalaitumella (О проведении праздника Юханнус в Пункалайдун), 1927 г.
  2. Kotikoski J.W. Hämäläisten kansatiedettä. Talvielämää (Этнографические сведения о жителях Хяме. Жизнь зимой.), 1927.

Публикации

Kotikoski J.W. Hämäläisiä joulutapoja ja leikkejä. – Helsingissä: Suomalais-Ugrilaisen Seura. 1912. – 91 s.

Библиография

  1. Riveistä poistunut kotiseututyöntekijä // Kotiseutu. 1948. – № 7. – S. 122.
  2. Johan Wihtori Kotikoski // Suomen Museo. – 1949. – № 2. – 113 s.
  3. Vallinkoski J., Schauman H. Suomen historiallinen bibliografia. 1926–1950. – Helsinki: Suomen Historiallinen Seura, 1955. – 740 s.
  4. Русанова Н.Н. Финский краевед Й.-В. Котикоски и его коллекции в собрании РЭМ // Историко-культурный ландшафт Северо-Запада: Четвёртые Шёгреновские чтения: Сб. ст. / Сост. и науч. ред. С.Б. Коренева, О.М. Фишман. – СПб.: Европейский Дом, 2011. – С. 329––339.

Коллекции

№ 3028. – Мужская и женская одежда, головные уборы, скатерти, наволочки, одеяла. Включала 54 предмета, сохранилось 53. Тавастгусская губ., приходы Уръяла, Ямся, Корпилахти, Муураме. Сбор 1914 г. Финны-суоми.

№ 3029. – Деревянные, металлические и стеклянные предметы домашнего обихода. Включала 145 предметов, сохранилось 107. Тавастгусская губ., приходы Корпилахти, Ямся, Муураме, Пункалайдун, Пирттилахти, Леутса, Таммела, Руовеси. Сбор 1914 г. Финны-суоми.

№ 3031. – Лопасти прялки, мотовила, челнок, вьюшки. Включает 27 предметов. Тавастгусская губ.,  приходы Корпилахти, Ямся, Йуокслахти, Муураме, Тиккала, Лсутса, Юрёла. Сбор 1914 г. Финны-суоми.

№ 3053. – Ритуальные предметы. Включала 4 предмета, сохранилось 3. Тавастгусская губ., приходы Корпилахти, Ямся. Сбор 1914 г. Финны-суоми.

  

Коллекции собирателя в «Коллекциях онлайн»

Обращаем ваш внимание, что в последнее время участились случаи мошенничества, совершаемые с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

Обращаем ваше внимание, что билеты в Российский этнографический музей в сети Интернет можно приобрести только через официальный сайт музея www.ethnomuseum.ru . Просим вас быть очень внимательными, чтобы не стать жертвами мошенников.

Режим работы Музея в праздничные дни:
01 и 08 мая, 11 и 12 июня с 10.00 до 18.00, касса  до 17.00;
29 апреля, 09 мая Музей закрыт.


Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.