Купить билет

Собиратели

Малахова-Шпис Мария Романовна

Малахова-Шпис Мария Романовна

Малахова-Шпис Мария Романовна. 1964 г.
Рисунок карандашом В.Г. Владимирова с фотографии из Эстонского национального архива (ERA, г. Таллин Эстония). 2021 г. Публикация с автором согласована.

Автор: М.Л. Засецкая, научный сотрудник ведущей категории отдела этнографии Северо-Запада России и Прибалтики

Малахова Мария Романовна (урожд. Шпис) – художница, фотограф, любитель народной культуры, белоэмигрантка, член Трудовой крестьянской партии в 1930-е гг., гражданка СССР с 1946 г., член Союза художников ЭССР (1966–1983 гг.) – человек сложной, неординарной судьбы, личность творческая, противоречивая и целеустремленная одновременно, искренне влюбленная в Россию своего детства.

Среди описаний жизни и деятельности маститых этнографов, заслуженных учителей-просветителей и краеведов, которые на протяжении многих лет сотрудничали с нашим музеем и обогатили его фонды не одной сотней экспонатов, упоминание на сайте Российского этнографического музея о М. Р. Малаховой – авторе и собирателе одной единственной коллекции диапозитивов, может показаться не вполне уместным. Однако данное собрание по культуре Печорского края 1930-х гг. неслучайно отнесено к категории памятников, имеющих «ценность мирового значение». По научной значимости фотоматериалы Малаховой в какой-то мере сопоставимы с фотоколлекциями, собранными двумя другими белоэмигрантами – Л. Зуровым и Б. Вильде в 1937–1938 гг. в экспедициях, организованных французским Музеем человека, которые в настоящее время хранятся в Музее на набережной Бранли (Франция, Париж).

Мария Шпис родилась в 1903 в зажиточной семье, принадлежавшей к двум старинным родам Шпис и Борау (Spiess und Вогау) – элите московского немецкого купечества. Четырнадцатилетнюю девочку родители увезли в Германию сразу после революции 1917 г. Семье было предоставлено германское подданство, после чего супруги развелись, отец остался в Германии, а мать уехала в Австрию в свое имение. Марию определили в школу-интернат, где она и получила среднее образование. Судя по тому, что М.Р. Малахова нигде не упоминает имена своих родителей и даты их жизни, они мало интересовались судьбой дочери, хотя периодически и оказывали ей разного рода помощь, например, оплачивали ее обучение. Достигнув совершеннолетия в 1922 г., Мария получила германский паспорт и поступила в Мюнхенскую академию художеств (класс графики) – одну из старейших художественных школ Германии, в 1923–1925 гг. училась в Дрезденской академии художеств, а в 1925–1926 гг. – в Париже, в мастерской художника-эмигранта Василия Ивановича Шухаева, известного русского советского живописца и графика (возвратился в СССР в 1935 г.). Здесь, в Париже, сформировались особенности художественного стиля ее гравюр, напоминающих русский народный лубок, был выбран псевдоним – «Мися Шпис» (франц. Misia Spiess), под которым она опубликовала в 1927 г. свое первое произведение – серию гравюр к сказанию из сборника А.Н. Афанасьева «О Ное правидным и о слипом и безрукым». В 1928 г. по протекции В.И. Шухаева работы Миси Шпис были представлены в разделе современного искусства на выставке «Старое и новое русское искусство» (франц. «L’art russe ancien et moderne») в Брюсселе и удостоились похвалы известного писателя и критика Шарля Бернара.

В своей автобиографии, хранящейся в фонде союза художников Эстонского национального архива (г. Таллин), Мария Романовна указывает, что она «с 1925 г. (Париж) до 1931 г. подавала 4 раза заявление о возвращении на родину. Получала отказ, т.к. в Россию меня не пускали, а в Германии я жить и работать не желала <…> то я, начиная с 1927 до 1939 г., кроме Германии, жила в странах: Эстонии, Чехословакии, Австрии, Латвии» (ERA.R–1665.3.101.Lk.5). Однако, если верить ее мужу Георгию Александровичу Малахову, отказывали ей в советском гражданстве неслучайно, поскольку в 1930-х гг. она участвовала в общественно-политической «контрреволюционной» деятельности Трудовой крестьянской партии, была тайным агентом ее основателя С.С. Маслова и даже одно время считалась его невестой. С Георгием Малаховым, который был членом той же партии, она познакомилась в Эстонии, в Печорском крае, в 1930 г., куда он прибыл для выполнения партийного задания. Между молодыми людьми начался бурный роман, закончившийся рождением сына Алексея (20.06.1931). Но обременять себя семейными обязанностями молодая художница – типичная представительница богемы – не собиралась. Ее брак с Малаховым был заключен лишь в 1939 г., в связи со следующими обстоятельствами: «Когда началась война Германия – Польша и всех немцев из Прибалтики стали отправлять в Германию, я опасалась, что очередь дойдет до меня с сыном, списалась с отцом ребенка и уехала в Югославию. Там зарегистрировалась с инж[женером] Георгием Малаховым. Таким образом я избавилась от герм[анского] паспорта и добровольно перешла на бесправное положение русской эмиграции» (ERA.R – 1665.3.101. Lk. 5.)

При знакомстве с «Личным листком по учету кадров», приложенным к автобиографии Малаховой, история ее жизни и деятельности в период с 1929 по 1939 гг. выглядит следующим образом: с осени 1929 г. до начала Второй мировой войны она проводила лето преимущественно в Эстонии, в Петсери (Печорах) (1929, 1930, 1933–1937 гг.), зимой работала в Латвии в рижском фотоателье «Ebba Feldweg» (1933–1939 гг.). Периодически Малахова посещала Германию (по заданию С.С. Маслова или личным целям), Австрию (чтобы повидаться с сыном), Чехословакию (навестить Малахова Г.А.) Францию и другие страны.

В начале 1930-х гг. внимание Марии Шпис привлекла русская культура рыбацких деревень Псково-Печорского Обозерья (территория современного муниципального образования Круппская волость), особенно свадебная обрядность д. Городище. В 1936 г. она руководила постановкой «Городищенской свадебной игры» на сцене Русской драмы в Риге по случаю Дня русской культуры, подготовила и опубликовала с иллюстрациями – собственными гравюрами, записанные ею фольклорные материалы: «Свадебные песни и обряды из свадебной игры, записанной в деревне Городище, Петсерского уезда (бывш. Псковская губерн.) в Эстонии».

В этот же период, она освоила искусство фотографии, а также некоторые основные приемы этнографической съемки. Печоры и Рига притягивали Марию Романовну еще и потому, что здесь проживали (постоянно или временно) многие представители русской творческой интеллигенции. «Прибалтийский» период был, наверное, самым ярким, радостным и насыщенным временем в ее творческой биографии. 

В 1939 г. Мария Романовна уехала в Югославию, где до конца 1944 г. жила с мужем и сыном в горах Македонии. Семья оказывала помощь партизанам и бежавшим советским военнопленным. 

В 1944 г. Малахова разошлась с мужем, переехала в Скопье и устроилась художником в местный этнографический музей. О ее плодотворном сотрудничестве с музеем (копирование экспонатов, создание тематических циклов рисунков) можно судить по красочному репрезентативному альбому «Македонская народная одежда» (макед. «Македонски народни носии»), изданному в 1963 г.

После землетрясения 1963 г., разрушившего Скопье, в 1964 г. Мария Романовна приняла решение переехать в Советский Союз, но вернулась не в Москву, а в Таллин, где ее знали и помнили и где она провела последние двадцать лет жизни. Скончалась она 5 марта 1987 г., похоронена на городском кладбище г. Таллина.

После переезда в СССР, Малахова, безусловно, нуждалась в деньгах, поэтому в 1964 г. она продала Государственному музею этнографии народов СССР (ныне – РЭМ) свою «печорскую» коллекцию диапозитивов, которую сумела сохранить несмотря на многочисленные переезды из одной страны в другую. Помимо 96 диапозитивов Мария Романовна передала и свои записи, поясняющие изображения. Сейчас они также хранятся в негативотеке РЭМ вместе с диапозитивами.

К сожалению, коллекция не была опубликована в СССР, поскольку характеризовала жизнь, быт, религиозную и светскую культуру русских и сетуских крестьян в Эстонской «буржуазной» республике в объективном и, скорее, положительном ключе. О собрании Малаховой, скрытом в фотоархиве музея, вспомнили лишь в 2017 г., в период завершения работы над международным (французско-эстонско-русским) научно-издательским проектом «Экспедиции Музея Человека в Эстонию. Борис Вильде и Леонид Зуров в Сетомаа (1937–1938)» (Missions du Musée de l’Homme en Estonie Boris Vildé et Léonide Zouroff au Setomaa (1937–1938) / sous la direction de Tatiana Benfoughal, Olga Fishman & Heiki Valk. Publications Scientifiques du Muséum national d’Histoire naturelle. Vol. 24. Paris, 2017; в том же году книга была опубликована на эстонском языке, а на русском языке вышла в свет лишь в 2021 г.). Тогда же научными сотрудниками РЭМ М.Л. Засецкой и Е.Ф. Кононовой была проведена большая работа по атрибуции коллекции и отдельных изображений. В результате удалось идентифицировать Марию Романовну Малахову с «исчезнувшей» в конце 1930-х гг. художницей Мисей Шпис и восстановить ее биографию; также выяснилось, что все диапозитивы, снятые по словам Малаховой на пленках для рентгеновских снимков, являются не первоисточниками, а копиями неизвестных оригиналов: фотоотпечатков и/или стеклянных пластин, которые фотограф не смогла увести с собой в 1939 г.  Учитывая вышесказанное, можно предположить, что кроме снимков, сделанных ею самой, Малахова пересняла и работы других фотографов. Изучение отдельных сюжетов позволило расширить хронологические границы съемок с 1935–1936 гг., которые были заявлены владелицей, до 1930/1933–1937/1938 гг.

Тематически большая часть диапозитивов может быть отнесена к типовым этнографическим снимкам, отражающим крестьянскую культуру Печорского края, но для собрания РЭМ работы М. Р. Малаховой представляют особую ценность. Они продолжают и дополняют фотоколлекции экспедиции 1911 г. К.К. Романова в тот же регион, во время которой его сопровождал фотограф В.М. Машечкин – специалист по этнографической фотофиксации. Среди этой группы диапозитивов, характеризующих особенности земледелия, льноводства, строительства жилища, семейного уклада, традиционного народного праздничного и повседневного костюмов русских и сету Печорского у. в 1930-е гг., особо следует выделить снимки празднования Троицы в д. Тайлово (РЭМ 9202-20-22), которые удивительным образом перекликаются с фотографиями 1911 г., повествующими о таком же церковном празднике и народных гуляниях в с. Паниковичи (РЭМ 2294-4-10).

Продолжением темы церковных праздников являются 2 тематические группы: 1 – церковная архитектура, в частности Свято-Успенский Печерский монастырь и его насельники, 2 – традиции народного христианства, почитание культовых объектов природы.

Среди этих негативов к уникальным могут быть отнесены:

– портрет отца Серафима (Аркадий Иванович Розенберг, 1909–1994 гг. в 1932 г. был принят в монастырь.), который, возможно, является первым случаем фотофиксации будущего архимандрита и провидца в качестве насельника Псково-Печерского монастыря. В 1930-е гг. он служил пономарем и водил экскурсии для посетителей, что было его послушанием (РЭМ 9202-4, атрибуция М.Л. Засецкой и Е.Ф. Кононовой, 2018 г.);

– снимок часовни на столбе у деревни Большая Пачковка (РЭМ 9202-9);

– снимок женщин в Радуницу на почитаемом Титовом камне, который, по поверью, «раз в году весной  <…> имеет целебную силу, в этот день с утра до вечера ходят туда больные верующие в исцеление, прикладываются к камню своими больными местами. При этом нужно что-нибудь есть. До поздней ночи вдоль оврага идет гуляние, песни пляски. Горят по оврагу костры, идет пьянство». (Записи М.Р. Малаховой. Л. 25; РЭМ 9202-10.)

– группа снимков самобытной «свадебной игры» после престольного «храмового» праздника – Ильина дня, которую устраивали женщины в д. Кулье: «На третий день праздника гуляют бабы <…> изображают свадьбу, причем все мужские роли играют переодетые женщины <…> Участники свадьбы вылезли из повозки и пошли регистрироваться в “общину”, но чиновники, увидевшие подвыпивших баб, струсили и заперлись в своей комнате. Тогда они попросили чтоб их свадьбу сняли, что я и исполнила».  (Записи М.Р. Малаховой Л. 70,71; РЭМ 9202-70,71,72).

Уникальными для собраний российских музеев являются все диапозитивы, посвященные Дням русского просвещения, которые ежегодно проводились в Печорах, начиная с 1924 г. (РЭМ 9202-23-30).

К категории редких и уникальных также относятся снимки Малаховой, раскрывающие тему повседневной трудовой жизни и быта населения рыбацких деревень Обозерья.

В 2019 г. на временной фотовыставке «Мися Шпис “на краю большой России”: фотодокументы по культуре Печорского края 1930-х гг. в Российском этнографическом музее» впервые широкой аудитории были представлены фотографии с 59 диапозитивов из собрания М.Р. Малаховой, дополненные ее записями – непосредственными живыми впечатлениями и рассуждениями свидетельницы событий тех лет.

Архивные материалы

1. ДРЗ. Ф. 035. Оп. 1 250 ед. хр. – Малахов Георгий Александрович; документы и материалы Г.А. Малахова, материалы о нем. (1922–2006).

2. РГАЛИ. Ф .2082. Оп. 1. Д. 1007. 50 лл. – Личное дело Малаховой Марии Романовны, 1903 г. р., художника-графика (28 апреля 1966–28 сентября 1971 гг.)

3. ERA.R-1665 .3.101. L.1-48. – Malahhova, Maria Romanit (Эстонский национальный архив г.Таллина, Фонд Союза художников Эстонии, Дело Малаховой Марии Романовны). 

               

Публикации

  1. Афанасьев А.Н. О Ное правидным и о слипом и безрукым / Резала и печатала Мися Шпис. –Рига: [б. и.], 1927. – 36 с.: грав.
  2. Шпис М. Свадебные песни и обряды из свадебной игры, записанной в деревне Городище, Петсерского уезда (бывш. Псковская губерн.) в Эстонии / Запись и гравюры по дереву худож. М. Шпис. – Petseris: Cобств. изд-во, 1936. – 26 с.: ил.
  3. Македонски народни носии / В. Кличкова, М. Малахова, О. Бенсон. – Скопје: Етнолошки музеј, 1963. – XIV, – 393 с., 61 отд. л. ил.
  4. Экспедиции Музея человека в Эстонию. Борис Вильде и Леонид Зуров в Сетомаа (1937–1938)/ Науч. ред. Т. Бенфугаль, Х. Валк, О. Фишман. – СПб.: Издательский дом «Инкери», 2021. – С. 540, 767, 775, 808, 870, 873.

 

Библиография

  1. L’Art russe, souvenir de l’exposition d’Art russe. Palais des Beaux-Arts de Bruxelles, mai-juin 1928. – Bruxelles: Ed. Cahiers de Belgique, 1930. – 95 с.: [64] л. фототип. (ил.).
  2. «Продолжительность жизни» (Интервью с Г.А. Малаховым, вед. М. Соколов. 06-05-04). Сайт архива Радио Свободы (материалы, опубликованные до 16 января 2006 года). URL: http://archive.svoboda.org/programs/LiveD/2004/lived.050604.asp
  3. Авдюшева-Лекомт Н.А. О выставке русского искусства в Брюсселе 1928 года. // Известия Уральского государственного университета. Серия первая: Проблемы образования, науки и культуры. – 2007. – № 52. – С. 241 – 261. 
  4. Талалаева Л.А. Художники в Печорах // Не прервётся связь времён. Мат-лы Общ-ва краеведов при Печорской районной библиотеке. Вып. IV. / Сост.: В.А. Шувалова. Печоры: ООО «Логос Плюс», 2011 г. С. 59–60.
  5. Засецкая М.Л., Кононова Е.Ф. Мися Шпис «на краю Большой России»: фотодокументы 1930-х гг. по культуре Печорского уезда Эстонской республике в РЭМ // Северо-Запад: этноконфессиональная история и историко-культурный ландшафт–2. Восьмые Шёгреновские чтения с междун. участием: Сб. ст / Науч. ред. О.М. Фишман. – Воронеж: ООО «Мир», 2019. – С. 345–365.

 

Коллекция диапозитивов

Русские, сету

№ 9202 – Основные занятия: сельское хозяйство, рыболовство; семейный уклад, традиционные ремесла, народный костюм, религиозная архитектура, насельники монастыря, типажи, народное христианство, Дни русского просвещения. Включает 96 диапозитивов. Эстонская республика, Печорский у., гг. Печоры, Изборск, вол.: Печорская, Паниковская, Кулейская, Ярвесуу. Фотосъемка 1930/1933 – 1937/1938 гг. Приобретена через ЗФК от М.Р. Малаховой в 1964 г.

Режим работы Музея в праздничные дни:

01 и 08 мая, 11 и 12 июня с 10.00 до 18.00, касса  до 17.00;
29 апреля, 09 мая Музей закрыт.

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.