Купить билет

Собиратели

Смирнов Иван Николаевич

Смирнов Иван Николаевич

Смирнов Иван Николаевич. Музей истории Казанского университета.
Публикация согласована

Авторы: Н.И. Ивановская, научный сотрудник высшей категории отдела этнографии Северо-Запада России и Прибалтики, кандидат исторических наук (биографический текст); О.В. Мишуринская, научный сотрудник первой категории отдела этнографии Поволжья и Приуралья (публикации, библиография, коллекции)

Профессор Казанского университета Иван Николаевич Смирнов (1856–1904), известный своей многогранной научной деятельностью (история южных славян, археология и этнография Волго-Камского региона, музейное дело), внес значительный вклад в формирование этнографического собрания Российского этнографического музея (до 1934 г. – Этнографический отдел Русского музея, ЭО; ныне РЭМ). С 1902 по 1904 г. в музей поступили первоклассные этнографические коллекции, собранные ученым в Поволжском регионе. Они отражают культуру тюркоязычных и финно-угорских народов Поволжья: татар, чувашей, удмуртов, бесермян, марийцев, мордвы.

И.Н. Смирнов родился 7 января 1856 г. в Царевококшайском у. Казанской губ. в семье сельского священника. Сначала он учился в духовном училище, затем в Казанской духовной семинарии. В 1874 г. И.Н. Смирнов поступил на историко-филологический факультет Императорского Казанского университета. В 1878 г., окончив Университет со степенью кандидата и золотой медалью за студенческую работу «Очерк политической и церковной истории Хорватского государства до подчинения его Венгерской короне», он был оставлен при университете «для приготовления к профессорскому званию» по кафедре всеобщей истории.

Его научные исследования в этот период посвящены истории южных славян. В 1881 г. И.Н. Смирнов защищает магистерскую, а в 1885 г. докторскую диссертацию по истории Далматинского побережья. В 1881 г. он становится приват-доцентом, в 1884 г. – экстраординарным, и в 1886 г. – ординарным профессором кафедры всеобщей истории Казанского университета.

Карьера И.Н. Смирнова в этом учебном заведении и связанная с ней научно-преподавательская деятельность развивались вполне успешно. В период подготовки диссертаций он направлялся в длительные зарубежные командировки для работы в архивах и библиотеках, был награждён орденами Св. Станислава 3 степени (1886 г.) и Св. Анны 3 степени (1891 г.).

В 1900 г. он опубликовал начало своего обобщающего труда «Очерки культуры истории южных славян», включившего и предыдущие исследования учёного на эту тему.

Другим значительным направлением научной деятельности И.Н. Смирнова стало изучение этнографии Волго-Камья, и можно предположить, что его интерес к этой проблематике был неслучаен. Детство будущего исследователя прошло среди коренного населения Поволжья, отец его был мариец, говорил на родном языке.

В выборе Смирновым пути учёного-этнографа, видимо, не последнюю роль играло влияние профессора М.П. Веске, приехавшего из Дерпта (Тарту) преподавать в Казанском университете финно-угорские языки. Летом 1888 г. И.Н. Смирнов вместе с М.П. Веске отправился в свою первую этнографическую экспедицию в Казанскую, Нижегородскую, Костромскую, Уфимскую и Пермскую губернии для изучения культуры марийского населения этого региона. В 1899 г. была опубликована его первая монография «Черемисы». Это явилось началом последующего систематического и целенаправленного изучения И.Н. Смирновым финно-угорских народов Волго-Камья. Летом 1889 г. он едет в Казанскую, Симбирскую, Нижегородскую, Вятскую, Пермскую и Уфимскую губ., и через год выходит в свет его очередная монография – «Вотяки». В 1890 г. Смирнов исследует Вятскую и Пермскую губ. и выпускает ещё одну монографию – «Пермяки» (1891), посвящённую памяти М.П. Веске. В том же году он снова едет в экспедицию и посещает Нижегородскую, Пензенскую, Тамбовскую, Самарскую, Симбирскую, Саратовскую и Уфимскую губ. В 1895 г. Иван Николаевич публикует очередной труд – «Мордва».

Таким образом, менее чем за десять лет И.Н. Смирнов охватил своими исследованиями культуру всех финно-угорских народов Волго-Камья. Интенсивность этой работы, широта тематического охвата вызывают чувство глубокого уважения к деятельности И.Н. Смирнова на поприще этнографической науки. К сер. 1890-х гг. он стал известен в научных кругах как глубокий знаток истории и культуры финно-угров. Целью его фундаментальных монографий являлась не столько фиксация личных наблюдений в полевых условиях, сколько желание обобщить уже существующие сведения о культуре изучаемых народов. Смирнов выдвигает на первый план задачу научно систематизировать материалы, собранные предыдущими исследователями. Эту задачу он блестяще решает в своих трудах. Используя сравнительный материал, учёный дал всестороннее описание традиционной культуры финно-угорских народов, охватывающее как материальной составляющей, так и особенности этнического самосознания, обряды, верования. Заметное место в его исследованиях занимало изучение остатков язычества у финно-угров Поволжья. Эта тема прослеживается почти во всех его монографиях. Кроме того, упомянутым вопросам посвящена отдельная работа, где сведены образцы народной поэзии и свидетельства местного населения о сохранении пережитков древних традиционных религиозных верований поволжских финно-угров.

Надо отметить, что именно на 1890-е гг., период интенсивных этнографических исследований И.Н. Смирнова в области этнографии, приходится также пик его археологической деятельности. Несомненно, это не было простым совпадением. В своих фундаментальных трудах он уделял много внимания археологическим данным, желая научно обосновать и доказать автохтонность финно-угорских народов Поволжья. Видимо, это явилось одной из причин того, что он стал углублённо заниматься археологическими исследованиями на территории Волго-Камья. При раскопках он собрал несколько археологических, палеоэтнографических и антропологических коллекций, которые были отправлены соответственно в Исторический музей (Москва) и Музей антропологии и этнографии (Санкт-Петербург).

В своих исследованиях И.Н. Смирнов придерживался методов западных учёных-эволюционистов Г. Спенсера и Э. Тейлора. Как последователь эволюционизма, он уделял большое внимание изучению семейных отношений, был сторонником теории «коммунального брака» (вариантов полигамии) у древних финно-угорских народов и находил его пережитки в культуре современных ему финно-угров.

По словам известного этнографа С.К. Кузнецова, И.Н. Смирнов «обладал способностью быстро ориентироваться в кругу ясных вопросов, быстро схватывать характерные черты и синтезировать их». Поэтому его труды до сих пор сохранили своё значение как свод ценнейшей информации об этнографии финно-угров Волго-Камья.

И.Н. Смирнов имел несомненный интерес к музейному делу. Это вполне закономерно, так как при Университете существовал Музей этнографии и отечествоведения, созданный на основе коллекций, являвшихся результатом изучения истории местного края. Во время этнографических экспедиций И.Н. Смирнов собирал вещевые и фотоколлекции. В университетском музее хранились материалы, привезённые им из экспедиций – одежда, утварь, чертежи жилищ, фотографии, отражающие быт и религиозные верования марийцев, удмуртов и мордвы.

В результате научных этнографических исследований к кон. XIX в. в музеях России сформировались значительные вещевые этнографические коллекции. Они отражали всё многообразие культуры различных народов Российской империи в целом, однако этим собраниям недоставало необходимой научной полноты. Идея создания этнографического музея, целенаправленно исследующего и демонстрирующего культуру и быт народов России, была претворена в жизнь в 1898 г. с принятием решения об организации в Русском музее Отдела этнографии. В обсуждении принципов его организации участвовали не только представители столичной научной общественности, но и учёные из провинциальных научных центров. Не остался в стороне и И.Н. Смирнов, к тому времени уже известный в научных кругах финноугровед, один из организаторов исследовательской работы научного общества по изучению истории своего региона, собиратель этнографических коллекций, внесший значительную лепту в пополнение собрания Казанского музея этнографии и отечествоведения. Безусловно, у него были свои соображения по поводу создания будущего этнографического музея.

В 1901 г., получив от университета на время летних вакаций командировку «с научной целью» в Варшаву и Санкт-Петербург, он приезжает в столицу, где делает доклад в Академии наук о принципах устройства Этнографического отдела Русского музея. В отличие от авторов концепции вновь создаваемого музея, которые видели его не только научным, но и просветительным учреждением, он считал, что «музей должен быть учреждением научным и складываться соответственно основным задачам этнографической науки». Принципы комплектования этнографических коллекций в музейное собрание И.Н. Смирнов рассматривал как последовательный эволюционист, предлагая представить в нём коллекции однородных предметов, собранных на всём пространстве России. Он считал, что необходимо типологическое и сравнительно-историческое изучение форм и орнаментальных мотивов, которые с привлечением аналогичных форм, бытовавших у зарубежных народов, позволят уяснить происхождение того или иного элемента автохтонной культуры. Таким образом, Смирнов предлагал включать в музейное собрание коллекции, характеризующие культуру народов сопредельных с Россией стран, а также палеоэтнологические коллекции с российской территории. Любопытно, что он предлагал устроить во дворе музея выставку различных типов жилищ, хозяйственных построек, культовых полян и т.п. Это свидетельствует о том, что провинциальный учёный был знаком с зарубежным опытом создания музеев под открытым небом (скансенов), сеть которых стала формироваться на рубеже XIX–ХХ вв. в скандинавских странах.

Видимо, именно в 1901 г. началось сотрудничество И.Н. Смирнова с ЭО, сотрудники которого в сжатые сроки должны были сформировать репрезентативное этнографическое собрание для вновь создаваемого музея.

В 1902 г. в ЭО поступили первые коллекции, собранные И.Н. Смирновым в Поволжском регионе. Они состояли из предметов, отражающих культуру тюркоязычных и финноугорских народов Поволжья: татар (Казанская и Пензенская губ.), чувашей (Казанская, Самарская, Уфимская губ.), удмуртов и бессермян (Вятская губ.), марийцев (Казанская и Уфимская губ.), а также мордвы (Казанская, Самарская, Тамбовская, Нижегородская губ.).

Чувашские коллекции (№ 88, 176, 178–180) содержат образцы вышивок, предметы одежды, головные уборы, украшения. Наибольший интерес представляют вышитые женские и девичьи рубахи, датированные XIX в. Это позволяло проследить эволюцию данного типа женской одежды. Татарские коллекции, представляющие две локальные группы татар – мишарей из Пензенской губ. (кол. 88, 399) и крещёных татар из Лаишевского у. Казанской губ. (кол. 182) состоят из предметов одежды, головных уборов, образцов вышивки. Материалы тюркских коллекций И.Н. Смирнов собирал в многонациональных районах, местах чересполосного проживания русских, татар, чувашей. Поэтому коллекционные сборы содержат материал, свидетельствующий о взаимовлиянии культур этих народов. Например, рубахи татар-мишарей (кол. 88) свидетельствуют о влиянии соседей – чувашей. Небольшая удмуртская коллекция (№ 183) состоит всего из трёх предметов – старинных головных уборов. Наиболее многочисленна марийская коллекция. Она отражает культуру таких локальных групп, как луговые марийцы (кол. 174, 278) и марийцы восточные (кол. 175). Коллекция содержит одежду, головные уборы, украшения, музыкальные инструменты, а также предметы, связанные с воспитанием детей, верованиями и обрядами. Значительный интерес представляет мордовская коллекция (№ 181, 397, 398), так как входящие в её состав вещи отражают культуру трёх локальных групп мордвы – эрзи, мокши, каратаев. Образцов подобной одежды нет ни в одном из музеев страны.

В 1903 г. И.Н. Смирнов передал в ЭО крупную чувашскую коллекцию (№ 279), собранную на территории Казанской и Самарской губ., включающую одежду, пояса, свадебные принадлежности, головные уборы, украшения, и коллекцию татар-мишарей из Пензенской губ. (№ 399). В Казанской же губернии им была собрана коллекция, отражающая культуру марийцев луговых (кол. 278); в неё вошли украшения утварь, головные уборы, предметы, связанные с верованиями и обрядами.

В 1904 г. музейное собрание пополнилось очередными коллекциями И.Н. Смирнова, оказавшимися его последними сборами. К ним относится небольшое чувашское собрание (кол. 401) из Казанской губ., состоящее из предметов, связанных с охотой; утвари и посуды, а также коллекция с территории Вятской губ, (№ 363), включающая в себя помимо двух марийских вещей из Елабужского у., 175 предметов одежды северных удмуртов и 8 предметов (одежда, головные уборы, образцы вышивок), отражающих культуру бесермян из Глазовского и Сарапульского у. Уникально собрание белой вышитой одежды северных удмуртов, давно ушедшей из быта, и почти не имеющей аналогов в других музеях страны.

В своих полевых исследованиях И.Н. Смирнов не ограничивался сбором только вещевого материала. Он занимался тщательной фотофиксацией наблюдаемых явлений традиционной культуры. Фотоколлекции, переданные им в ЭО, насчитывают 289 фотографий, отражающих быт и культуру мордвы (кол. 202), марийцев (кол. 204), удмуртов (кол. 205), чувашей (кол. 203) и башкир (кол. 206).

Собранный Смирновым фотографический материал освещает различные стороны культуры коренных народов Поволжья: общий вид селений, хозяйственные занятия, жилище, одежду. Каждая коллекция содержит значительное число фотографий антропологических типов изучаемых этносов. Известно, что большое место в исследованиях И.Н. Смирнова занимало изучение языческих верований народов Поволжья. Поэтому в коллекции много снимков посвящено культовым памятникам, таким как молельные рощи (луды, кереметы), «священные деревья», а также языческим обрядам.

Приверженность ученого к этой научной проблематике сыграла драматическую роль в его жизни.

Как признанный специалист в изучении религиозных воззрений финно-угров И.Н. Смирнов в 1895 г. наряду с другими авторитетными учеными был приглашен в качестве эксперта на судебный процесс, связанный с так называемым «Мултанским делом», на котором обвинительная сторона пыталась доказать существование ритуальных убийств в религиозной практике удмуртов.

Один из экспертов, Г.Е. Верещагин, выдвинул доказательства, исключающие возможность ритуального убийства. И.Н. Смирнов же, напротив, со свойственным ему педантизмом, опираясь на свои исследования, привёл аргументы, которые, хотя и косвенно, могли свидетельствовать в пользу последнего.

Заключение Смирнова, признавшего факт существования в прошлом в языческой обрядовой практике человеческих жертвоприношений, вызвало гнев либеральной российской общественности. Его обвинили в том, что он из конъюнктурных соображений стал пособником неправедного суда над невинными людьми. А весь процесс и его результаты приобрели характер политического события, и в этом качестве и вошли в историю российской общественной мысли.

Между тем, это был поступок не злостного ретрограда, а честного ученого, высказавшего своё мнение, хотя оно и шло вразрез с мнением большинства. И.Н. Смирнов, неподвластный конъюнктуре, основательно и профессионально рассматривавший спорные научные проблемы и теории, был убежден, что в давние времена жертвоприношения существовали, о чем он и сообщил общественности. Это не значило, что он обвинял удмуртских крестьян в убийстве человека с ритуальной целью.

Позиция ученого, вызвавшая всплеск недоброжелательства со стороны окружающих и наложившая негативный отпечаток на его научное наследие, стоила ему, по словам современников, тяжелой болезни и ранней смерти. Иван Николаевич Смирнов умер в 48 лет, 15 мая 1904 г., похоронен в Казани на Арском кладбище.

Преждевременная кончина прервала его столь плодотворно начавшуюся деятельность по пополнению этнографического собрания ЭО. Коллекции И.Н. Смирнова, собиравшиеся им для ЭО именно в те, нелегкие для него, годы, охватывают широкий спектр этнографических тем, объективно отражая этническую и социокультурную реальность той среды, в которой они были собраны.

При этом коллекционные сборы И.Н. Смирнова несут явный отпечаток личности собирателя. К числу субъективных факторов, определивших качественные характеристики собранных им этнографических коллекций, можно отнести высочайший профессионализм, следование принципам определённой научной школы, а также биографические и личностные особенности (социальное происхождение и принадлежность к коренной национальности; присущий ему педантизм, выразившийся в тщательной проработке источников и научной добросовестности; последовательность в отстаивании своих научных принципов).

Если вспомнить слова С.К. Кузнецова о том, что труды И.Н. Смирнова по истории и культуре народов Поволжья являются памятником его научной деятельности, то про собранные им этнографические коллекции без преувеличения можно сказать, что они увековечили его имя в истории музейного собирательства.


Архивы

АИИМК. Ф. 1. Д. 78. 23 л. – Дело Императорской археологической комиссии о раскопках профессора И.Н. Смирнова в Яранском у. Вятской губ. 1894 – 1898.
АИИМК. Ф. 1. Д. 94. 215 л. – Дело Императорской археологической комиссии о раскопках члена Комиссии А. Спицына и профессора И.Н. Смирнова в древней Мордовской области. 1892 – 1898.
АИИМК. Ф. 1. Д. 144. 30 л. – Дело Императорской археологической комиссии о древностях близ села Каракулина Сарапульского уезда Вятской губ. 1892–1895.
АРЭМ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 600. 93 л. – Переписка и отчёт профессора Казанского университета И.Н. Смирнова о собирании материалов по этнографии чувашей, черемисов, мордвы в Казанской, Уфимской, Самарской и Симбирской губ.: описи материалов. Февр. 1902 г. – 24 июня 1904 г.
Национальный архив Республики Татарстан (НАРТ). Ф. 977. Оп. л/д. Д. 997. 8 л. – Личное дело студента историко-филологического факультета Ивана Николаевича Смирнова за 1874–1878 гг. НАРТ. Ф. 977. Оп. Совет. Д. 10011. 26 л. – Формулярный список ординарного профессора по кафедре всеобщей истории Ивана Николаевича Смирнова за 1884 г.


Основные публикации

  1. Смирнов И.Н. Очерки истории хорватского государства до подчинения его Угорской короне. – Казань: Тип. Императорского Казанского ун-та, 1879. – 133 с.
  2. Смирнов И.Н. Черемисы: Историко-этнографический очерк. – Казань: Тип. Императорского Казанского ун-та, 1889. – 265 с.
  3. Смирнов И.Н. Следы человеческих жертвоприношений в поэзии и религиозных обрядах приволжских финнов: Публичная лекция, читанная 31 марта 1889 г. в пользу Общества археологии, истории и этнографии. Казань: Тип. Императорского Казанского ун-та, 1889. 22 с.
  4. Смирнов И. Н Черемисы: историко-этнографический очерк. – Казань: Тип. Императорской академии наук, 1889. – 212 с.
  5. Смирнов И.Н. М.В. Веске: Некролог // Ученые записки Императорского Казанского университета. – Казань: Тип. Императорского Казанского ун-та, 1890. – Кн. 5. – С. 65–73.
  6. Смирнов И. Н Вотяки: Историко-этнографический очерк И.Н. Смирнова // Известия Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. Казань: Тип. Императорского Казанского ун-та, 1890 г. – Т.VIII. – Вып. 2. – 358 с.
  7. Смирнов И.Н. Воспоминания об эпохе каннибализма в народной поэзии вотяков в «Занятиях VIII археологического съезда». – М., 1890. – 21 с.
  8. Смирнов И.Н. Пермяки: Историко-этнографический очерк. – Казань: Тип. Императорского Казанского ун-та, 1891. – 289 с.
  9. Смирнов И.Н. Задачи и значение местной этнографии: Из публичных лекций, читанных 6 и 12 апр. 1891 г. в пользу Общества археологии, истории и этнографии. – Казань: Тип. Губ. правл. 1891. – 18 с.
  10. Смирнов И.Н. Пермяки: Историко-этнографический очерк // Известия Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. – Казань, 1891. – Т. IX. – Вып. 2. – 289 с.
  11. Смирнов И.Н. Мордва: Историко-этнографический очерк. – Казань: Тип. Императорского Казанского ун-та, 1895. – 291 с.
  12. Смирнов И.Н. Очерк культурной истории южных славян. Развитие общественных отношений. – Казань: Тип. Императорского Казанского ун-та, 1900. – Вып. 2. – 332 с.
  13. Смирнов И.Н. Черемисы // Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. – СПб.: Типография Акц. о-ва Брокгауз – Ефрон, 1903. – Т. XXXVIIIA (76): Человек – Чугуевский полк. – С. 541–544.
  14. Смирнов И.Н. Чуваши // Там же. – С. 933–938.
  15. Смирнов И.Н. Волжские болгары // Книга для чтения по русской истории. – М., 1904. – Т. 1. – С. 64–80.
  16. Смирнов И.Н. Очерк культурной истории южных славян. Развитие общественных отношений. – Казань: типо-литография ун-та, 1904. – Вып. 3. – С. 333–489.


Библиография

  1. Смирнов Иван Николаевич // Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. СПб.: Типография Акц. о-ва «Издательское дело», Брокгауз – Ефрон, 1900. Т. XXXА (60). Слюз – София Палеолог. С. 534.
  2. Петровский Н. О трудах И.Н. Смирнова по славистике // Ученые записки Императорского Казанского университета. 1904. Кн. 9. С. 42.
  3. Харузин Н. Смирнов И. Н. Мордва: Историко-этнографический очерк // Этнографическое обозрение. – 1896. № 1. С. 155–160.
  4. Кузнецов С.К. И.Н. Смирнов // Этнографическое обозрение. – 1904. Кн. LXI. № 2. С. 214–216.
  5. Крюкова Т.А. Коллекционные собрания по мордве в Государственном музее этнографии народов СССР // Исследования по истории, этнографии и археологии Мордовской АССР / НИИЯЛИЭ. – Саранск, 1966. – Вып. 30. – С. 214–215.
  6. Москаленко А.Е. И.Н. Смирнов // Славяноведение в дореволюционной России: Биобиблиографический словарь. М: Наука, 1979. С. 308.
  7. Пахомов Ю.В. Историко-этнографические воззрения И.Н. Смирнова// Великий Октябрь и зарубежные славянские страны: Всесоюзная научная конференция историков-славистов. Минск: Университетское издательство, 1988. С. 235.
  8. Пахомов Ю.В. Историографические сюжеты в трудах И.Н. Смирнова // Историография балканскою Средневековья. Тверь: ТГУ, 1990. С. 56–61.
  9. Пахомов Ю.В. И.Н. Смирнов в письмах к С.Н. Шубинскому // Биография исследователя как жанр славистики. Тверь: ТГУ, 1991. С. 102–113.
  10. Пахомов Ю.В. Размышления о судьбе ученого и его научного наследства. И.Н. Смирнов (1856–1904) // Балканские исследования. Вып. 16: Российское общество и зарубежные славяне XVIII – начало XX в. М: Б.и, 1992 г. С. 226–234.
  11. Бусыгин Е.П., Зорин Н.В. Этнография в Казанском университете. – Казань: Изд-во Казанского университетата, 2002. – С. 21–22.
  12. Юрченков В.А. Иван Николаевич Смирнов и финно-угристика // Смирнов И.Н. Мордва: Историко-этнографический очерк. Саранск: Типография «Красный Октябрь», 2002. С. 7–21.
  13. Ивановская Н.И. Казанские исследователи истории Волго-Камского региона В.И. Заусайлов и И.Н. Смирнов // Материалы по этнографии. Т. II: Народы Прибалтики, Северо-Запада, Среднего Поволжья и Приуралья. – СПб.: Деловая полиграфия, 2004. – С. 26–35.
  14. Гибадуллина Н.М., Гибадуллин Р.М. Историк и этнограф И.Н. Смирнов: «забытый» учёный Казанского Императорского университета. Набережные Челны: Изд-во Камской гос. инженерно-экономической академии, 2013. –С. 275.
  15. Ахметова А.Р., Масалова О.А. Роль И.Н. Смирнова в создании университетского музея отечествоведения и Музея общества археологии, истории и этнографии // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2015. – № 4. – Ч. 1. – С. 40–43.
  16. Гибадуллина Н.М., Гибадуллин Р.М. И.Н. Смирнов как музейный коллекционер и собиратель // Вестник Марийского гос. ун-та. Серия «Исторические науки. Юридические науки». – Йошкар-Ола, 2017. – № 4 (12). – С. 14–20.
  17. Айплатов Г.Н. Смирнов Иван Николаевич // Марийская биографическая энциклопедия. Йошкар-Ола: Марийский биографический центр, 2017. С. 405–606.
  18. Ивановская Н.И. И.Н. Смирнов – корреспондент Этнографического отдела русского музея // Бусыгинские чтения. – Казань, 2019. – Вып. 12. – С. 74–79.


Коллекции

Марийцы

№ 174. Утварь, женские украшения, головные уборы, обувь, музыкальные инструменты. Включает 203 предмета. Казанская губ., Царевококшайский и Козьмодемьянский у. Сбор 1902 г.

№ 175. Женские украшения, головные уборы, предметы верований и обрядов. Включает10 предметов. Уфимская губ., Бирский у.; Вятская губ. Сбор 1902 г.

№ 278. Утварь, женские украшения, головные уборы, предметы верований и обрядов. Включает 110 предметов. Казанская губ., Царевококшайский и Чебоксарский у. Сбор 1903 г.

№ 363. Одежда, головные уборы. Включает 141 предмет. Казанская губ., Елабужский у.; Вятская губ., Глазовский и Сарапульский у. Сбор 1904 г. Марийцы, бесермяне, удмурты

Мордва-эрзя

№ 181. Предметы одежды. Включает 85 предметов. Казанская губ., Тетюшский и Чистопольский у.; Самарская губ., Ставропольский и Бугульминский у. Сбор 1902 г. Мордва-эрзя, мордва-каратаи

№ 397. Предметы одежды. Включает 39 предметов. Нижегородская, Тамбовская и Симбирская губ. Сбор 1902 г.

Мордва-мокша

№ 398. Предметы одежды. Включает 32 предмета. Нижегородская губ., Лукояновский у.; Пензенская губ., Краснослободский у. Сбор 1902 г.

Татары

№ 88. Образцы вышивки, рубахи. Включает 4 предмета. Казанская губ., Цивильский у. Сбор 1902 г. Татары-мишари

№ 399. Предметы одежды. Включает 17 предметов. Пензенская губ., Керенский у. Сбор 1903 г. Татары-мишари

№ 182. Образцы вышивки, головные уборы. Включает 18 предметов. Казанская губ., Лаишевский у. Сбор 1902 г. Татары-кряшены

Удмурты

№ 183. Головные уборы. Включает 3 предмета. Самарская губ., Бугурусланский у. Сбор 1902 г.

Чуваши

№ 176. – Предметы одежды, образцы вышивок. Включает 96 предметов. Казанская губ., Чебоксарский и Спасский у.; Уфимская губ., Белебеевский у.; Самарская губ., Бугульминский у. Сбор 1902 г.

№ 177. – Образцы вышивок. Включает 177 предметов. Казанская губ., Спасский, Цивильский, Чебоксарский, Чистопольский у.; Самарская губ., Бугульминский у. Сбор 1902 г.

№ 178. – Пояса, поясные украшения, образцы вышивок. Включает 88 предметов. Казанская губ., Козьмодемьянский, Цивильский, Чебоксарский у. Сбор 1902 г.

№ 179. – Предметы одежды и украшения. Включает 104 предмета. Казанская губ., Козьмодемьянский, Цивильский, Чебоксарский у.  Сбор 1902 г.

№ 180. – Ковши, женские украшения. Включает 19 предметов. Казанская губ., Цивильский, Чебоксарский у. Сбор 1902 г.

№ 279. – Предметы одежды. Включает 228 предметов. Казанская губ., Ядринский у.; Симбирская губ, Курмышский у. Сбор 1903 г.

№ 401. Утварь, предметы охоты. Включает 44 предмета. Казанская губ., Ядринский у.; Самарская губ., Курмышский у. Сбор 1904 г.


Фотоколлекции (совместно с фотографом Н.Т. Софоновым)

Башкиры

№ 206. Типы людей, муллы, постройки, виды деревень. Включает 16 фотоотпечатков. Уфимская губ., Бирский у. 1902 г.

Марийцы

№ 204. Типы людей, виды деревень, священные рощи, керемети. Включает 65 фотоотпечатков. Казанская губ., Козьмодемьянский у., д. Салымсола; Царевококшайский и Чебоксарский у., д. Кокшамары; Уфимская губ., Бирский у., дд. Чураево, д. Кушня, д. Рабак; Вятская губ., Елабужский у., д. Каменный Ключ. 1902 г.

№ 201. Типы людей. Включает 12 фотоотпечатков. Казанская губ., Чебоксарский у., д. Мариинский Посад; Чистопольский у., д. Новинское. 1902 г.

Мордва

№ 202. Типы людей, постройки и бытовые сцены. Включает 20 фотоотпечатков. Казанская губ., Чистопольский у., с. Мордовская Багана; Тетюшский у., с. Урюм. 1902 г.

Татары кряшены

№ 207. Типы людей, костюмы, виды построек. Включает 14 фотоотпечатков. Казанская губ., Чистопольский у., д. Елтан. 1903 г. Татары кряшены

Удмурты

№ 205. Типы людей, одежда, жилые постройки, места молений, сельскохозяйственные орудия, утварь. Включает 27 фотоотпечатков. Казанская губ., Мамадышский у.; Уфимская губ., Бирский у., д. Большой Кыргай. 1902 г.

№ 364. Типы людей, костюмы, виды построек, виды деревень, утварь. Включает 114 фотоотпечатков. Вятская губ., Малмыжский, Глазовский, Елабужский у. 1904 г. Удмурты и бесермяне

Чуваши

№ 203. Типы людей, построек, утвари и священных мест. Включает 55 фотоотпечатков. Казанская губ., Козьмодемьянский у., д. Хыркасы; Чистопольский у., д. Елтан; Тетюшский у., д. Урюм; Уфимская губ, Белебеевский у. 1902 г.

Обращаем ваш внимание, что в последнее время участились случаи мошенничества, совершаемые с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

Обращаем ваше внимание, что билеты в Российский этнографический музей в сети Интернет можно приобрести только через официальный сайт музея www.ethnomuseum.ru . Просим вас быть очень внимательными, чтобы не стать жертвами мошенников.

Режим работы Музея в праздничные дни:
01 и 08 мая, 11 и 12 июня с 10.00 до 18.00, касса  до 17.00;
29 апреля, 09 мая Музей закрыт.


Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.