Купить билет

Собиратели

Творогов Леонид Алексеевич

Творогов Леонид Алексеевич

Творогов Леонид Алексеевич. 1950-е гг.
Фотография в свободном доступе в интернете

Автор: Л.В. Королькова, научный сотрудник ведущей категории отдела этнографии Северо-Запада России и Прибалтики, кандидат исторических наук

Творогов Леонид Алексеевич – человек необыкновенной судьбы, выдающийся исследователь древнерусской письменности и памятников литературы, выпускник Археологического института при Петербургском университете, ученый-археограф, филолог, палеограф, член Ленинградского общества исследователей культуры финно-угорских народностей (ЛОИКФУН), изучавший традиционную культуру мгинских финнов, собиратель и хранитель древних рукописей. Большая часть его научной деятельности была связана с изучением псковской письменности, истории Псковской земли. Благодаря ему было создано древлехранилище Псковского государственного объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Любовь к Пскову он пронес через все испытания, выпавшие на его долю: репрессии, ссылку, войну, эвакуацию, послевоенную разруху и голод.

Леонид Алексеевич Творогов родился 20 марта 1900 г. в Петербурге в семье потомственного почетного гражданина А.С. Творогова. Его отец служил помощником заведующего Всероссийского текстильного синдиката. С рождения мальчик страдал вывихом тазобедренных суставов, и врачи предрекали ему полную обездвиженность. Однако Леонид Алексеевич сумел опровергнуть этот прогноз и прожить долгую, насыщенную научными изысканиями жизнь.

В 1918 г. Творогов окончил Первую петроградскую гимназию и был принят на учебу в Политехнический институт. В 1919 г. ему пришлось прекратить обучение и начать трудовую деятельность. В июле 1919 г. он поступил на работу в культурно-просветительный отдел производственного союза железнодорожников Северо-Западных путей сообщения, где и работал до 1923 г. в должностях конторщика, счетовода, делопроизводителя. Перед окончанием Ленинградского государственного университета (ЛГУ, факультет общественных наук, архивно-археографический курс) в 1923 г. Творогов в составе экспедиции ЛГУ впервые попал в Псков, где принял участие в разборе и описании рукописей собрания бывшего Псковского археологического общества, библиотеки псковской духовной семинарии, а также познакомился с фондами Псковского губернского музея. Его внимание привлекли книжные фонды, содержавшие большое количество старинных рукописей. После окончания ЛГУ (1924 г.) Л.А. Творогов был зачислен ассистентом на кафедру археографии университета (факультет общественных наук). В январе 1926 г. поступил на работу в качестве научного сотрудника (ученого библиографа) в НИИ книговедения Главнауки. Однако вскоре, в связи с реорганизацией этого учреждения, был уволен, и следующим местом его службы стала Государственная публичная бибилиотека им. М.Е. Салтыкова-Щедрина, где он проработал до 1928 г. В том же году Творогов был избран действительным членом ЛОИКФУН.

Научная и общественная деятельность Л.А. Творогова начиналась в стенах Петроградского археологического института, Обществе древней письменности и искусства, Институте книговедения. В 1924 г. Леонид Алексеевич был избран председателем научно-художественного кружка ЛГУ, затем секретарем 1-й секции Научно-исследовательского института книговедения, а с 1928 г. членом-корреспондентом Общества древней письменности и искусства,  членом Русского библиографического общества.

В 1923–1924 гг. состоялись его первые научные поездки по Северо-Западу России. В Петрозаводске он осмотрел и изучил собрание центрального древнехранилища, а в Пскове описал фонды Псковского губернского музея и занялся сбором рукописей, сохранившихся в церквях и монастырях города. В 1926 г. по поручение Государственного книжного фонда Л.А. Творогов совершил еще одну экспедиционную поездку на Русский Север и в Карелию. Исследованиями был охвачен район р. Свирь, Петрозаводск, Заонежье (Палеостров – Кузаранда – Толвуя – Фоймогуба – Шуньга), Повенец, Масельга-Данилово, район р. Выг (вплоть до Белого моря и северной части Поморья: Колежма-Сумской Посад – Сорока – Кемь). Особо следует отметить, что весь обследованный регион он обошел пешком.

Будучи членом ЛОИКФУН, в августе – октябре 1928 г. Леонид Алексеевич выезжал в экспедиции, организованные Обществом. С 20 августа по 20 сентября вместе с Г.А. Пидотти он работал в Мгинском и Колпинском р-нах Ленинградской губ., где изучал историю колонизации края, местные легенды и предания, финское ткачество. В ходе экспедиции были обследованы десять деревень Мгинского р-на (дд. Погорелушки, Пухолова, Сологубовка, Лезье, Сиголово 1-е, Петрово, Турышкино, Старостино, Марково, Хандрово) и десять деревень Колпинского р-на (дд. Надино, Сиголово 2-е, Ерзуново, Белогово, Шапки, Белово, Староселье, Кантилово, Нечеперть, Жоржино). В результате проведенной работы был получен уникальный материал по современному состоянию деревень, землеустройству, подсобным промыслам, ткачеству и народной финской одежде. По ткачеству, кроме зарисовок, было собрано 276 образцов местного ткацкого ремесла (шерсть, лен, нитки, образцы тканей кон. XVIII – нач. XX вв., вязания, плетения из осиновой стружки) из 10 финских деревень; отдельные экземпляры сохранились в ряде коллекций РЭМ и требуют дальнейшего изучения. Образцы тканей были соотнесены по деревням, а в каждой деревне – по отдельным ткачихам. Материала набралось на 17 тетрадей. Отчет по описанию финского ткачества занял 63 страницы машинописного текста. К сожалению, ничего не сохранилось.

1928 г. стал последним годом сотрудничества Л.А. Творогова с ЛОИКФУН. Он одним из первых членов Общества попал под репрессии. В 1929 г. Леонид Алексеевич был арестован и осужден по делу Академии наук. По иронии судьбы местом его заключения (1931–1933 гг.) стали районы, где в 1923 г. он проводил свои первые научные изыскания: лагеря в гг. Кемь, Медвежьегорск, Повенец. После окончания срока ссылки Творогов был оставлен вольнонаемным рабочим в Повенце, а в годы войны был эвакуирован в Новосибирск. В 1944 г. Псковский областной исполком по восстановлению музеев пригласил Л.А. Творогова в Псков. Так начался псковский период его жизни и деятельности. 16 июня 1945 г. исследователь был назначен на должность зам. директора по науке Псковского музея. Здесь получили дальнейшее развитие его изыскания, посвященные тексту «Слова о полку Игореве». Есть основания предполагать, что интерес именно к этому произведению древнерусской литературы возник у Леонида Алексеевича при посредничестве литератора-слависта, лингвиста и фольклориста Павла Константиновича Симони (1859–1939 гг.), руководителя библиографической комиссии ЛОИКФУН, посвятившего этой теме свои дореволюционные исследования.

В Пскове Л.А. Творогов сделал многое для восстановления разрушенного и разграбленного фашистами музея. В 1950-х гг. Леонид Алексеевич начал разбор материалов библиотеки музея и вскоре возглавил ее научную часть. По свидетельствам современников, Леонид Алексеевич был необыкновенным человеком. Большой энтузиаст, ревнитель и собиратель псковской книжной старины, он посвятил всего себя идее создания псковского древлехранилища, выделив из научной библиотеки музея многочисленные фонды местных библиотек XV – начала ХХ в. В 1955 г. в Псковском областном краеведческом музее работала комиссия Института музееведения МК СССР, которая, ознакомившись с работой научной библиотеки музея по восстановлению фондов старых местных библиотек, сочла необходимым поставить перед вышестоящими инстанциями вопрос о создании особого отдела – древлехранилища на правах других отделов музея. Официально отдел был создан в 1958 г., когда Псковский областной краеведческий музей получил статус историко-художественного.

В 1957 г. в свет вышла небольшая книга Л.А. Творогова «Сокровищница старой русской книжности» (древлехранилище научной библиотеки Псковского областного краеведческого музея) объемом 48 страниц, где было представлено более семисот фондов старых псковских библиотек, в  том числе церквей, монастырей, помещичьих усадеб, правительственных учреждений, многочисленных учебных заведений, общественных учреждений, частных владельцев (епископов). Значительный вклад Творогов внес и в развитие краеведения. Он публиковал свои статьи, проводил экскурсии по городу, читал лекции. Умер Леонид Алексеевич в 1978 г. и был похоронен на Орлецовском кладбище в г. Пскове.

  

Коллекция

На основании научной атрибуции было установлено, что предметы, вошедшие в сборную коллекцию № 5276 были приобретены разными собирателями – Е.Р. Лепер В.А. Егоровым, Г.А. Пидотти, Л.А. Твороговым, А.С. Тигонен – во время экспедиций 1928–1929 гг. для Музея северных окрестностей Ленинграда. Поступление 1931 г. Передача из ЛОИКФУН. Финны-эвремейсы, финны мгинские, русские.

Согласно документам Л.А. Творогов работал в Ленинградской обл., Мгинском р-не, дд. Погорелушки, Пухолова, Сологубовка, Лезье, Сиголово 1-е, Петрово, Турышкино, Старостино, Марково, Хандрово); в Колпинском р-не, дд. Надино, Сиголово 2-е, Ерзуново, Белогово, Шапки, Белово, Староселье, Кантилово, Нечеперть-Жоржино.

№ 5276. – Сельскохозяйственные орудия, предметы животноводства, утварь из дерева и глины, средства передвижения, игрушки, компоненты костюма, музыкальные инструменты, эстампы (оттиски с петроглифов) из глины. Включала 115 предметов, 49 предметов были утрачены в годы Великой Отечественной войны и списаны. Из них выявлено 7 предметов, собранных Л.А. Твороговым: образцы ковриков, плетеных из осиновой стружки, характеризующие промысел крестьян д. Нечеперть-Жоржино, отдельные образцы тканей XVIII – нач. XX в. Сбор 1928 г. Финны.

Архивные материалы

АРНБ. Ф.10/1. Л. 1–3. –Творогов Л.А. Личное дело. 1926-1930 гг.
АРЭМ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 379. Л. 1. – Опись этнографических предметов, полученных от Ленинградского общества исследователей культуры финно-угорских народностей. 19 мая 1931 г.

 

Публикации

  1. Творогов Л.А. Памятники старины нашего Севера и их состояние. По личным наблюдениям // Бюллетень ЛОИКФУН: Авторефераты докладов и хроника работы. – Л., 1929. – Вып. 1. – С. 5–7.
  2. Творогов Л.А. Работа Мгинского отряда // Там же. – Вып. 2. – С. 17–21.
  3. Творогов Л.А. Собрание образцов мгинской домотканины // Там же. – Вып. 3. – С. 19–21.
  4. Творогов Л.А. К истории одежды и ткачества Мгинского края // Там же. – Вып. 4. – С. 20–23.
  5. Творогов Л.А. Местные источники истории Мгинского края // Там же. – Вып. 5. – С. 24–27.
  6. Творогов Л.А. «Слово о полку Игореве»: О списках, редакциях и первоначальном тексте. Новосибирск: Новосиб. обл. гос. изд-во, 1942. – 52 с.
  7. Творогов Л. А. К проблеме художественного перевода текста «Слово о полку Игореве» на современный русский язык: К 150-летию со дня открытия «Слова»: Тез. докл. в Новосиб. заоч. пед. уч-ще. – Новороссийск, 1945. – С.8.
  8. Творогов Л. А. К литературной деятельности пресвитера Спасо-Мирожского монастыря Иосифа, предполагаемого заказчика псковской копии текста «Слово о полку Игореве» XIII века / Псковский областной музей краеведения. – Псков: Облполиграфиздат, 1946. – 20 с.
  9. Об охране и сборе древнерусских рукописей (По поводу письма в редакцию чл.-корр. АН СССР М. Н. Тихомирова) // ВИ. – М., 1948. – № 9. – С. 135-136.
  10. Творогов Л. А. К истории изучения «Слова о полку Игореве» в Пскове: Псковиздат, 1949. – С. 199–202.
  11. Творогов Л. А. Новое доказательство псковского происхождения непосредственного оригинала Мусин-Пушкинского списка текста «Слово о полку Игореве». – Псков: Псковиздат, 1949. – 63 с.

    

Библиография

  1. Маймин Е. Леонид Творогов // РЛ. 1961, № 1. – С. 187 – 189;
  2. Морозкина Е. Леонид Творогов // Устье: Лит. сб. Л., 1981. – С. 214 – 218.
  3. Васильева З.К. Леонид Алексеевич Творогов (1900–1978.): К 100-летию со дня рождения // Псков. 2000. – № 12. – С. 219–223.
  4. Королькова Л.В. Ленинградское Общество исследователей культуры финно-угорских народностей. Дела и люди // IN SITU (к 85-летию профессора А.Д. Столяра). – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. – С. 421–432.
  5. Матвеева А.Н. Аннотированный список работ Л.А. Творогова и статьи о нем (к 115-летию со дня рождения Л.А. Творогова) / Сост. З. К. Васильева – Псков: Стерх, 2015. – 55 с.

Обращаем ваш внимание, что в последнее время участились случаи мошенничества, совершаемые с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

Обращаем ваше внимание, что билеты в Российский этнографический музей в сети Интернет можно приобрести только через официальный сайт музея www.ethnomuseum.ru . Просим вас быть очень внимательными, чтобы не стать жертвами мошенников.

Режим работы Музея в праздничные дни:
01 и 08 мая, 11 и 12 июня с 10.00 до 18.00, касса  до 17.00;
29 апреля, 09 мая Музей закрыт.


Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.