«Мир удэхе глазами В.К. Арсеньева»

Авторы выставки онлайн: В.В. Горбачёва, М.В. Фёдорова

Авторский коллектив выставки: Е.А. Андреева, В.В. Горбачёва (куратор), И.А. Карапетова, Т.Ю. Сем, М.В. Фёдорова

Координатор выставки: Е.И. Ушакова

Фотографы: О.В. Ганичева, А.В. Колмыков

Сканирование фотографий: Я.И. Андреева

Составитель буклета: В.В. Горбачёва

Реставраторы: В.В. Волынский, К.Х. Моисеева, Е.В. Толстых

Партнеры проекта: Российский этнографический музей; Приморский государственный объединенный музей им. В.К. Арсеньева (с 2019 года – Музей истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева, г. Владивосток); Хабаровский краевой музей им. Н.И. Гродекова

Время и место экспонирования: с 4 сентября по 7 декабря 2014 г.; Приморский государственный объединенный музей им. В.К. Арсеньева (с 2019 года – Музей истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева, г. Владивосток); Хабаровский краевой музей им. Н.И. Гродекова 

Выставка «Мир удэхе глазами В.К. Арсеньева» экспонировалась на протяжении трёх месяцев (4 сентября – 7 декабря) 2014 года в двух крупных музеях юга Дальнего Востока: Приморском государственном объединенном им. В.К. Арсеньева (с 2019 года – Музей истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева, г. Владивосток) и Хабаровском краевом им. Н.И. Гродекова. Она была подготовлена к 142-летнему юбилею со дня рождения известного путешественника, учёного, действительного члена Приамурского отдела ИРГО и талантливого писателя Владимира Клавдиевича Арсеньева. Выставка стала хорошей презентацией для жителей дальневосточного региона его уникальных коллекций по культуре удэгейцев, орочей и нанайцев из собрания Российского этнографического музея.

Увлечённость В.К. Арсеньева этнографией коренного населения юга Дальнего Востока, проявившаяся во время экспедиций по всестороннему изучению Уссурийского края, привела к тому, что вся его жизнь была теснейшим образом связана с народами этого региона. Он хорошо понимал и искренне любил их за природную мудрость, жизнестойкость и приспособленность к суровым условиям существования. В этом он неоднократно убеждался во время сложнейших Уссурийских экспедиций 1906-1910 гг. в горную область Сихотэ-Алинь. На протяжении двух экспедиций 1906 и 1907 гг. постоянным спутником его был верхнеуссурийский нанаец Дерсу Узала (Дэрчу из рода Очжал), который не только прекрасно ориентировался в тайге и многому научил В.К. Арсеньева, но и неоднократно с риском для жизни спасал членов экспедиций. Холодной зимой 1909 года в районе рек Хуту и Буту хунгарийские удэгейцы буквально спасли отряд В.К. Арсеньева от замерзания и голодной смерти. Став прекрасным знатоком культуры коренного населения, с которым ему приходилось общаться во время экспедиций, В.К. Арсеньев понял необходимость сохранения культурного наследия народов Дальнего Востока.

Являясь с 1910 года директором Гродековского музея Приамурского отдела Императорского Русского географического общества (г. Хабаровск), он продолжал заниматься исследованием коренных этносов и сбором этнографических предметов. В своей переписке с Хранителем Этнографического Отдела, географом и этнографом, коллежским советником Б.Ф. Адлером, курирующим регион Сибири и Дальнего Востока, В.К. Арсеньев писал: «….я рад буду, если мне удастся оказать Вам помощь в приобретении коллекции по этнографии. У меня очень обширное знакомство с гольдами, ольчами, кекарями и орочами. Они постоянно бывают у меня, если случайно приезжают в Хабаровск. Я могу им заказать привезти то или другое. Но моё мнение: такие коллекции по заказу теряют 50-75 % своей ценности (научной); совсем другое дело, если они взяты на месте непосредственно из обращения, тогда они могут быть точно фиксированы о своей цели и о назначении..» (АРЭМ, Ф1.,оп.2, д.19, л.1 об). И это нашло отражение в коллекциях подаренных ЭО (РЭМ) В.К. Арсеньевым в 1911 году.

Представленные на выставке «Мир удэхе глазами В.К. Арсеньева» 90 из 222 предметов двух больших коллекций РЭМ (1870, 1871) характеризуют различные аспекты системы жизнеобеспечения и духовной культуры удэгейцев, орочей и нанайцев.

   

Система жизнеобеспечения

Природопользование: рыболовство

            

Хозяйственная деятельность удэгейцев, орочей и нанайцев Уссурийского края имела комплексный характер. В той или иной степени рыболовство сочеталось у них с сухопутной охотой, а у орочей, живущих на побережье Императорской (ныне Советской) Гавани, с добычей морских животных – нерпы и сивуча.

Основные запасы рыбы на весь год заготавливали летом и осенью в период нереста проходных лососёвых – кеты и горбуши. Ловили их при помощи заездков (изгородей) с мешковидными сетями, ставными сетями, острогами, баграми. При промысле рыбы других видов использовались ловушки, крючковые снасти, плавные сети и т.п.

Охота

Охота, как и рыболовство, была круглогодичным занятием. В зависимости от сезона добывали крупных парнокопытных животных – лося, оленя, изюбра, кабаргу, медведя и пушных зверей – соболя, лисицу, горностая, колонка.

Способы и орудия охоты были разнообразными: ловчие ямы, самострелы, лук со стрелами, сетчатые ловушки, копьё, огнестрельное оружие и т.д. Для удэгейцев, которым В.К. Арсеньев посвятил свою брошюру «Лесные люди удэхейцы» охота имела первостепенное значение. Отправляясь в тайгу на длительное время, охотник брал с собой своеобразный календарь из небольших дощечек, закреплённых на верёвочке. Костюм охотника отличался от повседневной и праздничной одежды. Он состоял из халата или куртки, безрукавки, штанов, юбки или фартука из рыбьей кожи из ноговиц (наголенников), короткой обуви, головного покрывала, прикрывающего плечи, небольшой шапочки с султаном на верху, нарукавников, пояса с охотничьими принадлежностями.

Одежда

          

Женская и мужская повседневная и праздничная верхняя плечевая одежда (халаты, куртки охотника) были одного покроя – кимоно с застёжкой на правую сторону. Одинаковыми были и основные элемента костюма: штаны, ноговицы (наголенники), короткая обувь амурского типа.

Женский костюм дополнялся нагрудником, пелериной, капорообразной шапкой, пелериной, а мужской – покрывалом, небольшой шапочкой и поясом. Шили одежду из ткани, рыбьей кожи, выделанной шкуры животных (ровдуги). Зимой носили  халаты стёганные на вате или меховые шубы.

Отличительной особенностью мужской и женской одежды нанайцев, орочей и удэгейцев было декоративное её оформление: вышивка цветными нитками, аппликация из рыбьей кожи и ровдуги. Наибольшее количество орнаментальных мотивов, причём сакрального типа, располагалось на спинке женской праздничной и свадебной одежде.

Утварь

            

Утварь в зависимости от назначения изготавливали из различных материалов. Деревянные блюда, ложки, сосуды для ложек, берестяные короба и коробки для хранения продуктов, одежды и женского рукоделия украшали геометрическими, растительным, зооморфным орнаментом и подвесками. 

     

     

Духовная культура

Традиционные верования и шаманизм

                        

Традиционные верования удэгейцев, орочей и нанайцев Уссурийского края основаны на анимистических представлениях. Почитание божеств Вселенной, духов – хозяев территории, тайги, водной стихии, различных животных было отражением теснейшей связи этих народов с окружающей природной средой и животным миром.

Шаманы, являющиеся посредниками между человеком, божествами и духами играли важную роль в хозяйственной деятельности и жизни этих народов. Атрибуты шамана (одежда, бубен, маска) отражали статус шамана. Сильные шаманы участвовали не только в проводах души умершего в потусторонний мир, но и в производственных и лечебных обрядах.

Шаманская практика: Промысловый культ

                     

Для выполнения коллективных и индивидуальных обрядовых действий, связанных с почитанием хозяев местности, тайги, реки и животных по указанию шамана изготавливали их изображения.

К ним относились с особым почтением, «кормили» и просили удачи в охоте и рыболовстве.

    

     

     

     

Шаманская практика: Лечение

                        

Активную роль шаманы играли в лечении заболевшего человека. Обрядовое лечение и изгнание злого духа – виновника болезни проходило в жилище больного.

Изготовленные по указанию шамана различные амулеты и изображения использовались непосредственно в обрядовых действиях, хранились в жилище или за его пределами в специальных сооружениях культового назначения.

                 

                  

                         

                

Выставка в Приморском государственном объединенном музее им. В.К. Арсеньева (с 2019 года – Музей истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева, г. Владивосток) и в Хабаровском краевом музее им. Н.И. Гродекова 

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.

Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.