Зариньш Рихард Германович

Автор: О.М. Фишман, зав. отделом этнографии народов Северо-Запада и Прибалтики

Зариньш Рихард Германович (лат. Zariņš Rihards) по архивным документам и музейной документации – Ричард Германович Заррин; сам художник предпочитал написание Зарриньш) – талантливый художник, график, популяризатор латышского народного искусства, автор дизайна известных денежных банкнот Российской империи номиналом в 100 рублей («катенька») и номиналом в 500 рублей и первых революционных марок Советской России. Автор герба Латвии (1921), основатель латышского печатного двора и денежных знаков, отмеченных высокими государственными наградами.

Родился 27 июня 1869 г. в имении Киегели, Валмиерского у. Лифляндской губ., где его отец был управляющим. Вскоре семья переехала в г. Лигатне, именно там прошло детство Рихарда, а затем в м-чко Грива близ г. Динабурга (ныне Даугавпилс). Здесь будущий художник учился в немецкой школе, которую закончил с золотой медалью, показав способности художника-рисовальщика. В 1887 г. Рихард отправился в Санкт-Петербург, чтобы продолжить обучение в Школе Императорского Общества поощрения искусства, но через год поступил в Центральное училище технического рисования барона фон А. Л. Штиглица. С отличием окончив его по классу гравюры на дереве и офорту, в мае 1895 г. Р. Зариньш получил право на стипендию и трёхгодичную командировку в страны Западной Европы для повышения мастерства. Изучал искусство гравюры и литографии в частных гравёрных мастерских А. Цика, Р. Зайтца и М. Дазио в Мюнхене, искусство офорта в мастерской В. Унгера в Вене и др.

По возвращении в Россию с 1899 до осени 1919 г. он работал в Экспедиции заготовления государственных бумаг (ЭЗГБ) в Санкт-Петербурге. Начав карьеру в должности учёного-рисовальщика, стал художественным и техническим директором ЭЗГБ.

Живя в Петербурге Р. Зариньш в 1906–1907 гг. был одним из авторов петербургского журнала «Svari» («Весы») на латышском языке. Он много путешествовал по Латвии, собирая образцы латышского народного орнамента. В начале 1900-х гг. Этнографический отдел Русского музея (ЭО) обратился к Зариньшу с просьбой приобрести для музея латышские экспонаты, что было им с успехом выполнено в ходе двух тщательно подготовленных экспедиций. Две коллекции (РЭМ 1968 и 1969), насчитывавшие 184 предмета, были собраны по специально составленной программе в Видземе (Лифляндская губ., Венденский и Валкский уезды ) и в Курземе (Курляндская губ., Гробин-Газенпотский уезд, Руцауская и Нидербартауская вол.).

Это самые ранние наряду с коллекциями из бывш. Дашковского музея этнографические памятники латышской традиционно-бытовой культуры в музеях России. Помимо «глухой датировки» («старинный» или «современный» предмет), в ряде случаев Р. Зариньш точно указывал время бытования тех или иных экспонатов. Среди праздничных комплексов женской и мужской одежды, дающих представление о сезонных, возрастных и хронологических вариантах, женский костюм из Вецпиебалги датируется 1825 г., а части женского костюма из Руцавы зафиксированы им как бытовавшие во втор. пол. XIX в. (АРЭМ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 276, Л. 8). Тщательно подобранные серии головных уборов, плечевой одежды, рукавиц, перчаток, чулок – свидетельство эволюции состава, кроя, орнаментации, цвета одежды в двух историко-этнографических зонах Латвии: Видземе и Курземе. Ныне эти замечательные коллекции одежды, украшений, предметов бытовой культуры нач. – сер. XIX в. не только составляют «золотой фонд» латышского собрания музея, но и являются единственным подтверждением этнографической собирательской деятельности Р. Зариньша. Из его переписки с Н. М. Могилянским известно, что при формировании латышской коллекции он обращался «к местным лютеранским священникам, которые <…> с большой любезностью собирают предметы, также к нескольким народным учителям, очень заинтересованным этим вопросом, со мной поработавшим при собирании народных песен и сказок».

Костюм женский праздничный из коллекции Р. Зариньша (РЭМ 1969) на экспозиции «Народы Северо-Запада России и Прибалтики. XVIII–XX вв.». Курляндская губерния, Гробин-Газенпотский у., Руцауская вол.

1969-29. «Виллайне» – покрывало наплечное, шерстяное с фибулами. Курляндская губерния, Гробин-Газенпотский у., Нидербартау вол. Сер. XIX в. Латыши

1969-48. Фрагмент юбки шерстяной. Курляндская губ., Добленский у.. Якобсгофская вол. Сер. XIX в. Латыши

1969-17. «Vainags» венок девичий. Курляндская губерния, Гробин-Газенпотский у., Нидербартау вол. Сер. XIX в. Латыши

1968-22. «Ūdranīca» («бобровая») – женский головной убор зимний из сукна с опушкой из меха бобра. Лифляндская губ., Венденский у., Тирзенская вол. Нач. XIX в. Латыши

1968-42. Головной убор женский зимний из атласа, шерсти, внутри – мех ягненка. Лифляндская губ., Валкский у.. Смилтенская вол. Сер. XIX в. Латыши

1969-9. Кафтан мужской «старинного образца». Курляндская губерния, Гробин-Газенпотский у., Нидербартау вол. XVIII – нач. XIX в. Латыши

1968-19. Чулки мужские шерстяные, вязаные на спицах. Лифляндская губ., Венденский у., Тирзенская вол. Кон. XIX в. Латыши

1969-83. Чулки женские, шерстяные, вязаные на спицах. Курляндская губерния, Гробин-Газенпотский у., Руцауская вол. Кон. XIX в. Латыши

1969-70. Перчатки женские шерстяные, свадебные, вязаные на спицах. Курляндская губерния, Гробин-Газенпотский у., Нидербартау вол. Втор. пол. XIX в. Латыши

          
                
                    

1969-101. Фибула бронзовая для застегивания ворота мужской или женской рубахи.

Курляндская губерния, Гробин-Газенпотский у., Руцауская вол. XVIII – нач. XIX в. Латыши
    
          
             
               
                 
Тонкий и внимательный художник, Рихард Зариньш фиксировал обстоятельства и характер «жизни» предмета в культуре. Органичной частью его коллекции являются работы известного гончара-экспериментатора Екапса Дранды (1853–1915) из города Смилтене. Это 18 керамических декоративных тарелок, рисунки для которых были разработаны самим Р. Зариньшем. В настоящее время это единственные за пределами Латвии работы Дранды, получившего (посмертно) серебряный приз на Международной выставке 1937 г. в Милане.

                 

                

1968-53. Тарелка керамическая Е. Дранды.

Лифляндская губ., Валкский у., Смильтенская вол. Нач. XX в. Латыши

           

                   
       
                             
 

В архиве музея сохранилась его переписка с ЭО и полевые материалы, которые представляют собой зарисовки народных орнаментов с указанием народной терминологии; сведения относительно обстоятельств приобретения экспонатов и т.п.

    

    

     

     

     

АРЭМ. Ф. 1. Оп.  2. Д. 276. Л. 276 – Рукопись Р. Зариньша.

Материалы по этнографии латышей

               
             
                 
             
             
В мае 1919 г. по приглашению правительства Латвии художник переехал в Ригу, чтобы принять руководство Высшими художественными мастерскими, преобразованными вскоре в Латвийскую академию художеств. В течение 17 лет, почти до самой смерти, он бессменно руководил в ней кафедрой графики, где преподавал в том числе этнографию и латышский орнамент, а в 1934 г. получил учёное звание профессора. Благодаря разносторонним художественным дарованиям Р. Зариньш создал в Латвии национальную школу графики; возглавил работу по созданию государственной символики страны. Вместе с Виллисом Круминьшем был автором государственного герба Латвии, утверждённого в 1921 г., эскизов банкнот, монет, в том числе знаменитой серебряной монеты номиналом в 5 латов с профильным  изображением девушки в праздничном венке («Милда»), которая была в обращении в 1929, 1931 и 1932 гг. Нумизматы до сих пор считают эту монету одной из самых красивых в мире.







Аверс серебряной монеты в 5 латов («Милда»), отчеканенной по эскизу Р. Зариньша




Значительную часть своей профессиональной деятельности Зариньш посвятил поискам средств выражения национального своеобразия в прикладном искусстве в духе национального романтизма, позднее югендстиля. Вместе с другим художником, Ю. Мадерниеком, они, найдя последователей, основали первые частные школы и курсы, устраивали художественно-ремесленные выставки, способствовали тому, что в музеях Латвии стали собираться произведения народного искусства. В 1926 г. в Лиепае была создана первая художественно-ремесленная школа с несколькими отделениями. В 1924–1931 гг. Зариньш опубликовал три тома образцов народных орнаментов в известной серии «Latvjuraksti» («Латышский орнамент»), которые сыграли важную роль в изучении латышского народно-прикладного искусства.

Р. Зариньш занимался и станковой графикой, заложил основу традиции латвийского экслибриса, по праву считается первым в Латвии мастером офорта, сюжеты он черпал из латышских преданий. Зариньш рисовал также акварели; иллюстрировал журналы, книги, особенно сказки; сделал 28 рисунков для почтовых марок; был признанным лидером в таком направлении профессионального искусства, как цветная литография.

Р. Зариньш был награждён высшей государственной наградой Латвийской Республики, первым гражданским орденом страны – Орденом Трёх звёзд третей степени (1926) и шведским Орденом Васы третей степени.

Умер он 21 апреля 1939 г. возрасте 69 лет; похоронен на Лесном кладбище (Mežakapi) в Риге.

В 2001 г. в Издательско-торговом центре «Марка» были подведены итоги конкурса «10 лучших марок России XX века». В нём приняли участие филателисты из 48 регионов России. Лучшей отечественной маркой столетия была признана марка, автором которой был Р. Зариньш, «Святой Георгий Победоносец» из серии 1914 г. «В пользу воинов и их семейств».

Архивные материалы

АРЭМ Ф. 1. Оп. 2. Д. 276 – Переписка с Р.Г. Зарриным (Зариньш) о собирании этнографического материал Лифляндской и Курляндской губ.; описи материалов. 14 марта 1909 – 2 октября 1911.

Публикации

Latvju raksti / Sast. Rihards Zariņš. 3 sējumi. – Rīga, 1924–1931.
            

Библиография

  1. Беленовский В. Автор первой революционной советской марки // Филателия СССР. 1969. – № 12. – С. 42–43.
  2. Зарриньш // Большой филателистический словарь / Н.И. Владинец, Л.И. Ильичёв, И.Я. Левитас и др. / Под общ. ред. Н.И. Владинца и В.А. Якобса. – М.: Радио и связь, 1988. – С. 81. 
  3. Ильинский В. Художник Рихард Германович Зарриньш // Филателия СССР. 1988. –№ 11. – С. 42–45.
  4. Корнюхин А.Е. Под парусами филателии. – М.: Связь, 1975. – 96 с. 
  5. Лучшая отечественная марка столетия. Результаты конкурса «10 лучших марок России XX века» // Филателия. 2001. – № 5. – С. 6.
  6. Левитас Й.Я., Басюк В.М. Заріньш Ріхард Германович // Все про марки / Й.Я. Левитас, В.М. Басюк. К.: Реклама, 1975. С. 88. 
  7. Ducmane Kristīne. Richards Zarriņš. Latvijas mākslas klasika. – Rīga: Neputns, 2016. – 145 lpp.
  8. Neuman W. Baltische Maler und Bildhauer des XIX. Jahrhunderts. – Riga: Grosset, 1902.
  9. Prande A. Profesors Rihards Zariņš // Ilustrēts Žurnāls, 1925. – Nr. 5. – Lpp. 129–140.
  10. Reihmane L. Rihards Zariņš. (Latvijas Mākslas akadēmijas Mākslas zinātnes nodaļas diplomdarbs, mašīnraksts.) – Rīga, 1969.
  11. Rozentāls J. Rihards Zariņš // Vērotājs, 1904. – Nr. 6. Lpp. 995–1006.
  12. Runce R. un L. Kovtuna (red.). Riharda Zariņa atmiņas. – Rīga: SIA VESTA-LK, 2015. –351 lpp.
  13. Siliņš J. Latvijas māksla, 1800–1914. II. – Stokholma: Daugava, 1980. – Lpp. 39–49.
  14. Upītis P. Riharda Zariņa grāmatzīmes. // Latviešu tēlotāja māksla. – Rīga: Liesma, 1970. – Lpp. 206–220.
  15. Vanaga A. Zariņš Rihards // Māksla un arhitektūra biogrāfijās. – Rīga: a/s Preses nams, 2003. Lpp. 112–114.
  16. Villerušs V. Riharda Zariņa agrīnais devums preses grafikā // Grāmata. Rīga; Latvijas Nacionāla bibliotēka, 2000. Lpp. 75–117.
                  

Коллекции

№ 1504 – Рис. жилища. Включает 1 предмет. Курляндская губ., Гробинь-Газенпотский у., Руцауская, Нидербартау вол., Добленский у., Якобсгофская вол. Сбор 1910–1911 гг. Латыши

№ 1968. – Одежда, включая полные комплексы мужской и женской одежды, украшения, обувь, гончарные изделия, трубки для курения. Включала 70 предметов, сохранилось 68. Лифляндская губ., Валкский у., Смильтенская в., Венденский у., Тирзенская и Старо-Пебальгская вол. Сбор 1909–1910 гг. Латыши

№ 1969. – Полные комплексы праздничной мужской и женской одежды, головные уборы, пояса, рукавицы. перчатки, обувь, женские и мужские фибулы для застегивания рубах из латуни и янтаря; музыкальный инструмент – кокле. Включала 114 предметов, сохранилось 109. Курляндская губ., Гробин-Газенпотский у., Руцауская, Нидербартау вол.; Добленский у., Якопскогофская вол., (Большой березенок). Сбор 1910–1911 гг. Латыши

№ 5763. – Женщины в праздничных костюмах.. Включает 1 фотографию на паспорту. Лифляндская губ., Валкский у. Латыши

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.

Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.