Купить билет

Собиратели

Мелков Александр Лаврентьевич

Мелков Александр Лаврентьевич

Автор: Е.Л. Кубель, научный сотрудник первой категории отдела этнографии Кавказа, Средней Азии и Казахстана

Мелков Александр Лаврентьевич – этнограф, собиратель, художник, фотограф. С именем этого ученого неразрывно связано начало планомерного исследования среднеазиатско-казахстанского региона, развернувшегося в отечественной науке в 1920-е гг.

Александр Лаврентьевич родился в 1887 г. Точно неизвестно, в каком высшем учебном заведении он получил образование. Наиболее вероятным считается Петербургский археологический институт или Оренбургское отделение Московского археологического института. Известный археолог С.И. Руденко на допросе в ОГПУ в 1930 г. назвал его «этнографом школы Штернберга и хорошим собирателем коллекций». В 1920-х гг. А.Л. Мелков жил и работал в Казахстане; в 1922–1927 гг. занимал должность заведующего Центральным краевым архивом Казахстана. 15 октября 1920 г. в Оренбурге, ставшем в это время столицей автономной Киргизской (Казахской) республики, открылось Общество изучения Киргизского края. Согласно Уставу, Общество изучения Казахстана (совр. написание) существовало на правах научного общества и являлось прямым преемником Оренбургской ученой архивной комиссии и Оренбургского отдела Императорского русского географического общества. Было образовано три основных отдела Общества: историко-археологический, естественно-географический и этнографический. А.Л. Мелков поступил в последний и некоторое время занимал должность его председателя. На новом этапе отечественной истории вновь образованное Общество вошло в единую систему краеведческих обществ 1920-х гг., развернув активную научную и собирательскую деятельность. Большинство экспедиционных поездок А.Л. Мелкова  осуществлялось по линии этого Общества. В 1922 г. исследователь предпринял поездку в Актюбинскую и Кустанайскую обл. с целью сбора фольклорного материала, а также приобретения образцов народного декоративно-прикладного искусства казахов для Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности в Париже. В поездках 1923 и 1924 гг. А.Л. Мелков продолжил изучение казахского фольклора. В 1925 г. в «Трудах Общества изучения Казахстана» вышла его работа «Материалы по Киргизской этнографии: Киргизские скачки».В 1927 г. во время двухмесячной экспедиции по Семипалатинской и Джетысуйской обл. А.Л. Мелков собирал материал о скотоводческих и земледельческих хозяйствах казахов. В 1928–1929 гг. работал начальником Каракалпакской этнографической экспедиции; в 1929 г.– в статусе корреспондента Этнографического отдела Государственного Русского музея (ЭО). Опираясь на собственный опыт полевых работ, а также на опыт своих казахских коллег, он разработал «Программу по изучению быта казахов», которая была опубликована в 1929 г. Основное внимание в «Программе» было уделено культуре первичного производства (основным занятиям, ремеслам, торговле) и культуре жизнеобеспечения (поселениям и постройкам, внешнему и внутреннему убранству жилища, одежде, украшениям, утвари) казахов. Вопросы духовной культуры (традиционное мировоззрение, религия, устное народное творчество) были затронуты лишь отчасти. Автор объяснял это тем, что «Программа» должна была служить руководством для работы молодых краеведов, не имеющих основательной научной подготовки для работы с таким сложным материалом. Во всех своих поездках ученый делал многочисленные зарисовки и фотографии. В собрании Музея антропологии и этнографии (МАЭ) РАН хранятся выполненные им планы казахских и каракалпакских домов и усадеб, альбом акварельных и карандашных рисунков ковровых изделий, ювелирных украшений, различной утвари каракалпаков; альбом с рисунками набоек узбеков Хорезма, а также несколько тысяч фотографий, касающихся различных сторон жизни казахов и каракалпаков.

Для ЭО собиратель сформировал первую по времени поступления обширную, прекрасно аннотированную коллекцию памятников материальной культуры каракалпаков втор. пол. XIX – перв. четв. XX в. (РЭМ 140 номеров, 247 предметов). А.Л. Мелков посетил все районы основного проживания каракалпаков, собирая вещевые памятники в соответствии со стратегиями, которые он сформулировал в опубликованной в этом году «Программе». Списки предметов включают местные названия, точную локацию приобретения, а также сведения о бытовании того или иного памятника, его гендерной, возрастной или профессиональной принадлежности. Несомненную ценность представляет каракалпакское переносное жилище – юрта (со всеми конструктивными элементами), деревянная двустворчатая дверь которой, покрытая тонкой плоскорельефной резьбой, является единственным и уникальным экспонатом собрания. Наиболее полно собирателю удалось отразить тему ремесленного производства текстиля, продемонстрировав основные этапы его производства от обработки сырья до создания ткани. Инструментарий, который использовался во второй половине 1920-х. гг. и был приобретен собирателем, включает в себя станок шигиршик для первичной обработки хлопка (отделение от семян) широко распространенного в регионе типа. Очищенный хлопок взбивался сабау – парой прутьев из тала с развилкой, на постеке – выделанной коже теленка, специально предназначенной для этой цели. Собиратель приобрел разные типы веретён, специально отметив в комментариях, что они использовались каракалпакскими мастерицами отдельно для каждого вида сырья: шерсти, хлопка или шелка. Коллекция была дополнена ручной прялкой шарык (в среднеазиатско-казахстанском регионе более известному как чарх) для прядения хлопкового волокна и ткацким станом казак в рабочем процессе – с начатым куском белой хлопчатобумажной ткани боз. Этот тип станка был заимствован каракалпаками в кон. XIX в. у узбеков Хорезма для производства хлопчатобумажных тканей, когда спрос на них заметно увеличился. В связи с этим среди каракалпаков стали появляться ткачи-мужчины.

Сформированная А.С. Мелковым небольшая коллекция тканей особенно ценна тщательным выбором образцов, фиксацией терминологии, места приобретения и особенностей использования разных видов тканей в одежде. Время изготовления образцов совпадает со временем сбора – 1927, 1928 гг. С особой тщательностью А.Л. Мелков сформировал корпус памятников текстильного убранства юрты, в том числе разных видов полос, являвшихся частью декоративного убранства экстерьера и интерьера переносного жилища. Они демонстрируют все богатство технологических приемов, которым владели каракалпакские мастерицы. В технике ворсового ткачества выполнены собранные исследователем коврики есиккас, которые вешали над дверью внутри юрты, и мешки каршины, в которые складывали вещи. Собиратель, подбирая вещи, постарался отразить разнообразие орнаментальных композиций и принципов ритмического построения орнамента, используемых мастерицами при их изготовлении.

Благодаря исследователю музейное собрание ЭО обогатилось такими важными элементами женского костюма, как головные уборы молодых женщин кызыл кимешек и нарукавники женгсе, богатство декоративного оформления которых, использование дорогих материалов для разных частей, внимание к деталям, (например, разнообразие декоративной заделки соединительных швов) указывает на высокий статус этих предметов, маркирующих важный период в жизни женщины – продолжательницы рода.

Традиционным занятием каракалпакских мужчин была обработка дерева. А.Л. Мелков собрал инструментарий ремесленника, а также изделия – сосуды, ложки, седелки для быка и осла – на разных стадиях их изготовления для демонстрации процесса.

Исследователь сформировал небольшую коллекцию утвари для сбивания и хранения масла мутовка, деревянные маслобойки, сосуды из тыквы и кожаной массы, которая имелась в каждом каракалпакском доме. Кроме того, он приобрел для музея маслобойку большого размера – высотой 1,8 м, и окружностью 3,13 м, которая использовалась в промысловой артели.

13 октября 1930 г. в г. Оренбурге А.Л. Мелков был приговорен к высшей мере наказания по ст. 58-11 (организационная деятельность, направленная к подготовке или совершению контрреволюционных преступлений) и расстрелян в возрасте 43 лет.

Александр Лаврентьевич Мелков был посмертно реабилитирован в 1989 г.

   

Архивные материалы

АРЭМ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 281. – Переписка с А.Л. Мелковым о собирании этнографических вещей по каракалпакской народности: описи вещей. 6 сентября 1929 – 27 июня 1930.

 

Основные публикации

  1. Мелков А.Л. Материалы по Киргизской этнографии: киргизские скачки.– Оренбург: О-во изучения Киркрая, 1925. – 23с.
  2. Мелков А.Л. Программа по изучению быта казахов. – [ Б.м. ]: Казиздат, 1929. – 63 с.

  

Библиография

  1. Прищепова В.А. Коллекции заговорили: История формирования коллекций МАЭ по Средней Азии и Казахстану (1870–1940). – СПб.: МАЭ РАН, 2000.– С. 130–134.
  2. Жизненный путь, творчество, научное наследие Сергея Ивановича Руденко и деятельность его коллег. – Барнаул: Изд-во Алтайского университета, 2004. – С. 148.
  3. Кубель Е.Л. Основные занятия каракалпаков в фотоколлекциях А.Л. Мелкова (МАЭ) // Лавровский сборник: Материалы XXXVI и XXXVII Среднеазиатско-Кавказских чтений 2012–2013 гг.– СПб.: МАЭ РАН, 2013. – С. 112–117.
  4. Кубель Е.Л. Народный театр маскарабозов в Каракалпакии (по материалам фотоколлекции А.Л. Мелкова 1927–1928 гг. в собрании МАЭ РАН) // Иллюстративные коллекции Кунсткамеры: Сб. МАЭ. – СПб.: МАЭ РАН, 2019. Т. LXVI. – Вып. 2. – С. 79–86.

   

Коллекция

№ 5111.– Ремесла, одежда, утварь, жилище. Включала 247 предметов, сохранилось 224 предмета. Каракалпакская АО, гг. Кунград, Чимбай, Караузякский (10-й аул, 12-й аул, 20-й аул), Кунградский (аул Бурлака, 1-й аул), Ходжейлийский, Чимбайский (4-й аул, 19-й аул) р-ны. Сбор 1929 г. Каракалпаки

Режим работы Музея в праздничные дни:

01 и 08 мая, 11 и 12 июня с 10.00 до 18.00, касса  до 17.00;
29 апреля, 09 мая Музей закрыт.

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.