Купить билет

Собиратели

Лейс Бруно Александрович

Лейс Бруно Александрович

Бруно Александрович Лейс. 2007 год
Фотография из экспедиции О.В. Калининой

Автор: О.В. Калинина, научный сотрудник отдела этнографии Северо-Запада России и Прибалтики

Бруно Александрович Лейс, собиратель памятников этнической культуры сету (сето), корреспондент Государственного музея этнографии народов СССР (ГМЭ народов СССР; ныне Российский этнографический музей, РЭМ), советский служащий (сержант милиции), родился 7 сентября 1942 г. в г. Печоры (Петсери), входившего в то время в состав Эстонии, оккупированной немецкими войсками. Предки семейства Лейс были латышскими колонистами, переселившимися из Лифляндской губ. в Псковский край во втор. пол. ХIХ в. Мировоззрение Бруно Лейса формировалось под воздействием специфической полиэтничной среды Псково-Печорского края, где жили русские, сету, эстонцы, латыши. В 1950-х гг. на улицах Печор звучала русская и эстонская речь; звенели колокола Псково-Печерского монастыря, на праздники из окрестных деревень приезжали представители народа сету в национальных костюмах.

По окончании печорской средней школы 14-летний Бруно уехал в Ленинград, где устроился на работу в Большой театр кукол. В 1962 г. после службы в армии стал работать в милиции; параллельно учился на курсах фотокорреспондентов, изучал радиотехнику и посещал занятия в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В.И. Мухиной в качестве вольнослушателя. В 1966 г. Лейс организовал фотолабораторию клуба милиции на Шпалерной ул., был художником-декоратором. В это время Бруно активно занимался сбором предметов старины – коллекционировал антикварные книги, фотографии, картины. Во время поездок в родной Псково-Печорский край и соседнюю Эстонию, он приобретал у местного населения предметы крестьянского быта. Особой областью интереса Б.А. Лейса как скупщика-коллекционера являлась этнография сету (сето) – представителей финно-угорской языковой общности, проживающих на пограничной печорско-эстонской территории и исповедующих православие. В отличие от местного русского населения сету гораздо дольше сохраняли черты традиционного жизненного уклада. В 1979 г. Бруно Александрович предложил ГМЭ народов СССР приобрести часть своего собрания. Предложение было принято, и в 1980-х гг. Лейс стал корреспондентом музея. Следуя указаниям музейных сотрудников, при приобретении предметов он тщательно фиксировал имена владельцев, историю изготовления, бытования и прочую информацию. За период с 1979 по 1986 г. в музей от собирателя поступило 337 предметов и 62 фотографии по этнографии сету, русских и латышей. Следует отметить, что Бруно Лейс являлся первым и единственным корреспондентом музея, целенаправленно занимавшимся пополнением сетуского собрания РЭМ. Все более ранние коллекции по этнографии этого народа, собранные музейными сотрудниками в 1902–1960 гг., носили сопутствующий характер и приобретались в рамках экспедиций, главными задачами которых было изучение русского народа.

Коллекция по этнографии сету, собранная Б.А. Лейсом, охватывает хронологический период со втор. пол. ХIХ до сер. ХХ в. Она дает возможность проследить эволюцию костюма (кроя, цветовой гаммы), иллюстрирует модные тенденции народных украшений, полноценно раскрывает тему женского рукоделия – искусства узорного ткачества, вышивки, вязания, кружевоплетения. Большая часть собранных предметов изготовлена в 1920–1940-е гг. – период нахождения Печорского края в составе независимой Эстонской Республики. Это было время поиска новых форм и экспериментов в области рукоделия у сету. Мастерицы использовали разноцветные нити и фабричные ткани, ткали и вязали по рисункам из модных журналов. По сведениям Б.А. Лейса, традиционные предметы одежды продолжали шить в 1940-е гг. Большинство тканых узорных заготовок для рукавов женских праздничных рубах и головных уборов из собрания коллекционера было изготовлено местными ткачихами в 1930–1950-е гг. Изменение цветовой гаммы тканых вставок от красного (ХIХ в.) к темно-вишневому (перв. пол. ХХ в.) объясняется модой на яркие анилиновые красители. Вместо геометрического орнамента в тканых вставках появляется стилизованный растительный и даже зооморфный. Так, например, на одном из женских головных уборов 1930-х гг. из собрания Лейса вытканы ярко синие олени.

В поздний советский период сетуское искусство узорного браного ткачества в Печорском р-не было забыто. Во временной промежуток между естественным бытованием костюмов и фольклорным движением 1990–2000-х гг., престиж традиционной культуры был низким, и местные жители охотно продавали музейному корреспонденту не использовавшиеся ими вещи из сундуков и с чердаков. Кроме того, ему удалось стать владельцем уникальной цельной коллекции фотографий, сделанных в фотоателье г. Печоры в 1920–1940-х гг. Часть этого собрания была приобретена музеем в 1980 г. На снимках запечатлены печоряне и жители окрестных деревень – cету и русские – в праздничных традиционных и современных костюмах.

Предметы одежды и фотографии, приобретенные Б.А. Лейсом, дают полное представление о последнем этапе бытования традиционного костюма сету. Женский костюм представлен сарафанным комплексом: белая рубаха с ткаными красными вставками на рукавах, черный туникообразный косоклинный сарафан, полотенчатый головной убор (линик) со спускающимся вдоль спины концами, украшенными тканым узором, полосами кумача и кружевами. Некоторые линики, приобретенные Б.А. Лейсом, иллюстрируют вариант поздней модификации этого головного убора. Поскольку процесс оборачивания головы длинным полотенцем требовал времени и сноровки, в перв. четв. ХХ в. мастерицы стали пришивать к головному полотенцу прямоугольный отрез ткани с завязками – в результате получалась имитация обернутого вокруг головы платка.

Большую музейную ценность представляют серебряные украшения, являвшиеся обязательной составляющей женского праздничного костюма сету. Поверх большой нагрудной конусообразной фибулы сыльг надевалось большое количество ожерелий и цепочек с подвесками. Коллекция украшений, приобретенная Б.А. Лейсом, насчитывает около 50 предметов и иллюстрирует сетуско-эстонский этап формирования «серебряного наряда». В период нахождения в составе Эстонской Республики у сету вошли в употребление так называемые «денежные украшения», сделанные из монет царской России. Уникальным в музейном собрании является трехрядное ожерелье, все монеты и цепи которого покрыты позолотой. По всей видимости, это единичный случай золочения серебра у сету.

Женский традиционный костюм бытовал у сету до 1960–1970-х гг. – пожилые женщины надевали его на семейные и церковные праздники. Мужской традиционный костюм вышел из употребления гораздо раньше, что хорошо видно по фотографиям из печорского фотоателье. В 1920–1940-х гг. для парадного фотографирования молодые женщины часто предпочитали надевать традиционный костюм с набором украшений, тогда как мужчины одеты в темные костюмы, куртки, пальто. Мужской традиционный костюм представлен в собрании Лейса праздничными рубахами-косоворотками, короткими полосатыми штанами и будничной одеждой (рубахами и длинными штанами) кон. XIX – нач. ХХ в. По сообщениям Б.А. Лейса, длинные штаны старинного покроя бытовали у сету в качестве рабочей одежды до 1940-х гг.

Интерес представляют собранные Б. Лейсом тканые иконные полотенца – pühaserätid 1880–1950-х гг. По ним хорошо прослеживается изменение цветовой гаммы «боговых полотенец» сету – преобладающий красный цвет сменяется вишневым, фиолетовым и даже черным. Обращает на себя внимание полотенце, выполненное в технике росписи по ткани – на черном фоне яркими красками изображена фигура ангела в обрамлении цветов. Этот экземпляр является примером так называемой «новой» техники, бытовавшей у сету в 1920–1950-х гг.

Утварь сету в собрании Б.А. Лейса представлена бондарными изделиями, плетеными коробками для хранения мелочей (денег, украшений, рукоделия), металлической, гончарной посудой и другими единичными предметами. Небольшая коллекция керамики (7 предметов), купленная собирателем в д. Забелино Печорского р-на, характеризует местный гончарный промысел 1920–1940-х гг. Со слов Лейса был записан авторский рецепт изготовления свинцовой глазури, которым пользовался конкретный гончар. Известно, что на основе печорских глин работали как крупные мастерские, так и кустари. Развоз гончарной продукции по деревням являлся одним из промыслов сету. Коллекция Б.А. Лейса положила начало собранию керамики сету в РЭМ.

Несомненной удачей для Музея стало приобретение музыкальных инструментов, купленных Б.А. Лейсом у потомственного народного музыканта Освальда Купера, 1920 г.р. (Эстония, вол. Вастселийна). Это скрипка кон. XIX в. и духовой инструмент для игры в сельском оркестре. По информации Б. А. Лейса, духовой инструмент был изготовлен О. Купером в сер. ХХ в. по образцу старинного музыкального инструмента сету. Он представляет собой длинный деревянный брусок с каналом и издает низкий звук. Предположительно, образцом для инструмента послужили органные трубы. Местное название pas, вероятно является производным от эстонского pasun – труба.

Коллекция Б.А. Лейса по этнографии русских Печорского р-на Псковской обл. представляет культуру населения на стыке Псковщины, Латвии и Эстонии. 32 предмета были приобретены в Лаврском сельсовете (ныне волости) на границе с Латвией – утварь, предметы одежды, женские украшения и тканые полотенца кон. XIX – нач. ХХ в. Большая часть из этих экспонатов относится к празднично-обрядовой сфере: свадебный женский головной платок с золотным шитьем, роговые заколки для украшения женских причесок, серебряные кольца. Интерес представляет серия разноцветных тканых мужских поясов с кистями из д. Подгорье (5 шт.) – по свидетельству Б.А. Лейса, их надевали через плечо родственники жениха и невесты. Эта традиция сохранялась в перв. пол. ХХ в. – один из свадебных поясов был изготовлен в 1960-х гг. Ярким свидетельством взаимовлияния культур является женское металлическое украшение – длинная цепь с медальоном, украшенным гравировкой. Подобные цепи были единственным видом украшений, который местное русское население переняло из сетуского наряда. На фотографиях кон. XIX – перв. четв. ХХ в. можно увидеть русских женщин в фольклорных и городских костюмах с такими цепями. Этот тип украшений был строго локальным и не встречался у русских за пределами Псково-Печорского края.

Собрание Б.А. Лейса по этнографии латышей ограничивается одним предметом – скрипкой, изготовленной в 1902 г. в Риге и бытовавшей в латышской среде на границе с Эстонией и Псковской обл. Хозяин играл на ней на свадьбах и именинах до 1960-х гг.

В целом, собрание Лейса следует охарактеризовать как полноценный источник по этнографии сету кон. ХIХ – перв. пол. ХХ в. Оно охватывает практически все стороны быта и прекрасно аннотировано. Предметы из его коллекций многократно публиковались и демонстрировались на экспозициях и временных выставках РЭМ.

Бруно Александрович Лейс скончался 24 июля 2012 г., похоронен в Печорах.

 


Коллекции

Латыши

№ 10221. – Скрипка со смычком. Включает 2 предмета. Латвия, Алуксненский р-н, Марковский с/совет, хут. Пуйковны. Сбор 1970-х гг.

Русские

№ 10204. – Женский шелковый платок с золотным шитьем, пояса, женские серебряные украшения, костяные пуговицы и женские заколки, полотенца, образцы вышивки, деревянная и металлическая утварь. Включает 32 предмета. Псковская обл., Печорский р-н, дд. Лавры, Пишево, Брунишево, Подгорье, Говсы. Сбор 1970-х гг.

№ 10426. – Керосиновые лампы. Включает 3 предмета. Псковская обл., Печорский р-н. Сбор 1970-х гг.

Сету

№ 10046. – Предметы женского костюма, женские ювелирные украшения из серебра и цветного металла. Включает 9 предметов. Псковская обл., Печорский р-н, д. Велье; Эстония, Пылваский р-н, д. Спицино. Сбор 1970-х гг.

№ 10103. – Предметы женской одежды, женские серебряные украшения, полотенца для рук, полотенца на иконы, деревянная щетка для чесания льна, деревянный нож для тканья поясов. Включает 34 предмета. Псковская обл., Печорский р-н, дд. Раково, Махново, Макарово. Сбор 1970-х гг.

№ 10104. – Предметы женской одежды, женские ювелирные украшения из серебра и цветного металла, полотенца для рук, полотенца на иконы, деревянный нож для тканья поясов. Включает 28 предметов. Эстония, Пылваский р-н, дд. Заболда, Спицино, Зачеренье (Саатсе); Выруский р-н, г. Выру, пос. Обиница. Сбор 1970-х гг.

№ 10131. – Предметы женской одежды, женские ювелирные украшения из серебра и цветного металла, полотенца на иконы, образцы тканья и вышивки, сечка для рубки овощей, деревянная рама для фотографий, поддужные колокольцы для конской упряжи. Включает 25 предметов. Псковская обл., Печорский р-н, г. Печоры, дд. Кошельки, Трынтово, Макарово, Соколово. Сбор 1970-х гг.

№ 10132. – Предметы женской и мужской одежды, заготовки для рукавов женских рубах, полотенца на иконы, концы к полотенцам, нож для тканья поясов, бубенцы на хомуты. Включает 81 предмет. Эстония, Выруский р-н, дд. Ермаково, Доброво, Жеребцово; Пылваский р-н, д. Карасила. Сбор 1970-х гг.

№ 10167. – Предметы мужской и женской одежды, лапти из веревок, кожаные постолы, женские украшения из серебра и цветного металла, ожерелки с бубенцами для конской упряжи, железный замок, плетеная утварь. Включает 31 предмет. Эстония, Выруский р-н, дд. Рокина, Микукюла; Пылваский р-н, дд. Трески, Игрисе; Псковская обл., Печорский р-н, д. Игнатово. Сбор 1970-х гг.

№ 10211. – Предметы женской верхней одежды, пара женских кожаных ботинок, серебряная нагрудная фибула. Включает 5 предметов. Псковская обл., Печорский р-н, д. Макарово; Эстония, Выруский р-н, д. Обиница. Сбор 1981 г.

№ 10288. – Женские серебряные украшения: браслет и перстень. Включает 2 предмета. Псковская обл., Печорский р-н, г. Печоры. Сбор 1981 г.

№ 10373. – Серебряная фибула, полотенце на икону. Включает 2 предмета. Эстония, Выруский р-н, д. Ермаково. Сбор 1982 г.

№ 10467. – Женская серебряная нагрудная фибула, циркуль, медная посуда, керосиновая лампа. Включает 5 предметов. Эстония, Пылваский р-н, дд. Вярска, Старая Вастселийна; Выруский р-н. Сбор 1983 г.

№ 10523. – Предметы женской одежды, женские серебряные украшения. Включает 7 предметов. Эстония, г. Пярну. Сбор 1970-х – 1983 г.

№ 10589. – Полотенца на иконы, плетеная корзина. Включает 6 предметов. Псковская обл., Печорский р-н. Сбор 1970-х – 1984 г.

№ 10617. – Предметы женской одежды, металлические женские украшения, полотенца на иконы, полотенца для рук, скатерти, образцы тканья и вышивки, керамическая посуда. Включает 51 предмет. Псковская обл., Печорский р-н, дд. Сорокино, Ведерники, Затрубье, Забелино; Эстония, Пылваский р-н, д. Маленькая Тросна; Выруский р-н, дд. Выморска, Полу. Сбор 1970-х – 1984 гг.

№ 10846. – Предметы мужской одежды, деревянные ножи для тканья поясов, кадка, плетеный короб. Включает 9 предметов. Псковская обл., Печорский р-н. Сбор 1970-х – 1984 г.

№ 10886. – Музыкальные инструменты, приспособление для резки табака, ухват. Включает 4 предмета. Эстония, Выруский р-н, вол. Вастселийна. Сбор 1970-х – 1986 г. 

Фотоколлекции

№ 10158. – Типажи в традиционных, городских, фольклорных костюмах 1920–1960-х гг., обряды жизненного цикла: конфирмация, свадьба, погребение. Включает 62 фотоотпечатка. (41 негатив). Псковская обл., Печорский р-н, г. Печоры. Сбор 1960–1970-х гг. Сету, эстонцы

№ 12509. – Монахи Псково-Печерского монастыря, семья священников Верхоустинских, жители Псково-Печорского края. Включает 6 фотоотпечатков. Псковская обл., Печорский р-н, г. Печоры, д. Тайлово. Фотосъемка 1920–1960-х гг. Сбор 1960-х гг. Русские

 

Обращаем ваш внимание, что в последнее время участились случаи мошенничества, совершаемые с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

Обращаем ваше внимание, что билеты в Российский этнографический музей в сети Интернет можно приобрести только через официальный сайт музея www.ethnomuseum.ru . Просим вас быть очень внимательными, чтобы не стать жертвами мошенников.

Режим работы Музея в праздничные дни:
01 и 08 мая, 11 и 12 июня с 10.00 до 18.00, касса  до 17.00;
29 апреля, 09 мая Музей закрыт.


Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.