Купить билет

Собиратели

Рыбаков Сергей Гаврилович

Рыбаков Сергей Гаврилович

Рыбаков Сергей Гаврилович.
Фотография опубликована в статье: Сагадеева Р. Г., Рахимов Р.Г. С. Г. Рыбаков – основоположник башкирской музыкальной этнографии (к 150-летию со дня рождения) // Манускрипт. –2018. – № 6(92). – C. 140.

Автор: А.А. Гаджиева, научный сотрудник высшей категории отдела специализированного хранения

Рыбаков Сергей Гаврилович – известный фольклорист, этнограф, собиратель и исследователь образцов музыкального творчества народов Урала, Забайкалья, Средней Азии, композитор, музыковед, член-сотрудник отделения этнографии Русского географического общества (1893–1901), действительный член Оренбургской ученой архивной комиссии (с 1898 г.), чиновник Государственного контроля (1894–1900), крестьянский начальник в Забайкальской (1901–1908) и Тургайской (1908–1911) областях, коллежский советник (1912), чиновник особых поручений Департамента духовных дел иностранных исповеданий Министерства внутренних дел, ведущий эксперт МВД по вопросам ислама в России (1913–1917), корреспондент «Русской музыкальной газеты», журналов «Русская беседа», «Наблюдатель», «Новое слово», «Мир ислама» и других периодических изданий. С.Г. Рыбаков родился 27 сентября 1867 г. в г. Самаре в семье педагога, общественного деятеля, кандидата богословия Гавриила Симоновича Рыбакова. Мать Сергея Гавриловича, Мария Николаевна (урожд. Архангельская), происходила из среды русского духовенства, была хорошо образованна, музыкальна, любила петь. 

В 1879 г. статский советник Г.С. Рыбаков был назначен инспектором народных училищ Троицко-Верхнеуральского учебного района Оренбургского учебного округа, позднее – епархиальным наблюдателем церковно-приходских школ Оренбургской епархии, и семья переехала в г. Троицк. Оренбургская епархия включала земли Оренбургской губ., Тургайской и Уральской обл. Специфика края заключалась в его удаленности от центра, пограничном положении, низкой плотности и полиэтничности населения. Численность православной и единоверческой общин лишь ненамного превышала численность мусульман; у казаков Уральского и Оренбургского казачьих войск отмечалось преобладание старообрядческих общин. Управление епархии уделяло большое внимание церковному просвещению, вело борьбу за ослабление раскольнической и «магометанской» пропаганды. В свои служебные поездки Г.С. Рыбаков брал троих сыновей, которые знакомились со своеобразием быта башкир, татар, казахов. Впечатления от этих поездок впоследствии пробудили у старшего из братьев, Сергея, стремление к собиранию музыкального фольклора этих народов, а у младшего, Петра, способствовали рождению образов его будущих литературных произведений.

В 1885 г. Сергей Рыбаков окончил с серебряной медалью Троицкую мужскую гимназию, в 1885–89 гг. обучался на историко-филологическом факультете Петербургского университета. В 1890 г. перевелся на юридический факультет и одновременно поступил в Петербургскую консерваторию в класс теории и композиции Н.А. Римского-Корсакова, педагогическая система которого включала изучение традиционной музыкальной культуры, обработку русских народных песен. В этот период С.Г. Рыбаков знакомится с видными деятелями отечественной культуры – композитором М.А. Балакиревым и историком искусств, музыкальным и художественным критиком В.В. Стасовым, взгляды которых также способствовали формированию у молодого человека устойчивого интереса к собиранию и изучению традиционной музыки.

В 1893–1901 гг. Сергей Гаврилович – член-сотрудник Императорского русского географического общества (далее – РГО) – по заданию его этнографической комиссии выезжал в экспедиции для сбора фольклорного и этнографического материалов. Летом 1893 г., еще до окончания консерватории, Рыбаков отправился в свою первую поездку на Южный Урал. В Уфимском и Верхнеуральском уездах исследователь выполнил более ста слуховых записей лирических народных песен с мелодиями, несколько образцов лиро-эпических баитов и духовно-филосовских мунаджатов, инструментальных наигрышей, легенд, сказок, поверий, суеверий, пословиц и поговорок от татар, нагайбаков, башкир, тептярей, черемисов, мордвы, русских. Запись песен и инструментальных мелодий исследователь производил самостоятельно, в собирании других этнографических материалов ему содействовали народные учителя, в особенности его отец, и некоторые местные жителей. На заседании отделения этнографии РГО 4 февраля 1894 г. С.Г. Рыбаков сделал сообщение о поездке в Уфимскую и Оренбургскую губернии, а на заседании 18 марта 1894 г. доложил о собранных им песнях уральских инородцев.

В 1894–1900 гг. С.Г. Рыбаков служил в Государственном контроле, где пользовался покровительством главного госконтролера Т.И. Филиппова, крупного российского государственного и общественного деятеля, члена РГО, создавшего при нем песенную комиссию для организации экспедиций с целью собирания народных песен. С.Г. Рыбаков тесно общался также с его помощником В.П. Череванским, тайным советником, членом Государственного совета, много сделавшим для того, чтобы РГО за счет государственных средств могло снаряжать экспедиции с целью собирания песен народов Российской империи.

В июне – июле 1894 г. С.Г. Рыбаков вместе с младшим братом Петром Гавриловичем, делавшим портретные зарисовки информаторов, и переводчиком Андреем Степановичем Гусевым, учителем русско-татарского училища из д. Учалы Троицкого у., совершил поездку по Орскому и Верхнеуральскому у. Оренбургской губ. По результатам экспедиции 9 ноября того же года исследователем был прочитан доклад на заседании историко-филологического отделения Императорской академии наук; путевые очерки «По Уралу, среди башкир» были опубликованы позднее (1899). В той же поездке Рыбаковым были приобретены экземпляры башкирского музыкального инструмента курай (РЭМ, 4-12, 13, исключены). Для журнала «Живая старина» С.Г. Рыбаковым была написана статья «О народных песнях татар, башкир и тептярей» (1894), опубликованная в 1895 г. в виде отдельного оттиска под названием «О поэтическом творчестве уральских мусульман», которую издатель «Русской музыкальной газеты» (далее – РМГ), Н.Ф. Финдейзен: охарактеризовал следующим образом: «Труд г. Рыбакова очень почтенный, и его записи вполне заслуживают внимания, с одной стороны, этнологов, а с другой – композиторов; для последних они представляют новый и довольно характерный материал, сам собой просящийся на разработку. Брошюра С. Рыбакова тем более приобретает значение, что мы меньше всего имеем понятие о художественном творчестве восточных инородцев, которые представляют свою долю важности и интереса при изучении русской народной песни»». За работу по собиранию инородческих песен с напевами в 1894 г. С.Г.Рыбакову была присуждена Серебряная медаль РГО «За полезные труды». На заседании отделения этнографии РГО 23 марта 1895 г. С.Г. Рыбаков сделал сообщение о русском влиянии на музыкальное творчество уральских инородцев, в частности нагайбаков; статья на эту тему была опубликована годом позже в РМГ. В 1895 г. С.Г. Рыбаков написал «Очерк быта и современного состояния инородцев Урала», который был напечатан в журнале «Наблюдатель», а в 1896 г. – статью «Курай, башкирский музыкальный инструмент» с приложением 6 мелодий курая и рисунка кураиста, выполненного Павлом Рыбаковым (РМГ), изданную также отдельным оттиском.

Немало внимания уделял Сергей Гаврилович традиционной музыкальной культуре русского народа. Так, в течение зимнего сезона 1894–1895 гг. в Петербурге гостила знаменитая вопленица из д. Кузаранды Петрозаводского у. Олонецкой губ. Ирина Андреевна Федосова; 25 января Сергей Гаврилович зафиксировал ее напевы и опубликовал шесть из них в журнале «Русская беседа». В издании «Благовест» (приложение к «Русской беседе») в марте 1896 г. была напечатана статья Рыбакова «Церковный звон в России как предмет искусства», в которой автор исследует специфический вид русской музыки и представляет в нотной записи образцы колокольных перезвонов. Н.Ф. Финдейзен отзывался в об этой работе С. Г. Рыбакова как о чрезвычайно ценном, подробном исследовании, отмечая поэтичность и вместе с тем основательность статьи (РМГ 1896 г.).

В 1896 г. С.Г. Рыбаков продолжил сбор фольклорных и этнографических материалов среди башкир, татар и киргизов (казахов) в Уфимской и Оренбургской губ., Уральской и Тургайской обл. Перед отъездом в командировку, 19 апреля, С.Г. Рыбаков встречался с Н.Ф. Финдейзеным, который просил исследователя привезти из поездки музыкальные инструменты. Во время запланированного маршрута собирателем были выполнены слуховые нотные записи 80 казахских наигрышей и вокально-инструментальных образцов, проверены ранее выполненные нотации, приобретены традиционные музыкальные инструменты, осуществлена фотофиксация. 11 сентября Н.Ф. Финдейзен записал в дневнике: «Вечером был Рыбаков, приехавший от киргизов. Говорили о нар<одных> инструм<ентах>… Привез для меня домру»; еще один инструмент Рыбаков передал Финдейзену 10 апреля 1897 г.

На заседании отделения этнографии РГО 30 декабря 1896 г. С.Г. Рыбаков выступил с докладом «Среди киргизов летом 1896 г.», а 21 марта 1897 г. – «О музыкальном и песенном творчестве киргизов. Позднее, 15 января 1899 г., на заседании отделения этнографии РГО по материалам этой же экспедиции С.Г. Рыбаков сделал сообщение «Сеитовский посад (деревня Каргала) близ Оренбурга – один из центров мусульманства и татаризма в России».

Первая часть отчета о поездке к казахам летом 1896 г. «Общие наблюдения над современным бытом киргиз» была опубликована в журнале «Живая старина» в 1897 г. Автор характеризует Оренбург как полиэтнический город, в котором начинается «мир мусульманской Азии», рассуждает о самоназвании казак и родовом строе исследуемого этноса, описывает основные занятия и кочевой быт населения, ярмарки, сообщает маршрут экспедиции, отмечает распространение русского влияния в северных частях казахской степи, особенно вблизи Оренбурга и, наоборот, лучшую сохранность традиционной культуры казахов в отдаленных южных районах, за Мугоджарским хребтом, в волостях Иргизского уезда. Рыбаков также уделяет внимание положению женщины, народной медицине, знахарям (баксы) и их музыкальным инструментам. Особый раздел посвящен русской просветительной деятельности в степи, более детально рассмотренной в статье «Миссия в Тургайской области».

Результаты поездок по Южному Уралу и Приуралью были обобщены в фундаментальном исследовании «Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта» (1897), включающем слуховые нотные записи 204 песенных мелодий и инструментальных наигрышей. В предисловии автор обосновывает актуальность этнографического изучения народов «русского востока», а во введении помещает «Очерк быта и современного состояния инородцев Урала», дает общую характеристику и жанровую классификацию собранных образцов творчества. Центральную часть работы занимает собственно сборник нотных транскрипций песен и инструментальных наигрышей, в котором самостоятельные разделы посвящены музыкальному искусству татар, башкир, тептярей и бакалинцев /нагайбаков (крещеных татар). Наиболее полно и разнообразно представлена традиционная музыкальная культура башкир. Отдельная глава содержит словесные портреты 25 певцов и музыкантов, описания их исполнительской манеры, обстоятельств и условий записи. Научную значимость исследования повышают тщательно выполненные приложения: таблица скорости напевов по метроному, указатель литературы инородческих песен, карта Уфимской и Оренбургской губ. с маршрутом поездки автора, переиздание, по совету В.В. Стасова, библиографической редкости – «Азиатского музыкального журнала», издававшегося в 1816–1818 гг. Ив. Добровольским. Книга вызвала серию положительных откликов, наиболее основательным из которых стала рецензия Н.Ф. Финдейзена. Труд С.Г. Рыбакова положил начало татарскому и башкирскому этномузыкознанию. Признанием заслуг исследователя стало присвоение ему в 1897 г. Малой золотой медали РГО и избрание в 1898 г. действительным членом Оренбургской ученой архивной комиссии.

В конце 1898 г. С.Г. Рыбаков обращается к председателю отделения этнографии РГО акад. В.И. Ламанскому с просьбой о ходатайстве перед Советом РГО о назначении денежного пособия на поездку летом 1899 г. к тюркским народностям Средней Азии для собирания фольклорно-этнографических материалов среди казахов, каракалпаков, туркмен и других народов в Закаспийской и Самаркандской обл. Готовясь к поездке, Сергей Гаврилович более года осваивал казахский язык, изучал этнографическую литературу. Исследователь просил выделить 600 р. на поездку и дополнительно 125 р. на приобретение фонографа, «если бы Общество признало таковой полезным для целей поездки». На заседании Совета РГО 18 января 1899 г. было постановлено ассигновать на эту поездку 500 р. Что же касается приобретения фонографа, то на заседании 15 мая 1899 г. эта просьба ученого была отклонена. Несмотря на это, Сергею Гавриловичу все-таки удалось заполучить фонограф, что позволило ему записать на 88 восковых валиках 100 туркменских, сартских, еврейских и русских песен и инструментальных наигрышей в Закаспийской, Самаркандской, Сыр-Дарьинской обл. Туркестанского края, Бухаре и Оренбурге. Описи коллекции записей на восковых валиках, хранящихся в Фонограммархиве ИРЛИ (далее – ФА ИРЛИ), позволяют частично восстановить маршрут экспедиции. Более половины записей выполнены у туркмен Закаспийской обл. – в гг. Асхабаде (преимущественно пение под аккомпанимент струнного музыкального инструмента тара и бубна) и Бахардене Асхабадского у. (певец в сопровождении двух дутаров). В ауле близ г. Мерва С.Г. Рыбаков зафиксировал на валиках более 20 образцов наигрышей и инструментальных версий песенных мелодий, исполняемых на 1 – 6 флейтах тюйдюк, песни в сопровождении 2, 3, 4 или 6 тюйдюков, а также состязания исполнителей на тюйдюках и состязания самих певцов. Видимо, у тех же исполнителей были приобретены 5 образцов тюйдюка. В г. Тахта-базар Мервского у. выполнены 2 записи песен гератских евреев. Сартские оркестры и вокально-инструментальные ансамбли разных составов были зафиксированы на фонографических валиках в гг. Бухара (20 валиках), Ташкент (15), Самарканд (4). Где именно приобретались сартские музыкальные инструменты, сегодня определить не представляется возможным. В Оренбурге исследователем было записано несколько образцов духовных песнопений казаков единоверцев.

Сообщение о поездке к туркменам было сделано Сергеем Гавриловичем на заседании отделения этнографии 20 апреля 1901 г. и «сопровождалось показыванием диапозитивов; кроме того, при сообщении г. Рыбакова были воспроизведены посредством фонографа образцы мелодий и напевов туркмен».

Служебные обязанности оставляли слишком мало времени для научных занятий С.Г. Рыбакова, поэтому сочувствующие ему В.В. Стасов и М.П. Щербина старались устроить его на такую службу, которая одновременно давала бы и материальное обеспечение, и возможность научной деятельности. В письме от 3 сентября 1901 г. В.В. Стасов обращается к приамурскому генерал-губернатору Н.И. Гродекову: «… Вы писали мне про буддийские монастыри, где Вам случилось лично быть и которых процессии, музыка, церковная служба поразили и пленили Вас, и Вы желали найти средство сохранить все это в печати и на нотах для знания вообще и для практических задач и пользования в особенности <…> я искал (по Вашему желанию) людей, кто мог бы поехать в наши буддийские страны и заняться тем, что Вы так чудесно имели в виду». Стасов рекомендует в качестве такого человека С.Г. Рыбакова, которому дает самую лестную характеристику, и просит поддержать его исследовательскую работу: «Думаю, что Рыбаков мог бы быть крайне полезен в этнографическо-музыкальном отношении среди Ваших инородцев и сохранить для нашей науки и искусства драгоценные материалы. Быть может, даруя Рыбакову Ваше покровительство и помощь, Вы ему дадите возможность: 1) совершать небольшие поездки в наиболее важные по его делу округа и центры; 2) что Вы велите снабдить его граммофоном, который в настоящее время в сильном употреблении для записывания народных песен, мелодий и прочее. Ко всему этому могу прибавить, что Рыбаков – человек безусловно честный и хороший, кроткого и тихого нрава. Мне кажется, что если Вам угодно будет взять его под Ваше крылышко, Вы будете довольны, а он способен принести много пользы делу, которое остановило на себе Ваше внимание». По рекомендациям М.П. Щербины и В.В. Стасова С.Г. Рыбаков получает место в Селенгинском у. Забайкальской обл.

Уже после отъезда Сергея Гавриловича к месту службы, его младшим братом Павлом Гавриловичем, при содействии В.В. Стасова, коллекция музыкальных инструментов, собранных С.Г. Рыбаковым в 1894–1899 гг., была продана Этнографическому отделу Русского музея (ЭО) за 20 руб. В краткой описи были указаны только 3 народа – киргизы (казахи), сарты, башкиры, без упоминания мест сбора. Туркмены не были названы, однако анализ конструктивных особенностей приобретенных памятников позволил выявить пять туркменских образцов.

В 1901–1908 гг. С.Г. Рыбаков служит крестьянским начальником в Селенгинском у. Забайкальской обл., в 1908–1909 – в Тургайской обл. Исследователю так и не удалось получить фонограф, однако он продолжает делать слуховые записи песен и инструментальных наигрышей.

В 1909 г. С.Г. Рыбаков возвращается в Петербург и сразу же подключается к лекторской деятельности. Он обращается с просьбой к известному музыкальному деятелю Н.И. Привалову  предоставить ему музыканта для демонстрации звучания домбры. Привалов вместе с музыкантом накануне выступления Рыбакова в РГО «налаживали» инструмент и подготовили несколько «восточных» мелодий для исполнения на этом «первобытном» инструменте. В журнале заседаний отдела этнографии РГО от 15 мая сообщается: «С.Г. Рыбаков сделал сообщение о народной литературе и музыке киргизов Тургайской области. Доклад сопровождался исполнением киргизских песен и мелодий оркестром г. Привалова и некоторыми артистами. Сообщение представляло извлечение из большого труда докладчика на ту же тему, который готовится к печати». Отзывы на это выступление были опубликованы в нескольких изданиях, в том числе и в РМГ: «15 мая в заседании Русского геогр. общеизвестный этнограф С.Г. Рыбаков прочел интересный доклад „Киргизы Тургайской обл. и их песенное и музыкальное творчество”». Далее следует подробная программа доклада. 20 мая Рыбаков передает Н.Ф. Финдейзену привезенный из Тургайской обл. кобыз. «Хорошее приращение для музея», – отмечает Николай Федорович. Еще один кобыз, приобретенный у С.Г. Рыбакова Н.И. Приваловым, позднее, в 1911 г., поступил в ЭО в составе коллекции Н.И. Привалова.

Последний раз имя Рыбакова упоминается в «Известиях РГО» в 1911 г., где в журнале заседаний отдела этнографии от 25 февраля 1911 г. отмечено: «Поступило предложение С.Г. Рыбакова о сообщении на тему: “Музыка русских тюрков: татар, башкир, киргиз и ее взаимодействие с музыкально-песенным творчеством русского народа (музыкально-песенные параллели)”. Постановлено: передать предложение в Редакционную комиссию».

С нач. XX в. постепенно возрастает число работ С.Г. Рыбакова, посвященных нехристианским конфессиям в России. В 1912 г. С.Г. Рыбаков окончил курсы по исламоведению при Императорском обществе востоковедения в Санкт-Петербурге, в 1913–1917 гг. служил чиновником особых поручений в Департаменте духовных дел иностранных исповеданий МВД, был ведущим экспертом по вопросам ислама в России. В период между Февральской и Октябрьской революциями С.Г. Рыбаков опубликовал работу «Устройство и нужды управления духовными делами мусульман в России», которую Д.Ю. Арапов оценивает как «краткое, но емкое описание организации мусульманских учреждений в разных районах империи накануне падения династии Романовых. Ценность работы заключается также в том, что он дополнил свой очерк сводкой проектов и предложений царских администраторов и чиновников, мусульманских общественных организаций по разным проблемам жизни мусульман в России».

Во время революции 1917 г. в одном из уличных боев в Петрограде С.Г. Рыбаков был тяжело ранен и более двух лет провел в госпиталях и больницах. Не долечившись, он стремится продолжить работу. В апреле 1920 г. С.Г. Рыбаков направил председателю ВЦИК М.И. Калинину заявление с просьбой о предоставлении работы с учетом его опыта: «Владея знанием жизни и быта различных народностей России, я желал бы быть полезным в работах учрежденной Всероссийским Центральным Исполнительным комитетом комиссии по разработке вопросов федеративного устройства Российской Федеральной Советской Республики, а потому прошу Вас о предоставлении мне тех или других занятий в означенной комиссии или в других учреждениях Всероссийского комитета по делам национальных меньшинств». Вскоре С.Г. Рыбаков был назначен ученым секретарем Научного отдела Наркомпроса РСФСР, и в ноябре 1920 г. исследователь переехал в Москву, забрав свой архив. В конце того же года, находясь на лечении на Юге России (Кисловодск, Ессентуки, Краснодар), Сергей Гаврилович загорелся идеей изучения этнографии и фольклора народов Кавказа и Крыма. В сентябре 1921 г. С.Г. Рыбаков отправился в экспедицию на Северный Кавказ. Из-за обострившейся болезни исследователь не смог продвинуться дальше Кисловодска и его окрестностей: 18 декабря он еще записывал народные мелодии, а через десять дней, 28.12.1921, скоропостижно скончался в вагоне поезда по дороге в Москву. Похоронен С.Г. Рыбаков был в Риге, где жила его дочь Е. П. Рыбакова-Смирнова, туда же был перевезен архив ученого.

На сегодняшний день наследие Сергея Гавриловича Рыбакова изучено недостаточно. Записи на восковых цилиндрах экспедиции 1899 г. хранятся в Фонограммархиве ИРЛИ. Музыкальные инструменты – в трех учреждениях. Коллекция из 13 инструментов, приобретенная в 1902 г. у брата собирателя, П.Г. Рыбакова, а также один образец, поступивший в 1911 г. в составе коллекции Н.И. Привалова, находятся в РЭМ. Как минимум 3 казахских инструмента вошли в коллекцию Н.Ф. Финдейзена: один из них был передан в МАЭ вдовой профессора, Э.Ф. Финдензейн, два образца поступили в 1942 г. в составе его коллекции в Музей истории музыкальной культуры (ныне – Музей музыки в Шереметевском дворце, являющейся филиалом Музея театрального и музыкального искусства). Рукописные материалы разбросаны по разным местам (владельцам и учреждениям) и зачастую хранятся в сборных делах без указания в названии имени автора, например: «Письма разных лиц» и т.п. Большинство статей С.Г. Рыбакова были опубликованы в периодических изданиях, нередко малотиражных и труднодоступных.

С.Г. Рыбаков заслуженно считается основоположником башкирского и татарского этномузыкознания, для оценки вклада ученого в гуманитарные науки других этносов необходимо введение в научный обиход материалов, ранее не опубликованных и не известных большинству исследователей.


Архивные материалы

АРЭМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 13. Л. 5, 13об, 16. – Журнал заседаний Совета Этнографического отдела Русского музея императора Александра III: № 4 от 1902 г.
РО РНБ. Ф. 112. Д. 16. 4 л. – Архив Булича Сергея Константиновича. Рыбаков Сергей Гаврилович, этнограф. Письма (2) Сергею Константиновичу Буличу. 1908 г.
РО РНБ. Ф. 615. Д. 839. 24 л. – Архив Привалова Николая Ивановича. Рыбаков Сергей Гаврилович, муз. этнограф. Письма (9) и записка на визитной карточке Николаю Ивановичу Привалову. Тургай, Петербург. 1901–1915 гг.
РГИА Ф. 821. Оп. 12. Д. 488. 75 л. – Департамент духовных дел иностранных исповеданий МВД. 1842–1917 гг. Дело о службе чиновника особых поручений С.Г. Рыбакова. 1 марта 1912 – 11 окт. 1917.
РГИА Ф. 821. Оп. 133. Д. 567. 118 л. – 1841–1917 гг. Записка С.Г. Рыбакова «К вопросу об устройстве духовного быта мусульман в России». 1917 г.
РГИА Ф. 821. Д. 635. 72 л. – Записки С.Г. Рыбакова по мусульманским вопросам. 1913 г.
РГИА Ф. 821. Д. 637. 19 л. – Записка С. Рыбакова о секте «Ишанство». 2 апр. 1914 г.
РГИА Ф. 821. Д. 643. 419 л. – С.Г. Рыбаков. «Новые течения в русском язычестве» (рукопись). 1915–1916 гг. 


Публикации

  1. Рыбаков С.Г. О народных песнях татар, башкир и тептярей // Живая старина. –1894. – Вып. 3-4. – С. 325–364.
  2. Рыбаков С.Г. Курай, башкирский музыкальный очерк. С приложением 6 мелодий курая // Русская музыкальная газета (РМГ). – 1896. – № 1. – Стлб. 35–52.
  3. Рыбаков С.Г. Церковный звон в России как предмет искусства. Его история и современное состояние. – СПб.: печ. Е. Евдокимова, 1896. – 71 с.
  4. Рыбаков С. Г. Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта: 204 мелодии с текстами и русским переводом. – СПб.: тип. Имп. акад. наук, 1897. – VIII. – 330 с.
  5. Рыбаков С.Г. Отчет о поездке к киргизам летом 1896 г. по поручению Императорского географического общества. – Ч. 1: Общие наблюдения над современным бытом киргиз // Живая старина – 1897. – Вып. 2. – С. 160–217.
  6. Рыбаков С. Г. Русская песня // Энциклопедический словарь. Брокгауз и Ефрон. – СПб.: Семеновская Типолитография (И.А. Ефрон), 1899. – Т. 27 (53). – С. 310–321.
  7. Рыбаков С. Г. Ислам и просвещение инородцев в Уфимской губернии. – СПб.: Синод. тип., 1900. – 28 с.
  8. Рыбаков С.Г. Армакские тунгусы (Селенгинского уезда Забайкальской области): [Этногр. очерк] – СПб.: Типолитография «Герольд», 1903. – 35 с.
  9. Рыбаков С.Г. О положении музыкально-педагогического дела в общеобразовательных учебных заведениях России // РМГ. – 1914. – № 48. 30 нояб.; № 49. 7 дек.; № 50. 14 дек. – Стлб. 900–903, 913–915, 938–941.
  10. Рыбаков С.Г. Устройство и нужды управления духовными делами мусульман в России. –Пг.: Тип. С. Самойлова, 1917. – 55 с.
  11. Рыбаков С.Г. Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта / Сост., пред. и коммент. Л.К. Сальмановой. – Уфа: Китап, 2012. – 264 с.


Библиография

  1. Рыбаков (Сергей Гаврилович) // Изд. Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь. Т. 27 (53). – СПб.: Семеновская Типолитография (И.А. Ефрон), 1899. – С. 388.
  2. Рыбаков (Сергей Гаврилович) // Риман Г. Музыкальный словарь / Пер. с 5-го нем. изд. Б. Юргенсона, доп. рус. отд., сост. при сотр. П. Веймарна, В. Преображенского, Н. Финдейзена, Ю. Энгеля, Б. Юргенсона и др. – М.: Изд.-во П. Юргенсона, 1904. – С. 1153.
  3. Рыбаков, С.Г. // Большая советская энциклопедия. – 2-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1955. – Т. 37. – С. 494.
  4. Стасов В.В. Письма к деятелям русской культуры. [В 2 т.] / [Подготовка писем и коммент. Н. Д. Черникова; [Отв. ред. Ю. С. Калашников]. – М.: Изд-во АН СССР, 1962–1967. – Т. 1. 1962. – С. 282–283.
  5. Ямпольский Н.М. Рыбаков С.Г. // Музыкальная энциклопедия / Под ред. Ю.В. Келдыша. – М.: Советская энциклопедия, 1978. – Т. 4. – Стлб. 801.
  6. Атанова Л. П. Собиратели и исследователи башкирского музыкального фольклора. – Уфа: Изд-во республиканской молодежной газеты «Йэшлек», 1992. – С. 69–93.
  7. Арапов Д. Ю. Сергей Гаврилович Рыбаков (биография и список основных работ) // Ислам в Российской империи: законодательные акты, описание, статистика / Сост. Д. Ю. Арапов. – М.: Академкнига, 2001. – С. 332–
  8. Финдейзен Н.Ф. Дневники. 1892–1901. / Подготовка к публикации М. Л. Космовской. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2004, – С. 168.
  9. Гизатуллин Р.Н. Жизнь и деятельность С.Г. Рыбакова – известного ученого и малоизвестного чиновника // Южный Урал в судьбе России: история и современность: [Мат-лы науч.-практ. конф., 16 дек. 2008 г.] / Сост. С. В. Нечаева – Челябинск: Пресс-Мастер, 2008. – С. 368–
  10. Финдейзен Н.Ф. Дневники. 1902–1909. / Вступ. ст., расшифровка рукоп., исслед., комментирование, подгот. к публ. М. Л. Космовской. – СПб: Дмитрий Буланин, 2010. – С. 255.
  11. Сагадеева Р. Г., Рахимов Р.Г. С.Г. Рыбаков – основоположник башкирской музыкальной этнографии (к 150-летию со дня рождения) // Манускрипт. – 2018. – № – 6(92) – C. 139–143.


Коллекции

Казахи, сарты, туркмены, башкиры (в описи туркмены не были указаны; атрибуция А.А. Гаджиевой, 2022 г.)

№ 4. – Музыкальные инструменты струнные и духовые. Включала 13 предметов, сохранилось 9. Тургайская обл. (№ 1, 2, 3), Закаспийская обл., аул близ г. Мерва (№ 7, 8, 9, 10, 11), гг. Асхабад, Бахарден Асхабадского у. (№ 5?), гг. Бухара? Ташкент? Самарканд? (№ 4, 6), Уфимская и Оренбургская губ. (№ 12, 13) Коллекция приобретена в январе 1902 г. (покупка). Казахи (№ 1, 2, 3), сарты (№ 4, 6), туркмены (№ 5, 7, 8, 9, 10, 11), башкиры (№ 12, 13)

Казахи

№ 5935. – Струнный смычковый музыкальный инструмент. Включает 1 предмет. Тургайская обл. Сбор С.Г. Рыбакова 1909 г. Инструмент поступил в Этнографический отдел в составе коллекции Н.И. Привалова в 1911 г. (покупка). Казахи

Обращаем ваш внимание, что в последнее время участились случаи мошенничества, совершаемые с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

Обращаем ваше внимание, что билеты в Российский этнографический музей в сети Интернет можно приобрести только через официальный сайт музея www.ethnomuseum.ru . Просим вас быть очень внимательными, чтобы не стать жертвами мошенников.

Режим работы Музея в праздничные дни:
01 и 08 мая, 11 и 12 июня с 10.00 до 18.00, касса  до 17.00;
29 апреля, 09 мая Музей закрыт.


Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.