Купить билет

Собиратели

Плотников Владимир Александрович

Авторы: Н.И. Ивановская, научный сотрудник высшей категории отдела этнографии Северо-Запада России и Прибалтики, кандидат исторических наук; 
А.А. Чувьюров, научный сотрудник высшей категории отдела этнографии Поволжья и Приуралья (коми), кандидат исторических наук

Владимир Александрович Плотников – живописец, исследователь древнерусской архитектуры, один из активных деятелей по сохранению русской старины, внесший немалый вклад в этнографические исследования, в том числе в комплектование финно-угорского коллекционного собрания Российского этнографического музея (РЭМ).

В.А. Плотников родился в 1866 г. в Перми в семье с художественными традициями. Его прадед по матери, И.В. Бабин, так же, как и дед, Н.И. Бабин, были местными иконописцами. И.В. Бабин – автор росписи стен Спасо-Преображенского кафедрального собора в Перми. Ближайшими родственниками В.А. Плотникова были Василий и Петр Верещагины, выпускники Санкт-Петербургской академии художеств, имевшие звания профессора и академика. Художественные традиции, существовавшие в семье В.А. Плотникова, несомненно, определили его наклонности и повлияли на выбор профессии. При поддержке профессора В.П. Верещагина, преподававшего композицию и живопись, он поступил в Академию художеств (1891–1897), где занимался в мастерской И.Е. Репина. Впечатления детства, прошедшего на территории Пермского края, региона с интереснейшим историческим прошлым, в окружении родственников-иконописцев, выходцев из старообрядческой среды, определили его интерес к древнерусской истории, архитектуре. Русская старина становится главной темой его творчества.

В 1903–1915 гг. В.А. Плотников предпринял множество поездок по губерниям Северной и Центральной России, чтобы, как он пишет в одном из писем сотрудникам Этнографического отдела Русского музея (ЭО), «увековечить те памятники, которые представляют несомненный художественный интерес, и которых еще не настигла рука вандала-разрушителя».

За эти годы он выполнил большое количество полотен, акварелей и рисунков, изображавших памятники древнерусского искусства и архитектуры, создал серии народных типажей, жанровых сцен и пейзажей. Многие работы репродуцировались в журналах и на открытках. Как и для многих художников того времени, особое место в творчестве В.А. Плотникова занимал Русский Север. Один из лучших иллюстраторов русской сказки, И.Я. Билибин, следующим образом охарактеризовал значение Русского Севера для русских художников: «В настоящее время только в самых отдаленных углах громадной России можно найти слабые еле слышные отголоски старого времени <…> И вот таким “углом”, где еще теплится последняя искра древних русских укладов и является наш Север. Для всякого исторического художника непосредственное ознакомление с Севером имеет громадное значение. Это – его Рим, это главное место специального художественного образования».

Будучи знатоком древностей и интересуясь традиционной народной культурой, В.А. Плотников в своих поездках занимался сбором различных предметов и сведений. В 1907 г. он становится корреспондентом ЭО, и уже в этом качестве предпринимает ряд экспедиций на Русский Север.

В 1907 г. художник совершил поездку по северу России – Архангельской и Олонецкой губ., посетил русские поселения на Пинеге и саамские – на Кольском п-ове. Целью его поездки, как он указал в своем письме сотрудникам ЭО, было изучение архитектурных памятников старины, быта, обрядов, костюмов русских и саамов.

В результате этой поездки В.А. Плотниковым была приобретена коллекция саамских предметов (кол. 1233): одежда, домашняя утварь, оленья упряжь.

В последующие годы (1908–1914) Плотников совершил еще несколько путешествий на Кольский п-ов, во время которых были приобретены еще три саамские коллекции – № 1504, 1507 и 3018. Они содержат уникальные артефакты, среди которых: вежа – саамское конусообразное жилище из жердей, крытое древесной корой; макет кережи – однополозных бескопыльных саней; отдельные части повседневной одежды саамов (мужские и женские головные уборы, обувь); оленья упряжь; различные амулеты (волчьи и медвежьи зубы); утварь; охотничье снаряжение. К числу уникальных экспонатов относятся и «христианские святцы» (Вус тухты). Этот предмет представляет собой четырехгранный деревянный брусок с зарубками на ребрах (обозначающих количество дней в месяцах) и специальными значками (кресты разных начертаний) на плоскостях, которыми отмечены соответствующие даты христианских праздников (средние, великие и двунадесятые).

В 1909 г. В.А. Плотников передал ЭО коллекцию из 24 фотографий, выполненных им во время поездки по Кольскому п-ову (кол. 3067). На них запечатлены сюжеты, характеризующие различные стороны жизни саамов: типы жилищ, средства передвижения (оленьи нарты на высоких копыльях, оленья упряжка с кережей), намогильные памятники в виде дощатых прямоугольных домовин с плоской крышей, представители местного населения в традиционных костюмах.

В 1908 г. Плотников совершил поездку в Соликамский и Чердынский у. Пермской губ., где он собрал большую коллекцию этнографических предметов, характеризующих различные стороны жизни коми-пермяков (кол. 1468). Значительную часть коллекции составляет традиционная одежда местного населения: женские (кокошники, шамшура) и мужские (катанка) головные уборы, рубахи из домотканины, сарафаны (дубас), передники (запон); женские кофты (шабур); мужские и женские пояса; обувь – лапти, коты; женские украшения – литые оловянные, медные и бронзовые серьги; перстни. Разнообразными предметами представлена также домашняя утварь. Сравнительно небольшую часть коллекции составляют предметы религиозного культа – медные и серебряные нательные кресты, ящик для хранения восковых свечей. К числу уникальных этнографических экспонатов относятся намогильные столбики (теремцы) с заброшенного старообрядческого кладбища в г. Кемь, поступившие в ЭО в 1907 г. (кол.1227).

На фотографиях (кол. 2855), выполненных В.А. Плотниковым во время поездки по Пермскому краю, запечатлены следующие темы и сюжеты: общий вид поселений и типов домов; хозяйственные занятия – сенокос, плетение из лозы, ткачество; культовые здания (церкви и часовни); фотографии мужчин и женщин в традиционной повседневной одежде. Очень интересны фотографии, иллюстрирующие религиозные обряды местного населения – проведение молебна в нескольких коми-пермяцких селах.

Кроме вещевых коллекций и фотографий В.А. Плотников передал музею акварельные рисунки этнографического характера, выполненные им во время экспедиционных поездок (кол. 2854). На рисунках мужчина в саамском зимнем охотничьем костюме, с ружьем; женщина в саамском зимнем костюме; коми-пермяк и коми-пермячка в традиционных костюмах. Особый интерес представляют акварельные рисунки старообрядческих кладбищ г. Кеми и д. Вирма, созданные в 1907 г. На них изображены разные типы намогильных памятников: надгробные столбики-теремцы с резными крестами; старообрядческие дощатые домовины (кол. 1278).

К сожалению, жизнь В.А. Плотникова преждевременно прервалась в 1918 г. Он погиб в Петрограде при невыясненных обстоятельствах.

Этнографические коллекции, собранные В.А. Плотниковым, несмотря на отсутствие в ряде случаев сведений о бытовании и приобретении предметов, являются полноценным научным источником для характеристики традиционной культуры кольских саамов и коми-пермяков. Они достаточно полно освещают разные аспекты традиционной культуры двух финно-угорских этносов кон. XIX – нач. ХХ в. Ценнейшей особенностью коллекций В.А. Плотникова является то, что они содержат артефакты, характеризующие верования, обрядовую и культовую практику – наименее изученные стороны традиционной культуры саамов и коми-пермяков.

Библиография

  1. Серебренников Н.Н. Урал в изобразительном искусстве. – Пермь: Кн. изд-во, 1959. – 256 с.
  2. Лапшин В.П. Художественная жизнь Москвы и Петрограда в 1917 году. – М.: Советский художник, 1983. – С. 311, 322.
  3. Клименская О.Г. Пермская старина в произведениях Владимира Плотникова // Чердынь и Урал в историческом и культурном наследии России. – Пермь: [Б.и.], 1999. – C. 160–162.
  4. Чувьюров А.А. В.А. Плотников – художник, собиратель // Рябининские чтения 2007: Мат-лы V Науч. конф. – Петрозаводск, 2007. – С. 129–132.
  5. Коновалов Э.Г. Новый полный биографический словарь русских художников. – М.: Эксмо, 2008. – С. 390–391.
  6. Терюков А.И. Коллекция художника В.А. Плотникова в музее антропологии и этнографии им. Петра Великого // Научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2014 г.: Радловский сборник. – СПб.: МАЭ РАН, 2015. – С. 148–152.
  7. Шматенок Т.Д. В.А. Плотников – исследователь и собиратель памятников народной культуры Русского Севера // Русский Север 2021: Проблемы изучения и сохранения историко-культурного наследия. (В печати).

      

Архивные материалы

АРЭМ. Ф.1. Оп. 2. Д. 475. – Переписка с художником В.А. Плотниковым о собирании этнографических материалов по Архангельской губ. и Пермскому краю.

   

Коллекции

Коми-пермяки

№ 1468. – Головные уборы, одежда, пояса, украшения, обувь, образцы тканья и набойки, предметы домашнего обихода. Включала 165 предметов, сохранилось 165. Пермская губ., Чердынский и Соликамский у. Сбор 1908 г.

Русские

№ 1227. – Намогильные памятники теремцы. Включает 6 предметов. Архангельская губ., г. Кемь. Сбор 1907 г.

Саамы

№ 1233. – Одежда, домашняя утварь, оленья упряжь, охотничьи принадлежности, игрушки. Включала 33 предмета, сохранилось 30. Архангельская губ., Кольский у. Сбор 1907 г.

№ 1504. – Вежа – конусообразное жилище из жердей, крытое древесной корой. Коллекция включала 124 предмета (детали конструкции), сохранился 81. Архангельская губ., Кольский у. Сбор 1909 г.

№ 1507. – Одежда, оленья упряжь, охотничьи принадлежности, домашняя утварь, предметы культа. Включала 28 предметов, сохранилось 25. Архангельская губ., Кольский у. Сбор 1909 г.

№ 3018. – охотничьи принадлежности. Включала 5 предметов, сохранилось 2. Архангельская губ., Кольский п-ов, оз. Имандра. Сбор 1909 г.

Акварельные рисунки

№ 1278. – Акварельные рисунки, изображающие намогильные старообрядческие кресты. Включает 7 предметов. Архангельская губ., Кемский у., г. Кемь, д. Вирма. Сбор 1907 г. Русские

№ 2854. – Акварельные рисунки, запечатлевшие мужчину и женщину в традиционных костюмах. Включает 2 предмета. Архангельская губ., Александровский у., погост Пулозеро. Сбор 1909 г. Саамы

Фотоколлекции

№ 2855. – Поселение; жилище; хозяйственные занятия – сенокошение, плетение из лозы, ткачество; культовые здания (церкви и часовни); религиозная обрядность; сцены деревенской жизни. Пермская губ., Соликамский и Чердынский у. Фотосъемка 1908 г. Коми-пермяки

№ 2885. – Поселение, культовые постройки. Пермская губ., Соликамский у. Фотосъемка 1908 г. Русские

№ 3067. – Поселение, жилище, хозяйственные постройки, средства передвижения, обряды, сцены деревенской жизни. Архангельская губ., Кемский и Кольский у. Фотосъемка 1907 г. Саамы

Режим работы Музея в праздничные дни:

01 и 08 мая, 11 и 12 июня с 10.00 до 18.00, касса  до 17.00;
29 апреля, 09 мая Музей закрыт.

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.