Купить билет

Собиратели

Савицкий Игорь Витальевич

Автор: Е.Л. Кубель, научный сотрудник первой категории отдела этнографии Кавказа, Средней Азии и Казахстана

Савицкий Игорь Витальевич – художник, реставратор, этнограф, искусствовед, музеевед, собиратель, заслуженный деятель искусств УзбССР (1964), народный художник Каракалпакстана, создатель и первый директор Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан в г. Нукусе.

И.В. Савицкий родился 4 августа 1915 г. в Киеве в семье юриста. Его отец имел польские и еврейские корни (дед родился в польской семье, бабушка – в еврейской). Его дед по линии матери, Тимофей Дмитриевич Флоринский, был известным русским славистом, профессором Киевского университета, членом-корреспондентом Российской Академии наук, автором многих исследований, создавшим свою научную школу. И.В. Савицкий получил хорошее домашнее образование. В 1920 г. семья переехала в Москву. В 1934 г. И.В. Савицкий поступил на графическое отделение Московского полиграфического института и после его окончания продолжил образование в Московском художественном училище памяти 1905 года и в мастерской Льва Крамаренко в Институте повышения квалификации художников (1938–1941). В начале Великой Отечественной войны вступил в народное ополчение, но по болезни был освобожден от воинской обязанности. В 1941 г. И.В. Савицкий поступил в Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова на графический факультет, который окончил в 1946 г. С 1942 по 1944 г. И.В. Савицкий вместе с другими студентами института находился в эвакуации в г. Самарканде. Знакомство с богатой культурой народов Востока, интерес к которой он пронес через всю жизнь, а также с такими мастерами живописи, как Р. Фальк, К. Истомин и Н. Ульянов, определило его дальнейшую судьбу. С 1950 по 1956 г. Савицкий по приглашению Т.А. Жданко принимал участие в работе Хорезмской археолого-этнографической экспедиции под руководством выдающегося ученого С.П. Толстова. В 1956 г. Игорь Витальевич приступил к работе в должности научного сотрудника в отделе (затем лаборатории) прикладного искусства Каракалпакского НИИ экономики и культуры. В 1959 г. он перешёл на работу в Институт истории, языка и литературы каракалпакского филиала АН УзбССР. В эти годы он занимался активным изучением и сбором памятников декоративно-прикладного искусства и традиционно-бытовой культуры каракалпаков, в том числе для центральных музеев страны: в 1958 г. – для Государственного музея Востока (Москва), в 1959 г. – для Государственного музея этнографии народов СССР (ГМЭ народов СССР, ныне Российский этнографический музей, РЭМ, Санкт-Петербург). В 1964 г. И.В. Савицкий участвовал в VII Международном конгрессе антропологических и этнографических наук с докладом «Народное прикладное искусство каракалпаков». С 1959 г. он руководил рядом экспедиций Каракалпакского филиала АН УзбССР, основной задачей которых являлся сбор коллекций народного прикладного искусства. Были обследованы северные районы республики, места основного проживания каракалпаков; собрана обширная коллекция памятников; изготовлено более тысячи эстампажей с деревянных резных предметов. Результаты своих многолетних научных изысканий в этой области исследователь обобщил в обширном труде «Народное прикладное искусство каракалпаков. Резьба по дереву», опубликованном в 1965 г. В 1966 г. в столице Каракалпакстана г. Нукусе открылся Государственный музей искусств, и И.В. Савицкий стал его бессменным директором вплоть до своей кончины в 1984 г. Музею было присвоено имя его основателя, а самоотверженный труд И.В. Савицкого высоко оценен правительством Узбекистана: в 2002 г. он был посмертно награжден орденом Республики Узбекистан «Ajoyib xizmatlar uchun» («За великие заслуги»).

В ГМЭ народов СССР от собирателя поступила самая крупная по объему коллекция памятников материальной культуры каракалпаков, включающая 267 номеров / 482 предмета. Коллекция была сформирована И.В. Савицким в соответствии с его основной стратегией сбора произведений народного искусства как способа показа культуры каракалпаков в целом. Именно об этом он писал в одной из своих работ: «Искусство каракалпаков составляет единый национальный комплекс. В него входят резьба по дереву… вышивка, ковроделие, узорное ткачество, ювелирное дело, тиснение по коже, аппликация. Широта и непосредственность художественного мышления, разнообразие декоративных форм, орнаментальных мотивов и технических приемов – все это в сочетании с тонкостью цветовых и технических приемов покоряет зрителя теплотой и гармонией». И.В. Савицкий собирал предметы в районах основного проживания каракалпаков: Кегейлийском, Куйбышевском, Чимбайском. Датировка предметов весьма разнообразна: с сер. XIX – до сер. XX в. Коллекция включает ковровые изделия для убранства юрты, женские ювелирные украшения и вышитую одежду; украшения мужского костюма представлены вышитыми мешочками для денег и чая пульхальта и чайхальта, которые носили в виде подвесок на поясе. Для демонстрации каракалпакской резьбы по дереву собирателем были приобретены части двери для юрты ергинек. Исследователь фиксировал каракалпакское название каждого памятника, место его приобретения, имя владельца, часто с указанием даты рождения и наименованием родового подразделения. Известно также, что собиратель целенаправленно разыскивал старых мастеров для того, чтобы приобрести их произведения. Так, благодаря ему, в собрание РЭМ поступили ковровые изделия 1910–1920-х гг. При сборе ювелирных украшений И.В. Савицкий зафиксировал имя автора – народного мастера, ювелира (зергера) Ашамбека.

Основной корпус каракалпакских ворсовых ковровых изделий РЭМ сформирован из собраний И.В. Савицкого, включавших: – наддверные коврики есик кас и вещевые мешки каршин, демонстрирующие разнообразие медальонов центрального поля – гёлей, которые использовались только в декоре ковровых изделий.

Благодаря кропотливой работе собирателя каракалпакские коллекции пополнились полным набором женских ювелирных украшений: головных, шейно-нагрудных и ручных. При подборе памятников исследователь постарался отразить все разнообразие орнаментальных форм и технических приемов, используемых каракалпакскими ювелирами. Некоторые предметы, привезенные собирателем, до сих пор присутствуют в собрании в единственном экземпляре:

 – халка / калкалы / синсилели – серьги, соединённые цепочкой, проходившей под подбородком (кол. 7128-157/1,2,3). Такое украшение носили девушки с 12 лет до замужества. Впоследствии цепочку снимали, продолжая носить только серьги;

– носовая серьга арабек (кол. 7128-166), чрезвычайно популярное у каракалпакских женщин украшение. Носовые серьги арабек были распространены также у узбеков Хорезмского оазиса и среднеазиатских арабов;

– накосники шашбау с многоярусными кистями, металлическими куполками и штампованными бляшками, которые девушки вплетали в концы кос (кол. 7128-144/1,2);

– застежка ворота женского платья айшык в виде цветочной розетки со стеклянной вставкой, имитирующей сердолик (в центре) и четырьмя монетами – лепестками (кол.7128-167);

– ключи (или их имитация), которые подвешивали к косам (кол. 7128-145,146) – особый вид украшения каракалпакских женщин, маркирующий статус хозяйки дома.

Невозможно переоценить вклад собирателя в формирование коллекции такого знакового для каракалпакской культуры элемента, как амулетница хайкел, которой отводилось важное место в сложной системе свадебного костюма. И.В. Савицким было приобретено 15 амулетниц (из 20, хранящихся в РЭМ), которые демонстрируют разнообразие художественных подходов каракалпакских ювелиров в части семантически важного изображения загнутых рогов кошкаршак (двойные рога), украшавших верхнюю часть хайкела.

По каракалпакской традиции бо́льшая часть шейно-нагрудных украшений крепилась к тканевым нагрудникам. Благодаря И.В. Савицкому, собрание РЭМ впервые пополнилось двумя редкими экземплярами, сшитыми из синей хлопчатобумажной ткани, украшенными вышивкой счетным крестом шелковыми нитями (кол. 7128-116, 117). Еще два нагрудника из коллекции представляют собой варианты, ранее не известные по литературным источникам. Это унурча – нагрудники для девочек; один из них состоит из двух полос сукна, декорированных хорезмийскими монетами и штампованными бляшками (кол. 7128-188), а второй (вероятно, для совсем маленькой девочки) – из суконной верхней части/грудки с круглым вырезом, к нижнему краю которого пришита многоярусная сетка, сплетённая из разноцветных стеклянных бус и коралловых бусин (кол.7128-118).

Наиболее полно в коллекции И.В. Савицкого представлена вышитая женская одежда: головные уборы кимишек и головные халатообразные накидки жегде. Корпус памятников демонстрирует существенные различия в цвете материала и характере вышивки (но не кроя), которые имелись у разных возрастных групп. Так, одежду молодых женщин шили из красного сукна (поэтому в каждом конкретном случае к названию добавлялось слово кызыл – красный) и вышивали тамбурным швом по красному и черному сукну, а предметы, которые носили пожилые женщины, – из ткани белого цвета (в этом случае к названию добавлялось слово ак – белый) и вышивали их счетной вышивкой крестом. Исследователь в дополнение к комплексу костюма молодых женщин собрал также прекрасную коллекцию вышитых нарукавников женгсе, из синей хлопчатобумажной маты, красного и черного сукна.

И.В. Савицкий скончался 27 июля 1984 г. в Москве. Московские друзья, художники, искусствоведы прощались с ним в Государственном музее искусств народов Востока. Похоронен Игорь Витальевич Савицкий на русском кладбище в г. Нукусе (Республика Каракалпакстан); на его могиле установлен памятник с эпитафией: «Гениальному спасителю красоты – от благодарных потомков».

Архивные материалы

АРЭМ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1355. Л. 9–26. – Протокол № 1 от 09.01.1959. заседания Закупочной комиссии ГМЭ народов СССР о приобретении у И.В. Савицкого коллекции экспонатов. – АРЭМ.  Акты приема экспонатов в постоянное пользование. 1959 г. (Кн. 629). Л. 6–15. – Акт приема экспонатов № 483 от 26.02.1959.

   

Основные публикации

  1. Савицкий И.В. Народное прикладное искусство каракалпаков // VII Международный конгресс антропологических и этнографических наук. Москва, август, 1964 г. – М.: Наука, 1964. – 8 с.
  2. Савицкий И.В. Народное прикладное искусство каракалпаков. Резьба по дереву. –Ташкент: Наука, 1965. – 193 с.,104 илл.
  3. Государственный музей искусств Каракалпакской АССР: Альбом / Авт.-сост. И.В. Савицкий. – М.: Советский художник, 1976. – 255 с., 220 илл.

   

Библиография

  1. Чешкова Л. Шесть сезонов и вся оставшаяся жизнь // «Вокруг света», 1990. – № 11. – С.4–10.
  2. И.В. Савицкий – свидетель народного гения каракалпаков // Россияне в Узбекистане. – Ташкент: Нихол, 2008. – С. 234–236. 
  3. Бабаназарова Мариника. Игорь Савицкий: художник, собиратель, основатель музея Лондон: Silk Road Publishing House, 2011.  80 с. – На рус., англ., франц. яз.
  4. Галеев Ильдар, Бабаназарова Мариника, Коровай Ирина. Венок Савицкому: Живопись, рисунок, фотографии, документы / Сост. Ильдар Галеев.  М.: Галеев Галерея, 2011.  204 с.
  5. Бабаназарова М.М. Савицкий Игорь Витальевич // Энциклопедия русского авангарда: Изобразительное искусство. Архитектура Т. II: Биографии. ЛЯ / Авт. -сост. В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов; науч. ред. А.Д. Сарабьянов. М.: RA, Global Expert & Service Team, 2013. С. 335.
  6. Сайт Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого. 
  7. И В. Савицкий и Т.А. Жданко. Нукусский музей искусств // У моря барханов, на земле такыров. Сборник воспоминаний о Т.А. Жданко. – Ташкент: «SANʹAT», 2021. – С.179 – 198.

   

Коллекция

Каракалпаки

№ 7128. – Ковровые изделия для убранства юрты, предметы женской и мужской одежды, женские ювелирные украшения. Включает 482 предмета. Каракалпакская АССР, г Нукус, Кегейлийский р-н, совх. им. Жданова; Куйбышевский р-н, совх. «Халкабад»; Чимбайский р-н, совх. «Чимбай». Коллекция поступила в1959 г.

Обращаем ваш внимание, что в последнее время участились случаи мошенничества, совершаемые с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

Обращаем ваше внимание, что билеты в Российский этнографический музей в сети Интернет можно приобрести только через официальный сайт музея www.ethnomuseum.ru . Просим вас быть очень внимательными, чтобы не стать жертвами мошенников.

Режим работы Музея в праздничные дни:
01 и 08 мая, 11 и 12 июня с 10.00 до 18.00, касса  до 17.00;
29 апреля, 09 мая Музей закрыт.


Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.