Купить билет

Собиратели

Тер-Аветисян Смбат Варданович

Тер-Аветисян Смбат Варданович

Тер-Аветисян Смбат Варданович. 1890-е гг.
Фото с сайта Фонда исследования армянской архитектуры 

Автор: Л.С. Гущян, ведущий научный сотрудник отдела этнографии Кавказа, Средней Азии и Казахстана, кандидат культурологии

Тер-Аветисян Смбат Варданович (арм. Սմբատ Վարդանի Տեր-Ավետիսյան) – востоковед, арменовед, филолог-источниковед, археолог, этнограф, внештатный сотрудник Этнографического отдела Русского музея (ЭО; в настоящее время Российский этнографический музей, РЭМ), главный хранитель археологического отдела Кавказского музея (г. Тифлис, ныне Тбилиси), экспедиционер, собиратель.

Смбат Тер-Аветисян родился в 1875 г. в с. Барана Казахского у. Елисаветпольской губ. В 1886–1894 гг. учился в армянской духовной семинарии Нерсесян, где получил среднее образование, после чего продолжил обучение в Эчмиадзинской духовной семинарии Геворгян. По её окончании в 1897 г. был принят студентом в Императорский Санкт-Петербургский университет, где под руководством Н.Я. Марра занимался на армяно-грузинско-персидском разряде факультета восточных языков. Являясь студентом университета, Тер-Аветисян получил направление от акад. Н.Я. Марра в экспедиционную поездку, целью которой, прежде всего, было пополнение сведений о рукописях, созданных в старой Джульфе Нахичеванского у. Эриванской губ. и в Новой Джульфе, недалеко от г. Исфахана (Иран). В 1904 г., окончив университет, получил диплом 1-й степени специалиста по армянской, грузинской и персидской филологии и был включен в состав экспедиции Н.Я. Марра, занимавшейся раскопками в столице армянских Багратидов – городе Ани, где описал 200 рукописей из монастыря Сурб Карапет (Св. Предтечи). С.В. Тер-Аветисян являлся действительным членом Императорского Русского географического общества, преподавал армянский язык и словесность в Эчмиадзинской духовной академии.

Сотрудничество С.В. Тер-Аветисяна с ЭО началось еще в студенческие годы, когда, прибыв в Иран в 1902 г., он не только изучал и описывал армянские рукописи, но и по заданию хранителя отдела крупного востоковеда К.А. Иностранцева, собирал этнографические экспонаты по традиционной культуре народов, населявших страну. В ходе экспедиции были собраны 4 вещевых коллекции (РЭМ 291–294) и одна фотоколлекция (РЭМ 818). Первая из вещевых коллекций представляет традиционную культуру персов и армян (103 предмета), вторая – только армян (22 предмета), третья – только иранцев (35 предметов), четвертая включает памятники материальной культуры иранцев и гебров (8 предметов). Коллекции хорошо аннотированы собирателем: в архивных материалах, хранящихся в РЭМ, имеется первичная опись, включающая место приобретения и изготовления предмета, его название на местном языке (АРЭМ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 625. Л. 1–6об). Летом следующего, 1903 г. С.В. Тер-Аветисян совершил поездку в Казахский у. Елисавтепольской губ., результатом которой стали 9 вещевых коллекций (РЭМ 428,–435,690), включающих 165 предметов, относящихся к традиционной культуре армян и татар, как назывались тогда азербайджанцы. Смбат Варданович пользовался благосклонностью и исключительным доверием хранителя ЭО К.А. Иностранцева, который в своем письме заведующему Кавказской шелководческой станцией Н.Н. Шаврову ходатайствовал за молодого учёного о посещении им станции (АРЭМ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 709. Л. 13).

С ноября 1915 г. по январь 1916 г., занимая должность главного хранителя археологического отдела Музея Кавказа, в Тифлисе (1914–1919), руководил экспедицией на оз. Ван, в г. Эрзрум и в др. районы Западной Армении. Маршрут исследовательской поездки С.В. Тер-Аветисяна был использован для экспедиции петербургских востоковедов с участием И. Орбели и А. Миллера – хранителя ЭО. В результате поездки Тер-Аветисяна удалось вывезти и сохранить армянские средневековые рукописи, урартские клинописи, а также двери церкви Аракелоц (Апостолов) из г. Муша. Экспонаты были переданы в книгохранилище Эчмиадзинского католикосата, Петербургский Азиатский музей и Кавказский музей. В тот же период С.В. Тер-Аветисян занимался археологическими раскопками на территории Елисаветпольской губ., собирал материалы по истории армянских колоний в Крыму и Южной Осетии. Коллекция рукописей, собранных С.В. Тер-Аветисяном и переданных по ходатайству Н.Я. Марра в Азиатский музей в 1916–1917 гг., известна как «Ванская коллекция». В 1934 г. учёный занимался описанием армянских рукописей ИВ АН СССР (бывш. Азиатский музей) и составил их карточный каталог.

В советские годы С.В. Тер-Аветисян продолжал заниматься научной и музейной деятельностью сначала в Тифлисе в должности заместителя директора Кавказского историко-археологического института (1922–1931), ученого секретаря Закавказского филиала АН СССР (1933–1935), а затем в Ереване. После переезда в Армянскую ССР он становится сотрудником Армянского филиала АН СССР (с 1936 г.), руководит археологическими раскопками в средневековом г. Двин (с 1937 г.) и урартском городе-крепости Тейшебаини (на холме Кармир-Блур близ Еревана, с 1939 г.). В 1936 г. ему присуждена учёная степень доктор исторических наук. С 1938 г. С.В. Тер-Аветисян получает должность преподавателя, а затем и заведующего кафедрой общей археологии и источниковедения Ереванского университета. Являлся основателем Армянского общества истории и этнографии. Внес весомый вклад в формирование армянской археологической науки и сохранение памятников материальной культуры. Автор ценных трудов по источниковедению.

Смбат Варданович Аветисян скончался в 1943 г. в Ереване. 

Архивные материалы

АРЭМ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 625. 15 л. – Переписка с С.В. Тер-Аветисяном о собирании материалов по армянской и татарской этнографии в Елизаветпольской губернии. Описи материалов: сентябрь 1903 г. – 17 марта 1905 г.
АРЭМ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 709. Л. 13. – Переписка с заведующим Кавказской шелководческой станцией Н.Н. Шавровым о собирании материалов по шелководству на Кавказе. Описи материалов: ноябрь 1902 г. – 26 апреля 1907 г.


Основные публикации

  1. Тер-Аветисян С.В. Походы Тамас-Кули-хана (Надиршаха) и избрание его шахом в описании Акопа Шамахеци. – Тифлис: НИИ кавказоведения АН СССР, 1932. – 17 с.
  2. Тер-Аветисян С.В. Город Джуга. Материалы по истории торговых сношений джульфинских купцов XV–XVII вв. – Тбилиси: Изд. Грузфан, 1937. – 241 с.
  3. Тер-Аветисян С. Заметки о Воскепаре и Киранце // Материалы по истории Грузии и Кавказа. Тифлис, 1937. – Вып. 7. – C. 505–517.
  4. История войн Абраама Ереванци (1721–1736) // отв. ред. С.В. Тер-Аветисян. – Ереван: АН СССР, Арм. филиал. Ин-та истории и мат. Культуры, 1939. На арм. яз. – 94 с.
  5. Katalog der armenischen Handschriften in der Bibliothek des Klosters in New-Djoulfa. – Vienna: Mkhit‘arean Tparan, 1970–1972. На арм. яз. – Bd. 1. – 293 p.
  6. Арменоведческие исследования / Ред. А. Калантарян – Ереван: Гитутюн, 2010. На арм. яз. – 396 с.


Библиография

  1. Орбели Р. Р. Собрание армянских рукописей института востоковедения Академии наук СССР // УЗИВАН. Т. VI. М.; Л.: Изд. АН СССР, 1953. – С. 105–130.
  2. Карапетян С. Армянская коллекция Кавказского музея – Ереван: Гитутюн, 2004. На арм. яз. – 94 с.
  3. Дмитриев С.В. Лорис-Калантар Ашхар-бек Андреевич // Фонд Этнографического отдела Русского музея по культуре народов Востока: история формирования и судьба (1901–1930-е гг.) – СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2012 – С. 258, 744–747.
  4. Видные выпускники и преподаватели Эчмиадзинской духовной семинарии в Санкт-Петербурге: Биогр. справ. / Сост. А. Меружанян. — СПб.: Роза ветров, 2013 – 243 с.
  5. Длужневская Г.В. Археологические исследования в Европейской части России и на Кавказе в 1859–1919 гг. (по документам научного архива Института истории материальной культуры РАН) – СПб.: Лема, 2014. –С. 28, 29.
  6. Гущян Л.С. Из истории формирования иранских коллекций в собрании Российского этнографического музея // Вестник СПбГИК. 2020. – № 3 (44). – С. 18–21.


Коллекции

Армяне

№ 292. – Предметы женского костюма. Включает 4 предмета. Иран. Сбор 1902 г.

№ 430. – Предметы женского костюма. Включает 5 предметов. Елизаветпольская губ. Сбор 1903 г.

№ 433. – Орудия земледелия. Включает 10 предметов. Елизаветпольская губ. Сбор 1903 г.

Армяне, татары

№ 428. – Музыкальные инструменты. Включает 5 предметов. Елизаветпольская губ.Сбор 1903 г.

№ 429. – Оружие. Включает 4 предмета. Елизаветпольская губ. Сбор 1903 г.

№ 431. – Предметы мужского костюма. Включает 5 предметов. Елизаветпольская губ. Сбор 1903 г.

№ 434. – Амулеты, мужской пояс, седло, колыбель с постельными принадлежностями. Включает 8 предметов. Елизаветпольская губ. Сбор 1903 г.

№ 435. – Инструменты для ткачества. Включает 21 предмет. Елизаветпольская губ. Сбор 1903 г.

№ 690. – Медная утварь, предметы одежды, части кибитки. Включает 22 предмета. Елисаветпольская губ. Сбор 1903 г.

Армяне, иранцы

№ 291. – Образцы шелковой и хлопчатобумажной ткани, медная, деревянная утварь, набойные доски, оружие, игральные карты, письменные приборы, акварельный портрет, куклы, предметы костюма. Включает 103 предмета. Иран. Сбор 1902 г.

Гебры

№ 294. – Предметы мужского костюма. Включает 8 предметов. Иран. Сбор 1902 г.

Иранцы

№ 293. – Предметы мужского, женского и детского костюмов. Включала 35 предметов. Иран. Сбор 1902 г.

Фотоколлекция

Армяне, иранцы, татары

№ 818. – Портреты местных жителей, ландшафт, населенные пункты, религия, костюм. Включает 86 фотоотпечатков. Тифлисская, Эриванская, Елисаветпольская губ., Карсская обл,, г. Исфаган (Иран). Съемка 1902–1905 гг.

Уважаемые посетители, обращаем внимание!

Заказ экскурсий возможен по телефонам:
+7 (812) 570-54-21, +7 (911) 238-44-10 в часы работы музея (вторник–пятница с 10:00 до 18:00, понедельник – выходной).

А также по электронной почте: excursions@ethnomuseum.ru

Изменения в режиме работы:

10 и 11 сентября Музей закрыт для посещения. 

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.