Купить билет

Собиратели

Марр Николай Яковлевич

Марр Николай Яковлевич

Марр Николай Яковлевич
Фотография c сайта Института истории материальной культуры РАН

Авторы: Л.С. Гущян, ведущий научный сотрудник отдела этнографии Кавказа, Средней Азии и Казахстана, кандидат культурологии; Е.И. Нератова, заведующая отделом специализированного хранения

Марр Николай Яковлевич – виднейший отечественный востоковед, кавказовед – филолог, историк, археолог, этнограф; выдающийся педагог, организатор науки. В 1920-х гг. получил известность как создатель «нового учения о языке», или «яфетической теории»,  получившей критическую оценку в работах ряда исследователей, но в СССР заслужившей государственную поддержку в 1920-х – перв. пол. 1930-х гг. и полностью отвергнутой в  начале 1950-х г. Одним из ведущих тезисов «яфетической теории» было учение о классовой природе языка и его изменениях в зависимости от социальных взрывов.

Николай Яковлевич Марр родился 25 декабря 1864 г. в г. Кутаиси одноименной губернии (по другим данным – 4 июля 1864 г., в Гурии). Отец его, Яков Патрикович Монтегю-Марр, был родом из Шотландии; основал Кутаисский ботанический сад, мать – Агафия Магулария, грузинка. В 1884 г. Николай Марр окончил кутаисскую гимназию с золотой медалью и, получив Кавказскую стипендию для одаренных учеников, поступил на факультет восточных языков Санкт-Петербургского Императорского университета (СПбИУ). С 1884 по 1888 г. прослушал курсы на всех отделениях факультета. Далее Н.Я. Марр – магистр армянской словесности (тема диссертации: «Сборники притч Вардана. Материалы для истории средневековой армянской литературы», 1891); доктор армянской словесности (тема диссертации: «Ипполит. Толкование Песни песней», 1901); экстраординарный (1912); ординарный (1912) академик Императорской Академии наук; вице-президент АН СССР (1930–1934). В 1888–1891 гг. он прошел в СПбИУ подготовку к профессорскому званию и в дальнейшем последовательно занимал должности приват-доцента (1891–1900), профессора (1900–1933), зав. кафедрой армянской и грузинской словесности (1902–1919), декана факультета восточных языков (1911–1919). Среди его учеников в разные годы были такие крупные ученые-кавказоведы, как И.А. Орбели, А.А. Лорис-Калантар, С.В. Тер-Аветисян, О.М. Фрейденберг, И.А. Джавахишвили, В.И. Абаев, Б.Б. Пиотровский, А.Г. Шанидзе.

В 1908 г. Н.Я. Марр становится учредителем Анийского музея древностей; в 1917 г. – учредителем Кавказского археологического и научного центра в Тбилиси; учредителем, а с 1919 г. также и директором Российской академии истории материальной культуры (РАИМК) / Государственной академии истории материальной культуры (ныне Институт истории материальной культуры); учредителем и (с 1921 г.) директором института яфетидологических изысканий (Яфетический институт, позже – Институт языка и мышления, ныне Институт лингвистических исследований РАН в Санкт-Петербурге и Институт языкознания РАН в Москве), Н.Я. Марр в 1925 г. был одним из учредителей Академии абхазского языка и литературы (ныне Абхазский институт гуманитарных исследования им. Д.И. Гулиа АН Абхазии); с 1924 по 1930 г. – директором Российской Публичной библиотеки (с 1925 г. – Государственная Публичная библиотека; ныне – Российская Национальная библиотека), а также председателем Российского палестинского общества (1929–1934).

В 1898 г. он принимал участие в археографической экспедиции Императорской Санкт-Петербургской Академии наук на Афон. В 1902 г. предпринял экспедицию в Иерусалим и на Синай для изучения рукописей. По поручению Археологической комиссии проводил раскопки в средневековой багратидской столице Армении г. Ани (1891–1917). В 1893 г. им были начаты исследования древней культуры и истории региона, положившие начало археологии эпохи бронзы и урартского периода. Создание Анийского музея древностей, который в дальнейшем обрёл функции научно-исследовательского института, стало важным этапом формирования «круга Марра»: он объединил его сотрудников и учеников, участвовавших в обширных исследовательских проектах.

В 1890–1920 гг. Н.Я. Марр собрал и опубликовал обширный корпус рукописных текстов на древнеармянском и древнегрузинском языках и по праву считается одним из основоположников армянской и грузинской школ востоковедения.

Сотрудничество с Этнографическим Отделом Русского музея Императора Александра III (далее ЭО; ныне Российский этнографический музей, РЭМ) стало продолжением этнографического направления в исследованиях Н.Я. Марра. С другой стороны, широта исследовательских и экспозиционных задач открывшегося в 1902 г. ЭО требовала привлечения различных источников для сбора необходимых вещевых и фотографических коллекций, в частности, для пополнения кавказских фондов музея. В январе 1904 г. Н.Я. Марр предложил ЭО свои услуги по собиранию коллекций в Грузии, поскольку летом планировал туда поехать. Через год на заседании Совета ЭО К.А. Иностранцев представил коллегам результаты трудов Н.Я. Марра – приобретенные и доставленные собирателем в музей коллекции.

Собранная профессором Н.Я. Марром для ЭО коллекция получила высокую оценку со стороны сотрудников музея, о чем свидетельствует адресованное ему письмо, от 15 февраля 1905 г. за подписью секретаря Совета ЭО Н.М. Могилянского, информирующее, что Совет ЭО постановил выразить «благодарность Отдела за Ваши труды по собиранию этнографических коллекций для музея минувшим летом 1904 г.».

Обширная коллекция памятников материальной культуры грузин, собранная Н.Я. Марром в полиэтничной Батумской обл., включала 63 предмета (44 номера). В неё вошли мужская и женская одежда, утварь, музыкальный инструмент, огнестрельное оружие с принадлежностями, а также модели хозяйственных построек. Коллекция была собрана на территории, вошедшей в состав Российской империи после русско-турецкой войны 1877–1878 гг. и снова отошедшей к Турции по Карсскому договору 1921 г. Н.Я. Марр считал эту землю «Грузинским Синаем», он был уверен, что «тао-кларджетские развалины для политической и особенно культурной истории Грузии так же важны, как для армянской истории городище Ани». Планируя свою поездку на Кавказ летом 1904 г., он отвел первую половину лета раскопкам в Ани, а с середины июля выехал в Карс, чтобы совершить оттуда сложную экспедицию через Ардаган и Сабзевар в Шавшетию, Имерхевию и Кларджетию. Он проехал Шавшетию с северо-востока на юго-запад, затем вновь отправился на север – в Имерхевию, «изъездил весь или почти весь Имерхев», затем вернулся в Шавшетию и исходил другую ее часть до Ардануджи (Ардануча), изучил Кларджетию, и, объехав ее всю, прибыл в Артвин. Бóльшую часть этнографических предметов Н.Я. Марр приобрел в среде грузин-кларджетцев, сформировав единственную коллекцию музея, характеризующую эту группу грузин.

Во время той же поездки по поручению музея Н.Я. Марром были заказаны модели традиционных построек, бытовавших в Гурии (всего 8 предметов). Работы исполнены местным мастером Ражденом Гегешвили – жителем сел. Чохтауры Озургетского у. Кутаисской губ. и отправлены в Санкт-Петербург 12 ноября 1904 г. К сожалению, данная коллекция пострадала во время наводнения 1924 г. и по этой причине в июне 1931 г. была исключена из собрания музея (акт № 49/14.06.1931). Та же участь постигла и четыре модели, заказанные Н.Я. Марром в Артвине и входившие в состав коллекции этнографических предметов, собранных в Батумской обл.

В период Первой мировой войны, в 1916 г. Н.Я. Марр стал инициатором многоплановой экспедиции петербургских востоковедов из «круга Марра» (Н. Адонц, А. Лорис-Калантар, И. Орбели, С. Тер-Аветисян) в прифронтовую зону. Им была предложена серия проектов по сбору рукописных, археологических и этнографических памятников. Благодаря убедительным аргументам, приведённым в докладе, сделанном на собрании Восточного отделения Императорского Русского археологического общества, Н.Я. Марр получил поддержку на проведение им комплексной экспедиции в Ванскую обл. Кроме И.А. Орбели, который занимался археологией, в состав экспедиции по рекомендации Марра был включен хранитель ЭО А.А. Миллер, собравший внушительную коллекцию предметов по традиционной культуре армян и айсоров, населявших побережье оз. Ван. Собранная петербургскими исследователями коллекция ныне хранится в РЭМ.

Николай Яковлевич Марр скончался в Ленинграде в 1934 г.; похоронен на Коммунистической площадке Александро-Невской лавры. На фасаде Дома академиков в Санкт-Петербурге (7-я линия Васильевского острова, 2/1) в 1949 г. была установлена мемориальная доска (архитектор Р.И. Калан-Ингель) со следующим текстом: «Здесь жил с 1918 по 1934 г. академик Николай Яковлевич Марр. Выдающийся археолог и языковед. 1864–1934».

    

Архивные материалы

АРЭМ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 709. Л. 37. – Шавров Н.Н. 1902–1907.

АРЭМ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 207. Л. 8, 9, 11–11об. – С.В. Тер-Аветисян. 1903–1905.

АРЭМ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 391. – Переписка с профессором Н.Я. Марром о собирании этнографических материалов и описи материалов, собранных в Батумской обл. и Кутаисской губ.

АРЭМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 26. Л.10об., 65. – Журналы заседаний Этнографического отдела Русского музея Императора Александра III.

АРЭМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 107. Л. 4об, 5. – Журналы заседаний Этнографического отдела Русского музея Императора Александра III.

АРЭМ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 309. Л. 3, 5. – Акты на списание моделей Этнографического отдела, разрушенных во время наводнения в 1924 г.

АРАН. Ф. 4. Оп. 4. № 351. – Лорис-Калантар Ашхарбек Андреевич, сверхштатный ученый хранитель Азиатского музея АН. Личное дело.

          

          

Основные публикации

  1. Марр Н.Я. Сборники притч Вардана. Материалы для истории средневековой армянской литературы. Ч. 3. Приложения: описание 10 эчмиадзинских рукописей с указателем; арабский и дополнительные армянские тексты; армянский текст с переводом сказки «Лиса и волк в западне». – СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1894. – Т. X, [1], – 202 с.
  2. Марр Н.Я. Житие Петра Ивера, царевича-подвижника и епископа Майумского V века. Грузинский подлинник издал, перевел и предисловием снабдил Н. Марр // Православный Палестинский сборник. 1896. – Т. 16. – Вып. 2 (47). – 168 с.
  3. Марр Н.Я. Сборники притч Вардана. Материалы для истории средневековой армянской литературы. – СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1899. – Ч. 1. – XLI, [2]. – 594 с.
  4. Марр Н.Я. Ефрем Сирин. О днях празднования Рождества. Об основании первых церквей в Иерусалиме. Армянский текст с сирийскими отрывками в армянской транскрипции XII–XIII вв. / Исслед., изд. и пер. с арм. и сирийского яз. Н. Марра. – СПб.: Тип. В.Ф. Киршбаума (Изд. фак. вост. яз. СПбИУ: Тексты и разыскания по армяно-грузинской филологии), 1900. – Кн. 1. – № 5. – 55 с.
  5. Марр Н.Я. Агиографические материалы по грузинским рукописям Ивера. – СПб.: Тип. ИАН, 1900–1901. – Ч. 1–2. – 88 с.
  6. Марр Н.Я. Ипполит. Толкование Песни песней. Грузинский текст по рукописи X в. / Исслед., изд. и пер. с арм. яз. Н. Марра. – СПб.: Тип. В.Ф. Киршбаума (Изд. фак. вост. яз. СПбИУ: Тексты и разыскания по армяно-грузинской филологии), 1901. – Кн. 3. – № 5. – 223 с.
  7. Марр Н.Я. Древнегрузинские одописцы (XII в.). Ч. I: Певец Давида Строителя; Ч. II: Певец Тамары / Грузинский текст исследовал, издал и словарем снабдил Н. Марр. – СПб.: Тип. В.Ф. Киршбаума (Изд. фак. вост. яз. СПбИУ: Тексты и разыскания по армяно-грузинской филологии), 1902. – Кн. 4. – № 5. – 170 с.
  8. Марр Н.Я. Грамматика древнеармянского языка: этимология. – СПб.: Тип. ИАН, 1903. – 303 с.
  9. Физиолог. Армяно-грузинский извод: грузинские и армянские тексты / Исслед., изд. и пер. Н.Я. Марр. – СПб.: Тип. В. Ф. Киршбаума (Изд. фак. вост. яз. СПбИУ: Тексты и разыскания по армяно-грузинской филологии), 1904. – Кн. 6. – № 3. – 130 с.
  10. Марр Н.Я. Основные таблицы к грамматике древнегрузинского языка с предварительным сообщением о родстве груз. языка с семитическими. – СПб.: Тип. ИАН, 1908. – 22 табл. – 18 с.
  11. Марр Н.Я. Грамматика чанского (лазского) языка с хрестоматией и словарем. – СПб.: Тип. ИАН, 1910. – 240 с.
  12. Марр Н.Я. Кавказ // Азиатский музей РАН. 1818–1918: Краткая памятка. – СПб., 1920. – С. 91–99.
  13. Марр Н.Я. Племенной составъ населенiя Кавказа: Классификация народов Кавказа (Рабочий проспект). – Петроград: Тип. Рос. акад. наук), 1920 – 64 с.
  14. Марр Н.Я. Абхазско-русский словарь: Пособие к лекциям и исследовательской работе. – Л.: Академия абхаз. яз. и литературы, 1926. – 159 с.
  15. Марр Н.Я. Амран: осетинский эпос / Предисл. и ред. Н. Я. Марра. – М.; Л.: Academia, 1932.
  16. Марр Н.Я. Ани: Книжная история города и раскопки на месте городища. – М.; Л.: Гос. соц.-экон. издательство, 1934. – 133 с.
  17. Марр Н.Я. Избранные работы. – Л., 1933–1937. – Т. 1–5.
  18. Марр Н.Я. Описание грузинских рукописей Синайского монастыря. – М.; Л.: Издательство АН СССР, 1940. –390 с.
  19. Marr N. Le synaxaire géorgien: rédaction ancienne de l'Union arméno-géorgienne / Publ. et traduit d'après le manuscrit du couvent Iviron du Mont Athos par N. Marr. – Paris: Firmin-Didot, 1926 (Patrologia Orientalis. – T. 19. – P. 625–741.

             

Библиография

  1. Данилин А.Г. Два письма Н.Я. Марра // Советская этнография. 1936. – № 4–5. – С. 219–222.
  2. Миханкова В.А. Н.Я. Марр. Очерк его жизни и научной деятельности. – М.; Л.: Издательство АН СССР, 1948. – 450 с.
  3. Миханкова В.А. Николай Яковлевич Марр: Очерк его жизни и научной деятельности. Изд. 3-е. – М.; Л.: Издательство АН СССР, 1949. – 571 с.
  4. Марр С.М. Поездка Н.Я. Марра в Южную Грузию (в Шавшети и Кларджети в 1904 г. и в Лазистан в 1909 г.). – Тбилиси: Издательство АН Грузинской ССР, 1949. – 33 с.
  5. Орбели Р.Р. Памяти Н.Я. Марра (к 100-летию со дня рождения, 1864–1934) // Палестинский сборник. – М.; Л.: Наука, 1965. – Вып. 13 (76). – С. 189–196.
  6. Васильков Я.В. Трагедия академика Марра // Христианский Восток. Т. 2 (VIII), Нов. сер. / Гл. ред. М.Б. Пиотровский. – СПб.; М.: Изд-во РАН: Гос. Эрмитаж: Алетейя, 2001. – С. 390—421.
  7. Голубева О.Д. Н.Я. Марр. – СПб.: РНБ, 2002. – 280 с.
  8. Алпатов В.М. История одного мифа: Марр и марризм. – Изд. 2-е, дополненное – М.: Едиториал УРСС, 2004. – 288 с.
  9. Длужневская Г.В. Историко-археологическое наследие Азиатской России в фотодокументах второй половины XIX – первой половины XX в.: Автореф. докт. ист. наук. – СПб. 2008. – 47 с.
  10. Харатишвили Г.С. Грузины-профессора, преподаватели и выпускники СПбГУ (XIX–XX вв.). – СПб.: Издательство СПбГУ, 2009. – С. 42–52.

                 

Коллекции

№ 607. – Одежда мужская и женская, обувь, головной убор, головные покрывала, башлык, пистолет, мужской пояс с охотничьими приспособлениями, музыкальный инструмент, части ткацкого станка, утварь, муляж хлеба и модели (кларджетского дома, мельницы, пугала и родника на дороге). Включала 44 номера, сохранилось 42. Батумская обл., Артвинский округ. Сбор 1904 г. Грузины-кларджетцы

№ 673. – Модели традиционных построек – гурийских жилых домов, хозяйственных построек, усадебного забора. Включала 8 предметов. Коллекция не сохранилась. Кутаисская губ., Озургетский у. Сбор 1904 г. Грузины-гурийцы.

Обращаем ваш внимание, что в последнее время участились случаи мошенничества, совершаемые с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

Обращаем ваше внимание, что билеты в Российский этнографический музей в сети Интернет можно приобрести только через официальный сайт музея www.ethnomuseum.ru . Просим вас быть очень внимательными, чтобы не стать жертвами мошенников.

Режим работы Музея в праздничные дни:
01 и 08 мая, 11 и 12 июня с 10.00 до 18.00, касса  до 17.00;
29 апреля, 09 мая Музей закрыт.


Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.