«Серебряный наряд»

Необходимая экспозиционная площадь: не менее 100 – 150 кв.м

Количество экспонатов: около 150

Хронологические рамки материалов выставки: конец XVIII – начало XXI века

Выставка рассказывает о традиционных украшениях из серебра и металла, бытовавших в Балтийском регионе в XVIII – нач. XX в., а также об их современных интерпретациях, изготовленных мастерами и художниками ювелирами во второй половине ХХ – нач. XXI в.

Начиная с эпохи Средних веков, фибулы и ожерелья – непременное дополнение празднично-обрядового костюма, в первую очередь женского – у всех народов Балтийского региона. Особой самобытностью в XIX в. они отличались у латышей, эстонцев и сету.

В культуре этих народов металлическим украшениям исконно был присущ высокий семиотический статус. Их бережно хранили, передавая из поколения в поколение. История отдельных ювелирных изделий из собрания РЭМ насчитывает 300 – 400 лет. Украшения маркировали социальный статус владелицы, возрастную принадлежность, а в отдельных случаях могли поведать о вероисповедании и вассальной зависимости.

В XIX в. люди владели знанием символического языка орнамента. «Рука в руке» – сакта, подаренная женихом невесте (латыши); «крест и орел» в композиции большой конусообразной фибулы, значит, обладательница ее – православная крестьянка, поданная русского царя (сету).

Хранители и аккумуляторы древней женской магии, украшения народов Прибалтики в то же время могут служить примером органичного сочетания этнических традиций и западноевропейских художественных стилей в ювелирном искусстве. Отчасти подобный феномен был обусловлен тем, что мастерами-изготовителями многих украшений были немцы и шведы, профессиональные цеховые ювелиры Дерпта (Тарту), Ревеля (Таллинна), Риги, работавшие на «заказ» коренного населения – эстонцев, латышей, сету. В результате этого своеобразного «сотрудничества» рождались новые формы и типы украшений, оригинальные вариации художественно-орнаментальных композиций.

Выставка состоит из четырех разделов:

Первый раздел посвящен истории бытования и эволюции главного украшения всех прибалтийских женщин – фибуле, которая к ХХ веку превратилась в один из символов национальной культуры Латвии, Эстонии и Сетумаа. На примере латышской сакты прослеживается, каким образом орнаментальные мотивы, восходящие к различным стилям в искусстве: готике, ренессансу, барокко соединялись в произведениях народного искусства – в изделиях, изготовленных в двух этнолокальных «школах» сельских златокузнецов: курземской и видземской, которые сформировались под влиянием профессионального ювелирного ремесла городских центров в Латвии.

Второй раздел рассказывает о своеобразии эстонских металлических украшений, о влиянии лютеранской культуры на их форму, идейно-художественное содержание и на особенности ношения в составе комплексов народной одежды, а также – о влиянии эстонской традиции на культуру родственного малого прибалтийско-финского народа – сету, проживавшего в окрестностях Псково-Печерского монастыря и испокон веков исповедующих православие. 

Третий раздел представляет историю формирования металлических шейно-нагрудных украшений, входивших в состав уникального «серебряного наряда» сету, и их трансформации под влиянием северно-европейской, эстонской, русской и церковной культур в период с конца XVIII в. до середины XX в.

В четвертом, заключительном разделе выставки, демонстрируются изделия художников-ювелиров и народных мастеров Прибалтики, работающих в направлении историко-этнографической реконструкции (см. онлайн-выставки РЭМ: «Возвращение к истокам...»).

Выставка дополнена фотоматериалами, содержит сопроводительные тексты и этикетки.

Традиционные украшения из серебра и металла: латыши

Традиционные украшения из серебра и металла: эстонцы

Традиционные украшения из серебра и металла: сету

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.

Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.