Главная: Коллекции и экспозиции: Выставки онлайн: «Я пробрался в глубь неизвестных стран…». Этнограф и путешественник С.И.Сергель

«Я пробрался в глубь неизвестных стран…». Этнограф и путешественник С.И.Сергель

Авторы: Н.И.Ивановская, кандидат исторических наук, научный сотрудник высшей категории отдела этнографии народов Северо-Запада и Прибалтики; А.А.Чувьюров, кандидат исторических наук, научный сотрудник высшей категории отдела этнографии народов Поволжья и Приуралья  

Время и место экспонирования: 2012г., Российский этнографический музей

Сергей Иванович Сергель (1883–1955) – этнограф, путешественник, один из первых отечественных исследователей традиционной культуры коми и зарубежных саамов Норвегии и Финляндии. В 1906–1908гг. он, будучи студентом естественного отделения физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета, собрал и передал музею этнографические материалы, имеющие основательную научную и музейную значимость. При этом следует отметить, что имя С.И.Сергеля вплоть до недавнего времени было известно, в основном, музейным специалистам, которые широко используют собранные им коллекции в экспозиционной практике. Жизнь его сложилась таким образом, что успешно начинавшаяся карьера этнографа-исследователя (он был учеником известного антрополога и этнографа Ф.К.Волкова) прервалась в самом её начале.

Уникальные фотографии, сделанные им во время своих путешествий на территорию коми и к зарубежным саамам, и являющиеся, по существу, фотоэнциклопедией уже ушедшей в прошлое народной культуры, были многократно использованы различными исследователями в научных и популярных изданиях, но всегда без указания авторства.  Выставка была одним из этапов длительной работы её авторов по возвращению имени С.И.Сергеля в историю этнографической науки.

Большая часть фотографий С.И.Сергеля из собрания РЭМ, так же, как и восстановленная по архивным документам его биография, опубликована в издании, которое стало итогом этой исследовательской деятельности: Сергей Иванович Сергель. Этнограф и путешественник / Авторы-сост. Н.И. Ивановская, А.А. Чувьюров – СПб.: Славия – 2011. – 180 с.

               

Экспедиция С.И.Сергеля на территорию Коми края

В феврале 1906г. началось сотрудничество студента Сергея Сергеля с Этнографическим Отделом Русского музея, который счёл возможным включить его в число своих корреспондентов. Весной того же года он отправился из Вологды пароходом в г.Усть-Сысольск. Далее путь его лежал по берегу в верховья р.Вычегды.

Так началась первая в его жизни этнографическая экспедиция. Её основной задачей было изучение традиционной культуры коми зырян и сбор этнографических коллекций для пополнения музейного собрания. 

В конце июня 1906г. он добрался до крупного волостного села Помоздин в верховьях р.Вычегды. В поисках типичной зырянской деревни, где сохранились архаичные формы традиционной народной культуры, Сергель, по совету местного учителя, направился в с.Бадь-йоль, расположенное в нескольких километрах к западу от Помоздина. В этой деревне он прожил два месяца, занимаясь стационарными исследованиями традиционного образа жизни коми. Это была одна из первых в истории этнографических исследований коми зырян целенаправленная стационарная научная экспедиция. 

За время своего пребывания на территории Коми края Сергель собрал 490 первоклассных этнографических памятников, а также выполнил более двухсот уникальных фотографий. По результатам экспедиции Сергель сдал в ЭО РМ рукопись, содержащую описание зырянских построек в Помоздинской вол. Усть-Сысольского у. Вологодской губ., с приложением чертежей.

Хорошо аннотированные коллекции достаточно полно характеризуют такие сферы традиционной культуры коми как земледелие, охота, рыболовство, ремёсла, домашний быт, средства транспортировки, мужская и женская одежда, народная медицина. Коллекции С.И.Сергеля заложили фундамент коллекционного собрания РЭМ по коми, а выполненные им во время экспедиции фотографии зафиксировали явления безвозвратно ушедшей народной культуры.

          

Молодой коми-зырянин, собравшийся на сенокос.

В правой руке у него грабли. Поверх рубахи из самотканой материи – шабура – одет лаз – жилет из кожи, для защиты от дождя. На плече висят ружьё, круглая поршница – пороховница, дроб-доз – дробница и другие принадлежности охоты.

Вологодская губ., Усть-Сысольский у., Помоздинская вол., д.Бадь-йоль. 1906г.

        

        

Пахота сохой. Вологодская губ., Усть-Сысольский у., Помоздинская вол., д.Вильгорт. 1906г.

Женщина у колодца. Вода достаётся чепнёй – берестовым сосудом, привязанным к длинному шесту, конец которого торчит из колодца. Вологодская губ., Усть-Сысольский у., Помоздинская вол., д.Бадь-йоль. 1906г.

           

Экспедиция С.И.Сергеля к саамам Норвегии и Финляндии

В начале июня 1907г., через 10 месяцев после возвращения из Коми края С.Сергель отправился, вновь по поручению ЭО Русского музея, в своё следующее путешествие к саамам Норвегии и Финляндии. Целью этой экспедиции был сбор этнографических коллекций у саамов норвежской северной провинции Финнмарк. 

Первоначальной задачей молодого исследователя было знакомство с жизнью морских саамов. Он обогнул всю северную оконечность Норвегии, передвигаясь пароходом, на лодке, а местами и пешком, без проводника, холодным полярным летом, с огромным  вещевым мешком за плечами, ночуя под открытым небом, часто под дождём, завернувшись, как пишет Сергель, в «непромоканец» (брезентовый дождевик). На побережье Порсангер-фьорда ему удалось собрать небольшую коллекцию предметов по рыболовству.

Дальнейшей целью С.Сергеля было изучение быта саамов-оленеводов, кочующих в западной и центральной части Финнмарка. Ему удалось заключить договор с оленеводом Генриком Андерсеном Сара, по которому тот обязывался предоставить путешественнику место в коахты (переносное жилище) меховое одеяло, полное питание и доставить его в Карашок, одно из центральных селений внутреннего Финнмарка. Таким образом, на несколько месяцев Сергель, вплоть до прибытия 26 ноября 1907г. в Карашок, погрузился в кочевую жизнь.

Как и во время своего пребывания у коми в 1906г., он занимался изучением антропологических типов саамов-кочевников, внешнего вида и внутренней планировки жилища, процесса его установки и разборки, традиционной пищи и одежды, принимал участие в пастьбе оленей. В Карашоке, куда Сергель прибыл в конце ноября, он имел возможность познакомиться с особенностями быта оседлых оленеводов.

В конце декабря Сергель едет в Иннари, поселение на берегу одноименного озера в Финляндии, один из центров финской Лапландии, а затем посещает селение Каутокейно – центр западного Финнмарка.

В конце января 1908г., с окончанием полярной ночи, С.Сергель отправился на лыжах по территории Финляндии, пройдя свыше 300 км за две недели и наблюдая жизнь финских саамов. В начале весны 1908г. С.Сергель вернулся в Петербург.

Собранная им коллекция, количеством в 317 номеров, представляет собой ценнейший источник по этнографии зарубежных саамов, характеризуя особенности культуры различных этнических групп: морских и речных саамов, кочевых и оседлых оленеводов. В суровых условиях полярной зимы им было сделано около ста фотографий, которые зафиксировали различные стороны жизни северных номадов.

Летнее переносное жилище – коахты, остов которого состоит из четырех дуг и нескольких прямых жердей, расставляемых в виде усеченного конуса. Норвегия. Финнмарк. 1907г.

Женщина средних лет. Саамские женщины носили чепчик, плотно облегающий  волосы и закрывающий уши. Норвегия. Финнмарк. 1907г.

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.

Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.