Купить билет

Собиратели

Сирелиус Ууно Таави

Сирелиус Ууно Таави

Сирелиус Ууно Таави (Sirelius Uuno Taavi). 
Фото из общегосударственной поисковой системы FINNA , позволяющей найти материалы, хранящиеся в коллекциях архивов, библиотек и музеев Финляндии

Автор: М.А. Докучаева, научный сотрудник отдела этнографии Северо-Запада и Прибалтики.

Сирелиус Ууно Таави (Sirelius Uuno Taavi) – профессор кафедры финно-угорской этнографии Императорского университета в Хельсинки, признанный глава финно-угроведения в Финляндии, основатель так называемой старой школы финской этнографии; изучал культуру финнов, саамов, хантов, манси, ненцев, коми-зырян, удмуртов.

Родился в 1872 г. в селе Яяски (г. Лесогорск, Ленинградской обл.), в семье пастора. На территории Восточной Финляндии его предки жили с XVII в. Несмотря на то, что дома говорили по-шведски, родители отправили своих сыновей учиться в финскую классическую гимназию в г. Виипури (Выборг). Уже в гимназии У.Т. Сирелиус увлёкся музыкой и живописью,

В 1891 г. он переехал в Хельсинки (Гельсингфорс), чтобы продолжить учебу на философском факультете Александровского (Хельсинского) университета, где специализировался на изучении финского языка и литературы; магистерская работа учёного была посвящена диалекту его малой родины.

Еще в 1870 г. при университете был организован этнографический музей студенческих землячеств, который через 4 года вошёл в состав Национального Исторического музея. В 1892 г. У. Т. Сирелиус вместе с другими студентами принял участие в экспедиции по сбору материала в Южной Карелии для музея.

Университетские годы молодого учёного совпали со временем общественного и политического пробуждения в Финляндии, активных международных контактов, обмена научными идеями. Осенью 1897 года он познакомился с прибывшим в Хельсинки венгерским финно-угроведом Яношом Янко, руководителем этнографического отдела Венгерского национального музея. В том же году вместе с Я. Янко молодой ученый отправился в поездку по России. Он много и плодотворно работал в библиотеках, изучал коллекции музеев в Риге, Тарту, Санкт-Петербурге, Москве, Смоленске и других городах. Под влиянием венгерского коллеги, У.Т. Сирелиус увлекся проблемой происхождения финно-угорских народов и решил совершить экспедицию в Сибирь к обским уграм. Во многом его взгляды формировались в русле этнологических идей известных финских языковедов XIX в. М. А. Кастрена и Е. Н. Сетяля, поэтому основную задачу финно-угорской этнологии он видел в изучении истории культур народов, говорящих на финно-угорских языках, а также в определении их предполагаемой исторической прародины. У. Т. Сирелиус руководствовался теорией эволюционистского направления в стремлении определить истоки финской культуры. В частности, он твердо полагал, что сравнительные разыскания в области истории материальной культуры являются определяющими в выяснении генезиса финно-угорских культур. Уже в самом начале своей научной карьеры исследователь сконцентрировал внимание на изучении хозяйственной и промысловой деятельности. Его научные интересы совпали с идеями Финно-угорского общества Финляндии, благодаря чему получил финансирование на проведение самостоятельных экспедиций: в 1898–1900 гг. в Сибирь – для сбора материалов по остякам и вогулам (хантам и манси), а в 1907 г. – у коми, коми-пермяков и вотяков (удмуртов). Все экспедиционные материалы (более 1500 экспонатов, фотоснимки, полевые записи на финском и русском языках) были переданы им в Национальный музей в Хельсинки, где к тому времени он уже работал. По возвращении из экспедиции учёный самостоятельно занимался их описанием, каталогизацией и составлением типологических таблиц.

Собранный материал лёг в основу его диссертационной работы, посвящённой древнейшим способам рыболовства у финно-угорских народов, которую он блестяще защитил в 1906 г. и был приглашен на должность доцента кафедры финно-угорской этнографии Хельсинского университета. Тогда же вышла в свет его фундаментальная монография о запрудном рыболовстве у финно-угров: «Über die Sperrfischer bei den finnisch-ugrischen Volkern. Eine vergleichende etnographische Untersuchung».

Написанные У. Т. Сирелиусом фундаментальные труды по финно-угорской и финской этнографии, освещающие классические этнографические темы: народную архитектуру, историю народных костюмов, рыболовство и охоту, были основаны на тщательно собранных полевых материалах, письменных и вещественных источниках. Его двухтомник: «Suomen kansanomaista kultuuria» («Финская народная культура»), долгое время считался образцовой работой по традиционной финской культуре.

В собрании Российского этнографического музея (РЭМ) содержится 17 коллекций (РЭМ 3054–3060; 3191–3195; 3198–3200; 3217, 3218), собранных Сирелиусом в 7 историко-этнографических провинциях Финляндии. Для того чтобы представить в музее богатую финскую этнографию заведующий Этнографическим отделом Русского музея (ЭО) Н.М. Могилянский, обратился с предложением к нескольким финским ученым. В 1910 г. У. Т. Сирелиусу была выдана значительная сумма – 2000 руб. Получив субсидирование, он с помощью студентов организовал планомерную собирательскую работу. Уже за первый год была собрана первая и значительная по объему коллекция по этнографии финнов-суоми. Ядро собрания составляют экспонаты из приходов Выборгской губ. и, в меньшей степени, из Васской /Вазаской, Тавастгусской, Нюландской, Улеаборгской и Або-Бьернеборгской губ.

Работа интенсивно продолжалась и в течение 1911 г. Всего в ЭО поступило 496 экспонатов. У. Т. Сирелиус стремился к тому, чтобы это были «национально-своеобразные» вещи, бытовавшие в крестьянской среде в нач. XX в. В числе тщательно и профессионально отобранных предметов было немало и редких, датируемых XVIII в. Среди них – уникальные комплексы мужской и женской крестьянской одежды, богато орнаментированные свадебные полости, настенные ткани, ковры, выполненные в технике ворсового тканья ryijy, старинная мебель (столы, шкафы, сундуки, стулья), орудия ремесленного труда, резная повседневная и праздничная утварь и посуда, расписные сани, резные и расписные лопасти прялок из западной Финляндии (Вазаской и Або-Бьернеборгской губ), собранные в зоне финско-шведского расселения.

Особый акцент У. Т. Сирелиусом делался на подробном освещении их места в народной культуре, обычаях и обрядах. Так, при описании свадебного ковра 1820 года, тканого в длинно-ворсовой технике с изображениями мужской и женской фигур, сердца, внутри которого изображалось дерево и надписью «ULAHT», он сообщает: «...На центральном поле вытканы дата “1820” и начальные буквы имени невесты: Ульриха Генриховна (1805–1902) – Ulla Heikintytär (дословно: “Улла дочь Генриха”), а также ”свадебная ёлка” и под ним изображения жениха и невесты с короной. Свадебную ёлку несли тайком в спальню невесты или в избу». Коллекция ковров, цена каждого из которых колебалась при покупке от 100 до 400 марок, составляет сегодня поистине бесценную часть всего финского музейного фонда.

В переписке У. Т. Сирелиуса с Этнографическим отделом сохранились его рисунки и собственноручные описания, зачастую более подробные, чем имеющиеся в музейной документации. Например, о медном футляре из-под очков, на крышке и дне которого изображены «сцены из жизни Спасителя» (РЭМ 3055-110) сообщается: «Дед из Myру в этом футляре хранил “ukkosennaula” – гвоздь, который был ударен молнией и обладающий благодаря этому, по народному поверию, якобы магической силой». Ценная информация, приведенная Сирелиусом, фиксирует и ритуальную сторону бытования орудий труда. В частности, рыболовная блесна на щуку – «uistin» (РЭМ 3055-92), со слов информатора, «заколдована при помощи чепчика, надеваемого обыкновенно в церковь. Должна быть приготовлена в ночь под Рождество, Пасху или Троицу».

Неоспоримую научную ценность имеют 6 полных комплексов девичьей, женской и мужской одежды, бытовавшей на территории Финляндской Карелии (Выборгская губ., приходы Антреа, Муола, Хейнийоки, Кивеннапа, Ряйселя, Пюхяярви, Йоутсено). При этом У.Т. Сирелиус избирал те места, где народный костюм бытовал как элемент живой крестьянской культуры: «Карельское Койвисто (Бьёркэ) и принадлежавшие к нему ранее острова Лавансаари и Сейскари, – пишет он в сопроводительных документах, – являются теми редкими местностями, где, по крайней мере, отчасти до сих пор у старых женщин сохранился обычай носить старинные народные костюмы». Эти костюмы ныне – после депортации финского населения в 1940-х гг. – единственные свидетельства утраченной локальной традиции. Следует подчеркнуть, что аналоги перечисленных категорий памятников отсутствуют в других музеях России.

Кроме указанных коллекций, в собрании РЭМ находится небольшая, но яркая коллекция предметов, собранных, как указано в архивных материалах, У. Т. Сирелиусом в Норвегии и атрибутированных как шведские (РЭМ 3196). До 1995 г. данная атрибуция не вызывала сомнений. Однако в 1995 г. в процессе подготовки к выставке «Скандинавский мир в музеях Санкт-Петербурга», скандинавистом Т.А. Шрадер (МАЭ РАН) было высказано предположение, что данная коллекция была собрана Ф.Е. Классеном в 1910 г. и является норвежской и по изготовлению, и по бытованию. Изучив архивные материалы РЭМ и саму коллекцию, сотрудник РЭМ В.А. Галиопа, атрибутировал ее как норвежскую, собранную Ф.Е. Классеном в 1910 г. (Галиопа В.А. Памятники традиционной крестьянской культуры из центральной и западной Норвегии в фондах Российского Этнографического музея // Скандинавские чтения 2005 года. СПб., 2005, С. 124138).

В архиве РЭМ хранятся описи, которые У. Т. Сирелиус приложил к собранным коллекциям. Они содержат подробную информацию о предметах на русском языке с финской терминологией. В них имеются заметки о девичьих и женских прическах и головных уборах, дополненные рисунками. Для создания антропологических манекенов финский учёный высылал фотографии мужчин и женщин, выполненные в двух ракурсах: в профиль и анфас. Среди архивных документов есть переписка У.Т. Сирелиуса с заведующим ЭО Н.М. Могилянским, которая свидетельствует об уважительных отношениях, сложившихся между этнографами. Эти материалы собраны в архивное дело № 587, которое насчитывает 86 листов (АРЭМ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 587).

В последние годы жизни учёный не предпринимал дальних поездок. Заведуя этнографическим отделом Национального музея, У. Т. Сирелиус занимался систематизацией коллекций и созданием экспозиции. Для представления финской национальной культуры в музее было выделено 14 помещений, в которых он расположил предметы по темам и историческим провинциям. Ученый мечтал превратить музей в научно-исследовательский центр. В 1921 г. У. Т. Сирелиус получил звание профессора и возглавил кафедру финно-угорской этнографии Хельсинкского университета. Он фактически стал учителем многих финских ученых. В 1929 г. У. Т. Сирелиус ходатайствовал о назначении его на должность государственного археолога при Национальном музее, но смерть помешала его планам. В 1929 г. учёный скончался в возрасте 57 лет.


Архивные материалы

АРЭМ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 587. – Переписка с доктором У.Т. Сирелиусом и А.О. Хейкелем, работниками Этнографического музея Финляндии о собирании материалов по финской, шведской и карельской этнографии. Описи материалов, рисунки и фотографии.

Публикации

  1. Сирелиус У. Т. Домашние ремёсла остяков и вогулов // Ежегодник Тобольского губернского музея. – Тобольск: Типография Епархиального братства, 1907. – Вып. 16. – С. 41–69.
  2. Сирелиус У. Т. Путешествие к хантам. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001. – 344 с.
  3. Sirelius U. Т. Status de la Société Finno-Ougrine // Journal de la Société Finno-Ougrienne. –Helsingissä: Suomalais-Ugrilaisen Seura, 1886. – № 1. – S. 23–48.
  4. Sirelius U. Т. Die Handarbeiten der Ostjaken und Wogulen // Journal de la Société Finno-Ougrienne. – Helsingissä: Suomalais-Ugrilaisen Seura, 1903. – № 22. – S. 1–75.
  5. Sirelius U. Т. Ornamente auf Birkenrinde und Fell bei den Ostjaken und Wogulen. – Helsinki, 1904. – 167 s.
  6. Sirelius U. Т. Über die Sperrfischerei bei den finnisch-uigrischen Völker. Eine vergleischende ethnographische Untersuchung // SUSKJ. – Helsinki, 1906. – Vol. 3. – S. 12–27.
  7. Sirelius U. Т. Über die primitiven Wohnungen der finnischen und ob-ugrischen Völker // FUF. 1907. – Bd. 7. – S. 55–128; 1908. – Bd. 8. – S. 8–59; 1909. – Bd. 9. – S. 17–113; 1911. –Bd. 11. – S. 23–123.
  8. Sirelius U. Т. Мatkakertomus kansatieteelliseltä matkalta permalaiskansainkeskunteen kesää// JSFOu. 1908. – Vol. 25. – S. 15–17.
  9. Sirelius U. Т. Suomen kansanomaista kultuuria. – Helsinki: Otava, 1919. – Bd. 1. – 436 s.
  10. Sirelius U. Т. Suomen kansanomaista kultuuria. –Helsinki: Otava, 1921. – Bd. 2. – 576 s.
  11. Sirelius U. Т. Die syrjanische wohnung in ihrem verschiedenen entwicklungsstadien. Eine vergleichende untersuchung// SUST. 1928. – № 58. – S. 331–356.
  12. Sirelius U. Y. Т. Reise zu den Ostjaken. – Helsinki: Suomalais-ugrilainen Seura, 1983. – 342 s.

Библиография

  1. Никитин Г.А. Народное изобразительное искусство финнов суоми (по материалам Государственного Этнографического музея в Ленинграде // Советская этнография: Сб. стат. М.: Л., 1941. – V. – С. 126–139.
  2. Шлыгина Н.В. История финской этнологии 1880-1980 гг. – М.: Рос. АН, Ин-т этнологиии антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая, 1995. – 238 c.
  3. Загребин А.Е. Финны об удмуртах. Финские исследователи этнографии удмуртов XIX– первой половины XX в. – Ижевск:  УИИЯЛ УрО РАН, 1999. – 185 c.
  4. Шарапов В.Э. Пермская экспедиция У. Т. Сирелиуса // Атлас Республики Коми. – М.: ДиК, 2001. – С. 126–127.
  5. Фишман О.М. Контакты и импульсы: из истории финской и российской этнографии // Cанкт-Петербург – Хельсинки; Хельсинки – Санкт-Петербург. – СПб.: Европейский Дом, 2005. – С. 175–187.
  6. Терюков А.И. По следам У.Т. Сирелиуса: от Салехарда до Томска // Славянский ход 2005. Материалы и исследования.– Сургут; СПб. 2005. – Вып. 2. – С. 82–93.
  7. Загребин А.Е., Шарапов В.Э. К истории пермской экспедиции У.Т. Сирелиуса // Этнографическое обозрение. – М.: Наука, 2008. – № 1. – С. 110–117.
  8. Загребин А.Е., Шарапов В.Э. У. Т. Сирелиус и проблемы изучения культуры жизнеобеспечения финно-угорских народов России // Вестник поморского университета. Серия: Гуманит. и социальные науки. 2011. – № 6. – С. 22–28
  9. Терюков А.И. История этнографического изучения народов коми. – СПб.: МАЭ РАН, 2011. – С. 419–428.
  10. Загребин А.Е. У. Т. Сирелиус и финно-угорская этнография // Уральский исторический вестник, 2013, (41). – С. 132– URL:http://uralhist.uran.ru/archive/419/423/_aview_b102
  11. Heikinheimo I. Suomen elämäkerrast, – Helsinki: Werner Söderström Osakeyhtiö, 1955. – S. 687–688.
  12. Vilkuna K. Opetajani Uuno Taavi Sirelius // Kalevalaseuran vuosikirja. – Helsinki: Otava, 1969. – Vol. 49. – S. 85–101.
  13. J. U.E. Sirelius ja Kansatiede. – Helsinki: Societas scientiarum Fennica, 1972. – 304 s.
  14. Vuorela T. Ethnology in Finland before 1920 (the history of leaning and science in Finland 1898-1918). – Helsinki: Societas scientiarum Fennica, 1977. – 79 s.
  15. Lehtonen J.U.E. U.T. Sirelius: Student of Finno-Ugric Ethnology // Ethnologia Scandinavica. 1981. – 13–21.
  16. Lehtonen J.U. E. Kustaa Vilkuna // Pioneers: The History of Finnish Ethnology (Studia Fennica: Ethnologica 1) / Ed.M. Räsänen. – Helsinki: Finnish Literature Society, 1992. – S. 126–134.
  17. Sihvo H. Karelia: A Source of Finnish National History // National History and Identity: Approaches to the Writing of National History in the North-Baltic Region Nineteenth and Twentieth Centuries (Studia Fennica: Ethnologica 6) / Ed.M. Branch. – Helsinki: Finnish Literature Society, 1999. – S. 181–201.
  18. Сирелиус Ууно Таави (Uuno Taavi Sirelius) // Хозяйственно-промысловый уклад Великого княжества Финляндского / 1909-1911.

      

Коллекции

Финны-суоми, шведы

№ 3054. – Предметы мужского и женского костюмов. Включала 106 предметов, сохранилось 96. Финляндия, Выборгская губ., приходы Антреа, Йоутсено, Муола-Хейпиоки, Кивеннапа, Куолемаярви, Выборг, Пюхяярви, Рэйсэля, Саккола. Сбор 1911 г. Финны-суоми

№ 3055. – Предметы домашнего и хозяйственного обихода. Включала 124 предмета, сохранилось 94. Финляндия, Тавастугская губ, приходы Ямся, Корпилахти, Руовеси. Сбор 1911 г. Финны-суоми

№ 3056. – Украшения. Включала 12 предметов, сохранилось 3. Финляндия, Тавастгусская губ., приходы Корпилахти, Пуукалайдун. Сбор 1911 г. Финны-суоми

№ 3057. – Лопасти прялок. Включает 17 предметов. Финляндия, Вазаская губ., приходы Вора, Гамлакарлебю, Куортане, Лайхиа, Реплот. Сбор 1911 г. Финны-суоми

№ 3058. – Предметы домашнего обихода. Включала 15 предметов, сохранилось 14. Финляндия, Выборгская губ., приходы Йоутсено, Ковдозерская, Пюхяярви, Рейсэла, Саккола. Сбор 1911 г. Финны-суоми

№ 3059. – Мебель, утварь. Включала 49 предметов, сохранилось 33. Финляндия, Вазаская губ., приходы Лайхиа, Юрва, Куортане, Лехтимяки. Сбор 1911 г. Финны-суоми

№ 3060. – Транспортные средства, упряжь. Включает 8 предметов. Финляндия, Вазаская губ., окрестности города Николайстада, приходы Вора, Куортане. Сбор 1911 г. Финны-суоми

№ 3191. – Мебель, сундуки, лопасть прялки. Включала 8 предметов, сохранилось 5. хранения. Финляндия, Нюландская губ., приходы Сиббо, Вихти. 1911 г. Финны-суоми, шведы

№ 3192. – Столярные инструменты. Включала 5 предметов, сохранилось 3. Финляндия, Нюландская губ., приход Сиббо. Сбор 1911 г. Финны-суоми, шведы

№ 3193. – Клещи для хомута. Включает 3 предмета. Финляндия, Нюландская губ., приход Вихти. Сбор 1911 г. Финны-суоми, шведы

№ 3194. – Лопасти прялок. Включает 4 предмета. Финляндия, Улеаборгская губ., приход Оулайнен. Сбор 1911 г. Финны-суоми

№ 3195. – Лопасти прялок и подсвечники. Включает 5 предметов. Финляндия, Або-Бьернеборгская губ., остров Оланд и приход Суоденниеми. Сбор 1911 г. Финны-суоми, шведы

№ 3198. – Части костюма. Включала 15 предметов, сохранилось 10. Финляндия, Тавастгусская губ., приходы Ямся, Корпилахти. Сбор 1911 г. Финны-суоми

№ 3199. – Ковры. Включает 9 предметов. Финляндия, Тавастгусская губ., приходы Ренко, Кюльмякоски, Весилахти, Ямся, Коргилахти. Сбор 1911 г. Финны-суоми

№ 3200. – Ковер. Включает 1 предмет. Финляндия. Або-Бьернеборгская губ. Сбор 1911 г. Финны-суоми, шведы

№ 3216. – Предметы интерьера. Включает 8 предметов, сохранилось 6. Финляндия,  Вазаская губ., приход Куортане. Сбор 1911 г. Финны-суоми

№ 3217. – Части женского костюма. Включает 73 предмета, сохранилось 59. Финляндия, Выборгская губ., острова Лавансаари, Койвисто и приходы Леми, Суомениеми и Тайпалсаари. Сбор 1911 г. Финны-суоми

№ 3218. – Пояс. Включает 1 предмет. Финляндия, Санкт-Михельская губ., приход Мянтюхарье. Сбор 1911 г. Финны-суоми


Коллекции собирателя в «Коллекциях онлайн»

Обращаем ваш внимание, что в последнее время участились случаи мошенничества, совершаемые с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

Обращаем ваше внимание, что билеты в Российский этнографический музей в сети Интернет можно приобрести только через официальный сайт музея www.ethnomuseum.ru . Просим вас быть очень внимательными, чтобы не стать жертвами мошенников.

Режим работы Музея в праздничные дни:
01 и 08 мая, 11 и 12 июня с 10.00 до 18.00, касса  до 17.00;
29 апреля, 09 мая Музей закрыт.


Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.