Главная: Коллекции и экспозиции: Выставки онлайн: Тувинское камнерезное искусство. От безымянных мастеров к профессионализму

Тувинское камнерезное искусство. От безымянных мастеров к профессионализму

Авторы выставки: Н.А. Косяк, С.В. Романова 

Автор текста: С.В. Романова

Подбор экспонатов: Н.А. Косяк, С.В. Романова 

Авторы-составители аннотаций: Н.А. Косяк, С.В. Романова 

Фотограф: О.В. Ганичева

Время и место экспонирования: онлайн с 21.01.2021

Тувинское камнерезное искусство, известное далеко за пределами Республики, является одной из визитных карточек современной тувинской культуры. 

Месторождения агальматолита, характеристика материала, основные технологические приемы

     

Образец агальматолита с выгравированным именем первой женщины-камнереза Тувы Раисы Аракчаа.

17,0х13,5х3,5 см. Собиратель: Алоева Н.Г. 1983 г. Тувинская АССР

Основным поделочным материалом у тувинских камнерезов является мягкий, хорошо поддающийся обработке камень агальматолит. Это название происходит от греческих agalma – изваяние, статуя, украшение и lithos – камень. Его тувинское название чонар-даш (чонар – резать; даш – камень). Наиболее известными центрами тувинского камнерезного искусства являются Бай-Тайгинский и Улуг-Хемский районы. Месторождения этого камня светлых оттенков (серого, светло-желтого, розовато-коричневого) находится на вершине горы Сарыг-Хая (Желтая скала) в Бай-Тайгинском районе,  а залежи темного агальматолита – на сопках Аргалыг и Шеттиг-Арга близ села Ак-Туруг в Улуг-Хемском районе.

Скульптура «Архар» (горный баран). Автор: Х.К. Хуна. Агальматолит. 9,0х3,3х7,0 см. Поступление: через закупочную комиссию ГМЭ. 1974 г. Тувинская АССР

Скульптура «Верблюд». Автор: Д.Х. Дойбухаа. Агальматолит. 15,0х4,5х11,5 см. Собиратель: Алоева Н.Г. 1979 г. Тувинская АССР

Скульптура «Сарлык». Автор: К.Т. Хунан. Агальматолит. 14,5х4,0х7,5 см. Собиратель: Алоева Н.Г. 1979 г. Тувинская АССР, Бай-Тайгинский р-н

Скульптура «Кабан». Автор: Тандоор-оол. Агальматолит. 9х6х3,5 см. Собиратель: Алоева Н.Г. 1979 г. Тувинская АССР, Бай-Тайгинский р-н

Скульптура «Аскыр» (жеребец). Автор: С.Д. Ооржак. Агальматолит. 8,8х2,9х7,5 см. Собиратель: Алоева Н.Г. 1983 г. Тувинская АССР

Скульптура «Схватка». Автор: Э.С. Салчак. Агальматолит. 9,5х18х6,7 см. Поступление: через ЭФЗК РЭМ от автора в 2007 г. Республика Тува, Бай-Тайгинский р-н, 1998 г.

Этот камень добывается кустарным способом, традиционно в конце сентября – начале октября, когда земля начинает промерзать. Перед началом добычи совершается специальный ритуал: у горы производят кропление молоком на четыре стороны света с целью умилостивить духов-хозяев места. Прежде чем приступить непосредственно к работе с камнем, современные дипломированные скульпторы предварительно лепят из пластилина или глины модель в натуральную величину, в то время как особенность традиционного способа изготовления – отсутствие предварительных эскизов. Сначала на выбранный для скульптуры образец карандашом наносятся контуры изделия, затем по разметкам пилой выпиливается фигура. На следующем этапе заготовка обтесывается при помощи молотка кержек, а затем напильниками и ножами бижектер различной величины с резцами разных конфигураций убирают выступы, выравнивая поверхность и подготавливая заготовку под декорирование. Внутренние выемки прорабатываются сверлами орум. Окончательная обработка и шлифовка поверхности производится наждачной бумагой и войлоком.

История возникновения камнерезного искусства в Туве (основные гипотезы и этапы)

В современной науке существует несколько версий происхождения тувинской каменной пластики. Некоторые исследователи полагают, что освоение камня как поделочного материала произошло только в конце XIX века (именно этим временем датируются самые ранние его образцы, сохранившиеся в музейных собраниях) и оно восходит к народным традициям резьбы по дереву, кости и рогу. Стилистика изделий и способы обработки материала аналогичны.

Домашний бык – детская игрушка. Агальматолит. 6,3х2,0х4,8 см. Собиратель: Ф.Я. Кон. 1902–1903 г. Китайская империя, Северная Монголия, бассейн Верхнего Енисея

Верблюдик – детская игрушка. Агальматолит. Подставка: 4,0х1,5; выс. – 3,3 см. Собиратель: Ф.Я. Кон. 1902–1903 г. Китайская империя, Северная Монголия, бассейн Верхнего Енисея

Як – детская игрушка. Агальматолит. 7,8х4,7 см. Собиратель: Ф.Я. Кон. 1902–1903 г. Китайская империя, Северная Монголия, бассейн Верхнего Енисея

Скульптура «Аскыр» (жеребец). Автор: Х.К. Хуна. Агальматолит. 6,0х11,0 см; подставка: 10,0х2,8 см. Поступление: через закупочную комиссию ГМЭ. 1974 г. Тувинская АССР

Другие ученые считают, что тувинские камнерезы изначально отталкивались от традиции изготовления ритуальной скульптуры, например, антропоморфных и зооморфных изображений духов-помощников шаманов и антропоморфных изображений духов-предков по женской линии, покровительниц домашнего очага (они носят у тувинцев общее название ээрен), а также деревянных фигурок, заменявших жертвенных животных, которые являлись приношениями духам-хозяевам местности на культовых местах оваа.

Скульптура «Козел». Автор: Саая Когел. Агальматолит. 8,4х2,7х7,5 см. Поступление: передача от Союза художников СССР и Всесоюзного производственно-художественного комбината Министерства Культуры СССР в 1970 г.

Скульптура «Козел». Автор: Тулуш Е.Б. Агальматолит. 6,5х3,0х4,5 см. Собиратель: Алоева Н.Г. 1983 г. Тувинская АССР

По версии третьих, традиции каменной пластики на территории современной Тувы зарождаются в глубокой древности. Образцы ранней мелкой пластики могли быть миниатюрными подражаниями монументальным изваяниям Саяно-Алтайского региона: памятникам окуневской культуры (II тыс. до н.э.), оленным камням, относящимся к разным археологическим культурам, погребальным памятникам древнетюркского времени (VI–X вв. н.э.). Но наибольшее количество параллелей в тувинской мелкой пластике прослеживается с образами знаменитого скифо-сибирского звериного стиля.

Скульптура «Кошкар» (домашний баран). Автор: А. Кужугет. Агальматолит. 6,5х4,5х8,5 см. Приобретена у коллекционера, председателя «Тувинского землячества» в г. СПб, Ондара Валерия Анчыр-ооловича через ЭЗФК РЭМ. 1994 г. Республика Тува, 1992 г.

Скульптура «Олень». Автор: В.В. Аракчаа. Агальматолит. Дл. – 14, выс. 13,7 см; подставка: 14х5,2 см. Дар от Национального музея Республики Тува им. Алдан-Маадыр к 100-летнему юбилею РЭМ. 2002 г. Республика Тува, г. Кызыл

Искусство степных народов скифо-сибирского мира просуществовало около восьми веков первого тысячелетия до н.э. и имело значительное влияние на позднейшее развитие орнаментики кочевников Евразии. Приемы и сюжеты, выработанные в скифо-сибирском искусстве, предназначенные главным образом для декора оружия, блях, конского снаряжения, получили сугубо прикладной характер. Для скифо-сибирского звериного стиля характерны стилизованные изображения сильных и быстрых животных в определенных позах. Изделия, выполненные в зверином стиле, на территории Сибири встречаются в погребениях тагарской культуры (VIII–III вв. до н.э.) в Минусинской котловине, раннескифской культуры в Туве (IX–III вв. до н.э.), памятниках раннего железного века. Среди знаменитых находок из царских курганов Аржан-1 (конец IX-VIII вв. до н.э) и Аржан-2 (вторая половина VII в. до н.э.) встречаются как антропоморфные, так и зооморфные образы:  птицы (орлы), хищники (барсы, волки), копытные (лошади, олени). В произведениях современных мастеров прослеживаются также прямые аналогии со скульптурными изображениями, найденными в раскопках прототюркских и тюркских захоронений I–VII вв. н.э., что свидетельствует о преемственности традиции.

Тигр (терминология собирателя) – детская игрушка. Агальматолит. 3,4х1,9х3,5 см. Собиратель: Ф.Я. Кон. 1902–1903 г. Китайская империя, Северная Монголия, бассейн Верхнего Енисея

Тигрица (терминология собирателя) – детская игрушка. Агальматолит. 4,0х1,8х4,2 см. Собиратель: Ф.Я. Кон. 1902–1903 г. Китайская империя, Северная Монголия, бассейн Верхнего Енисея

Вполне вероятно, что на позднем этапе на тувинскую каменную миниатюру влияли китайские традиции резьбы по камню. Возможно, эти предметы имитировали каменные, костяные и лаковые брелоки (кит. чжуй-цзы, яп. нэцкэ) и мелкие бытовые вещи (например, флаконы для нюхательного табака) китайских мастеров. В первую очередь это проявилось в сходстве изобразительных мотивов.

Не исключено, что камнерезное искусство возникло у  тувинцев приблизительно в XVI–XVII веках в результате знакомства посредством монголов с индийско-тибетскими шахматами (тув. шадыраа), ставшими любимой игрой всех слоев населения. Позднее, в XIX веке, под воздействием русскоязычных переселенцев тувинские мастера расширили ассортимент изделий и занялись изготовлением игрушек и сувениров, продолжая разработку традиционных образов. В коллекционных описях Российского этнографического музея образцы тувинской каменной миниатюры конца XIX – начала ХХ вв. в большинстве случаев обозначены как детские игрушки.

Развитие камнерезного искусства активно стимулировалось в период Тувинской Народной Республики. В это время возросло внимание к народным умельцам. Мастера стали получать государственные заказы на изготовление письменных чернильных приборов, настольных шахмат и шашек и других предметов сувенирно-бытового назначения. В связи с этим повысилось художественное мастерство обработки различных материалов, в частности агальматолита.  После вхождения Тувы в состав СССР в 1944 году тувинское камнерезное искусство достигает своего расцвета. Во второй половине ХХ в. появились резчики-профессионалы, возникли местные художественные артели и учебные заведения. Это ряд образовательных учреждений Бай-Тайгинского района и Кызыльский колледж искусств им. А.Б. Чыргал-оола.  

Мастера-камнерезы

Если имена мастеров, изготавливавших каменные игрушки и статуэтки на рубеже XIX и ХХ веков, нам не известны, то во второй половине ХХ века их имена зазвучали не только в Туве, но и за ее пределами.

Скульптура «Спортсменка». Автор: Х.К. Тойбухаа. Агальматолит. 6,8х5,2х18,0 см. Собиратель: П.И. Каралькин. 1957 г. Красноярский край, Тувинская АО, Бай-Тайгинский р-н

Скульптура «Борющиеся медвежата». Автор: Х.К. Тойбухаа. Агальматолит. 8,5х6,0х9,0 см. Собиратель: П.И. Каралькин. 1957 г. Красноярский край, Тувинская АО, Бай-Тайгинский р-н

Скульптура «Сарлык». Автор: Мижит-Доржуу. Агальматолит. 8,4х2,7х7,5 см. Поступление: передача от Союза художников СССР и Всесоюзного производственно-художественного комбината Министерства Культуры СССР в 1970 г.

Скульптура «Верблюд». Автор: Х.К. Тойбухаа. Агальматолит. 11,3х15,4 см; подставка: 11 х 3,4 см. Поступление: передача от Союза художников СССР и Всесоюзного производственно-художественного комбината Министерства Культуры СССР в 1970 г. Тувинская АССР, 1965 г.

В начале ХХ века Г.Е. Грумм-Гржимайло писал: «Скульпторов-художников, занятых всецело лишь пластикой, среди сойотов (тувинцев) не существует: их можно встретить или среди кузнецов, или среди столяров, которые одновременно являются резчиками по камню и дереву». При этом, занимаясь каким-либо ремеслом, тувинцы не оставляли и своих основных занятий – скотоводства и охоты. Для тувинского камнерезного промысла характерна прочная преемственность традиций и мастерства: искусство обработки камня передается из поколения в поколение в рамках одной семьи, переходя от отцов к детям. В Бай-Тайгинском и Улуг-Хемском районах на сегодняшний день сложились целые династии резчиков по камню. Это заслуженный деятель литературы и искусства Тувинской АССР, родоначальник современного камнерезного искусства М.Х. Черзи, лауреаты Государственной премии РСФСР им. Репина Х.К. Тойбухаа, Р.А. Аракчаа (первая женщина-камнерез), Б.С. Байынды, М.Х. Мижит-Доржу, лауреаты Государственной премии России К.М. Саая, Д.Х. Дойбухаа, Б.С. Дупчур, Е.Б. Байынды.

Скульптура «Аскыр» (жеребец). Автор: Б.С. Байынды. Агальматолит. 10,6х15,0х5,0 см. Поступление: передача от Всесоюзного производственно-художественный комбинат Министерства Культуры СССР в 1974 г. Тувинская АССР

Скульптура «Коза». Автор: Х.К. Хуна. Агальматолит. 12,5х14,0х4,2 см. Поступление: передача от Всесоюзного производственно-художественный комбинат Министерства Культуры СССР в 1974 г. Тувинская АССР

Скульптура «Арзылан» (лев). Автор: Раиса Аракчаа. Агальматолит. 6,8х2,6х6,4 см. Собиратель: Алоева Н.Г. 1983 г. Тувинская АССР

Скульптура «Коза». Автор: К.Т. Хунан. Агальматолит. 4,5х3,2х9,0 см. Собиратель: Алоева Н.Г. 1983 г. Тувинская АССР

Важной вехой в развитии камнерезного искусства стало создание самостоятельного Тувинского отделения Союза советских художников. Первый учредительный съезд художников и мастеров прикладного искусства Советской Тувы состоялся 29 марта 1965 г. в Кызыле. Шесть мастеров из десяти тувинских членов Союза художников СССР являлись уроженцами Бай-Тайгинского района. Всплеск тувинского камнерезного искусства приходится на 1970 – 1980-е годы. В настоящее время членами Союза художников России являются сорок выходцев из Бай-Тайги. Признанным патриархом тувинской резьбы по камню еще при жизни являлся Хертек Коштаевич Тойбухаа (1917–1981) – лауреат Государственной премии РСФСР им. Репина (1972), заслуженный художник СССР, лауреат Государственной премии Тувы, заслуженный работник культуры Тувинской АССР. Его ремесло переняли сыновья и дочь. Одно из первых мест в списке именитых мастеров занимает Раиса Ажыевна Аракчаа (1925–1990) – первая женщина-камнерез. Современные мастера сочетают традиционные навыки с профессиональным художественным образованием. Ряд учебных заведений существует в г. Кызыл и Бай-Тайгинском районе.

Скульптура «Дракон». Автор: Б.С. Дупчур. Агальматолит. 11,5х3,5х10,0 см. Собиратель: Алоева Н.Г. 1983 г. Тувинская АССР

Скульптура «Сидящий арзылан» (лев). Автор: Б.С. Дупчур. Агальматолит. 7,8х5,5х9,0 см. Собиратель: Алоева Н.Г. 1983 г. Тувинская АССР

Скульптура «Мальчик с козлом». Автор: Тажал Алдар-оол, 15 лет. Агальматолит. 9,0х3,5х6,0 см. Приобретена от Бышкак Сарыг-Оола Салчаковича. 1988 г. Тувинская АССР, Бай-Тайгинский р-н

Скульптура «Хам» (шаман). Автор: Е.С. Дойнакай. Агальматолит. 7,0х3,5х8,5 см. Приобретена у коллекционера, председателя «Тувинского землячества» в г. СПб, Ондара Валерия Анчыр-ооловича через ЭЗФК РЭМ. 1994 г. Республика Тува, 1993 г.

                        

Скульптура «Погонщик верблюдов». Автор: Э.С. Салчак. Агальматолит. 27,5х6,7х9,5 см. Поступление: через ЭФЗК РЭМ от автора в 2007 г. Республика Тува, Бай-Тайгинский р-н, 2001 г.

Работы тувинских камнерезов представлены в собраниях многих музеев России. Это Российский этнографический музей и Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) в Санкт-Петербурге, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства и Государственный музей искусства народов Востока в Москве и т.д. В фондах Национального музея Республики Тыва им. Алдан Маадыр хранится более тысячи образцов скульптуры из агальматолита и тридцать четыре полных комплекта шахмат.

Стилистические особенности

Сойот с чашкой в правой руке и с бутылкой в левой – детская игрушка. Агальматолит. 7,5х5,0х23,0 см. Собиратель: Ф.Я. Кон. 1902–1903 г. Китайская империя, Северная Монголия, бассейн Верхнего Енисея

Чиновник с четками в руках – детская игрушка. Агальматолит. 13,0х4,9х3,7 см. Собиратель: Ф.Я. Кон. 1902–1903 г. Китайская империя, Северная Монголия, бассейн Верхнего Енисея

Несмотря на влияние китайского и монгольского искусства в первые десятилетия ХХ века тувинская каменная пластика уже имела свои устоявшиеся традиции. Она статична, симметрична и уравновешенна. В ней сосуществуют предельная достоверность образа и декоративная стилизация формы. Важной особенностью тувинской пластики является смелое нарушение пропорций тела животного. Это допускается и в современной антропоморфной скульптуре с целью подчеркнуть ту или иную особенность, усиливая тем самым ее выразительность и декоративность. Кроме того, для традиционной скульптуры типичны четкое построение композиции, отсутствие психологизма и большая декоративность.

Скульптура «Козел». Автор: Х.К. Хуна. Агальматолит. 10,5х3,6х5,5 см. Поступление: передача от Союза художников СССР и Всесоюзного производственно-художественного комбината Министерства Культуры СССР в 1970 г.

Скульптура «Собака». Автор: Х.К. Хуна. Агальматолит. 7,6х7,2х2,5 см. Поступление: передача от Всесоюзного производственно-художественный комбинат Министерства Культуры СССР в 1974 г. Тувинская АССР

Скульптура «Козел». Автор: Б. Саая. Агальматолит. 8,5х4,0х12,0 см. Собиратель: Алоева Н.Г. 1979 г. Тувинская АССР

Скульптура «Як». Автор: Саая Когел. Агальматолит. 9,4х4,4х9,0 см. Приобретена у коллекционера, председателя «Тувинского землячества» в г. СПб, Ондара Валерия Анчыр-ооловича через ЭЗФК РЭМ. 1994 г. Республика Тува

В советское время становилось все больше мастеров, приобретших индивидуальный творческий почерк. В тувинскую каменную скульптуру были привнесены сложные композиции, динамика, новые стилистические элементы. Мастера от фронтальной статичности переходят к пластике сложных по ритму многофигурных композиций. В 1970-е годы тувинская скульптура наполняется динамизмом мощного и стремительного движения. Причем у потомственных камнерезов стилистика и темы меняются крайне редко. Как правило, новое привносят художники, либо поздно пришедшие к обработке камня, либо непотомственные мастера. В последнее время в отделке скульптур стали использоваться декоративные элементы – по большей части волнистые линии и спиралевидные завитки (чалбыыштап, кошкар мыйызы).

Тематический диапазон

Чиновник в китайской шапочке – детская игрушки. Агальматолит. 3,0х3,1х4,5 см. Собиратель: Ф.Я. Кон. 1902–1903 г. Китайская империя, Северная Монголия, бассейн Верхнего Енисея

Чиновник с табакеркой в руках – детская игрушка. Агальматолит. 2,4х3,0х4,6 см. Собиратель: Ф.Я. Кон. 1902–1903 г. Китайская империя, Северная Монголия, бассейн Верхнего Енисея

Чиновник – детская игрушка. Агальматолит. Подставка – 5,5х5,5; выс. – 17,0 см. Собиратель: Ф.Я. Кон. 1902–1903 г. Китайская империя, Северная Монголия, бассейн Верхнего Енисея

Тувинка – детская игрушка. Агальматолит. 4,5х2,8х12,5 см. Собиратель: Ф.Я. Кон. 1902–1903 г. Китайская империя, Северная Монголия, бассейн Верхнего Енисея

Тематический диапазон тувинской каменной пластики разнообразен. Из агальматолита традиционно изготавливались детские игрушки, вещи утилитарного назначения (крюки для подвешивания колыбели, чашки, тушечницы), скульптура и шахматы. В скульптуре можно выделить антропоморфную, анималистическую, композиции на исторические, бытовые, фольклорные (сказочные, мифологические) сюжеты, а также ритуальную скульптуру, изображающую персонажей буддийского пантеона, буддийские атрибуты и символы.

Дикая коза – детская игрушка. Агальматолит. 5,0х3,5х2,5 см. Собиратель: Ф.Я. Кон. 1902–1903 г. Китайская империя, Северная Монголия, бассейн Верхнего Енисея

Верблюд – детская игрушка. Серпентинит. Подставка: 5,9х2,9; выс. – 7,3 см. Собиратель: Ф.Я. Кон. 1902–1903 г. Китайская империя, Северная Монголия, бассейн Верхнего Енисея

Гусь – детская игрушка. Агальматолит. 6,0х2,7х4,7 см. Собиратель: Ф.Я. Кон. 1902–1903 г. Китайская империя, Северная Монголия, бассейн Верхнего Енисея

Скульптура «Играющие лисята». Автор: Тойбухаа Х.К. Агальматолит. 24,0х7,0х9,0 см. Собиратель: П.И. Каралькин. 1957 г. Красноярский край, Тувинская АО, Бай-Тайгинский р-н

                    

Скульптура «Верблюд». Автор: Х.К. Хуна. Агальматолит. Дл. – 11,4; выс. –  11,0; подставка 6,2х3,8 см. Поступление: передача от Союза художников СССР и Всесоюзного производственно-художественного комбината Министерства Культуры СССР в 1970 г.

Анималистический жанр – одно из наиболее распространенных направлений в скульптуре малых форм. Древнейшие изображения из камня относятся еще к эпохе палеолита. Народные мастера – прекрасные знатоки повадок животных, так как каждый из резчиков – потомственный охотник или скотовод. 

Скульптура «Охотник с собакой». Автор: Х.К. Тойбухаа. Агальматолит. 7,4х8,0х13,0 см (охотник); . 6,4х3,2х7,0 см (собака). Собиратель: П.И. Каралькин. 1957 г. Красноярский край, Тувинская АО, Бай-Тайгинский р-н

Скульптура «Арзылан» (лев). Автор: К.Т. Хунан. Агальматолит. 6,5х2,5х7,5 см. Собиратель: Алоева Н.Г. 1983 г. Тувинская АССР

Скульптура «Дракон-громовержец». Автор: Б.С. Дупчур. Агальматолит. 16,0х13,0х2,0 см. Собиратель: Алоева Н.Г. 1983 г. Тувинская АССР

                          

Скульптура «Наездник на яке». Автор: Р.К. Салчак. Агальматолит. 7,3х3,4х7,5 см. Собиратель: Алоева Н.Г. 1983 г. Тувинская АССР

Наездники и охотники с собаками, поединки животных, сцены укрощения и приручения коней и быков, сюжеты, достоверно передающие повадки диких животных, вошли в творческий арсенал тувинских мастеров. К антропоморфным образам относятся простые араты (скотоводы), представители знати и чиновничества (в период вхождения Тувы в состав Китайской империи), буддийские священнослужители, шаманы, борцы, музыканты, охотники. Из фантастических существ чаще всего изображаются львы (арзыланы) и драконы (улу).

                                  

Набор шахмат, состоящий из шахматной доски и комплекта фигур. Автор: Э.С. Салчак.

Агальматолит, дерево, кожа, бархат искусственный. Доска: 28,5х28,5х8,5 см. Ящички для хранения фигур: 13,0х10,0х3,7 см. Шахматные фигуры (максимальный размер): 2,5х2,5х5,0 см. Поступление: через ЭФЗК РЭМ от автора в 2007 г. Республика Тува, Бай-Тайгинский р-н, 2003г.

Важнейшей областью тувинской резьбы по камню всегда считались шахматы. Именно они в настоящее время служат экзаменом на творческую зрелость мастера. Правда, в кочевой культуре тувинцев ряд индийских фигур заменили буддийские образы – колесо Дхармы, узел счастья (олчей удазыны), Гаруду (Хан-Херети), фантастического льва арзылана, а также реальные животные и средства передвижения – повозки, кибитки на колесах, верблюды. Единственной антропоморфной фигурой остался король (нойон), преобразовавшийся в князя или ламу, и ферзь супруга нойона.      

Тувинская мелкая пластика обладает настолько ярким и узнаваемым стилем, что многие ее черты были перенесены и на современную городскую скульптуру, украшающую г. Кызыл и некоторые районные центры.

                                                                   

Список литературы:

Алоева Н.Г. Художественная обработка камня у тувинцев // Промыслы и ремесла народов СССР. Л., 1986. С. 124–134.

Будегечиева Т.Б. Художественное наследие тувинцев. М., 1995.

Вайнштейн С.И. История народного искусства Тувы. М., 2007. С. 224.

Вайнштейн С.И. Прикладное искусство тувинцев // Ученые записки ТНИИЯЛИ. 1964. № 11. С. 257–277.

Гончарик Н.П. Тувинская резьба по камню в собрании ГХМАК // // Искусство Евразии. 2019. № 3. С. 242–257.

Достояние России. Камнерезное искусство Тувы. URL: http://sib100.ru/dostojanie-rossii-kamnereznoe-iskusstvo-tuvy/

Дыртык-оол А.О. Народное изобразительное искусство тувинцев // Каталог выставки “Тува – в беге времени”. М., 2014. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства.

Иргит А.К. Дракон и лев в каменной пластике Тувы // Вестник Вятского государственного университета. 2010. № 82. С. 178–181.

Иргит А.К. История развития и современное состояние каменной пластики Тувы. Автореф. канд. дисс. Красноярск, 2017.

Иргит А.К. Орнамент в тувинской каменной пластике малых форм // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2010. № 1.

Иргит А.К. Тувинские шахматы в камнерезном искусстве малых форм. Электронная публикация.

Карпун А.Л. Искусство тувинских камнерезов в собрании ВМДПНИ // Каталог выставки “Тува – в беге времени”. М., 2014. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства.

Карпун А.Л. Искусство тувинских камнерезов // Тувинская камнерезная пластика. Каталог. Выставка скульптуры малых форм из коллекции Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства. –М.: Институт востоковедения РАН, 2004.

Качан И. Чонар-даш, который никто не видел // Новые исследования Тувы. http: www.tuva.asia/news/tuva/7644-chonardash-kotoryy-nikto-ne-videl.html

Кисель В.А. История камнерезного искусства Тувы. Музейные коллекции и научные исследования // МАЭ РАН. 2004. С. 44–56.

Кисель В.А. Малоизвестный мотив камнерезного искусства Тувы (полевые материалы 2000–2014 гг.). Электронная публикация.

Кисель В.А. Тува в Санкт-Петербургской Кунсткамере // Каталог выставки “Тува – в беге времени”. М., 2014. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства.

Кисель В.А. Тувинское искусство мелкой пластики и образ нойона // Новые исследования Тувы. 2014. № 1. С. 63–74.

Кореняко В.А. Декоративно прикладное искусство Тувы в собрании ГМИНВ (каталог мелкой пластики) // Научные сообщения Государственного музея искусства народов Востока. Вып. XVII. М.: Наука. 1984. С. 58–1.

Кореняко В.А. Искусство народов Центральной Азии и звериный стиль. М.: Восточная литература. 2002.

Кореняко В.А., Чистякова М.Б. Произведения тувинских камнерезов в минералогическом музее им. А.Е. Ферсмана // Новые данные о минералах. 2012. Вып. 47. С. 93–101.

Косова А.В. Формирование этнической идентичности в камнерезном промысле Тувы. Бакалаврская работа. Красноярск, 2018. Электронная публикация.

Троякова Ю.К. Камнерезное изобразительное искусство Тувы в 1965–1970-е гг.: истоки, проблемы и тенденции развития // Историческая и социально-образовательная мысль. 2013. № 4 (20). С. 46–50.

Хертек А.С. Современное камнерезное искусство Тувы. Династия Тойбухаа // Искусство Евразии. 2019. № 3. С. 187–201.

Чамзы Э.Т. Тувинские шахматы в камнерезном искусстве малых форм // Инновационная наука. 2016. № 3 (14). С. 144–146.

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.

Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.