Купить билет

Собиратели

Шнейдер Евгений Робертович

Шнейдер Евгений Робертович

Шнейдер Евгений Робертович. Дальневосточный окр., Хабаровский край. 1930–1931 гг.
Фото РЭМ № 2654-49. Фрагмент

Авторы: С.В. Романова, научный сотрудник ведущей категории отдела этнографии Сибири и Дальнего Востока, Т.Ю. Сем, научный сотрудник ведущей категории отдела этнографии Сибири и Дальнего Востока, кандидат исторических наук

Шнейдер Евгений Робертович (1897–1938) – советский ученый, исследователь широкого круга дисциплин. Сфера его научных интересов: археология, палеоэтнология и этнография тюркоязычных народов Южной Сибири и Казахстана, тунгусо-маньчжурских народов Дальнего Востока; лингвистика. Первый исследователь удэгейского языка.

Е.Р. Шнейдер родился в Красноярске 3 июля 1897 г. в семье, инженера, потомка обрусевших немцев, приглашенных в Россию еще Петром I. Дед будущего учёного А.К. Шепетковский был архангельским полицмейстером и золотопромышленником, почетным гражданином Красноярска, дважды избирался городским головой.

В 1916 г. Е.Р. Шнейдер с отличием окончил Красноярскую мужскую гимназию и поступил в Томский университет. Интерес к изучению культур коренных народов Сибири у него возник еще в студенческие годы, когда после знакомства с М.П. Грязновым и С.А. Теплоуховым он перешел в 1920 г. с юридического на историко-филологический факультет Томского государственного университета. В 1921–1922 гг. он был участником экспедиций от этого университета в Минусинский край, осуществлявшихся под руководством С.А. Теплоухова. Вслед за своими старшими товарищами Е.Р. Шнейдер переехал в Петроград. В 1922–1924 гг. он обучался на археологическом отделении Петроградского университета; в 1923 г. по рекомендации С.А. Теплоухова был принят на должность научного сотрудника в Этнографический отдел Русского музея (ЭО), участвовал в подготовке отчетной выставки. До 1932 г. работал в должности научного сотрудника, помощника хранителя отдела Сибири ЭО, а также ассистента антропологического отделения ЛГУ. В период работы в ЭО Е.Р. Шнейдер был участником экспедиций в Южную Сибирь (Минусинский у., 1924–1925), Казахстан (1926) и на Дальний Восток (1927). Благодаря его деятельности в музей поступило более 30 коллекций (свыше 2000 предметов) по археологии, палеоэтнографии, этнографии различных этнотерриториальных групп хакасов, негидальцев, нанайцев, удэгейцев, а также богатейшие фотоколлекции и этнографические зарисовки.

Наряду с множеством других способностей Е.Р. Шнейдер обладал талантом рисовальщика. Он пытался поступить в Академию художеств, но ему это сделать не удалось. Из этнографических тем его привлекали прежде всего традиционное искусство, орнаментика, культовые практики. В то время, когда цветная фотография еще не была доступна, распространенным методом фиксации полевого материала в этнографических экспедициях являлся рисунок. Он позволял сохранять для науки цветовые предпочтения этноса, фиксировать мельчайшие детали: элементы декора, орнаментацию, ювелирные техники.

В 1924 г. во время работы в палеоэтнологической экспедиции от ЭО под руководством С.А. Теплоухова Е.Р. Шнейдер совместно с М.П. Грязновым исследовал каменные изваяния минусинских степей. В 1925 г. состоялся его новый выезд в Минусинский край с целью изучения палеоэтнологии региона, после чего он выполнил ряд самостоятельных работ в области хакасской этнографии и собрал четыре коллекции по традиционной культуре этнотерриториальных групп этого этноса – качинцев, сагайцев, койбалов, кызыльцев. В ходе поездки он сделал ряд этнографических зарисовок, зачастую сопровождавшихся рукописными комментариями, фиксировавшими местные этнические названия, географическую привязку (улус), материалы, из которых изготовлен изображаемый предмет.

В 1920-х гг. Е.Р. Шнейдер подготовил в ЭО экспозицию «Искусство народов Сибири», представлявшую предметы, связанные с художественной обработкой рыбьей кожи, бересты, меха, металла. Во втор. пол. 1920-х – 1930-е гг. его исследовательский интерес переключился на изучение традиционной культуры коренных народов Дальнего Востока. Всего Шнейдер с 1923 по 1931 г побывал в восьми экспедициях на Дальний Восток. В течение 1927–1930 гг. он принял участие в Амуро-Уссурийских экспедициях Русского музея, где изучал и собирал этнографические коллекции у нанайцев-самагиров Горина, негидальцев Амгуни и удэгейцев Хора и Приморья. Там он познакомился с выдающимся путешественником, исследователем Дальнего Востока В.К. Арсеньевым.

В 1932 г. в связи с необходимостью создания удэгейской письменности Е.Р. Шнейдер был переведен в Научно-исследовательскую ассоциацию Института народов Севера на должность старшего научного сотрудника лингвистической секции. Перед ученым стояла многоплановая задача создания алфавита, системы письменности, написания букваря и первых книг на удэгейском языке. За пять лет учёный создал первую удэгейскую письменность, опубликовал три учебника удэгейского языка и шесть пособий для учителей, работающих с удэгейцами. Также он подготовил к изданию сборник удэгейских сказок и словарь удэгейского языка с приложением грамматического очерка. Научная деятельность исследователя еще при жизни была высоко оценена ведущими учеными-лингвистами. С носителями культуры Е.Р. Шнейдера связывали исключительно теплые отношения. Удэ почтительно называли его мафа – «старик», хотя ему в то время было немногим более 30 лет.

5654-247б. Е.Р. Шнейдер с местными жителями. Удэгейцы. Дальневосточный край, Хабаровский окр. 1930–1931 гг.

Жизнь этого удивительно талантливого, многогранного человека оборвалась в 40 лет. В ноябре 1937 г. Е.Р. Шнейдер был арестован как участник военно-офицерской организации «Российский общевоинский союз» и шпион в пользу Германии, приговорен к высшей мере наказания и 8 января 1938 г. расстрелян. По постановлению военного трибунала Ленинградского военного округа 28 октября 1957 г. Евгений Робертович Шнейдер был реабилитирован «за отсутствием состава преступления».

Экспонаты, пополнившие фонды Российского этнографического музея (РЭМ), благодаря деятельности Е.Р. Шнейдера активно используются в научной, издательской и экспозиционно-выставочной работе. Он собрал около 900 предметов по традиционной культуре нанайцев-самагиров р. Горин (РЭМ 4795) по различным темам: предметы охоты, вооружения, рыболовства, утвари, обработки рыбьей кожи и шкур животных; комплекты одежды – повседневной, охотничьей, свадебной; предметы жилища; трафареты орнамента, образцы вышивки; предметы промыслового и лечебного культов; игрушки, предметы воспитания детей. Коллекция 4698, посвящённая негидальцам Амгуни, включала: предметы охоты, рыболовства, утварь, предметы для обработки веревок, переноски тяжестей; трафареты орнамента; предметы лечебного и промыслового культов; детские игрушки и колыбель. В составе коллекции 4989 имеется череп лося – предмет жертвоприношения. В собрание по удэгейцам в (кол. 4985 и 4987) входят цветные рисунки предметов шаманского культа, сделанные в Хабаровском музее. Коллекция 4988 включала предметы промыслового и лечебного культа, орнаментированную утварь, образцы орнамента. Ценные сборы по культуре удэгейцев (около 300 предметов) входят в коллекцию 5656. Среди них предметы охоты, рыболовства, табакокурения, обработки кожи, дерева, металла; берестяная утварь; принадлежности шитья; предметы жилища; средства передвижения; комплекты одежды (в том числе охотничий костюм), праздничная мужская и женская одежда, женский повседневный костюм, украшения; музыкальный губной инструмент; игрушки; предметы личной гигиены, костюмы и атрибуты шамана, идолы, амулеты – охотничьи, лечебные, инициальные. Среди этих вещей много уникальных экспонатов.

Е.Р. Шнейдер внес значительный вклад в изучение и собирание вещевых и фотоколлекций, а его этнографические зарисовки предметов традиционной культуры хакасов и народов юга Дальнего Востока являются интересными памятниками фиксации полевых материалов того времени.


Архивные материалы

АРЭМ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 449. 43 л. – Отчет и переписка научного сотрудника Е.Р. Шнейдера о собирании этнографических материалов на Дальнем Востоке; описи материалов и рисунок. 1924–1933 гг.
АРЭМ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 449. Л. 3. – Отчет Е.Р. Шнейдера об экспедиции в Хакасский у., Енисейской губ. 1925 г.
АРЭМ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 449. Л. 5. – Из отчета Е.Р. Шнейдера об экспедиции в Хакасский у., Енисейской губ. 1925 г.АРЭМ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 449. Л. 35–36, 38. – Из письма Е.Р. Шнейдера ученому секретарю ЭО ГРМ А.И. Зарембскому. 1930 г.

Основные публикации

  1. Шнейдер Е.Р. Казакская орнаментика // Казаки: Антропологические очерки / Под ред. С.И. Руденко. – Л.: Изд. АНСССР, 1927. – С. 135–171.
  2. Грязнов М.П., Шнейдер Е.Р. Древние изваяния Минусинских степей // Материалы по этнографии. – Л., 1929. – Т. IV. – Вып. 2. – С. 63–93.
  3. Шнейдер Е.Р. Искусство народностей Сибири // Искусство народностей Сибири. – Л.: ГРМ, 1930. – С. 57–100.
  4. Шнейдер Е.Р. Искусство туземных племен // Сибирская советская энциклопедия / Под ред. М.К. Азадовского и др. – Т. 2. – Новосибирск: Сибирское Краевое Издательство, 1931. – С. 362–374.
  5. Шнейдер Е.Р. Книга для чтения: пер. с удэг. – Л.: УЧПЕДГИЗ, 1934. – Ч. II
  6. Шнейдер Е.Р. Объяснительная записка и перевод к учебнику удэгейского языка с приложением грамматических таблиц и кратких грамматических указаний. Грамматика и правописание. Часть I для 1-го и 2-го классов начальной школы. – Л.: УЧПЕДГИЗ, 1935.
  7. Шнейдер Е.Р. Краткий удэгейско-русский словарь с приложением грамматического очерка / Под ред. С.М. Лазуко. – М.; Л.: УЧПЕДГИЗ, 1936. – 148 с.
  8. Шнейдер Е.Р. В помощь учителю, работающему с книгой на языке удэ «Minti onofi» (Наша грамота). – Л., 1936.


Библиография

  1. Орлова Е.П. Исследователь удэгейцев Евгений Робертович Шнейдер (1897–1937). К 80-летию со дня рождения (материалы к биографии) // Страны и народы Востока / Под ред. Д.А. Ольдерогге. Вып. ХХ: Страны и народы бассейна Тихого океана. – М.: Наука, 1979. – Кн. 4. – С. 134–140.
  2. Горбачева В.В. Коллекции по культуре народов Сибири и Дальнего Востока // Российский этнографический музей. 1902–2002: Альбом. – СПб., 2001. – С. 195–196.
  3. Решетов А.М. Материалы к библиографическому словарю российских этнографов и антропологов. ХХ век. – СПб.: Наука, 2012. – С. 554–555.


Коллекции

Нанайцы

№ 4724. – Археология. Включала 105 предметов. Передана в Государственный Эрмитаж в 1954 г. Дальневосточный край, Николаевский-на-Амуре окр. Сбор 1927 г. Нанайцы-самагиры

№ 4795. – Охота, рыболовство, пища, утварь, обработка рыбьей кожи, традиционный костюм, традиционное искусство, обработка бересты, образцы вышивок, предметы культа, детское воспитание. Включала 879 предметов, сохранилось 748. Дальневосточный край, Николаевский-на-Амуре окр. Сбор 1927 г. Нанайцы-самагиры

Негидальцы

№ 4698. – Охота, рыболовство, средства передвижения, утварь, традиционное искусство, культовые предметы, воспитание детей. Включала 76 предметов, сохранилось 67. Николаевский окр. Сбор 1927 г.

№ 4989. – Предметы культа. Включает 6 предметов. Дальневосточный край, Николаевский-на-Амуре окр. Сбор 1927 г.

Палеоэтнография

№ 4359. – Включала 5 предметов, сохранился 1. 4 единицы хранения переданы в Государственный Эрмитаж в 1954 г. Енисейская губ., Хакасский у. Сбор 1925 г.

№ 4360. –Рисунки писаниц, карта. Включает 25 предметов. Енисейская губ., Хакасский у. Сбор 1925 г.

№ 4699. –Включала 232 предмета, сохранилось 32. Большая часть коллекции передана в Государственный Эрмитаж в 1954 г. Дальневосточный край, Николаевский-на-Амуре окр. Сбор 1927 г.

№ 5112. – Включала 524 предмета. Коллекция передана в Государственный Эрмитаж в 1954 г. Дальневосточный край, Николаевский-на-Амуре окр. Сбор 1927 г.

№ 5529. –Включала 18 предмета. Коллекция передана в Государственный Эрмитаж в 1954 г. Красноярский край. Сбор 1928 г.

Удэгейцы

№ 4985. – Рисунки, изображающие предметы культа: шаманская маска, зооморфные и антропоморфные изображения духов. Включает 5 предметов. Дальневосточный край, Николаевский-на-Амуре окр. Сбор 1928 г.

№ 4987. – Рисунки, изображающие жилища, хозяйственные постройки, средства передвижения, элементы шаманского костюма, зооморфные и антропоморфные изображения духов-помощников шамана. Включала 41 предмет, сохранилось 36. Дальневосточный край, Хабаровский окр. Сбор 1928 г.,

№ 4988. – Утварь, предметы культа, традиционное искусство. Включала 28 предметов, сохранилось 20. Дальневосточный край, Хабаровский окр. Сбор 1929 г.

№ 5656. – Охота, рыболовство, утварь, табакокурение, обработка кожи, дерева, металла, изготовление одежды, традиционный костюм, средства передвижения, музыкальная культура, гигиена, предметы культа. Включала 285 предметов, сохранилось 202. Дальневосточный край, Хабаровский окр., Некрасовский р-н, Сбор 1931 г.

Хакасы

№ 4361. – Скотоводство, элементы женского костюма, орнаментика, предметы культа. Включала 61 предмет, сохранилось 56. Енисейская губ., Хакасский у. Сбор 1925 г. Хакасы-качинцы

№ 4362. – Скотоводство, пища, украшения, традиционное искусство, предметы культа, детское воспитание. Включала 43 предмета, сохранилось 34. Енисейская губ., Хакасский у. Сбор 1925 г. Хакасы-сагайцы

№ 4363. – Украшения, орнаментика. Включает 6 предметов. Енисейская губ., Хакасский у. Сбор 1925 г. Хакасы-койбалы

№ 4364. – Оружие, музыкальные инструменты, орнаментика. Включала 9 предметов. Коллекция исключена. Енисейская губ., Хакасский у. Сбор 1925 г. Хакасы-кызыльцы

№ 5723. – Рисунки: традиционное жилище, ремесла, традиционный костюм и его элементы. Включала 57 предметов, сохранилось 28. Енисейская губ., Хакасский у. Сбор 1925 г.

Фотоколлекции

Кеты

№ 4995. – Собирательство (кедровый промысел), средства передвижения, предмет культа. Включает 2 фотоотпечатка. Красноярский окр. 1928 г.

Корейцы

№ 4991. – Ландшафт, традиционные занятия, жилище. Включает 1 фотоотпечаток. Дальневосточный край, Хабаровский окр. 1928 г.

Нанайцы

№ 4700. – Ландшафты, антропологические типы, рыболовство, охота, собаководство, приготовление пищи, поселение, жилище, средства передвижения, традиционное искусство, верования, обряды жизненного цикла, воспитание детей. Включает 129 фотоотпечатков. Дальневосточный край, Николаевский-на-Амуре окр. 1927 г. Нанайцы-самагиры

№ 4992. –Передний столб традиционного жилища, изготовленный шаманом. Включает 1 фотоотпечаток. Дальневосточный край, Хабаровский окр. 1928 г.

№ 4993. – Средства передвижения, антропологические типы. Включает 2 фотоотпечатка. Дальневосточный край, Хабаровский окр. 1928 г.

Негидальцы

№ 4701. – Антропологические типы, охота, рыболовство, приготовление пищи, жилище, средства передвижения, верования, воспитание детей, социальная организация. Включает 62 фотоотпечатка. Дальневосточный край, Николаевский-на-Амуре окр. 1927 г.

Орочи

№ 4994. – Колыбель. Включает 2 фотоотпечатка. Дальневосточный край. 1928 г.

Удэгейцы

№ 4907. – Ландшафты, антропологические типы, рыболовство, приготовление пищи, средства передвижения, поселения, жилища, хозяйственные постройки, культ, семейная жизнь, традиционное искусство. Включает 112 фотоотпечатков. Дальневосточный край, Хабаровский окр. 1928 г.

№ 4986. – Традиционный культ: изображения шаманских духов. Включает 1 фотоотпечаток. Дальневосточный край, Хабаровский окр. 1928 г.

№ 5654. – Ландшафты, антропологические типы, поселения, жилища, хозяйственные постройки, средства передвижения, охота, рыболовство, собирательство, огородничество, приготовление пищи, обработка кожи, шитье одежды, изготовление берестяной посуды, культ, погребальная обрядность, советский быт. Включает 331 фотоотпечаток. Дальневосточный край, Хабаровский р-н. 1930–1931 гг.

Эвенки

№ 4990. – Традиционное искусство, ремесло (отпечатки штампов для украшения берестяной посуды). Включает 1 фотоотпечаток. Дальневосточный край. 1928 г.

Обращаем ваш внимание, что в последнее время участились случаи мошенничества, совершаемые с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

Обращаем ваше внимание, что билеты в Российский этнографический музей в сети Интернет можно приобрести только через официальный сайт музея www.ethnomuseum.ru . Просим вас быть очень внимательными, чтобы не стать жертвами мошенников.

Режим работы Музея в праздничные дни:
01 и 08 мая, 11 и 12 июня с 10.00 до 18.00, касса  до 17.00;
29 апреля, 09 мая Музей закрыт.


Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.