Роспись иглой

Необходимая экспозиционная площадь: 150–200 кв.м

Количество экспонатов: 220

Хронологические рамки материалов выставки: XIX – середина XX века

Выставка «Роспись иглой» подготовлена на основе коллекций Российского этнографического музея (Санкт-Петербург).

Основная идея выставки – представить этнокультурное многообразие России в отражении традиций вышивального искусства середины XIX – конца XX века. Столь глубокая ретроспектива позволяет проследить динамику традиций вышивания, увидеть, какое место занимала вышивка в культуре того или иного народа. В настоящее время, практически утратив прикладное значение, она приобрела статус этнического символа или культурного бренда отдельных территорий.

На выставке представлены как полные костюмные комплексы, так и отдельные предметы. Наиболее архаичными женскими костюмами являются хантыйский и ижорский, сохранившие древние черты одежды финно-угорского населения Евразии. Костюмы из северных и южных областей Европейской России наглядно демонстрируют различия в облике двух основных этнографических групп русских. Место вышивки в мужском костюме показано на примере традиций горцев – гуцулов и грузин-хевсуров.

Специальный раздел выставки посвящен головным уборам как предмету костюма с наиболее сложной знаковой системой. Вышивка в детских головных уборах выполняла функцию оберега, в девичьих – маркировала брачный возраст, в свадебных – выражала идею полноты жизни, а в головных уборах молодых мужчин и женщин знаменовала молодость и плодородие. Декор головных уборов повсеместно имел яркие локальные или племенные черты.

Особый раздел выставки посвящен вышитой обуви, встречавшейся нечасто. Подлинными шедеврами декоративно-прикладного искусства являются женские свадебные сапожки уйгуров Синьцзяна, узбеков Хорезмского оазиса, лакцев Центрального Дагестана.

Экспонаты выставки демонстрируют разнообразие материалов вышивки, выбор которых обуславливался характером хозяйства, этническими или региональными традициями, торговыми связями. Самыми дорогими были золотые и серебряные нити, которые в XIX веке производили фабричным способом. Шелковые нити благодаря их благородному блеску были популярны повсеместно, причем в Средней Азии и на Южном Кавказе использовали собственную продукцию, а в других регионах этот товар был привозным. Бисер высоко ценился у народов Поволжья и Сибири, в Прибалтике же был популярен стеклярус. Льняные, конопляные, хлопчатобумажные и шерстяные нити широко использовали народы Европейской России. Нити домашнего изготовления подвергались довольно сложной обработке. Например, в некоторых районах Украины их красили в соломенный цвет, запекая в тесте, замешанном с солью хромовой кислоты, а затем вощили для придания им блеска и упругости. В конце XIX века натуральные красители уступили место химическим, что повлекло изменение цветовой гаммы вышивок – в них появились сиреневый, фиолетовый, оранжевый, ярко-розовый цвета.

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.

Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.