Купить билет

Основные термины иудаизма

Арон-кодеш (ивр. — «священный ковчег») — шкаф или ниша в стене синагоги для хранения рукописных свитков Торы. В Восточной Европе располагался, как правило, у восточной стены молельного зала. 

Бейт-дин — раввинский суд, рассматривающий частные дела (бракосочетание, развод) и общинные вопросы законоучительного характера, руководствующийся в своей деятельности Галахой. 

Бейт-мидраш, бет-гамидраш (ивр. — «дом учения») — еврейское религиозное учебное заведение, где каждый желающий может в свободное время и в субботу изучать Талмуд и другую религиозную литературу. От иешивы отличается отсутствием руководителя. Находился, как правило, рядом с синагогой. 

Бима (ивр. — «подмостки», «кафедра») — огражденное возвышение в синагоге, предназначенное для чтения свитка Торы. В синагогах ашкеназских евреев располагалась, как правило, в центре молельного зала. 

Галаха — традиционное право, совокупность законов и предписаний иудаизма, содержащийся в Торе, Талмуде и религиозной литературе. 

Галерея для женщин (ивр. «эзрат нашим» — «женская территория») — помещение для отделения женщин от мужчин во время синагогальной службы. В Восточной Европе до 18 в. галерею для женщин делали в пристройке к зданию синагоги, как правило, с северной стороны, при этом она имела отдельный вход и сообщалась с молельным залом через окна. С середины 18 в. галерея пристраивалась к западной стороне синагоги, впоследствии ее перенесли на хоры молельного зала. 

Газзан (древнеевр. «хаззан», в произношении крымских караимов «газзан») — караимский священнослужитель, который совершал все относящиеся к Богослужению обряды в Синагогах и Молитвенных домах. Газан - выборная должность (с 1837 г.), получал жалование от общины, подчинялся Гахаму. 

Гахам (древнеевр. «хахам», в произношении крымских караимов «гахам») означает «ученый», «мудрец». С 1837 года так называли председателя Таврического и Одесского караимского духовного правления. В официальной переписке к Гахаму обращались «глава мудрецов» и «глава Дома суда». 

Девятое ава — у евреев день национальной скорби, траура и трагедии. В этот день в разные исторические времена были разрушены два Храма (Первый и Второй) и совершены крупные гонения на евреев и их убийства.

Заезд, заезжий дом —дом, в котором под одной крышей размещались жилые помещения, гостиница для путников и стойла для лошадей. Распространенный тип еврейского дома. 

Иешива, ешива (ивр. «заседание», «сидение») — традиционное еврейское высшее религиозное учебное заведение. Подробное изучение еврейских текстов, прежде всего, изучение Талмуда проводилось под руководством авторитетного учителя. 

Йом Киппур (буквально «день прощения» — День искупления, Судный день) – самый важный из праздников, день поста, покаяния и отпущения грехов, который отмечают на десятый день первого месяца (тишрей) еврейского календаря. 

Кенаса (от древнеевр. «канас» — собирать, является однокоренным со словом «кнесет» со значением «собрание») — название молитвенного дома у восточноевропейских караимов крымских и западных караимов. 

Кинесои Гумбаз — Купольная синагога у среднеазиатских евреев.

Каhал (ивр. — «общество») — еврейская община в Польше XVI-XVIII вв. и в Российской империи в 1772-1844 гг.; а также — правление общины, ее главный орган законодательной и исполнительной власти, представлявший ее как перед высшими органами еврейской автономии, так и перед местными и государственными властями. К. включал в себя до двух десятков, а в больших общинах и более членов, переизбиравшихся ежегодно.

Клезмеры (ивр. «кли-земер» — музыкальный инструмент) — еврейские народные музыканты, игравшие в составе местечковых или бродячих ансамблей на свадьбах, праздничных гуляниях, ярмарках.

Клойз, клейзл (идиш) — молитвенный дом для изучения талмудической литературы, объединявший прихожан по принципу принадлежности к той или иной профессии или тому или иному направлению в иудаизме. Часто находился в обыкновенном доме.

Корчма, трактир — питейное заведение или постоялый двор с продажей алкогольных напитков.

Кущи — см. Суккот.

Левиты — представители рода Леви, одного из 12-ти колен Израилевых. Левиты были служителями Храма — певчими, музыкантами, стражами и т.п.

Махалла-и яхудиён — еврейский квартал в Самарканде.

Меламед (ивр.) — учитель в хедере.

Местечко (польск. «мястечко» — городок; на идиш — «штетл») — поселение, небольшой город в Восточной Европе, как правило, с рынком, вокруг которого была сосредоточена экономическая жизнь евреев, составлявших в местечке значительную часть населения. С понятием местечка связано представление о своеобразном характере мировоззрения, культуры и быта традиционного восточно-европейского еврейства.

Мизрах (ивр. — «восток») — условное наименование направления к Храмовой горе в Иерусалиме, куда следует обращаться лицом во время молитвы. То же название носят стена синагоги, обращенная в сторону Иерусалима, и декоративная табличка, нарисованная или вырезанная из бумаги, которой отмечается восточная стена в домах.

Миква, микве (ивр. — «скопление») — бассейн для ритуальных омовений, после погружения в который человек или предмет становятся чистыми. «Миква» наполняется определенным количеством дождевой воды или воды, поступающей из естественного источника, после чего может быть добавлена вода без определения ее источника и способа доставки. Очищение через окунание в «микву» предписано женщинам и мужчинам для соблюдения чистоты семейной жизни, во время принятия неевреями иудаизма, для духовного возвышения в канун определенных событий: перед молитвой, субботой, праздниками и т.д.

Миньян (ивр.- «счет») — кворум из 10 совершеннолетних мужчин, необходимый для совершения публичного богослужения и ряда других религиозных церемоний.

Парохет — занавес, отделяющий в синагоге шкаф для хранения свитков Торы (арон-кодеш) от остального пространства синагоги. Парохеты изготовлялись из бархата, шелка, сатина и украшались аппликацией, вышивкой.

Пеот (в ашкеназском произношении — пейс) — обычно в повседневной речи под этим термином имеется край волос, растущих на висках. Длинные пейсы стали отличительным признаком религиозных евреев из некоторых общин.

Пинкас (ивр.) — актовая книга еврейских общин, различных обществ и братств, куда вносились протоколы заседаний, списки должностных лиц, внутриобщинные налоги, а также делались записи о событиях, имевших отношение к жизни и истории общины или братства.

Раввин — звание, присваиваемое после окончания высшего еврейского религиозного образования, дающее право возглавлять общину, преподавать в иешиве и быть членом раввинского суда.

Раввинский суд — см. Бейт-дин.

Синагога (греч. — «собрание») — после разрушения Храма основной институт иудаизма, здание или помещение для общественного богослужения, центр религиозной и общественной жизни еврейской общины.

Суккот (ивр. — «кущи, шалаши») — осенний праздник в память о кущах, в которых жили израильтяне в пустыне после исхода из Египта. На 7 дней праздника семья переселялась в «сукку», через крышу которой можно было видеть небо и звезды.

Талит, талес (идиш) — еврейское молитвенное облачение, представляющее собой особым образом изготовленное прямоугольное покрывало, к углам которого прикреплены нити — цицит. Как правило, делается из шерстяной, хлопчатобумажной или шелковой ткани белого цвета с несколькими вытканными голубыми, синими, черно-синими или черными полосами. Существуют две основные разновидности еврейского молитвенного покрывала: «талит гадоль» — то есть большой талит, который следует надевать для молитвы, и «талит катан» — маленький талит (прямоугольник с кистями по краям, с отверстием для головы и не сшитый по бокам), который верующие евреи носят под одеждой в течение всего дня.

Талмуд (ивр. — «учение») — кодекс еврейских законов, завершенный к 5 в. н.э., содержащий правовые и религиозные нормы иудаизма, устные предания и сведения из различных отраслей знаний. В Талмуд входят Мишна (основная часть) и Гемара (комментарий к тексту Мишны).

Талмуд-Тора (ивр. — «изучение Торы») — общинная религиозная бесплатная школа для мальчиков, в первую очередь для детей бедняков и сирот.

Тихль или Митпахат – завязываемый особым способом большой платок, которым пользуются ортодоксальные замужние иудейки.

Тора (ивр. — «Учение») — главный священный текст иудаизма, Пятикнижие Моисеево, первые пять книг Библии, содержащие повествование о сотворении мира и человека, судьбе еврейского народа с древнейших времен и свод законов, полученных евреями в результате Божественного откровения.

Тфилин — коробочки из кожи кошерных животных, выкрашенной чёрной краской, содержащие написанные на пергаменте отрывки из Торы, одна из которых привязывается на лоб, вторая на предплечье.

Хазан, кантор — человек, ведущее синагогальное богослужение. Избирался из членов общины, должен был досконально знать литургию, обладать красивым и сильным голосом, подобающей внешностью, характеризоваться безупречным поведением и был женат.

Ханука (ивр. — «освящение») — праздник, установленный в память о победе евреев под предводительством вождей-маккавеев над греко-сирийскими захватчиками Иудеи (164 г. до н.э.), в результате которого был отвоеван и заново освящен иерусалимский Храм.

Ханукия, ханукальная лампа — подсвечник на 9 свечей (одна из свечей выделена и называется «шамаш» — служка), которые зажигается во время 8-ми дней праздника «Ханука». В каждый из восьми дней праздника на подсвечнике зажигают очередную свечу.

Хасидизм — религиозно-мистическое направление в иудаизме, основанное Исроэлем Баал-Шем-Товом (БЕШТОМ) в середине XVIII в. и широко распространившееся в Восточной Европе.

Хахам (древнеевр. «мудрец») — в библейский период так называли ученого и мудреца, позже – знатока Закона; понятие соответствовало званию раввина в сефардских и восточных общинах.

«Хевра Кадиша» (ивр. — «Святое братство») — еврейская благотворительная общественная организация, занимающаяся погребением покойных и обслуживанием кладбищ; также общее название традиционных еврейских благотворительных обществ.

Хедер (ивр. — «комната») — традиционная еврейская частная начальная религиозная школа для мальчиков, в программу которой входило изучение Торы, комментариев к ней и некоторых раввинистических текстов.

Хупа — обряд бракосочетания, во время которого жених и невеста стоят под хупой – балдахином их ткани, прикрепленной к 4-м шестам. Хупа символизирует дом жениха, в который он вводит невесту.

Цадик — праведник, человек, ведущий праведную жизнь. У хасидов – духовный лидер общины.

Цицит — сплетенные особым образом нити, которые прикрепляют по углам четырехугольной одежды. Цицит обязательно повязывается на углах талита.

Цниут — это скромность в одежде, в разговоре, в поведении женщины и ее смирение.

Черта оседлости — территория Российской империи, включавшая 15 западных и юго-западных губерний, за пределами которых было запрещено свободное проживание евреев, за исключением некоторых категорий. Была установлена в конце XVIII в. и упразднена в года Первой мировой войны.

Шамаш (ивр. — служитель, идиш — шамес) — служка в синагоге, ответственный за административную и хозяйственную деятельность

Штетл (идиш — городок) — см. местечко

          

Фотографические процессы конца XIX – начала ХХ вв. в собрании РЭМ по еврейской культуре

Фотографический процесс — способ получения отпечатков на светочувствительных материалах. Для фотоматериалов используют различные основы, из которых состоит подложка: металл, стекло, бумага и пластик. Фотография широко применяется на производстве, в научных исследованиях, для официальных документов и в досуге.

Дагеротипия. 1839–1860-е

Дагеротипия — ранний фотографический процесс, основанный на светочувствительности йодистого серебра. Основой служила медная пластина, на которую наносился тонкий слой серебра. Одна из первых в мире технология фотографии, использовавшаяся в течение двух десятилетий и вытесненная во второй половине XIX века более дешёвыми и удобными для печати процессами. Дагеротипия состоит из амальгамы, образующейся при взаимодействии серебра и ртути, поэтому ее часто называли «зеркалом с памятью». При рассматривании дагеротип может выглядеть как позитив и как негатив, что зависит от наклона пластинки к источнику света.

             

Отпечатки на соленой бумаге. 1840–1860-е

Соленая бумага — это позитивный отпечаток, полученный путем видимой печати. Если бумагу обработать раствором поваренной соли, а затем раствором азотнокислого серебра и после высыхания подвергнуть его действию света через негатив, то получается позитивный отпечаток. Отпечаток на соленой бумаге является однослойным: для него характерны отсутствие четких деталей изображения и плавные переходы от света к тени. Цветовая гамма варьируется от бледно-желтого до коричневого.  Позднее, когда была изобретена техника альбуминовой печати, поверхность соленых отпечатков иногда покрывали тонким слоем альбумина с целью имитации новой модной техники.

                  

Альбуминовая печать. 1850–1900-е

Альбуминовая печать — фотографический процесс, в котором для удержания светочувствительных веществ на бумаге используется альбумин, получаемый из белков яиц. Альбуминовая печать имеет два слоя: бумажная подложка и связующее вещество. Отпечатки делались на тонкой бумаге, поэтому они, как правило, монтировались на паспарту (при отсутствии паспарту листы имеют тенденцию скручиваться из-за сильного натяжения со стороны эмульсии). Для придания дополнительного декоративного эффекта и защиты от механических воздействий иногда отпечатки покрывались лаком, желатином или коллодионом,

                              

Коллодионовые отпечатки. 1885–1930-е

Коллодионный процесс предполагает использование вязкой жидкости, полученной путем растворения нитрата целлюлозы в смеси спирта с эфиром. Коллодионовый отпечаток относится к трехслойному и состоит из бумажной подложки, баритового слоя и связующего вещества. Сначала изобрели мокрый коллодионовый процесс. Для создания негативов по мокрому коллодионному процессу использовались стеклянные пластинки, на которые наносился светочувствительный слой. С развитием новых технологий коллодионовый процесс был перенесён со стеклянной пластины на бумагу. Коллодионовые отпечатки, как правило, тонировались золотом или платиной, что делало их более устойчивыми к желтизне и практически неугасающими. Коллодионовые отпечатки имеют исключительную четкость изображения.

              

Серебряно-желатиновая печать с химическим проявлением (DOP). С 1885 года

Желатиновый серебряный отпечаток получают в результате процесса, в котором монохромное изображение проявляется при помощи химикатов на фотографической бумаге, покрытой светочувствительной желатиновой эмульсией. Относится к трехслойному отпечатку: бумажная подложка, баритовый слой и желатиновая эмульсия. Желатиновые отпечатки хронологически являются последней из самых распространенных классических техник печати; для защиты, а также для декоративного эффекта, их нередко покрывали лаковым слоем. Потертостей на серебряно-желатиновых отпечатках почти никогда нет.

                        

Справочник фотоколлекций                            

Справочник фотоколлекций РЭМ представлен в виде карточек. В нем отобраны карточки коллекций, фотографии из которых вошли в каталог. Эта картотека и другие справочники были заведены в библиотеке Этнографического отдела, куда с 1902 г. поступали на хранение фотографические снимки. Они сдавались вместе с коллекционными описями (регистрационными списками), в которых указывались фондообразователь/фотограф, время съемок/поступления, тематическое содержание и этническая принадлежность коллекции. В 1912 г. в музее было организовано специализированное хранилище – фототека. Данная картотека пополняется в отделе до сих пор.







Обращаем ваш внимание, что в последнее время участились случаи мошенничества, совершаемые с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

Обращаем ваше внимание, что билеты в Российский этнографический музей в сети Интернет можно приобрести только через официальный сайт музея www.ethnomuseum.ru . Просим вас быть очень внимательными, чтобы не стать жертвами мошенников.

Режим работы Музея в праздничные дни:
01 и 08 мая, 11 и 12 июня с 10.00 до 18.00, касса  до 17.00;
29 апреля, 09 мая Музей закрыт.


Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.