Купить билет

Собиратели

Жиогас Юозас

Жиогас Юозас

Жиогас Юозас (лит. Žiogas Juozas) – католический священник / ксёндз, краевед, археолог-любитель, этнограф и распространитель запрещённой литовской печати.

Автор: О.М. Фишман, зав. отделом этнографии Северо-Запада и Прибалтики

Родился 15 марта 1868 (1869) г. в д. Рубяжнинкай Йонишкской вол., Шяуляйского у. Ковенской губ. В 1878 г. Жиогас поступил в Шяуляйскую мужскую гимназию, после окончания которой в 1891/1893 г. поступил в Жемайтийскую духовную семинарию в Каунасе. Культивировавшееся в духовной семинарии пренебрежительное отношение к литовскому языку побудило его еще в студенческие годы присоединиться к сторонникам литовского национального движения, читать запрещённую литовскую печать, распространять идеи учреждения литовских школ.

В 1895 г. Юозас Жиогас был возведён в сан ксендза. Исполняя богослужебные обязанности в различных уголках Литвы – в Алуксте, Элерне, Кальнялисе, Гайде, Рагяляй, Ужвянтис, Рудишкес – он интересовался историей местности, археологическими памятниками, этнографией.

В 1898 г. Жиогас начал заниматься археологическими раскопками в Имбаре. Кроме того, он собирал предания и истории, связанные с исследуемыми объектами. Весьма важным делом он считал просветительскую деятельность, поэтому рассказывал о находках крестьянам, ксёндзам, помещикам, побуждал их интересоваться историей края, просил не уничтожать ценных археологических памятников. Сведения о значительных местных памятниках старины он публиковал в местной печати.

Жиогас интересовался работами других археологов, был знаком с литературой по археологии того времени, свои открытия сравнивал с уже описанными в научной литературе, искал лучшие способы каталогизации археологических находок, сотрудничал с учредителем музея в Каунасе Константином Гуковским, переписывался с другими просветителями того времени по вопросам, касающимся краеведческой деятельности.

7 апреля 1907 г. на правах члена-учредителя Жиогас участвовал в учредительном собрании Литовского научного общества (далее - ЛНО). Позднее на собраниях этого общества он читал доклады о своих исследованиях, писал статьи. В октябре 1907 г. Жиогас подарил создававшемуся при ЛНО музею сделанные им фотографии. Краевед делился опытом по надзору за археологическими материалами и их хранению в музее ЛНО. Библиотеке, создававшейся при ЛНО, он подарил книги и собрание песен, записанных в окрестностях деревни Гайде.

В 1908 г. по приглашению доктора Йонаса Басанавичюса Жиогас прочитал доклад «О могильнике в Лапушишкес и найденных в нем предметах», который позднее был опубликован в издании общества «Lietuviq tauta». После прочитанного доклада и публикации его археологические исследования, а также и собрание древностей получили более широкую известность. Его археологические публикации интересны тем, что нередко они являются единственными источниками сведений о некоторых, ныне уже не существующих, археологических памятниках и этнографических объектах. Жиогас записывал народные песни, коллекционировал старинные народные инструменты, собрал коллекцию роговой посуды. В 1919 г. в издании ЛНО «Lietuviq tauta» он опубликовал статьи по этнографии «Apie kulinę su ūku» (неперевод. название литовского музыкального инструмента), «Кубки и ковши древних литовцев (Senovės lietuvių taurės ir kaušai) ». Обе статьи представляют интерес и для современной этнографии. В первой статье зафиксировано, что в кон. ХIХ – нач. ХХ в. в Вильнюсской и отдельных местностях Ковенской губ. был распространен музыкальный инструмент под названием «кулине су уку» (kulinę su ūku); в народе его называли дудкой (duda) или лабанорской дудкой (labanoro dūda). В начале XX в. на ней (дудке) играли в каждом селе; были и свои музыканты – виртуозы. С присущей ему скрупулёзностью Жиогас описал устройство инструмента, перечислил все его части, объяснил, каким образом и из чего мастера изготовляли эти дудки, как украшали их деталями из латуни.

По просьбе профессора Эдуарда Александровича Вольтера, Жиогас фотографировал костёлы, кресты, лопасти прялок и др. этнографические объекты на западе Литвы – в Жемайтии. В 1912 г., приехав в местечко Мядингенай собирать материалы для ЭО Русского музея, Вольтер гостил у Жиогаса; осмотрел и описал его собрание, а также приобрел для ЭО коллекцию авторских фотоотпечатков.

В 1912 г. Жиогас отошёл от активной общественной деятельности, приводил в порядок коллекцию древностей – фотографировал и описывал экспонаты.

Согласно завещанию, составленному в 1935 г., Жиогас намеревался подарить всю археологическую коллекцию Каунасскому музею культуры им. Витаутаса Великого. Однако незадолго до смерти он отказался от этого намерения и 13 сентября 1935 г. подарил её ксендзу К. Купрюсу-Купрявичюсу, который уже на другой день после покупки увёз собрание в Кретингу. 21 сентября 1935 г. Юозас Жиогас умер. Так как он не изменил своего завещания, Государственная археологическая комиссия стала хлопотать о возвращении археологического собрания и передаче его в Каунасский музей культуры. Однако в Кретинге оказалось не всё музейное имущество. В настоящее время коллекция Юозаса Жиогаса хранится в Шяуляйском музее «Aušra». В неё входят 1023 предмета.

Умер 21 сентября 1935 г. в возрасте 67 лет. Место захоронения неизвестно.

В Российском этнографическом музее сохранилось 55 отпечатков с подписями Ю. Жиогаса на литовском и русском языках; они вошли в состав 2-х фотоколлекций, приобретенных Э.А. Вольтером. Фактически все фотоотпечатки имеют на обороте личную печать, подпись и надписи, выполненные рукой священника Юозаса / Иозаса Жиогаса (kuningas Juozas Ziogs). Все они отличаются высоким профессиональным уровнем исполнения.

Исключительную значимость этой коллекции придают подробные авторские описания сюжетов, истории объекта и явления, обстоятельств съемки. Фотосъёмка была осуществлена им в 1902, 1903, 1907, 1908 гг. в 22 местечках, селах, деревнях и монастырях четырех уездов Ковенской губ. — Тельшевском, Ново-Александровском, Вилькомирском и Шавельском. Фотоснимки Ю. Жиогаса активно используются в публикациях, выставках музея. «Этнографическая экскурсия по старой Литве» в Генконсультстве Литвы (2006), на международной научной конференции «Э.А. Вольтер (1856–1941) и балтистика как комплексная дисциплина» в Санкт-Петербургском университете (2006) и РЭМ (2007), наиболее интересные из них экспонировались на выставке «Старая Литва» в Литовском национальном музее и были впервые опубликованы в издании, приуроченном к этой выставке (2009), а также на экспозициях РЭМ «Народы Прибалтики. Литовцы. Конец XIX – начало XX в.» (1972–1995) и «Народы Северо-Запада России и Прибалтики. XVIII–XX вв.» (с 2003 г.).

Фотоколлекции Ю. Жиогаса, приобретенные Э.А. Вольтером

№ 2965-40, 41/1,2. – Вид с. Пасамане с «доисторическим могильником» близ Гайде, 2 вида костела в Медингяны. Включает 3 фотоотпечатка. Ковенской губ., Жоранская вол., м-чко Медингяны.  Сбор 1912 г. Литовцы-жемайты.

№ 4118-1–52. – Придорожные, приусадебные и намогильные кресты, кладбища, церкви. Включает 51 фотоотпечаток, 1 почтовую открытку.

Ковенская губ., Тельшевский у., г. Тельши; Жоранская вол., м-чко Жораны, с. и м-чко Медингяны; Ново-Александровский у., Абельская вол., м-чко и мон. Абели, д. Кревно; Понеделская вол., с. Полавены, мон. Полавень; Ракишская вол., Дрисвяты, Рогели, им. Понемунов, им. и мон. Ракишки, мон. Комаи; Дусятская вол., м-чко Скопишки, д. Билейши; Рымшанская вол., Посамане, Кукушаны; Кветковская вол., Лайдгали; Вилькомирский у., Вирбалишская вол., м-чко Скопишки; Шавельский у., Крупевская вол., м-чко и мон. Шакиново; Грудзевская вол., д. Ражи. Поступила в музей в 1909 г. Зарегистрирована в 1911 г. Литовцы-жемайты.

Публикации Ю. Жиогаса

Žiogas J. Apie kulinė su ūku // Liеtuvių tauta.T. 2, kn. 1. –Vilnius, 1919. – Р.108–110.

Žiogas J. Senovės liеtuvių taurės ir kaušai // Liеtuvių tauta. T. 2, kn. 1. – Vilnius: 2 kn., 1919. – P.110–118.

Библиография

  1. Žiogas J. Archeologiški tyrinėjimai Gaidės apylinkėje // Liеtuvių tauta. –Vilnius: 1 kn., 3 d., 1909.
  2. Liеtuvių tauta. – Vilnius, 2 kn., 1 d., 1910.
  3. Volteris Е. Киn. Žiogo senovės dаiktų rinkinys // Viltis. – 15 (28), 1912.
  4. Tarvydas В. Кun. J. Žiogas // Gimtasai Кraštas. – № 3–4 (7–8), 1935.
  5. Sеniеnų paroda Кretingos vienuolyne // Gimtasai Кraštas. – №1 (9), 1936.
  6. Liеtuvių enciklopedija. – Bostonas, 35. 1966.
  7. Krištopaitė D. Кrаštоtyrininkų pirmtakas // Gaidės ir Rimšės apylinkės. –Vilnius, 1969.
  8. Mažoji lietиviškoji tarybinė enciklopedija. –Vilnius: 3, 1971.
  9. Лазаускайте Э. Юозас Жиогас // Старая Литва. Выставка в Национальном музее Литвы. – СПб.-Вильнюс: Национальный музей Литвы, 2009. – С. 141–143.
  10. Фишман О.М. История комплектования фотоиллюстративного фонда по этнографии литовцев // Старая Литва. Выставка в Национальном музее Литвы. – СПб.;Вильнюс: Национальный музей Литвы, 2009. – С. 78, 80, 81, 90, 95–100.
  11. Фишман О.М., Кондратьева О.А. «Старая Литва»: история литовского собрания // Старая Литва. Выставка в Национальном музее Литвы. – СПб.;Вильнюс: Национальный музей Литвы, 2009. – С. 22, 32, 33.
  12. Гаджиева А.А.  Литовский музыкальный фонд:  история собрания и атрибуции // Старая Литва. Выставка в Национальном музее Литвы. – СПб.;Вильнюс: Национальный музей Литвы, 2009. – С. 61.
  13.  Фишман О.М. Коллекции Э.А. Вольтера // Старая Литва. Выставка в Национальном музее Литвы. – СПб.;Вильнюс: Национальный музей Литвы, 2009. – С. 202–211.

Обращаем ваш внимание, что в последнее время участились случаи мошенничества, совершаемые с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

Обращаем ваше внимание, что билеты в Российский этнографический музей в сети Интернет можно приобрести только через официальный сайт музея www.ethnomuseum.ru . Просим вас быть очень внимательными, чтобы не стать жертвами мошенников.

Режим работы Музея в праздничные дни:
01 и 08 мая, 11 и 12 июня с 10.00 до 18.00, касса  до 17.00;
29 апреля, 09 мая Музей закрыт.


Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.